А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам. Что касается смутного состояния Вашей души, то не нужно разбираться в причинах его, когда они сами собою не ясны. А нужно просто направить свое внимание на занятие внутренней молитвой или на Богомыслие. Если же душа не склонна заняться этим, нужно подготовить ее к этим занятиям или назидательным чтением, или посещением служб церковных. Арх. Феофан. 1930. II. 6. София Как часто следует причащаться Святых Христовых Тайн? Вы спрашиваете: как подготовить сына к первому причащению Св. Тайн и можно ли Вам с ним причаститься 25-го марта и еще в Великий Четверток? На первый вопрос отвечаю: объясните ему все самыми простыми словами, и он поймет все. Дети любят простоту, а всякие скучные рассуждения им тягостны. Что касается Вас лично, то Вы можете с ним причаститься 25-го марта, равно и в Великий Четверток. Вообще же относительно причащения Св. Тайн лучше всего руководствоваться Вам наставлениями прп. Серафима Саровского , данными им дивеевским сестрам: причащаться Св. Тайн прп. Серафим заповедал сестрам во все четыре поста, в двунадесятые праздники и даже в другие большие праздники, вообще – «чем чаще, тем лучше» (Житие, составленное Левитским, с. 356). Разумеется, с должным приготовлением, а без последнего следует воздержаться от причащения Св. Тайн. Ухаживать за больными доброе дело; и в будничные дни не нужно смущаться, что в таких случаях не приходится быть в церкви. Но в воскресные и праздничные дни нужно стараться быть в церкви, за исключением таких случаев, когда болезнь имеет тяжелый характер. Арх. Феофан. 1930. III. 8. София О том, в какую церковь ходить, и о «невидимой брани» Приветствую Вас со Светлым Праздником Воскресения Христова! Желаю Вам встретить и провести этот Великий Праздник в радости христианской. Пишу Вам уже из Варны, куда приехал к Страстной седмице. Здесь думаю провести не только Пасху, но и лето. Письмо Ваше с поздравлением со днем Ангела мною своевременно было получено.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Арх. Феофан. 12 января 1930 г. София 25. Отношение наше к врагам Божиим и русского народа Отвечаю на Ваши вопросы. Первый вопрос касается Вашей внутренней жизни: «Можно ли иметь отрицательное чувство по отношению к врагам русского народа и Православной Церкви или нужно подавлять в себе это чувство, повторяя слова Божии: «Мне отмщение, Я воздам» ( Рим.12:19 )?» Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам русского народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем ненавидеть врагов Божиих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их бесчеловечное отношение к русским людям. Поэтому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам. Что касается смутного состояния Вашей души, то не нужно разбираться в причинах его, когда они сами собою не ясны. А нужно просто направить свое внимание на занятие внутренней молитвой или на богомыслие. Если же душа не склонна заняться этим, нужно подготовить её к этим занятиям или назидательным чтением, или посещением служб церковных. Арх. Феофан. 6 февраля 1930 г. София 26. Как часто следует причащаться Святых Христовых Таин Вы спрашиваете: как подготовить сына к первому причащению Святых Таин и можно ли Вам с ним причаститься 25 марта и еще в Великий Четверток? На первый вопрос отвечаю: объясните ему все самыми простыми словами, и он поймет все. Дети любят простоту, а всякие скучные рассуждения им тягостны. Что касается Вас лично, то Вы можете с ним причаститься 25 марта, равно и в Великий Четверток. Вообще же относительно причащения Святых Таин лучше всего руководствоваться Вам наставлениями преподобного Серафима Саровского , данными им дивеевским сестрам: причащаться Святых Таин преподобный Серафим заповедал сестрам во все четыре поста, в двунадесятые праздники и даже в другие большие праздники, вообще, «чем чаще, тем лучше» (Житие, составленное Левитским. С. 356). Разумеется, с должным приготовлением, а без последнего следует воздержаться от причащения Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Москов.), VIII, Отд. 1, 2 (летопись м-ря Густынского); 1869 г , II, Отд. 2, 42 в примеч. (Иоасаф Горленко в 1725 г. надел здесь рясофор); 1870 г., II, Отд. 2, 66 в примеч. (в 1660 г. м-рю отведено в гор. Пе- реславле место убиения св. Бориса для постр. м-ря, но не было привед. в исполнение); 1884 г., II, Отд. 1, 28 (акты южно-русск. м-рей; архим. Гавриил 1788 г.