Духовная сфера бытия человека состоит из тесно взаимосвязанных между собой факторов веры и жизни, т. е. дел. Вера как отражение духовной сущности человека порождает и определенный образ жизни. Если вера покоится и поддерживается благодатью Божией, то жизнь наполнена гармонией, красотой, радостью и миром душевным. В Библии эта мысль проходит красной нитью; где Бог – там порядок и гармония. На горе Хорив св. пророк Илия увидел Бога в «веянии тихого ветра» [Цар. 19. 12], что знаменовало радость и мир. Но когда вера человека пленяется властью злого духа, в нем извращается не только образ мысли, но и образ жизни. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет, что язычники осуетились в умствованиях своих и веру в Бога изменили на веру в тварь, и от этого стали делать непотребства. Поклонение же твари является по существу служением бесам. Когда же человек начал поклоняться бесам, извратилась и его жизнь, и в этом процессе главную роль сыграл в первую очередь языческий культ. Так, нередко жертвоприношения идолам превращались в дикие оргии, а именно этого и требовал сам культ, который отрицательно сказывался на духовно-нравственном становлении личности, ибо если культ поощряет, например, разврат, то мало что или кто может его обуздать. Так, при горе Синай израильский народ стоял и слушал с благоговением и вниманием и страхом Закон, который Бог через Моисея изрекал ему. Затем Моисей взошел на гору и там пребывал в молитве сорок дней, а народ внизу томился ожиданиями. По лукавству своей природы и недостатку ревности народ начал изменять образ мысли и веры. По требованию народа Аарон вылил золотого тельца и поставил его для поклонения: «И сказали они: вот бог твой, Израиль» [ Исх. 32, 4 ], и поклонялись ему как богу. «На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а потом стал играть» [ Исх. 32, 6 ]. Игры затем перешли в необузданное неистовство. «И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: воинский крик в стане. Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль пораженных; Я слышу голос поющих... Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски...» [ Исх. 32. 17. 18. 19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

И весь народ слушал эти словеса. Но люди убоялись явления Божия среди громов и молнии и сказали Моисею: «Говори ты с нами, и да не глаголет к нам Бог; иначе мы можем умереть. Все же, что ни скажет тебе Бог, мы исполним!» А Господь наперед сказал Моисею: «Если послушают гласа Моего и сохранят завет Мой, будут Мне людьми избранными из всех народов». Тогда Моисей отправился на гору один и оставался там сорок дней и сорок ночей. В это время Господь вручил ему две каменные скрижали Завета, на которых были начертаны заповеди Божий. Когда же Моисей сходил с горы, неся в руках скрижали Завета, и уже приближался к стану сынов Израилевых, он увидел, что они плясали вокруг золотого тельца с песнями и музыкою. Воскипев гневом на такую измену истинному Богу, Моисей бросил скрижали на землю и разбил их. Потом, обратившись к Аарону, сказал: «Что сделал тебе этот народ, что ты навел его на такой великий грех?» Но тот отвечал: «Не гневайся, господин мой, на меня! Ты знаешь, как злы эти люди. Они приступили ко мне, говоря: сделай нам богов, которые ходили бы перед нами, ибо мы не знаем, что сталось с Моисеем, который извел нас из Египта. Я же сказал им: если есть у кого золото, принесите ко мне, и они принесли; я бросил его в огонь, и вылился телец!» Тогда Моисей взял этого тельца, сжег его в огне, превратил в порошок, который потом высыпал в воду и напоил ею израильтян. Сам же отправился опять к Господу и сказал ему: «Молюся Тебе, Господи! Великий грех сотворили эти люди перед Тобою, но прости им грех их! Если же нет, изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня». Но Господь сказал: «Того изглажу Я из книги Моей, кто согрешил передо Мною; ты же сойди теперь вниз и веди этот народ на место, о котором Я сказал. Ангел Мой будет предшествовать тебе. Грех их Я прощу, когда настанет время посещения Моего». Потом Господь снова повелел Моисею взойти на гору. «Истеши себе, – говорил ему Господь Бог, – такие же две каменные скрижали, как и первые, принеси Мне их завтра на гору Синайскую, и Я напишу на них все те слова, которые были на прежних скрижалях». Таким образом, Моисей провел перед Господом еще сорок дней и сорок ночей. И Господь снова написал на двух скрижалях словеса Завета – десять заповедей. 26. Законы гражданские и церковные

