Храмы: Часовни: Святыни [ править править код ] Ахтырская-Ачаирская икона Божией Матери [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы Ахтырская-Ачаирская Ахтырская-Ачаирская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия в 2002 году омским иконописцем Геннадием Адаевым. В основе иконографии – Ахтырская икона Божией Матери, которой благословил Ачаирский Крестовый монастырь Святейший Патриарх Алексий II. Иконографическая особенность Ачаирской иконы, отличающая ее от Ахтырской – на полях расположены ростовые изображения омских новомучеников – Сильвестра, Иоанна, Михаила и Александра, внизу – панорама храмов Омского Ачаирского женского монастыря в честь Животворящего Креста Господня. Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства: Божия Матерь изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католической традицией), слева от Нее – распятый на Голгофском кресте Иисус Христос. Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, послужившая протографом для Ахтырской-Ачаирской иконы, явилась 2 июля 1739 году в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область, Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретен священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом, где совершились первые чудеса исцеления от лихорадки; через 3 года Ахтырская икона была поставлена в Покровском храме. Распространению известия о чудесах от иконы при Высочайшем Дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: ей был указан день кончины и было обещано покровительство ее малолетним дочерям. Почитание иконы как чудотворной установлено в 1751 году. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы Петровны на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до ее похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, 15 августа (2 августа по старому стилю) установлен день празднования в честь Ачаирской иконы Божией Матери. (Авторы статьи раздела: Жанна Григорьевна Белик,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи; Ольга Евгеньевна Савченко,научный сотрудник музея имени Андрея Рублева). Святой источник [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ачаирский_Чест...

Складень «Благословение детей» был создан по случаю рождения долгожданного наследника престола, цесаревича Алексия, в 1904 году. По торцу оклада выгравирована надпись, что этот складень подарен настоятелем и братией Троице-Сергиевой лавры венценосной семье. Никто не знал, родится мальчик или девочка, поэтому был выбран сюжет «Благословение детей». На левой и правой створках изображены патрональные святые царицы Александры Федоровны — святая мученица Александра и царя Николая II — святитель Николай Чудотворец. Авторы складня — выдающиеся художники и ювелиры своего времени.   На выставке также представлена шитая икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, созданная по случаю рождения сына у царствующей четы. Куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Жанна Белик, рассказывает, что дарение складней императорской семье было древней культурной традицией в России: «В календаре были специальные дни, когда можно было поздравить цесаревича, императора или других членов императорской семьи — к примеру, великих князей, которые занимали значимые государственные посты. Каждый желающий поднести подарок имел такую возможность. Для этого он должен был обратиться с прошением в Министерство императорского двора. И когда приходило положительное решение императорской семьи, назначался день встречи с членом императорской фамилии для поднесения подарка. В ответ даритель получал от царской семьи либо перстень, либо часы».   Наступивший 2024 год объявлен в России Годом семьи. Музей решил начать этот год выставкой реликвий семьи Романовых. «Семейные ценности для царя Николая II и царицы Александры Федоровны были наивысшими ценностями, — замечает Жанна Белик, — они во многом определяли их жизнь. И сегодня эти предметы личного благочестия сохраняют тепло семьи святых страстотерпцев, передавая его и нашим зрителям».     Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва, Андроньевская пл., 10. Выставка «Иконописные редкости» продлится до 25 февраля. Выставка «Иконы-складни императорской семьи» про­длится до 11 февраля.

http://e-vestnik.ru/reports/ikony_skladn...

