И в пятый год четвертой седмины этого юбилея 144 , в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба, и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу, на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему, и сказал Авраму: «Я – Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою, и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам, отныне до века; но Авраам (Abraham) будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И Я поставляю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя в их родах. И Я дал тебе и семени твоему после тебя землю, – ибо ты пришлец в ней, – землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. и Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «и храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление. И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого необрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара – имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И остались дети Израилевы в бескрайней пустыне по дороге в Ханаан пусть с великим пророком, но без Божественного Педагога. Да и что был теперь сам Моисей? – Сойди отсюда! – сказал Господь. – Сойди с высоты славы своей. Я дал тебе эту славу только ради народа Моего. Теперь, когда совратился народ, для чего надобен ты Господу? с. 71, Агада, Берешит-Раба, 32,]. Теперь и сам великий Моисей мог остаться чем-то не больше арабских халифов. И все от того, что отымалась слава Ягве, отымался огонь Божественной любви от жены-изменницы, от поклонившегося золотому тельцу народа. И не было уже никакой радости от того, что и хананейские племена будут изгнаны, и земля, где течет молоко и мед, будет им дана. Ведь не осталось Жениха! Очень своеобразную и глубокую мысль излагает в связи с происшедшим под Синайской горой св. Ириней Лионский . Согласно св. Иринею, любовь Божия дала возлюбленному народу только естественный закон – десятословие и более ничего. Любовь сама научает всему. Но вот – измена. Народ поклоняется богу чужому, золотому тельцу. Народ с вожделением оглядывается на землю своего рабства. И тогда ему дается Богом закон рабов. Теперь вы будете жить не по любви, а по рабским 613-ти предписаниям закона Торы, да по еще большим предписаниям преданий старцев. Вместо любви вы явили жестокосердие и жестоковыйность. Вот вам и ярмо закона, данного уже не по любви Божией, а по вашей рабской жестокости! А могло быть все иначе! Ведь Моисей был недалеко от Мессии. А теперь. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко ( Чис. 24:17 ). И не только во времени, а и в той отдаленности, что легла между предписаниями закона и Евангелием. А могло бы быть все иначе... У св. Иринея Лионского об этом говорится так: «Ибо Бог сперва наставлял их [иудеев. – Г.Ф.] через естественные заповеди, изначала насажденныя в людях, т.е. через Десятословие – неисполняющий котораго не имеет спасения – и ничего более от них не требовал. Так Моисей говорит во Второзаконии: эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе, и ничего не прибавил, и написал это на двух досках, и дал мне ( Втор. 5:22 ), дабы желающие следовать Ему соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту, желая быть рабами вместо свободных; то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом рабства... не другим Богом, а тем же самым дан им такой Закон, приспособленный к их рабскому состоянию. Посему и в книге Исход Он говорит Моисею: Я пошлю пред тобою Ангела (Моего); ибо Я не пойду с тобою, потому что вы народ жестоковыйный ( Исх. 33:2–3 ). И не только это, но Господь показал, что некоторыя заповеди им даны Моисеем по грубости их и непокорности. Когда они спросили Его: почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою, то Он сказал: он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так ( Мф. 19, 7.8 )» Против ересей, кн. 4, гл. 15, пп. 1–2].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Идеальной формой управления является теократическая монархия (власть церковных судий), когда власть всецело принадлежит только Богу, и только от Него исходит, через Его судий. Когда евреи хотели заменить теократическую монархию (власть судии священника Самуила) обычной монархией, то Господь Бог сказал пророку Самуилу: «… послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» ( 1Цар.8:7 ). А весь период царей являлся периодом духовного упадка. Сказано: «потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» ( 4Цар.23:22 ). Представьте себе, братия и сестры, все эти цари так были заняты собою, что во все их дни Пасха не праздновалась. Разве это не упадок? Разве это не духовный кризис? А что говорить о других формах правления… Россия вышла из большевистского «египетского» пленения, но что встретило ее на пути в православный Ханаан – культ золотого тельца в пустыне. И нас всех хотят заставить скакать и радоваться вокруг этого нового золотого «бога» (идола). Теперь национальная идея россиян одна – обогащение. Нам нужен период судий, который один может привести Россию в Землю Обетованного возрождения Святой Руси. Период, когда судебная и законодательная власть будет находиться под полным контролем судий-пророков, судий-священников. Третий вопрос: почему сказано у Матфея, что от Вавилона до Христа четырнадцать родов; считаем, находим только тринадцать родов. Златоуст поясняет: «мне кажется, что он (то есть евангелист Матфей – О.