В10 верстах от Киева, к западу, находится казённое селение Борщаговка, именуемое братским, потому что некогда принадлежало Киевскому Богоявленскому братству, по дарственной записи гетмана запорожских войск Ивана Петрижицкого. Селение Борщаговка прославилось чудотворною иконою Божией Матери, которая находится в приходской церкви Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. О времени и обстоятельствах явления сей иконы нет никаких сведений, но нередко совершающиеся от неё чудотворения привлекают к ней многочисленные толпы богомольцев. Каждую неделю по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери, и в 10-ю пятницу совершается празднество. Табынская Табынская Первое явление Табынской иконы относится ко второй половине XVI века, до первого сеитского бунта, когда башкиры в 1676 году, под предводительством своего старшины Сеита, разорили селения в Уфимском и Казанском уездах. Монастырский дьякон первый увидел святую икону на большом камне у подошвы горы над источником, известным под именем «святого солёного ключа». Икону носили в Уфу и Казань, наконец, поместили в монастырской церкви. Затем край был охвачен бунтами, и сведения об иконе пресекаются. В первой половине XVIII столетия совершилось второе обретение на том же камне; её нашли башкиры и со злобою ругались над святынею, рубили, кололи её, но она оставалась невредимою и несокрушимою. Башкиры наказание за своё святотатство, лишились зрения и долго блуждали в лесу, пока один из них не раскаялся в своём злодеянии и получил прозрение, а за ним и прочие раскаялись и были помилованы. Икона была перенесена в храм села Табынского Стерлитамакского уезда, получила название Табынской Божией Матери и прославилась повсеместно в Приуральском крае многими чудотворениями. Ежегодно, в девятую пятницу по Пасхе Христовой, в день обретения иконы, десятки тысяч богомольцев, большею частью пешком, стекаются в село Табынское, на Святые Ключи. В первое воскресенье после девятой пятницы по Пасхе чудотворную икону носят при крестном ходе на место её чудесного явления – Святые Ключи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   Освящение монастыря Пантократора в Царьграде, 4 авг.    Освобождение от врагов при царе Ираклии, 7 авг.    Затмение солнца при императ. Льве мудром в 891 году, 8 авг.    Обретение нерукотвор. образа камулианского Спасителя, 9 авг.    Вношение креста в Палату, 14 авг.    Истощание и наполнение живоносного источника в храме, 16 авг.    Трус, 16 авг.    Прозрение оп. Павла, 1 и 15 сент.    Неопалимой Купины на синайской горе, 20 сент.    Трус великий, 5 и 7 окт.    Изгнание Григория Богослова от Домнин, 13 окт.    Чудо Параскевы в Хиосе, 14 окт.    Пренесение иконы великомуч. Димитрия из Солуня в монастырь Пантократора в 1143 г., 26 окт.    Освящение храма Авва-Кира, 12 нояб.    Трус, 6 дек.    Победа над Хозроем, 12 дек. Трус, 14 дек.    Внесение Богородицы, 21 дек.    Отверзение дверей Великой церкви, 22 дек.    Светохождение окодо Великой церкви, 22 дек.    Освящение Великой церкви или Софии, 23 и 24 дек. Указатель 3    святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня).     Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября.     Або, муч. грузинский, 8 янв.     Авив, еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб.     Авксентий пр., 12 июня.     Аврамий мирожский, 24 сент.     Аврамий, палеостровский, 21 авг.     Аврамий печенгский, 4 февр.     Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг.     Агапит маркушевский, 21 мая.     Агафон преп. печерский, 28 авг.     Адриан ионзенский, 5 мая     Адриан ондрусовский, 26 авг.     Адриан пошехонский, 5 мар.     Адриан сестринский волоколанский.     Акила печерский, 28 авг.     Акиндин, архим. печерский, 28 авг.     Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент.     Александр ошевенский, 20 апр.     Алексий печерский затворник, 21 сент.     Аммон печерский, 28 авг.     Анфилохий глушицкий, 12 окт.     