Типиконе, хотя кондак И. Д. поется по 3-й песни канона; на литургии назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол Гал 3. 23 - 4. 3, аллилуиарий Пс 39. 2, Евангелие Мк 5. 24-41. Начиная с московского Типикона, изданного в 1633 г., и по наст. время 4 дек. в слав. богослужебных книгах стало отмечаться знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Последование И. Д., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 3-го гласа Τν καλλικλαδον, κα λιγυρας μολπας («Благозвучного, и громкими песнями...» только в греч. Минее); 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ); кондак 2-го гласа Δαμσας πολλος δρσι («Смирив многими трудами...») - в греч. Минее, кондак 4-го гласа        - в слав.; канон, составленный Стефаном Савваитом, содержащий тропари, посвященные вмц. Варваре (3 тропаря) и И. Д. (2 тропаря и Богородичен), 2-го гласа, без акростиха, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Ως Τρις πρθεε (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее содержатся 2 цикла), самогласен, седален (в греч. Минее седальнов 3), светилен. По рукописям известны песнопения И. Д., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Марком Евгеником, с акростихом Τν κ Δαμασκο μουσοποιν στον Μρκ (Из Дамаска песнотворца подобает воспеть Марку), 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ νθη τν σν χαρτων, σιε (Цвет твоих даров, преподобне) (Ταμεον. Σ. 113); кондак 4-го гласа      с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 244). Также известны дополнительные греч. песнопения для службы И. Д., сохранившиеся в рукописях лавры прп. Саввы Освященного (см.: Ακολουθα το γου νδξου κα πανευφμου ποστλου Ιακβου το δελφοθου κα πρτου ερρχου τν Ιεροσολμων. Ιεροσλυμα, 1861. Σ. 41-48). Е. Е. Макаров Иконография В визант. и древнерус. искусстве И. Д. изображался как средовек с небольшой заостренной бородой с проседью, овал лица неск. удлиненный, скулы подчеркнуты. Отличительной чертой его иконографии является состав монашеского облачения (хитон, мантия), где вместо традиц.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Т. 18. С. 135). В кон. XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорус. землях, под влиянием западноевроп. сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое лит. произведение, связанное с именем А., но не имеющее ничего общего с его житием,- Повесть об Андрее Критском (древнейший список: БАН УССР. ДА/II. 581, рубеж XVI-XVII вв.; опубл.: Гудзий. С. 22-34). В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и лит-ре всех европ. народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием А. является Великий покаянный канон. Составители повести буквально поняли нек-рые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (ок. 50, в основном укр. и белорус. происхождения). Гимнография В слав. Типиконах , как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в РПЦ, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) - А. и Марфы , матери св. Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, отмечено, что в нек-рых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба А. Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа с акростихом «λδβλθυοτεΥμνοις κροτμεν νδρικος τν Ανδραν» (греч.- Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходят ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе . Тропарь и корпус стихир А., помещенный в греч. печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «        », помещенный в совр. греч. и слав. Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI-XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в.

http://pravenc.ru/text/115200.html

По Иерусалимским Типиконам и Минеям вплоть до используемого ныне в РПЦ, на память В. совершается будничная служба без тропаря. Служба не отмечается праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Корпус песнопений В. включает кондак 2-го гласа, под. «Вышних ища» «        » (отсутствует в греч. Минее); канон 8-го гласа (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону - творение Феофана), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач:. «Τ φραστος φς σοι κα τριλαμπς, ν τ σαλετ, βασιλε τν ορανν, ντειλε Πτερ» (                      ) и 3 стихиры. Канон и стихиры зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. В совр. греч. Минее указан тропарь «    », стихиры - иные. А. А. Лукашевич Иконография Единоличный образ В., в святительском облачении (фелонь, омофор) в рост, представлен: в миниатюрах Минологиев (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 109 об., XV в.); в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг. (погрудно), Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в притворе нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (погрудно); на минейных иконах на апрель (напр., XVI в., ВГИАХМЗ; на годовой Минее нач. XIX в., Устюженский краеведческий музей). Образ В. (?) как небесного покровителя вел. кн. Василия III Иоанновича представлен на правой створке трехстворчатого складня с изображением Деисуса (1490, ГТГ); на нижней кайме шитой пелены «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми», вложенной П. С. Строгановым в сольвычегодский собор Благовещения Пресв. Богородицы (1626, СИХМ). Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в., об облике В. сказано: «Сед изжелта, брада Евфимиева или аки Власиева, подвоилася, ризы кресты черны, белилы прописаны, кудряв, амфор (омофор) и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 88). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, добавлено: «типа схожаго с сирийским... в руках икона Спасителя и хартия с надписью» (С. 246).

