Радуйся, огнем печали твоей на земли радость небесную стяжавый. Радуйся, водою слез твоих преобильный дар целений обретший. Радуйся, яко в смирении твоем сила Божия совершися. Радуйся, яко пламенем чистоты твоея пламень греховный побеждается. Радуйся, яко свеща светом мудрости горней просиявый. Радуйся, ум твой в пучину смирения погрузивый. Радуйся, подвижниче, безмолвие возлюбивый. Радуйся, отче, пшеницею словесною чада твоя напитавый. Радуйся, Царствия Божия полноту стяжавый. Радуйся, утешение богатное скорбящим подающий. Радуйся, на камени любве Христовыя житие твое утвердивый. Радуйся, в вертограде Церкви цветы благоуханныя возрастивый. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 13 О, преблаженне отче Венедикте, ничтоже на земли восхотел еси паче любве Христовы! Темже и в вышния обители вселивыйся, яко со дерзновением ныне предстоиши Богу, за ны недостойныя молися, да любовию горе вперяеми с тобою вкупе поем: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельский образ жития возлюбивый от юности, в место пусто бежал еси суетнаго мира, поправый вся прелести его и вперивый к горнему ум твой, Силам безплотным собеседник явивыйся; с нимиже и мы воспоем ти: Радуйся, Христу распеньшемуся последовавый. Радуйся, умертвивыйся миру, Богу единому жити восхотевый. Радуйся, слез теченьми пустыню оросивый. Радуйся, восхождением сердца победивый лукавыя. Радуйся, славу мира сего возненавидевый. Радуйся, пощением яко Ангел показавыйся. Радуйся, целомудрия венцем от юности увязанный. Радуйся, яко крин чистоты прозябший. Радуйся, на камени дом свой поставивый. Радуйся, бисер многоценный Царствия обретший. Радуйся, смирение Христово восприявый. Радуйся, древо жития райскаго явивыйся. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 1 Возбранный отче преподобне, тобою бо Христос яко светом неугасимым мир просвети и расточи тьмы вражия. Таковому о тебе смотрению дивящеся, хвалим тя, яко заступника от всяких бед, благодарственно зовуще:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Имущаго силу духи темныя отгоняти, како достойно восхвалим тя, Венедикте, яко и одержимыя от бесов свободил еси и мертвыя воздвигнул еси. Тем же мы тя ублажаем, поюще: Радуйся, идольския лести корнесекателю. Радуйся, святаго благочестия насадителю. Радуйся, мрак неведения отгнавый. Радуйся, яко звезда златозарная просиявый. Радуйся, многотерпения сосуде избранный. Радуйся, милостию Божиею украшенный. Радуйся, всякия суеты отметавыйся. Радуйся, Богу весь соединивыйся. Радуйся, нищелюбием украсивыйся. Радуйся, недуги изцеляющий. Радуйся, в печалех скорый помощниче. Радуйся, в скорбех верный заступниче. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 4 Буря мракобесия хотящая низвергнути тя, досточудне, яко на горе жития святаго стояща, не возмогши противитися силе твоей — сокрушися; мы же чудящеся таковой крепости, хвалим тя, поюще: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще како высотою праведности уподобился еси горним Силам, отче, умножишася паки спасаемыя окрест тя, темже процвете аки крин пустыня. С нимиже и мы дерзаем воспевати ти умиленно: Радуйся, в светлую ризу безстрастия оболкийся. Радуйся, на земли ангельское житие поживый. Радуйся, пречудне, пути спасения верно наказавый. Радуйся, сильне, идолобесие поправый. Радуйся, меда сладчайши устом правило начертавый. Радуйся, сердце твое, аки зерцало богомыслия явивый. Радуйся, обитель Троице твой дух сотворивый. Радуйся, в похвалу Господню ограду великую создавый. Радуйся, провидче, проразумением украшенный. Радуйся, преподобне, по воздуху в бедах сущих предваривый. Радуйся, богомудре, тобою бо научаются вернии. Радуйся, богоблаженне, тобою бо спасаются мнози. