886 Хамза приводит имя одного химьяритского царя Убайд-Кулал – , который втайне был христианином, но не смел открыто исповедовать этой религии. 887 Имя Абд-Кулал было нередким между жителями южной Аравии. Кроме сейчас приведенного царя имя Кулала входит в состав имени одного поэта, именно Ваддаха-бну-Исмаил-бну-Абд-Кулал. 888 Так же назывался химьяритский полководец, разбивший Тасм и Джадис. 889 Мы причислили Кулала к солнечным божествам, основываясь на мнении Ленормана 890 . Относительно характера его нам ничего неизвестно. Димар. Но мнению Ленормана к этому же культу солнца следует еще причислить идола Димар 891 . Камус говорит, что идола Димар чтил Аббас ибн-Мирдас и его колено 892 . Он был в земле племени Сулейм в Хиджазе 893 . Таким образом, если действительно этот идол был олицетворением солнца, как полагает Ленорман, то мы находим почитание этого светила в его частной форме не в южной только Аравии, но и в Хиджазе. Сафиуддин передает, что Аббас, получив от своего отца Мирдаса этого идола, предал его пламени, когда перешел за сторону Мухаммеда 894 . Озиандер говорит, что это был черный камень, почитаемый коленом Сулейм 895 . Мнение Озиандера, очевидно, не мирится со свидетельством Сафиуллина, потому что камень не мог быть предан сожжению. Покок на основании приведенных слов Камуса считает этого идола только частным божеством в семействе Аббаса-ибн-Мирдаса. 896 Дзу-Саммават. К культу солнечных божеств следует отнести еще бога Дзу-Самави , Дзу-с-Самават , что значит «Владыка или Господин небес», божество, встречающееся также в южной Аравии 897 . В финикийской мифологии встречается имя очень сходное с этим, а именно Белсамин Βεελσαμιν, что тоже значит владыка или Господь небес. Евсевий 898 прямо отождествляет этого финикийского бога с Гелиосом, т.е. солнцем. Таким образом, по простой и весьма ясной аналогии с этим финикийским божеством, Дзу-с-Самват следует отнести также к солнечному божеству. На это тождество указал уже Блау, сопоставив бога Дзу-Самави с Белниамимом 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

1096 Переход от язычества к христианству в Аравии произошел именно в царствование Эзаны. В одних его надписях он титулуется «сыном Махрема» – главного божества Аксумского языческого пантеона. Там же упоминаются и другие божества (Астар, Бехер, Медр). Однако в других надписях, видимо, более поздних, явно видны следы христианизации. Так, в одной надписи говорится: «Силою владыки небесного, на небе и земле одержавшего победу над сущим, Эзана, сын Але-Амиды...» и заканчивается надпись так: «И воздвиг я этот трон силою владыки небесного...» В другой надписи уже идет вполне оформленная христианская терминология: «Пребывая в вере в Бога и могущество Отца, и Сына, и Святого Духа, тому, кто сохранил мне царство ради веры в Сына Его Иисуса Христа... я, Азана... раб Христов...» Из текста Филосторгия неясно, что за «правитель народа» имеется в виду. Судя по надписям, царь Аксума титуловался «малик» (если надпись была на сабейском языке), «негус» (если надпись была на аксумском языке) и «басилевс» (если надпись была на греческом языке). В то же время упоминаются «негусы отрядов» и «басилиски» («царьки»), то есть зависимые правители. Поэтому иногда в надписях верховный правитель Аксума именуется как «малик маликов» и «басилевс среди басилевсов Аксума». 1097 Известна гора Сафар в Аравии Счастливой (совр. Сабер). Упоминаемый эмпорий – это, скорее всего, Arabiae Felicis Emporium, порт Химьяритской области (совр. Аден). 1099 Судя по географическому контексту, а также по прямому указанию в следующем параграфе (6), под Индией в данном случае Филосторгий понимает Аравийский полуостров. 