8 нояб.- в день свадьбы А. К. и кн. Михаила Ярославича - в Успенском соборе совершалась праздничная служба, духовенство ходило с крестом по домам прихожан. В 1818 г. Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти А. К. 2 окт. 1899 г. Тверская консистория слушала рапорт благочинного Кашина прот. Иоанна Аменитского об исцелении от болезни по молитвам А. К. кашинской мещанки Е. С. Зубановой и о видении А. К. псаломщику Успенского собора Ивану Середонину. На основании рапорта архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях А. К. при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений» (Житие и подвиги. С. 128-129), запись чудес была доведена до 1909 г. В 1901 г. архиеп. Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб А. К. Несмотря на положительное заключение киевского митр. Феогноста (Лебедева) , разрешение дано не было. Вновь о восстановлении почитания А. К. говорилось на съезде архиереев в 1908 г. в Киеве. 30 окт. 1908 г. Синод испросил согласие императора на восстановление общецерковного почитания А. К., согласие было дано указом от 7 нояб. 1908 г. 11 апр. 1909 г. Синод определил днем памяти А. К. 12 июня. В 1911 г. был составлен акафист святой. Мощи А. К. находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей - в ц. во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 12 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой А. К. по всему городу. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ) под 21 июля - тропарь, канон и молитва и под 2 окт.- тропарь и кондак. В службе Собору Тверских святых А. К. упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах , а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени. Ист.: Материалы собора 1677 г.//Тр. 2-го областного археол. съезда. Тверь, 1903. С. 110-126; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62; Кункин И. Я. Город Кашин: Материалы для его истории. Вып. 2//ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53-67. 71); Архангелов С.

http://pravenc.ru/text/115602.html

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 14 окт. не отмечено к.-л. знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба Н., Г. и П. поется вместе с рядовой службой Октоиха; особенностью является кондак Н., Г. и П. 2-го гласа    . Такие же указания помещены под 14 окт. и в последующих изданиях рус. Типикона, в т. ч. в современном (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 103). Последование Н., Г. и П., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ), кондак 1-го гласа Μαρτρων το Χριστο (Мучеников Христовых...) с икосом (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 144-145), кондак 2-го гласа     с икосом (Минея (МП). Октябрь. С. 364; греч. оригинал этого кондака известен по рукописям - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 207); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Πιστς νυμν μρτυρας στεφηφρους. Ιωσφ (Верно воспою мученики венценосныя. Иосифово) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Πιστς ναθλσαντες κα γνα τελσαντες (Верно пострадавше и подвиг скончавше); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира; седален, светилен (отличаются в греч. и рус. Минеях). По рукописям известны песнопения Н., Г. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τος εσεβες κα θλοφρους μρτυρας (Благочестивые и победительные мученики...) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 65, 164); дополнительные икосы ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 252); анонимный канон без акростиха «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа, ирмос: Τ συνεργσαντι θε (    ), нач.: Το ορτου Θαρα (Невидимого фараона) (AHG. T. 2. P. 161-168), канон авторства Георгия , еп. Никомидийского с акростихом Εχθρο καθελε Ναζριος τν πλνην (Врага разрушил Назарий лесть) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Εν τ φαιδρ παντες μνμ (В светлый все день памяти) (Ibid. P. 169-177); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:       нач.:           цикл стихир-подобнов ( Ягич. Служебные минеи. С. 102, 107-111); стихиры (самогласны и подобны), седальны и светильны ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 251-252).

