Мозырь – Гомель – Бобруйск – Минск с возвратом на Витебск. Далее Полоцк – Лида – Новогрудок – Гродно – Пружаны – героический Брест – Беловежская пуща – Кобрин – Пинск – Слуцк. В отличие от Центральной России места эти значительно лучше сохранили свои храмы и монастыри. В архитектуре чувствуется польское влияние. В эпоху владычества Польши многие древние русские монастыри были захвачены и перестроены католиками. Когда непрошеных гостей выгнали, храмы вновь освятили и стали служить по-православному. Во время службы храмы полны, много мужчин и молодежи. Дороги хорошие. В отдельных местах сохранились довольно большие участки, замощенные брусчаткой, по которой едешь как по асфальту. В небольших городах, в глубинке распространенная деталь ландшафта – гнезда аистов на больших деревьях и крышах деревенских домов. Посетив Гродно и Слоним, мы приехали в единственный (в то время) православный монастырь Белоруссии – Жировицкую обитель. Монастырь был смешанный, мужской и женский. У каждого пола своя половина, между которыми стояла символическая стена. Во главе 12 братьев и 40 сестер восседал архимандрит Константин (Хомичук, 72 года). Высокий, с большой окладистой бородой, энергичный, доброжелательный, предупредительный, он велел, чтобы мы называли его Константином Андреевичем, и сразу повел нас на общую трапезу. Стол был заставлен пышками и пирогами, тарелками с крупной клубникой и земляникой. После обеда с монахами настоятель повел нас в свою келью, где угостил монастырским яблочным вином и рассказал историю монастыря, основанного в XVbeke на месте явления чудотворной иконы Жировицкой Божией Матери. В 1613 году монастырь захватили униаты, но с «Божьей помощью обитель очистилась от католической схизмы». Немного отдохнув, отец Константин повел нас к монастырским святыням – Жировицкой иконе Божьей Матери, источнику возле груши, где обрели икону, и нетленному телу пинского епископа Иоакима, местнопочитаемого святого. На празднование чудотворной иконы Божьей Матери Жировицкой в мае в монастырь стекаются тысячи паломников.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/07/...

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и увещевал приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Православной Церкви. На Руси композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами. Представление об источниках, как символе помощи Божией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

http://patriarchia.ru/db/text/613717.htm...

В 1520 году в Жировичах случился пожар, в котором сгорела часть крестьянских домов и сам храм, а икона бесследно исчезла. Но, согласно преданию, дети, однажды игравшие после школы вблизи сгоревшего храма, увидели Женщину необычайной красоты, Которая сидела на большом камне и держала в руках утраченную икону. Дети поклонились Госпоже и побежали звать взрослых. Но когда те пришли, Богородицы уже не было, а на камне лежала икона. На этом месте возвели новый храм, в это же время в Жировичах учредили и монастырь. В XVII веке деревянный храм заменили каменным, который сегодня носит название Явленской церкви. Камень, на котором сидела Богородица, до сих пор служит там святым престолом. С начала XVII века Жировичский монастырь перешел к униатам. Несмотря на изгнание из Жировичей православных, чудеса по молитвам к Пречистой Богородице не прекратились. В 1730 году икона была коронована, то есть признана Римской Церковью чудотворной. С того времени в Риме, в церкви Святых мучеников Сергия и Вакха, почитается Жировицкая икона, называемая «Madonna del Pascolo». Другие живописные образы почитаются местно во многих храмах Беларуси, известны они и в соседних странах — в Литве, Польше и на Украине. В XVI – начале ХХ веков в Жировичах велась запись чудес, происходивших от явленной иконы. К сожалению, войны и пожары нередко уничтожали целые тома таких записей, но они всегда пополнялись новыми сведениями. В конце ХХ века обители возобновила сбор сведений о чудесной помощи Царицы Небесной, благодаря этому мы имеем свидетельства наших современников. Из древнейших чудес самым известным является чудо воскрешения девицы Раины (Ирины) из шляхетского рода Войно (в ХХ веке представителем этого рода был святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский). Это произошло в 1558 году. Предание повествует, что заболев тяжким недугом, Ирина стала умолять своих богатых и известных родителей отвезти ее в Жировичи на поклонение Пресвятой Богородице. При этом Ирина говорила, что такое повеление она получила во сне от Самой Девы Марии.

http://e-vestnik.ru/church/550_let_girov...

