Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34-35). Вложи и ты в свое сердце сии Божественные словеса Спасителя, как преемник апостолов и благовестник Его Святого Евангелия. Помни, что архипастырское делание — это крестоношение. Но да не смущается сердце твое и да не устрашается (Ин. 14:27). Верь, что Подавший труды, щедро подаст и силы для их совершения. Ты вырос в верующей семье, и твои родители воспитали тебя в страхе Божием и привили любовь к молитве и богослужению. В своем слове при наречении ты засвидетельствовал о том духовном опыте, который приобрел, посещая в детстве лаврские богослужения. Благодать Божия коснулась твоего сердца и, как сам ты свидетельствовал, по молитвам преподобного Сергия не только ты, но и твои братья сподобились послужить Господу в священном сане. Совершая пастырское делание в Ростовской области, ты с усердием исполнял возложенные на тебя Священноначалием послушания, трудился в созидании и восстановлении храмов, исполнял обязанности благочинного. Ты стремился со смирением и кротостью принимать выпавшие на твою долю тяготы и лишения. Вседержитель не оставил тебя и, видя твою твердую веру в Его Премудрый Промысл, избрал послужить Ему в ином — архиерейском достоинстве, чтобы ты право правил слово Христовой истины . Отныне твоему попечению вверяется Шадринская епархия, выделенная из состава Курганской митрополии. Ранее трудами Преосвященного Константина было немало сделано для должного устроения в ней церковной жизни. Тебе следует употребить все данные Богом таланты на проповедь Евангелия, дабы впоследствии дать ответ Господину жатвы о понесенных трудах и сподобиться услышать Его любящее слово: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Первоочередным твоим деланием в сане епископа является возношение молитв ко Господу за клир и за паству, за народ и страну, и прежде всего — за Божественной литургией, которая есть Таинство Таинств. Старайся эту молитву возносить ко Господу, чаще служи Божественную литургию и причащайся Святых Христовых Таин, дабы вместе едиными усты и единым сердцем со своим народом прославлять Спасителя. Всегда помни, что молитва — краеугольный камень всего твоего служения, без нее не начинай ни единого дела, ибо тебе надлежит охранять чистоту православной веры, неукоснительно следовать соблюдению церковных канонов, отеческим гласом воодушевлять на труды духовенство и мирян, личным примером являть образец благочестия и подлинной евангельской любви.

http://patriarchia.ru/db/text/4154071.ht...

