— Но себя все-таки оговорил? — Дело в том, что его признание, написанное во время третьего допроса, почти дословно повторяет текст доноса. Никогда священник не назовет себя служителем культа. Не мог он выражаться словами из лексикона большевиков. Скорее всего, он либо просто поставил подпись под этим «признанием», либо подписывал чистый бланк и даже не видел, в чем его обвинили. В любом случае, нам было важно, что отец Стефан никого не сдал, хотя его к этому склоняли. — Есть предположения, где может быть похоронен отец Стефан? — Скорее всего, на Левашовском мемориальном кладбище. У нас есть схема захоронений в Левашово из архивов ФСБ — это от руки нарисованная карта. В 1937 году здесь были похоронены 4 тысячи человек — то есть почти все расстрелянные в это время в Ленинграде. Бывали исключения, когда по каким-то неизвестным причинам человека хоронили в другом месте, но таких случаев единицы. Память отца Стефана — На какой стадии сейчас находится процесс канонизации? — Мною составлено житие священномученика Стефана, скоро все документы будем отправлять в Синодальную комиссию по канонизации. Последнее прославление в нашей епархии состоялось 10 лет назад, когда канонизировали преподобную Марию Гатчинскую. Но мы ведем подготовительные работы еще по четырем именам — собираем документы о епископе Тихоне (Рождественском), архиепископе Венедикте (Плотникове), бывших настоятелях протоиереях Алексие Грацианове и Николае Краснопевкове.      — Кто занимается этой работой? — Наши прихожане, люди разных профессий, которые свободное от работы время посвящают работе с документами в архивах. Это ведь тяжелое занятие: когда я приехал в архив в Пскове, мне привезли целую тележку с документами, нужно было просмотреть десятки тысяч страниц. — Значит, прихожан Спасо-­Парголовского храма вдохновил ваш пример? — Да, многие выразили самый неподдельный интерес. Имя отца Стефана постоянно указывают в поминальных записках. В воскресной школе учебный день начинается с молитвы об упокоении отца Стефана. Мы напечатали тысячу двести экземпляров жизнеописания отца Стефана, чтобы раздавать их после богослужений, — разошлись моментально. Даже из Москвы пишут люди, присылают свидетельства о помощи по молитвам к отцу Стефану.

http://pravoslavie.ru/120743.html

Двадесять уже почто годам миновавшим, великую убо рукописную книгу издаде, безмрнаго и твердаго учения исполненную, в которой Духа Святаго, от самаго Отца исходящаго, с превосходством прочиих всх, которыя о том же писали, преблагополучно показал паки там же...“» 775 . Эти два фрагмента не только не использованы автором Синодальной редакции, но и в рукописной традиции Жития Димитрия Ростовского в редакции Арсения Мацеевича чаще всего опускаются. Можно предположить, почему делались эти купюры. Видимо, писцов не устраивали «барочные» изыски Арсения Мацеевича , как не устроила Синод аллегоричность службы Димитрию Ростовскому в редакции Амвросия Каменского. С другой стороны, может быть, считалось неосторожным сравнение Димитрия Ростовского с преподобным Венедиктомсвятым Западной церкви, а также упоминание автора трактата об «исхождении Святого Духа» (Адама Зерникавы), хотя и созданного в православной традиции, но написанного на латинском языке 776 . Таким образом, две полные редакции Жития Димитрия Ростовского , созданные в период с 1758 по 1784 г., значительно отличаются друг от друга как по содержанию, так и по форме изложения. Следует также отметить, что Синодальная редакция Жития Димитрия Ростовского не только использует большее число источников, и потому рисует более полную картину жизни святого, но и снимает некоторые шероховатости, замеченные в предшествующей редакции, и логически более правильно выстроена. Кроме того, в Синодальной редакции исправлены неточности, присутствующие в редакции Арсения Мацеевича . Так, например, автор Синодальной редакции на основе «Диариуша» Димитрия уточняет, что местом рождения святого был не Киев, а Макаров – населённый пункт, находящийся в 40 вёрстах от Киева. Синодальная редакция насыщена биографическими фактами, взятыми из предшествующего данной редакции текста Жития, дневниковых записей, проповедей и речей самого Димитрия Ростовского , а также Исторического словаря. Автор, действительно, стремится строго соблюдать агиографический канон, но насыщенное биографическими данными сочинение существенно отличается от древнерусского жития, даже от тех текстов, которые были созданы в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

