Вопрос этот еще усложняется случаем, указанным в следующем стихе (см. пр. 2-е) 369 (Ст. 4). О юбилейном годе см. главу XXV Левита и примечания к ней. Махириты весьма правильно ставят и рассматривают вопрос. Девушка, наследница удела, из племени Махира, выйдя замуж за лицо, принадлежащее к другому колену, передавала в сущности удел свой детям своим от мужа своего рожденным, но дети эти по отцу становились членами того колена, к которому принадлёжал отец и, к кому бы продажею не перешел участок, он никогда не мог возвратиться в удел Махиритов так, как юбилейный год (ст. 13-й, 14-й, 15-й, 16-й, 27-й гл. XXV Левита) возвращал владение в род владельца, но родство, как видно из всего священного Писания, считалось исключительно по мужской линии. Предположив даже случай, что общее собрание племени Махира решилось бы купить участок, который перешел в руки лица другого колена по женитьбе, этот участок в юбилейный год опять возвратился бы в мужескую линию первоначального владельца участка по женитьбе и выходил бы из общего владения колена Махирова (Ср. указ. выше стихи Левита о продаже участков до юбилейного года лишь по числу остающихся до этого года жатв) 370 (Ст. 5–10). Каждое колено составляло административную и даже отчасти политическую единицу, что доказывается отдельными войнами, которые вели напр., сыны Махира в Вассане ( Чucл. XXXII 39 – 42), сыны Иудины против Хананеев и Ферезеев ( Cyд. I 2, 4, 18); Неффалим и Завулон под предводительством Варака против Иавина и Сисара ( Cyд. IV, 10 ), наконец весь Израиль против колена Вениаминова ( Суд. ХХ, 1 и след.). В виду этого устройства, составлявшего силу Израиля, так как каждое колено составляло и свое собственное ополчение под своим знаменем (ср. гл. II Числ. с прим.), не представлялось удобным нарушать его вследствие отдельных частных случаев притом, вероятно, весьма редких, а потому Моисей вопрошает Господа и получает в откровении закон, который отчасти стесняя право выбора мужей для наследниц, дает однако широкий простор естественному человеческому желанию счастья и любви. Наследницы удела во всяком колене Израилевом (ср. ст. 6 с ст. 8) имеют право избрать себе мужа по сердцу: «кто понравится глазам их», с тем только, чтобы он принадлёжал к племени колена отца их. Таким образом выбор наследницы невесты мог остановиться на одном из многочисленных юношей, принадлежащих к колену Израилеву, составлявшему в сущности почти целый народ по численности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Весьма хорошо указывают комментаторы Спб. Дух. Ак. на читаемый нами 6 стих этой главы Исаии, что пророчество о плене народа Еврейского и рассеянии его начинаются с Моисея ( Лев. 26:14–39 1304 и уясняются при Иеровоаме пр. Ахией ( 3Цар. 14:15 ); при Иеровоаме II пророком Амосом ( Ам. 5:27 ) и кроме Исаии повторяются и современником его пр. Михеем ( Мих. 4:10 ). Пророчество Исаии исполняется, как мы знаем, буквально. Толпы Иудеев, и притом самых знатных и богатых родов, отводятся в плен Навуходоносором ( 4Цар. 24:14–16, 25:12 ) и служат при царях Вавилонских рабами, или, как их называли, „евнухами“ 1305 . В этом смысле и Манассия, сын Езекии,-временно отведенный в Вавилон, по приказанию царя Ассирийского Есархадона, жившего в Вавилоне, видел уже на себе начало исполнения пророчества (см. 2Пар. 33:11–13 ). Но полное исполнение пророчества-при Навуходоносоре, и о нем говорит Исаия. Наказание Езекии в этом пророчестве заключается в том, что ему открывается будущее, а для спокойствия души его было бы великое счастье-не знать его. Но оно открыто ему, чтобы показать ему, как безумны человеческие рассчеты. Езекия утешает себя только тем, что глаза его не увидят этого бедствия. 8 . И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благостояние пребудут во дни мои 1306 . Слова: „присовокупил он“ (Езекия) доказывают, что в этом стихе записаны не все слова, сказанные Езекией; поэтому мы не имеем права возбуждать против Езекии какое бы то не было обвинение в эгоизме, как делают это некоторые комментаторы. Очевидно для нас, что он поражен,-но опомнившись, говорит, что всякое слово, изреченное Господом благо, как бы ни казалось оно тяжелым для человека. За тем уже он „присовокупляет“, что он радуется тому, что его царствование пройдет в мире и спокойствии. – Он, очевидно, ошибался, когда произносил это ранее нашествия Ассирии, но тем не менее он после горя нашествия испытал великую радость и спокойно отдал душу свою Господу. По поводу слова благостояние т. е. крепость царства, мы заметим, что оно переводится в Славянском и во всех западных переводах словом правда, как в Вульгате: veritas, а в греческом, словом справедливость. Мы нашли только в переводе латинской Лейпцигской библии 1822 года перевод сходный с нашим, словом stabilitas. Франц. Библия 1722 года (impr. à la Haye) и Остервальд дают перевод: sûreté.