С.) причисляет к родам время пленения (пленения греховного – О.С.) , и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами» 5 . Иными словами, Христос по Божеству вошел в этот мир, а по Человечеству – вышел из него. Он соединился и всецело сроднился с нами и стал, таким образом, одним из нас. Апостол Павел писал: «Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но попытаемся, сколько можем. Вот Боговидец Моисей рукою крепкою и мышцею высокою вывел израильтян из Египта, провел сквозь Чермное море и привел к подложию горы Синая. Вот с Синая Господь Бот только что изрек израильтянам Свой закон и вступил с ними в завет. Вот немного дней назад израильтяне поклялись быть верными Богу и завету Его. Вот, посредник этого завета между Богом и Израилем, Моисей несет с горы Синая врученный ему от Бога, начертанный перстом Божиим Скрижали Завета. Но видевше люди, что умедлил Моисей сойти с горы, на которой он пробыл всего только 40 дней, с крайним легкомыслием нарушили завет, который клялись соблюдать вечно, слили себе золотого тельца и пляшут около него и поют: вот бог твой, Израиль, который извел тебя из земли египетской. Пораженный чудовищною легкостью такого вероломства, в тяжком гневе Моисей сокрушает Богоначертанные Скрижали, казнит смертью до трех тысяч мужей; а сам поспешает обратно на Синай и там изрекает свою беспримерную молитву: «молюся Тебе, Господи: согрешили люди сии грехом великим, и сотворили себе бога золотого. И ныне, если оставиши им грех их, остави; аще же ни, изглади меня самого из книги живота; в которую Ты вписал меня». Молитва беспримерная по беспримерному самоотверженно. Моисей был в отчаянии за грех людей; он отчаивался в возможности прощения, в милосердии Божием, и, однако же, получил ответ: «сойди отсюда, и веди людей сих на место, о котором я сказал тебе; и се ангел мой предъидет пред лицом твоим». И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы кто говорил с другом своим. Что Моисей видел на горе Синае, когда лицом к лицу беседовал с Богом, мы не знаем; но верно то, что лица Божия не видел. А это назначение всего человечества в вечности – зреть лице Божие; это туга всех святых высоких душ и на земле – зреть лице Божие. Вот высший, совершеннейший носитель этой общечеловеческой туги, друг Божий, ближайший к Богу из людей, Моисей возымел душевную силу обратиться к Богу с молитвою о лицезрении Бога. Вот он молится Богу: «се Ты мне глаголеши: веди людей сих.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Писание свидетельствует, что Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (33,11), в то время как люди, ожидавшие внизу, «не видели никакого образа» (Втор 4,15). Но это не значит, что мистическое созерцание позволило пророку постичь саму божественную Тайну. В Исх 33,12-23 мы читаем, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Поэтому на просьбу Моисея дать ему познание Сушего Господь являет лишь отблеск Своей Славы: «Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Не только Бог есть неприступная Святыня, но и отражение Славы Его на лице Моисея было невыносимо для народа: «И видели Сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое» (34,35). Слава (евр. Кавод) есть форма Теофании, излияние в мир мощи Творца. В Новом Завете Гоподь Иисус явит Славу Свою на иной горе, в присутствии Моисея и Илии (двух пророков, молившихся на Синае), и ученики узрят ее «якоже можаху». Величайшим снисхождением Сущего станет Его приход во плоти: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9). Таким образом, Ветхий Завет учит, что, даже открываясь людям, пребывая среди них, Сущий оставался запредельным, исполненным тайны. В полноте «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1,18). 7. Золотой телец (Исх 32). Тем временем люди, долгое время ожидая Моисея, чувствуют себя осиротевшими и боятся, что вождь навсегда покинул их. Его учение о незримом Творце с трудом проникало в сознание израильтян, еще недавно чтивших идолов (Иез 20,8). Поэтому они принуждают Аарона сделать им изваяние тельца, который бы олицетворял Ягве, и устроить в честь Него праздник. В прошлом экзегеты считали, что золотой телец есть вариант египетского Аписа, почитавшегося в виде быка. Однако теперь признается боле вероятным, что телец выступал здесь в качестве общесемитского символа божества плодородия (каким и хотели представить Ягве). В рассказе о золотом тельце как бы испытывается и вера Моисея. Бог предлагает ему стать новым Авраамом, основателем нового народа Божия, в то время как прежний будет истреблен. Но Моисей выступает ходатаем за падших. Им движет не только сострадание к Израилю, но и ревность о Боге, Завет Которого должен быть непреложным. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (32,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Эта картина (одна из поздних работ Рембрандта) демонстрирует эпизод, изложенный в книге Исход. Художник запечатлел момент, произошедший после получения Моисеем Скрижалей Завета. Господь говорит Своему пророку спуститься с горы, чтобы остановить языческое безумство, охватившее израильский народ: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» ( Исх 32: 7 ). «…Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…» . ( Исх.32:19 ). Описание В центре композиции художник поместил величественную фигуру пророка Моисея, только что спустившегося с синайской горы и обнаружившего, что во время его отсутствия израильтяне стали поклоняться золотому тельцу. В отчаянии и душевном негодовании он поднимает каменную плиту с написанными заповедями Завета, чтобы разбить ее. Моисей изображен сомневающимся: он не знает, не следует ли ему уничтожить скрижали Завета, потому что после того, как он получил их от Бога на горе Синай, он вернулся к еврейскому народу и нашел его поклоняющимся золотому тельцу. Луч света озаряет его печальное лицо — Пророк скорбит об отступничестве своего народа, не исполняющего Божественный Закон, впавший в беззаконие и непослушание. Но Всемилостивый Господь не оставляет Моисея в этот переломный момент его служения: наказание необходимо, чтобы вразумить народ израильский идти праведным путем. Большие размеры полотна, на котором изображен всего один персонаж, выразительные черты старого Моисея и нерешительность, с которой он поднимает скрижали, — все это делает данное произведение психологически захватывающим, живым. История Рембрандт написал эту картину в 1659 году,  в последний период своего проживания на окраине Амстердама . Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/moisej-razbivajusch...

16:3,12–14). Сломить это восстание, заставить народ снова повиноваться себе – единственное средство для этого со стороны Моисея слово увещания и убеждения народа, подкрепляемое иногда особенными знамениями Божиими, благодетельными и гибельными для народа. В этом-то способе управления народом посредством его собственных природных начальников, на которых можно действовать только убеждением, в этом-то неимении своих подручных исполнителей своих распоряжений, обязанных своею властью ему одному, и заключается для Моисея особенная трудность управления израильским народом; отсюда становятся понятными и горькие жалобы Моисея на слишком тяжелое для него бремя управления народом. «Для чего Ты мучишь раба Твоего, говорил он, обращаясь к Иегове, после одного сильного возмущения со стороны народа? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?... Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною; то умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» ( Числ.11:11–15 ). Правда, в жизни Моисея встречается случай, показывающий, по-видимому, что и он имеет под рукою лиц, всегда готовых приводить в исполнение его распоряжения, если даже для этого требуется приведение в действие меча. Это было при Синае. Народ только что вступил в завет с Иеговою и тотчас же нарушил его самым позорным образом – произведением золотого тельца и служением ему. Во гневе на народ Моисей приказал левитам пройти по стану с оружием в руках и умертвить каждого, встретившегося им на пути, не разбирая при этом ни родства, ни дружбы, – что они и сделали и умертвили около трех тысяч человек (Исх.32). Ho и в этом случае, как показывает рассказ о нем, Моисей действует не по праву политическому над левитами и вообще над израильским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Аз есмъ Господъ Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене, 2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонитися им, ни послужити им. 3. Не приемле имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже святити его: шестъ дней делай, и сотворити в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матеръ твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближнего твоего. Когда голос Божий умолк, израильтяне в страхе сказали Моисею: «говори с Богом ты, но пусть не говорит Он с нами, чтобы нам не умереть». После этого Моисей вступил в облако, покрывавшее гору; там Бог дал ему различные церковные и гражданские законы. Спустившись с горы, Моисей передал народу все слова Господни и записал их в книгу. На другой день после торжественного жертвоприношения он прочитал книгу вслух народу, взял крови жертвенного животного и окропил ею народ со словами: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами». В память синайского законодательства у евреев был установлен праздник Пятидесятницы. 30. Поклонение золотому тельцу По заключении завета с Богом, Моисей взошел на гору и оставался там сорок дней и сорок ночей без всякой пищи. Господь дал ему подробные повеления относительно устройства скинии и богослужения, а также две каменные скрижали, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей. Между тем народ, видя, что Моисей долго не сходит с горы, собрался к Аарону и сказал: «сделай нам бога, который бы шел пред нами, ибо мы не знаем, что случилось с Моисеем». Желая отклонить народ от такого поступка, Аарон потребовал собрать золотые серьги у всех женщин. Евреи не пожалели украшений и принесли их Аарону. Тогда он вылил им из принесенного золота тельца. При виде его, евреи воскликнули: «вот бог, который вывел нас из Египта», принесли ему жертвы и стали пировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

