О.Александр Березовский: - т.е. не всё сразу, а именно потихонечку. О.Дмитрий Смирнов: - Да. О.Александр Березовский: - Потому что когда человек спрашивает, что мне нужно чтоб стать церковным человеком? На него сразу это всё надевают и говорят: вот, ты должен все это делать. О.Дмитрий Смирнов: - Нужно всё потихонечку, а особенно с постом, потому что в этом участвует тело. Нужно достаточно много времени. Поэтому нужно уметь себя организовывать. О.Александр Березовский: - Насколько важно на этом этапе человеку найти духовного руководителя? О.Дмитрий Смирнов: - Это всегда хорошо. О.Александр Березовский: - т.е. ходя в храм, к какому- то батюшке, ходя на исповедь. О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. О.Александр Березовский: - И спрашивать, может быть, совета. О.Дмитрий Смирнов: - Про это мы ещё не говорили, про исповедь. Сначала то, что человек должен сделать сам. О.Александр Березовский: - Батюшка, и по поводу вы как раз сказали, каждую неделю в храм, двунадесятые праздники в храм, а причастие -  раз в месяц или возможно чаще? Насколько полезно человеку причащаться в каждый приход? О.Дмитрий Смирнов: - Если человек мало что в этом понимает -  это не полезно. О.Александр Березовский: - Т.е. надо тоже как-то к этому подойти. О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, подойти нужно, и закон Божий почитать, нужно, и книги почитать про евхаристию, нужно Божественную литургию изучить, её молитвы, о чем там Церковь молится устами священников. Это всё надо знать. Так называемые тайноводственные беседы в Церкви совершались с каждым новокрещеным человеком. О.Александр Березовский: - т.е. такой план на несколько лет жизни. О.Дмитрий Смирнов: - Да. Человек неофитом считается десять лет. Вот за десять лет он должен это всё хорошенечко освоить. Телефонный звонок: - Добрый вечер! Здравствуйте, батюшки! Я хотела задать вам вопрос. Сын у меня психически больной и временами угрожающе опасен для моего здоровья. Врачи уже двадцать лет предлагают определить его в интернат. Вопрос такой: будет ли это отказ от креста, который дан мне Богом? Благодарю, Нина, Москва.

http://radonezh.ru/analytics/kak-mne-zhi...

Вступительная статья I. Директора и регенты Степан Васильевич Смоленский Синодальный хор и училище церковного пения (июнь 1889 – май 1901) Прокурор А. Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов год] А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки А. В. Никольский С. В. Смоленский и его последнее учительство Василий Сергеевич Орлов Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове В. М. Металлов. Воспоминания о В. С. Орлове С. Н. Кругликов. Регент-мастер А. В. Никольский. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора) Семен Николаевич Кругликов Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов Александр Дмитриевич Кастальский А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Из воспоминаний о последних годах Церковное пение и Московское Синодальное училище Заграничные письма Из писем 1917–1918 годов А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского А. В. Никольский А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде А. К. Смирнов. Из воспоминаний (1893–1902) А. К. Смирнов. Пребывание Московского Синодального хора за границей Николай Николаевич Сокольский Письма к жене 1911 года III. Ученики и певчие Главы из автобиографической повести «История моей жизни» Александр Васильевич Никольский Из переписки с К. И. Балашевой Музыкальные заметки 1894 год 1895 год Алексей Алексеевич Сергеев Как я стал музыкантом (главы из воспоминаний) Николай Семенович Голованов Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Николая Голованова 1903/04 учебный год 1 апреля (четверг) 2 апреля (пятница) Сергей Алексеевич Жаров Главы из воспоминаний Сергей Дмитриевич Кученков Воспоминания Александр Петрович Смирнов Воспоминания о Синодальном училище и хоре Николай Данилин Всенощная Рахманинова Николай Голованов Великий архидиакон Церковный календарь Синодального хора Василий Иванович Воздвиженский, Николай Сергеевич Ермонский Воспоминания о московском Большом Успенском соборе Сергей Александрович Шумский Материалы для разработки темы «Московское Синодальное училище и возрождение национальной духовной музыки» Влияние музыки Кастальского на исполнителей «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова О Рождественских ирмосах  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«После долгого времени, венгерский король приходил войною и взял многие места, в том числе и Средец. Взяв мощи преподобного, с великою честию перенес их в свою страну, где положены они были в храме, так как слышал он о чудесах его. Остригомский бискуп, тогда как слышал, что велик он пред Богом, сказал: «не знаю я этого святого, в древних писаниях не поминается он». И внезапно онемел язык его. Несчастный поспешил к раке преподобного, просил прощения, и угодник Божий, услышав молитву его, разрешил его тот час. Много и других чудес совершил преподобный в земле венгерской. Король, услышав о тои, украсил раку золотом и возвратил ее в Средец в 1093 г. При болгарском царе Иоанне Ясене и при п. Василие мощи пр. Иоанна перенесены были в Тернов и положены были в храме, посвященном его имени. Это было в 6746 (1238 г.) 166 . Ныне мощи пр. Иоанна почивают в его Рыльской обители, которая составляет питомник благочестия и просвещение для всего народа болгарского 167 . Празднество иконе Божией Матери Одигитрии Сия святая икона в конце IV века преподобными Варнавою и Софронием принесена из Азии в страну Трапезундскую, где и поставлена в пещерной церкви основанного ими монастыря в горе Черной (Меда, ныне Сумела). Монастырь доныне существует, и на богомолье к иконе стекаются поклонники из Малой Азии, Тавриды и стран прикавказских. Память преподобных основателей монастыря празднуется в сей же день. Скончались в 412 году. 149 О св. Иоанне: а) известия писанные тогда, как мощи его лежали в Средце: аа) служба ему в минее за август, в ркп. XII в. парижской б-кн 23. Здесь сказано о Иоанне: «в наши дня явися, преподобне». бб) житие св. Иоанна в ркп. 6-ке общества сербской словесности (списки службы и жития доставлены професс. Лавровским): 6) известия составленные по перенесения мощей в Тернов: аа) сказание синаксаря 1340 г. напеч. в изв. акад. VIII, 150–152. бб) Описание жития, составленное п. Евфимием около 1380 г. Передаем текст синаксаря, с дополнениями Евфимия и других источников. 150 Синаксарь говорит еще: „в царство христолюбивого Петра царя болгарского“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Да в прошлом 1703 году в ту ж школу отданы в научение тех языков стольника Павловы дети Веселовского Аврам, Исак да Федор. Великого государя жалованья тем подьяческим и стольничьим детям учинено и по вся годы давано по 10 денег человеку на день из Посольского приказу, и дано им генваря по 1-е число будущего 1706 году. – Да в прошлом 1704 году в ту ж школу отданы дьяка Ивана Волкова сын Петр, корму ему велено давать по 10 денег на день, да подьяческий сын Алексей Никитин. – И доныне те ученики учатся на Покровке, на дворе боярина Василия Феодоровича Нарышкина. – Да по росписи той школы учителя Ивана Вернера в той же школе учатся служилых людей дети: Володимер Измайлов, Борис Хрущов, Семен Иванов сын Хрущов, Андреян Федоров сын Хрущов, Иван Чоглоков, Василий Иванов сын Бухвостов, Иван Петров сын Лодыженской, Григорий Борисов сын Артемьев, Петр Иванов сын Глебов, князь Алексей Федоров сын Борятинской, Иван Иванов сын Хрущов, Василей Костентинов сын Короваев, Федор Яковлев сын Козловской, Василей Даудов, Николай Иванов сын Бутурлин, Иван Михайлов; да людей боярских дети: Дмитрей Азиков, Василий Васильев сын Угрюмов. А по какому государеву указу они учатся и с которого году и месяца и числа, того в государственном Посольском приказе неведомо и государева жалованья им не дается. А из Ингермоландской канцелярии в тое школу препозиту Эрнсту Глику много ль денег дано и на какие росходы, того в государственном Посольском приказе неведомо. А ныне в указе великого государя в государственный Посольской приказ из Ингермоландской канцелярии написано, велено отписать в вышеписанной школе кто ныне учеников учатся и каких чинов и много ль их всех человек и которая денежная казна из Ингермоландской канцелярии препозиту той школы отдана, на какие расходы идет и что ныне ее на лицо в остатке есть, также и учеником кормовые деньги даются ль и почему кому и откуду. Справил Андрей Иванов. Помета: 1705-го сентября в 10 день по указу великого государя справясь подлинно, что в сей выписке написано, отписать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Живописцы – Сергей Рожков 13 , Лазарь Иванов 14 , Василий Познанский 15 и живописного письма ученики Антошка Павлов 16 , Никита Иванов, Дмитрий Фирсов 17 и иконописного дела ученик Ивашка Масюков 18 «писали трое дверей деревянных с лица красками – аспидом красным да из алтаря и позади местных икон и деисусов, праздников, пророков и праотцов писали тем же зелёным аспидом». Кормовой иконописец из села Покровского Клим Макаров «написал царские двери, а на них Благовещение Пресвятой Богородицы, четыре евангелиста, около евангелистов травы по серебру, светы прописал и ризы пробелил красками; на сени написал образ Спаса Нерукотворного, по сторонам два ангела с рипидами, исподь у сени – по серебру травы разными красками» 19 . Кормовой иконописец Аникий Аникеев написал две иконы – страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каждая икона вышиною 2 ¼ аршина, шириной 1½ аршина 20 . Иконописцы, писавшие иконостас, разделены были на несколько групп, из которых каждая исполняла иконы в один или два определённые яруса. Так, четырнадцать праздничных икон были написаны иконописцами Троице-Сергиева монастыря, последние были – первой статьи: Григорий Григорьев, Семён Кузьмин, Лука Афанасьев, Артемий Иванов и Степан Васильев, второй: Степан Нестеров, Симон Кондратьев, Фёдор Ефремов, Яков Яковлев, Михаил Моисеев. С троицкими же иконописцами работали – кормовой иконописец Исай Ананьин и тёрщик Федька Кириллов, который тёр краски на Потешном дворе. Следующие ярославские иконописцы писали местные и деисусные иконы: большей статьи: Василий Ананьин, Фёдор Карпов и Дмитрий Семёнов, средней: Андреян Иванов, Иван Карпов, Иван Гордеев, Михайло Андроников, Фёдор Игнатов, меньшей: Семён Иванов, Тимофей Федотов, Иван Анофриев, Ермола Фёдоров, Иван Семёнов, Карп Михайлов, Василий Фёдоров и при них красочный тёрщик – Федька Иванов. Местная же и пророческие иконы писали костромские иконописцы: большей статьи Сила Савин, средней: Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, меньшей: Флор Леонтьев, Филипп Андреянов (эти два иконописца по одним росписям отнесены к третьей статье, а по другим ко второй), Степан Матвеев, Никифор Григорьев, Андрей Андреев; с ними же работал и городовой костромской иконописец Марк Назарьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

О.Дмитрий Смирнов: - Я сильнее скажу информацию, Саш, запиши. 2x2 четыре, и особенно строго между нами, никому не говори, 3x3 девять. Понимаешь? Записал, вот и хорошо. О.Александр Березовский: - Священник задает нам вопрос. У меня есть прихожанин, этот человек всегда казался богобоязненным, глубоко верующим. Однако он исчез на три недели, потом вернулся и стал рассказывать, что к нему приходит Богородица. Когда я начал с ним говорить и как бы пытаться зародить в нём некую  искру    сомнения в этом. Он не захотел слушать и настаивал на своём. Кроме молитвы за этого человека, что можно ещё сделать, чтоб помочь ему? О.Дмитрий Смирнов: - Сейчас это затруднительно, но я стараюсь обычно родственникам сообщить, что он срочно нуждается в психиатрической помощи, и что если мы ему её не окажем, то мы можем его потерять. О.Александр Березовский: - т.е. с ним на эту тему говорить не стоит. О.Дмитрий Смирнов: - Абсолютно. Сначала нужно пройти определенную терапию. Не говорить, психиатры просто выспрашивают, в каком  он состоянии, острый психоз у него прошел или нет. О.Александр Березовский: - т.е. если человеку начинает являться воочию святые, Богородицы, Господь, то это признак. О.Дмитрий Смирнов: - В 99% это признак острого психоза. О.Александр Березовский: - А в 1%? О.Дмитрий Смирнов: - В 1% преподобный Серафим Саровский Христа Бога нашего видел. Преподобный отец наш Сергей Игумен земли русской, к нему Богородица приходила в окружении апостолов. Серафим Вырицкий. Но это плоды молитвы и подвига. А не то, что человек куда-то уехал, приехал -  и здрасьте. Телефонный звонок: - У меня вопрос по Евангелию от Луки «Как всякий из вас кто не отрешится всего, что имеет, не может быть моим учеником». Объясните, от чего отрешаться надо? подробно на примере. О.Дмитрий Смирнов: - От всего. Ничто: ни ботинки, ни мода, ни спрятанные деньги, ни автомобили, ничто не должно нами владеть. О.Александр Березовский: - Как ещё преподобный Авва Дорофей говорил, Анафема мне и моему мнению. О.Дмитрий Смирнов: - И даже мнение. Это вообще гениальные слова.