141-142 142-143 ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа 143-148 148-150 ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу 150-155 ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии 155-157 ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения 157-158 164-166 166-168 168-172 172-173 173-174 174-175 175-177 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, особножительный, принадлежит Патмосскому Экзархату К-польского Патриархата «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Самосской и Икарийской митрополии Элладской Православной Церкви 178-179 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви 179-181 181-182 182-184 ЖИДОВСТВУЮЩИЕ еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV - нач. XVI в. в Новгороде и в Москве 185-194 194-195 ЖИЗНЬ особое проявление самобытности как природного свойства Божия, общего для всех Лиц Св. Троицы 195-246 246-247 ЖИЛИНЬСКИЙ Вацлав (1803-1863), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи 247-248 ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884 - 1978), католич. философ, историк средневек. философии, ведущий представитель неотомизма 248-255 255-258 258-263 ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) 263-273 ЖИТИЕ БОГОРОДИЦЫ условное название различных христианских апокрифических и агиографических произведений, посвященных земной жизни и чудесам Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/vol/xix.html

По окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля, где совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского. Святейший Патриарх поднялся к святыне на специально оборудованном подъемнике и окропил ее освященной водой (см. с. 4). 4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия IX Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с приветствием, после чего объявил выставку открытой. Затем Предстоятель и почетные гости подробно ознакомились с представленными экспонатами. В центре выставочного зала Святейший Патриарх поклонился чудотворной Жировицкой иконе Божией Матери, специально принесенной к празднику из Белоруссии. В тот же день в рамках выставки Святейший Патриарх Кирилл встретился с лауреатами и участниками международных и всероссийских творческих конкурсов детей и юношества. Предстоятель обратился к детям с Первосвятительским словом и вручил награды победителям. 5 ноября Святейший Патриарх Кирилл принял участие в отпевании Виктора Черномырдина в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и в церемонии прощания с бывшим премьер-министром России. 5 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил командующего ВДВ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, находящегося на лечении в Главном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко Министерства обороны РФ. Предстоятель Русской Православной Церкви также благословил исполняющего обязанности командира Тульского соединения ВДВ полковника А.Наумца, пострадавшего в ДТП вместе с генералом В.Шамановым и находящегося на лечении в госпитале им. Н.Н. Бурденко. 6 ноября, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Филиппа (Неседова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, во иеромонаха.

http://e-vestnik.ru/news/442_sluzhenie_p...

В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Róanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине. В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери. На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека. В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=40973

На начало XX века приход обладал 70 десятинами 1129 кв. саж. земли. За храмом числились четыре церковно-приходские школы. В 1913 году приход составляли 3168 человек. За всю историю церкви к ней было приписано четыре храма, находившиеся в самом селении (приписная кладбищенская), а также в деревнях Химно, Бозок и Каменичи. Кладбищенская Свято-Троицкая церковь в селении Холуй не сохранила исторических сведений о своей первоначальной постройке, но известно, что была перестроена в 1882 году. Колокольня находилась рядом с ней и располагалась на двух столбах. Покровский храм в деревне Химное не сохранил упоминания о времени возникновения. В 1887 году его перестроили. В 10-ти верстах от прихода в деревне Бозок существовала Никольская церковь. Построена жителями деревни, однако в каком году – неизвестно. В 1876 году перестроена на собственные средства. Храм архистратига Михаила в селении Каменичи был построен местными жителями. Он находился в 14 верстах от прихода. Сведений о своей постройке не сохранил. Приходская Холуйская церковь в честь Успения Божией Матери просуществовала до 1934 года. В это время она была оборудована под клуб с изменением внешнего вида. В период немецкой оккупации с 1942 года верующие люди заняли это здание под молитвенный дом. До настоящего времени здание церкви не сохранилось, однако сегодня в селении Липень есть деревянный дом, оборудованный под храм и освященный в честь Жировичской иконы Божией Матери. В деревне ведется строительство нового приходского храма. http://www.bobreparhiya.by/history_lipen/ Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Холуй. Местечко Холуй (с 1920 года село называется Липень), состоящее в Игуменском уезде, расположено при реке Свислочи. От губернского города отстоит в 126 верстах, от уездного в 63 верстах. В районе прихода в фольварке Холуе находится римско-католический костел. Приходская Рождество-Богородичная церковь, расположенная в самом селении, построена на средства помещика Завиши и прихожан. Зданием церковь деревянная, устроена в виде продолговатого прямоугольника, с тремя глухими куполами, одним рядом окон, гонтовою крышею и двумя входными дверьми; вообще, здание церкви находится в столь ветхом состоянии, что ни к какой починке уже не годно.

