В ходе чтений тема Первосвятительского служения осмысливалась в различных аспектах — духовном, историческом и искусствоведческом. Большой интерес вызвало сообщение протоиерея Виктора Лютика, посвященное жизненному пути и малоизвестным фактам из жизни Патриарха Алексия I. Иерей Давид Шуплецов (Санкт-Петербургская духовная академия) рассказал о подробностях созыва Московского совещания 1948 года, состоявшегося при участии Святейшего Патриарха Алексия I. Этому совещанию был посвящен и доклад игумена Фотия (Бегаля) ( Спасо-Преображенский Валаамский монастырь ). Взаимоотношениям Патриарха Алексия с представителями Финляндской Церкви был посвящен доклад старшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.И. Шевченко. Общим вопросам истории архипастырства были посвящены доклады протоиерея Вейкко Пурмонена ( Финляндская Автономная Православная Церковь ), Ханну Пёюхёнена и архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви Ю. Паарма. Интересные статистические данные об отношении современного общества к христианству привела М.Г. Прозорова (г. Ювяскюля). Участники конференции рассказали также о других Первоиерархах и архипастырях. Ведущий научный сотрудник ПСТГУ А.А. Кострюков рассказал о служении Церкви и Родине митрополита Анастасия (Грибановского), профессор Великоновгородского университета А.В. Моторин — о жизненном пути святителя Макария Московского, иерей Сергий Баршай (Киев) — о жизни святителя Сильвестра (Малеванского), А.А. Моторина — о святителе Иоанне Новгородском, протоиерей Роман Цуркан (Симферополь) — о переписке равноапостольного Николая (Касаткина) с архимандритом Антонином (Капустиным). Святительское служение также нашло отражение в церковном искусстве. Этой теме были посвящены доклады сотрудников музея имени Андрея Рублева Ж.Г. Белик и О.С. Никольской. Всего в ходе конференции было представлено 16 докладов. Для удобства слушателей тексты были заранее переведены на русский и финский языки, обсуждение докладов осуществлялось при помощи переводчиков.

http://patriarchia.ru/db/text/5590879.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСЕЛИН Божия Матерь с Младенцем на троне. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин Божия Матерь с Младенцем на троне. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин [Греч. Πανσληνος] Мануил, визант. художник. Его имя известно из письменных источников, прежде всего из Ерминии (ок. 1730-1733) иером. Дионисия Фурноаграфиота. Во введении к своей работе он назвал П. образцом для подражания как для себя, так и для др. живописцев. Дионисий сообщал, что художник, «как солнце, возсиял в Солуни» (поэтому Фессалоники считают городом, где П. родился, работал и создал произведения высокого уровня). Также в Ерминии дважды упоминается, что П. писал иконы, к-рые Дионисий видел сам. О славе П. как художника свидетельствует то, что Дионисий решил написать Ерминию, чтобы ознакомить буд. художников с основными характеристиками именно его творчества: «…размеры… его очерки св. ликов, телесный колорит и состав красок» - т. е. пропорции фигур и ликов, особенности личного письма и живописную технологию П. в широком смысле. В XIX в. П. считался на Афоне автором едва ли не всех стенописей (отмечено Н. П. Кондаковым: Кондаков. 1902. С. 61), и прежде всего в Успенском кафоликоне Протата (о датировке и программе росписей см. ст.: Карея ). Прориси с фигур и композиций из этого храма делались афонскими или греч. монахами-художниками. Подобные образцы 1-й пол. XIX в. попадали в собрания рус. иконописцев, напр. Пешехоновых (в частном собрании сохранился «перевод» полуфигуры Христа Еммануила из композиции «Недреманное Око» за подписью «изографа» иером. Григория, ученика «изографа» иером. Макария (вероятно, работавшие вместе на Св. Горе мастера из с. Галатисты в Вост. Македонии), сделанный в сент. 1849 г.; Белик Е. Г. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: Первые итоги исслед.//Тр. ЦМиАР (в печати). Ил. 6; о совр. состоянии композиции «Спас Недреманное Око» в Протате см.: Tsigaridas. 2003. Icon 63. P. 182-183).