505 Вот очень характерный ответ нашего правительства Венедикту, неумеренно похвалявшемуся перед русскими своею ученостию и учительством: «Преблагий, всесильный и премудрый Бог, видимых и невидимых Творец и Содетель, премудрости Наставник, мудрых Исправитель и всякому смыслу и делу Хитрец. Той наставляет всякаго человека, просящаго у Него усугубить таланты, а еже от себе превеликий сан богословия учителем налагай, и се есть, им достойно от иных таковая похвала приимати, а от своих уст токмо единому мудрых Исправителю и всякому делу Хитрецу всесильному Богу несложная похвала приносити – се есть корень христианскому любомудрию и не зазорный учительский сан. К ним же речено: «Да воссияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», разумей житием и разумом в богословии и благочестии свидетельствованна, реку убо во Апостолех Павла, паче инех потрудившагося, во истину бо силы велия бе не довляше человеческое тщание. Трое бо внесе в проповедь : усердие горящее и дерзостное, душу, все что-либо буди претерпети готовую и разум и мудрость, недовляше бо бе долюбное житие непорочно аще бы и духа силу не прияло. И зри от него первого, паче же слыши его пишущаго: «Да безпорочно буди служение наше, и паки: утешение бо наше не от прелести, ниже от нечистоты, ниже в словеси ласкания, ниже виною лихоимения», видел ли еси непорочное, таж по сих на всяк день умираю, тако ми нашея похвалы, ю ж имам о Христе Иисусе, таж строение его бых иудеом, якож иудей, беззаконным, яко беззаконен, подзаконным, яко подзаконен и бритвится (?) и безчисленная творить. По сих слыши, како и похвалу о себе таковый небопарный орел рек: ничим же бо лишихся праведнейших апостол, аще и ничто же есмь, мне меньшему всех святых дана бысть благодать сия в языцех благовествовати неисследованное богатство Христово и просветити всех, кое есть смотрение тайны сокровенныя от веков в Боге, создавшем всяческая Иисус Христом, да скажется ныне начальством и властей на небесных церковию многоразличная мудрость Божия под преложению век, яже сотвори о Христе Иисусе, Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

