Церковь св. Иметьера, где пребывают и святые мощи сего подвижника VI века. необходим. Эта нужда чувствовалась также и на Востоке, как это можно видеть в общежительных установлениях преп. Пахомия в Египте и преп. Феодосия в Палестине с их тысячами монахов; но лаврский и скитской идеалы остались жить на Востоке и никогда не были просто вытеснены общежительным идеалом. На Западе VI век явился веком великих творцов общежительных Уставов (таких как свят. Кесарий Арльский, преп. Венедикт Нурсийский , преп. Колумбан Люксельский и Боббийский, ирландский монах, живший в Галлии и затем в Италии). В Кондадиско тоже был свой Устав, подходящий к “климату страны и к необходимости труда” так же, как и к “галльской расслабленности” (гл. 174); к сожалению, не дошедший до нас. Благодаря таким Уставам специфический тип монашеской жизни мог распространяться далее и иметь более устойчивое влияние, чем пример одного основателя монастыря. Это в частности примечательно в распространении Устава преп. Колумбана в VII веке, особенно в Галлии, и еще более примечательного в распространении Бенедиктинского Устава по всему Западу в VII и последующих столетиях. Ко временам Каролингов (IX-X вв). Устав св. Венедикта был основным даже в индивидуалистической Галлии. Таким образом, монашество выжило и было в относительно хорошем состоянии, но свежесть и “неофициальность” юного монашеского движения была тем самым в значительной степени утрачена. Когда в современном Православии монашество представляет собой столь незначительное и хрупкое явление, нет ничего удивительного, что нас притягивает скорее ранняя, “неорганизованная” его фаза на Западе, чем поздняя, “организованная”. Галлия VI века за редкими исключениями все еще сохраняла ранний индивидуалистический характер монашества, представленный по большей части отшельниками и пустынножителями, будь то в пустынных местах или же в городах. В VI и последующих столетиях в Юре были монахами из Кондадиско основаны еще и другие обители: в таких городах как Гранво и Лак де Бонлю до сих пор сохраняются развалины этих монастырей. В селении Сен-Гиметьер близ города Антра все еще можно видеть одну из старейших, сохранившихся в Юре, церквей. Построенная в VII или VIII веке, она хранит в себе мощи преп. Гиметьера, инока из Кондадиско, основавшего здесь пустынь в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

42 . Паисий Святогорец , преп. Слова. В 6-ти т./Пер. с греческого иером. Доримедонта Т. IV. Семейная жизнь. Святая гора Афон, М.: Издательский дом Святая гора, 2007. 43 . Петр (Пиголь) , иг. Григорий Синаит и его духовные преемники. М.: ООО Макцентр, 1999. С. 97–114. 44 . Порфирий Кавсокаливит , преп. Цветослов советов. Святая Гора Афон, 2008. 45 . Порфирий (Успенский) , еп. Восток христианский. История Афона. В 3-х ч. Киев: Типография Фронцкевича, 1877. Ч. 3. Афон монашеский. 46 . Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Библиотека СПбДА. Машинопись, 1986. 47 . Русское православное женское монашество XVIII–XX вв./Сост. мон. Таисия. Сергиев Посад: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1992. 48 . Серафим Саровский , преп. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря/Сост. сщмч. Серафим (Чичагов) . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: Издательство Ковчег, 2011. 49 . Сизенко А. Г. Великие женщины великой России. Ростов-на-Дону: Издательский дом Владис, 2010. 50 . Старец Порфирий Кавсокаливит . Житие и слова/Пер. с греч. иер. Василия Петрова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006. 51 . Супрунова Л. Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе//Педагогика. 2011. 7. С. 16–28. 52 . Таисия (Солопова) , иг. Келейные записки. М.: Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2005. 53 . Тихон Задонский , свт. О христианских обязанностях родителей, детей и супругов/Сост. Д. Иванов. М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011. 54 . Тодоров Н. Славянские культуры и Балканы. София, 1978. Ч. 1: XI–XVII века. 55 . Устав преподобного Венедикта Нурсийского//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого , св. Василия Великого , пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1892. С. 587–653. 56 . Устав святителя Василия Великого //Там же. С. 213–511.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Александра; пресвитер, посетивший преп. Венедикта, уходит от него, «славя Бога, яко Божия раба видети сподобися»; прозревшая у гробницы св.