http://pravenc.ru/text/2578831.html

работы греч. мон. Агафии с образами св. покровительниц имп. Анны Иоанновны и ее сестер, царевен Параскевы и Екатерины). Личная святая царевны Параскевы Иоанновны, общая с их матерью, царицей Параскевой Феодоровной, показана в мафории и с крестом в руке, хотя в качестве таковой по датам рождения обе представительницы рода Романовых почитали прп. Параскеву (Петку) Тырновскую (Эпиватскую). После смерти имп. Анны Иоанновны (17 окт. 1740) эта икона была вложена в Троице-Сергиеву лавру (ныне в СПГИАХМЗ, см.: Белик. 2014. С. 67). В церковном искусстве синодального времени в руках святой также изображали цветы или цветущую ветвь (на иконе сер. XVIII в. из имения Петровского близ Рыбинска (РГИАХМЗ)). Очевидно, древнее почитание П. как исповедницы и покровительницы путешествующих и купцов повлияло на распространение ее икон в старообрядческом литье XIX в. На иконах с образом и житийным циклом святой могли сочетаться принципы древлеправосл. искусства и школы Оружейной палаты. Напр., на иконе невьянского письма из ц. вмц. Параскевы (1867) дер. Савиной Пышминского р-на Свердловской обл. святая изображена в среднике с поднятым в правой руке крестом, левой рукой она отводит край плаща, принимая под покров молящихся, а на высоком поземе вокруг нее написаны сцены страданий и мучений, расположенные поочередно то внутри палат, то в пейзаже (Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церк. и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 271). Уже в средние века изображения П. в житийных клеймах древнерус. икон делались по подобию изображений Пресв. Богородицы в изводах нек-рых ее икон. В клейме на нижнем поле житийной иконы из ц. дер. Заклинье Дновского р-на Псковской обл. (сер. XVI в., ПИАМ) моление П. Спасителю напоминает извод Боголюбской иконы Божией Матери или «Моление о народе». В старообрядческих иконах благотворительность П., после смерти родителей раздавшей имение неимущим, проиллюстрирована композицией, восходящей к изводу иконы «Всех скорбящих Радость» или икоса акафиста «Стена еси девам» (икона 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Александр Невский: история и современность в литературе» 4 июня 2021 г. 14:16 3 июня 2021 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция «Александр Невский: история и современность в литературе». Мероприятие было приурочено к выходу книги «Благоверный великий князь Александр Невский» из серии «Святые России», изданной Фондом Светланы Медведевой (Фонд социально-культурных инициатив). В конференции приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов, руководитель книжного проекта серии «Святые России» Дмитрий Вдовых, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии 2021 года Владимир Малягин. На пресс-конференции митрополит Климент отметил, что в этом году многие церковные мероприятия проходят под знаком празднования 800-летия со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского. Он напомнил, что 20 мая состоялось вручение Патриаршей литературной премии, лауреатами которой стали писатели Мушни Ласуриа, Владимир Малягин и Андрей Убогий. На концерте, завершившем торжественную церемонию, была исполнена кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Владыка Климент также рассказал, что к теме святости обращаются многие современные писатели. Один из них — прозаик К.П. Ковалев-Случевский, ставший лауреатом премии имени Ф.М. Достоевского за книгу «Николай Чудотворец. Санта Клаус и Русский Бог: Хожение в житие» в рамках конкурса «Новая библиотека». Архиерей сообщил, что о русских святых пишут творческие работы юные участники литературного конкурса «Лето Господне», который проводит Издательский Совет. Сергей Смирнов рассказал об издательской программе Фонда социально-культурных инициатив, в рамках которой выходили книги о преподобном Сергии Радонежском, преподобном Серафиме Саровском, преподобном Иосифе Волоцком, праведном Иоанне Кронштадтском и благоверном князе Александре Невском. Дмитрий Вдовых сообщил, что над книгой, посвященной святому Александру Невскому, работал научный коллектив из историков, филологов и искусствоведов, среди которых Н.М. Абраменко, Ж.Г. Белик, А.В. Духанина, А.Ю. Карпов и многие другие. Владимир Малягин затронул тему актуальности жизненного пути Александра Невского как государственного деятеля, политика, полководца и святого. Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов. Книга «Благоверный великий князь Александр Невский» будет распространяться на благотворительной основе через епархии Русской Православной Церкви и научные региональные библиотеки. Издательский Совет / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5817149.ht...

