Пензенская епархия Дата создания: 16/27 октября 1799 г. Описание: Входит в состав Пензенской митрополии Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в г. Пензе была образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 года из ее состава была выделена самостоятельная Саратовская епархия, и архиереи стали именоваться Пензенскими и Саранскими. В 1928 году из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 64 ) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Пензенской области: городской округ Пенза, ЗАТО Заречный, Бессоновский муниципальный район, Городищенский муниципальный район, Каменский муниципальный район, Мокшанский муниципальный район, Нижнеломовский муниципальный район, Пензенский муниципальный район, Шемышейский муниципальный район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Пенза Адрес: 440026, г. Пенза, Соборная площадь, д. 1 Телефон: (8412) 66-08-15 Факс: (8412) 56-09-29 Web-caйm: http://пензенская-епархия.рф E-mail: penza@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский (Домнин Сергей Викторович) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31482.html

16) Самуил Маширевич. Не желая, чтобы преемник Иосифа носил титул патриарха и в то же время находясь в 1862 г. не в таком положении, чтобы раздражать сербов отказом, правительство извернулось тем, что на время назначило администратора патриархии, а в 1861 г., когда улучшило свои дела, приказало избрать митрополита, в каковые и выбран был Самуил Маширевич, управлявший кафедрой в продолжение 7 лет и умерший в прошлом 1870 году. После него до настоящего времени кафедра остается вакантною. Сколько было епископских кафедр у венгерских или австрийских сербов перед прибытием в Австрию патр. Арсения Черноевича, как уже мы говорили выше, положительным образом остается неизвестным. Императорским указом от 1 марта 1695 г. было постановлено, что на будущее время диоцез сербо-австрийской православной архиепископии имеет состоять из следующих 7 епархий, не считая собственной епархии архиепископа: 1) иенопольско-(арадско)-темешварской, 2) карлштадтской и аринопольской, 3) будимской или офенской и стольно-белградской, 4) шегединско-бачской, 5) могачской и сигетской, 6) вершецкой и 7) великоварадской и егерской 350 .  Перемены относительно числа епархий, происходившие после 1695 г., были следующие: 1) вскоре после 1695 г. была вновь замещена остававшаяся в сем последнем году праздною и предполагавшаяся было правительством к упразднению епархия вараждинская или кроатская; 2) перед 1707 г. была закрыта епархия великоварадская и егарская, быв разделена между епархиями иенопольской и шегединской; 3) в 1708–10 г. была открыта епархия пакрачская, ставшая продолжением прежней епархии пожегской; 4) в 1713 г. была открыта епархия костайничская, быв отделена от епархии карлштадтской; 5) в 1722 г. епархия иенопольско-арадско-темешварская была разделена на две: арадско-иенопольскую и темешварскую; 6) после 1731 г. была закрыта епархия могачско-сигетская, быв присоединена к епархии будимской; 7) после 1749 г. была закрыта епархия вараждинская или кроатская; 8) в 1771 была закрыта епархия костайничская; 9) в 1783 г. подчинены были правительством ведению архиепископа сербского трансильванская и буковинская епархии-германштадтская и радауцкая или черновицкая; 10) в 1815 г. с присоединением к Австрии далматинских владений бывшей республики венецианской поступила в ведение архиепископа епархия, далматинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Красноярская епархия Дата создания: 25 мая 1861 г. (ст.ст.) Описание: Входит в состав Красноярской митрополии 25 мая 1861 г. Енисейская и Красноярская епархия была выделена из состава Томской и Енисейской епархии. Последний временно управлявший епархией епископ Ачинский Сергий (Куминский) был арестован в ноябре 1937 г. После непродолжительного периода архиерейского управления (в 1942 г. — начале 1944 г. Красноярскую кафедру замещал святитель Лука (Войно-Ясенецкий)), приходы епархии вошли в состав соседних епархий. Самостоятельная епархия была создана 20 июля 1990 г. (выделена из Новосибирской и Барнаульской епархии ). Первоначально в возрожденную Красноярскую епархию входили образовавшие позже отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 44 ) из состава Красноярской епархии выделена Енисейская епархия . На заседании Синода 5-6 октября 2011 г. ( журнал 108 ) было признано целесообразным образовать в юго-восточной части Красноярского края Канскую епархию путем выделения из состава Красноярской епархии. Также Синод постановил включить ( журнал 132 ) Красноярскую епархию в состав Красноярской митрополии. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 172 ) из состава Красноярской епархии выделена Канская епархия. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал 112) из состава епархии выделена Минусинская епархия . Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. ( журнал 7 ) в состав Красноярской епархии включен Эвенкийский р-н Красноярского края (путем выделения состава Енисейской епархии), в состав Енисейской епархии включены Большемуртинский и Сухобузимский р-ны Красноярского края (путем выделения состава Красноярской епархии). Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Красноярского края: Городской округ город Ачинск, Городской округ город Боготол, Городской округ город Дивногорск, Городской округ город Железногорск (ЗАТО), Городской округ город Красноярск, Городской округ город Назарово, Городской округ город Сосновоборск, Городской округ город Шарыпово, Городской округ поселок Кедровый, Городской округ поселок Солнечный (ЗАТО), Тюхтетский муниципальный округ, Шарыповский муниципальный округ, Ачинский муниципальный район, Балахтинский муниципальный район, Березовский муниципальный район, Бирилюсский муниципальный район, Боготольский муниципальный район, Большеулуйский муниципальный район, Емельяновский муниципальный район, Козульский муниципальный район, Манский муниципальный район, Назаровский муниципальный район, Новоселовский муниципальный район, Ужурский муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район.