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Имя «Цилла» и означает «разжигающая» – имеется в виду разжигающая похоть. А имя «Ада» означает – «невыносимая», «неприятная». Нормальная женщина, стремящаяся к деторождению, представляется чем-то излишним и даже невыносимым. А ведь женщины и спасаются чрез чадородие, о чем недвусмысленно и сказано в Писании: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ). Далее сказано: «Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами» ( Быт.4:20 ). Имя «Иавал» от того же глагола «канна» (приобретать), как и имя «Каин», что наталкивает на мысль о том, что Иавал приобретал скот свой любой ценой, т. е. угоняя и отбивая его. «Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели» ( Быт.4:21 ). Об Иавале сохранилось предание, что он, совершая набеги на чужие стада, строил капища для идолов на холмах, а брат его Иувал, о котором мы прочитали, что «он был отец всех играющих на гуслях и свирели», играл во время языческих оргий. Современные рок- и поп-музыканты – преемники Иувала. Подобно этому языческому шаману, они прославляют в своем диком творчестве насилие, смерть, низменные страсти и демонические силы. Современная музыка как орудие сатаны – является важной и существенной частью в дьявольском заблуждении религии человекобожия (гуманизма). Многие музыканты превратились для нашей молодежи в одушевленных кумиров и идолов. И они, эти современные жрецы-шаманы, хрипящие и орущие, кривляющиеся и прыгающие на сцене, сами мнят себя некими «богами» и всячески подпитывают свой собственный культ личности. Их «бог» – это деньги, гнусная нажива. Они своим пением прославляют «золотого тельца». И если учесть, что почти все современные направления в музыке пришли к нам из США, этого современного Вавилона, то можно только догадываться, какую духовность она несет нашей молодежи. Закон Божий и современная поп-музыка – понятия несовместимые. О пророке Моисее сказано: «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» ( Исх.32:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Исходя из всего этого противники считают нас подобными Иудеям и Еллинам, ибо и мы икону Христову не почитаем, как Бога, но почитаем как Бога Того, Кого икона Христова знаменует. Поэтому в почитании икон, по ложному мнению наших противников, мы иудействуем и еллинствуем. Вот какова нам честь от этого строптивого рода. Исправление претыкающимся Все усилия направлены на то, чтобы показать, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Когда это будет показано, явной станет и ложь наших противников, и расстояние между нами, Православными, с одной стороны, и Иудеями и Еллинами, с другой, поскольку мы святые иконы не обожествляем. Покажу, что говорится в Священном Писании о том, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Книга Исход, глава 32: Иудеи говорили Аарону: Сделай нам бога, который шел бы перед нами ( Исх. 32, 23 ), и когда увидели литого тельца, воскликнули: вот бог твой, Израиль ( Исх. 32, 4 ). 3 Книга Царств, глава 12двух золотых идолах, о которых также Иудеи говорят: вот боги твои, Израиль ( 3Цар. 12, 28 ). Книга Пророка Иеремии, глава 2: Иудеи говорят дереву: ты мой отец и камню: ты родил меня ( Иер. 2, 27 ). Разве не видите, противники, что Иудеи своих идолов называли богами и почитали, как богов. И если бы они в идолах почитали истинного Бога, как вы говорите, то не забыли бы того, чему идолы их научили. Но вот что говорится в Писании: А заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя ( Втор. 32, 18 ). И снова : И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола (...) И позабыли Бога, спасающего их ( Пс. 105, 19–21 ). И снова: удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской» ( Иер. 2, 5–6 ). И снова, говорит Илия Иудеям: Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте ( 3Цар. 18, 21 ). Здесь явно противопоставляется Ваал истинному Богу. Поэтому, поскольку Иудеи почитали идола Ваала, то они не почитали истинного Бога. И снова: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали ( Втор. 32, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Лучше ты один слушай, что скажет Он, и пересказывай нам. Мы же будем тебе верить во всем и делать все, что ты скажешь». Господь одобрил желание народа и сказал Моисею: «Я воздвигну им пророка из среды братьев твоих, как и тебя. Я вложу слово Мое в уста Его. Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; и кто не послушает слов Моих, которые Он будет говорить от Моего имени, с того Я строго взыщу». Вместе с сим Он позволил народу возвратиться в стан, а Моисея потребовал к себе на гору. Моисей вступил в облако, где находился Господь, и получил от Него различные церковные и гражданские законы. Сошедши с горы, он пересказал народу все, что говорил ему Господь, и записал все это в книгу. Утром на другой день Моисей устроил жертвенник и созвал народ для принесения Богу жертвы. Когда заклали тельцов, Моисей отлил половину крови в чашу, а другую возлил на жертвенник. Потом он прочитал вслух народа книгу завета и, когда народ поклялся исполнять все повеления Господни, взял чашу с жертвенною кровью и окропил ею весь народ, говоря: «вот кровь завета, который заключил с вами Господь». Таким-то образом совершился завет Божий с народом израильским. § 35. Нарушение евреями завета с Богом и восстановление его По заключении завета с Богом Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей. В это время он получил от Бога две каменные скрижали (доски), на которых были начертаны десять заповедей, и кроме того подробный наставления о построении скинии и всех ее принадлежностей. Между тем израильтяне, не видя долгое время Моисея и не зная, что с ним случилось, приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им богов, по образцу тех, каких они видели в Египте. Аарон ничем не мог отклонить народ от преступного желания и из принесенных ему женских колец и серег вылил тельца. Увидя его, израильтяне воскликнули: «вот Бог, Который вывел нас из Египта!» потом они принесли тельцу жертву и стали пировать и плясать вокруг него. В это время появился с горы Моисей со скрижалями закона. Увидев золотого тельца и курившиеся пред ним жертвы, он воспламенился гневом и в порыве негодования разбил скрижали в виду всего народа, потом сжег идола, обратил его в пыль и бросил эту пыль в поток, из которого пили израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

На пятидесятый день по выходе из Египта евреи пришли к горе Синаю и расположились станом. Здесь Господь дал народу еврейскому правила, или заповеди, которые он должен был соблюдать, чтобы правильно служить Богу и получать от Него милости и благословение. С самого утра на горе явилось густое облако, гремел гром, сверкала молния, раздавались звуки труб, вся гора тряслась; народ стоял внизу, объятый страхом. Когда все стихло, послышался голос Самого Бога. Господь говорил, что люди должны поклоняться Ему одному как истинному Богу и что не должно быть у них других богов, кроме Него; что они не должны поклоняться идолам или молиться солнцу, луне, звездам, животным и рыбам; не должны божиться и поминать понапрасну Святое имя Божие. Господь повелел людям помнить праздничные дни, посвящая их молитве и добрым делам; почитать родителей –отца и мать. Он запретил убивать людей и ссориться между собою, вести себя срамно, воровать и грабить, лгать и завидовать. Все это было сказано в 10 правилах, или заповедях 5 . Народ в страхе выслушал заповеди Господни и сказал Моисею: «Поди ты на гору и говори с Богом все, что Он тебе скажет, мы будем исполнять». Моисей взошел на гору и пробыл здесь 40 суток. Он получил от Бога на Синае две скрижали – каменные доски, на которых были написаны заповеди. Кроме того, Господь дал ему и другие правила, или законы, как евреи должны были совершать богослужение, как жить в семействе и с чужими. Евреи долго ждали Моисея с горы, а он все не возвращался. Они уже думали, что он умер, что не кому их вести в землю Ханаанскую и что Бог оставил их. В отчаянии они сделали из золота изображение тельца, которому поклонялись египтяне, как богу, и сами начали молиться ему. Вот как скоро позабыли они истинного Бога, явившего им столько милостей. В это время появился с горы Моисей со скрижалями и, увидав, что народ его кланяется идолу, пришел в ужас, разбил скрижали и, уничтожив золотого тельца, стал молить Бога, чтобы Он простил безумие