http://radonezh.ru/analytics/kak-mne-zhi...

Свящ. Архангельский Иоанн Аскалонов Стефан Вознесенский Федор Франц. Волский Харлампий Свящ. Вышелесский Константин Добросердов Сергей Любимов Александр Никольский Григорий Петков Стоян, болг. ур. Пикунов Александр Успенский Владимир Цвинов Иван Б. Предметы второй группы (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1. Бажанов Василий Беляев Николай Франц. Введенский Михаил Иеродиак. Сергий (Дабич) Десятов Александр Крылов Григорий Никольский Леонид Петров Сергей Франц. Покровский Гавриил Франц. Покровский Сергей Постников Сергей (Самар.) Прытков Николай Сиков Максим Соколов Александр Франц. Соловьев Алексей Херсонский Василий Франц. Холмогоров Сергей Щукин Александр Б. Предметы третьей группы (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1. Арбеков Евгений Бельчиков Николай Франц. Вахаев Михаил Франц. Георгиевский Сергей Гераскевич Николай Франц. Голубцов Михаил Франц. Драчев Николай Загорский Александр Иванов Сергей Колосов Сергей Колчицкий Николай Куханов Александр Ленчинский Иван Матвеевич Виктор Мещерский Константин Орлов Александр Франц. Орлов Николай Постников Сергей (Твер.) Пясецкий Петр Садовский Евгений Франц. Сапожников Николай Б. Предмет четвертой группы (Историю и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени): 1. Архиппов Петр Франц. Свящ. Делекторский Феодор Дюлгеров Дмитрий, болг. ур. Олейкин Михаил Орлов Антоний Свящ. Попович Димитрий, серб. ур. б) Из студентов II курса: А. Историю философии: 1. Богоявленский Николай. Василевский Иван. Введенский Пантелеимон. Вознесенский Александр. Глаголев Николай. Добров Георгий. Дьяков Святослав. Зыков Вячеслав. Ключарев Василий. Козырев Сергей. Лебедев Николай. Левковский Александр. Иером. Иоанн (Маргиев). Оглоблин Аркадий. Орлов Василий. Паргачевский Алексей. Плотников Александр. Иеродиак. Максим (Руберовский). Садковский Георгий. Смоленский Алексей. Соболев Василий. Струменский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прихожане церкви XVII века – неизвестны. По документам архивов Министерства Юстиции, Духовной Консистории и собственного церковного укажем на лиц более почетных живших в приходе в XVIII и нынешнем столетиях. В 1713 году в приходе, между прочим, состояли дворы: Дьяка Алексея Афанасьева сына Новгородова; Посольского приказа толмача Ивана Иванова Турчанинова; подъячаго Андрея Яковлева сына Торопова; подъячого Якова Феодорова (Министер. Юстиц. дела разных городов кн. 48, с 1696 по 1713 г. стр. 515–516). В 1735 г. жили: Камер-коллегии секретарь Михаил Иванов Толмачев, Камер-коллегии канцелярист Василий Семенов Каменицкий и 1-й гильдии купец Иван Григорьев Турицын. (Из подписей к прошениям по делам нашей церкви в Арх. Мин. Юст.). В 1740 г. жили: полковник Василий Наумов Мельгунов; Переславля-Рязанского купец и суконной мануфактуры содержатель Иван Алексеев Третьяков и купцы 1-й гильдии Афанасий Филиппов Смирнов и Петр Тимофеев Черенов. (По испов., книгам в арх. Кон.) В 1770 г. Московские 1-й гильдии купцы: Аврамий Васильев Зубков и Лука Афанасьев Девятов; майор Иван Григорьев Соколов и купцы: Мамонов, Гуляев и Щукин. В 1800 г. – купцы: Григорий Филиппов Черепенников и Николай Васильев Сахарников. В 1810 году – купцы: Алексей Лукин Девятов, Василий Иванов Хомутинников; Василий Иванов Демидов, Александр Семенов Осокин. В 1814 г. Московский 1-й гильдии купец Гавриил Прокофьев Кувшинов. В 1835 году – купеческая жена вдова Мелания Захарова Хлудова с детьми: Тарасием, Алексием, Назарием, Герасимом и Давидом Ивановыми Хлудовыми. В 1848 г. – Почетные граждане Михаил Гаврилов Кувшинов и Василий Алексеев Медынцев. В 1855 г. Вильманстрандский первостатейный купец Ксенофонт Неофитов Головин и Московский купец Александр Яковлев Поляков. В 1865 г. действительный статский советник Степан Алексеев Тарасов и личный почетный гражданин Сергей Николаев Долгов. В настоящем 1872 году в приходе живут: потомственный почетный гражданин Давид Иванов Хлудов (с 1835 года); мануфактур советник Константин Васильев Прохоров (с 1868 г.); потомственный почетный гражданин Константин Константинов Прохоров (с 1868 г.) Московский 1-й гильдии купец Александр Яковлев Поляков (с 1855 г.); Московский 2-й гильдии купец Иван Иванов Комаров (с 1869 г.); потомственный почетный гражданин Петр Митрофанов Бирюков (с 1872 г.) и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

