Могущественную поддержку этому протесту оказала внешняя сила, появившаяся в это именно время на арене мировой истории. То были арабы. Разбитые на множество племен по самим условиям природы той страны, которой они дали свое имя, арабы в течение долгих столетий не создали никаких форм для объединения в смысле государственного союза. 426 Зарождение культурной жизни на юго-западной окраине полуострова, как результат торгового обмена между Египтом и далекой Индией, выразилось в возникновении Минейского царства и сменявших его Сабейского, а затем Химьярского. За много веков своего существования до покорения персами при Хосрове, сыне Кавада, это царство не оказало воздействия на множество арабских племен, занимавших обширные территории к северу от него. Отдельные племена, занимавшие оазисы сирийской пустыни, издавна приходили в соприкосновение с обеими великими державами, Персией на востоке и Римской империей на западе. Свободные и недоступные на своих оазисах, отделенных пустынями друг от друга и от областей, заселенных земледельческим населением, участвовавшим в сложении государственных образований, арабы являлись для них постоянной внешней угрозой, но также и подчинялись их воздействию ради тех культурных благ, какие доставляло общение с ними. В течение веков обе державы сумели подчинить своему авторитету ближайшие к своим границам племена и в мирных договорах V u VI веков взаимно обязывались не нарушать сложившихся отношений зависимости. Так возникло царство Лахмидов с центром в Хире на пограничье с пустыней на нижнем течении Евфрата, признававшее зависимость от персов, а на западе – царство Гассанидов с центром в области, носившей имя Джолан, лежавшей к югу от Дамаска. Эти царства находились во взаимной вражде, которая нередко вызывала обострения в отношениях Персии и империи. Сирийские арабы жили вне всякого общения со своими соплеменниками, занимавшими аравийский полуостров, хотя род Гассанидов вел свое происхождение из земли химьяритов. Христианство рано проникло в царство Гассанидов, а затем и Лахмидов и явилось мощным фактором связи кочевников с культурным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

– Шелк-сырец шел из Китая через Персию, и в Даре совершалась оптовая продажа прибывавших с востока транспортов этого продукта. Покупщиком являлась казна, которая затем перепродавала от себя сырой продукт на фабрики. С давних пор производство шелковых тканей сосредоточилось в Финикии, в городах Берите и Тире. Перерабатывая шелк на пряжу и окрашивая его в разные цвета, фабриканты пускали товар на рынок. Цену на шелк-сырец определяло правительство, в частности ведомство комита царских щедрот, в соответствии с количеством привоза и ценами, по каким совершалась покупка. Военные осложнения на персидской границе затрудняли этот торговый оборот, а быть может, и прерывали его, что должно было отражаться на цене продукта. Юстиниан делал попытку найти другой путь, помимо Персии, и вступал еще в начале своего правления в сношения с химьяритами. Но химьяриты не могли помочь в этом деле, и шелк по-прежнему шел через Персию. 661 Петр Варсима, занимая пост комита царских щедрот, довел до разорения финикийские фабрики шелка и сосредоточил в руках правительства все дело производства и торговли этим продуктом. Цены на шелковые ткани страшно поднялись. Прокопий не щадит слов порицания Юстиниану и особенно Феодоре, которая будто бы несла главную вину в этом деле. 662 Вскоре после водворения монополии условия торговли шелком должны были существенно измениться. Два сирийских монаха побывали в Китае, присмотрелись к разведению шелковичного червя и принесли в Константинополь коконы в полых палках. Это событие относится к 552 году. 663 С тех пор культура шелка стала туземной в Европе, и преемник Юстиниана имел удовольствие удивить турецкое посольство, прибывшее в Константинополь в 568 году для переговоров о новом, помимо Персии, пути для караванной доставки шелка, показав им разведение шелковичного червя в своей столице. 664 Взыскание налогов с помощью военной силы, «прикидка» запустевших участков, поборы с претендентов на посты правителей провинций и предоставление им самим изыскивать способы возмещения своих затрат, командировка скриниариев, назначение виндиков, новые источники доходов, которые умели изыскивать такие люди, как Иоанн Каппадокиец и Петр Варсима, все это оказывалось недостаточным, и Юстиниан вечно нуждался в деньгах и запаздывал с необходимыми расходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Согласно данным Прокопия, такой режим существовал в некой стране Хорзане, лежавшей на переплетении границ византийских и иранских владений, на протяжении трех дней пути (около 100 км) из Кифаридзона по направлению к Феодосиуполю и II Армении: «...