(1) В ответ на огромные потрясения – гибель Северного Царства в 722г. до н.э., причину которой JG видит в отступничестве Израиля (эта мысль получает выразительное повествовательное воплощение в истории о золотом тельце), и завоевание земель ассирийцами, а также их дальнейшие территориальные претензии (ассирийская пропаганда обосновывала свои притязания с помощью указаний на бога Ассура) – JG вырабатывает противоположную концепцию: Яхве, заключив завет с Израилем, передал Израилю в собственность землю, чтобы Его почитали там в качестве единственного и истинного Бога Израиля. Таким образом, JG становится программным текстом для «воинственного» почитания единого Бога Яхве («нетерпимая монолатрия»; ср. обоснование запрета на почитание чужих богов в Исх.34:14 : «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Яхве; потому что имя Его – “Ревнитель”»; это определение Яхве дополняет богословие имени Бога Исх.3:13–14 , также пришедшие из JG!). В культовой и сакрально-правовой направленности преимущественного права Иерусалимского исторического произведения можно увидеть два момента, на основе которых можно делать предположения о датировке: 1. чудесное спасение Иерусалима, места дома Яхве, от ассирийцев в 701г. до н.э. и 2. религиозная политика, которая со времени вступления на престол Манассии (699г. до н.э.) стала приобретать все более синкретический характер ( 4Цар.21:7 : «И поставил Манассия истукан Астарты, который сделал, в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: “в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю Имя Мое навек”»; ср. Исх.32:4 , об Аароне: «Он сотворил из них истукан, и сделал из них литого тельца…» 33 ). Мы видим, что JG – продолжение и подтверждение истории завета Яхве с Его народом – направлено как против реальной и/или идеологической угрозы, исходящей от ассирийской империи (ср. также определение границ земли в Быт.15:18 ), так и против смертельной (ср. гибель Северного Царства) опасности отступничества самого Израиля (ср. Манассия), а потому есть основания датировать JG временем правления Манассии (699–643 гг. до н.э.) или, лучше, первыми годами царства Иосии (641–609).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1Кор.10:5 .  Но не о многих из них благо­волил Бог, ибо они по­ражены были в пустыне. Ср. Чис. 14:29 . 1Кор.10:6 .  А это были образ­ы для нас, чтобы мы не были по­хотливы на злое, как они были по­хотливы. Теперь Ап. начинает выяснять, что великие благодеяния, какие получили от Бога коринфяне, не могут их обезопасить окончательно от суда Божия. – «А это», т. е. отвержение Израиля после стольких милостей Божиих. – «Были образы для нас». Случившееся с евреями предуказывало собою на то, что может случиться и с христианами, и Бог сообщил в Писании об этом, чтобы христиане старались избегать тех похотей, какие погубили некогда евреев, вышедших из Египта. 1Кор.10:7 .  Не будьте также идолопокло­н­никами, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. 1Кор.10:8 .  Не станем блудодей­с­т­во­­вать, как некоторые из них блудодей­с­т­во­вали, и в один день по­гибло их двадцать три тысячи. Ап. указывает на четыре примера грехопадений Израильского народа: два из них, о которых Ап. говорит в 7–8 ст., относятся к наслаждениям, которые были Богом воспрещены, а два последующие (ст. 9–10) – к ропоту, который был вызван в народе Израильском материальными лишениями во время путешествия в пустыне. – «Не будьте также». От похотей евреи перешли и к делу, когда Аарон создал им золотого тельца и в честь его устроил праздник. – «Играть» – правильнее: «плясать». – «Не станем блудодействовать». Этот грех был тесно связан с идолослужением. Ап. припоминает здесь тот случай, когда евреев, по совету Валаама, пригласили мадианитяне к празднеству в честь их бога, Ваал-Фегора, где евреи и впали в грех блудодеяния – «Двадцать три тысячи». По кн. Числ ( Чис.25:9 ) – 24 тысячи. Может быть, предание иудейское намеренно отбавляло здесь одну тысячу, подобно тому, как то же предание говорило, что при Моисее преступнику давали не сорок, а 39 ударов (ср. 2Кор. 11:24 ). 1Кор.10:9 .  Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и по­гибли от змей. 1Кор.10:10 .  Не ропщите, как некоторые из них роптали и по­гибли от истребителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010