http://patriarchia.ru/db/text/31232.html

39. На территории Российской Федерации и за границей Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Епархии, в том числе относящееся к памятникам истории и культуры. Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве земельные участки для осуществления уставной деятельности. Епархия может иметь в собственности или па ином имущественном праве транспортные средства для осуществления и обеспечения уставной деятельности. Епархия вправе выступать заказчиком строительства зданий и сооружений, жилых домов, помещений хозяйственного назначения при соблюдении законодательства Российской Федерации. 40. Епархия вправе получать безвозмездно в собственность или пользование находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, строения, сооружения и иное недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также религиозного образования и иной религиозной деятельности. 41. Имущество, принадлежащее Епархии и ее каноническим подразделениям на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом Русской Православной Церкви. 42. Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом Епархии и ее канонических подразделений 26 . Критерии отнесения имущества Епархии и ее канонических подразделений к особо ценному движимому имуществу устанавливаются Священным Синодом Русской Православной Церкви. Епархия осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим Епархии на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества) на основе канонической и материальной подотчетности Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви. 43. Епархия не вправе совершать сделки по распоряжению зданиями (строениями) храмов и часовен, а также особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения (в том числе договоры купли-продажи, аренды, залога данного имущества), за исключением сделок по отчуждению (передаче) данных объектов в собственность (пользование) канонических подразделений Епархии либо религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на основании указа епархиального архиерея либо распоряжения Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Епархия созопольско-агатопольская (приморских городов Созополя и Агатополя, которые по-турецки Сизебол и Ахтебол). Нам неизвестно пространство этой епархии: если она ограничивается только береговой полосой, то есть чисто греческая; если же значительно подается внутрь страны, то смешанная, греко-болгарская. Епархия визийско-мидийская (городов Визы и Мидии, из которых второй на берегу Черного моря, а первый на запад от второго) – смешанная, болгаро-греческая. Епархии адрианопольская, литицкая 140 и дидимотихская – смешанные, греко-болгарские, причем первая из них есть гораздо более болгарская, чем греческая. Обширная епархия Филиппопольская – почти-что чисто болгарская; есть в ней небольшое число греков, но сравнительно с общим количеством населения совершенно незначительное. Епархии драмская, серезская, кассандрийская (на полуострове Кассандре), кампанийская (епископия митрополии солунской, кафедра в Колакии на нижнем Вардаре), – смешанные, болгарогреческие, и две первые из них, вероятно, более болгарские, чем греческие (может быть должна быть причислена к ним же от чисто греческих и епархия южной Фракии ксанфийская, которой кафедра в Енидже, за левым берегом нижнего Карасу). Епархия касторийская – смешанная, болгаро-греческо-албанская. Епархии горицкая и дебрьская – смешанные, болгаро-албанские (вторая если не исключительно, то преимущественно албанская. Незначительные болгарские поселение есть в албанских епархиях белградской или бератской и диррахийской). Епархия рамско-призрфнская (в северовосточной Албании, кафедра в Призрене), если ее округ на юго-восток доходит до верхнего Вардара, есть также епархия не чисто сербская, а сербско-болгарская. За сим, начиная на востоке от Фракии, епархии меленикская или Мельницкая 141 , струмицкая, полянинская или полянская 142 , воденская, могленская, битольская, преспанская и лихнидская или ахридская, велесская, снопийская, кюстендильская, софийская и самоковская суть епархии чисто болгарские. Ересь богомилов Об ереси богомилов – первоисточники: Козьмы пресвитера болгарского «Слово на еретики препрение» (рукопп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В этой епархии сильная и хорошо организованная инославная пропаганда, не встречающая никакого противодействия. Моссул — резиденция папского делегата. Для Диарбекирской епархии нужна субсидия не менее 150 золот.  