евреев. Господь услышал эту молитву, опять призвал Моисея на гору и дал ему новые скрижали. Когда Моисей возвратился в этот раз с горы, от лица его исходил такой свет, что люди не могли смотреть на него и он до конца жизни должен был носить покрывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Неподалеку находятся знаменитые водопады Верхней Галилеи: верхний, Тагана, и нижний, Танур, воды которого низвергаются в глубокий каньон, так что увидеть водопад можно, только подойдя к самому обрыву. Летом водопад иссякает, поскольку выше по течению вода используется ливанскими крестьянами для орошения полей. Рядом, севернее кибуца Дан, находятся водохранилища Тель- Дан. В ветхозаветное время (в период Судей) эта земля относилась к колену Данову. Город, погребенный под огромным курганом, был основан еще в бронзовом веке и оставался религиозным и военно-административным центром округи до римского времени. Согласно Библии, именно здесь царь Израиля Иеровоам (931–910 гг. до Р.Х.) воздвиг одно из языческих святилищ, призванных отвратить народ от Иерусалима и правившей в нем династии потомков Давида. И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного (тельца) в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, и оставили храм Господень ( 3Цар. 12, 28–30 ). Так совершился великий раскол в народе, завоевавшем Ханаан. Десять колен (племен) из двенадцати, перешедших с Иисусом Навином через Иордан, объединились под властью Иеровоама и под знаком Золотого Тельца, предопределив дальнейшую эволюцию Галилеи и всего Северного царства в сторону смешения и синкретического взаимодействия с ассирийскими, персидскими, а затем эллинистическими культами. Иными словами, древний город Дан, нынешний Тель-Дан, религиозный центр Иеровоамова израильского язычества, является синонимом позднейшего, до времен Христа Спасителя дожившего понятия «Галилеи языческой». ...Раскопанные археологами руины в северной части кургана обнаружили большую квадратную каменную платформу с алтарем. Весь сакральный комплекс был окружен стеной подобно другим ханаанским и раннебиблейским святилищам. Потом постепенно Дан потерял свое значение религиозного центра, передав эстафету языческих мистерий возникшему неподалеку Баниасу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но святой пророк исповедуется Господу: «Отцы наши во Египте не уразумели чудес Твоих» (Пс.105:7), когда те страшные казни одних египтян, врагов Израиля, поражали, а израильтян не касались, как читаем в книге Исхода. Это самое как бы перстом показывало им особый о них Промысел Божий и милосердие; но они «не уразумели чудес Божиих, ни помянули милости Божией». Исшедшим из Египта и бежавшим от врагов своих, открыл Господь и там путь, где не было пути, «разделил море и провел их» (Пс.77:13), «и удержал Чермное море, и оно обсохло, и провел их по бездне, как по пустыне» (Пс.105:9). Увидели и врагов своих водой, как одним гробом, покрытых: «покрыла вода притеснителей их, ни один из них не остался»; воспели и хвалу Божию (Пс.105:11-12). «Но вскоре забыли» такие великие и страшные Божии дела: «ускориша, забыша дела Его». Сделали золотого тельца; вместо Бога Творца, Отца и Избавителя своего, почтили бездушного идола и поклонились делу рук своих: «и сделали тельца в Хориве и поклонились истукану: и променяли славу Его на подобие тельца, поедающего траву. И забыли Бога, спасающего их, сотворившего великое во Египте, чудеса в земле Хамовой, страшное в море Чермном» (Пс.105:13, 19—22). Приписали такое чудесное благодеяние Божие бездушной вещи и творению рук своих: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх.32:4). Страшная хула и слепота! Бездушная вещь, сама собою недвижимая, какую помощь может подать, тем более такое чудесное дело сделать!.. Но ослепленный Израиль простирает руки и вопиет: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской!» Подобная слепота и ныне в христианах многих видится, которые говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, как выше сказано. Позваны к вечной жизни и небесному царствию, как земле обетованной, кипящей медом и молоком; но хотят и стараются в мире этом богатеть, прославиться, царствовать, и, если бы возможно было, вовеки пребывать, — что видно из их ненасытного желания богатства, чести, славы и излишних