Скончался ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко августа 2009 Отец Владимир родился в 1939 году в Минске в семье верующих. Юность его пришлась на годы хрущевских гонений на Церковь. Но детские впечатления от посещения храма были столь сильны, что он не хотел быть никем, кроме священника. Ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери   протоиерей Владимир Фоменко скончался 10 августа на 71-м году жизни после тяжелой болезни в результате инсульта. Отец Владимир родился в 1939 году в Минске в семье верующих. Юность его пришлась на годы хрущевских гонений на Церковь. Но детские впечатления от посещения храма были столь сильны, что он не хотел быть никем, кроме священника. Окончил Жировицкую Духовную семинарию, где был воспитанником будущего митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Позже стал келейником владыки и написал о нем воспоминания. По окончании Ленинградской Духовной академии защитил диссертацию на степень кандидата богословия. Был рукоположен во пресвитера в праздник святого равноапостольного князя Владимира 28 июля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). С 1988 года - ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери. С петербургским храмом, памятником середины XVIII века, возвращенным Церкви одним из первых в годы " перестройки " , связаны последние двадцать с лишним лет жизни отца Владимира. Знаменитой святыне на Владимирской площади он отдавал все свои силы. " В нашем храме в советское время было устроено книгохранилище, потом трикотажная фабрика, потом - счетно-вычислительный центр. Здание было изуродовано всевозможными перекрытиями, все помещения были разбиты на небольшие каморки, где стояла аппаратура… В алтаре был устроен кабинет директора предприятия, входил он туда через Царские врата… На чердаке было полное запустение, никто там за все годы советской власти вообще не убирал, и мы вывезли оттуда несколько машин голубиного помета " , - так вспоминал отец Владимир момент своего назначения управляющим собора (беседа с ним была опубликована во 2-м номере журнала " Вода живая " за 2009 год).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=196...

На начало XX века приход обладал 70 десятинами 1129 кв. саж. земли. За храмом числились четыре церковно-приходские школы. В 1913 году приход составляли 3168 человек. За всю историю церкви к ней было приписано четыре храма, находившиеся в самом селении (приписная кладбищенская), а также в деревнях Химно, Бозок и Каменичи. Кладбищенская Свято-Троицкая церковь в селении Холуй не сохранила исторических сведений о своей первоначальной постройке, но известно, что была перестроена в 1882 году. Колокольня находилась рядом с ней и располагалась на двух столбах. Покровский храм в деревне Химное не сохранил упоминания о времени возникновения. В 1887 году его перестроили. В 10-ти верстах от прихода в деревне Бозок существовала Никольская церковь. Построена жителями деревни, однако в каком году – неизвестно. В 1876 году перестроена на собственные средства. Храм архистратига Михаила в селении Каменичи был построен местными жителями. Он находился в 14 верстах от прихода. Сведений о своей постройке не сохранил. Приходская Холуйская церковь в честь Успения Божией Матери просуществовала до 1934 года. В это время она была оборудована под клуб с изменением внешнего вида. В период немецкой оккупации с 1942 года верующие люди заняли это здание под молитвенный дом. До настоящего времени здание церкви не сохранилось, однако сегодня в селении Липень есть деревянный дом, оборудованный под храм и освященный в честь Жировичской иконы Божией Матери. В деревне ведется строительство нового приходского храма. http://www.bobreparhiya.by/history_lipen/ Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Холуй. Местечко Холуй (с 1920 года село называется Липень), состоящее в Игуменском уезде, расположено при реке Свислочи. От губернского города отстоит в 126 верстах, от уездного в 63 верстах. В районе прихода в фольварке Холуе находится римско-католический костел. Приходская Рождество-Богородичная церковь, расположенная в самом селении, построена на средства помещика Завиши и прихожан. Зданием церковь деревянная, устроена в виде продолговатого прямоугольника, с тремя глухими куполами, одним рядом окон, гонтовою крышею и двумя входными дверьми; вообще, здание церкви находится в столь ветхом состоянии, что ни к какой починке уже не годно.

http://sobory.ru/article/?object=28465

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Ляданская Ляданская икона Божией Матери, представляющая собой копию Жировицкой чудотворной иконы Богоматери, находилась в Благовещенском Ляданском монастыре в селе Ляды Смолевичского района Минской области (примерно в 45 км от Минска). Как гласит легенда, монастырь в Лядах возник по особому промыслу Божию. Дева Мария явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который был возведен из дерева ляданским и окрестным населением. В начале XVII века жена Минского воеводы Завиши, страдавшая от тяжелого заболевания и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. К концу XVII века Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году. Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, общеобразовательное просвещение молодежи. В начале прошлого столетия при нем была основана обширная богадельня, а в 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. В тридцатые годы XIX столетия, в связи с очищением униатской церкви от римско-католических обрядностей, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Он был обращен в православие.