И действительно,  «бяше Господь с ним и бяше муж благополучен». Его любовь к другим доходила до жертвы. Он выполнял за своих сослуживцев их обязанности, очень много работал. Если кто-то из солдат просился в увольнение, Арсений с готовностью замещал его на службе. Многие злоупотребляли его добротой и считали дурачком. Однако сам он чувствовал радость от жертвы, на которую шел ради других. Одновременно, отсиживая за кого-то на боевом дежурстве или находясь в наряде, он имел благоприятную возможность быть одному и молиться. «Что будет с этим человеком? — удивлялся командир части. — Он никогда не просится отдохнуть». Однажды у него поднялась температура, на градуснике было 39 и 5, но освобождения от службы он не попросил. В конце концов организм не выдержал, и он потерял сознание. Когда его несли на носилках в госпиталь, сослуживцы с иронией называли его монашескими именами: «Ну что, Венедикт-Акакий?..» Они догадывались, что он хотел стать монахом. Однако постепенно ирония уступила место уважению и даже восхищению. Образ жизни Арсения, его великая любовь, его цельный, чистый характер изменили отношение сослуживцев к нему. Его считали уже не дурачком, а сокровищем и благословением для их подразделения. Но надо сказать и о том, что воинская специальность радиста освободила его от необходимости прямого вооруженного участия в боевых действиях. Таким образом Божественной Благодатью он был сохранен от того, чтобы убивать людей. Кроме того, воинская специальность Арсения оказалась подготовкой к его последующей монашеской «специализации» — посылать Богу сигналы своей молитвой. Невзгоды Полубатальон, в котором служил Арсений, принимал участие в боевых действиях. Невзгоды и испытания, которые пережили солдаты, кому-то могут показаться невероятными. Старец рассказывал, что однажды, когда закончилось продовольствие, их пищей был снег. В другой раз они остались без пищи на тринадцать дней и выжили, питаясь лишь дикими каштанами. Еще чаще на их долю выпадали мучения от жажды, и тогда они были вынуждены утолять ее водой, застоявшейся в следах от лошадиных копыт. Самым страшным врагом был холод. Воины спали в палатках и по утрам, просыпаясь под снежными завалами, начинали считать обмороженных. Однажды утром Арсений мотыгой выкопал из-под снега двадцать шесть обмороженных сослуживцев. В другой раз их завалило снегом на трое суток, и он, как радист, посылал в штаб сигналы о помощи. Он и сам обморозил ноги, целые куски мяса отделялись, подобно древесной коре. Его отправили в госпиталь, и только милостью Божией он избежал ампутации. Был еще случай, когда мул ударил его копытами. Грудь почернела, и на ней были видны отпечатки подков. От удара Арсений потерял сознание, но, придя в себя, продолжил путь.

http://pravmir.ru/249925/

Выбор старца поначалу вызвал ропот части сестер и неприязненное отношение к новой настоятельнице. Но прошло время и своими дарованиями, терпением и кротостью она прибрела общую любовь и почтение 273 . Спустя некоторое время, иеромонах Венедикт опять стал посылать доносы на преподобного. И опять святой стал жить взаперти: никому не дозволялось – ни из мирян, ни из братии – входить к старцу и говорить о духовных нуждах. А Алексеевские его ученицы получали разрешение недоумений совести и утешение в скорбях лишь через получаемые от святого Феодора. В одном из них он разъясняет настоятельнице общины сказанные им раньше слова о недостойном Причащении и пишет по этому поводу следующее: «Мария Петровна! Милость Божия да будет с тобою! Ты просишь объяснения на мои слова, я тебе писал о причастии Святых Тайн в таком намерении и о таких людях, которые в небрежности всю жизнь провождают даже до самой смерти и Тайн Святых приобщаются, а грехов своих не объявляют и нисколько в них не раскаяваются; на таковых подлинно следует слово апостольское: «иже аще яст Хлеб сей или пиет Чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни... Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет... Сего ради в вас мнози немощни и недужливи и спят довольни», то есть помрачаются паче, а не просвещаются ( 1Кор. 11, 27–30 ). Аще же таковые в небрежности своей и при конце жизни Тайн Святых приобщаются, но грехов своих не освобождаются, понеже даже и до конца в беззакониях проводили житие свое, Святых Тайн приобщение таковых может быть печатию христианства, и потому поминовением церковным бывает им от Бога некоторое прощение и свобода, о них то мое слово к тебе было, а не о всех равномерно, которые и весьма стараются о своей жизни. Сии аще в чем и погрешают, то паки покаянием и Святых Тайн приобщением от того освобождаются, а впредь всячески себя от такового падения сохраняют, и тем Святых Тайн приобщением паче вразумляются и укрепляются. Слышу еще твое рассуждение, будто что собрала в келий, то ныне, будучи начальницей, потеряла, и в том, друг, конечно, обманулась. Не собрала в келий, а сидела токмо на одном месте; а ныне стоишь на войне, так ныне врага побеждай, а не за печкой сидя хвались безмолвием; а сия война и мнимый мятеж много лучше твоего безмолвия; посему и сама себя рассмотри, что келия твоя принесла тебе доброго? Поистине ничего! Ныне же, когда вышла на войну, так надлежит тебе не скучать, но всему военному делу обучаться, то есть послушанию, смирению и терпению. Злополучием душевным должно считать токмо один грех , а мое от вас отлучение не может и не должно быть вам злополучием, поскольку учитель вам вначале Господь, а потом Божественный закон. От незнания боишься погрешить; но кто в неведении согрешает, на того Господь не гневается, а берегись паче всего своей небрежности и лености.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