http://pravenc.ru/text/2564630.html

12-17), аллилуиарий со стихом из Пс 131, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 35), 2 окт., в день памяти К. и И., совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем; последование помимо канона, стихир и седальна включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Евергетидском Типиконе), 3 стихиры-самогласна, кондак, светилен; на литургии служба та же, что и в Евергетидском Типиконе, за исключением Евангелия - Ин 10. 9-16. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., к-рый отражает афонскую редакцию Студийского устава, сохранившуюся в груз. переводе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 236), на литургии указан Апостол (1 Тим 1. чтение то же, что в Типиконе Великой ц., но от середины, «от полу». В различных редакциях Иерусалимского устава указания о совершении службы К. и И. 2 окт. не имеют значительных отличий; совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем (тем же, что и в Типиконах студийской традиции). Помимо канона, цикла стихир-подобнов и седальна последование К. и И. содержит 3 стихиры-самогласна, кондак с икосом и светилен. На литургии указания в целом те же, что и в Мессинском Типиконе, кроме причастна - Пс 111. 6b; Апостол может варьироваться: напр., одни греческие печатные издания назначают Евр 4. 14 - 5. 6, другие - Евр 10. 32-38a, третьи, включая совр. рус. издания,- 1 Тим 1. 12-17; евангельское чтение варьируется реже - в одной из ранних редакций Иерусалимского устава назначается Ин 15. 1-7 ( Lossky. Typicon. P. 175). В рус. редакциях Иерусалимского устава 2 окт. обозначается знаком (т. н. шестеричный святой - ст. Знаки праздников месяцеслова ): стихиры и канон поются на 6, на литургии назначаются блаженны с тропарями из канона К. и И. (в одних Типиконах - 3-я и 6-я песни, в др.- тропари Октоиха и песнь 3-я из канона святым; последнее указание печатается в рус. изданиях Типикона начиная с 1682). Последование К. и И. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа Κα τρπος μτοχος (      ); в слав.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Апостолы, проповедующие народу. Миниатюра Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ) В служении ап. Павла со всей силой раскрылся всемирный характер апостольской проповеди. «Уделом, к-рый назначил [ему]… Бог» (2 Кор 10. 13), стали для него языческие страны. Во многом благодаря проповеди ап. Павла о том, что и язычники призваны быть сонаследниками неисследимого богатства Христова, составляя в Нем единое тело (Еф 3. 2-12; Кол 1. 24-29), слово о Христе было проповедано «от Иерусалима до Иллирика» (Рим 15. 19); о себе Павел говорит как об «апостоле язычников» (Рим 11. 13). В своих Посланиях ап. Павел значительно углубляет по сравнению с Евангелиями понимание сущности апостольства. Ему принадлежит определение апостола как «соработника Христу» (1 Кор 3. 9), «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1 Кор 4. 1). Он с дерзновением говорит об апостольстве как о служении примирения Бога с людьми (ср.: 2 Кор 5. 18-20). Именно на примере ап. Павла ярко видно, как А. уподоблялись Христу. «…Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2. 20). А. разделяют с Господом неприятие со стороны мира, доходящее до презрения и изгнания (1 Кор 4. 9-13). Но человеческие немощи А. восполняются благодатной помощью Христа (2 Кор 12. 10). Согласно преданию, почти все А., кроме ап. Иоанна, отошли ко Господу, претерпев мученическую кончину. В Посланиях ап. Павла отмечено также, что апостольство имеет непрерывное продолжение в Церкви (см. Апостольское преемство ). Для сохранения преемства в том многоразличном служении, к-рое исполняли А., они поставляли епископов и пресвитеров (Деян 14. 23). Воспитание епископов как носителей Свящ. Предания (1 Тим 6. 20) было одной из главных задач А. Свящ. Константин Польсков Гимнография Память А. Церковь чтила уже на раннем этапе своего существования. Согласно иерусалимскому Канонарю VII в., отражающему практику древнего иерусалимского богослужения , память А. совершалась в 3-ю субботу Великого поста ( Кекелидзе. Канонарь. С. 60), в к-польской и поздней иерусалимской традициях - 30 июня. В Типиконах, используемых ныне в РПЦ и в греч. Церквах, 30 июня указана память Собора 12 апостолов, 4 янв.- память Собора 70 апостолов. Каждому из 12 А. имеется отдельное последование и указано совершение полиелейной или бденной (ап. Петр, ап. Иоанн Богослов) службы (см. Знаки праздников месяцеслова ). Большинство из 70 А. имеют день памяти и последование, общие с неск. др. А.; отдельное последование имеют немногие. Память А. отмечена также в системе Октоиха . Один из 4 многодневных постов правосл. Церкви, известный по крайней мере с кон. IV в. (Апост. Постановл. V 20. 14-17), носит наименование апостольского (в обиходе называется Петровым постом ). Собор 12 апостолов

