Во-первых, крещение, которое сегодня воспринимается как нечто само собой разумеющееся, как обряд, исполняемый над несознательным младенцем, в те времена понимался как самый серьезный жизненный выбор: уйти из египетского рабства, – и как следствие первой духовной победы, окончательного шага за порог этого «дома рабства». А во-вторых, как уже было сказано, это лишь начало пути. Через море израильтян, в том числе и Моисея, провел Господь, а вот через пустыню им придется идти самим, хоть и с Его помощью, преодолевая и зной, и утомление, и внутренний ропот. Но сначала им предстояло получить Закон. Восхождение на Синайскую гору Григорий толкует как восхождение к высотам богопознания; это, впрочем, вытекает напрямую из самого текста. На этом пути Моисей оказывается один – ему не может помочь ни брат, ни супруга, ни кто бы то ни было из соплеменников. Таинственное общение с Богом, как мы уже видели, описано всего в нескольких словах – если угодно, это один из первых опытов апофатического богословия. Моисей возвращается с горы со скрижалями, на которых записаны заповеди – самое важное, что он должен передать своему народу. И это не его изобретение, это откровение от Бога. Но в народе оно совершенно никому не нужно, равно как и сам Моисей: народ сделал себе золотого тельца и устроил праздник. Вместо наставления о том, как выстраивать отношения с Богом и друг с другом, им было нужно «удовлетворение религиозных потребностей», праздничное веселье перед простым и понятным «культовым объектом». Сколько раз еще в истории и древнего Израиля, и христианской Церкви будет возникать эта подмена… «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх 32:19-20). Горечь и ужас Моисея понятны: завет был нарушен, по сути, в момент его заключения. Этот завет, в общем-то, не очень нужен народу, и Моисею еще не раз предстояло в этом убедиться. Трудно было бы вести через пустыню даже такой народ, который готов идти – но народ, который сам не знает, чего хочет, который постоянно ропщет то от отсутствия пищи, то от ее однообразия, то от любых других причин? Народ, который на самом пороге Земли обетованной отказывается войти в нее из-за страха перед ее обитателями? Народ, который мечтает об утраченном рабстве как о чем-то невыразимо прекрасном?

http://bogoslov.ru/article/3500687

Вопрос иногда возникает о том, почему Аарон принял участие в этом мероприятии? Какого-то однозначного истолкования не существует. Некоторые его порицают, некоторые находят ему какие-то извинения. Преподобный Ефрем Сирин, в толкованиях которого приводится много древних преданий, обращает внимание на следующее: начиная с этой истории, мы больше нигде не встречаем упоминание об Оре. Предание говорит о том, что когда Ор попытался воспротивиться этому сооружению, он был убит, и Аарон, не желая последовать его участи, согласился на требование народа т. 6, с. 373]. По свидетельству самого Моисея, «и на Аарона весьма прогневался Господь [и хотел] погубить его; но я молился и за Аарона в то время» (Втор. 9:20). Также защищает Аарона и блаженный Феодорит Кирский: «Исследовав дело, найдем, что Аарон не совершенно лишен извинения. Когда брат его сорок дней пребыл на вершине горы, народ пришел в неистовство и стремился возвратиться в Египет. Аарон пытался сначала обуздать стремление их словом. Поелику же увидел их непокорными, то испросил у жен золотые вещи, против одной страсти восставляя другую, любовь к нарядам и любостяжательность – против безумного суеверия. Но и сия хитрость не угасила их неистовства. Посему принужден был сделать тельца» с. 110]. Почему Израильтяне изобразили Бога именно в виде тельца? Это был довольно распространенный у семитов способ изображения божества, символизировавший его могущество. В Египте тоже почитали священного тельца – бога Аписа. Поэтому здесь никакого изобретательства не было, избран был традиционный образ. Именно в виде золотых тельцов изобразил впоследствии Бога царь Иеровоам в Вефиле и Дане. Господь говорит Моисею отойти от этого народа, что он будет уничтожен, и от Моисея будет произведен новый благочестивый народ, так же, как это произошло с Авраамом. Моисей стал умолять Господа: «отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исх. 32:12) – что его известным образом характеризует. Он полон любви, необычной для своего времени, – такой любви, с какой апостол Павел говорит: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих... Израильтян» (Рим. 9:3).