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 5 Богоприемный сосуде, Христовой любве всю душу твою привязавый, направил еси ума твоего шествие к небесем и, аки Моисей, воду живу из земли безводней изведый; како не воспоим Христа толику благодать ти даровавшаго, зовуще со страхом: Аллилуиа. Икос 5 Видяще тя, яко садителя чистоты, из суемудрия изведшаго тьмы спасаемых, чтуще любовию святую память твою, вопием ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В этом отношении особенно характерны следующие заметки, сделанные свят. Димитрием в его Прологе под 5 марта. В этот день память двух мучеников Кононов – градаря и иже во Исаврии, причем в Прологе память первого поставлена ранее памяти второго. Святитель пишет на поле против памяти св. Конона градаря: «сему св. Конону нет службы в Минеи, а другому», а против памяти св. Конона Исаврийского: «сему св. Конону в Минеи служба», и в своих Четиих-Минеях начинает день с жития этого последнего, помещая житие Конона градаря на втором месте 84 . Следуя Минеям, свят. Димитрий не только переставлял памяти святых под одним и тем же числом, но и переносил их совсем на другие дни, существенно отступая от Пролога. Напр., в Прологе 20-го января память свв. Трапезундских мучеников Евгения, Кандида, Уаллериана и Акилы, но Святитель в своих Четиих-Минеях помещает под 21 -м числом и на поле в Прологе отмечает: «сим святым служба утро на павечерни и в месяцеслове утро им память» 85 . Или: в Прологе память пр. Акакия Синайского 27 ноября, а Святитель помещает ее под 29-м числом того же месяца и в Прологе пишет: «В Минеи сему святому положена служба 29-го сегож месяца, значит и память его там положити, а нетот (27-го числа). Сегож святого июля 7-го» 86 . Седьмого июля та же заметка повторяется 87 . Вообще, когда память святого повторялась в месяцеслове несколько раз, Святитель отдавал предпочтение тому числу, под которым была служба святому и обыкновенно здесь помещал его житие. Или, упоминая память, положенную в месяцеслове, он все же отмечал, где ей приличнее быть, руководствуясь той же Минеей. Напр., в Прологе 13 мая память свв. мучеников Ираклия, Павлина и Венедикта. Святитель пишет на поле: «сиих мая 18-го, там и служба в Минеи с Петром и прочиими» 88 . В Четиих-Минеях здесь им положено и житие 89 . В некотором противоречии с высказанными нами предположениями о влиянии служебных Миней стоит, по-видимому, заметка под 14 ноября. Заканчивая этот день, Святитель пишет: «в Минеи в сей день положена служба св. священномученику Ипатию, епископу Гангрскому, обаче не ныне его память, но марта 31-го, тамо и житие его смотри» 90 . Но служба св.м. Ипатию есть и под 31-м марта. Следовательно, Святитель и здесь не отступил от своего порядка, а только выбрал для жития святого из двух дней тот, который более соответствовал обстоятельствам его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Уставы предлагаются в том же порядке, в каком они являлись на свет: 1) пр. Пахомия великого, 2) св. Василия великого, 3) пр. Кассиана и 4) пр. Венедикта.-Особенности каждого из них, не в духе, а в образе изложения, увидит всякий при чтении их. Заметим только относительно устава пр. Пахомия вел., ту особенность, что устав его так тесно связан с его жизнью и жизнью ближайших его преемников, Орсисия и Феодора Освященного, что впереди его нале­жала нужда поместить начертание жизни их. Тоже самое впрочем можно сказать и об уставе св. ВасилиЯ вел., а отчасти и о последних двух уставах, хотя не в такой мере. Древние иноческие уставы 1. Устав преподобного Пахомия великого Устав пр. Пахомия дошел до нас в переводе бл. Иеронима. Но этот устав не представляет во всей полноте всего чина общежития, учрежденного св. Пахомием; потому что многое в него не внесено, а вошло в дело по непосред­ственному распоряжению Св. Учредителя, как значится в его житии. И из тех пунктов, какие есть в сохранившемся уставе, многие непонятны для незнакомого с обстоятельствами жизни сего главы Тавеннисиотов. Почему уставу надобно предпослать житие св. Пахомия. Читающий сие житие не может не заметить, что, хотя Тавеннисиотские порядки в главном очертились еще при жизни св. Аввы, но многие подробности продолжали опреде­ляться и при ближайших преемниках его, Орсисии и Феодоре Освященном. Можно положить наверное, что многие пункты и в устав внесены уже при сих преемниках. Потому, для полнейшего уразумения и начертания сего устава, надо взять во внимание обстоятельства жизни и этих великих Авв. Из сих Авв, преемников Св. Пахомия, Св. Феодор часто говорил поучения к братиям, но они не сохранились. От Аввы же Орсисия сохранилось большое наставление об устроении иноческого жительства, которое он составил, уже приближаясь к кончине, и предал братиям в виде отеческого завещания. Оно обнимает весь строй иноческой жизни, объясняя наиболее, в каком духе должна быть строго выдер­живаема та или другая сторона сей жизни. Почему наставление сие можно назвать кратким обзором Тавеннисиотского устава.-