живущие там, были ли они подданными римлян или персов, не имели никакого страха друг к другу и не вызывали взаимных подозрений в злокозненных намерениях, но роднились между собою, заключая взаимные браки, сходились, торгуя предметами первой необходимости» (Прокопий Кесарийский. О постройках. III. 3. 9–10//ВДИ. – 1939. – – С. 244–245). Кондоминатное владение можно подозревать на о. Иоатава, который в ранневизантийское время эксплуатировался арабами, евреями, ромеями и химьяритами (Малх Филадельфиец. Византийская история в семи книгах, отр. 1//Византийские историки Дексипп, Малх, Петр Патрикий, Менандр, Кандид, Ноннос, Феофан Византиец. – СПб., 1860. – С. 228; Theophanis Chronographia ex гее. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 141; Пигулевская Н.В. Политика Византии на Эритрейском морс//История и филология стран Ближнего Востока (ПС. – Вып. 11 (74). – А., 1964. – С. 87–89). В Неаполитанском дукате, владевшем землями в плодородной Либурии, тоже было достигнуто любопытное соглашение, по которому некоторое число земель и землевладельцев оставались в общем владении лангобардов и византийцев, которые делили доходы пополам (Гийу А. Византийская цивилизация. – Екатеринбург, 2005. – С. 39–40). В Ивирии и Армении кондоминиум вытекал из непростых отношений византийцев с арабами, а в Албании – с хазарами и арабами (см.: Ahrweiler H. La frontiere et les frontieres de Byzance en Orient II Actes du XI Ve Congres internasional des etudes byzantines. – Bucarest, 1974. – P. 216; Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа. Л., 1979. – С. 154; Шагинян А.К. Закавказье в составе Арабского халифата. – СПб., 1998. – С. 34; Арутюнова-Фиданян В.А. Византия и Армения в X–XI вв.: зона контакта//Византия между Западом и Востоком. – СПб., 1999. – С. 380–391; Арутюнова-Фиданян В.А. К вопросу об основных характеристиках контактной зоны//Доклады Института Российской истории РАН 1995–1996 гг. – М., 1997. – С. 42–61, Науменко В.Е. Хазарский «тудун» в Херсонесе... – С. 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другое дело, когда имелось в виду тоже солнце, но только в частном каком-либо отношении. Тогда само солнце не могло прямо указать, какую именно сторону имеет религиозная идея об этом частном солнечном божестве, и с какой именно стороны мыслит это божество, поклоняющийся солнцу язычник, считает ли благодетельной живительной силой природы, или грозным всесозжигающим началом, началом жизни или уничтожения. В этом случае для определения этой частной идеи уже нужно было какое-либо посредство предмета природы или искусства, который символизировал бы это понятие о солнце и отличал бы его от всякого другого. Так действительно мы и находим у арабов. Мы сейчас увидим у них множество идолов, относящихся к солнечному культу и имеющих целью представить божество солнца с разных частных точек арабского языческого воззрения. Шарик. В ряду различных олицетворений солнца в частном каком-либо отношении у арабов можно поставить на одном из первых мест, солнечного бога Шарик. Мы уже привели имя Абду-ш-Шарик, сын Абду-ль-Уззы, имя одного поэта из колена Джуганитов 870 . По свидетельству Камуса 871 , Али-Шарик есть имя идола. Шарик собственно значит: первый солнечный луч, первый проблеск солнца или восходящее солнце. Мы уже имели случай привнеси мнение Тебризи, который в схолиях на Хамасу по поводу имени замечает, что 872 т.е. первые лучи солнца. Таким образом, на основании этих данных, можно вывести заключение, что под названием Шарика арабы чтили солнце в частном отношении, именно как солнечный луч, освещающий землю и прогоняющий с неё мрак, не касаясь других сторон солнца; коротко, Шарик был бог солнечного света. С этим именно понятием он и был символизирован идолом. Что это был за идол и какую он имел форму, об этом до нас не сохранилось никаких сведений. Гаубас. В южной Аравии у химьяритов мы встречаем другое также солнечное божество Гаубас . 