м. Логгина вдова радуется не столько о себе, сколько об обретении главы св. мученика 610 и т.п. Святые подвижники и исповедники в изображении Святителя горят какою-то удивительной любовью к Господу, всем сердцем стремятся в монастырь, со смирением переносят труды и подвиги, «радуяся» умирают за Христа, проявляют друг к другу братскую любовь и прощение. Правда, все эти черты встречаются и в источниках, но у Святителя они переданы с особенной теплотой и сердечностью. Напр., только у него св.м. Уар, слушая слова исповедников, «распаляшеся сердцем в любовь Божию и в терпение Иисуса Христово»; св. вертоградарь Фока «тако усердно хотяше за Христа Господа своего кровь пролияти и такову име любовь к Богу», что говорил: «Лучше ми милость Твоя паче живота временного»; св. Исихий, удаляясь в пустыню, со смирением отвечал на соблазн беов: «Аз множества ради грехов моих повинен есмь смерти, жду убо да или от зверей, или от разбойников умру»; преп. Кириак просился у св. Евлампия в пустыню, «любяше бо пстыню и житие в ней преп. Исидора, живя в монастыре, «скверная очищаше места и бяше монастыреви яко губа, всякую нечистоту омывающая»; св.м. Феодул на убеждения судьи восклицал: «Верный бо есмь Владыки моего слуга и ниже огнем, ни железом победимый... и пострадати за Него готов есмь»; св.м. Мелитон, один из 40 севастийских, несомый после страданий матерью, «радуяся испусти дух свой»; преп. Серапион, подойдя к жилищу преп. Марка и слыша его пение, ублажал его «от премножества духовные радости»; преп. Аммон и Антоний великий , беседуя друг с другом, «утешашася утешением св. Духа»; св. Тимофей «учаще сожительницу до вечера, а св. Мавра увещеваше сострадальца своего до утра» и оба «утешастася о Господе» 611 и т.п. Особенно много теплоты и сердечности вносит Святитель в отношения друзей, учеников и учителей, пастыря и пасомых, мужа и жены, детей и родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Способ псалмопения здесь напоминает обычай египетского монашества, от которого, как известно, родилось монашество палестинское в лице преп. Илариона, ученика преп. Антония Великого : псалмы поются не всеми присутствующими, а лишь отдельными иноками; певца сменяет инок, получивший поручение читать между отделами псалмопения. Но в отличие от египетского порядка здесь поет каждую кафизму псалмов не один инок, а по два, попарно – κατ συξυγαν, следовательно или сразу в два голоса или, что вернее, антифонно 1144 . От сподвижника преп. Феодосия преп. Саввы († 532) мы имеем правила монастырской жизни под заглавием – «Образец, правило и закон честные лавры св. Саввы» – Τπος κα παρδοσις κα νμος τς σεβασμας λαρας το γου Σββα 1145 , но эти правила касаются почти исключительно дисциплинарных порядков и лишь стороною – некоторых богослужебных 1146 . Для нашей цели мы узнаем здесь лишь об обязательном для всех совершении всенощного бдения под воскресенье 1147 , но об этом имеем еще более ясное сообщение в житии преп. Саввы, написанном Кириллом Скифопольским . Савва постановил, чтобы «в субботу собрание было в церкви, созданной Богом, а в воскресный день в церкви Богоматери, и положил, чтобы в обеих церквах во всякий воскресный и Господский праздник было непреложно бдение с вечера до утра 1148 . Введение по воскресным и праздничным дням всенощного бдения с вечера до утра (παραλεπτως π ψ εωξ πρω γρυπναν) естественно требовало расширения в системе кафизм элемента чтений и дало самую благоприятную почву для их развития в богослужебном строе. Житие Феодосия упоминает лишь чтения в связи с системой кафизм, не упоминая ничего о библейских песнях и чтениях на них; но оно не упоминает здесь и вообще о других частях богослужения. О содержании чтений житие Феодосия не дает никаких указаний. Из других упомянутых нами памятников почти все говорят только о чтении из Священного Писания. Только правила св. Венедикта дают нам новое чрезвычайно ценное указание: «книги же на бдениях должны читаться как Ветхого Завета, так и Нового, божественного авторитета, а также и толкования их, сделанные знаменитейшими учителями православными и вселенскими отцами, – codices autem in vigiliis tam Veteris Testamenti quam Novi divinae auctoritatis, sed et expositiones earum, quae a nominatissimis doctoribus orthodoxis et catholicis Patribus factae sunt 1149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Учеником Евагрия был отец западного монашества - преп. Иоанн Кассиан - монах скифского