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Варшава. 1838. Лабей (Labeus): Sacrorum conciliorum collectio (Собрание соборных актов). Лев Философ: В S. h. В. Другое его сочинение: Leonis Imp. Tactica (Тактика). Ледебур: Ledeburs archiw (Архив Ледебура). Лейбниц: Издатель Дитмара. В Scriptores rerum Brunsviciensium. Лелевель: O Mateuszu cherbu Cholewa (О Матвее герба: cholewa). Другое его сочинение Stare piénidze w Trzebuniu wykopane. W Warszawie. 1820. (Старинные монеты, выкопанные в Тршебуни). Лешка Степан: Leszka Stefani Elenchus Vocabuloruin. Budae. 1825. (Словарь Лешка). Лубинский (ubieski): Vitae cpiscoporuin plocensiuni (Жизнеописания плоцких епископов), приведенные в книге Паги.  Луниг (Lunig): Codex diplomaticus Italiae. Lipsiae, 1732. (Дипломатический кодекс Италии). Луций (Lucius): De regno Dalmatiae (О далматском королевстве). В сборнике Швандтнера. Людевиг (Ludewig): Rerum germanicarum Scriptores (Германские писатели). В сем сборнике находятся между прочим четыре легенды о Оттоне, бамбергском епископе (Vita s. Ottonis – Житие Оттона), составленные миссионерами, сопутствовавшими ему при обращении поморян в христианство. Автор, приводя эти легенды, означал их римскими числами. Они подразделяются на главы и параграфы. Мабильон: Mabilloni Acta ss. ordinis s. Benedicti (Жития святых ордена св. Венедикта). Автор пользовался венецианским изданием. Житие Вольфанга помещено в сем собрании. Майлат (Maylalh): Geschichte der Magyaren. Wien. 1828 sq. (История мадьяров). Малала (Malala): В S. h. В. Манси: Sacrorum conciliotum nova collectio. Florentiis. 1759. sq. (Новое собрание соборных актов). Массуди: В Mémoires de l’Académie Impériale de St. Petersburg. Мацеёвский (Maciejowski) Historya prawodawstw sowiaskich. W Warszawie i w Lipsku. 1832, 1835. (История славянских законодательств). Мейбом (Meibom): Rerum germanicarum Scriptores (Германские писатели). Из сего сборника автор приводит одну минденскуио летопись (Chronicon mindense). Миллер (Johan. Müller): Die geschichten Schweizerscher Eidgenossenshaft. Leipzig, 1825.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кондаке службы афонским святым о подвижниках-святогорцах говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». Это ангельское житие проявляется в безмерной любви и жалости к людям, в безусловном послушании и истинном смирении, в молитвенном подвиге, который вознаграждается даром непрестанной сердечной молитвы, созерцанием мира невидимого, преодолением таких самых необходимых по человеческим меркам естественных потребностей, как сон. Поражает смиренное осознание своей немощи этими подвижниками. Так, например, в ответ на вопрос валаамского монаха, где лучше жить и спастись, в России или на Афоне, старец Иаков, ответил: «…Афон хорош для того, кто немощен и не может противустоять плотской брани; конечно, на Афоне хорошо и удобно спасаться, но и там можно, тем более уже и привычка есть к своему монастырю, порядку и уставу». В болгарском Зографе иеромонах Маркиан в короткой беседе с 90-летним старцем иеросхимонахом Амвросием проясняет для себя вопросы, связанные со своим несением послушания духовника на Валааме. С пустынником Климентом, «строгого аскетического вида», он говорит об Иисусовой молитве. Пустынник Венедикт рассказывает валаамскому собрату о личном молитвенном опыте: «…непремнно надо плоть свою утеснить, и как бы распять, но зато и в духе подается такая радость и утешение от Бога, что нельзя никакими словами и выразить…». После беседы со схимонахом Михаилом, «красивым, седым старцем», Маркиан отметит, что тот «очень увлекательно и поучительно» говорил. Зато старец-живописец иеросхидиакон Макарий отечал на вопросы паломника, не отрываясь от написания иконы «Несение Креста Спасителем». По словам Маркиана, «говорил старец очень осторожно, о чем только я его спрашивал, а о постороннем ни слова». При этом посоветовал читать Добротолюбие, особенно славянское, а от чрезмерного любопытства и многого чтения отвыкать. При встрече с другим старцем – иеродиаконом Лукианом (Роевым; 1834–1916), живущем в Руссике более 60 лет и за год до этого постриженом в схиму, Маркиан расспрашивает его о прежнем духовнике Руссика иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве), у которого о.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=247...