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода”, I, 219 (прошен. 1721 г. архим. Иродиона о выдаче книги для сбора пожертвований на разоренную пожаром обитель), 537 (жалоба 1721 г. архим. Иродиона об именовании м-ря ставропигиею Св. Синода и о посвящении в оный во архим. Киев. кафедры архидиакона Арсения Берло), прилож. CXLII, XX (духовная 1721 г. Смолен. митроп. Варлаама, завещавшего м-рю шапку красною архиерейскую), XXXVIII (благослов. грамота 1721 г. патр. Иоакима на учрежд. в м-ре ставропигии при игум. Феодосие Васковском), CCCCXLII (царская грам. о том же); II, ч. 1, 1138 (прошение 1722 г. быв. архим. Иродиона, рукоположенного во еписк. Чернигов., о пользовании на год доходами с вотчин м-ря; на место Иродиона назначен Арсений); III, 1723 г.. 216 (донош. архиеп. Киевск. Варлаама на архим. м-ря о посвящении священн. в свои вотчины), 430 (дело о сборе денег в кошельки), прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. сказано: «Межигор. м-рь прежде Ставропигиальным был Свят. Патриаршего Престола, ныне же Свят. Правит. Синод как о нем устроит и утвердит?»); IV, прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 12 пушек 70 ружей, 25 ядер, 10 пуд. пороха); VI, 1726 г., 423 (доношение архим. Арсения о пострижении в монашество студентов Кулябки и Щернацкого); VII, 1727 г., 325 (архим. Арсений был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 62 (в грамоте патр. Иерусал. Феофана причислен к числу мест знаменито святых), 168 (в духовной митр. Киев. Петра Могилы 1646 г. показан в числе бездоходных м-рей); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 195 (Помянник м-ри, составленн. в 1689 г. игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ркп. опис.: Описание рукописей Саровской пустыни, 220 – 222. 127 (289). В этом описании есть неточности, которые исправлены мной при работе со сборником de visu. Переписка с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием – С Послание к газскому митрополиту Паисию Лигариду («Послание 2») – В Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – П «Видение» патриарха Никона – Д 20.РГАДА, ф. 27 (Разряд XXVII. Приказ Тайных дел), оп. 1, д. 140, ч. 9, л. 157 – 172. Грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию. 1665 г. Полуустав, скоропись. Столбцы плохой сохранности: множественные механические повреждения бумаги, многочисленные следы гниения и порчи листов. Столбцы неверно пронумерованы. В начале имеется почти сгнивший фрагмент заголовка к переводу этого послания, написанный разными почерками и чернилами: «Перевод с греческого письма, что писал святейший кон патриарх Деонисию патриарху вселенскому Рима о себе, как возведен на патриаршеский престол ». Филигрань: «Кувшинчик» напоминает: Дианова, Костюхина 1988, 730 (1668). Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Я г. Санкт-Петербург 21.Архив ГМИР, колл. 3, оп. 1, д. 66. Сборник. Рукопись составная: начала XVIII в. и конца XVIII в. 1°. 356 л. (лл. 307, 307 об., 308, 338, 339, 356 чист.). На л. 308 об. проба пера – начало (4 первых слова) послания патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию; на л. 350 об. две читательские записи: 11 декабря 1860 г. дьяка Алексея Уварова и 10 августа 1854 г. священника Сумского прихода Кемской волости Михаила Павловского. Часть сборника (л. 351 – 356) имеет собственную пагинацию и, вероятно, представляла собой самостоятельную тетрадь; была соединена с остальной частью сборника при переплете. Полуустав, скоропись (л. 351 – 356). Заголовки и начала киноварные. Переплет картонный; корешок кожаный. Филиграни: 1) «Герб города Амстердама» с литерами «AG» и тот же знак без литерного сопровождения типа: Дианова 1998, (1709); 2) (на л. 351 – 356 бумага синяя) «Герб города Ярославля» – тип 8 (1788 – 1794) по классификации С. А. Клепикова – Клепиков 1978, (1788), 1057 (1792), 1064 (1791, 1794), 1066 (1790).