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Плен Плен как изгнание, насильств. переселение целого народа или его части. I. В качестве прообраза П. (­ изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада ( Быт. 3:23 ). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. и внешнее порабощение. II. Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. ( Исх. 1:11–14 ). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. рабства ( Исх. 3:7–10 ; Исх. 20:2 ; ⇒ Исход). III. 1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами ( Лев. 26:33–39 ; Втор. 4:25–28 ; Втор. 28:36.37.64–68 ). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему ( Лев. 26:40–45 ; Втор. 4:29–31 ; Втор. 30:1–10 ). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Ам и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание; 2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным – халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745–727 гг. до Р.Х.) начали систематич. переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг. Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. на севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. пер. Гозан назван рекой, а Хавор – областью; 4Цар. 15:29 ; 1Пар. 5:6.26 ). В Ис. 9отражены именно эти события.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Fr. Gfrorer Philo und die judisch –alexandrinische Theosophie I, S. 99. 441 См. и late Rev. Alfred Edersheim, History of the Jewish Nation after the Destruction of Jerusaem under Titus. Revised by the Rev. Henry A. White with a Preface by the Rev. Prof. William Sanday. London 1896. p. 417. См. еще на стрн. 153, 295, 167, 340. 444 В этом случае Филон разделял общепринятое в иудействе превознесение Моисея (ср. у Rev. William Henry Beunett, Art. «Moses» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 447. на счет которого Иосиф Флавий влагает в уста дочери фараоновой свидетельство, что она возрастила (Antiqu. jud. II, 9; 7 по edit. Bened. Nies], Berolini 1887, p. 132. 446 По счету Fr. W. Farra’a (History of Interpretation, p. 141 – 142), в первом томе филоновых сочинений у Mangey дано около 1.000 ссылок на Пятокнижие, 18 на псалмы, 8 на пророков и 12 к остальным ветхозаветным книгам, а во втором томе помечено лишь пять указаний сверх тех, которые относятся к Торе. См. еще Rev. Prof. George Salmon: The Apocrypha. General Introduction в The Holy Bible. Apocrypha ed. by Henry Wace. Vol. I, London 1888. p. XXa. XXI. E. H. Plumptre в несколько специальном смысле называет труды Филона «лекциями» о Пятокнижия: The Writings of Apollos. An Attempt to fix the Authorschip of the Wisdom of Solomon and the Episte to the Hebrews в «The Expositor» 1875, VI, p. 412. Точные филоновские цитаты касательно взгляда Иосифа на каноническое достоинство упоминаемых им библейских книг см. у Cl. Frees Horneman, ex Philone в указанном на стрн. 156, сборника, р. 34 – 61. Несколько иная пропорциональность замечается у св. Павла; в послании к Римлянам чаще цитируются пророки, чем закон (Charles Mathion, Etude sur les citations de L’Ancien Tastament dans L’epitre de saint Paul aux Romains, p. 39), но для 14-ти посланий находим в этом отношении количественное равновесие, потому что для всех параллелей и реминисценций имеется – приблезительно – около 117 из Торы, до 107 из пророков, до 68 из псалмов при 11 из других учительных и 8 из исторических книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Библия (греч. «книги») – собрание иудейских и христианских канонических священных книг, созданных на Ближнем Востоке в XIII в. до h.э.II в. н.э. Она состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В иудейском ветхозаветном каноне – три части: Тора («Закон») или «Пятикнижие Моисея» (книги Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); «Пророки» – исторические книги Иисуса Навина, Судей, Царств, в которых излагается история завоевания Палестины вплоть до VI в. до н.