Российские парламентарии встретились с Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X Дамаск, 18 января 2019 г.      В Дамаске состоялась встреча депутатов Государственной Думы с Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X. Во встрече приняли участие российские парламентарии Дмитрий Саблин, Сергей Гаврилов, Дмитрий Белик, а также игумен Арсений (Соколов). По итогам встречи Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов отметил, что Предстоятель Антиохийской Православной Церкви поддерживает стремление Русской Православной Церкви к сохранению единства канонического православия во всем мире. Патриарх Иоанн X высказал мнение о том, что «раскол на Украине, организованный не православными людьми – политический процесс в религиозной оболочке» и сожаление в том, что Константинопольский Патриарх «не слышит голоса веры». «Раскольники рискуют стать экстремистскими группировками, которые будут весьма далеки от православия. Со стороны западных структур предпринимаются попытки, направленные на нарушение целостности Антиохийской Православной Церкви в Сирии, необходимо не допустить развитие украинского антиправославного сценария в лоне одной из древнейших православных Церквей. Между Антиохийской и Русской Православной Церквями существует уникальная связь», - отметил депутат Сергей Гаврилов. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви передал сердечные поздравления Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу по случаю юбилея интронизации.      В завершение встречи Патриарх Иоанн X пригласил православных политиков посетить Сирию и продолжить совместную работу на благо единства православия, российские парламентарии окажут содействие в организации данного визита. 18 января 2019 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 204 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/118725.html

Освящен закладной камень монумента спасателям апреля 2023 Открытие закладного камня монумента студентам и сотрудникам, погибшим при выполнении священного долга защиты Отечества и служебного долга в спасательных подразделениях, приуроченное ко Дню пожарной охраны России, состоялось 28 апреля в Пожарно-спасательном колледже петербургского Центра подготовки спасателей. Присутствовали сотрудники комитета по образованию Светлана Белик, комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Андрей Михайловский, начальник управления 50 Федеральной противопожарной службы МЧС полковник внутренней службы Владимир Марченко, другие представители силовых структур, участник СВО Сергей Фалалеев, Нина Федорова - мать Алексея Федорова, героически погибшего 9 мая 2022 года при защите острова Змеиного в ходе СВО, сослуживец Алексея Федорова на десантном корабле " Азов " Сергей Курята, выпускники образовательного учреждения. Памятный камень освятил благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров . " Поздравляю вас с Пасхой Христовой! - сказал он. - У Бога все живы, а отдавшие жизнь за Отечество выполнили свой христианский долг: " Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя " (Ин. 15: 13) " . На монументе с надписью " Отдавшим жизни ради жизни других " будет увековечена память о Сергее Генералове, Долаане Шагдырове, Василии Румянцеве, Алексее Федорове, Данииле Чистякове и Алексее Калинине. Родственники, почетные гости и студенты колледжа возложили цветы к камню, высадили рядом именные саженцы. ИА " Вода живая " , 28.04.23 Поделиться 26 апреля 2024 22 апреля 2024 18 апреля 2024 15 апреля 2024 10 апреля 2024 19 марта 2024 16 марта 2024 14 марта 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Голубковское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь является памятником истории и культуры областного значения с 1987г. Решение принято Исполнительным комитетом Свердловского областного Совета народных депутатов 535. Входит в список «Культурного наследия Свердловской области» в Алапаевском муниципальном образовании. Вознесенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1806 г. Главный храм в честь Вознесения Господня, когда освящен — неизвестно. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен в 1821 г. Правый придел во имя прор. Илии, освящен в 1872 г. После пожара вновь освящена 1 июля 1897 г. Закрыта в 1935 г. Полуразрушена. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Голубковское село в северо-западной части уезда, расположено по реке Нице, в 190 верстах от епархиальнаго города. Местность открытая, ровная, но обилие болот в окрестностях, особенно к северу от селения, делает ее нездоровою для жителей. Почва земли «белик», с тонким слоем чернозема. Когда собственно открыт приход Голубковский, как образовался и от чего получил свое название, об этом не сохранилось сведений ни в церковном архиве, ни в народном предании. В настоящее время приход состоит из села Голубковскаго и 8 деревень: Юдиной – в 2 в., Буньковой – в 3 в., Боровой – в 5 в.: Томшиной – в 5 в., Рудной – в 7 в., Удинцевой – в 10 в., Соколовой – в 8 в. и Мокиной – в 3 в. Общее число жителей прихода простирается до 4025 душ обоего пола. Все они русские крестьяне, православнаго исповедания. Главное занятие их земледелие; подспорьем к нему в зимнее время служит извоз. До 1806 году существовал старый храм, деревянный. По преданию, он был малопоместителен и отличался крайним убожеством (вместо стекол в оконных рамах была вставлена слюда). На месте этого храма теперь находится каменный столбик – памятник. Нынешний храм – каменный, заложен в 1806 году. Время освящения его неизвестно; известно только, что первоначально он был однопрестольный – во имя Вознесения Господня. В 1821 году устроен придел с северной стороны храма во имя Архистратига Михаила, а в 1872 году с южной стороны во имя пророка Божия Илии. В 1892 году храм сильно пострадал от пожара, бывшаго в селе, причем утварь церковная, кроме некоторой части архива и библиотеки, сделалась жертвой огня. Дело возсоздания обгоревшаго храма продолжалось до 1 Июля 1897 года. Из приделов в обновленном храме возстановлен один северный в честь Архистратига Михаила. Вследствие нерадения прихожан о причтовых постройках, с октября 1887 года по июнь 1888 года, приход Голубковский был приписан в церкви Невьянской слободы. Дом церковный 1. В приходе – 6 часовен: (в селе и дер. Буньковой, Мокиной, Удинцевой, Соколовой и Рудной), в д. Рудной – деревянная, остальныя – каменныя; школа грамоты (смешанная) в дер. Рудной, сущ. с 1890 г. и помещается в обществ. здании.