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Указания об использовании «Б. м.» в разных редакциях Иерусалимского устава , к-рый в XII-XIV вв. был принят правосл. Поместными Церквами, сводятся к предписанию петь в субботу вечером целиком 1-ю кафизму, а накануне праздников - ее первую «славу» и различаются в основном незначительно. По совр. Типикону РПЦ, «Б. м.» поется накануне воскресных (вся кафизма) и праздничных (только 1-й антифон) дней, в к-рые положена бденная или полиелейная служба (см. ст. Знаки праздников месяцеслова) (Типикон. С. 34). После «Б. м.» произносится малая ектения; если поется вся кафизма «Б. м.», ектении должны произноситься после каждой из трех «слав» (Типикон. С. 14). На Господские праздники Воздвижения, Рождества, Богоявления, Преображения и Вознесения «Б. м.» отменяется, но если они (кроме последнего) случаются в воскресенье, «Б. м.» поется (вся кафизма), а если в понедельник - стихословится 1-й антифон. Служба праздника Вознесения Господня может соединяться со службой ап. Иоанна Богослова (8 мая), в этом случае «Б. м.» (1-й антифон) поется (Там же. С. 631). Храмовые главы 51 и 55 (если память храмового святого совпадает с Вознесением или Пятидесятницей) также указывают соединять службы со ссылкой на главу о Вознесении и ап. Иоанне Богослове (Там же. Т. 2. С. 1131, 1135). Накануне воскресных дней 1-я кафизма Псалтири отменяется только раз в году - в Великую субботу. Есть один случай исполнения «Б. м.» на неполиелейной службе - 1 сент. (начало церковного года и память прп. Симеона Столпника), когда совершается праздничная вечерня с «Б. м.» и славословная утреня. Подобные указания содержатся уже в самых ранних палестинских рукописях Иерусалимского устава XII в.; особенность службы на память прп. Саввы Освященного (престольный праздник палестинской лавры прп. Саввы), согласно этим рукописям, в отмене вечернего стихословия (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 34). Более поздние рукописи (с XIII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 154, 469, 525, 527, 752) содержат указания, тождественные принятому ныне в РПЦ Типикону, но нек-рые из них допускают соединение службы праздника Воздвижения со службой свт. Иоанна Златоуста (подобно совмещению служб Вознесения и ап. Иоанна Богослова), в этом случае на вечерне есть «Б. м.» (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 112, 468).

http://pravenc.ru/text/149353.html

На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче». В нач. XIX в. в мон-ре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к А. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к А. (В 1935 ковчег (52,4 ´ 26 ´ 3 ´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском мон-ре.) В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском мон-ре построили храм во имя А. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. мон-рь . Тропарь и кондак А. написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация А. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., под 20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых А. упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени. Соч.: Диариуш//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 49-156; то же// Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. Минск, 1965. С. 97-179. Ист.: Житие прмч. Афанасия (Филипповича)//Волынские ЕВ. 1868. 32. С. 1086-1088; Минея (МП). Сент. С. 146-157; Июль. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 471. Лит.: Соловьевич А., прот. Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче... собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви//Литовские ЕВ. 1863. 23. С. 900-909; 24. С. 927-940; то же//Волынские ЕВ. 1868.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

По различным редакциям Иерусалимского устава (начиная с древнейшего списка Sinait. gr. 1096, XII в.), в т. ч. первому печатному рус. Типикону 1610 г., принятому в наст. время в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 1. С. 428) и Типиконам греч. Церквей 22 янв. поется служба 2 святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Как студийские (напр., ГИМ. Син. 163. Л. 198 об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 2. С. 47-48), так и иерусалимские рус. и греч. Минеи содержат последование А. П.: канон ап. Тимофею и А. П. Феофана 1-го гласа (акростих «Tιμθεον τν πστολον σμασι τος δε γεραρω» (Тимофея апостола песньми чествую)), седален по 3-й песни канона; корпус стихир в рукописных и печатных рус. и греч. Минеях в основном один и тот же. В отличие от студийских и принятых в наст. время в РПЦ Миней, указывающих петь А. П. общий тропарь мученику, принятые ныне в греч. Церквах Минеи содержат тропарь 1-го гласа «Τν Μαρτρων τ κλος» (Мучеников слава). Светилен А. П., отсутствовавший в студийских Минеях, в рус. и греч. печатных Минеях неодинаков. Многие студийские Типиконы и Минеи указывают кондак только ап. Тимофею, в то время как иерусалимские Минеи содержат посвященный обоим святым кондак 1-го гласа «    ». По греч. рукописям (напр., Ath. Esph. 155. Fol. 167-173; 1292) известно др. последование А. П. с каноном 6-го гласа (акростих «Αν στ εως τ φε ων κρτος. ΩΕΓΩΡ» (Носящему имя Воскресения [т. е. Анастасию] - рукоплескание! В богородичны вписано: Γεωργου (Георгия)) (Ταμεον. Σ. 157. Ν 459). Иконография А. П. в одеянии преподобного, с длинной темной бородой, представлен: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 295r, 3-я четв. XI в.) - в рост; в Минологии из мон-ря Гроттаферрата (Crypt. Da V. fol. 119v, 1101 г.); в Минологии (Paris. gr. 1561. fol. 89v, XIII в.); в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. П. изображен также на 2 миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 343, 344, 976-1025 гг.): на первой - сцена мученичества святого: удушение и усечение главы, на второй - перенесение в К-поль мощей А. П.: процессия, несущая гроб святого к базилике. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать преподобного молодым, с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 73).