http://pravicon.com/info-760

Старорусская рекратится, если туда принесён будет чудотворный образ из Старой Руссы. По перенесении иконы мор тотчас прекратился, но икона Старорусская уже осталась в Тихвине. Точный список с Тихвинской чудотворной иконы остался в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, в котором чудотворная икона долго пребывала 46 . На неоднократные ходатайства староруссцев о возвращении их святыни шли постоянные отказы, основанные на том, что тихвинцы не изъявляют согласия на отдачу образа. Так продолжался почти вековой спор между городами Тихвином и Старою Руссою о местопребывании чудотворной Старорусской иконы. В 1888 году столетний спор решён окончательно в пользу Старой Руссы. В этом году 17 сентября чудотворная икона внесена торжественно в город и встречена с благоговейным восторгом всем народонаселением. Икона поставлена в соборном храме мужского Старорусского монастыря. 7.05. Любечская – в Киеве Любечская – в Киеве В Киево-Софийском соборе внизу, за вторым южным столпом, в киоте, находится чудотворная икона Богоматери, перенесённая Киевским митрополитом Гедеоном (в 1690 году) из бывшего города Любеча Черниговской епархии. Об иконе сей и чудесах её вспоминает св. Димитрий Ростовский в дневных своих записках под 1689 годом, когда он, будучи в Любече, велел снять с неё список. 7.05. Любечская – в Любече Любечская – в Любече В местечке Любеч Черниговской епархии в Воскресенской церкви находится чудотворная икона Божией Матери, явившаяся и прославленная с давних времён многими чудесами, о чем говорит св. Димитрий Ростовский . Икона чудотворной Любечской Богоматери была обновлена в Киеве в 1701 году и по обновлении отвезена в Любеч и поставлена в новоотстроенный храм Воскресения Христова. С тех пор в течение почти 200 лет икона эта находится в том же Воскресенском, ныне приходском, храме. В Софийском же соборе, в Киеве, находится точный список с Любечской чудотворной иконы, киот на которую сделан генерал-майором П. С. Милорадовичем, мужем Софии Семёновны, урождённой Полуботок, умершей в 1473 году. На иконе серебряная риза весом 20 фунтов, художественно сделанная в 1874 г. от усердия жителей местечка Любеча. Множество богомольцев притекает к чудотворной Любечской иконе Божией Матери и по молитве веры получает чудесные исцеления. 7.05. Жировицкая 47

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Мироточение Владимирской иконы Божией Матери продолжалось полгода. Святое миро по благословению игумении было собрано в ковчежец в виже креста, и сейчас хранится в киоте при иконе. Владимирская-Мироточивая икона (так стали называть святыню) прославилась чудесами, в том числе чудом исцеления бесноватой женщины. В ХХ в. в честь Владимирской-Мироточивой иконы Божией Матери составлен Акафист. История Гродненской обители в ХХ в. началась с необычайного расцвета монастыря. В 1900 г. Священный Синод постановил перенести Св.-Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток, что вблизи г. Гродно, с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Св.-Рождество-Богородичного женского монастыря. Подворья этого монастыря были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине. Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовал приют для сирот, школа, сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские. Земельные угодья монастыря обрабатывались на самом образцовом уровне, так что на сельскохозяйственных выставках продукция монастыря отмечалась медалями и дипломами. Готовился приезд в монастырь Императора Николая II. Этим планам помешала Мировая война. В связи с приближением фронта монастырь был эвакуирован в 1914 г. в Москву, где сестры во главе с игуменией пережили революцию, гражданскую войну и начало большевистских гонений на Церковь. В 1921 году сестры во главе с игуменией приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был частью Польской республики, и польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Поэтому сестры вернулись в стены древней Гродненской обители, которая в годы расцвета была подворьем Красностоцкого монастыря. С тех пор до самого своего закрытия в 1960-м году монастырь оставался действующим, не смотря на все события мировой истории: воссоединение с Советской Белоруссией в 1939 году, начало Великой Отечественной войны и немецкую оккупацию, и послевоенные советские репрессии против священнослужителей. Именно в Гродненской Св.-Рождество-Богородичном монастыре совершил свое последнее богослужение священномученик Серафим Жировицкий.