Вот причина, почему епископы-беженцы в известные моменты или носят условно титулы прежних епархий, или не имеют территориальных титулов, или приобретают новые территориальные обозначения по тем местам, где оседает их паства, – старыя территориальные географические обозначения для удобства, но вовсе не для какого-то обезпечения своих владений. Если бы вместо названий «Аргентинский» или «Австралийский» были даны именования не старые географические, а придуманы какие-нибудь новые, то, может быть, это перестало бы пугать некоторых профессоров канонического права. Может ли быть епископ без территории? Этот вопрос был поставлен представителю Соборной Зарубежной Церкви в зале американского суда. На него ответил сам судья: «И Христос не имел территории, и Он был странником». Епархия перемещающаяся, странствующая – разве это явление противоевангельское? «А Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр.12:6 ). Здесь говорится о Церкви, уходящей от преследования дракона. Примените ли вы и к Ней обязанность держаться своей территории? И как прекрасно, как достойно – христиански, а не законнически – поняла свое каноническое положение в вопросе русского церковного рассеяния благословенная Иерархия Сербской Поместной Церкви. Она приняла странствующую церковь в свой дом без всяких законнических условий, обогрела и накормила, не предъявляя никаких претензий к русской эмиграции, не ставя ограничений в сроке, когда та должна перестать считать себя паствой русской Церкви, – ни к русской иерархии, когда она должна перестать существовать. Не оставалось ли русским архипастырям взять в свои руки паству только для того, чтобы передать ее в другие поместные церкви? Но кто им дал на это полномочие? Как они ответили бы в будущем перед Русской Церковью ? Разве не для каждой поместной Церкви дороги духовные ее чада? Почему Константинопольской Церкви приличествует заботливо охранять свое достояние, как это всегда было в истории, а Русской Церкви это не приличествует?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Сегодня, когда практически на каждого человека ежедневно обрушивается поток всевозможной информации, особенно важно научить пасомых различать шум преходящего пустословия от глаголов вечной жизни, внимать слову Божию и соблюдать его (Лк. 11:28), как учит нас Евангелие Христово. Церковью тебе дано не только право свидетельствовать о евангельской Истине. Возвещать ее изо дня в день — твоя прямая обязанность. Всегда памятуй о предостережении апостола Павла, который писал: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). На это же указывает и 58-е апостольское правило, которое гласит: «Епископ, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен; если же останется в этом нерадении и лености, — да будет извержен» . Вот насколько высока мера ответственности архиерея за вверенных его попечению клириков и паству. Они нуждаются не только в архиерейском священнодействии и научении, но и в управлении. Именно епископ обладает полномочиями управлять врученным ему церковным уделом. Это порядок запечатлен в слове Божием и в книге Деяний, и в Первом послании апостола Павла к Тимофею (см. Деян. 20:28; 1 Тим. 5:19). Епископ обязан наблюдать за исполнением Божиих заповедей, церковных канонов и правил, руководить жизнью приходов, рукополагать и назначать священнослужителей в пределах своей епархии. Все это и многое другое надлежит тебе делать для того, чтобы вверенная твоим заботам Златоустовская епархия развивалась и укреплялась. А укрепление означает и созидание храмов, и подготовку новых пастырей, и просветительские труды, и миссионерство, и работу с молодежью, и социальное служение, но, самое главное, изменение духовного состояния народа. Когда ты будешь видеть больше радости и света в глазах людей, это и будет свидетельством того, что труды твои не тщетны, а богоугодны и плодотворны. Укрепляй церковное единство, утверждай православную веру, воспитывай людей в духе евангельской любви и милосердия. Где, как не в Церкви, человек может почувствовать, что он не одинок, не забыт Богом и ближними. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия… Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово " собрание " » , то есть εκκλησα — церковь (Беседы на первое послание к Коринфянам, Беседа 1.1 и 27.3).

http://patriarchia.ru/db/text/4751224.ht...

Тебе, ближайшему помощнику архипастыря, в ведении которого находится обширная епархия уральского региона, надлежит «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2, 24), со всяким усердием держаться «любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 22), хранить «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9), познать «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Обрати свой взор к творениям празднуемого ныне Святой Церковью преподобного Силуана Афонского. Много найдешь полезного для себя. «Епископов, - говорил этот ревностный подвижник, - Господь призывает пасти стадо Свое, и туне дает им благодать Святого Духа... Они — наследники апостолов... Они собирают в ограду Церкви скорбящих и растерянных овец Христовых, чтобы души их обрели покой в Боге... Они, как друзья Христа, могут умолить Господа: живым испросить смирение и благодать Святого Духа; усопшим — прощение грехов; Церкви мир и свободу... Они познали Господа Духом Святым, и, подобно ангелам, умом созерцают Бога... На них ложатся скорби всей земли, и души их влекутся любовью Божиею и непрестанно молятся, чтобы испросить... мир всему миру. За их смирение и любовь к народу, любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге, и за то обогащены разумом Святых, которым подражают житием своим». Мы, послужившие ныне получению тобой благодати архиерейства и приобщения тебя к сонму епископов Русской Православной Церкви молимся о том, чтобы Господь укрепил твои силы и помог тебе следовать Святым Отцам, в их «учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви» (2 Тим. 3, 10), проповедовать слово «во время и не во время», обличать, запрещать, увещевать «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Возьми жезл сей. Путь впереди долгий, трудный. Иди твердой поступью, чтобы на закате дней, по милости Божией, с чистой совестью мог сказать словами апостола Павла: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь... и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7).