http://pravenc.ru/text/150497.html

В греч. житиях А. содержатся разночтения. В пространном житии (BHG, N 175) местом мученической кончины А. назван Вули в Азии, в кратких синаксарных житиях (BHG, N 175b и 175с) - Валвини (Βαλβνη); житие в составе Минология Василия II повествует о мирной кончине святого. В календарях память А. указывается 8 окт., 24 марта, 12 и 13 апр. Под 8 окт. она содержится как в зап. календарях (напр., в Римском мартирологе), так и в визант. агиографических памятниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц .IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 121-122), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312). Под 24 марта житие А. (BHG, N 175b) помещено в печатной греч. Минее (изд. Венеция, 1596). Под 12 апр. память А. отмечается в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 266), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 397-398) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 597-600), под 13 апр.- в памятниках Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 37), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. В совр. церковном календаре греч. Церквей память А. празднуется 12 апр. Пространное житие А. (BHG, N 175) сохранилось в 2 слав. переводах. Древнейший находится в составе старослав. Супрасльской Четьи-Минеи XI в. под 24 марта (Супраслъски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 220-236). Др. перевод этого жития включен в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 41 (2-я паг.)). Служба А. с каноном Георгия Никомидийского включена под 13 апр. в состав Минеи РНБ. Соф. 199. Л. 3-5, XII в. В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 12 апр.; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По используемому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 2. С. 595) 13 апр. совершается служба А. без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование, помещенное в рус. печатной Минее, известно по мн. греч. кодексам визант. периода (напр., РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.). Канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с алфавитным акростихом принадлежит гимнографу Георгию, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. Т. 8. P. 176-184, 409-411). Из 2 известных седальнов 4-го гласа один (Vindob. hist. gr. 66. Fol. 68-73, XII в.) помещен в рус. печатной Минее, др. (РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.) не вошел в печатные богослужебные книги. В греч. рукописях студийского типа сохранился корпус стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, полностью отличный от опубликованного в совр. слав. Минее. В совр. греч. печатной Минее последование отсутствует, однако по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89).

