Чтобы народ вернулся к Святосаввскому Православию сербскому, а это, опять – таки, значит – вернулся к самому себе и блеснул евангельским – Святосаввским – сиянием, а через это, чтобы уберег себя от падения в темные и страшные бездны мучения и страдания – и начата два года назад Жичская евангельская деятельность. Возможно, спрашиваешь, что должен и ты сделать, со своей стороны, чтобы показать себя тружеником на этой великой и очень важной работе? Вот что: Первое, полностью исполни слова Евангелия: «Сторонись зла и делай добро». А затем: Если ты дурно думал, перестань, и начни только хорошо думать. Если ты хулил и ругался, прекрати, и употреби дар слова для прославления Бога Всевышнего и народов его святых. Если ты соблазнял и губил молодежь скверными и богохульными словами и разговорами, начни советовать и добрыми словами помогай ее возрастанию в порядочности, доброте и набожности. Если ты лгал, прекрати, и говори только истину. Если ты ложно клялся, покайся, и помоги тому, кто пострадал из-за твоего клятвопреступления. Если ты обсчитывал и обмерял, прекрати, но помогай трудолюбивым и нуждающимся работникам, и возмести то, что недоплачено. Если ты воровал и отнимал, каким угодно способом, быстро отбрось этот грех , а украденное верни. Если ты судился и судил, отступись, помирись с братом своим, чтобы не потерять брата и не погубить душу свою. Если ты прожорлив и пьяница, воздержись от этого страшного греха и с радостью прими умеренность и трезвенность, чтобы так мог уберечься от всех остальных грехов. Если ты блудник, прелюбодей и разрушитель брака, откажись от этой гадости и береги чистоту тела и святыню брака. Утихомирь и свяжи все страсти и бури греховные в душе своей, а затем – возноси молитвы Богу Великому утром и вечером, когда ложишься и когда встаешь, когда уходишь и когда возвращаешься, когда садишься за трапезу и когда встаешь, когда приступаешь к работе и когда заканчиваешь ее, и когда работаешь, и когда отдыхаешь: чтобы через непрестанную молитву прилеплялся ко Господу Вседержителю и Благому Родителю, чтобы таким образом всегда был под надежной защитой всесильной десницы Отца Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

б) В средней полосе (Рассии и Босне) Раса, Пожега (Incera), Призрень, Врана, Скопль, Топлица, Десница, Добрунь, Которица, Лешница, Дрежняк, Галичь, Сеница, Тешань, Медюречь, Выдоевачь, Паньтино, Звечано, Чернабуча, Будимль, Плевле, Лугомирь, Горица, Лавы, Травник, Радешить, Столац, Миятовац, Валко, Соленая, Яйце. в) В южной (Зете) – Дукля, Скутарь, Будва, Цетина, Лента (Лецинь), Градить, Река (Recatina), Черник, Пропатна, Слатива (Свачь), Облачить, Лета, Драчь, Бар, Дривость, Дань, Рыбница. г) В юго-западной (Требинье, Конавле, Захлумье и Неретве): Котор, Рисан, Лука, Виталица, Рудине, Любомирь, Драчево, Урме, Сокол, Обод, Завала, Требине, Твердошь, Добричево, Хлум, Дубровник, Стон, Мокьрск, Осле, абар, Невесень, Глумник, Далмен, Неретва, Затон, Острог, Вруля, Олмшь, Млеть. д) На северо-западе в Хорватии: Скрадено, Белград, Беличин, Хлевно, Столпы, Кори, Гламочь, Плива, Нин, Книн, Сплеть, Трогирь, Бреберь, Стридон, Соленая. См. Весселинга замечания на Синекдема, Бандурия – на порфирогенета, Шафарика Древн. III, 425-453. Черткова библиот. 2, 82. 84. 113. Стефаново житие св. Неманя и жичская грамота, Edrisi у Тафеля De provinc. p. 31-33. Tubing. 1847. Такое понимание жития св. Ирины оправдывается и даже точнее определяется сербскою историею. Сербские летописи, когда касаются вопроса о начале христианства в Сербии, признают за несомненное, что евангельское учение проповедано было в Сербии во времена апостольские. Напр. в одной летописи XV в. сказано: «первая проповедь о благочестии проповедана была апостолами, но от ересей угасла»33). – То же писал о начале сербского христианства папа 9 века34). Другие сербские летописи, говоря о сербском жупане Немане называют его потомком того Ликиния, которого дочь св. Ирина страдала за св. веру, и «плод многих чудес се многы тьмы приведе в Христову веру»; они же говорят, что тот Ликиний был «тривалийский господин, родом србин»35). – Троношская летопись говорит еще: «крещен бысть (Неманя) в Рассии во храме св. апостол Петра и Павла, иже создан св. апостолом Титом на подобие кумирниц ондашних, яко же и ныне стоит нерушимо»36). – Тут вид св. храма, похожего на идольский храм, сам по себе говорит о глубокой древности его, видевший в силе язычество; а то известие, что храм освящен св. Титом, который и по свидетельству ап. Павла был в Далматии (2 Тим. 4, 10), подкрепляет сведения жития о крещении Ирины другим учеником Павла, Тимофеем. Храмом Расы определяется еще и место, где жили кн. Ликиний и дщерь его. Это была Раса. В оправдание такой мысли о Расе служит при древности Расы уважительное внимание к Расе, оказанное имп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