Анфилохий епископ, 28 авг.     Анания иконописец Антониевский, 17 июня.     Анастасий диакон печерский, 22 янв.     Анастасий печерский подвижник, 28 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На горнем месте картина на полотне в золоченой деревянной раме – Снятие со креста. Близ жертвенника древние иконы Знамения Божией Матери и Живоносного источника. В иконостас местная икона Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Убрус жемчужный. Оклад и венец серебряный, вызолоченный, с дорогими камнями. На главе Спасителя драгоценная с бриллиантами и камнями корона, пожертвованная Государынею Императрицею Екатериною II-ю. Вправо от Нерукотворевного Образа дска с гнездами частей мощей разных святых; 1) Александра Свирского , 2) Афанасия Великого , 3) Великомученика Дмитрия, 4) Арсения Тверского, 5) Василия Анкирского, 6) Архидиакона Стефана, 7) Св. Симеона, 8) Григория Декаполита , 9) Св. Антония. 10) Ефрема, 11) Александра Невского, 12) Иоанна Дамаскина , 18) Стефана Нового, 14) муч. Сильвестра, 15) Св. Корнилия, 16) муч. Артемона. Эта дска со святыми мощами входит в другую дску, на коей вверху: Иисус Христос , а по сторонам: преподобный Александр Свирский , преподобн. Мария Египетская, св. Благоверный князь Александр Невский и преподобный Петр Афонский. Внизу слова: «Пречистому Образу и св. мощам покланяемся и просим прощения о согрешениях наших». На аналое образ Божией Матери в скорбех и печалех Утешение – подобное изображение с иконы, находящейся в русском скиту св. апостола Андрея Первозванного на св. гор Афонской, в деревянном вызолоченном киоте за стеклом. Местная икона Смоленской Божией Матери Седмиезерския. Венец жемчужный. Подпись и слова низаны мелким голубым бисером. Оклад шитый золотом и убран дорогими камнями. Икона небольшая святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа с частями их мощей, вложенных в серебряные вызолоченые ковчеги. Оклад на иконе серебряный, вызолоченый. Эта икона полагается на аналое на величаниях в праздники казанских святителей. Икона Никитской Божией Матери очень хороша письма в серебряной вызолоченой ризе. Венец у Божией Матери и у Спасителя серебряный вызолоченый, с камнями; кроме того на главе Богоматери жемчужная корона с камнями. На левом столбе икона Боголюбской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

В деревне Костюшиной крестьянка Ирина Петрова семь лет сильно страдала внутреннею болезнью; доктора не могли ей помочь. Её мать посоветовала ей обратиться с молитвою к Господу и взять одну из икон, которые раздавали из церкви села Иванова. Но все иконы были уже розданы, и потому больная решилась заказать новую. Во сне она увидала, будто бы для сбора подаяний пришёл помощник старосты из села Никольского; на блюде у него лежала икона такого древнего письма, что трудно было разобрать изображение. Этот человек сказал больной: «Зачем ты не просишь оставшихся старых икон?» Больная отвечала: «Слышу, что их нет». Явившийся советовал ей просить иконы Всех скорбящих Радость и прибавил, что она вместе с сею иконою получит исцеление. Больная, узнав, что в Ивановском нет икон, отслужила молебен в своей приходской церкви пред иконою Божией Матери Всех скорбящих Радость. Чрез несколько времени она увидела во сне светообразную Жену, которая советовала ей отыскать икону, уверяя, что получит от неё исцеление; если же не будет о том заботиться, то ещё более будет страдать. Больная, проснувшись, пошла в с. Ивановское и рассказала о своём видении, но там её заверяли, что все старые иконы уже розданы; священник предлагал ей икону из царских врат, но больная не согласилась. Чрез несколько времени она увидала во сне своего умершего деверя, который упрекал её в нерадении и, приведя её в одну храмину, показал икону Всех скорбящих Радость. После этого больная опять пошла в Ивановское и просила поискать старую икону. По сильной её просьбе священник против всякого ожидания нашёл икону Всех скорбящих Радость. Больная тотчас узнала виденную во сне икону и тогда же просила пред нею отслужить молебен; после молебна получила исцеление. После этого многие больные получали исцеление от иконы Богоматери. 