http://pravenc.ru/text/76390.html

Из произведений А. в Патерике названы 5 икон деисусного чина и 2 местные, предназначавшиеся для одной из киевских церквей; местная икона Богородицы из числа этих икон после пожара в Киеве (вероятно, в 1124) была по приказу киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха перенесена в Ростов; ее отождествляли с иконой Божией Матери «Великая Панагия» (Оранта) (ГТГ. Инв. 12796), к-рая в наст. время датируется 1-й третью XIII в. Попытки приписать кисти А. те или иные из сохранившихся икон малоосновательны или ошибочны; напр., наиболее вероятная дата создания Печерской (Свенской) иконы Божией Матери (ГТГ. Инв. 12723), к-рую также связывали с именем А.,- кон. XIII в. (ок. 1288?, по каталогу ГТГ). Св. мощи прп. Алипия, иконописца Киево-Печерского, почивающие в Ближних пещерах Св. мощи прп. Алипия, иконописца Киево-Печерского, почивающие в Ближних пещерах Скончался А. вскоре после 15 авг. (чему соответствует и день его памяти) неизвестного года (встречающаяся в лит-ре дата ок. 1114 не подтверждается источниками). Мощи А. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Тропарь А. включен в 4-ю песнь «Канона преподобным отцем Печерским» иером. Мелетия Сирига , составленного в 1643 г. по благословению свт. Петра (Могилы) (Акафисты и каноны. Л. 367об.), что можно считать актом местной канонизации А. Имя А. в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.), кроме того, «память преподобного отца Алимпия, иконописца чюдотвориваго», отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 331об.). После указов Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг. о внесении киевских святых в московские Месяцесловы можно говорить об установлении общецерковного почитания А., при этом имя святого стало употребляться в форме, более близкой к греч. имени (Αλπιος),- Алипий. Славословная служба А. (см. Знаки праздников Месяцеслова ), напечатанная в Минеях изд. Московской Патриархии (Минея (МП). Август. Ч. 2. С. 197-207), была написана, вероятно, во 2-й пол. XVII в. Иконография

http://pravenc.ru/text/114292.html

В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указан иной отпустительный тропарь Л. С. 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ) ( Arranz. Typicon. P. 39-40). В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древнейших, напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., память Л. С. отмечается 16 окт.; назначается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ) (напр., см.: Lossky. Typicon. P. 177). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. указывается тот же отпустительный тропарь Л. С., упоминаются стихиры-подобны и 2 самогласные стихиры, а также особое евангельское чтение (вероятно, Мф 27. 33-54) в честь Л. С. на литургии ( Миркович. Типикон. Л. 52а). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., помимо уже отмеченных в ранних редакциях песнопений Л. С. назначается кондак 4-го гласа Εφροσνη γγηθεν Εκκλησα (      ). В рус. печатных изданиях Типикона, начиная с первопечатного 1610 г., 16 окт., в день памяти Л. С., совершается служба без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); на литургии Л. С. назначаются прокимен Пс 63. 10, Апостол - 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий Пс 91. 12, Евангелие - Мф 27. 33-54, причастен 111. 6. Последование Л. С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ), кондак 4-го гласа Εφροσνη γγηθεν Εκκλησα (      ) с икосом (вероятно, составлен прп. Романом Сладкопевцем - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 263); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Τ Λογγνου μγιστον μνσω κλος. Ιωσφ (          ) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τας θεαις φωτοχυσας (    ); цикл стихир-подобнов (разные в рус. и греч. Минее), 2 самогласна, седален, светилен (разные в греч. и рус. Минее). По рукописям известны песнопения Л. С., не вошедшие в совр. богослужебные книги: отпустительный тропарь 3-го гласа Αθλοφρε γιε («Святой страстотерпец...») ( Дмитриевский.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

о. и прор. Даниила; ввиду приближения Рождества Христова на службе поется стихира Рождества; в остальном служба, как в проч. будние дни Рождественского поста. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ради праздника отменяются часы (ГИМ. Син. 330, XII-XIII вв. Л. 106-107). В Евергетидском Типиконе есть замечание о стихословии 7-й библейской песни (т. е. гимна В. о.) на глас канона, если 17 дек. не приходится на воскресенье; кроме того, следует отметить наличие указаний о совершении службы, когда на 17 дек. приходится воскресный день ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 341). В московских печатных Типиконах XVII в., как и в ныне принятом в РПЦ, служба В. о. и прор. Даниила обозначена как шестеричная (см. Знаки праздников месяцеслова ). Типикон допускает соединение 4 последований при совпадении 17 дек. с воскресеньем: на «Господи, воззвах» из каждой группы подобнов В. о. и прор. Даниила по одной стихире переносится на литию; каноны пророка и В. о. поютаются вместе на 6 (в обычных условиях канон Минеи по уставу поется не менее чем на 4) - этот вариант применяется в Типиконе и в др. подобных случаях. В совр. греч. Минее 17 дек. приведено еще одно последование - свт. Дионисия Нового, архиеп. Эгинского; все 3 последования (В. о., прор. Даниила, свт. Дионисия) соединены. Служба - с паремиями, литией на вечерне, степенным антифоном, прокимном и Евангелием на утрене; в конце утрени поется великое славословие . Корпус песнопений, не претерпевший значительных изменений со времени введения Студийского устава, включает в себя: тропарь 2-го гласа: «      »; кондак 6-го гласа: «        »; канон 8-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τρες Παδας μν, Δανιλ τε τν μγαν» (            ), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξυρν» (        ), нач.: «Τν ναρχον Λγον τν κ Πατρς, πρ πντων ανων» (              ); неск. подобнов. Канон В. о. употребляется также в Неделю св. праотец. Служба на литургии - как в Неделю всех святых, кроме Евангелия (Лк 11. 47 - 12. 1). В Студийско-Алексиевском Типиконе служба на литургии иная (общая пророкам).