http://sedmitza.ru/lib/text/430943/

Вот обстоятельства четвертого восхождения. Потом Господь воззвал к Моисею: «взойди ко Мне на гору и будь там. Я дам тебе каменные скрижали, на которых Я начертал для них заповеди». Взяв с собою Иисуса Навина, Моисей взошел на гору, которую покрыло облако. Там Моисей пробыл сорок дней и сорок ночей. В это время он получил наставление, каким образом устроить скинию, в которой народ должен будет приносить жертвы и возносить молитвы к Богу. По окончании сорока дней Господь дал ему две скрижали каменные, на которых перстом Вожиим начертаны были десять заповедей. Но как в это время Израильтяне уже успели нарушить только что заключенный с Богом завет, именно слили себе для поклонения золотого тельца в подражение богопочтению египетскому; то Бог , вручая скрижали Моисею, говорит: «пойди, сойди отсюда скорее. Народ, выведенный тобою из Египта, уже совратился с пути, который Я заповедал ему: он сделал себе литого тельца, поклоняется ему, приносит жертвы и называет его богом, который будто бы вывел его из земли египетской. Я вижу, что это народ жестоковыйный. Не препятствуй Мне, и Я истреблю их, а от тебя произведу многочисленный народ». Но Моисей стал молиться, и ходатайство Моисеево спасло народ от погибели. Но когда Моисей спустился к подошве горы и увидел тельца и пляски, тогда, воспламенившись гневом, он бросил из обеих рук обе скрижали и разбил их под горою, в виду всего народа. А Левитам, оставшимся верным Господу, повелел убивать виновных. И пало тогда до трех тысяч виновных от меча. Вот пятое и шестое восхождение Моисея на гору Синай. На другой день опять Моисей взошел на гору и повергся пред Богом; сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил и, умоляя за грех народа, говорил: «если Ты не простишь греха их, то изгладь меня из книги твоей, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Между тем народ рыдал от горя, жалости и раскаяния. Моисей усугубил свои молитвы. И Бог, возвращая свое благоволение, повторил прежнее обещание идти перед народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Впервые создал золотого тельца старший брат Моисея Аарон, который – что существенно в контексте рассматриваемого нами предания – был первосвященником и старцем. Сотворив это в ответ на требование народа: «встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами», Аарон затем поставил перед идолом жертвенник и на восклицания толпы – «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» – уклончиво ответил: «завтра праздник Господу» ( Исх 32:5 ). На следующий день Моисей спустился с горы и жестоко покарал идолопоклонников, особенно из числа левитов. Аарону, своему старшему брату, он адресовал лишь упрек: «что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?» – на что получил ответ: «ты знаешь этот народ, что он буйный» (стт. 21–22). История повторилась при Иеровоаме, захватившем власть над северными племенами и желавшем пресечь паломничество своих подданных в Иерусалим. На этот раз были созданы два тельца для обеих религиозных столиц Северного царства, Дана и Вефиля, причем провозглашено в точности то же самое: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» ( 3Цар 12:28 ). Итак, нет оснований напрямую относить обвинение в «слитии тельца» именно к семидесятидвум старцам. В то же время перевод Библии на греческий вообще признается недопустимым, на что ясно указывает начало этого раздела трактата: «Не пишется [Тора] ни еврейскими, ни арамейскими, ни мидийскими, ни греческими буквами; на всяком языке во всяком писании не читают ее, – но только написанную по-ассирийски» 74 . Если все последующее в галахе служит, как обычно, иллюстрацией к ее первому тезису, то труд как пяти, так и семидесятидвух старцев признается неудовлетворительным. Однако причина в каждом случае не одна и та же, а именно: в первом случае повторился грех Израиля, но во втором инициатива была за царем Талмаем. Почему же эта инициатива языческого царя увенчалась таким удивительным успехом: «разумели они согласно друг с другом и написали ему Тору в точности»? Причину нетрудно установить, принимая во внимание силу основного мотива еврейской истории – мотива славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