В это время были восстановлены разрушенные части соборного храма, укреплены столбы, переложена крыша, увеличена башня, построены хозяйственные палаты. Также солунскими мастерами были выполнены новые фрески, возведена и расписана трапезная. Однако, несмотря на зримое возрождение Жичской обители, архиепископская кафедра оставалась там недолго. Архиепископ Даниил II перенес центр Сербской Церкви в Печ. Но Жичская обитель с ее многочисленными святынями продолжала оставаться в числе основных мест паломничества. В 1335 году монастырь посетил король Стефан Душан. Он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой о помощи в борьбе с венграми. Венгры отступили, и в благодарность Пресвятой Богородице король направил в Жичский монастырь Патриарха Сербского Иоанникия I. Еще один предстоятель Сербской Церкви посетил Жичскую обитель в 1382 году – это был патриарх Сербский Спиридон. Во время паломничества им было принято решение об основании монастыря Дренча. В течение некоторого времени, в XV веке, в Жичском монастыре располагалась резиденция Патриарха Сербского Никона, но в 1428 году из-за угрозы нападений турок он покинул монастырь. Вскоре после этого, по воле деспота (князя) Георгия Бранковича, Жичская обитель вынуждена была взять на себя заботу об Афонском монастыре Есфигмене, который был объявлен его ктиторией. В 1446 году, при патриархе Никодиме, в Жичский монастырь были вложены Евангелие и Пролог. В 1455 году та область, где расположена Жичская обитель, попала под власть Османской империи. На несколько десятилетий все летописные упоминания о монастыре прекратились – обитель выживала под властью мусульман. Так продолжалось весь период турецкого ига, когда обитель то запустевала, то вновь возрождалась. Следующее летописное упоминание о Жичском монастыре относится к 1520 году, когда жичский игумен Феофил с монахами Иларионом и Виссарионом основал монастырь Шишатовац. Затем наступил период запустения обители: согласно турецким источникам, в 1560 году в ней проживало всего два монаха. В 1562 году митрополит Смередевский Захарий возродил Жичский монастырь и подарил соборному храму дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

15 июня 1889 года в соборном храме Жичской обители состоялась коронация Александра Обреновича. Службу совершал митрополит Сербский Михаил. А 9 октября 1904 года, также в соборном храме Жичского монастыря, прошла коронация Петра I Карагеоргиевича. Службу совершал митрополит Сербский Иннокентий (Павлович). Александр I Карагеоргиевич неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Он создал комиссию по их поддержке и реставрации. В поле зрения комиссии попала и Жичская обитель. Однако лишь тогда, когда Жичским монастырем занялся непосредственно святитель Николай (Велимирович), состояние обители было значительно улучшено. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 году святителя Николая (Велимировича) положение Жичской обители улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала 40 монахов и 20 послушников. Мастерами из числа русских эмигрантов – Иваном Мельниковым и Николаем Майендорфом – были расписаны церкви святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище. Но уже с началом Второй мировой войны Жичскую обитель ждали новые разрушения. Она сильно пострадала во время бомбардировок. Часть северной стены собора была разрушена до основания, расположенные возле него строения – келейный корпус и типография – были сожжены, епископские палаты изрешечены осколками, погибли средневековые фрески. Большая часть братии покинула обитель – в монастыре осталось лишь шесть человек. В 1947 году Жичская обитель стала женской. В 1950–1951 годах в Жичском монастыре под домашним арестом находился митрополит Скопский Иосиф (Цвийович). В 1964–1967 годах в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 году была заменена крыша. В 1978 году в монастыре открылась иконописная мастерская «Святой Лука». В 1987 году во время землетрясения сильно пострадал соборный храм Жичской обители. В ходе предпринятых после этого археологических исследований и реставрационных работ Вознесенский храм обрел наиболее приближенный к первоначальному вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2 . Кития – Кирилл. 