http://pravenc.ru/text/153809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение Православной Церкви ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛАЗАРЕВА СУББОТА в правосл. традиции - 6-я суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу МИРОПОМАЗАНИЕ таинство, совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов

http://pravenc.ru/rubrics/122648_4.html

Prague, 2012. N 3. P. 39-48; Weingarten S. Saint " s Saints: Hagiography and Geography in Jerome. Leiden, 2005. P. 22, 32-37, 53-75; idem. Inventing an Ascetic Hero: Jerome " s Life of Paul the First Hermit//Jerome of Stridon: His Life, Writings and Legacy/Ed. A. Cain, J. Lössl. Farnham; Burlington, 2009. P. 13-28. Н. Г. Головнина Гимнография Успение прп. Павла Фивейского. Миниатюра из Минология. 1043–1059 гг. (Baltim. 521. Fol. 28) Успение прп. Павла Фивейского. Миниатюра из Минология. 1043–1059 гг. (Baltim. 521. Fol. 28) Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., 15 янв. совершается служба преподобным Иоанну Кущнику и П. Ф. (соединяется с последованием Октоиха) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 391-392). Служба происходит с пением на утрене «Бог Господь». П. Ф. посвящены 2 стихиры на «Господи, воззвах» , Житие по 1-й кафизме, канон Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, 1-й ирмос Αρματηλτην Θαρα (    ). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., также совершается служба 2 святым ( Arranz. Typicon. P. 107-108). Для П. Ф. указаны стихиры на «Господи, воззвах», канон на полунощнице (данных нет) и житие на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования Иоанну Кущнику и П. Ф. соединяются со службой Октоиха. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). П. Ф. посвящены 3 стихиры, славники стиховных стихир на вечерне и утрене, канон 8-го гласа, седален 1-го гласа по 3-й песни, кондак 8-го гласа по 6-й песни (    ). В издании московского Типикона 1633 г. последование в целом такое же, но кондак П. Ф. приводится по 3-й песни, а седален и славники стихир на стиховне обозначены как «святым», а не П. Ф. В исправленном издании Типикона 1695 г. кондак тот же, что и в 2 предыдущих Типиконах, но только 3-го гласа, славники стихир на стиховне - П. Ф. Последование П. Ф., содержащееся в совр. греч. Минее, тропаря не имеет, канон Иоанна Дамаскина плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, 1-й ирмос Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Παλον τν θεοφρον (    ); седален 1-го гласа Τν κσμου τ τερπν (        ); ексапостиларий Μεθξεσι θεομενος (    ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» и славник стиховных стихир утрени . В совр. слав. Минее приводится общий тропарь 2 преподобным - «      »; канон и седален такие же, как в греч. Минее, только канон имеет надписание авторства - «Иоанна монаха»; кондак 3-го гласа     ексапостилария нет; на «Господи, воззвах» приводится цикл стихир-подобнов 1-го гласа.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010