http://sobory.ru/article/?object=03033

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Трагедия священника Гапона 17 мин., 09.12.2011 Еще одна статья из архивов, ставшая актуальной на фоне происходящего сегодня в России и призывов к людям Церкви отреагировать на общественный протест -  текст наших коллег из журнала " Нескучный сад "  о священнике Георгии Гапоне. Советская пропаганда превратила его в шаблонного персонажа - банального провокатора, но в реальности все было сложнее и история этой личности - трагедия, о которой нельзя забывать и сегодня. Иначе мы будем не застрахованы от повторения " кровавого воскресения " . Совестливый семинарист Гапон родился в 1870 году в местечке Белик Кобеляцкого уезда Полтавской губернии. Он был выходцем из простой крестьянской семьи, крепкой своими нравственными устоями. Его отец, Аполлон Федорович, был волостным писарем. Его избирали на эту должность на протяжении 35 лет сами крестьяне. Место это было " хлебное " , и за счет всевозможных подношений, взяток и т.п. отец мог бы жить вполне безбедно, но ничего этого он не допускал, стараясь делать все честно и оставаясь по существу бедняком. Человек спокойный и уравновешенный, в жизни своей и мухи не обидевший, Аполлон Федорович при этом помнил о своем казачьем происхождении, ценил свободу и не терпел угнетателей. Сына своего он никогда не бил, уча его быть справедливым и честным. Матери и деду с материнской стороны мальчик был обязан своим христианским воспитанием. Дед пересказывал ему жития святых, и Георгий стремился сам стать святым, приучался к молитве, постам и благочестию. Георгий был очень способным мальчиком. Когда он в семь лет пошел в школу, то сразу обратил на себя внимание священника, преподавателя Закона Божия, посоветовавшего родителям позаботиться о дальнейшем образовании сына. Посоветовавшись, они решили: пусть и Георгий станет батюшкой. Так мальчик попал в Полтавское духовное училище, а затем и в Полтавскую семинарию. Однако уже в самой ранней юности Георгий почувствовал противоречие между Евангельским идеалом и реальным содержанием повседневной церковной жизни, в т.ч. духовного образования, богослужения, быта священников и т. п. Все это составляло предмет его постоянных душевных терзаний.

http://foma.ru/tragediya-svyashhennika-g...