3 . Киринии – Кирилл и председатель (проедр) Солон. VII. Синайская церковь Преосвященнейший архиепископ Синая и Раифы Порфирий, всечестный. Список архиерейских кафедр и занимающих эти кафедры иерархов православных автокефальных церквей А) Сербской – в королевстве Сербии 1) Митрополия – архиепископия Белградская. Архиепископ Белградский и митрополит Сербии Иннокентий (Павлович). Кафедра: г. Белград. Титул: высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Жичская. Епископ Савва (Дечанец, бывший архимандрит Дечанского монастыря). Кафедра: Кральево. 3) Нишская. Епископ Никанор (Ружич). Кафедра: г. Ниш. 4) Тимокская. Епископ Мелетий. Кафедра: г. Зайчар. 5) Шабацкая. Епископ Димитрий (Павлович). Кафедра: Шабац. Б) Сербской – в Австро-Угрии 1) Митрополия – архиепископия Сремско-Карловецкая. Архиепископ и митрополит Карловецкий, патриарх (личный титул отдельных предстоятелей этой церкви, – титул «патриарха» носит и нынешний предстоятель её) Георгий (Бранкович). Кафедра: Ср. Карловцы (нем. Karlowitz). Титул: его святость, высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Будимская. Епископ Лукиан (Богданович). Кафедра: С.-Андрее (мад. S. Andree), близ Будапешта. 3) Вершецкая. Епископ Гавриил (Змеянович). Кафедра: г. Верщец (нем. Werscbetz). 4) Бачская. Епископ Митрофан (Шевич). Кафедра: г. Новый Сад (нем. Neutsatz). 5) Горне-Карловецкая. Епископ Михаил (Груич). Кафедра: Плашки (Plaski). 6) Покрацкая. Епископ Мирон (Николич). Кафедра: г. Пакрац (Pakrac). 7) Темешварская. Епископ (вакансия). Кафедра: г. Темешвар. В) Русско-румынской-сербской – в Буновине и Далмации с Бокой Которской (в Австро-Угрии) 1) Митрополия Буковинско-Далматинская и архиепископия Черновецкая. Архиепископ Черновецкий и митрополит Буковинско-Далматинский Аркадий (Чуперкович). Кафедра: г. Черновцы (нем. Czernowitz) в Буковине. Другие епархии (в Далмации и Боке Которской): викарий Буковинской митрополии Владимир де-Редта, еп. Радауцкий. 2) Далматинско-Истрийская. Епископ Далматинский и Истрийский Никодим (Милаш). Кафедра: г. Задр (в Далмации).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Сл. янв. 12. пр. 25. 70) Дометианово житие св. Саввы. 71) Mikloschich Monumenta serbica. Viennae 1858. Жичская грамата издаваема была и прежде (у Шафарика – Lesekorner, Pest 1833), но не в точном виде. О ней в Изв. акад. I, 346. VII, 206. 207. 72) В баварской греческой рукописи cod. 45 вопросы Стефана короля сербского и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 73) «Ктитор святаго места сего», так говорит надпись в сопочанском мон. на изображении первовенчанного. Зап. Геогр. общ. XIII, 147. Граматы монастырям: студеничскому, милетскому и жичскому у Миклошича: Monumenta Serbica. Viennae 1858. впоследствии паписты отравили зараз 72 инока74). Не говорим о Хиландаре. Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки св. брата своего. Святитель Савва, имея в виду неглубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призову к умирающему королю явился владыка, брат – король лежал уже бездыханный. Пораженный скорбию, святитель помолился и Стефан ожил, чтобы выполнилось желание его75); пострижение совершено и он предал дух свой Господу, сент. 24, 1224 г.76). Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным и он причтен к лику святых77). Из четырех сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии78).   74) Попова Путешествие в Черногорию 72. 73. Спб. 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идет «чрез Херцеговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора». Гласник V, 40. Еще Неманя «Которь остави, утвердивь ин и вьзнесь двор свои в немь, иже е и доселе», говорит первовенчанный. Царь Душан в 1451 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностию «и монастирь светаго Георгиа со свем метохиом своим». – Miklosch. Monum. Serb. 130. 75) Раич II, 366. 367 говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата от того, что будто Стефан не назначил преемника престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Да будет же вечная память новопреставленному митрополиту Сербскому Михаилу! 