http://pravoslavie.ru/18566.html

Конечно, что-то доказывать и оправдываться, когда тебя только что облили дегтем и изваляли в перьях, задача непростая, но ведь, согласно мифу о Пандоре, на дне ее ящика осталась надежда. Вот и меня пока не покидает надежда на то, что верующие люди еще способны отделить зерна от плевел и трезво разобраться в сложившейся ситуации. Прежде чем перейти к ответу на упомянутую статью, я хотел бы поблагодарить митрополита Тихона (Шевкунова) за предоставленную мне возможность защитить здесь свой проект и свое честное имя. А еще я выражаю сердечную признательность десяткам священников, педагогов и всем моим родным и друзьям, которые в эти дни поддерживали меня добрым словом и молитвой. Сначала мне бы хотелось затронуть пару хоть и формальных, но все же принципиальных моментов. За века христианство выработало множество правил, которые помогают разрешить споры между единоверцами. Самое базовое из них сформулировал Сам Спаситель: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18: 15-17). Именно так, по слову Спасителя, поступили бы христиане – связались бы со мной и попытались переубедить, указать на недочеты пособий. Благо я есть в большинстве соцсетей, мои аккаунты открыты. Поверьте, я тоже открыт для конструктивной и благожелательной критики. Если бы это не помогло, последовательные христиане организовали бы встречу с каким-нибудь авторитетным священнослужителем, в крайнем случае – обратились бы с жалобой на меня в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Учебные проекты – это их епархия. Но в глазах моих оппонентов я уже (без какого-либо канонического решения со стороны Церкви) превратился в «язычника и мытаря», поэтому они поступили со мной как с нехристем: проигнорировали первый, второй, третий из предложенных Спасителем способов и устроили надо мной самый настоящий суд Линча – просто взяли и отхлестали по щекам при всем честном народе.

http://pravoslavie.ru/142396.html

В первый же свой визит владыка Кирилл встретился с региональными властями и, казалось, убедил их, что на Калининградской земле должны появиться православные храмы. Он сразу же посетил Калининградский государственный университет, встретился с представителями местной интеллигенции. И, конечно же, попытался вдохновить местных верующих. Калининградцы откликнулись на слово архипастыря и устремились возрождать духовную жизнь, создавать храмы. Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, привозили стройматериалы. 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил восстановленный храм во имя святителя Николая Чудотворца как покровителя моряков. Настоятель прихода храма Святого Духа города Нестерова отец Георгий Бирюков сравнивает тогдашнюю деятельность Патриарха с тем, что когда-то делал апостол Павел: «Владыка Кирилл был в Калининграде для Иудеев... как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:20-22). Общаясь с самыми разными людьми, архиепископ Кирилл находил для всех нужные слова, проникающие в сердца и души». Даже уполномоченный Совета по делам религий в Калининградской области Юрий Яковлевич Махобайский, познакомившись с архиепископом Кириллом, стал его вернейшим помощником в деле создания Церкви. Однажды он приехал в Смоленск на прием к правящему архиерею и попросил назначить священника на приход в городе Правдинске. Владыка удивился этой просьбе, так как в Правдинске православного прихода не было. Во всей области тогда было организовано меньше десяти приходов. Оказалось, что Юрий Яковлевич по своей инициативе собрал верующих Правдинска и официально зарегистрировал приход в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца, а также оформил передачу новому приходу исторического здания бывшей кирхи Тевтонского ордена. Так, помощниками владыки Кирилла в деле создания Церкви становились люди самого разного социального положения, интеллекта и политических убеждений.

http://patriarchia.ru/db/text/4685230.ht...