е. при объездах епархий вместе с церквами и приходами католическими осматривать и посещать церкви и приходы и православные; не позднее второй половины XVII в. епископы успели истребовать от правительства, чтобы эти их притязания были признаны и утверждены, как действительные права, со стороны власти государственной. Такое вмешательство латинского духовенства в дела православной церкви, крайне оскорбляя и раздражая православных, иногда вызывало с их стороны открытое сопротивление, но все случаи подобного сопротивления оканчивались тем, что непокорные при содействии гражданских властей были заковываемы в железа, сажаемы в темницы и подвергаемы всякого рода мучениям и истязаниям (см. Србско-далмат. Магаз. 1850 г. стр. 102, 1865 г. стр. 147 sqq, 1866 г. стр. 155 и в книжке le Вгет’а Acta Ecclesiae Graecae annorum 1762 et 63, Stutgardiae, 1764, р. 41 sqq). Стеснение православным в построении церквей доходило до такой степени, что указами первой четверти XVIII в. им дозволялось строить их только в таком случае, когда изъявит на то свое согласие местный католический епископ и соседние католические жители (Србско-далмат. Магаз. 1865 г. стр. 152), т. е. иначе, что у них совсем отнимаема была возможность строить новые церкви. Следствием всех этих мер латинского духовенства было то, что и должно было быть: так как мужество переносить унижения и страдания обыкновенно имеет только меньшинство, а не большинство людей, то большинство православных далматинцев волей-неволей постепенно присоединились к католичеству, а на стороне православия осталось именно только меньшинство их; в настоящее время из 400 слишком тысяч сербского населения Далмации православных тысяч до 80-ти 353 . Православная епископская кафедра в Далмации была учреждена во время занятия области французами, в 1808–10 г. (декретом Наполеона от 19 сентября 1808 г. назначено было быть кафедре, а декретом его же от 26 марта 1810 г. назначен был первый епископ Венедикт Кралевич, см. книгу «Житие, сиречь рождение, воспитание....