э., а также сборники речей больших (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и 12 малых (Осия, Амос, Иона, Михей [VIII в. до н.э.], Наум, Аввакум, Софония [VII в. до н.э.], Авдий, Аггей [VI в. до н.э.], Захария [конец VIhaчaлo V в. до н.э.], Малахия [ок. V в. до н.э.], Иоиль [ок. IV в. до н.э.]); «Писания», составленные из книг Псалмов и притчей Соломоновых, книг Иова, Ездры, Неемии, Руфи, Эсфири, Даниила и «Екклезиаста». Каноническими («богодухновенными») для евреев и христиан являются 39 книг. Большинство центральных тем и мотивов Ветхого Завета находят соответствие в различных мифологиях мира: идея единобожия, известная египтянам, представление о мире как о водном хаосе, райское начало, мировое древо, сотворение человека, всемирный потоп как наказание за грехи в шумеро-аккадской мифологии и др. Новым был совершенно иной тип мифологического сознания, закрепивший в 10 заповедях основы личной и общественной морали. Перевод Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, получивший название Септуагинта (IIIII вв. до н.э., в нем на 11 книг больше), стал основой для составления текстов Ветхого Завета у западных христиан. В Новом Завете были сформулированы основные положения христианства, которые разрабатывались во IIIV вв. (см. Новый Завет ). Библия оказала огромное влияние на духовное и культурное развитие христианских народов. Ее сюжеты и образы получили воплощение в византийской, западноевропейской, древнерусской и других средневековых культурах. Они разрабатывались в изобразительном искусстве, музыке и литературе Возрождения и Нового времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний вопрос опять–таки не безразличен для изучения раннего христианства – это вопрос о том, на какие библейские тексты могли опираться фарисеи и затем раввины. Никто не сомневался в том, что Дан 12 говорит о физическом воскресении тела; к I веку некоторые так же читали и Иезекииля, хотя ясно улавливали и метафорические оттенки текста, связанные с возвращением из изгнания. Однако ключевой вопрос, с которым саддукеи приступали к фарисеям (и похоже, к Иисусу), был таким: можно ли найти воскресение в самой Торе, то есть в Пятикнижии Моисея? 826 Ответ звучал утвердительно: «О, если знать, чего искать». Главный талмудический спор на эту тему (Санхедрин 90–92) дает множество примеров. Там говорится, что Гамалиил II (конец первого века) ссылался на Втор 31:16 , где ГОСПОДЬ обещает Моисею, что тот уснет с отцами и восстанет 827 . Саддукеи возражают, что в данном тексте «восстанет» вовсе не Моисей, но его народ, который «восстанет» делать зло (что нам сегодня кажется обоснованным); тот же текст использует современник Гамалиила Иегошуа бен Ханания, а век спустя, Симеон бен Иохай 828 . В том же отрывке Гамалиил повторяет тексты из Пророков и Писаний ( Ис 26 , что понятно; Песн 7:10 менее понятно для нас, там говорится о людях, чьи уста движутся во сне, что некоторые раввины толковали как сказанное о губах умершего учителя, которые беззвучно шевелятся в могиле, когда кто–либо цитирует его речения) 829 . Но Гамалиил снова возвращается к Второзаконию, теперь к 11:9: поскольку ГОСПОДЬ клянется патриархам, что он даст землю им, а не просто их потомкам, эту клятву можно исполнить, только воскресив их из мертвых 830 . Несколько иная аргументация звучит относительно Числ 18:28 («и будете давать из них возношение ГОСПОДНЕ Аарону священнику»): указание на то, что Аарон в будущем вновь будет жить и получать приношения от израильтян 831 . Другие используемые отрывки из Пятикнижия включают в себя Числ 15:31 (остаток вины согрешившего учитывается в грядущем веке), Втор 32:39 (ГОСПОДЬ говорит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю») и Втор 33:6 («Да живет Рувим и да не умирает»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Возможно, некоторые географические описания и перечни, которые содержатся в Ис Нав.15–19 , также возникли в допленную эпоху, но не были включены в текст повествования о завоевании земли. Для некоторых колен дается описание границ, их территорий; для некоторых характерно использование понятия «предел»: такие описания даются для территорий колена Иуды (15:1–12; 18:15–19), Манассии (16:1–3/18:12, 13; 17:7–10) и Ефрема (16:4–9). С другой стороны, перечень городов, расположенных на территории колена Иуды (15:20–63; 18:21–28), наводит на мысль, что в нем отражено обычное для допленной эпохи разделение на административные округа. При этом сообщаются особенности географического расположения городов – например, в горах или на холмах (15:20–63; 18:21–28). Эти перечисления, «возможно, ...