е. Евреев), надеясь, что жёны, или жалея серёг своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца» 570 . Но Аарон не достиг желаемого. Телец былт слит. «Когда же Моисей приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» 571 , ибо видел, что они (т.е. Евреи) не были достойны их (скрижалей)» 572 . В самом деле, «к чему были бы заповеди народу, который Законодателя променял на тельца» 573 , «Поскольку скрижали представляли собою образ брачного обязательства; невеста же, не входя ещё в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство» 574 . Нарушивший свой завет с Богом, Израиль был тяжко наказан Моисеем. В тот день пало от меча до трёх тысяч Евреев 575 . «Моисей явился на горе молитвенником, а под горою карателем; пред Правосудием – умилоствителем, а в стане (среди виновных) – ревнителем, потому что исполнял Божие определение» 576 . – «И возвратился Моисей к Господу и сказал: o Господи, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей!» 577 . «Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть Сына Божия, восприятую за все народы » 578 , «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из Книги Моей» 579 . «Моисей бывшею у него устами ко устам беседою с Богом, как свидетельствует Писание, приведён был ещё в большее вожделение таковых лобзаний и после стольких богоявлений, как будто не видевший ещё Бога, просит увидеть Желаемого ( Ucx. XXXIII, 18 )» 580 . «Мне кажется, говорит Св. Григорий Нисский , что чувствовать этого свойственно душе, которая исполнена каким-то пламенеющим любовью расположением к прекрасному по естеству, и которую от видимой ею красоты надежда влечёт всегда к красоте высшей, непрестанно приобретаемым всегда возжигая в ней вожделение сокровенного. Почему сильный любитель красоты, непрестанно видимое им принимая за изображение вожделеваемого, желает насытиться видением отличительных черт первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Наутро евреи принесли жертвы идолу, сели есть и пить, стали развратничать. Бог сказал Моисею: «Спускайся вниз, ибо твой народ развратился, сделав золотого тельца. Скоро они развратились! Этот народ с жесткой шеей. Итак, оставь Меня, чтобы разгорелся Мой гнев, и Я истреблю их и произведу великий народ от тебя». Но Моисей стал умолять Господа, чтобы Он пощадил отступников ради Своего имени и ради Завета, обещанного Аврааму, Исааку и Иакову. Тогда Господь сжалился над народом, умилостивленный ходатайством Моисея. Пророк стал спускаться с горы, и в руках у него были две каменных скрижали с записанными заповедями. Они были сотворены руками Бога. На пути к нему присоединился Иисус Навин. Подходя к стану, они услышали крики и песни. «Это шум войны», – воскликнул воинственный Иисус. «Нет, я слышу песни и пляски», – отвечал Моисей. Когда они подходили к стану, то увидели тельца и пляски. Моисей воспламенился гневом и разбил скрижали, ибо народ разорвал союз с Создателем. Он взял тельца, сжег в огне, стер его в пыль, рассыпал по воде и дал пить ее евреям. И стал Моисей в воротах стана: «Кто Господень – ко мне!». Но к нему подошли только потомки Левия. Тогда Моисей велел казнить упорных идолопоклонников. И пало от их рук три тысячи человек. На другой день Моисей взошел на гору, чтобы умилостивить Бога. Он просил Творца: «О, Господи! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую меня Ты вписал». «Того, кто соглашил предо Мной, того изглажу из книги Моей. Иди и веди народ в землю, текущую молоком и медом. А Я пошлю Ангела Моего и в день посещения Я посещу их. Сам Я не пойду с вами, чтобы не погубить вас, потому что вы народ с жесткой шеей». Услышав приговор, народ зарыдал и снял с себя украшения в знак покаяния. Моисей поставил себе шатер вне стана, и, кто искал Господа, выходил к нему. Этим он прообразовывал Распятаго вне города Иисуса Христа, через Которого мы имеем доступ к Отцу. Когда Моисей входил в шатер, то спускался столп облачный и становился перед входом в шатер, и Бог говорил с Моисеем лицом к Лицу, как кто-то говорит со своим другом. Народ, видя это, кланялся со своего места каждый. Глава тринадцатая. Строительство Скинии