строений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ос.10:5 . За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы его, радовав­шиеся о нем, будут плакать о славе его, по­тому что она отойдет от него. В дни бедствий телец Беф-Авена (­­ Вефиля) не только не окажет помощи народу, но сам будет предметом забот и плача. «За тельца», в евр. egeloth, за телиц – мн. ч. ж. р. для выражения неопределенного, отвлеченного понятия, ­­ за служение тельцу. «Будут плакать о славе его (kebodo), потому что она отойдёт. от него»: евр. kebod (слава), некоторые комментаторы (Гитциг, Гоонакер) не без основания понимают о сокровищах святилища Вефильского, отданных врагу. Греческ. слав. текст ст. 5 имеет ряд отступлений от евр.: евр. gur, означающее (с предлогом) трепетать, бояться, LXX перевели παροικσουσι, слав. «возобитают», kemarajy, «жрецы его», LXX читали kemararu, «как прогневили»; отсюда, в слав.: «и якоже разгневаша его, порадуются о славе его». Ос.10:6 . И сам он отнесен будет в Ассирию, в дар царю Иареву; по­стыжен будет Ефрем, и по­срамит­ся Израиль от замысла своего. Унижение народа особенно выразится в том, что и сам телец, которому поклонялись, будет отнесен в качестве дара, в Ассирию. Царю Иареву (сл. 3ариму) нариц. имя, царю заступнику. Пророк несомненно говорит об ассирийском царе, но какой именно исторический факт он разумеет, – трудно сказать. Чтение слав. т. «связавше его», δσαντες не имеет соответствия в евр. Предполагается, что евр. aschschur ( «в Ассирию») LXX читали дважды и первое, производя от asar (asur) перевели словом δησαντες. Ос.10:7 . Исчезнет в Самарии царь ее, как пена на по­верхности воды. «Исчезнет в Самарии царь ее» – пророк говорит не о золотом тельце. (Шольц, Кнабенбауер), а о царе, о царской власти, предвозвещая предстоящее уничтожение ее. Сл. «отверже» (вместо «исчезнет») произошло потому, что LXX евр. nidmeh (от damah – губить) читали как jarmeh (от ramah бросить, низвергнуть). «Как пена на поверхности воды»; точное значение евр. kezeph неизвестно; одни древние переводчики (Акила, блаж. Иероним) переводили его словом пена ( αφρς, spuma), другие (LXX, Феодотион, Пешито) словами – стебель, хворост, солома ( φργανον); отсюда в слав. «аки хврастие».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Представленное здесь понимание Божественного правосудия отличается от того, которое вытекает из поучения Иисуса в Евангелии от Луки. Авраам исходит из того, что внезапная смерть является наказанием за грехи и что праведники должны быть спасены от нее. Иисус же говорит об обратном: жертвы репрессий или несчастного случая не были более грешны, чем те, кто остались в живых. Божественное правосудие действует иначе, чем то представляется людям. Бог оставляет в живых не только праведников, но и грешников, чтобы дать им возможность принести покаяние и изменить жизнь (подобно тому, как Он оставляет расти плевелы вместе с пшеницей до времени жатвы). Еще одним примером ходатайства перед Богом за народ был Моисей. В то время, как он находился на Синае, народ изготовил золотого тельца и начал поклоняться ему. Об этом Бог сказал Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей начал прекословить Богу, напоминать Ему об обетованиях, которые Он дал Аврааму, Исааку и Иакову. И Бог отменил зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх 32:1–14). Моисей сам свершил правосудие, как он понимал его, и от меча сынов Левииных погибло около трех тысяч человек (Исх 32:25–28). После этого он вернулся к Богу и сказал: Народ сей сделал великий грех... прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. На этот раз Бог остался неумолим: Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. И поразил народ за сделанного тельца (Исх 32:31–35). Образы ветхозаветных праведников, ходатайствовавших за народ, служат прообразами того ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника, Который есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:1–2). Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:24–25). Подобно Моисею, просившему изгладить его из книги жизни, Иисус принес Свою жизнь в жертву за людей : Он умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:34).

http://foma.ru/besplodnaya-smokovnitsa.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010