1102 Аксумиты были уже в значительной степени христианами. Во времена Константина Великого философ Меропий из Тира вместе с двумя братьями, Фрументием и Эдесием, отправился в Индию. По дороге они попали к аксумитам. Меропий был убит, а его братья были доставлены во дворец в Аксум. Вскоре они завоевали расположение царя и начали насаждать христианство в Эфиопии. Впоследствии Фрументия рукоположил Афанасий Александрийский епископом Аксумским. Таким образом, в Аксуме распространилось христианство ортодоксального толка. Феофил же, рукоположенный Евсевием Никомедийским, был арианином. Видимо, поэтому у Филосторгия ничего не говорится о результатах его посещения Аксума в отличие от посещения Аравии. По всей видимости, результатов и не было, Феофил не смог распространить христианство арианского толка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собираясь в своих церквах, которые подлежали передаче православным, они поджигали их и погибали сами в огне. 40 С особенной жестокостью шли преследования манихеев. Их религиозные убеждения были давно признаны заслуживающими смертной казни. Императорским указом от 527 года манихейство было вновь воспрещено, и в случае упорства в ереси виновным грозила смертная казнь. 41 За несколько лет до того (523 г.) против тех же еретиков вел жестокую беспощадную войну персидский царь Кавад в пределах своей державы. Он истреблял их тысячами, предавая смертной казни или сжигая на кострах. Поводом к тому было совращение в манихейство сына Кавада по имени Фтасаарсана, рожденного им от родной дочери Самбики. 42 Манихеев обвиняли в том, будто они побуждали этого отступника от учения Зороастра убить Кавада. 43 Таким образом, преследования манихеев в Персии имели политические мотивы. Их не было в империи, где манихейство никогда не имело значения крупной и опасной для государства секты. Времени Юстина принадлежит радостное для христианского мира событие, прекращение всяких преследований православных в Африке. В 525 году, по смерти царя вандалов Трасимунда, 44 власть перешла к ставшему теперь старшим в роде Гильдериху, сыну Гунериха и Евдокии, дочери имп. Валентиниана III. Сознавая себя внуком римского императора, Гильдерих поддерживал живые сношения с византийским двором и нередко обменивался щедрыми дарами с Юстинианом. Немедленно по вступлении во власть, Гильдерих отменил все указы своих предшественников против православных, вызвал из изгнания томившихся в ссылке и водворил полную свободу исповедания христианской веры. Как сын дочери римского императора, он чувствовал себя в иных отношениях к туземцам, чем его предшественники, и внутренняя политика вандальского царства получила иное общее направление и другой характер. Несколько раньше этой доброй вести император Юстин, как глава христианского мира, принял живое участие в судьбе христиан, потерпевших жестокое гонение за веру в далекой стране, лежавшей вне пределов его власти, в земле химьяритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Цветущее состояние не только Египта, но и всей Византийской империи объясняется неутомимым торговым духом ее населения, греков в такой же мере, как египтян, сирийцев и евреев. Египет в течение всей римской и византийской эпохи находился в непосредственной связи с Индией. Александрийские корабли плыли через Нильский канал, создание великого Рамесу Мариамуна, которое восстановил и очистил Дарий, сын Гистаспа, к гаваням Красного моря, Миос – Хорм и Веренике, а оттуда вдоль берега химьяритов (древних сабейцев) и Хадрамаута, пользуясь пассатными ветрами, периодическое наступление которых открыл при императоре Веспасиане смелый греческий мореплаватель Иппал, плыли в Баригазу (Сурата на Тапти) в Индии, которая была главным складочным местом интернациональной торговли с Загангской Индией, 3адней Индией, островами Сатиров (т. е. хвостатых обезьян, орангутангов Борнео) и Китаем. Понятно, что часто купцы в своих далеких путешествиях приобретали несравненно более широкий кругозор, чем запертые в Риме в своих кабинетах бюрократы и составители бумаг. Один из таких