873 В посвятительной надписи храма и Абиане подле Адена, мы встречаем, между прочим, при перечислении разных божеств выражение «и во имя Гаубаса» 874 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Таким образом, у арабских писателей сведения о почитании луны арабами очень скудны. Однако же, обращаясь к другим, так, сказать, к побочным фактам, мы приходим к несомненному убеждению, что культ этого светила имел широкое распространение в Аравии. Это мы можем заключить из Корана. Он усиленно обращается к арабам с убеждением не покланяться ни солнцу, ни луне и тем, конечно, свидетельствует, что культ этот был в большом ходу и требовал усиленного увещания со стороны нового религиозного реформатора. «В числе знамений Его (т.е. Бога), говорит Мухаммед в Коране, обращаясь к арабам, ночь и день, солнце и луна. Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне, но покланяйтесь Богу, который сотворил их». 968 На общую распространённость культа луны в Аравии указывают также и собственные имена разных гор, местностей, колен и т.д. Едризи приводит в Аравии лунные горы, лунную долину, а также лунный берег 969 . Он же приводит название одного арабского колена Бену Галяль, жившего в его время на восток от Тайефа 970 . Бену Галяль значит «сын луны» или точнее новолуния, т.к. Галяль значит новолуние. Нибур также свидетельствует, что на границе Йемена и Хиджаза живет одно арабское колено, которое называют Бену Галяль 971 . Все эти названия, без сомнения, получили свое начало благодаря доисламическому почитанию луны упомянутыми коленами или в указанных местах. Филосторгий, живший около половины IV века, о современных ему химьяритах свидетельствует, что они приносят жертвы солнцу, луне и отечественным демонам 972 . В рассказах парсов, собранных под именем Дабистан, говорится о существовании статуи луны в Мекке, благодаря которой это место получило здесь название Магдаг – «место луны» 973 . Ленорман совершенно справедливо видит в этом отголосок древнего культа богини луны в Аравии, вообще, и в Мекке, в частности 974 . Хотя довольно отдаленное и побочное, но, на наш взгляд, отель сильное доказательство культа луны у арабов и большего распространении его у них в эпоху Мухаммеда, доставляет мусульманский полумесяц, как символ всего мусульманства и его знамя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

И они предложили Яте, господину Адена, свои подарки и свои дары, вес золота и серебра, металлы в слитках и в виде монет за свое собственное здоровье и за здравие нашего городя Адена, нашего здесь находящегося замка Абиана, своих господ и своего царя, также, как и за их счастье. Во имя Аттара, во имя Гаубаса, во имя Иль-Макага, во имя Яты, во имя Дзат-Хами, во имя Дзат-Бадани и во имя богов и богинь нашего города Адена». 879 В этой надписи Яга называется «господином Адена», по обычаю в Йемене называть то божество, которому посвящен храм, господином или госпожою того места, где находилось это святилище. 880 Это, однако, не может служит основанием для предположения, что бог Яга чтился исключительно только в Адене или Абиане, в окрестности Адена. Это только показывает, что божество это имело храм в этом месте, а чтиться оно могло в разных местах. И действительно Ята был почитаем и в других местах Аравии. Доказательство на это мы имеем в собственных именах лиц, в состав которых входит имя этого божества. Так, например, имя «слуги Яты», (с миммацией), мужское имя, встречается в одной надписи, обнародованной Ленорманом. 881 Ята встречается еще в имени человека с прибавлением слова в форме , имя, какое нам сообщают три надписи, обнародованные Френелем. 882 Значение этого имени Ленорман передает словами: «quem lat’a sustulit». 883 Ята, по мнению, Ленормана «бог солнечный», 884 а по филологическому своему значению «бог помощник – deus salutaris, auxiliator». 885 Из злого можно заключить, что в Яте мы встречаем третье солнечное божество в частном понятии. Если верно филологическое производство имени Ята, как помощника и спасителя, то очевидно, что здесь арабы видели то благодетельное влияние, какое солнце оказывает на природу весной после обильных дождей, когда под его живительными лучами все оживает, земля покрывается растениями, дающими корм скоту и пищу человеку, и, таким образом, солнце благотворит человеку, является помогающим ему существом. Кулал. К тому же разряду солнечных божеств мы должны еще отнести идола Кулал – , чествовавшегося в южной Аравии, что доказывает нам собственное имя «слуга Кулала», встречающееся в химиьяритской надписи в форме , где конечное мим, вероятно, составляет обычную миммацию в химьяритском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Приступая к частному рассмотрению звездных божеств