и, кроме того, специальная сумма в 50 (или 30) золот. для Моссула, где очень бедная паства, которая даже церкви для себя выстроить не может и настоятель коей архимандрит Кирилл очень бедствует; несмотря на свое бедственное положение, паства твердо пребывает в своей вере. Кроме того, Диарбекир получает, под отчет митрополита и церковной из церковной суммы по 150 турецких лир в год, на три года, для восстановления митрополичьей церкви, которая пришла в разрушение . Паства этой епархии, кроме Диарбекира, разбросана понемногу по маленьким селам, на большом расстоянии друг от друга, среди турок и курдов, очень бедна и невежественна. Эта епархия имеет от Св. Синода школьную субсидию в размере 500 р. в год, но это капля в море сравнительно с тем, что там нужно. л. 100 3) Алеппская (Амидская) епархия. Тоже бедная епархия, которой должно быть назначено пособие в 150 золот. главным образом для школьного дела , но и в личное распоряжение митрополита, в зависимости от того, в какие условия митрополит поставлен общиной; назначение этой субсидии может быть регулировано консульством в зависимости от обстоятельств. Особая сумма в 30 (или в 50, в зависимости от субсидии для Моссула) золот. должна быть назначена для Антиохии, которая зависит прямо от Патриархии, так как она есть официальная резиденция патриарха. Только г. Алеппо имеет вакуфы, на доходы которых содержатся в Алеппо мужская и женская школы, в других же городках и селениях епархии нет ничего; доходы митрополита так как община всячески урезывает его, так что он находится в стесненном положении. л. 100 об. 4) Епифанийская епархия (гор. Хама) — бедная епархия, которой должна быть назначена субсидия в размере 150 золот., из коих до 50–60, вероятно, в личное распоряжение митрополита. Имеет от Св. Синода школьную субсидию в размере 500 р. в год. 5) Киликийская епархия (гор. Мерсина). Этой епархии должна быть назначена субсидия в 150 напол. Только временно, пока не урегулируются отношения этой епархии к Патриархии и дела не войдут в норму, после чего субсидия может быть уменьшена до 120 золот. Кроме того усиленная субсидия вызывается в данное время и постигшим Адану, Тарсус и окружающие села несчастьем, от которых пострадало и православное население. В Киликийской епархии две паствы: греческая, очень богатая и потому первенствующая, которая не нуждается в поддержке, и сиро-арабская, в общем бедная, за исключением нескольких более состоятельных семейств; эта община нуждается в пособии, которое не находит у своих греческих собратьев, как вследствие расового антагонизма, так и потому, что у первых школы чисто греческие. Расовый антагонизм, вероятно, постепенно совсем наладятся отношения с Патриархией, но на перемену в греческих школах нельзя рассчитывать.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 16 октября 1799 года из Тамбовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия , но, " за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории " первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов) , добился перемещения кафедры в Пензу и смены 4 декабря 1803 года названия епархии на " Пензенскую и Саратовскую " . 3 ноября 1828 года из состава Пензенской была выделена самостоятельная Саратовская епархия . В 1823 году было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания, с 1864 года начали создаваться церковно-приходские попечительства. С 1889 года в епархии стали создаваться церковно-приходские общества трезвости. К концу Синодального периода в епархии активно велась миссионерская деятельность. В 1904 году был открыт пензенский комитет православного миссионерского общества, занимающийся сбором средств на нужды православных миссий Сибири и Дальнего Востока, в 1908 году для координации миссионерской деятельности был создан епархиальный миссионерский совет, в 1912 году для работы среди нерусского населения была учреждена " инороднеческая " миссия и назначен миссионер, в 1912 году начали работать краткосрочные миссионерские курсы. В советский период число православных приходов сократилось до двух, были закрыты все прочие церковные учреждения. В 1920-30-х годах одновременно с православной кафедрой существовала Пензенская обновленческая епархия . Активизация религиозной жизни в епархии началась с 1944 года. 29-31 января 1991 года из состава епархии была выделена Саранская кафедра , после чего Пензенская епархия вошла в границы Пензенской области. 26 июля 2012 года из состава Пензенской епархии были выделены Кузнецкая и Сердобская епархии, после чего в Пензенской епархии остались: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎. Тогда же Пензенская кафедра была определена центром новой Пензенской митрополии .