Девы Марии в Ле-Пюи (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 229-232). После знакомства со св. Майолем О. отказался от церковных должностей в Бриуде и в Ле-Пюи ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 1-2). В 990 или 991 г. став монахом в Клюни, О. подарил аббатству свои наследственные владения в Оверни, выкупленные им у бриудского капитула (Recueil. 1884. T. 3. N 1838, 2135; см.: Hourlier. 1964. P. 34). С 993 г. О. фактически управлял мон-рем, замещая престарелого аббата (Recueil. 1884. T. 3. N 1948, 1965). В янв. 994 г. в присутствии Рудольфа III, кор. Бургундии, Бурхарда II, архиеп. Лионского, 4 епископов, 3 графов и множества монахов св. Майоль назначил О. своим преемником (Ibid. N 1957). После кончины аббата (11 мая 994) О. занял его должность. В грамоте об избрании О. (994) упоминается о привилегиях, дарованных аббатству Римскими папами и светскими правителями; о многочисленных мон-рях, подчиненных Клюни; о строгом соблюдении Устава св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) и «установлений наших отцов». Настаивая на особом статусе Клюни и зависимых от него мон-рей, клюнийцы отстаивали идею «монашеской теократии». Согласно представлениям клюнийских авторов X-XI вв., монахи благодаря своему нравственному совершенству находились ближе всех к Богу, поэтому они имели право руководить христ. обществом. Служение клюнийского аббата заключалось в непрерывной молитве и учительстве (ср.: Henriet. 1990. P. 241-242). По указанию О. было составлено пространное Житие св. Майоля, началась запись чудес от гробницы святого; впосл. О. написал 2-е Житие Майоля и неск. гимнов в его честь. В этих сочинениях аббатство Клюни представлено образцовым монастырем, а его настоятели - духовными наследниками св. Бенедикта, возродившими традиции общежительного монашества. Благодаря усилиям О. папа Римский Григорий V (996-999) признал святость аббата Майоля. В стихотворении «Избрание господина Одилона» настоятели Клюни Майоль и О. представлены истинными пастырями и столпами монашества ( Iogna-Prat. 2002. P. 45-46, 58-60; см.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Еще один нервический рывок в сторону – следователь берется за допрос «попов»: митрополита Арсения, епископа Луки, священника Венедикта Багрянского. Вот кого бы хорошо засудить! Открылась история с церковными похоронами Михайловского. В руки следователя попадает записка Луки. Кочетков воспрял духом: вот оно, начинается… Но на допросе 17 октября 1929 года Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович, 1877 года рождения, из дворян Могилевокой губернии, доктор медицины, епископ, вдов, образование высшее, беспартийный, увы, не показал ничего такого, за что его можно было бы впихнуть в камеру вслед за Гайдебуровой. – На каком основании вы дали разрешение на погребение самоубийцы Михайловского? – спросил следователь. – Разрешения я не давал, – ответил Войно, – священники его похоронили сами, на свой риск. По просьбе жены Михайловского я дал записку священникам, где удостоверил, что Михайловский был психически болен… – Считаете ли вы возможным отпевание по религиозным обрядам самоубийц? – Я считаю устаревшими некоторые из церковных канонов, в частности, в отношении запрещения церковью погребать самоубийц… – Как можно расценивать вашу записку, как написанную врачом или духовным лицом?.. – Записка моя может рассматриваться только как написанная врачом, ибо, не имея административных церковных прав, я в этой части не мог бы пользоваться авторитетом и мои распоряжения не выполнялись бы, с ними могли бы не считаться. – Видите ли вы какое-нибудь противоречие между научными трудами Михайловского и христианской религией? – Противоречия между этими понятиями я не вижу, ибо считаю, что глубоко научные материалистические труды не противоречат его религиозности и не идут вразрез с церковью. Следователь задал для самоуспокоения еще несколько вопросов. Спросил, между прочим, зачем летом текущего года Луке понадобилось ехать в Бурч-Муллу, в то время как было известно, что в этом районе оперируют басмаческие шайки. Но скоро стало ясно: от «попов» проку не будет. Конечно, можно усомниться, насколько законно, что хирург ставит психиатрические диагнозы. Но даже если диагноз фиктивен, какое все это имеет отношение к вопросу о том, к т о убил Михайловского? Одним словом, после шести месяцев работы Кочетков решил, что интуиция в следственном деле главное, а интуиция подсказывала ему одно: убила Екатерина Гайдебурова, больше некому. Версия о безумии, о самоубийстве Михайловского его по-прежнему не устраивала как политически не выдержанная.