24.10. Всех скорбящих Радость – в Твери В Живоносно-Источнической-Скорбященской церкви, что на Тверском кладбище, находится свято чтимая икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Она написана на древней, цельной сосновой доске, мерою: в вышину – 1 аршин три четверти, в ширину – 1 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Из числа новых поступлений примечательна икона Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия») (1474) итало-критской школы - дар М. Валви-Куцанеллу. Произведения местных патмосских художников появляются с нач. XVII в.: мастера Стаматис Хиос и Теодорос следуют традициям критской школы, значительно упрощая их. Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Из более поздних икон особо почитается «Нерукотворный образ Спасителя» (кон. XVIII - нач. XIX в.), с к-рой в 1925 г. произошло чудо. Икона принадлежала И. Кундури, муж к-рой уехал в Сев. Америку, оставив ее с 2 детьми на произвол судьбы. Чтобы прокормить семью, она решила продать икону коллекционеру. Когда дети пришли в последний раз помолиться Спасителю - попрощаться с иконой, образ Христа начал слезоточить. Поток слез был очень сильным, весть об этом чуде облетела весь остров. Супруг Кундури раскаялся и оказал семье материальную помощь. Икона была перенесена в исихастирий Святая Святых и затем в музей-ризницу И. Б. м. В собрании И. Б. м. есть и рус. иконы ( Дмитриевский. 1894. С. 191-194), напр. образ Божией Матери «Казанская» (XVII в.) в серебряном окладе с венцом (украшенным бирюзой, янтарем и горным хрусталем) и цатой. Омофор вышит жемчугом. Прикрепленный к окладу каменный крест, окованный серебром и украшенный кораллами и драгоценными камнями,- пожертвование кого-то из верующих; он древнее иконы и датируется XVI в. Помимо музея-ризницы иконы критской школы находятся в парекклисионе свт. Николая Чудотворца («Св. Иоанн Предтеча», 1480-1500) и в резиденции игумена («Сретение», кон. XV в.). Мн. иконы критской школы хранятся в др. мон-рях и храмах Патмоса. Напр., в мон-ре Живоносного Источника - «Христос во гробе» (1480-1500) Николая Дзафуриса, «Три святителя» Иеремии Паллады (1-я пол. XVII в.), «Прп. Христодул» (1610-1629); в мон-ре Благовещения Пресв. Богородицы - «Распятие» (1-я пол. XV в.), «Введение и Сретение» Михаила Дамаскина (ок. 1582-1592/93); в ц. вмц. Екатерины в Хоре - «Ап. Иоанн Богослов и Прохор» (сер. XVI в.); в ц. Сретения в Хоре - «Положение во гроб» (1620-1645); в ц. Пресв. Богородицы Елеимонитрии - «Богородица на престоле» (1590) и «Вмч. Евстафий Плакида, с житием» (1620-1640). Церковные облачения и утварь

http://pravenc.ru/text/471591.html

При приближении к селу иконы, был сделан перезвон; собралась масса народу; из церкви крестный ход с св. иконами направился навстречу иконы Живоносного источника Божией Матери. На месте встречи в 6 верстах от села, молебствовали более часа; отслужили прежде молебен с акафистом и коленопреклоненной молитвой Божией Матери, потом совершили молебствие на случай бездождия; в конце коего все молитвы были читаны при коленопреклонении всего народа. При этом находились многие раскольники. По окончании молебствия на месте встречи, крестный ход направился обратно к селу и уже в сумерки возвратился в церковь , в которой и было торжественно отслужено всенощное бдение. На другой день, после литургии, тотчас же началось молебствие по домам прихожан и продолжалось до 2 июня. Не осталось ни одного дома во всем селе, где бы не была принята эта икона, даже во многих раскольнических домах служили пред ней молебны, после которых и раскольники прикладывались к иконе. Как встретили торжественно, точно также торжественно и проводили св. икону после литургии 2 июня. 2) О священно-церковнослужителях Священник Василий Иванов