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После кончины старца Анатолия (Зерцалова) духовником отца Нектария был старец Иосиф, по смерти которого он перешел под старческое окормление архимандрита Агапита и ходил к нему на исповедь, пребывая в полном послушании до кончины последнего. После отказа отца Агапита принять старчество братия стала просить его указать достойного занять место старца, тот назвал отца Нектария. Отец Нектарий на соборе братии не присутствовал. Когда его избрали, послали за ним отца Аверкия. Он пришел к нему, говорит: – Батюшка, вас просят на собрание. А отец Нектарий отказывается: – Они там и без меня выберут кого надо. – Отец архимандрит послал меня за вами и просит прийти. Батюшка надел рясу и как был – одна нога в туфле, другая в валенке – пошел на собрание. Уже тогда Господь открыл ему не только то, что он будет избран старцем, но и все грядущие, скоро последующие страшные события: революцию, закрытие Оптиной, арест и смерть его на чужбине. Когда объявили ему, что он избран старцем обители, отец Нектарий ответил: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». Но архимандрит Венедикт сказал: «Отец Нектарий, приими послушание». И отец Нектарий беспрекословно согласился. Так за послушание он принял на себя великий крест старчества – пророческое служение народу в тяжелейшие для страны годы. В первое время после избрания старцем отец Нектарий усилил юродство. Приобрел музыкальный ящик и граммофон с духовными пластинками, но скитское начальство запретило ему их заводить; играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям. В юродстве его часто содержались пророчества, но смысл их был мало кому понятен. Накинет, например, халатик на голое тело и ходит, сверкая босыми ногами. А в 20-е годы так ходили даже студенты, курсистки и служащие – босые, в пальто, накинутом на рваное белье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Близким к Роману Сладкопевцу деятелем на гимнографическом поприще, и по времени и по значению, был св. Авксентий 291 . Он принадлежал к кружку первых царьградских песнописцев и находился в близких сношениях с пресвитером и экономом Великой церкви, Маркианом. Другим его товарищем житие называет Анфима, быть может, того самого, о котором говорит Феодор чтец , как об одном из первых составителей тропарей. Вместе с Авксентием они ходили в мирские церкви и там заправляли пением во время праздничных бдений. Потом, когда в монастырёк св. Авксентия стало собираться много народа на ночные вигилии, Анфим ввёл между ними общее хоровое пение, разделив богомольцев на две стороны, из которых на одной пели мужчины, а на другой – женщины. Сам же Авксентий приобрёл известность и на поприще гимнографическом, составляя тропари, которые биограф его называет весьма приятными и полезными (τροπρια λαν τερπνα κα πωφελ). По его словам, это были коротенькие строфы, состоявшие из двух или трёх стихов, что как нельзя лучше соответствует песнопениям, которые приводятся под именем тропарей св. Авксентия в его жизнеописании. Каждую из таких строф пели по нескольку раз, сначала на одной стороне, потом на другой; затем переходили к следующей и так продолжали до конца 292 . Каждый тропарь оканчивался коротеньким стишком или припевом, подобно кондакарям Романа Сладкопевца и согласно структуре гимнов ипофонических. Последовательный порядок их пения обозначается в греческом тексте жития словами: μετ τοτο (латинский переводчик передал их неправильно, «cut eo autem»), ετα, καθεξς κα πλιν. В пении участвовали все, приходившие в преподобному, проводя за службой одни до трёх, другие до шести часов: сам же он, говоря словами жизнеописания, произносил (’πεφωνησε) по стихам песнь трёх отроков, на которые народ отвечал припевом: «хвалите и превозносите его во веки». Отпуская своих духовных детей, он напутствовал их поучением. В заключение отметим тот замечательный факт, что в монастыре Авксентия вилигии справлялись под субботу и воскресенья: вот почему, может быть, пятница считалась здесь праздничным днём, в который наёмники освобождались от работ. Составитель жизнеописания, ученик преподобного, работал резные деревянные крестики и раздавал их на благословение приходящим. II. Литургическая часть в уставе Венедикта Нурсийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Даров на грудь умершего, предать его земле. Действительно, после этого тело умершего уже не извергалось из гроба, что ясно свидетельствовало о привлечении к нему за гробом милости Божьей (Житие св. пр. Венедикта, 14 марта). Все Богом установленные средства, как средства для спасения человека, выражающие единение, союз, отношение и общение еще пребывающих на земле с перешедшими в мир загробный и еще не достигшими святости, вместе с тем служат и верными признаком изменения к лучшему загробного состояния покойников по ходатайству о них живых, подвигнутых любовью к ушедшим и надеждою на Божье милосердие. Грешники получают прощение и освобождаются из ада. Это догмат православия, это учение нашей Церкви. «Просите и дастся вам; буди тебе, яко же хощеши». Это – обещание Самого Господа Иисуса Христа, следовательно, истина; и наше желание, как согласное с волею и желанием Иисуса Христа спасти человека, непременно исполнится, и умерший спасется. Иначе сердце молящегося не согрелось бы благодатью к ходатайству за умершего. Живой молится за умершего, потому что так угодно Богу. Если же ходатайство живого за умершего угодно Богу, то умерший будет спасен. Тот же Бог един и всемогущ вчера, сегодня и во веки. Промысел Божий о спасении рода человеческого и Его любовь к человеку так же сильны, как и прежде. Если ныне не воскресают мертвые, чтобы побеседовать с живыми о спасении тех и других, то причину этого высказал Авраам в притче «О богаче и Лазаре»: «не поверят живые!..» ( Лк.16:31 ). Однако явления мертвых живым во сне и в других видениях были, есть и будут по воле Божьей. Вот, например, два случая, не могущие подлежать сомнению, два видения во сне мертвых живым. Эти два благодатные откровения о спасении двух умерших грешников принадлежат недавнему, очень близкому к нам времени. Первое откровение свидетельствовало об освобождении от адских мук, в которых уже находился умерший грешник, и о даровании ему царства небесного вместе со всеми Святыми через неусыпное ходатайство родителей умершего, второе же откровение свидетельствовало об испрошении прощения грехов умершему мужу ходатайством его жены-вдовы, на которой сбылись апостольские слова: «Неверующий муж освящается женою верующей» ( 1Кор.7:16 ). Выпишем содержание откровений из первоисточников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