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диптих, греческое название которого по-русски может быть переведено словом: складень или складня, представлял собою особого вида книжку, которая в своем общем дохристианском употреблении соответствовала нашим записным книжкам 1087 и которая в христианском богослужении стала быть употребляема как помянник, в котором записывались имена святых и имена живых и умерших для поминовения первых и вторых с третьими на литургии по совершении таинства евхаристии, когда и в настоящее время воспоминаются святые (не по именам, а по классам) и когда положено поминать диптихи умерших и живых. В древнее время, пока число святых каждой частной церкви было не велико, святые были поминаемы не безымянно, по классам только, как теперь, а все по именам. 1088 —433— С почитанием святых соединено почитание их телесных останков или мощей, о котором и остается нам сказать. На гробах мучеников христиане ежегодно начали собираться в дни их кончины, чтобы торжественно праздновать эти дни, если не с самого начала мученичества, то во всяком случае с первой четверти II века. 1089 Но с какого времени началось у них почитание мощей мучеников и других святых, как священных останков или как святыни, точным образом указать времени нельзя. Евагрий уверяет, что священные гробы святых сделались предметом чествования с того времени, как импер. Феодосий Младший перенес мощи Игнатия Богоносца из предместья Антиохийского в самый город Антиохию, что было в 438-м году. 1090 Но он говорит неправду. Уже импер. —434— Констанций, сын Константина Великого , перенес в Константинополь и положил во храме апостолов мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея, – последнего в 356-м, первых двух – в 357-м году, а Афанасий Великий († 373) в житии Антония Великого († 356) говорит о необычайном уважении Египтян к останкам мучеников. На вопрос: когда и как начался обычай выкапывать мощи святых из земли и износить из гробов, ничего не можем сказать положительного. Сейчас приведенный пример перенесения мощей апостолов показывает, что выкапывание началось до 356-го года; Афанасий Великий , говорящий о необычайном уважении Египтян к останкам мучеников, сообщает, что они не зарывали этих останков в землю, а хранили у себя в домах (νδον παρ’ αντος): может быть, обычай Египтян и стал общим обычаем, с тою только его поправкой, чтобы хранить мощи святых главным образом не в домах, а в церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 ноября 1923 года заместитель начальника секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник VI отделения секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков сообщали: «Гр. Троицкий арестован за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в антисоветской агитации на устраиваемых им диспутах, лекциях и в распространении провокационных слухов с контрреволюционной целью. Дело его находится в производстве следствия. Считаясь с серьезностью состава преступления, удовлетворить ходатайство быв. патриарха Тихона Белавина СООГПУ не находит возможным» . Автор благодарит за помощь В.Абросимова, А. Осипову, Г.Степанову. 28 июня 2012 г. Рейтинг: 9.4 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 157–161.; Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М., 2008. С. 261–263. Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. М., 1996. С. 113. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 415. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. С. 416. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. Новосибирск, 1998. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 67. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 68. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 69. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С.И. 29 июля 2012, 00:28 Очень ярко представлена жизнь тех страшных лет, дай Бог, чтобы раскол никогда не коснулся Русской Церкви! Очень интересная подборка икон. Батюшка, ждем продолжения публикаций и издания книги с Вашими статьями по истории Сретенского монастыря!