http://sobory.ru/article/?object=28465

Неизвестна судьба копии образа работы худож. И. Шреттера, находившейся накануне закрытия доминиканского костела в его главном алтаре. Согласно правосл. лит-ре нач. XX в., в церкви она находилась на столбе за левым клиросом. В 1916 г. ввиду угрозы оккупации Красностока герм. войсками чтимые иконы были вывезены в Гродно, но среди них эта копия К. и. не упоминается. В 1917 г. красностокские монахини выехали в Москву, взяв с собой обе К. и.- древнюю чудотворную и чтимую копию, а также мироточивую Владимирскую икону Божией Матери ( I. Вывезена Першую сусветную вайну//Вяртанне-2. Mihck, 1994. С. 145-147). В Москве их разместили в монастырях и Нескучном дворце возле Кремля. В 1918 г. красностокским монахиням был передан бывш. муж. монастырь под Москвой - Екатерининская пуст., куда был перевезен список К. и. В 1931 г., после закрытия последнего храма пустыни, копия К. и. наряду с др. церковными ценностями была передана в храм подмосковного с. Ермолина, дальнейшая ее судьба неизвестна. Древний чудотворный образ был перевезен монахинями в С.-Петербург в храм подворья Красностокского мон-ря в Полюстрове. После его закрытия одна из сестер вывезла образ в Новгород, затем - во Псков. После ее смерти икону хранила вдова свящ. Вельского, а в 1956 г. по попечению игум. Гавриилы (Рисицкой) святыня была передана в храм Рождества Пресв. Богородицы Гродненского жен. мон-ря. В 1960 г. мон-рь был закрыт, монахини перемещены в Жировицкий Успенский мон-рь, туда же ими была привезена К. и. В 90-х гг. XX в., после восстановления полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня жен. мон-ря, в него из Жировиц передана К. и. (Гродненский жен. монастырь Рождества Богородицы. Гродно, 1997. С. 22). Ныне К. и. находится в Крестовоздвиженском соборе полоцкого Евфросиниева мон-ря. Написана по очень тонкому грунту на 2-частной доске со следами более ранней шпонки. Ее высота (50 см) совпадает с указанной в источниках нач. XX в. Иконографически образ представляет собой список Ченстоховской иконы Божией Матери . По свидетельству свящ. Николая Семеняко, на рубеже XIX и XX вв. на пожертвования православных образ украшен чеканной ризой, большинство драгоценных камней к ней были подарены еп. Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым).

http://pravenc.ru/text/2458961.html

В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769). Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» ( Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г. В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Радуйся, Православныя Церкве Славо и Утешение. С XIV в. значительная часть русских земель (в том числе и Могилевщина) оказалась в составе Великого княжества Литовского, а со 2-й половины XVI в. — Речи Посполитой. В 1596 г. частью западно-русских архиереев была принята Брестская Уния, целью которой являлось подчинение Киевской Митрополии Папе Римскому и постепенное окатоличивание православного населения. Одновременно с униатским в Бресте прошел и Православный Собор под председательством св. Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха. Собор проклял Унию и лишил сана принявших ее епископов. Однако Уния насильно насаждалась при активной поддержке королевской власти. После пожара в Свято-Ильинском монастыре чудотворная икона попала в кармелитский монастырь, основанный в 1624 в Белыничах,но православные верующие по-прежнему притекали к святому образу, а чудотворения от иконы не прекращались. И в 1755 году католиками, которые так же почитали этот образ, икона была коронована. В конце XVIII в., после раздела Речи Посполитой и вхождения западно-русских земель в состав России, множество униатов вернулось в лоно Православной Церкви. В 1832 г. Белыничский кармелитский монастырь был официально упразднен. И 1876 г.по многочисленным ходатайствам крестьян здание костела вместе с чудотворной иконой было передано Православной Церкви, а 12 апреля того же года православные священники отслужили молебен с акафистом перед чудотворным образом, совершили малое водоосвящение и окропили водой стены храма. Затем на временном престоле была совершена Божественная Литургия. В 1877 г. в Белыничах был образован Рождество-Богородицкий православный монастырь, в котором главной святыней стала чудотворная икона, возвращенная Православной Церкви. В конце XIX в. Белыничи ежегодно посещало более 10 000 богомольцев. В Могилевской епархии существовал благочестивый обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру или Почаев, стремились посетить Белыничский монастырь, чтобы поклониться Небесной Заступнице и, получив благословение, отправиться в долгий путь. Белыничская чудотворная икона для восточного региона Беларуси была столь же духовно значимой святыней, как икона Божией Матери «Жировицкая» для западного края или как Почаевская икона Божией Матери «Умиление» для украинцев и белорусов Полесья.

http://pravoslavie.ru/78737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010