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И совершившу повечерие и прощение по обычаю келейному, и нача ми завещавати: “Иеромонахъ Гермонъ, прельстился еси суетою света сего, не помниши ли Самаго Господа во Евангелии глаголюща: «Аще кто любитъ отца или матерь паче Мене, несть Мене достоинъ» (Мф 10:37) . Ты же преслушалъ еси глаголы Господни: временная возлюбилъ еси паче вечныхъ и мимотекущаго света сего суетою прелстился еси, вместо созидания расхищаеши, а душу свою зле погубляеши и техъ, имже повелеваеши, мниши бо нищету ихъ исполнити, но паки обнищаютъ”, — и инна многа запрещаше ему, глаголаше сице: “Почто ты сицевая твориши, еже монастырская наша раззоряеши, скотину пустыни сея зятю и дщери своей отказываеши и велишъ взяти. Неугодно бо есть, еже разоряти святое и пустынное место сие, но великъ грех на ся нанесеш и въ будущем веце от Владыки Христа месть приимеши, а вдому ихъ велику спону и тътщету 67 сотвориши”, — и паки таковая изрече и невидим бысть. Священноиноку же Гермону впадшу въ великъ страхъ и трепет въпадшу. Утру же бывшу, паки прииде преждереченный зять его Венедиктъ и по обычаю благословение приемлетъ от него. Иеромонахъ же Гермонъ со многими слезами поведа Венедикту явление и запрещение преподобнаго Кирилла, игумена, началника обители тоя, и како возбраняше ему отдаяти скот монастырский, и вся завещания поведаше зятю своему: “Ты же, чадо мое, Господа ради, по смерти моей, еже азъ тебе рекъ взяти скотину корову монастырскую и ничтоже ино да возмеши отсюду, блюдися, Бога ради, а души моей, ниже паки своея, ни дому своего, ни детей да не погубиши, по глаголу преподобнаго Кирилла, еже ми завеща съ великимъ запрещениемъ”. Сие же слышавъ, Венедиктъ прослезився и бывъ во ужасе. И паки рече Гермонъ: “Ныне, чада моя, азъ, многогрешный, оставляю прощение мое и благословение вама, ничтоже да изъ обители сея возмете; но паче, Бога ради, сами попецытеся о святомъ месте семъ и от всяких людей, не имеющих страха Божия, от таковых со опасениемъ оберегайте, и сами труды полагайте, да приимете мзду противу труда своего въ будущемъ веце.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

1 . Сцептический Афеисм то за основание себе имеет, что будто нет подлинного о всяких вещах и достоверного знания; и того ради рассуждение о всем есть сомнительное. 2 . Догматический Афеисм, генерально рассуждаемый, полагает за фундаменте, что первые материи бытие есть вечное и всегдашнее, существенно нужное, а не случайно. 3 . В особливости же Аристотелева Афеисма основание есть: когда составление мира сего из случившегося атомов стечения зело неугодно и смешно ему показалось, а аксиома оная философическая, что из ничего ничего не бывает, глубоко в рассуждении его вкоренилась, конечного же Создателя либо не ведал, либо признавать не хотел всемогущества: то в такое впал мнение, яко мир сей безначальный и предвечный есть и род человеческий всегда был и будет. 4 .Стоического Афеисма основание есть, что Бог имеет с первою материею существенным и нерешимым союзом сопряжение. 5. Епихурова и Стратоникова Афеисма основание, якобы мира сего составление есть из случайного атомов стечения. 6 . Венедикта Спинозы Афеисма основание есть, исповедание единой только во всем мире субстанции, или существа, или натуры, прочего же всего разных оныяж натуры аффекций, или модификаций, то есть качеств, или деланий признание. III Между догматы Афеистские сия включаются: 1 . Провиденции, или промысла Божиего отвержение. 2 . О бессмертии души человеческой сомнение. 3 . Духов благих и злых бытия отъятие. 4 . Пророчествам неверие. 5 . Чудес неприятие. 6 . Христианского благочестия отметание. 7 . Писания Священного чести и достоинства поругание. IV Причины и способства к Афеисму суть: 1. Природное развращение. 2 . Превозношение. 3 . Злое воспитание. 4 . Беседы злы, и книге таковых же прочитание. V Случайные причины, или оказии, к Афеисму ведущие: 1 . Житие Христиан, исповеданию Христианскому несогласное. 2 . Ересей и секте множество. 3 . Прения богословского безмерие и прочая. VI Свойства Афеисма суть: 1 . Самое пренесмысленнейшее безумие. 2 . О прочих всех худое мнение. 3 . Внешний вид добродетелей. VII

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010