Симеону досталось переводить книгу пророка Исаии. И когда он дошел до того места, где сказано " …се, Дева во чреве примет " (Ис. 7:14), он посчитал, что здесь допущена ошибка, потому что дева не может родить, и захотел исправить текст. В это время ангел Господень остановил его руку и сказал: " Ты усомнился, но ты не умрешь до тех пор, пока не исполнится это пророчество " . И долгую жизнь вел старец Симеон, ожидая этого события. И когда по Закону Моисееву, на сороковой день по рождении Спасителя, Мария и Иосиф принесли Его в храм, им навстречу вышел Симеон, отягченный многими годами жизни, взял на руки Младенца и произнес слова, которые мы повторяем за каждым богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " (Лк. 2:29-32). Это событие мы продолжаем праздновать, дорогие братья и сестры. Одновременно с ним Церковь готовит нас к достойной встрече и прохождению святого и Великого поста. Сегодня читалось евангельское повествование о том, как два человека вошли помолиться в храм. Один из них был мытарь — сборщик налогов, который был презираем в обществе, которого не любили люди, но он не мог глаза свои поднять и в сокрушении, сознавая свою греховность, молился, бия себя в грудь, повторяя одни и те же слова: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лк. 18:13). А другой, фарисей, стал молиться так: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь " (Лк. 18:11). И стал перечислять перед Богом свои заслуги: как он молится, как он дает подаяния нуждающимся. В завершение притчи Господь говорит, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, " ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится " (Лк. 18:14). Как близко это повествование каждому из нас! Не молимся мы этой молитвой мытаря, но думаем, что из-за того, что мы ходим в храм, даем милостыню, совершаем добрые дела, мы лучше всех грешников. Тем самым мы осуждаем других, и жизнь наша проходит в этом осуждении. Мы не знаем внутреннее состояние человека: как он живет, как молится, а судим лишь по внешним делам людей. Мы уподобляемся фарисею, которого Господь осудил. Поэтому, готовясь к Великому посту, мы должны заглянуть вглубь своей души, увидеть свои грехи, из-за которых мы от Бога отходим и не совершаем добрых дел. Мы должны молиться той же покаянной молитвой: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " Помогай нам всем Господь нести свой жизненный крест. Я очень рад, братья и сестры, что сегодня имел счастье совершить с вами совместную молитву и преподать вам Божие благословение. Храни вас всех Господь!» Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Фото: Московская городская епархия РПЦ Но, слава Богу, у нас всегда есть возможность покаяться, когда, убежденные диаволом в том, что счастье несовместимо с несением Креста, мы начинаем жить подобно ветхому Адаму и затем терпим жестокое поражение. Благодарим Бога за Его великую любовь, проявившуюся на Кресте, за то, что через покаяние можем испросить у Него прощение и мгновенно вернуться на верный путь — путь крестоношения. Блюдите, братия, как легко можно поддаться этому искушению от лукавого! Очень часто он искушает нас мыслью о том, что счастье — это жизнь без Креста. И если мы начинаем жить так, то уже не видим в своем ближнем ни брата во Христе, ни образ Божий, а смотрим на него исключительно с позиций собственного эгоизма — эксплуатируя и подчиняя, вместо того чтобы служить ему по завету Христа: « Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20:28). И что же мы видим в таком случае? Что видит весь мир, выбравший именно такую жизнь — жизнь без Креста? Мы видим жизнь, лишенную подлинной радости, подлинного счастья. А диавол продолжает нашептывать: «Для чего тебе Крест? Для чего трудности, лишения и самопожертвование? Если так жить, тебя начнут использовать, унижать, будешь посмешищем…» Диавол вообще большой мастер искушать. «Почему ты не живешь, как все? Пользуйся, наживайся, не смотри на людей как на образ Божий — мир существует лишь для тебя и твоих наслаждений! Живи для себя — не для других, не для Бога!» И несчастный человек верит, принимает все за чистую монету и начинает думать, что без креста и правда можно обрести мир и радость. Но, увы — ничего не получается. «Где Крест, там и воскресение» И сегодня Крест Господень, Воздвижение которого мы празднуем, вновь напоминает и нам, и всему миру о том, что только когда человек выбирает Крест, когда Крест становится нашей дорогой жизни — только тогда будет воскресение и настоящая свобода, настоящее утешение в любви — как Божией, так и наших братьев. И только тогда мы обретем подлинный мир, мир Христа. Это великая тайна благочестия, тайна нашей веры: где Крест, там и воскресение, и невозможно воскресение без Креста. 

http://pravmir.ru/dlya-chego-tebe-krest-...

