Обращение Императора Константина Великого в христианство. Речь, произнесённая в день годичного акта Московской Духовной академии 1 октября 1904 г.//Богословский Вестник. 1904. Т. III. 12. С. 627–664; 1905. Т. I. 1. С. 60–96; 2. I (Досадный недосмотр). 21а. То же. Годичный акт в Московской Духовной академии 1 октября 1904 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 1–74. 21б. То же. Отдельный оттиск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904. С. 74. Рецензии и отзывы: Ар. Л-в//Церковный Вестник. 1905. 9. Кол. 274 ; А.В.Попов //Странник. 1905. Т. I. Ч. 2. С. 983–984; С.П.Крестов//Христианское Чтение. 1905.Т. ССХХ. Ч. 1. С. 222–227 (Церковно-исторические статьи в академических журналах за первую половину 1905 г.: «Статья представляет большой интерес»). Памяти Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского//Богословский Вестник. 1905. Т. I. 1. С. 216–224. Перевод книги проф. А.Гарнака «Миссия и распространение христианства в первые три столетия» (Prof. Ad.Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1902); печатался в журнале «Вера и Разум», отдел церковный, статьями под такими заглавиями: а) Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века. 1905. Т. I. Ч. II. 12. С. 715–740. б) Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века. Евангелие об Исцелителе и исцелении. 1905. Т. I. Ч. II. 13. С. 39–68. в) Борьба против демонов в древней Церкви и значение её для миссии. 1905. Т. I. Ч. II. 15. С. 159–178. г) Христианство как Евангелие любви и благотворения. 1905. Т. I. Ч. II. 16. С. 207–228; 17. С. 261–284. д) Христианство как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разума. 1905. Т. I. Ч. II. 19. С. 347–366. е) Христианство как благовестие о новом народе и третьем роде (историческое и политическое сознание христианства). 1905. Т. I. Ч. II. 24. С. 664–692. ж) Христианство как религия Книги и исполнившейся истории. Борьба против политеизма и идолослужения в древнехристианском мире. 1906. Т. I. Ч. I. 2. С. 95–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

307 Герике. – Введение в новозаветные книги св. Писания, перев. епископа Михаила. 2-е изд. М. 1888. 194–197. 310 Иуст. Разговор с Трифоном иудеем (р. 331) и Апология I (р. 98, Paris. 1636), Ср. Герике, Введение, 411–418. 315 Макария, Введение, § 122, примеч. 495; «Отвергать первый смысл этого слова и ограничиваться одним последним, как хотят протестанты, т. е. говорить, будто канонические книги потому единственно и названы каноническими, что содержать в себе для христиан правило веры и деятельности, совершенно несправедливо; кроме того, что это противно древнему церковному употреблению слова канонический, спрашивается: кто же укажет нам в таком случае эти книги, которые мы должны признать правилом своей деятельности?» Сравн. Герике, Введение, стр. 206–208 (протестант). 320 Герике, Введение 54–57. Греческий язык новозаветных книг состоит из элементов: арамейского и языка перевода 70-ти или александрийского, составившегося: из аттического, общего=κοιν и македонского. Иными словами, язык св. Писания составился под влиянием арамейского (сиро-македонского), эллинистического и классического элементов. 321 Проф. Сольского, Из чтений по Ветхому Завету, напеч. в Трудах Киевской духовной академии, за 1870 и др. годы. 327 Oehler, Herzoy, Real-Encyclopädie, VII, 256. Mosler in Kraus, Real-Encyclopädie der christl. Alterthumer, II, 95. 328 39 посл. о праздниках. У католиков неканонические книги Ветхого Завета, на основании определения Тридентского собора, признаются каноническими второй степени (девтероканоническими), согласно с воззрениями Августина, признававшего их каноническими (De doctrina christiana, 2, 8). Напротив протестанты, в отличие от других апокрифов (каковы напр. книга Эноха. 3-я книга Ездры, Вознесение Моисея, Псалмы Соломона, Апокалипсис Варуха, Книга Юбилеев, 4-я книга Маккавейская), стали признавать их апокрифами первой степени, согласно с воззрениями Иеронима, который признавал их апокрифами (Praef. in lib Минь. Т. 39. р. 24). Кудрявцева, Краткий курс лекций по Богословию. М. 1889, стр. 119–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Вопрос. Если епископ ушел из Церкви в раскол, но над ним еще не произнесено отлучение, то насколько он сохраняет благодать, полученную в Церкви, и может ли он вообще называться епископом? Ответ. Церковь произносит официальное отлучение для того, чтобы оповестить народ, что бывший епископ стал лжеучителем и ему нельзя воздавать чести, принадлежащей архиерею. Согласно определению II Вселенского Собора, “все, что он совершает, ничтожно”. Святой Киприан Карфагенский пишет: “Церковь во епископе, а епископ в Церкви”, — Церковь не может существовать без епископа, а епископ без Церкви. Покидая Церковь, епископ, священник и мирянин теряют все, что получили в Церкви — по словам святого Киприана