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Не убивай. Каждая человеческая жизнь священна, и человек не должен отнимать ее у другого. Так же не должен он покушаться и на свою жизнь, потому что, прервав ее, человек нарушает то, что задумал Господь. Не деритесь, никого не обижайте и никого не ругайте. Старайтесь помогать друг другу. Не прелюбодействуй. То есть не развратничай, не ругайся плохими словами, не слушай и не пой плохие песни. Не кради. Никогда не бери ничего чужого. Грех! Нехорошо и меняться так, чтобы взять у товарища хорошую вещь, а ему отдать плохую. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. То есть не ябедничай, не сплетничай, не скрывай свои плохие поступки – говори всегда правду, если сделал что-нибудь плохое. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Не только не бери ничего чужого, но даже и не желай иметь то, что тебе нравится у других. Не завидуй никому и за все благодари Бога. Что мы видим, когда читаем этот завет, этот договор Бога с людьми? Мы видим, что Бог не требует от человека ничего дурного, ничего сверхъестественного. Более того, эти законы нужны, чтобы между людьми был мир и согласие. Золотой телец Моисей по велению Божию взошел на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей. В это время он получил от Бога две каменные скрижали (то есть доски), на которых написаны были десять заповедей и наставление, как устроить скинию (то есть подвижный храм). А евреи, не видя долго Моисея и не зная, как им лучше чтить Бога, вылили из золота статую тельца и начали поклоняться ему, говоря: «Вот тот бог, который вывел нас из Египта!» Потом они принесли этому идолу жертву и стали пировать и плясать около него. В это время Моисей сходил с горы, держа в руках скрижали заповедей. Увидев тельца, он в гневе бросил скрижали и разбил их, потом сжег тельца на огне, а главных виновников идолопоклонства наказал смертью. Не поняли люди смысла завета, оказались недостойны его. Что же было делать Моисею?

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

15Моисей отправился в обратный путь. Стал он спускаться с горы, держа в руках две скрижали Закона . На скрижалях были письмена с обеих сторон: и спереди, и сзади. 16Сами эти скрижали были делом рук Божьих, и письмена на них были письменами Божьими. 17Тут Иисус, встретивший спускавшегося с горы Моисея, услышал шум и крики людей. «Шум сражения в стане», – предположил он. 18«Нет, – ответил ему Моисей, – то не крик победителей и не стенание побежденных. Звуки песен Я слышу!» 19И в самом деле, когда Моисей приблизился к стану, он увидел тельца и буйные пляски. Гнев охватил его – он разбил скрижали о камни, бросив их у горы, 20схватил тельца, коего они изваяли, в огне сжег его, оставшееся от него растолок и растер в порошок. Порошок этот в воду высыпал Моисей и заставил всех израильтян пить ее. 21А затем он спросил Аарона: «Чем досадил тебе этот народ, что ты ввел его в такой тяжкий грех?» 22«Не гневайся, господин мой! – ответил Аарон. – Ты ведь сам знаешь этих людей – необузданны они, на зло падки. 23Они вынудили меня, потребовали: «Сделай нам бога, который повел бы нас за собой. Мы ведь не знаем, что случилось с этим Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта“. 24Вот я и сказал им: «У кого есть золото, снимите с себя“. Они отдали мне золото, и я бросил его в огонь. И вышел этот телец». 25Моисей увидел, что люди впали в безудержное распутство (Аарон дал волю этому проявиться, врагам на осмеяние). 26Встал тогда Моисей у входа в стан и возгласил: «Кто за Господа – ко мне!» И собрались вокруг него все сыновья Левия. 27Моисей сказал им: «Так говорит Господь, Бог Израиля: «Возьмитесь за мечи и пройдите по всему стану, из конца в конец, туда и обратно; убейте каждого отступника, любого, кто бы ни был он – брат ли ваш, друг или сосед “». 28И сыновья Левия сделали, как повелел Моисей. До трех тысяч человек погибло в тот день из народа израильского. 29Всё было по слову Моисея: «Сегодня, когда каждый из вас идет против сына своего либо брата, посвятите себя на служение Господу, и да ниспошлет Он вам благословение!