Искренне убежден, что особенно ценным был для тебя опыт работы под омофором Преосвященного митрополита Ювеналия, принимавшего сегодня участие в твоей епископской хиротонии. Говорю это с уверенностью потому, что сам лично знаю этого достойнейшего архиерея на протяжении многих десятилетий. Известно, что находящаяся в ведении владыки Ювеналия епархия являет добрый пример в организации всех направлений церковной деятельности. Несмотря на молодые годы тебе уже довелось нести послушание в должности заведующего канцелярией Московского епархиального управления, быть игуменом обители, благочинным храмов Коломенского округа. Все это позволило тебе обрести ценный административный опыт. Используй же его творчески и в предстоящем тебе новом служении. Как помощник правящего архиерея, старайся во всем являть единомыслие с ним, показывая добрый пример послушания. В монашеском постриге ты получил имя в честь апостола Петра. Стремись подражать своему тезоименитому небесному покровителю в искренности веры, в решительном исповедании Христа, в готовности осуществлять волю Господню, оставив все житейские попечения. Будь ревностным исполнителем богодухновенных слов первоверховного апостола: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3). Вместе с тем всегда помни о том, что без содействия Божественной благодати, лишь личными способностями и упорством в труде не добиться настоящего успеха ни в каком церковном деле, в отличие, может быть, от дел мирских. Тем более если речь идет о таком славном и ответственном служении, как служение епископа. Рассуждая о столь необходимой для человека Божественной помощи, афонский подвижник преподобный Силуан говорил: «Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: " Просите и дастся " . И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией» (Софроний, иером. Старец Силуан. Paris, 1952. С. 137).

http://patriarchia.ru/db/text/4649231.ht...

Под обманчивой внешностью, вводящей многих в заблуждение, происходит мощное и уже почти не скрываемое нападение на христианство. Нападки эти изощренные и гораздо более опасные, чем открытое преследование, потому что грозят не физической смертью, а разорением и опустошением души – духовной смертью, подпитываемой безразличием и внешним благоустроением земного бытия. Это достигается тогда, когда горделивое человечество начинает дерзко отрицать даже само существование Бога. Уповая только на собственные силы и возможности, человек возрастает в идеалах гуманизма и материализма и более не видит нужды жить по евангельским истинам и стремиться к духовному совершенствованию и, как естественное следствие всего этого, все глубже погружается в моральное разложение. Учитывая создавшееся положение, мы приблизимся к пониманию того, что ведет людей к принятию аморальных действий и к поддержке однополых браков. Свободное общество не «освобождает» Церковь от доверенных Ей Господом нравственных истин и того, чему на протяжение двух тысяч лет Она неизменно учит: что никакой греховный образ жизни, в том числе участие в противоестественных взаимоотношениях, не совместим с христианством; что те, кто продолжает вести такой образ жизни, не могут притязать на полноту участия в литургической жизни; и что Церковь никогда не изменит свое видение брачного союза мужчины и женщины, ибо он является прообразом духовной связи между Богом и Его избранным народом, между Христом и Его Церковью. Бог создал два пола и установил для них брак. По слову Господа Иисуса Христа: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так как они уже не двое, а одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:6-10; см. Быт. 1:27; 2:24; 5:2). Одна из главных Богом установленных целей брака – та самая, о которой по-видимому забыли руководители некоторых современных государств – это рождение детей: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). В прошениях чинопоследования Таинства венчания нам напоминается, какие плоды Бог дарует супругам и что Он ожидает от них в ответ: «Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу», «да возвеселятся они, видя сынов и дочерей» и «да будет даровано им утешение добрыми чадами». В другом молитвословии этого Таинства священник просит, чтобы Бог ниспослал брачующимся «жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное», и чтобы они сподобились «увидеть детей у детей своих». Что касается обязанности супругов хранить верность друг другу, Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

http://pravmir.ru/vostochno-amerikanskay...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010