происхождения (Малой Скифией тогда называлась территория, на которой сегодня находится румынская Добруджа). Около 400 г. он уехал из Египта, где начались гонения на оригенистов, в Константинополь. Тогдашний архиепископ столичного града свт. Иоанн Златоуст рукоположил его в диаконы. После ссылки св. Иоанна в 404 г. Кассиан уехал в Рим, откуда вскоре перебрался в Массилию (Марсель), где основал несколько мужских и женских монашеских общин по восточному образцу. В своих сочинениях Иоанн Кассиан научил латинских читателей лучшему, что уже существовало в восточной аскетической традиции. К несчастью для Кассиана, он высказал ряд критических замечаний в адрес блж. Августина, который пользовался таким авторитетом на Западе, что богословская репутация Кассиана была сильно подорвана. Тем не менее трудно переоценить его роль в развитии западного монашества: когда более чем через сто лет преп. Венедикт (Бенедикт) создавал свой устав, в его основу легли правила св. Иоанна Кассиана. Преп. Иоанн Кассиан прибыл на Запад в критический момент. Западные христиане, уже прочитавшие в латинском переводе афанасьевское житие св. Антония и повествование Руфина о египетских отцах-пустынниках, захотели иметь собственных святых. Аквитанский публицист Сульпиций Севир написал приобретшее широкую популярность житие епископа-аскета св. Мартина Турского. Большая часть его была фантазией самого Сульпиция, который хотел доказать, что Галлия способна произвести на свет подвижника, превосходящего даже египетских отцов. Мартину приписывались бесчисленные чудеса, и благодаря историческому роману Сульпиция Севира он стал одним из самых популярных святых варварского Запада, главным образом как военный святой, покровитель воинских добродетелей. Однако св. Иоанн Кассиан относился к такому ажиотажу вокруг различных чудес с большим недоверием. Достойная цель подлинной аскетической традиции, по его глубочайшему убеждению, не поиски чудес, но достижение молитвы от чистого сердца.

http://sedmitza.ru/lib/text/434727/

Свят. Григорий, как и преп. авва Дорофей , в первую очередь, всегда искал главную из внутренних причин событий, которая касается воли Божией и спасения человека. Вот почему его история франков, так же как и истории отдельных святых гораздо более ценны, чем “объективные” (то есть чисто внешнего порядка) исследования современных ученых по тем же темам. Это не значит, что некоторые его исторические факты нельзя подвергнуть исправлению, а значит только, что его духовное понимание событий в основном правильное, христианское. Теперь, перед тем как перейти к текстам самого свят. Григория, остается исследовать еще один важный аспект исторического контекста “Жития Отцов” – монашество в Галлии VI века. Здесь мы опять найдем Галлию свят. Григория очень “восточной” и, возможно, здесь более, чем в любом другом аспекте этого раннего периода Православия, найдем повод для душевного вдохновения и, быть может, даже какие-то подсказки, которые помогут нашему собственному бедному и немощному православному монашеству современности. 2. Православное монашество в Галлии V-VI веков Сердцем христианской жизни древней православной Галлии было монашество. Православное монашество возникло на галльской почве почти сразу же, как молва о великих египетских Отцах достигла Запада; и с тех пор, как христианской Галлии был дан пример собственного великого преподобного отца, свят. Мартина Турского, число ее монахов измерялось тысячами, из которых около 2 ООО присутствовали на похоронах свят. Мартина в 397 году. С основанием в начале следующего века Леринского монастыря в традициях Египта и появлением писаний преп. Иоанна Кассиана о духовном учении египетских отцов начала V столетия, золотой век монашества в Галлии, можно сказать, начался. Нам известно об основании около двухсот монастырей в Галлии в последующие два столетия, и возможно их было гораздо больше; и святые чудотворцы из среды этих братств были уже неисчислимы. Но история православного монашества в Галлии в этот период вовсе не была историей организаций. Монашеские “ордена” средневекового Запада с их централизованным управлением и одинаковым уставом были, конечно, неслыханны в сей ранний период первого монашеского рвения; и даже господство Устава преп. Венедикта († 529) над монашескими установлениями Запада (господство, которое при всех своих положительных моментах, также указывает на охлаждение первого монашеского пыла Запада) отстояло еще на несколько столетий вперед. Духовный тон монашеской Галлии этих столетий задавался православным Востоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Толкование на Псалмы//Творения. СТСЛ, 1905. Ч. 2. С. 1–332), бл. Диадоха Фотики йского (Диадох Фотикийский, бл. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ, 1993. С. 8–74), Ареопагитик (О небесной иерархии/пер. свт. Игнатия (Брянчанинова) . См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Прибавление к Слову о смерти//Полное собрание творений. Т. 3. М., 2001. С. 274–275), прп. Венедикта Нурсийского (Венедикт Нурсийский, прп. Устав преподобного Венедикта//Древние иноческие уставы преп. Пахомия Великого , св. Василия Великого , преп. Иоанна Кассиана и преп. Венедикта, собранные епископом Феофаном. М., 1892. С. 587–653), прп. Нифонта Цареградского (см.: Из жизни святого Нифонта Цареградского//Руководство к духовной жизни. С. 493–496), свт. Григория Двоеслова (Григорий Двоеслов, свт. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858), бл. Иоанна Мосха (Иоанн Мосх, бл. Луг Духовный. Серг. Пос.: СТСЛ, 1896), свт. Софрония Иерусалимского (Софроний Иерусалимский, свт. Житие мчч. Кира и Иоанна// Сергий (Спасский) , архиеп. Избранные жития святых. Владимир, 1893), прп. Иоанна Дамаскина (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894), прп. Феодора Студита (Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Т. 4. С. 19–634; Его же. Письма 172, 183//Творения. СПб., 1867. Ч. 2. С. 445–448, 471–473), бл. Феофилакта Болгарского (Феофилакт Болгарский, бл. Благовестник. СПб.: Изд-во П. Сойкина, 1911), свщмч. Петра Дамаскина (Петр Дамаскин, свщмч. О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поскользнуться в пропасть//Творения. Киев, 1905. С. 34–36; Его же. О восьми мысленных ведениях//Творения. Киев, 1905. С. 59–61; Его же. О том, что истинное покаяние есть великое благо//Творения. Киев, 1905. С. 159–161; Его же. Исчисление добродетелей//Творения. Киев, 1905. С. 210–213; Его же. Исчисление страстей//Творения. Киев, 1905. С. 213–217; Его же. Слово о страхе Господнем, вводном и совершенном//Творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

34  Об этом повествует Летопись скита Козельской Введенской Оптиной Пустыни за 1820–1851 гг. Запись от 16 января 1850 г. «Несчастный случай». Преп. Варсонофий в беседе изменил имя инока. Речь шла о монахе Макарии (Грузинове). 36  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Лев (Наголкин 1708–1841). Основатель старчества в Оптиной пустыни. Его духовными наставниками были иеромонах Василий (Кишкин) и схимонах Феодор Молдавский – ученики преп. Паисия (Величковского) . В Оптиной Пустыни с 1829 г.: был духовником обители и многочисленных богомольцев, в особенности простонародья. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 43  Схимонах Иларион (1846–1916), кавказский отшельник. Автор книги «На горах Кавказа», которая послужила поводом к возникшим в 1912 г. богословским спорам. Имел дар Иисусовой молитвы. Подвизался на Афоне, в Ново-Афонском монастыре на Кавказе. Затем вместе со своим старцем о. Дисидерием удалился в горы для безмолвия, где о. Иларион записывал беседы своего наставника о молитве. Эти записи и легли в основу книги, впервые изданной в 1907 г. О самой книге см. беседу от 19 июня 1911 г. 44  Монах Венедикт (в миру Владимир) родом из Бессарабии, в отрочестве подвизался в Нямецком монастыре. Тайно пострижен Старцем в мантию с именем Силуан. В 1919 г. принял мученическую кончину: на Клухорском перевале был распят на дереве бандой «зелёных». 45  См.: Письма графа М.М. Сперанского//Русский Архив. Январь. 1870. А также Свт. Феофан Затворник . Письма о духовной жизни. М., 1897. Эта книга святителя Феофана написана по поводу писем графа Сперанского и содержит размышления о молитве, о духовной жизни. 47  Причислен к лику святых в 1988 г., память его празднуется 30 апреля. См.: Жизнеописание епископа Игнатия Кавказского. М., 2002. 57  Преподобный Оптинский старец схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862) – настоятель Оптиной Пустыни. При нём было учреждено старчество, расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной. Начало монашеской жизни полагал в Саровской обители, затем подвизался в Белобережской пустыни, Свенском монастыре и в Рославльских лесах. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни принимал деятельное участие в устроении Иоанно-Предтеченского скита, основанного по благословению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) . До 1825 г. – скитоначальник, с 1820 г. – настоятель монастыря. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