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Понижение и затемнение религиозного сознания, большее и большее оскудение религиозной мысли и умственная бедность вообще истощали собой созерцательное ведение в деле религии, доводя ее до полного притупления. «Образ, символ и форма» весьма естественно выступали на первое место в религиозном деле, и за внешностью забывалось даже самое содержание: идея воплощалась в форму, форма же впоследствии подменяла собой идею, имея якобы силу и значение само по себе, а не через идею, вложенную в эту форму. Насколько, действительно, телесность, символ и форма могли подавлять собой и держать в своих оковах духовное миросозерцание, насколько тяжело может быть для человека в этом состоянии «горняя мудрствовать, а не земная», показывает пример израильского народа при Синае, который, когда продолжалось еще, так сказать, раздаваться в воздухе эхо от таса невидимого истинного Бога, слил себе золотого тельца и сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» ( Исх.32:4 ). Замечательны при этом слова, сказанные израильским народом Аарону: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами» ( Исх.32:1 ). Нельзя, конечно, допустить здесь той мысли, чтобы народ забыл или перестал думать об истинном Боге, «сильном и крепком», Который вывел его из египетской земли и говорил к нему в облаке, громе и молнии при Синае: без сомнения, народ думал об одном и том же Боге и думал даже, под образом золотого тельца, приблизить к себе Бога, как бы соединить Его с собой навсегда, «чтобы Он шел» перед народом. Насколько, значит, истощение, косность и подавленность духа могут понижать религиозное сознание человека, если избранная ветвь человеческого рода могла так легко впадать в чувственные представления о приближении Бога, могла ограничиваться и довольствоваться такой грубой телесной формой для видимости и для убеждения себя в том, что Бог недалеко от человека! Во время судей некто Миха из колена Ефремова имел в своем доме «истукана и литого кумира», и, замечательно, мать Михи слила этого «истукана и литого кумира» из серебра, по обету перед Господом Богом, ибо «это серебро, – говорила она сыну, – я посвятила Господу..., чтобы сделать из него истукан и литый кумир» ( Суд.17:3 ). «И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником» ( Суд.17:5 ). Таким образом, своеобразно выраженная признательность Господу и выполненный перед Ним обет в данной форме повел к отдельному служению; впоследствии нашелся праздный левит, который, как лицо до некоторой степени иерархическое, принял на себя священствовать в доме Михи. «И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником» ( Суд.17:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Существует ошибочное мнение, будто христианство— религия исключительно аскетического отвержения мира. Нет, Господь никогда не требует от человека того, что превышает его силы, путь суровой аскезы— путь относительно немногих подвижников. Вкоренённый в мирскую жизнь, человек может без всяких сомнений пользоваться всем, что составляет эту жизнь. « Отдавайте кесарево кесарю » ,— сказал нам Спаситель и тем как бы узаконил наше материальное, экономическое существование, но при важнейшем условии: « Божие Богу » (Мф. 22, 21). Христос установил иерархию ценностей, не отменяя низшие. Нет греха и в пользовании деньгами, если они добыты честно и используются для необходимых земных нужд. « Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? и мы прославим его, ибо он сделал чудо в народе своем. Кто был искушаем золотом— и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему. Кто мог погрешить— и не погрешил, сделать зло— и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание » (Сир. 31, 8-12). Но как избежать соблазна? Часто становится человек рабом златого тельца. «Чуть-чуть не весь нынешний мир полагает свободу в надёжном обеспечении и законах, гарантирующих денежное обеспечение. «Есть деньги, стало быть, могу делать всё, что угодно; есть деньги— стало быть, не погибну и не пойду просить помощи, а не просить ни у кого помощи есть высшая свобода». А между тем это в сущности не свобода, а опять-таки рабство, рабство от денег» 333 ,—писал Достоевский, выражая православное понимание проблемы. Рабство у златого тельца несёт в мир зло, разъедающее мир,— идеи буржуазности. Ведь буржуазность, понимать которую станем не в узком марксовом смысле, есть явление не классово-экономическое и не принадлежащее одному какому-то конкретному времени. Но мировоззренческое, но и нравственное, и психологическое— и во все времена. Она есть манера мышления, тип мировосприятия. Осмысление материальной выгоды как единственной цели бытия. Подчинение совести выгоде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010