купцов, Фирм, родом сириец, был связан большими контрактами по поставкам с арабами и влемиями, которые были посредниками в торговле на Красном море и во внутренней Африке; часто его корабли отправлялись и в Индию. Он хвастался, что на доход только от своих бумажных фабрик он может содержать войско. Для назидания египетской черни, если верить несколько сомнительному известию Вοписка, он ездил верхом на страусе и в качестве атлета – чемпиона заставлял класть себе на живот наковальню и колотить по ней молотками. Вечные гражданские войны при жалком Галлиене и так называемых тридцати тиранах разорили купцов и также угрожали банкротством грандиозной интернациональной конторе Фирма. Недолго думая, решил он провозгласит себя императором. Буркгард справедливо замечает: „Если повсюду прежде императорский пурпур одевали офицеры, знатные провинциалы искатели приключений всякого рода, то для Египта знаменательно, что там и крупный торговец отваживаются на подобную попытку. Правда, Аврелиан, этот restaurator orbus велел его, как разбойника, без всякого снисхождения распять на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Под начальством вождя Вариза была снаряжена морская экспедиция на южный берег Аравии. Незначительные силы персов были поддержаны туземцами, и в происшедшей битве пал царь Масрук. Царская власть над химьяритами была предоставлена Сейфу, но он был скоро убит пощаженными им абиссинцами. Хосров снарядил новый поход сухим путем и отправил четыре тысячи воинов под начальством того же Вариза. Абиссинцы были истреблены, и страна приведена в непосредственную зависимость от персидского царя с уплатой ему дани. Такое положение осталось в силе до времен Магомета. 838 Подчинение христианского народа, поддерживавшего дружественные сношения с империей, было принято в Константинополе как прямая обида. Наличие нового союзника на далеком востоке, великого хана турок, который был во вражде с персами, поднимала настроение императора, и он верил в возможность не только прекратить унизительную для империи уплату ежегодной дани, но и сокрушить силу персидского царя. В последний год оплаченного уже десятилетия мира с Персией случились неожиданные события в персидской Армении, которые привели отношения к полному разрыву и возобновлению войны на восточной границе империи. Царь Хосров, чуждый вообще религиозной нетерпимости, близко знакомый с разными религиями, какие исповедовали подчиненные ему народы, задумал, по внушению магов, соорудить в столице персидской Армении, городе Двине (Δοβιος), храм огня. 839 Исполнение этого дела он поручил Сурене и послал его в Армению с двумя тысячами войска. Армянский патриарх употреблял все усилия отклонить Сурену от исполнения возложенного на него поручения и напоминал о печальных последствиях такой же попытки, сделанной царем Шапуром двести лет тому назад, когда дело окончилось тяжкой войной, длившейся семь лет. Сурена не внял этим настояниям и заложил храм. В Армении началось восстание, во главе которого стал Вардан Мимиконид. 840 Собрав большие силы, он пошел на Двин, взял этот город и разрушил начатый постройкой храм огня. Голову Сурены армяне отослали магистру армии Юстиниану, находившемуся тогда в Феодосиополе. Патриарх и представители армянской знати решили обратиться к императору с просьбой принять их землю под свою верховную власть, и посольство с патриархом во главе явилось в Константинополь. Юстин отнесся к этому делу с большой горячностью. Члены посольства были щедро одарены и взысканы всякими милостями, персидская Армения была объявлена присоединенной к империи с освобождением от всяких податей на три года, и император принес публично клятву в том, что он приложит все старания отстоять Армению от персов. Это событие относится к 571 году. 841

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