http://drevo-info.ru/articles/8909.html

Митрополит Мурманский Митрофан: Крайний Север — это место особых людей 27 февраля 2020 г. 12:42 Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан  — управляющий Мурманской епархией , которой в этом году исполняется 25 лет. Он также является председателем Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта . В интервью «Журналу Московской Патриархии» ( 2, 2020 ) владыка Митрофан рассказал о том, какими заботами сегодня живет одна из самых северных епархий, как ему удается совмещать служение на двух руководящих постах и какие вопросы решает Патриаршая комиссия по спорту ( PDF-bepcuя ). — Ваше Высокопреосвященство, в феврале 2019 года вы возглавили Мурманскую епархию, до этого руководили соседней — Североморской — епархией, которая при вас и создавалась. В чем особенности и различия этих двух епархий, делящих между собой территорию Кольского полуострова? — Североморская епархия — это епархия северных морей — Белого и Баренцева моря, то есть это все побережье. А Мурманская епархия включает в себя внутреннюю, промышленную, часть полуострова. Поэтому, конечно же, разница здесь значительная. Североморская епархия занимается окормлением военных моряков, проходящих службу на Северном флоте, на стратегическом арктическом направлении нашей обороны. После того как я отслужил морским офицером на этом флоте 26 лет, духовно возглавить эту территорию в новом качестве представлялось весьма логично. Так оно и произошло: в 2013 году мне было поручено окормление только что созданной Североморской епархии. Соответственно, пришлось вплотную заниматься формированием института военного духовенства на Северном флоте. В этом смысле наша епархия стала площадкой, на которой опробовались принципы вза­имодействия, создавались регламенты и методики работы военных священников на флоте, критерии оценки их эффективности. Мы приобрели опыт создания храмов в воинских частях, окормления воинских подразделений во время выхода кораблей в море и в береговых частях при проведении полевых учений. Все это мы готовили и воплощали совместно с командованием Северного флота и в дальнейшем предлагали свои наработки для реализации уже в масштабе Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Это то, что касалось моей деятельности в течение шести лет на Североморской кафедре. Сегодня с военными продолжает работать владыка Тарасий, мой преемник на Североморской кафедре, который столь же активно взаимодействует как с командованием флота, так и с руководством всех соединений, развернутых на военно-морских базах, которыми усеяно все побережье Кольского полуострова.

http://patriarchia.ru/db/text/5598118.ht...

В пределах Березинского, Борисовского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Смолевичского и Червенского районов Минской области - образована Борисовская епархия , выделенная из состава Минской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Борисовский и Марьингорский " , определено быть епископу Борисовскому Вениамину (Тупеко) , викарию Минской епархии. В пределах Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской области - образована Молодечненская епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Молодечненский и Столбцовский " , избран архимандрит Павел (Тимофеенков) , клирик Минской епархии. В пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области - образована Слуцкая епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Слуцкий и Солигорский " , избран архимандрит Антоний (Доронин) , клирик Минской епархии. Территориальные границы Минской епархии, определины в пределах города Минска и Минского района. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул " Минский и Заславский " . В пределах города Минска, Минского района и Минской области, образована Минская митрополия , включающая Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. Главой новообразованной Минской митрополии назначен митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , патриарший экзарх всея Беларуси. В административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области - образована Череповецкая епархия , выделенная из состава Вологодской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Череповецкий и Белозерский " , избран иеромонах Флавиан (Митрофанов) , клирик Вологодской епархии. В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области - образована Великоустюжская епархия , выделенная из состава Вологодской епархии. Правящему архиерею Вологодской епархии иметь титул " Вологодский и Кирилловский " . Правящему архиерею Великоустюжской епархии иметь титул " Великоустюжский и Тотемский " . Временное управление новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархией поручено епископу Вологодскому и Кирилловскому Игнатию (Депутатову) .

http://drevo-info.ru/news/17943.html

– распространение православных религиозных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные; – миссионерскую деятельность; – благотворительную деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов; – религиозное образование и воспитание, обучение религии; – организацию паломничеств, прием религиозных делегаций, представителей различных конфессий, проведение национальных или международных религиозных совещаний, съездов, семинаров; – производство, приобретение, распространение, религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения; – экспорт, импорт, реализацию (передачу для собственных нужд) религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения; – издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации; – изготовление, распространение, реализацию предметов религиозного назначения (изделий) из драгоценных металлов и драгоценных камней; – деятельность по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений религиозного назначения в установленном законом порядке, при осуществлении которой Епархия вправе выступать в качестве заказчика; – осуществление телерадиовещания и оказание услуг связи для целей телерадиовещания; Епархия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности Епархии, предусмотренным настоящим Уставом, и направленную на достижение этих целей. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Епархия получает соответствующую лицензию в установленном порядке. Для осуществления предусмотренных настоящим пунктом Устава видов деятельности Епархия вправе создавать структурные подразделения (без прав юридического лица). 11. Епархия вправе создавать организации для осуществления благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и полиграфической, художественной, предпринимательской, производственной деятельности, а также для осуществления деятельности в сфере социального обслуживания, сельского хозяйства и деятельности по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010