у арабов, мы, естественно, прежде всего встречаем Солнце, чествовавшееся под разными именами и олицетворениями по всей Аравии. Кроме приведенных выше свидетельств Абульфараджа и Димешки о том, что это светило было почитаемо Химьяритами, мы находим и много других данных, которые, подтверждая эти свидетельства относительно колена Химьяр, доказывают, что и другие колена арабов также оказывали божеские почести солнцу. Химьяриты же поименованы только одни у вышеприведённых писателей, по всей вероятности, потому, что действительно культ Солнца у химьяритов в южной Аравии был сильнее распространен и пользовался большим значением, нежели у других народов. На это мы имеет веские доказательства. Уже Димешки, говоря, что колено Химьяр чтило солнце, добавляет: «Рассказ о птице Удоде и Белкис служит доказательством, как поклонения её (т.е. царицы Белкис, так и поклонения народа её солнцу». 837 Этими словами, как совершенно справедливо замечает Г. Хвольсон, 838 Димешки намекает на 17 главу Корана, именно на следующие фантастический рассказ Мухаммеда. «Он т.е. Соломон делал смотр птицам и сказал: что это я не вижу здесь потатуя? или он в числе отлетевших? Я накажу его жестоким наказанием: или велю зарезать его, или пусть представит он мне достаточное оправдание. Он замедлил ненадолго и сказал: я узнал, чего ты не знал доселе. Я прилетел к тебе из Савы с верным известием. Я нашёл женщину, царствующую над ними; она наделена всякими вещами; и есть у ней великий престол. Я нашел, что она и народ её покланяются, кроме Бога, солнцу. Сатана представляет им тела их прекрасными; он отклоняет их от пути сего, и они прямой стезей не ходят: не поклоняются Богу, который выводит сокрытое в небесах и в земле, знает и то, что тайно, и то, что обнаруживаете». 839 Надписи южной Аравии дают нам подтверждение слов Абульфураджа и Димешки, и в тоже время указывают на особенное сильное распространение поклонения этому светилу под разными названиями богов: Яты, Кулала, Симдана, Димара, Гаубаса, Дзу-Самави, Самах. Все эти названия суть только разные эпитеты солнца. Сюда же следует причислить и упоминаемых в Коране два солнечных божества Ягуса и Ягука. К тому же заключению приводит и надпись, о которой упоминает Хамза Испаганский и в которой говорится: «во имя Бога, это воздвиг Шамир Юриш господу солнцу». 840 Почитание солнца в Йемене доказывают также имела двух его царей Абд-Шамс – «Раб солнца». 841 В химьяритской надписи храма в Абиане также встречается имя Абд-Шамса. 842

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Ягус. Другое солнечное божество, упоминаемое в Коране это Ягус . Этот бог чествовался многими коленами Йемена 942 . Видимым изображением его был лев. Этот символ также общ многим религиям для мифического представления солнца. Макробий 943 , Прокл 944 и другие высказывают решительное мнение, что лев был символом солнца. Относительно египтян Макробий 945 говорит, что они прибегали к фигуре льва для изображения той части неба, где солнце достигает высшей своей силы, потому-то знак льва назывался жилищем солнца. В южной Эфиопии близ новейшего города Шепди божество с львиною головою кажется было главным предметом поклонения 946 . Плутарх говорит, что льву поклонялись египтяне, изображали его на дверях своих храмов с разверстым ртом, потому что Нил начинял подыматься, когда солнце было в созвездии Льва 947 . Известно также, что символ льва, как символ солнца, общ и многим другим религиям. Так, между прочим, солнечный бог Мифра имел своим символом льва 948 . Этот символ, без сомнения, был избран для представления могущества и силы божества, может быть, и грозного, и милостивого, но во всяком случае могущественного деятеля природы, являющегося таковым, особенно, в жарких странах, где сила палящего солнца достигает своего апогея. В предварительном географическом очерке мы уже показали влияние солнца на природу Аравии и те чувства, какие солнце вызывало в душе араба. Очень естественно, что весьма скоро эти чувства нашли в представлении араба свое мифическое выражение под образом льва, как символа силы солнца. Таким образом, под видом Ягуса – льва араб представлял сильного благодетельного бога, могущественного производителя растительного и животного мира, потому что самое значение имени Ягус выражает именно эту идею о благом начале, оно значит «помогающий» 949 . Неср. Третье солнечное божество, встречающееся в Коране, названо Нсер . Его арабы изображали под видом орла. Этот идол, как полагают некоторые, был у химьяритов. 