1111 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 33. «Пагубнее всего осуждение и порицание ближних наших, происходящее от слепого самомнения и нерассудного возношения… Внимай себе, и своей душе, и своему спасению, и тут найдешь столько дела, что не будет возможности заниматься чужими делами» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 298. С. 52). «Если заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок; сколько пребывает в нем различных помыслов и наиболее пустых. Потому гораздо полезнее зреть Вам свои согрешения, а не других» (Письма о. Антония. С. 256). 1112 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 98. «Если бы нам с тобой научиться видеть только свои недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от нападения вражьего, ибо неложны слова Господа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7, 1 )» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 140). 1113 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 69 об.–70. «Всеми силами противься сему лютому диаволу (унынию) молитвой смиренной, удалением от празднословия, чтением божественных книг, терпением во искушениях и побежит от тебя» (Письма о. Антония. С. 294). 1114 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 70. Такой же совет в борьбе с унынием давал своим чадам и преп. Амвросий: «Уныние значит та же лень, только хуже… Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет» (Четвериков Сергий, прот. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. С. 232). 1115 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 37 об. Старец Макарий Оптинский советует каждой страсти противопоставлять добродетель: «Против уныния – терпение, псалмопение и молитву…» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 38, 231). 1116 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 112 об. Преп. Амвросий Оптинский наставлял: «Умудряйся направляться к внутреннему христианству, и старайся отражать все противные помышления молитвенным призыванием… помощи Божией» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 60. С. 69). 1117 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 154. Оптинский старец Макарий призывал: «Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1118 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 126 об. Старец Макарий Оптинский учил: «Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 343). «Верой ищите укрепления в Слове Божием, оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 161). 1120 Там же. Оптинский старец Макарий писал: «Умнейшие светские люди не могут без руководства Церкви разуметь Писания» (Выписки. Л. 492). 1121 Иеросхимонах Макарий Оптинский учил: «Те люди, которые установляли в Церкви порядок и определяли смысл Священного Писания, были богодухновенные пастыри и учители церковные, в них Сам Дух Святой действовал в этом деле» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 107). 1122 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. «Читай словеса отеческие… Они научают нас… как должны обучаться борению против страстей, побеждать их и искоренять» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 169). 1123 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 31. Оптинский старец Макарий писал: «Учение св. отцов есть врачебница, указывающая средства для всякого рода духовных браней» (Выписки. Л. 494). 1125 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3 об. О том значении, какое придавал Оптинский старец Амвросий творениям именно этих св. отцов, можно судить по его словам: «В них… ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию, и наследовать вечное блаженство» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. С. 152). 1126 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. Оптинский о. Макарий призывал: «Занимайтесь чтением отеческих книг, но более деятельных, ибо… умозрительные могут принести более вреда, нежели пользы. Из этих, т. е. деятельных, вы познавать будете свою немощь и смирять свое сердце» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 28). 1127 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 79. Оптинский старец о. Макарий в своих наставлениях приводил слова преп. Паисия Величковского , который выражает радость по поводу издаваемых книг «Добротолюбия», но и сожалеет, что многие, приобретая эти книги и не по искусству, принявшись за духовное делание, то есть за молитву, могут пострадать. «Книга «Добротолюбие», – пишет он, – вся хороша, но ум юн не может принять твердой пищи, требует еще млеком деятельности питаться. И Господь говорил Своим ученикам: «Много имам глаголати вам, но не можете носити ныне " » (Письма о. Макария. Т. 4. С. 683).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010