Донося обо всём этом, смиреннейше прошу благословения Вашего Высокопреосвященства, нового Ангела Волынской церкви» 81 . Новый священник села Лажевая Алипий Червинский также боролся с сектантством в своём приходе. Он собрал прихожан, которые составили подписку, в которой обещали: «1914 года м. мая 20 дня. Мы, нижеподписавшиеся прихожане Свято-Михайловской церкви с. Лажевой, при вступлении в приход нового настоятеля отца Алипия Червинского, желая оправдать себя пред Богом, начальством и людьми, и засвидетельствовать, что мы не принадлежим ни к какому самозваному обществу, и что распространившаяся молва, будто бы мы составляем особую секту, неверна, – сим изъявляем свою приверженность к православной вере и послушание своим православным пастырям, уклоняясь от самозваных сборищ и бесчинных радений, и обещая вести трезвый образ жизни и с прочими своими односельцами православными «блюсти единение духа в союзе мира». В чём и подписываемся: 1. Варвара Бондар, 2. Пелагия Процюк, 3. Акилина Гринчук, 4. Фекла Горобец, 5. Иустина Череватюк, 6. Фекла Остапчук, 7. Марфа Сухая, 8. Анна Проказюк, 9. Татиана Божок, 10. Наталия Белик, 11. Агафия Николайчук, 12. Александра Белик, 13. Анна Процюк, 14. Акилина Назарук, 15. Савва Коренчук, 16. Роман Бондар, 17. Терентий Гринчук и 18. Яков Процюк, а за них неграмотных по их личной просьбе расписался церковный староста Степан Божок. При подписи настоящего обязательства присутствовали: приходский священник с. Лажевой Алипий Червинский, псаломщик Роман Собуцкий, священник с. Футоров Владимир Струменский, помощник благочинного священник Антоний Левицкий, благочинный протоиерей Иларий Дучинский» 82 . 9. Крестные хода, как средство противодействия сектантскому влиянию Конечно, одним из самых могучих миссионерских средств было проведение крестных ходов. В них принимало участие несколько тысяч человек. Крестные хода сопровождались совершением богослужений и молитвенными песнопениями, миссионерскими беседами и распространением миссионерской литературы 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге//Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., 1999. С. 149. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге. С. 145–146. Русскоязычный вариант изобретенного Л.Р. Хаббардом слова. См.: Шкала эмоциональных тонов. Из работ Л. Рона Хаббарда. С. 12. Тэтан – саентологический термин, подразумевающий непосредственно личность, духовное существо. Это не разум и не тело, а тот, кто осознает, что он осознает, то есть индивидуальность, которой является сам человек. Принс Р. Шаманы и эндорфины//Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология/Под ред. А.А. Белика. М., 2001. С. 492. См.: Александров А.А. Психотерапия. М., 2004; также Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001. С. 246–247. См., например, ряд статей в сборнике «Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология» (Под ред. А.А. Белика). «Но то, что будет воспринято и каким образом это будет пережито, связано с тем культурным контекстом и традиционными смыслами, которые разделяет человек» (выделено Э. Бургиньон. – Т.К.). – Бургиньон Э. Измененные состояния сознания//Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 417. Белик А.А. Измененные состояния сознания как междисциплинарная область исследований//Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 531. Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса//Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 510. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004. С. 18. скрыть способы оплаты Комментарии петр 30 октября 2012, 13:37 мне предлагали пройти курс дианетика ,у нас начальник сам его проходит и хочет свою церковь создать у нас в городе ,это ужас Максим 4 ноября 2011, 15:02 to Фотиния, категорически, только увольняться.

http://pravoslavie.ru/43014.html

была украшена драгоценным окладом ( Белик Ж. Г. Иконописец Н. С. Емельянов и его работа для рус. храма-памятника в Лейпциге//Там же. С. 499, 697. Ил. 8). Строительство новых грандиозных храмов, посвященных святому, напр. Николая Чудотворца, святителя, Морского собора в Кронштадте, потребовало обращения к различным образам Н., почитаемым на территории Российской империи, к сценам из его Жития и нашло воплощение как в создании мозаичных композиций на стенах снаружи и внутри этого собора, так и в производстве небольших мозаичных икон, служивших делу возрождения мозаичного искусства и применения его в церковном убранстве (иконы, приписываемые мозаичной мастерской семьи Фроловых в С.-Петербурге, кон. XIX - нач. XX в., частные собрания). Значение св. покровителя собора отражено в наружной мозаике с юж. стороны главного входа в храм (с Якорной пл.): на иконе под Нерукотворным образом Спасителя соединены полуфигуры Н. с раскрытым Евангелием в руках и прп. Иоанна Рильского. Образы Н., созданные после 1917 г., обладают определенным своеобразием в силу исторических причин: с одной стороны, прекратилось массовое производство икон в различных техниках, стилистических направлениях и рассчитанных на отдельных заказчиков и массового потребителя; с др. стороны, художники-иконописцы продолжали испытывать влияние от раскрытия древних икон в нач. XX в., и от появления неизвестных ранее древних икон, служивших в качестве образцов. Образы Н. возникали лишь в работах мастеров, сохранявших иконописную традицию и связанных с поновлением и реставрацией икон. Центром притяжения для таких мастеров, преследуемых в годы гонений на Церковь, стали храмы, в т. ч. те, к-рые вскоре были закрыты. Для Никольской ц. в Клённиках, на Маросейке, духовная дочь прав. Алексия и сщмч. Сергия Мечёвых М. Н. Соколова (впосл. мон. Иулиания) написала икону с образом Н. (20-е гг. XX в.) в изводе Можайской иконы и в стиле московской иконописи XV в.: вместо условного храма в левой руке чудотворца воспроизведен храм, аналогичный церкви в Клённиках,- как надежда на заступничество святого в судьбе приходской московской церкви.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин ( Черногория ), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой " Голубой часовне " . Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Владимир...