О существовании к.-л. преемственности между древним и новым Киндитскими царствами ничего не известно. Возникновение последнего напрямую связано с экспансией Химьяритского царства в Зап. и Центр. Аравии в 20-30-х гг. V в. по Р. Х., при царе Абикарибе Асаде, сыне Малкикариба Юхамина, подчинившем своей власти племенную конфедерацию мааддитов. Проводником химьяритского влияния в их кочевьях стали К. во главе с Худжром, сыном Амра, принявшим, судя по его единственной надписи, найденной в районе Наджрана (см.: Gajda. 1996), царский титул. В арабо-мусульм. традиции он известен под прозвищем Акиль аль-Мурар - «пожиратель горького колоквинта (верблюжьей колючки)»: это несъедобное для человека растение он якобы стал поедать с горя, когда узнал об измене своей жены Хинд. Наследником Худжра стал его сын Амр, получивший прозвище аль-Максур - «приневоленный», т. к. он стал царем против собственного желания. Он правил недолго и был убит в бою. Наиболее ярким было правление аль-Хариса, сына Амра, продолжавшееся ок. 40 или даже 60 лет. По поручению химьяритов он вмешался в междоусобные распри в крупном североаравийском племени бакр ибн ваиль и сумел их прекратить. Согласно арабо-мусульм. традиции, в самом нач. VI в. он с большим войском совершил поход через страну мааддитов на Хиру , столицу царства Лахмидов , и включил ее в состав владений К. Аль-Харису удалось временно отстранить Лахмидов от власти благодаря тактическому союзу с Маздаком (см. ст. Маздакизм ) и его сторонниками, а также с покровительствовавшим им сасанидским шаханшахом Кавадом I (488-496, 499-531). Ослабление движения маздакитов и окончательное его подавление буд. шаханшахом Хосровом I (531-579) сыграли роковую роль в судьбе аль-Хариса: лахмидский царь аль- Мунзир III изгнал его из Хиры, он укрылся среди калбитов и ок. 528 г. был ими убит. Очевидно, аль-Мунзир III был непосредственно причастен к его гибели. Со смертью аль-Хариса новое Киндитское царство распалось на неск. владений, во главе к-рых встали его сыновья. Между ними начались междоусобные распри; наибольшим ожесточением отличалась борьба между Шарахбилом и Саламой.

http://pravenc.ru/text/1684646.html

Может быть, в предании о племенах Тасм и Джадис слышится отголосок предания, записанного Страбоном. Авт. 169 В этих скалах древние обитатели высекали лабиринты и храмы, как показано у Реклю (Человек и Земля, том первый, стр. 172). 170 В то время гор. Петра был роскошной столицей, полной блес­ка и величия, с замечательными лабиринтами, украшенными статуями и надписями, а в настоящее время это колоссальное кладбище. 172 История избиения отцов Синая и Раифы, гл. 4. (см. Правосл. Обозр. 1870 г. Второе полугодие, стр. 48, ст. Арх. Арсения «Христианство в Северной Аравии»). 173 Ст. «о Набатеях и их монетах» в Записках Императ. русск. Археол. Общества, т. 2, выпуск второй. Спб., 1886 г., стр. 49–59. 179 Древн. иуд., кн. 13, гл. 13:3; гл. 15:2; гл. 16:2; кн. 14, гл 1:4; гл. 2:1,3; гл. 5:1; гл. 6:4; гл. 7:3; гл. 8:1; Ср. О войне иуд., кн. 1, гл. 4:7. 182 Этот Силлей, упоминаемый у Страбона под именем Силлая, сопутствовал Элию Галлу в его походе в Аравию и был причиной неуспешности этого похода. См. выше гл. 2. 184 Др. иуд., кн. 16, гл. 7:6; гл. 9:1,4; гл. 10:8,9; кн. 17, гл. 3:2; гл. 10:9; кн. 18, гл. 6; О войне иуд., кн. 1, гл. 24:6; кн. 2, гл. 5:1. 188 Под 15° с. ш., почти на одной широте с гор. Сабой. При этом городе была известная плотина, дававшая населению воду во время засухи и обеспечивая урожаи. Плотина эта была разрушена напором горных потоков (Сайль-арам) во втором или третьем столетии по Р. Хр., после чего владения Химьяритов постепенно пустели, так как жители переселились в северную Аравию. Дата Реклю относительно этого события (1750 г. до Р. Хр.) явно несообразна. 192 Иначе: Сабеи, Савеи. У них был город Саба. По Реклю, сабеяне поклонялись небесным светилам и особенно планетам, которым приписывалось чрезвычайное влияние на судьбы людей и царств. Такой культ небесных светил имел особенно много шансов раз­виться именно в горах Емена, с их чистым безоблачным небосклоном, усеянным яркими звездами и распростертом в виде шатра над безграничной поверхностью океана и песков пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