- Что ты сделала со мною, сестра? - Я просила тебя, брат, остаться, - ответила она, - но ты не захотел послушаться меня, и вот я помолилась Господу моему, и Он тотчас же услышал меня; теперь, если хочешь, можешь оставить меня и идти в монастырь. Итак, святой Венедикт, и не желая того, оставался у ней всю ночь без сна, беседуя с сестрою о вечной жизни. Утром же, простившись, они разошлись. Чрез три дня после сего преподобный, стоя на молитве, возвел глаза свои в небу и увидал душу своей святой сестры, поднимающуюся к небу в великой светлости и принимаемую со славою в небесные селения. Узнав из этого видения о кончине своей сестры, Венедикт исполнился великого веселья, радуясь, что душа ее сподобилась такой славы и, возблагодарив Господа, передал братьям о преставлении. Он велел перенести тело ее в свой монастырь благоговейно, как многоценное сокровище, положил его во гроб, который приготовил для самого себя. Скоро преподобного пришел посетить диакон Серванд; муж исполненный небесной благодати, он был игуменом одного монастыря в Кампании, выстроенного патрикием Ливерием; они проводили время в душеспасительной беседе о пресладкой пище небесного царства; ее на земле они хотя и не могли еще вполне вкусить, однако своим устремленным к Богу умом уже отчасти вкушали ее; когда настало время вкушать телесную пищу, они стали принимать ее с воздыханиями, помня о пище нетленной. Во время же ночного покоя преподобный отец пошел в свою келию, а гость его, святой дьякон Серванд, отведен был в соседнюю с преподобным келию. Святой Венедикт, почив немного с вечера, около полуночи встал на молитву и, молясь около окна, внезапно увидел великий свет, исходящий с неба, так что самая ночь стала более светлою, нежели день; но всего чудеснее было то, что блаженному Венедикту - как он сам потом рассказывал - казалось, что он видит всю вселенную, как будто она вся находилась под одним солнечным лучом. Со вниманием взирая на этот свет, преподобный увидел душу блаженного Германа, епископа Капуанского, в огненном круге возносимую на небо. Тогда преподобный Венедикт, желая, чтобы гость его Серванд был свидетелем сего страшного видения, громким голосом назвал его два или три раза по имени. Серванд, удивясь, что святой зовет его в такое необычное время, испугался и поспешно вошел в келию Венедикта и увидел сей небесный свет, но не весь уже, а лишь только небольшую часть; а обо всем прочем рассказал ему сам святой отец. Тогда святой Венедикт тотчас же послал в город Касин, к любимому своему ученику гражданину Феопрову с просьбою: послать скорее в и узнать о святом епископе Германе. И вот оттуда пришло известие, что он преставился. Когда Венедикт узнал о самом времени кончины святого епископа Германа, то оказалось, что он скончался в тот самый час, в который Венедикт видел душу его, возносимую Ангелами на небо в огненном круге.

http://pravicon.com/info-1963

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010