работы греч. мон. Агафии с образами св. покровительниц имп. Анны Иоанновны и ее сестер, царевен Параскевы и Екатерины). Личная святая царевны Параскевы Иоанновны, общая с их матерью, царицей Параскевой Феодоровной, показана в мафории и с крестом в руке, хотя в качестве таковой по датам рождения обе представительницы рода Романовых почитали прп. Параскеву (Петку) Тырновскую (Эпиватскую). После смерти имп. Анны Иоанновны (17 окт. 1740) эта икона была вложена в Троице-Сергиеву лавру (ныне в СПГИАХМЗ, см.: Белик. 2014. С. 67). В церковном искусстве синодального времени в руках святой также изображали цветы или цветущую ветвь (на иконе сер. XVIII в. из имения Петровского близ Рыбинска (РГИАХМЗ)). Очевидно, древнее почитание П. как исповедницы и покровительницы путешествующих и купцов повлияло на распространение ее икон в старообрядческом литье XIX в. На иконах с образом и житийным циклом святой могли сочетаться принципы древлеправосл. искусства и школы Оружейной палаты. Напр., на иконе невьянского письма из ц. вмц. Параскевы (1867) дер. Савиной Пышминского р-на Свердловской обл. святая изображена в среднике с поднятым в правой руке крестом, левой рукой она отводит край плаща, принимая под покров молящихся, а на высоком поземе вокруг нее написаны сцены страданий и мучений, расположенные поочередно то внутри палат, то в пейзаже (Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церк. и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 271). Уже в средние века изображения П. в житийных клеймах древнерус. икон делались по подобию изображений Пресв. Богородицы в изводах нек-рых ее икон. В клейме на нижнем поле житийной иконы из ц. дер. Заклинье Дновского р-на Псковской обл. (сер. XVI в., ПИАМ) моление П. Спасителю напоминает извод Боголюбской иконы Божией Матери или «Моление о народе». В старообрядческих иконах благотворительность П., после смерти родителей раздавшей имение неимущим, проиллюстрирована композицией, восходящей к изводу иконы «Всех скорбящих Радость» или икоса акафиста «Стена еси девам» (икона 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Большого формата образ письма палестинского мастера из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме необычен: одеяния голубых и белых тонов, стол и фон золотые с типичным для местной иконописи орнаментом ( Зеленина Я. Э., Белик Ж. Г. Первые рус. храмы в Иерусалиме: Троицкий собор и церковь мц. Александры: История создания, худож. убранство. М., 2011. С. 128). Скорее всего икона была заказана в Иерусалиме паломником, пожелавшим оставить на Св. земле список святыни из родных мест. Целый ряд произведений этой группы был создан иконописцами, работавшими на укр. и южнорус. землях: использование приемов академического письма сочетается с чертами народного примитива, как на иконах из ц. Успения Пресв. Богородицы Марфо-Мариинского монастыря в Белгороде, из Омского обл. музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999. С. 114, 255. Ил. 75). На одной из икон из собрания Художественно-мемориального музея И. Е. Репина в Чугуеве на голове Божией Матери белый плат, фон темный. Нек-рые оклады из фольги на списках К. и. изготавливались, возможно, в мастерских «иконообдельщиц» слободы Борисовка Курской губ. (Харьковский исторический музей). Один из дешевых окладов украшен по кайме мафория полосой из драгоценных камней (ц. арх. Михаила в Торжке). Близкий композиционно к К. и., рельефный, с остатками раскраски образ Богоматери XIX в. находился в собрании частного музея «Духовные сокровища Украины» в Киеве (фигура Младенца обнажена, стол и крест в Его руке отсутствуют). Эта икона свидетельствует о распространении на Украине подобного извода, вероятно, еще до прославления К. и. Списки К. и. имеются также в Троицком кафедральном соборе в Днепропетровске, в Горненском мон-ре близ Иерусалима и т. д. Ист.: Николай II, имп. Дневник. Берлин, 1923. П., 1980. С. 147; Таврические ЕВ. 1881. 13-14; Сказание о явлении и чудесах козельщанской иконы Пресв. Богородицы с прил. акафиста. [М.], 1999. Лит.: [Выписка из протокола заседания Физико-мед. об-ва]//Моск.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