12 февраля 1898 года Сергиев Посад. 1 «Светковина двадесетпето-годишньег архипастирског рада митрополита Српскаго Г. Михаила. За штампу приредно Ж. Иовичич, свештеник, професор богословльа. У Београду, 1880», стр. 4. (Священник Ж. Иовичич – нынешний настоятель сербского подворья в Москве, о. архимандрит Кирилл). 2 До введения нового сербского церковного закона от 27 апр. 1890 г. четыре сербских епархии именовались: белградская, шабачская, ужичская и негодичиская, а с 1890 г. именуются так: белградская, нишская, жичская и тимокская. 4 Сын Георгия Петровича Черного (по-турецки Кара-Георгия), первого вождя народного сербского восстания. 7 В 1880 г. вышла в Белграде книжка: «Независност Српске цркве проглашена 1879 годные», – в которой приведены все официальные документы, касающиеся этого предмета. 8 Юбилей этот описан в названной уже выше (см. стр. 261, примеч. 1) книге свящ. Ж. Иовичича. Ко дню юбилея митрополит Михаил был избран в почётные члены Московской и С.-Петербургской духовных академий (благодарственное письмо митрополита в Совет МДА с извещением о получении диплома – в Журн. Сов. МДА. 1879, стр. 247). 9 См. «Послание митрополита сербского Михаила к иерархам православной церкви» – в Синод. Церк. Вед. 1889, 36, стр. 1073. 10 Нужно заметить, что экс-король Милан был врагом митрополита Михаила не столько из твёрдых каких-либо принципов, сколько, главным образом, вследствие личной ненависти за то, что митрополит стал на сторону его оскорблённой супруги, королевы Наталии, и не дозволял беззаконного развода с нею. Во всё время этой грустной истории почивший сербский первосвятитель стоял на высоте своего архипастырского достоинства. Он не дал развода, потому что королева Наталия была правою и невинно гонимою. Преемник же его Феодосий Мраович дал этот развод, который, однако, в 1894 г. по новому требованию экс-короля Милана был признан неканоническим и недействительным. 11 Это сербское подворье, единственное в России, и открыто-то было русским Св. Синодом только благодаря ходатайству митрополита Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

535 Майков А.А. История сербского языка. Бенедиктинский монастырь на Млете существовал с 1155 г. Daniele Farlati . Illyricum sacrum. 8 vols., Venice, 1751–1819. Vol. VI. 537 Летопись: «сьветом всех венчавает брата своего великаго жупана» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). 538 Акафист Сербляка: «радуйся, прелести славный победителю… радуйся, злых козней иноверия разрушителю». 540 Miklosich. Monumenta Serbica. Жичская грамота издаваема была и прежде (Schaffarik P.J. Serbische Lesekorner oder historisch-kritische Beleuchtung der serbischen Mundart. Pesth, 1833), но не в точном виде. О ней см. в: ИОРЯС. Т. I, VII. 541 В Баварской греческой рукописи (cod. 45) вопросы Стефана, короля Сербского, и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 542 «Ктитор святаго места сего», – так говорит надпись в Сопочанском монастыре на изображении первовенчанного (Записки географического общества. Т. XIII). Грамоты монастырям Студеничскому, Милетскому и Жичскому см. в: Miklosich. Monumenta Serbica. 543 Попов А. Н. Путешествие в Черногорию. СПб., 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идет «чрез Херцоговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора» (Гласник. Кн. 5). Еще Неманя «Котор остави, утвердив ин и вознес двор свой в нем, иже е и доселе», говорит первовенчанный. Царь Душан в 1351 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностью «монастырь светаго Георгиа со всем метохиом своим» (Miklosich. Monumenta Serbica). 544 Раич говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата оттого, что будто Стефан не назначил преемника престола (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Но первовенчанный еще в Жичской грамоте назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 545 Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан» (Гласник. Кн. 1). Тело святого Стефана-Симеона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в мон. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12. 13; Гласник. Кн. 5; Записки географического общества. Т. XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал монастырю 3 грамоты-повельи и множество даров. Благодаря попечению братьев Неманичей в Жичском монастыре было собрано множество святынь. Между 1224 и 1227 годами король Стефан издал новую грамоту. А после смерти короля его тело, первоначально захороненное в монастыре в Студенице, около 1230 года было перенесено в Жичский монастырь. Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими большие доходы. Природа, среди которой располагалась обитель, была не только прекрасной, но и плодородной. В 1228 году в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. В 1233 году там же был созван собор Сербской Церкви, на котором святитель Савва Сербский назвал имя своего преемника, Арсения Сремаца – будущего архиепископа Арсения I. По кончине святителя Саввы его преемник, святитель Арсений, некоторое время также жил в Жичской обители, однако Жича была не безопасна – монастырь находился в эпицентре вторжений иностранных агрессоров. Поэтому в 1253 году святитель Арсений переносит кафедру предстоятелей Сербской Церкви в Печ. Туда же были перевезены многие святыни и библиотека Жичской обители. Жичский монастырь неоднократно подвергался нападениям куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана. Но, несмотря на это, обитель выстояла, и в 1285 году архиепископ Сербский, святитель Евстафий I, возвратил предстоятельскую кафедру в Жичу. Однако его преемник архиепископ Иаков счел Жичский монастырь небезопасным местом и вернул кафедру в Печ. Более того, он перенес и мощи умершего в Жиче святителя Евстафия. Предположительно в то же время мощи святого Стефана Первовенчанного также были перевезены из Жичской обители в монастырь Сопочани. Архиепископская кафедра была вновь возвращена в Жичу в 1292 году при архиепископе Евстафии II. В то время Жичская обитель пребывала в расстроенном состоянии, так что предстоятелю Сербской Церкви пришлось заниматься возрождением обители. По кончине архиепископа Евстафия его дело продолжили архиепископы Савва III и Даниил II. Щедрое пожертвование на реставрацию Жичской обители сделал король Сербии Стефан Урош Милутин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сегодня самые великие страдания происходят в России, а государство над государствами – это сейчас Япония. В Японии сегодня самая крепкая монархия в мире. Обычаи и характер на самом высоком уровне. Можно сказать, что всем христианам, глядя на них, должно быть стыдно за себя. Запад показал, что он больше не имеет ни сердца, ни вкуса к высокой исторической морали. Если бы Запад, за этих 20 лет, хотя бы раз выступил с угрозами в адрес Москвы и послал какой-нибудь корабль в Белое или Черное море, не было бы гонений на христиан, и церкви бы не разрушали в самой большой христианской стране. Безбожники хуже, чем язычники, а мстительные евреи – чем любые звери. Все революции после войны устраняли хорошие правительства, чтобы установить жестокое правление. Только в Японии случился переворот, чтобы устранить мягкотелость средненьких, и к власти пришли люди, готовые поднять меч на большевизм... ...Японские студенты поразили все народы и все университеты на Западе: не ходят ни в театры, ни в рестораны, никогда не смеются. Более упорны в своей работе, чем какой-либо другой народ. Когда что- либо изучают, «страх» охватывает человека, когда он видит, как серьезно они к этому подходят. Романы и газеты абсолютно презирают. Живут целомудренно, как настоящие дети Божьи. Простые люди на Западе говорят: «Забрали нашу науку, а затем вернутся, чтобы нас завоевать!» В Священном Писании же написано, что Страшный суд не придет, пока Церковь Христова не прославится самой большой славой. И действительно, в самых больших народах Церковь еще не прославилась... ...Европа может потерять первенство в истории, которое она получила еще от Римской империи. Ибо мы видим, что все империи, которые исчезли, исчезли из-за своего безумия, богатства, сласти и греха. Бог не терпит, чтобы топтали Его виноград или презирали Его облик на земле... Жичская евангельская деятельность означает всецелое обновление народной жизни в духе Святосаввского Православия Сербского – обновление духа и нравственности нашего народа. Ибо без Святосаввского духа и нравственности наш народ зашел в сумрак, за которым находится долгая, темная и страшная ночь. И если народ наш не вернется к Святосаввскому свету, он не сможет остаться в сумраке, но должен будет войти в темную ночь, в которой адская тьма разрушит все, и следа не останется от величия и славы сербов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010