950 Фигура идола, именно форма орла, может показывать солнечную природу этого бога, потому что и в других азиатских религиях, а также у египтян, 951 мы встречаем орла, как символ солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Нек-рые представители средневек. йеменской историко-культурной традиции утверждали, что при рождении Й. А. Я. был наречен именем Асад (  ; согласно Вахбу ибн Мунаббиху) или Зура (  ; согласно аль-Хамдани), но достоверность этих сведений вызывает сомнения, в т. ч. из-за их внутренней противоречивости. Йеменский историк Нашван ибн Саид аль-Химьяри (XII в.) указывал, что имя Зура носил не Й. А. Я., а его отец. Практически все источники сходятся в том, что Й. А. Я. был иудеем по рождению. Приводимые средневек. йеменскими учеными генеалогические предания, возводящие его род к великим химьяритским царям, в частности к Абикарибу Асаду, крайне сомнительны и представляют собой попытку оправдать узурпацию верховной власти. Встречающееся у ряда совр. авторов указание на то, что Й. А. Я. происходил из могущественного знатного рода зу Язан, основано на давней гипотезе, выдвинутой и впосл. отвергнутой Ж. Рикмансом, к-рый пытался вывести принятое в греч. агиографии имя этого царя в форме винительного падежа (Δουναν) из     ( Ryckmans. 1956. P. 5. Not. 23; Idem. 1964. P. 430. Not. 86). О жизни Й. А. Я. до вступления в борьбу за верховную власть в Химьяре сведений нет. Попытка объяснить его ненависть к христианам тем, что он в юности якобы пострадал от них во время предполагаемого аксумского вторжения ок. 500 г., несостоятельна, поскольку это событие реконструируется лишь на основании косвенных данных. Из источников известно только о факте интервенции аксумского войска в Химьяр в кон. 518 - нач. 519 г. По-видимому, к этому времени среди химьяритской знати обострилась борьба между теми, кто ориентировались на Византию и Аксум и симпатизировали христианству, и теми, кто хотели сделать гос. религией иудаизм и избрать союзником во внешней политике сасанидский Иран. Лидером последних стал Й. А. Я., который фактически узурпировал царскую власть, но из-за вмешательства аксумитов бежал в горы. На химьяритском престоле оказался их ставленник Маадикариб Яафур (  ), после кончины которого (лето 522) Й. А. Я. взошел на трон, приняв титул «царь всех общин» (Ja 1028/1:   под общинами имелись в виду основные единицы социальной структуры оседлого населения).

http://pravenc.ru/text/1238031.html

свидетельствует прибытие к нему во время восстановления плотины посольств из Аксума, Византии и Ирана, а также от араб. владетелей - Лахмида аль- Мунзира III и Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы и его брата Абу Кариба ибн Джабалы . По примеру химьяритских царей V в. А. проводил активную политику во Внутренней Аравии, что подтверждает надпись (Ry 506), повествующая о победоносном походе А. против группы бедуинских племен в 552 г. Отождествлять эту кампанию с упомянутым в Коране (сура 105) «походом слона» на Мекку, к-рый арабо-мусульм. традиция приписывает А., нет оснований: по-видимому, в предании о «походе слона» отразился один из более поздних рейдов А. или его преемников на Хиджаз. Из-за сложных отношений с Аксумом А. взял курс на укрепление политических и религ. связей с Византией. Именно оттуда в годы его правления к химьяритским христианам был прислан правосл. еп. Григентий . Однако предположение о принятии при нем Православия в качестве офиц. религии Химьяра нельзя считать доказанным. О последних годах правления А. сведений нет. Вероятно, его кончина пришлась на кон. 50-х гг. VI в. Ему наследовал его сын Яксум. Ист.: Das Leben Muhammed " s nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1/1. S. 26, 28-41; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 927-946, 950-952, 966; CIH 541//CIS. Pars 4: Inscriptiones Himyariticas et Sabaeas. P., 1911. T. 2. P. 278-296 (переизд. и рус. пер.: Лундин А. Г. Южноаравийская историческая надпись VI в. н. э. из Мариба//Эпиграфика Востока. М.; Л., 1954. Вып. 9. С. 3-24); Ry 506// Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10 série//Muséon. 1953. Т. 66. P. 275-284; Прокопий. Войны. I 20. 3-8; 13. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 306-309, 314-331; Beeston A. F. L. Abraha//EI. Vol. 1. P. 105-106; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.//ППС.

http://pravenc.ru/text/62478.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010