связаны с административными мероприятиями царского времени» (V. Fritz). 2.2 Девтерономические редакции Девтерономическую редакцию в Книге Иисуса Навина в языковом отношении «достаточно легко отличить от традиции» (R G Kratz); она видна на протяжении всей книги. Эта редакция состоит из речей (1:1–9, 10–18; 13:1–7; 22:1–6; 23:1–16), «подведений итогов» (11:16–23; 21:43–45) и перечней (12:1–8). Исходный пункт редакции – момент призыва Иисуса Навина стать преемником Моисея ( Втор.31:1, 2, 7, 8 ). Задача Иисуса Навина – перевести Израиль через Иордан в Землю Обетованную, которую желает им дать Яхве (1:1, 2, 5, 6). В финале рассказа о том, что Яхве даровал Израилю землю, констатируется, что Иисус Навин выполнил свою задачу (11:16). После того, как Иисус Навин разделил землю, отдав ее коленам Израилевым в наследственную собственность, война прекращается, и земля обретает покой (11:23). Существуют различные мнения о датировке девтерономических слоев в Книге Иисуса Навина. Н. Лофинк предположил существование девтерономического повествования о завоевании земли еще в допленную эпоху; это произведение начиналось во Втор.1 и заканчивалось в Книге Иисуса Навина (DtrL: Втор.1 – Ис Нав.21 ). Для этого произведения типично то, что Яхве дает израильтянам землю и они сами ее завоевывают ( Втор.1:39, 3:20, 4:1, 9:23, 10:11, 16:20 , Ис Нав.1:11, 15, 18:3 ). Целью этого произведения было узаконить притязания Иосии на североизраильские территории (см. выше, G. Braulik в C.IV.2.4 и D.II.3.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Пятикнижия. Лобштейн прочитал здесь слова „Садок сын Халева, сына Тамариса, жреца солнца, писание Абиши“. А между тем, по Де-Саси вместо слов жреца солнца писание Абиши должно читать: Sacerdotis ministri scribae Abisae, „священника, правителя писца Абиши“; в таком случае всякое указание на культ солнца в подписи исчезает. Де-Саси, N. et. Е: XII, 21. О мнимых остатках языческих верований в почитании Гаризима см. ниже. 835 Cp. Марка 6b-7a. 23b Lib. Jos. c. 29: Особенно часто эпитеты эти упоминаются в гимнах, прославляющих Бога. См. гимны Марки и Амрама. Cowley, р. 6. 17–18. 23, 24, 28–29 625, 702. и др., а также цитаты у Монтгомери р. 215. 837 37 b. 38 а. 73 а Ср. 219 а: „Велика была радость, которая исполнила сердце Моисея, когда он увидел, что ангелы парят над ним справа и слева, впереди и позади, увидел, что великая слава (cabod) взяла его десницу, обняла его и прошла пред ним“. Munk, Erzahlung uber Tod Moses. 52–53. 841 Kohn, Die Samarit. Pentateuchubersetz. Zeit. D. M. Gesell. Bd. 47 S. 661. В Самар. тексте Гезениус насчитывает до 600 чтений, имеющих целью устранение антропоморфизмов. (De Pent, samar. 85). По поводу предполагаемых Гезениусом и Коном корректур этого рода в Сам.-евр. Пятикнижии (Gesenius, Ibid. Kohn, De Pent. sam. 23) Cp. Munro, The Samar. Pentat. 39. 843 Gesenius, Carm. Sam. XI p. 100. Cp. Cowley, 181: „Он видит но не глазами; слышит, но не ушами». 844 Впрочем, нельзя сказать с Монтгомери (р. 213), что elohim является только по требованию рифмы. 846 Carm. Sam. I, 21. IV, 21: VI, 21. Грюнбаум высказывал предположение, что самаряне заменили тетраграмму именем Ашимы, каковое слово означает „небо“. Употребление этого имени и могло, будто бы, дать повод самарянам назвать свой храм ειν σημον 1. с. p. 395. 848 Qhaest, in Exod. XV (Migne 80, 244): Haeret. fabul. compend. V.3. (Migne 83. 460). Нынешние самаряне произносят тетраграмму, как Jahwa. 851 Подлинный текст гимна у Cowley’я р. 28 и с латинским переводом у Gesenius " a, Carm. Samar. II. 852 „Мы полагаем, что самаряне под именем ангелов разумеют δναμιν или virtutem Бога, не отдельную от Его существа, – могущество Его или волю, которую недостаточно точно они называют заповедью или повелением”.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