А. И. Колесников В Древней Юж. Аравии Многообразие календарных систем, нашедших отражение в памятниках местной эпиграфики, объясняется отсутствием политического единства в Древнем Йемене. В наст. время известны 6 К., к-рые использовались в 5 наиболее значительных южноарав. гос-вах - Сабе, Маине, Катабане, Хадрамауте, Химьяре, а также в обладавшей значительной самостоятельностью обл. Сумъай, расположенной на севере Йеменского нагорья. Кроме того, собственные К. существовали, вероятно, в городе-гос-ве Нашшан (городище Эс-Сауда), локализованном в обл. Эль-Джауф, и в полунезависимых областях Радман и Мадха на юге Йемена. Лишь для 2 К., сабейского и химьяритского, удалось установить названия всех месяцев, а их точная последовательность реконструирована только для химьяритского К. В обоих случаях речь идет о 12 основных месяцах и 13-м, добавочном, из чего следует, что это были лунно-солнечные К., по к-рым счет времени вело подавляющее большинство народов древнего мира. Этот вывод можно экстраполировать и на остальные календарные системы доислам. Юж. Аравии, тем более что в катабанском К. месяц   в ряде контекстов имеет эпитеты   (первый) и   (другой, второй), свидетельствующие о том, что один из них являлся добавочным месяцем. Точную последовательность химьяритских месяцев помог восстановить трактат о земледелии, составленный расулидским султаном аль-Аббасом ибн Али ибн Даудом (ум. в 1380), однако в нем указано, что они полностью соответствуют месяцам юлианского К., названия к-рых даны согласно традиции христиан Сиро-Палестинского региона, начиная с 1-го тешрина. Поэтому долгое время химьяритский К. считался солнечным ( Beeston. 1974; Robin. 1981), пока благодаря открытию сокращенного варианта надписи царя Абрахи с Марибской плотины в 2002 г. не было установлено, что год у химьяритов начинался с месяца   приходившегося на февраль, после к-рого с не выясненной еще периодичностью происходила интеркаляция добавочного месяца  /   Можно осторожно предположить, что химьяритский лунно-солнечный К., несомненно связанный с древнейеменским политеизмом, был заменен в среде местных христиан юлианским при сохранении традиц. названий месяцев и в такой форме стал известен носителям арабо-мусульм. культуры.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

«Я давно уже ожидал тебя – сказал этот человек, – и всегда думал, когда же ты придешь, как наконец услыхал твой голос. Тогда я узнал, что это ты. Теперь не ходи дальше, пока ты не помолишься на моей могиле». И сириец тотчас умер. Этот короткий, но трогательный рассказ, может быть, и представляет картину гибели иудействующего христианства при появлении ислама. Арабский писатель Ибн-Кутейба рассказывает, что рабииты, гассаниды и часть хузаитов исповедовали христианство, а иудейство исповедовали химьяриты, кинаниты, каабиты и киндиты; магизм процветал у тамимитов, а зендекизм исповедовали корейшиты, заимствовав его из Харраха. Зендекизм обозначал собственно манихейство, но затем стал употребляться в общем смысле и обозначал вообще сектантов. С другой стороны, название Харрах должно быть обозначало просто город Ханифов. Обмен произведений почвы, торговля немыслима у народов, которые существенно не отличаются между собой в умственном отношении. Поэтому легко понять, что с ханифитством первые познакомились корейшиты, жившие торговлей, в гнезде еретиков Харрахе, вообще в северной Сирии. Ханифиты были сирийские христиане, которые получили свое начало от иудейского христианства. В то же время их именем старались прикрываться персидские национальные