1126 См. подробнее: Лисовой Н.Н. Храмы Русской Палестины. Россия в Святой Земле: Документы и материалы. Т. 2. М. 2000. С. 589–612; Зеленина Я.Э., Белик Ж.Г. Первые русские храмы в Иерусалиме. Троицкий собор и церковь мученицы Александры. История создания. Художественное убранство. М., 2011. 1127 О ремонте храмов при начальниках РДМ архимандритах Рафаиле (Трухине) и Александре (Головине) см. выше в разделе «Документы о ремонте храмов и подворий Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». 1128 Об истории создания храма см. документы специального раздела « Церковь Марии Магдалины» (т. 3 настоящего издания), а также книгу-альбом: Строительство церкви святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме в фотографиях из альбома Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1885–1888/Сост. К.А. Вах, Г.И. Вздорнов, Н.Н. Лисовой . М., 2006. 1129 Верещагин Василий Петрович (1835–1909) – русский исторический живописец и портретист. Из семьи потомственных иконописцев. Учился первоначально иконописи. Окончил Академию художеств (1856–1862), несколько лет провел пансионером Академии в Италии. 1130 Неточно. Храм Марии Магдалины украшен огромными панно из жизни святой, принадлежащими петербургскому художнику С. Иванову и представляющими собой не стенопись, а живопись на холстах, привезенных затем в рулонах из Петербурга и на месте, в Иерусалиме, прикрепленных к стене. 1135 О миссийных задолженностях архимандрит Киприан (Керн) , назначенный Зарубежным Архиерейским Синодом начальником РДМ в 1928 г., в воспоминаниях писал: «По совести говоря, я даже и не хотел ехать в Палестину. А Миссия, ее долги, призрак административной работы, запутанность отношений с греками, с Палестинским Обществом представлялись мне очень мрачно… Я знал, что меня посылают на этот очень видный и когда-то завидный пост в русской иерархии, а теперь на весьма тяжелое послушание, чтобы выплачивать какие-то долги, сделанные еще до войны 1914 г. покойным начальником архимандритом Леонидом, чтобы налаживать натянутые отношения с Палестинским Обществом, чтобы распутывать какие-то затруднения с греками, т. е. с Патриархией, чтобы лавировать среди каких-то монахинь и оставшихся после войны паломниц, так называемых «матушек» и т. д., и т. п.» ( Киприан (Керн) , архимандрит. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002. С. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Русская патрология Баринов Н., прот . Богословско-историографический анализ работ святых отцов Русской Православной Церкви XIX — начала XX в. по теме причин и целей сотворения мира//Вопросы богословия. 2023. 1 (9). С. 38–52. Работа прот. Николая Баринова посвящена исследованию трудов святых отцов Русской Церкви XIX — нач. XX в. по теме причин и целей сотворения мира. Автор статьи выявляет исторический контекст, пути развития богословия, различные школы, используемые ими источники. Определяются две группы мнений святых отцов и синтезируется consensus patrum о причинах сотворения мира, которым является представление о благой свободной воле Божией. Автор статьи выявляет богословскую линию оптинских старцев, согласно которой мир создан для человека, и ее происхождение от прп. Петра Дамаскина, а также подтверждает мнения прот. Павла Хондзинского о «балансировании» богословия свт. Филарета Черниговского между Москвой и Киевом и прот. Олега Мумрикова о христологичности антропного принципа Вселенной. Автором вводится новый термин «христоцентризм вселенной» как выражение средоточия всех целей творения мира. Белик К. Д . О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова)//Новосибирский временник. 2023. 2. С. 22–40. В статье К. Д. Белика описывается богословская позиция свт. Филарета (Дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. В первую очередь в статье описывается освящающее действие в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. Практическое приложение богословских положений свт. Филарета показывается автором статьи на примерах предложенных святителем средств по врачеванию старообрядческого раскола и предотвращению его разрастания. Бондарев А. С . Вопрос богатства в трудах святого праведного Иоанна Кронштадтского//Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2023. 2 (9). С. 15–26. В статье А. С. Бондарева анализируется этическое учение св. прав. Иоанна Кронштадтского о христианских добродетелях через призму его отношения к богатству. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн пропускает этот вопрос сквозь свое пастырское служение и предупреждает верующих о возможных последствиях, связанных с использованием материальных благ для эгоистических целей, а способом преодоления негативных последствий владения богатством называет совершение дел милосердия. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн Кронштадтский в своих трудах пытается уравнять материальные ценности с орудием, с помощью которого можно исполнить заповедь о любви к ближнему, а можно погибнуть от бесконечного собирательства в личных целях. Согласно выводу А. С. Бондарева, смещение акцентов в изложении отношения к богатству позволило св. Иоанну Кронштадтскому актуализировать роль Церкви в побуждении общества к социальной справедливости.

http://bogoslov.ru/article/6195747

  001     002    003    004    005    006    007    008