http://pravenc.ru/text/114894.html

монахи собирались на общую литургию только по субботам, воскресеньям и праздникам (что не исключало келейного Причащения в др. дни). в VIII в. к палестинской была близка практика олимпийских мон-рей, где прошли монашеский искус мн. подвижники, в частности прп. Феодор Студит, с именем к-рого связано широкое распространение в IX-XI вв. Студийского устава. В творениях прп. Феодора и его ближайших учеников упоминается уже ежедневная братская литургия (см., напр., PG. 99. Col. 1713); это, вероятно, связано с общежительным, а не келлиотским устройством Студийского мон-ря - возможность ежедневного присутствия на литургии сделала ненужным келейное Причащение. Практика ежедневной литургии была закреплена в Студийском уставе, а затем перешла и в Иерусалимский (см.: Taft. 1984), и так сложился обычный состав правосл. Б. б.: во-первых, службы суточного круга (по Часослову, к текстам к-рого присоединяются песнопения гимнографических книг - Октоиха и Минеи (в период Пятидесятницы - также и Цветной Триоди)), во-вторых - Божественная литургия (после XI в. повсеместно - литургия свт. Иоанна Златоуста). из-за этого нек-рые толкователи видят главный смысл суточных служб в приготовлении к Евхаристии, а не в освящении молитвой определенных часов дня и ночи (утра, полуночи) как таковом. Тем не менее в седмичные дни Рождественского поста, на к-рые не выпадает никакого праздника, принятый ныне Типикон предписывает совершать Б. б. без литургии; эта традиция впервые зафиксирована в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 316). Б. б. и служба с «Аллилуия» В совр. богослужебной практике Б. б. обычно называют службу с «Бог Господь» в дни памяти святых без праздничного знака, а также с шестеричным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); устав такой службы описан в 9-й гл. принятого в Русской Церкви Типикона. Однако помимо службы с «Бог Господь» там же описана и служба с «Аллилуия», ныне воспринимаемая только как постовая (см. ст. Постовое богослужение ). Приравнивание 9-й гл.

http://pravenc.ru/text/153577.html

О мучении А. свидетельствуют историки Аммиан Марцеллин (История. XXII 11. 2-8) и Филосторгий ( Philostorgius. Hist. eccl. III 2a, 2). Пространное житие А. написано мон. Иоанном Родосским (сохранилось в неск. редакциях) и в кон. Х в. переработано Симеоном Метафрастом . Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 117-118) и Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-153). Память А. содержится во всех греч. и рус. календарях. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является его упоминание в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 232об.). Служба А. с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минее РГАДА. Син. тип. 89, 1096 г. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 140-147). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены пространное житие, написанное Иоанном Родосским, и чудеса А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 103-106 (1-я паг.)). В 1073 г. часть мощей А. была перевезена из К-поля в Киево-Печерский мон-рь (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 6). В кресте-мощевике царя Михаила Федоровича, к-рый являлся отцовским благословением Патриарха Филарета, содержались частицы мощей А. (Христианские реликвии. С. 66-67). Ист.: BHG, N 169y - 174e; ActaSS. Oct. T. 8. P. 856-884; PG. 96. Col. 1252-1316; 115. Col. 1160-1212; ЖСв. Окт. С. 448-461; Пападопуло-Керамевс А. И. Varia graeca sacra. СПб., 1909. С. 1-79; Philostorgius. HE. P. 166-175, 342-363. Лит.: Vogt A. Artème (4)//DHGE. T. 4. Col. 79-791; Kirsch J. P. Artemios//LTK. Bd. 1. Sp. 908-909; Janin. Églises et monastères. P. 52-53; Ρμφος Ι. Σ. Αρτμιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 260-262; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 59. О. В. Лосева Гимнография. По Типикону Великой ц . IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 72) служба А. совершалась в храме Иоанна Предтечи в Оксии. Редакции Студийского устава имеют различные указания о совершении службы А.: Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297) предписывает совершение службы, аналогичной шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова ), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 290) и Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 41) - службы без знака. Память А. содержится уже в ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 31). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Т. 1. С. 218), предписывает совершение в день памяти А. шестеричной службы.

http://pravenc.ru/text/76372.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010