Утреня Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху. Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового. Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная. Утреня С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки:праздника со всенощным бдением, или – праздника с полиелеем, или красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды. Пс. 19 : Услышит тя Господь в день печали. Пс. 20 : Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВ ДЕНЬ [разговорное; греч. Δευτρα το γου Πνεματος; церковнослав.      ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница ); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени. В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт.

http://pravenc.ru/text/180633.html

прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), мон. Киево-Печерского мон-ря . В 27-м слове Киево-Печерского патерика, посвященном А., в. б., он назван киевлянином, постригшимся в Печерском мон-ре еще при жизни прп. Антония, т. е. не позднее нач. 70-х гг. XI в. Следуя примеру Антония, А., в. б., ухаживал за больными монахами и снискал себе славу «лечьца». Наиболее известно заочное (А., в. б., отказался покинуть стены мон-ря) исцеление черниговского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , совершенное преподобным в игуменство прп. Иоанна (1-я пол. 90-х гг. XI в.). А., в. б., лечил молитвой и «зелием от своея яди», что вызывало насмешки врачей в Киеве. Один из них, родом армянин, предсказал заболевшему А., в. б., смерть через 3 дня, но святой прожил, как сам предсказал, еще 3 месяца, после чего пораженный этим чудом армянин принял Православие и постриг в Печерском мон-ре. Преставление А., в. б., очевидно, произошло в кон. XI - нач. XII в. Даты «ок. 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в лит-ре, основаны на словах из патерика, что смертельный недуг охватил А., в. б., после исцеления им кн. Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределенному выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, едва ли правомерно. Мощи А., в. б., почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерской лавры. Местная канонизация А., в. б., совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В 1643 г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер, тем самым подтвердив древнее местное прославление А., в. б. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., его память отмечена под 31 мая (РГБ. МДА. 201. Л. 319об.). Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых А., в. б., было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба А., в. б., шестеричная (см. Знаки праздников Месяцеслова ) (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 31-40), составлен акафист преподобному (Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 215-226).

http://pravenc.ru/text/63152.html

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПП [греч. ρδβλθυοτεΑρχιππος], ап. от 70. (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) В НЗ упоминается в первых стихах Послания к Филимону, где ап. Павел приветствует его как своего «сподвижника» (συστρατιτης) вместе с Филимоном и Апфией и всей домашней церковью (Флм 1. 2). По церковному Преданию, А. был сыном Апфии и Филимона ( Феодор Мопсуестийский и большинство ранних толкователей). В Послании к Колоссянам (4. 17) ап. Павел увещевает А. исполнять служение (διακονα), к-рое он принял «во Господе». Содержание этого служения остается неясным. Согласно Апостольским постановлениям, А. был епископом Колосской, а затем Лаодикийской Церкви (VII 46). В службе А. на 19 февр. он называется «верным рабом Христовым», богомудрым и богоносным, учеником ап. Павла, обращенным его благовествованием ко Христу, посланным среди язычников прогонять тьму многобожия; учителем, украшением г. Колоссы. В апостольских списках имя А. не встречается ни у Псевдо-Дорофея, ни у Адона Вьеннского, единственный раз упоминается в каталоге Псевдо-Симеона Логофета под 61. В правосл. и католич. Церквах А. почитается как мученик. К-польский синаксарь сообщает, что он пострадал при имп. Нероне в Колоссах. Язычники схватили и бросили его в ров за то, что он отказался участвовать в празднике, посвященном Артемиде , и принести ей жертву. А. был исколот ножами и забит камнями. Лит.: Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания св. Ап. Павла к Колоссянам и Филимону. М., 1907; Aigrain R. Archippe//DHGE. T. 4. Col. 1556-1557; SynCon. Col. 247-248, 475-478, 803-804; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 66-69; Dibelius M., Greeven H. An die Kolosser, Ephesser, an Philemon. Tüb., 19533. (HNT; 12). S. 53, 101-102; Grillman J. Archipus//ABD. Vol. 1. О. В. Титова Гимнография. Память А. совершается 22 нояб. с ап. от 70 Филимоном и его женой Апфией, 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 19 февр. с пением отдельного последования. Память, в наст. время закрепленная 19 февр., встречается в месяцесловах также 20 марта, 23 нояб. и др. дни ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48). Типикон Великой ц. IX-X вв. отмечает память А. 19 и 20 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236). В редакциях Студийского ( Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 122) и Иерусалимского (Типикон. Т. 1. С. 497) уставов указывается совершение в день памяти А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Память А. содержится уже в ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение Православной Церкви ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛАЗАРЕВА СУББОТА в правосл. традиции - 6-я суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу МИРОПОМАЗАНИЕ таинство, совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов

http://pravenc.ru/rubrics/122648_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЗАПАДНОСИРИЙСКИЙ ОБРЯД в литургической науке одно из обозначений комплекса богослужебных традиций Сирии, Палестины и М. Азии, генетически связанных с регионом Зап. Сирия, прежде всего с Антиохией ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв» ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери

http://pravenc.ru/rubrics/122642_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Акилина. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ) [Аквилина; греч. Ακυλνα, лат. Aquilina - орлиная] († 293), мц. Библская (пам. 13 июня); происходила из г. Библ (Вивл) в Финикии. Когда А. было 2 года, умер ее отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христ. благочестии. Крестил А. местный еп. Евфалий. Когда по приказу имп. Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица А. убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов А. предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскаленными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий А. упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил ее, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Он, однако, не раскаялся в злодеяниях и приговорил А., к-рой шел 12-й год, к усечению мечом. А. предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсек голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи А. были перенесены в К-поль, где близ Форума в квартале Филоксена был построен храм ее имени; в царствование имп. Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон А. составил Иосиф Песнописец (IX в.). Краткое житие святой переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 13 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 225). О. Н. З. Мц. Акилина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Эта мученица особо почиталась в Византии. Ее память содержится в большинстве греч. Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем ее мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-313), в Стишном Прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во многих др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 179). Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 159) и нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) совершается служба с Аллилуия 2 святым (А. и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставу, используемому совр. греч. и рус. Церквами (Типикон. Т. 2. С. 672-673),- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/63868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий, еп. Мелитинский. Миниатюра из Минология. Нач. XI в. (ГИМ) (ок. 370 - ок. 438), прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.), еп. Мелитинский. Род. в благочестивой семье, воспитывался св. Отрием, еп. Мелитинским. Согласно житию ученика А. прп. Евфимия Великого , уже в 390 г. А. был чтецом и славился большими знаниями; после кончины своего наставника А. занял его кафедру. Когда возникла ересь Нестория , А. выступил одним из первых ее обличителей. Перед открытием Всел. III Собора в Эфесе (431) вступил в диспут с Несторием, а на Соборе стал одним из главных его обвинителей. После Собора вел переписку со св. Кириллом Александрийским по поводу примирения с сир. епископами. А. пользовался огромным авторитетом среди армян; Мелитинский Собор (458) почтительно именует его «отцом и учителем». Еще при жизни А. прославился чудесами: он прекратил засуху и наводнение, остановил падение разрушавшегося церковного свода, по его молитве в пустыне появился источник. Память А. иногда смешивается с памятью Акакия, исп. Мелитинского (III в.). Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Гимнография Память А. в визант. Месяцесловах, содержащихся в Типиконах, Минеях и др. литургических книгах, не имеет четко фиксированной даты, однако наибольшее количество источников помещают ее под 17 или 18 апр. В Мессинском Типиконе (1131) указано совершение службы А. с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 146). По принятому в наст. время в РПЦ Уставу, как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). По греч. рукописям (напр., Grypt. Δ. α. XVII. Fol. 176-181. XI в.; Vat. gr. 2008. Fol. 150v - 151v. 1102 г.) известна служба А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Иосифа Песнописца († 886) с акростихом «Πηγν σ πολλν θαυμτων σβω μκαρ. Ιωσφ» (Тебя, источник многих чудес, почитаю, блаженный. Иосиф). Иконография

http://pravenc.ru/text/63774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах (в первую очередь в Типиконе ) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. В совр. рус. изданиях используются следующие З. п. м.: , , , (2 последних знака могут быть написаны в любую сторону открытой частью к тексту), отсутствие знака также интерпретируется как знак и обозначается словами «без знака». Начало формирования типовых уставов служб в зависимости от статуса рядовой памяти относится уже к доиконоборческой эпохе. Величайшие христ. праздники (см. статьи Господские праздники , Богородичные праздники , Двунадесятые праздники ) очень рано получили собственный устав; постепенно и др. памяти церковного года были классифицированы соответствующим образом. Так, в иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в арм. и груз. переводах, со степенью торжественности праздников и памятей святых прямо связано наличие или отсутствие дополнительных прокимнов, чтений, тропарей на вечерне, утрене и литургии. То же наблюдается и в к-польском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. В послеиконоборческом визант. монастырском богослужении, отраженном в различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов (в т. ч. в принятых ныне в правосл. Церкви), система праздников еще сложнее, что связано с гимнографическими богослужебными книгами ( Минеей , Октоихом , Триодью ), содержащими песнопения на каждый день седмичного и годового богослужебных кругов. Эти книги начали складываться ок. VII-VIII вв., вполне сформировались к XI в. В первую очередь на установление системы степеней торжественности церковных памятей повлияло развитие Минеи, в к-рой к XI в. уже присутствовал полный комплект песнопений для каждого дня года. Обилие песнопений для каждого дня года позволяло регулировать уровень торжественности с помощью установления определенных норм в отношении количества песнопений в честь праздника или во имя святого. В том или ином виде указания о таких нормах присутствуют во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в целом в различных уставах эти указания схожи, т. к. уровень торжественности везде определяется количеством песнопений в честь праздника или во имя святого по отношению к рядовым песнопениям Октоиха (или Триоди, а в периоды пред- и попразднств - праздника), а также включением в состав службы тех или иных элементов воскресного богослужения. Тем не менее конкретные признаки торжественности и количество песнопений для различных типов праздников, а также терминология, касающаяся уровня праздников, в разных редакциях уставов нередко не совпадают.

http://pravenc.ru/text/199923.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010