http://pravicon.com/info-719

2001). В 1915 г. Ж. и. в серебряном окладе и с др. ценностями была эвакуирована в Москву, в собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , после его закрытия - в Екатерины великомученицы мужской монастырь в г. Видное Московской обл . В янв. 1922 г. стараниями жировицкого архим. Тихона (Шарапова) Ж. и. была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Ж. и. киот (1922), в к-ром образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Ж. и. совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Зап. Белоруссии, собранные средства шли на ремонт Успенской ц. Жировицкого мон-ря. Несмотря на гонения польск. и советских властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к Ж. и. не прекращались. С сер. 80-х гг. XX в. ежегодно 20 мая на поклонение чудотворному образу приходят тысячи паломников, им раздают воду из источника, у к-рого произошло явление Ж. и. (в наст. время источник выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря). 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами). В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая. Явление Жировицкой иконы Божией Ма-тери детям. Роспись Успенского собора Жировицкого мон-ря. Кон. 50-х гг. ХХ в. Явление Жировицкой иконы Божией Ма-тери детям. Роспись Успенского собора Жировицкого мон-ря. Кон. 50-х гг. ХХ в. В теплое время года Ж.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Мироточивая " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Владимирская Мироточивая На месте расположения Гродненского Св. - Рождество-Богородичного женского монастыря издревле ( с XII в.) находилась соборная Свято-Пречистенская церковь. В XVI в. фундаторами церкви были князь Михаил Глинский и Великий князь Литовский Александр. Но с введением в XVII в. унии храм был превращен в униатский. С благословения униатского митрополита Иосифа - Веньямина Руцкого при храме было организовано униатское сестричесво Сестер - базилианок. (Орден базилианов, по имени святого Василия Великого, был создан Руцким для пропаганды унии среди православного населения ВКЛ). Так в Гродно возник женский монастырь. Сестры - базилианки построили на месте сгоревшей старинной Свято-Пречистенской церкви храм Рождества Богородицы и жилые корпуса. Частые пожары препятствовали строительству монастыря, и он был освящен только в 1756 г. ( в XVIII в.) Когда по решению Полоцкого Собора 1839 г. белорусские униаты возвратились в лоно Православной Церкви, гродненский базилианский женский монастырь был пр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская Мироточивая Молитва Пресвятой Богородице пред иконою Ее, именуемой «Владимирския-Мироточныя» О Пресвятая Владычице Дево Богородице - надеждо и прибежище наше! Ты нам даровала сию, мироточием зде прославленную, Твою икону, пред неюже мы предстояще молимся: не отвра[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская Мироточивая Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется обитель сия, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы, притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу н[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская Мироточивая Акафист в честь иконы Божией Матери «Владимирския-Мироточныя», находящейся в Свято-Рождество-Богородичном храме Гродненского женского монастыря. ( Составлен схиигуменией Гавриидой (Рисицкой), скончавшейся 12 июня 1976 года в Жировицком Св. - Успенском мон[...]

http://pravicon.com/icon-560

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Коложская " Описания иконы Икона Коложская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название получила по Коложскому Борисоглебскому мужскому монастырю в городе Гродно (Белоруссия). По одной из версий, чудотворная икона в XVII веке была пожертвована монастырю умирающим нищим, который до самой смерти носил её на своём теле под ветошью. Небольшая медная пластина с изображением Богородицы и младенца Иисуса, вправленная в кипарис, оказалась копией иконы «ОДИГИТРИЯ». Известно, что в 1914 году перед Коложской иконой Богородицы молились будущие царственные мученики: Николай II со своей семьёй. И тогда же, в 1914–м, когда Гродно угрожало нашествие немецких войск, священники обошли городские форты, благословляя их чудотворным образом. Гродненцы были тогда уверены, что именно Коложская икона повернула завоевателей на север от города. В 1915 году перед очередной угрозой немецкого нашествия началась эвакуация ценностей. На восток, в Россию, были вывезены многие белорусские святыни. В их числе оказались и два ценнейших для белорусского народа образа: Жировицкий и Коложский. Н[...] Коложская икона (описание Поселянина) Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Коложская икона Божией Матери находится в г. Гродно, в мужском Борисоглебском монастыре. Название свое она получила от Коложской церкви свв. Бориса и Глеба, построенной в первой половине XII века, в предместьи Гродно, называвшемся Коложью. В этой церкви сначала находилась икона Богоматери, известная под именем Коложской. В 1853 году древняя Борисоглебская церковь в Коложе обрушилась наполовину в реку Неман, и теперь на высоком берегу этой реки сохранились одни только развалины этого древнего памятника православия. Икона Богоматери Коложская была перенесена в мужской Борисоглебский монастырь, где пребывает и доныне. Написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена к XVII веку. Коложская икона с древних времен ознаменовала себя многими чудесами, и до сих пор толпы верующих притекают во множестве со всех сторон на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы и по вере своей получают великие знамения Ее милосердия.