670 (Ст. 10). При описании благ Господних и воспитания Израиля, народ рисуется взятым «в пустыни, в степи печальной и дикой» (гебраисты буквально передают: в степи ревущей, т. е. наполненной ревом диких зверей; Еспин). Мы уже говорили выше, и прежде в Исходе, что из Египта выводится не народ, а толпа; Господь создает из этой толпы народ; ранее Господь был покровителем лишь семьи, пришедшей в Египет: поэтому совершенно сообразно с историей народа сказать ему: «Господь нашел народ в пустыне, и степи печальной и дикой» и там ограждал его от несчастий, смотрел за ним, хранил его, питал его и воспитал его. 671 (Ст. 11–12). Не можем не обратить внимания на истинно прекрасные, поэтические образы и сравнения, употребленные в этой песни, которая по архаическим оборотам своим несомненно принадлежит той высокой древности, которую приписывает ей еврейский и христианский канон. (Так Еспин с ссылкой на Bleek’s introduction to the old Testament Vol. I § 39 и на Keil’s introd. to the old Test. p. I, ch. II § 13). Сравнение с орлом в устах Моисея и настоящей песни потому уже замечательно, что оно есть почти буквальное повторение стиха 4-го гл. XIX Исхода (ср. и пр. 4-е) и очень естественно повторяется в устах того же писателя. О. Герлах замечает, что слово « носится» стиха 11-го есть то же слово, которое встречается в Быm. I, 2 : «И Дух Божий носился над бездною». Как там Дух Божий живил бесформенную материю, так и здесь Господь согревает, живит своим присутствием зачатки народа доселе бывшего в бесформенном хаотическом состоянии, но который под рукою Божиею слагается в нацию. Ношение народа на перьях орлиных объясняется последующим 12-м стихом; «Господь водил его». Но мы знаем (ср. Ucx. XIII, 21 , пр. 14-е; XIV, 19, прим. 14-е; XXIII, 21 пр. 16-е а также XXXIII, 1–3, пр. 1-е и 2-е), что Господь Сам шел с Израилем из Египта и в пустыне (Ср. Числа Х, 11, 34). 672 (Ст. 13–14). В стихах этих рисуется занятие Палестины как бы совершившимся. Вознесение на высоту земли означает овладение Израилем не только горами Ханаана; но и укрепленными местами врагов их занимавших страну (О. Герлах, Еспин). Господь кормил Израиль произведениями полей означает обилие жатв, плодородие земли; мед из камня ( Пс. 80 , ст. 17) есть местное указание на пчелиные ульи, находимые в скалах Палестины, и вообще указывает на многочисленность пчел и меду, что конечно связывается с естественным плодородием почвы, на которой природа производит медовые растения и травы. Елей из твердой скалы есть указание на маслины, которыми обилует гористая Палестина.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Преследуемых за веру во Христа, отстраненных от иудейского богопоклонения и смущенных отсутствием внешних проявлений славы Христа (Который в земной Своей жизни был гоним и преследуем, а потом скрыт на небесах) адресатов послания автор его пытается укрепить в вере (10,38.39), отвратить от сомнений и направить их мысли к покою в Боге и граду Божиему (4,1.2.11; 11,10.14–16; 13,14). Характерные особенности и темы Литературный стиль Послания к евреям и его сосредоточенность на первосвященстве Христа выделяют это послание из общего контекста новозаветных книг. Выдающийся вклад данного послания в новозаветное откровение Иисуса Христа состоит в том, что оно сообщает об исполнении во Христе установлений Закона Моисеева о святилище, о жертве и о священстве. Автор характеризует свое обращение как «слово увещания» (13,22). Этим же греческим выражением в Деян. 13,15 названа речь в синагоге, и это обстоятельство позволяет отождествить данное послание с письменной формой проповеди. Назвав послание «словом увещания», автор выразил его основную идею и цели (3,13; 6,18; 10,25; 12,5). Увещания основываются на убежденности автора в том, что сам Ветхий Завет свидетельствует о несовершенстве заключенного на Синае завета с его системой жертвоприношений и непосредственно указывает на грядущего Первосвященника Иисуса Христа. Иисус превосходнее посредника прежнего (ветхого) завета, превосходнее ветхозаветного святилища и ветхозаветных жертвоприношений. Он «достоин большей славы», чем Моисей (3,3). В противовес земному и внешнему характеру ветхозаветного богопоклонения, Иисус освятил нас для истинного поклонения Богу, к которому мы приступаем с чистой совестью. Он залог лучших обетований Божиих, поскольку неразрывно соединил нас с Богом благодати. Содержание I. Христос выше ангелов (гл. 1; 2) А. Пролог: последнее и высшее Свое слово Бог сказал в Своем Сыне (1,1–4) Б. Писание свидетельствует о великой славе Сына (1,5–14) В. Увещание не отказываться от спасения, явленного Сыном (2,1–4) II. Христос выше Моисея (3,1 4,13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010