Карфагенского , даже имя христианина. Епископ, нарушивший архиерейскую присягу послушания Церкви, теряет апостольскую благодать, его нельзя уже назвать епископом, как погасший луч нельзя назвать светом. То же самое относится к священнику, который одновременно нарушает две клятвы священнической присяги: послушание законному архиерею и послушание Церкви. Церковные правила запрещают брать благословение у еретиков и раскольников; оно называется “суесловием”. Апостольские правила категорически запрещают молиться вместе с отлученными от Церкви не только в их собраниях, но даже на дому. (“Помолившийся с отлученными, сам отлучен да будет” — 10е апостольское правило.) Вопрос. Может ли грех архиерея, совершенный против Церкви, быть оправданием для раскола? Ответ. Раскол хуже всякого греха против Церкви, так как он представляет собой отвержение самой Церкви. Господь сказал: Исследуйте Писания ( Ин.5:39 ). В Библии мы можем найти ответ на наши сомнения и недоразумения. Первосвященник Аарон еще до его призвания во священство тяжело согрешил: поддавшись угрозам, он сделал идола в виде золотого тельца и учредил в честь его праздник. Этот грех был настолько тяжел, что Господь хотел уничтожить весь израильский народ, и только молитва пророка Моисея отвратила гнев Божий. Моисей просил Господа или помиловать согрешивших людей, или вычеркнуть его самого из числа живых.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Мф. 23:6 ; Мк. 12:39 ; Лк. 11:23; 20:46 ). Остальные места разделялись между членами общины таким образом, что члены известного цеха имели особые места, причем все собиравшиеся в синагоге своими лицами обращались к той стене, подле которой стоял ковчег 442 . Места для сидения были как в мужском, так и в женском отделениях. К принадлежностям синагоги относились также: семисвещник, светильники, кружки для сбора пожертвований, рожки и трубы для трубления в известные дни 443 . В древнее время нередко вблизи синагог открывались гостиницы, назначенные для приюта странников, приходивших из далеких мест, а потому нуждавшихся в пристанище и месте отдохновения. Весьма возможно, что дом Иуста, в Коринфе, к которому зашел св. апостол Павел во время своего второго путешествия, был именно странноприимницею, ибо был смежен с коринфскою синагогою ( Деян. 18:7 ) 444 . Глава II. Лица, совершавшие общественное богослужение § 110. Выделение колена Левиина для общественного богослужения Во время патриархов лицами, совершавшими общественное богослужение, были сами патриархи. И во время после патриархов, согласно завету Бога с народом еврейским, заключенному при Синае ( Исх. 19:6 ), весь израильский народ являлся царством священников, так что по началам сего завета совершение общественного богослужения представлялось правом всеобщим, a не исключительным. Осуществление этого права возлагалось главным образом на первенцев народа, которые были посвящены Богу, в воспоминание о первенцах египетских, умерщвленных во время 10-ой египетской казни ( Исх. 13:12 ; Чис. 8:17 ). Эти первенцы народа, совершавшие общественное богослужение, по-видимому и были теми священниками (коганим), о которых упоминается в истории завета при Синае ( Исх. 19:22 ), ранее выделения из всей массы народа рода Ааронова для священства. Из числа их, очевидно, были те юноши, которые, по поручению пророка Божия Моисея, принесли всесожжения и заклали тельцов в мирную жертву Господу ( Исх. 24:5 ), когда при Синае, по прочтении слов завета Господня, израильский народ чрез кропление жертвы завета вступал в завет с Господом Богом. Но обнаруженное при Синае же большею частью народа вероломство по отношению к Богу с одной стороны и проявленная в это же время коленом Левииным стойкость в вере с другой – послужили поводом к тому, что народ в своей большей части был лишен права совершать общественное богослужение, и это право было предоставлено только потомкам Левия, которые были выделены для сего из всего народа, взамен его первенцев ( Чис. 3:12–16, 39–51; 8:16–19 ). Таким образом законными совершителями общественного богослужения у евреев при скинии и храме были потомки Левия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила ( Ис.7:14, 9:6-7 ); о пророческом служении Господа Христа ( Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3 ); о Предтече Мессии ( Ис.40:1-11 ); о страданиях Мессии ( Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21 ); о славе Вечного Царства ( Ис.60:1-22 ). В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств ( Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6 ), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии ( Иер.1:5 ; Мф.16:14, 23:37, 24:2 ; Лк.23:28 ). История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа ( Мф.12:39-40, 16:4 ) и проповеди Евангелия ( Мф.12:41 ; Лк.11:30, 32 ), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах. В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых ( Иез.34:1-14 ) и затворённых вратах храма ( Иез.44:1-4 ). Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97 . Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя ( Дан.7:13-14 ; см. Мф.26:63-65 ) и о седьминах ( Дан.9:20-27 ). Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви ( Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26 , 1Пет.2:10 ) и о победе над смертью ( Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55 ). Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:2 ср. Мф.2:6 ), но его можно опустить. О мессианских пророчествах Аггея ( Агг.2:9 ср. Евр.12:26 ), 3ахарии ( Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10 ) и Малахии ( Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11 ) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре. Литература Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета А. Первобытный или Завет дел Б. Завет благодати или восстановленный. I. Завет со всем человечеством II . Патриархальный Завет III . Завет с израильским через Моисея народом IV. Завет Божий с царём Давидом. V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

20 Τ βιβλα Это множественное может означать и одну книгу. Что И. Флавий в настоящем случае разумеет одну книгу, известную ныне под именем книги пророка Даниила, это видно из того, что все повествования и пророчества, приводимый им с указанием на свидетельство пророка Даниила, содержатся в этой одной книге. 23 Начертание церк. библ. Истории, изд. 1816 г. стр. 554. Allg. Einl. in Al. T. 1854, S. 39–43. 25 Упомянутое место Талмуда читается так: „кто написал оные (книги библейские)? Моисей написал книгу свою, отдел о Валааме и Иова. Иисус написал книгу свою и восемь стихов пятокнижия. Самуил написал книгу свою, книгу Судей и Руфи. Давид написал книгу псалмов чрез десять досточтимых старцев (т. е. внесши в собрание псалмов вместе со своими псалмами и произведения сих десяти мужей): чрез Адама первого (человека), Мельхиседека, Авраама, Моисея, Емана. Идифума, Асафа и трех сыновей Корея. Иеремия написал книгу свою, книгу Судей и Плач. Езекия и друзья его написали (ямшан), т. е. книгу пророка Исаии, Притчи, Песнь Песней и Еклезиаст. Мужи великой синагоги написали (кандаг), т. е. книги пророков Иезеккииля и двенадцати (малых пророков), Даниила и книгу Есфирь. Ездра написал книгу свою и родословия книг Паралипоменон довел до своего времени. Кто же остальные (родословия) исчислил? Неемия, сын Ахалии.“ 27 В означении годов событий, мы, исключая особенные случаи, следуем сочинению: de verifier les dates des faits historiques. A Paris. 1819. 44 Philocalia, cap. V. ed. Cantabrigiae. 1658. p. 29. In Ezech. hom. IV (in translatione Hieronymi), Patrologiae curs. complet. T. 25. col. 729. 49 Contra Anomaeos hom. XI, 3. opp. ed. de Montfaucon, 1718. T. 1. p. 544. Contra Iud. et gent., quod Christus sit Deus. § 11. p. 573. 55 Etymologiarum lib. VI, cap. 2, 25; Ezechiel et Daniel a viris quibusdam sapientibus scripti esse perhibentur. 57 Более подробно об этом царе будет сказано ниже при рассмотрении достоверности 5-й гл. кн. пр. Даниила. 64 Eusebii Chronic. lib. II. can. chron. Olymp. 202.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

444). Но мы находим это толкование весьма натянутым. Помимо значения " , заставляющего и Илию понимать, как личность, нам кажется, что имя именно и указывает на определенную, исторически известную личность Илии пророка. 2235 Χριστος δε, ει και γεγενηται και εστι που, αγνωστος εστι και ουδε αυτος πω εαυτον επισταται ουδε εχει δυναμιν τινα, μεχρις αν ελθων Ηλιας χριση αυτον και φανερον πασι ποιηση (c.8, p. 34). 2238   – «сборник (от собирать) р. Симеона», где, на подобие патристических катен, собраны толкования на отдельные места В. З. древнейших толкователей (появился в нач. XIII в.). 2239 В книге р. Исаака Троки Chizzuk Етипа (1593 г.) говорится, что среди израильтян – общеизвестная вещь, что Мессия не придет, прежде чем не придет Илия пророк и исполнит известное пророчество о нем, т. е. Мал.3:23 . 2240 Ялкут Шим., там же. Та же мысль, что именно пред откровением царства Мессии придет пр. Илия, лежит и в основе, находящейся в Баба мециа (  – 2-й тр. 4-го сед.) III, 4 (Surenhusius, IV, 118) формулы: (деньги, о которых двое спорят) да будут отложены (), до пришествия Илии – (ср. латинское «ad calendas graecas»). 2241 Ср. также тр. Менахот 4ба ( – 2-й тракт. 5-го седера). Выдержка у Wunsche, II Hibb, 4 Abth. S. 39. 