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви принял делегацию российских парламентариев 22 января 2019 г. 15:32 17 января 2019 года российская делегация во главе с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместителем председателя российской ветеранской организации «Боевое братство» Д.В. Саблиным посетила резиденцию Антиохийского Патриарха в Дамаске и встретилась с Блаженнейшим Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Иоанном X . В состав делегации вошли президент Межпарламентской ассамблеи Православия, депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов, депутат Государственной Думы от Севастополя Д.А. Белик, представители российских благотворительных организаций и деловых кругов. Во встрече приняли участие епископ Сейднайский Лука, викарий Блаженнейшего Патриарха Иоанна, и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) . По итогам встречи председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С. Гаврилов отметил, что Предстоятель Антиохийской Православной Церкви поддерживает стремление Русской Православной Церкви к сохранению единства канонического Православия во всем мире. Патриарх Иоанн X высказал мнение, что «раскол на Украине, организованный не православными людьми — политический процесс в религиозной оболочке», и сожаление о том, что Константинопольский Патриарх «не слышит голоса веры». «Раскольники рискуют стать экстремистскими группировками, которые будут весьма далеки от Православия. Со стороны западных структур предпринимаются попытки, направленные на нарушение целостности Антиохийской Православной Церкви в Сирии. Необходимо не допустить развитие украинского антиправославного сценария в лоне одной из древнейших Православных Церквей. Между Антиохийской и Русской Православной Церквями существует уникальная связь», — отметил С. Гаврилов. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви передал сердечные поздравления Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу по случаю юбилея интронизации. Блаженнейший Патриарх поблагодарил Д.В. Саблина и организацию «Боевое братство» за материальную помощь в восстановлении женского православного монастыря равноапостольной Феклы в Маалюле, который в ходе войны был захвачен боевиками и частично разрушен. В завершение беседы состоялся обмен подарками. Д.В. Саблин и С.А. Гаврилов преподнесли Патриарху Иоанну на молитвенную память список Казанскй иконы Пресвятой Богородицы, а Его Блаженство вручил им икону Божией Матери «Антиохийская». Затем члены делегации в сопровождении епископа Луки проследовали в Патриарший кафедральный собор Дамаска (Марьямие), где приняли участие в молебне, который по благословению Блаженнейшего Патриарха Иоанна совершил игумен Арсений. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5358322.ht...

Белик. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В селе Белик Ельнинского уезда Смоленской губ. (ныне - Починковский район Смоленской обл.) в 1695 г. трудами священника Харалампия Фёдрова и дворян Петра Вениаминовича Сербина и Ивана Петровича Длотовского была построена деревянная Успенская церковь. Спустя сто лет, в 1795 г. обветшавшая церковь была разобрана и на её месте выстроен новый одноимённый деревянный храм с приделом Корсунской иконы Божией Матери, которая являлась чтимой иконой прихода. Спустя столетие, в начале ХХ века в селе Белик был построен новый деревянный пятиглавый храм с колокольней в помпезном русском стиле. Согласно архивным документам церковь была официально закрыта 7 Октября 1939 г. и " передана под нужды местной школы " . В июле 1941 г. в село вошли немцы. Благодаря тому, что через село проходила трасса на Ельню, беликовская церковь оказалась запечатлённой на десятках фотографий, сделанных немцами. На этих фото, сделаных с разных точек, видно что к 1941 г. церковь внешне очень неплохо сохранилась и даже на всех её главках оставались кресты. К сентябрю 1943 г. немецкие войска были выбиты из села, однако на месте красавицы-церкви к этому времени были лишь фундамент и пепелище. Источник: Среди множества немецких фотографий этой церкви 1941-1942 годов имеется одно фото с оригинальным текстом на обороте, сообщающим интересную подробность (дано в дословном переводе на русский): " Церковь в Белик, переделана в лазарет. Русские сделали из нее хранилище припасов, 1941 " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43507

   001    002    003    004    005    006   007     008