http://pravoslavie.ru/54512.html

Поскольку Илария отправляют в ссылку, осенью 356 г. он прибывает во Фригию и сразу пишет труд против ариан, чтобы разъяснить их идеи и помочь в сопротивлении им своим коллегам – епископам Галлии, от которых он был временно отделен. Он пишет труд «О вере», или «О Троице» (согласно названию, принятому много позднее), который он завершает в 12 книгах в начале 360 г., в то время, когда заканчивается его ссылка 3 . Вслед за тринитарными вопросами, касающимися отношений между Отцом и Сыном, на которые он делает акцент из-за их актуальности (так как при Констанции действительно усилились нападки ариан), он приступает к отдельному рассмотрению вопросов, касающихся Святого Духа. Вероятно, он не стал бы разбирать эти вопросы, если бы они не фигурировали во время переговоров, которые он вел с восточными епископами той области, куда был сослан. В связи с тем, что ариане принижают достоинство Сына, они, следуя своей логике, вполне могли поступить так же и в отношении Духа. Мысли Илария о Святом Духе излагаются в конце книги 2 «О Троице» (главы 29–35, составленные в 356–357 гг.), затем в книге 8 (главы 19–32), и наконец, в книге 12 (главы 55–57). Все эти книги составлены к концу 359 г., в то время, когда усиливаются нападки против учения о Святом Духе 4 . Мы задерживаемся на этих нескольких главах Илария лишь потому, что они являются одной из первых дверей, открытых в сторону пневматологических изысканий. Конечно, в 356–357 гг. Иларий не составляет трактата «О Святом Духе», во всей возможной полноте излагающего аспекты учения о третьем Лице Св. Троицы, – это было бы преждевременно; но им намечается путь, определяются некоторые пункты развития учения и вскользь затрагиваются намеченные темы. Галльские епископы, а вслед за ними весь латинский мир, для которого эти страницы и были написаны, сумели, благодаря Иларию, узнать те основополагающие пункты, через которые прошло православное богословие на пути от Никеи к определениям Константинополя. Иларий не строит цельной системы; свои идеи он берет из Ветхого и Нового Завета. Тексты, на которые он опирается (которые и Тертуллиан , и Киприан, и Лактанций , и Ориген так же, как и он, хорошо знали) уже использовали до него, они же будут использоваться и в сочинениях его потомков. Но Иларий объединяет и систематизирует их: многочисленны цитаты из 14 и 16 глав Евангелия от Иоанна; в равной степени цитируется и Гал 4:6 , 1Кор 2:12 , 1Кор 12:3–4 , 2Кор 3:17 5 . Все те же цитаты мы обнаружим и в трактате Дидима, и у свт. Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

КРЕСТ (См. также СКОРБИ, ИСКУШЕНИЕ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ) Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. I, 87. Каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и призвав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом. I, 330–331. Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. I, 331. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. I, 331. Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов. I, 332. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу, он не преобразится в крест Христов. I, 355. Крест Христов – учение Христово. I, 355. Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти все- святые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. I, 355–356. Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя. I, 356–357. Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения. I, 356. С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство. I, 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Оба святых призывают вспоминать все события земной жизни Спасителя, но особенно «самую Голгофу» и распятого за грехи мира Господа (там же, п. 1006, с. 605), таинственное заколение жертвенное великого и священного Агнца, вземлющего грех мира (10, п. 32, с. 270–272; там же, п. 27, с. 356). Предлагается нам также учиться ощущать самих себя как бы присутствующими на той «страшной вечери», когда Спаситель пред Своими страданиями преподал святым Своим ученикам мироспасительную Жертву, установив таинство Евхаристии (там же, п. 27, с. 356). Святые Иоанн и Николай учат нас видеть в евхаристическом хлебе очами веры то самое Тело Христово, которое прежде воплотилось (4, с. 405) «истинно приявшее все оные укоризны, поношения, раны, распятое, прободенное… претерпевшее заушения, биение, заплевания, вкусившее желчь», а в святой Чаше – святую «Кровь, истекшую из прободенного тела» (10, п. 27, с. 356–357). На святом дискосе св. прав. Иоанн учит нас видеть всю Церковь небесную и земную, собранную около Агнца, и даже нас самих и наших близких в этом обществе святых, как «искупленников» Агнца Божия и «сонаследников святых, при условии, что мы сохраним верность Агнцу до смерти» (3, п. 1050, с. 634–635; 10, п. 10, с. 314). Переживание Божия величия и своей личной греховности Нам также предлагается живо созерцать «величие всех совершенств Божиих… Богоматери, св. Ангелов и святых Божиих человеков» (3, п. 490, с. 323), величие «небесных, духовных, невидимых благ, уготованных любящим Бога» (там же, п. 193, с. 126). Общим для обоих святых учителей литургической молитвы является требование внимательного созерцания и познания своей и общечеловеческой природы, но особенно своей личной греховности. Святой Иоанн постоянно обращает внимание на опыт осознания себя, как «ничтожества» и «ничто» пред Богом (3, п. 616, с. 397; там же, п. 544, с. 360; п. 358, с. 238; п. 1363, с. 825; п. 858, с. 525), а в самой первой записи своего дневника объединяет самопознание себя самого и Господа в одно понятие «великой науки»: «великая наука самопознания и приближения к Тебе» (3, п. 1, с. 5). То время, когда «духовное око обращается внутрь самого человека», должно, по мысли святого, служить приобретению опыта «самоиспытания, самопознания, самоуглубления, священного бодрствования или трезвения над своими помыслами и желаниями» (там же, п. 1433, с. 858–859).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010