144 Ркп. житие св. Моисея. Пахомиева служба ему у Царского 133, 136, 364. 563. В чине поставления епископа 1646 г. испрашивается заступление во святых отцов наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов и преп. отцов Антония римлянина и Варлаама хутынского, новгородских чудотворцев». Ист. ак. 4, 14. Митрополит новгор. Никон свои грамоты 1650 и 1651 г. оканчивает так: «милость св. Софии и великих чудотворцев, Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов новгородских – да будет на тебе». Опис соловецк. монаст. III, 319, 321, 335, 328, 330, 331. 148 О значительном распространении христианства между венграми до 977 г. писал и Пассауский бискуп Пильгрим в письме Венедикту VI. Mansi Concil. Т. XXIX. Замечателен дух, каким жили венгерские христиане того времени: ita concordts sunt, говорит бискуп, pagani cum chrirtianus tanqvam ad invicem habent familiaritatem, ut illie videatur Isaiæ impleri prophetia: lupus et agnus pascentur simul. Эта любовь кроткая, эта терпеливость учеников востока поражали бискупа конечно потому, что он не видал ничего подобного между питомцами лапы, каков был Войтех. 152 Пролог 28 января; Нестор о св. Борисе и Глебе и в летописи. Третья новгородская летопись под 1015 г.: «преп. отец наш Еврем новоторжский бе в сии времена». Собр. л. 3, 208, 153 Киевская летоп. под 1147 г. «идее Гюрии воевать новгородской волости и пришед взя Новый торг, и Мьсту всю взя». Договорная грамота Новгорода с в. князем 1255 г. «А се, княже, волости новгородские: Торжок, Бежице, Городец» и пр. 155 Ркп. житие (б. общ. ист. 44): «пр. Ефрем отыде от нынешнего века в вечный покой в л. 6561 (1053)». Ркп. святцы: «пр. Ефрем, архимандрит Борисоглебского монастыря, преставился в л. 6561 мес. янв. в 28 д., а перенесены мощи его в л. 6574 (1066) июля в 11 д.» в печ. житии сказано, что он преставился в 6523 (1015) г. это обмолвка. Пр. Ефрема называли архимандритом только потому, что в 1572 г., когда вновь открыты мощи его, обитель его уже была архимандрией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

варницах), 743 (допош. монаст. слуги Кузнецова, ездившего в СПб. с прошен. о разных монаст. нуждах); II, ч. 1, 82 (в 1722 имел в Москве, в Китай-гор., на Варвар. улице, подворье кам. с 2 палатами), 258 (дело 1722 г. о расстриге Якове Венедиктове; архим. Арсений), 413 (допрос 1722 г. монаха Дамиана и монаст. служителей по делу о незакон. продаже Тотемской соли), 894 (вотчина м-ря Лескемской волосги), прилож., DIV, XLVII (на подворье в Москве церковь Иоанна Предтечи освящ. в 1662 г.), ч. 2, 119 (м-рь в 1722 г. отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); III, 1723 г., 256 (м-рю принадлеж. село Коровничи и дер. Выпрягова), 489 (дело о монастыр. солянопромышленниках), прилож., LXX1V, XXV (по переписн. книгам в Вологод. уез. имел крестьян в 1678 г. 589 двор., в 1710 г. 215); VI, 1726 г., 56 (архим. Арсений вызван в СПб. на чреду священно-служ.), 192 (к м-рю были приписаны Арсениев, Духов. Вологод. и Печенский, пустыни Заоникиев., Рябинина и Александр.-Коровина), 531 (доношение архим. Арсения о противности бобылей монаст. сел Коровничья и Выпрягова); VII, 1727 г., 36 (Архим. Арсений представлен на еписк. кафедру в Воронеж); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 248 (дозорн. книга 1613 г. вотчинных монаст. земель); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 98, 8 (житие преп. Игнатия чудотворца), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Димитрия 11 февр.); “Москвитянин», 1842 г., VIII, 264 (из записок М. П. Погодина, Спасо-Прилуц. м-рь, его книги и рукописи); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Кирилл подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); 1791 г., XVII, 136 (царь Иван Вас. поехал в Вологду к чудотв. Спасителеву образу, что в Прилуках, в мае 1545 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.» 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; на прилук к Спасу 5 руб.), 1789 г., V, 107 (Дмитрий свят. Прилуцкий упоминается также в духовной кн. Дм. Ив. Галицкого, около 1509 г.); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., I, 29 (опись подворья в Китай-городе, подле дома кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010