христиане, манихеи. Корейшиту Мухаммеду и эти страны были известны: живо он помнил о Габиэ в Харрахе; глубокое впечатление произвел на него Иерусалим, которым он восхищался еще в Медине; укрепилась также в памяти его страна двух рек. Когда-то он точно и подробно описывал королевские замки Мадайна, т. е. Селевкии и Ктезифона. Значит, он, наверное, в своей молодости был и там с караванами своего племени. Тогда-то увлекался он сабийством, точно так же, как и всякий другой корейшит. В его семействе были исповедники христианства; что было, наверное, то самое еретическое христианство сирийцев, которому он предавался в Мекке. Его дядя Варака видел в нем будующего пророка. Между его первыми друзьями мы находим одного Шаммаса, должно быть исповедующего ту религию, которая особенно хвалилась божественной службой и относилась враждебно к представителям какой-либо иной церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Подробное описание быта оседлых арабов затруднитель­но по недостатку соответствующих сведений. Одно можно за­метить, что домашняя и общественная жизнь арабов была однообразна и примитивна; более разнообразна и оживленна была жизнь в городах Южной Аравии, чему способствовали естественные богатства Емена, Хазрамаута и соседних местностей. Близость Эфиопии также оказывала некоторое влияние на домашний и общественный быт южно-аравжских государств. Но, сравнительно, процветание этих царств было невысоко, хотя они существовали в продолжение 2000 лет. Политическая независимость этих государств пала навсегда в конце шестого века по Р. Хр., и после их падения в Южной Аравии мало осталось следов их продолжительного существования. Так называемые «Химьяритские надписи» 208 говорят о существовании отдельных государств на юге Аравии, об их князьях и богатстве, а развалины древних дворцов и храмов подтверждают существование таких государств; но эти маленькие государства не достигли заметной степени внутреннего развития. Богатство и великолепие исчезнувшей жизни южных арабов могли казаться таковыми только кочевникам бедуинам; архитектура древних южно-арабских храмов была крайне незатейлива и проста, не отличалась украшениями, какими были богаты греческие храмы: в них не было ни арок, ни сводов, ни колонн, ни других подобных аксессуаров более развитого архитектурного искусства, почему г. Машанов допускает предположение об отсутствии окон в этих храмах. Большая часть этих храмов была сделана из необожженных кирпичей, а потому они отлича­лись непрочностью и скоро превращались в развалины 209 . Не­известно, на каком основании Реклю считает архитектуру домов гор. Джидды химьяритской (т. 2, стр. 121), тогда как эта архитектура позднейшего времени и представляет копию стамбульской. Об архитектуре храмов у северных арабов в истории не сохранилось вообще сведений, но можно с уверенностью предполагать, что эти храмы в архитектурном отношении были еще менее замечательны, чем храмы южно-арабские, так как самый главный храм Аравии – Кааба представлял грубую постройку, не отличавшуюся прочностью: во время Джорхамитов здание было разрушено дождями и горными по­токами. Возобновленная Кааба представляла собой простой четырехугольник без крыши; стены ее были сложены из кам­ней, без цемента, и имели в вышину 13 1/3 футов, в длину 45 фут. и в ширину 33 ф. Здание имело одну дверь. После (около 445–450 гг. по Р. Хр.) корейшит Косай придал Каабе несколько лучший вид, но и то весьма незавид­ный: стены ее были сложены из нетесаных камней и были высотой в рост человека; окружность ее была менее 200 футов; крыши не было; в Каабу вела одна дверь; идол Хобала, а может быть, и некоторые другие находились внутри Каабы; самым священным предметом храма был «черный камень», предмет почитания всех арабов, приходивших в Мекку на богомолье в установленное время 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010