2242 Место в Мишне Edujoth, VIII, 7 считается самым важным для характеристики иудейских воззрений на Илию (vgl. Schurer, II, § 29, 2, SS. 524–525). Оно гласит: «Р. Иошуа говорил: я получил предание от р. Иоханана бен-Закхая, который это слышал от своего учителя, как прямое предание Моисея с Синая, – что Илия не придет для того, чтобы вообще объявлять роды нечистыми или чистыми, отделить (от общества) или принять (в него), но только для того, чтобы отделить от него несправедливо втиснутых (членов) и принять насильно отделенных. Было по ту сторону Иордана семейство по имени Бет-Церефа, которое насильно исключил известный бен-Цион. Было там же и другое семейство (нечистой крови), которое этот бен Цион насильно принял. Вот для таких-то и придет он, чтобы объявить их нечистыми или чистыми, отделить или принять. Р. Шимеон говорит: его посольство имеет целью только прекратить споры. Ученые говорят: ни отделять, ни принимать, но его пришествие будет иметь целью только утверждение мира во всем мире. Ибо это и значат слова (Малахии). Я пошлю вам пророка Илию, который обратит сердце отцов к детям и сердце детей к отцам» (Surenhusius, IV, 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Апокрифами (слово «апокриф» означает «тайный, сокровенный») книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были приняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков. Православная традиция так называет писания позднего времени, возникшие между II веком до Р.Х. и I веком по Р.Х.: 1) Четвертую книгу Маккавейскую, 2) книгу Еноха, 3) книгу Юбилеев, 4) Вознесение Моисея, 5) Апокалипсис Варуха, 6) Завет XII патриархов. Эти книги во многом расходятся с основами библейского учения. В Католической Церкви в рассматриваемый период, как и в предыдущие, господствует взгляд на объем ветхозаветного канона, установленный еще во времена блаженного Августина и сформулированный на Тридентском соборе. Первый Ватиканский собор (1870 г.) возвел это учение в разряд догмата. Ветхозаветный канон признан состоящим из 46 книг: к 39 книгам, входящим в православный канон, добавляются Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит, Иудифь, Варух вместе с Посланием Иеремии, составляющим 6-ю главу в Книге Варуха, Первая и Вторая Маккавейские. Снова была изречена анафема на всякого, «кто не признает боговдохновенными книг, утвержденных Тридентским собором». Протестантский взгляд на канон Ветхого Завета формировался постепенно. Отношение к неканоническим книгам основоположника протестантизма Мартина Лютера видно из того, что он в своем полном немецком переводе Библии поместил и приведенные им неканонические книги, которые отделил от канонических особым надписанием: «Апокрифы, то есть книги, которые хотя и не считаются равными со Священным Писанием, но добрые и полезные для чтения». Таким образом, Лютер в вопросе о неканонических книгах стоял недалеко от древневосточного воззрения на них. Кальвин, так же как и Лютер, отделял неканонические книги от канонических, но говорил, что он не относится «к противникам учения этих книг», усматривая в них подтверждение своему учению. Цвингли решительно отвергал неканонические книги и их значение для учения веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

VIII, 38, 39). Его не могли отлучить от любви Божией ни ангелы, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь: а тебя отлучает врачевание тела? Какое же будет нам извинение? Христос должен быть для нас страшнее и геенны, вожделеннее и царства. Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели, для освобождения от болезни, впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы: доставит пользу телу, которое, спустя немного, непременно умрет и сгниет; а повредит он безсмертной душе. Как похитители людей, предлагая маленьким детям лакомства, пирожки, игорныя кости и другое, тому подобное, и чрез это приманивая их к себе, часто лишают их свободы и самой жизни; так и демоны, обещая человеку уврачевать тело, совершенно губят спасение души его. Но мы не потерпим этого, возлюбленные; напротив, всячески постараемся избегать нечестия. Не мог ли Иов, согласно убеждению жены, произнесть хулу на Бога и освободиться от постигшаго его несчастия? Рцы, говорила она, глагол некий ко Господу, и умри (Иов. II, 9). Но он решился лучше страдать и мучиться, и перетерпеть невыносимый тот удар: нежели произнести хулу на Бога и избавиться от тяготевших на нем бедствий. Поревнуй ему и ты; пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай, как и тот праведник не послушался жены; нет, решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив, чтобы и тебе услышать: мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив (Иов. XL, 3)? 8. Можно бы сказать и больше этого, но, чтобы не затруднить вам памятование о сказанном, я здесь окончу свою беседу словами Моисея: засвидельствую вам днесь небом и землею (Втор. XXX, 19), что, если кто из вас, здесь ли находящихся или отсутствующих, отправится смотреть трубы (иудейския), или пойдет в синагогу, или взойдет в храм Матроны, или будет участвовать в посте и субботах, или совершать другой какой-нибудь малый или великий иудейский обряд, я чист от крови всех вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010