http://pravicon.com/icon-166

Я просил владыку Антония Мельникова, редактора «Богословских трудов» , напечатать что-либо из трудов владыки Вениамина, он отказал, ничего не нашел в них подходящего для публикации. Его духовным сыном и почитателем между прочих был покойный архимандрит Феодорит лаврский . Владыка Вениамин был одаренным проповедником. В Саратове, когда он только произносил слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», причем сказанные с такой теплотой и сердечностью, что с этих начальных слов прихожане начинали плакать. Говорил он всегда с большим чувством. У него был замечательный сильный голос, бас, которым он исключительно хорошо и умело пользовался. В проповедях он использовал всегда и интонацию голоса, и примеры трогательные из житий святых и других. По сие время (уже 19 лет) могила его всегда посещается саратовцами и почитают его память. Умер он 58 лет, из них 26 провел в ссылках. Без сомнения, это была очень светлая и незаурядная личность. Если есть возможность, хотелось бы почитать его письма или хотя бы те места, которые не касаются личных вопросов. Как здоровье Ваше и Вашей тетушки? Кланяюсь ей и призываю на нее Божие благословение. Простите. 30/X–74 г. Нед[остойный] архим[андрит] Михей P.S. Приветствую Вас с праздником в честь Казанской иконы Матери Божией. Усердно желаю благодатной помощи, заступления и покрова Царицы Небесной. Многоуважаемая Галина Александровна! Сердечно благодарю Вас за поздравления и праздничные подарки к Преображению и к Успению Матери Божией. И тот, и другой праздник для меня очень дороги. С детства я прислуживал в Преображенском соборе в Ленинграде, начал ходить именно в этот храм, а затем многое в жизни было связано с праздником Успения Матери Божией и с храмами, посвященными этому празднику. Первый открытый в Лавре храм был Успенский собор. В день Успения Матери Божией меня рукополагали во иеромонаха в Успенском Ташкентском соборе, затем служил в нескольких храмах Успенских (Жировицкий монастырь, в Рыбинске), и Ваш подарок к этому празднику был особенно приятен. Спасибо Вам.

http://pravoslavie.ru/47765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Леснинская икона Божией Матери (Леснянская) (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками. Существуют 2 версии сказания об иконе - русская и польская. В них одинаково изложены обстоятельства обретения Л. и.: 14 сент. 1683 г. пастухи из с. Лесны (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша) пригнали скот на привычное для полуденной стоянки место близ села - «окопы» (холм с остатками земляных укреплений, к-рые связывают со временем похода крестоносцев на Ливонию в XIII в.). В лесу в ветвях грушевого дерева они увидели окруженную сиянием икону Божией Матери (тема обретения иконы на грушевом дереве на территории совр. Белоруссии встречается неоднократно: в частности, впервые - в истории Жировицкой иконы (кон. XV в.), в сер. XVIII в.- Васьковской иконы). О находке пастухи рассказали односельчанам и священнику. Икону сняли с дерева и перенесли в Лесну. В обеих версиях приведены имена пастухов: Александр Стельмащук и Мирон Макарук (польск.- Макарчук), в польском варианте указан их возраст - 9 и 10 лет соответственно. Далее версии расходятся. Согласно русской, икона была поставлена в доме Макаруков. Оттуда ее перенесли в с. Буковичи (ныне Буковице, Польша) в правосл. Свято-Троицкую ц. (построена в кон. 70-х гг. XVI в., приход упразднен в 1859, к этому времени церковь пришла в запустение; вид церкви см. в кн.: Петров. 1887. Ил. на с. 69). Е. Поселянин дополняет местное предание: из дома Макаруков икону взял и присвоил «один соседский польский помещик… но под влиянием различных несчастий… он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 592). Одним из первых чудес считается событие, когда на месте обретения иконы забил источник. К иконе началось паломничество, и она стала основным источником доходов церкви в Буковичах. Однако обладание иконой в условиях гонения на Православие и насаждения католицизма на Холмщине находилось в плоскости не столько приносимых иконой доходов, сколько усиления влияния Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463593.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010