Нечаев, духовного происхождения здешней же епархии, окончивший курс в Казанской духовной семинарии по 1-му разряду; на настоящее место переведен из села Монастырского Урая, Лаишевского же уезда, 21 августа 1889 г., с назначением в благочинные 4 участка Лаишевского уезда; имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест. Диакон Сергей Леонтьев Толпегин, крестьянского происхождения здешнего села, окончивший курс в здешнем сельском училище. Вот как Толпегин достиг этого сана. В 1885 г. перешел сюда благочинный Флегонт Александрович Петров, противораскольнический миссионер, знаток своего дела. Петров вскоре между певчими заметил выдающегося чтеца, – Сергея Толпегина, котораго и приблизил к себе, тем более, что он был сын церковного старосты. Заметив в нем необыкновенную память и склонность спорить с раскольниками, Петров стал приготовлять Толпегина к основательному действованию против раскольников, в чем и успел настолько, что Сергей Толпегин сделался хорошим его помощником по миссионерству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрасили «Изгнание из рая». В царицынском храме уничтожили фрески знаменитого Александра Соколова Уничтожение произведения искусства или воссоздание исторического прошлого? 11 сентября, 2021 Уничтожение произведения искусства или воссоздание исторического прошлого? В храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне уничтожили фрески знаменитого иконописца Александра Соколова. Это иконоборчество или приведение убранства храма к единому стилю? Разбирался «Правмир». А где фрески? Их нет О том, что происходит, узнала совершенно случайно жена иконописца — художник Мария Вишняк. Она привела в храм знакомую, известного московского врача Елену Викторовну Наумову, чтобы показать росписи. И увидела, что фресок нет. Фрески в храме иконы Живоносного Источника — Мы зашли в храм, и я прямо не могла произнести ни слова. Фресок, написанных Сашей, над двумя клиросами, с композициями «Сотворение Адама и Евы», «Изгнание из рая», «Переход Моисея через Чермное море», «Борьба Иакова с Богом» не было, — рассказывает Мария Вишняк. — В храме стояли леса, я видела, как неизвестный мне художник большой кисточкой, масляными красками красил коричневую одежду, наверное, какого-то святого. Масляными красками на том месте, где когда-то были великолепные фрески! Я спросила этого человека: «А как фрески, что с фресками Александра Соколова?» Он сказал: «Их нет. Принято решение о реконструкции росписей в стиле, соответствующем этой архитектуре». Церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. Вид до восстановления. 1984 г. Фото: А. Шатохин Мария хорошо помнит, каким храм был тогда, когда его передали Церкви — все приходилось восстанавливать буквально с нуля. Протоиерей Георгий Бреев, который в 1990–2009 годах был настоятелем храма, принимал активное участие в восстановлении, пригласил Александра Соколова расписывать. — Отец Георгий Бреев — человек духовный, понимающий и любящий настоящее христианское искусство — позвал именно Сашу для того, чтобы тот своей живописью помог людям понимать живую веру Церкви, приобщаться к ней, — говорит Мария Вишняк. 

http://pravmir.ru/zakrasili-izgnanie-iz-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лучезарные источники 17.04.2015 773 Время на чтение 9 минут С давних времен на Руси были окружены почитанием святые источники, они становились известны не только благодаря чистой и полезной воде, которая по воле Божией начинала бить из-под земли, но и из-за множества чудес, происходивших по молитвам верующих, приходивших к ним. В пятницу Светлой седмицы, когда совершается празднование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника», вспомним о некоторых из лучезарных источников Руси. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Родники у Лавры: Благословенная, почитаемая верующими людьми Свято-Троицкая Сергиева лавра... Даже при советской власти, после того как схлынула волна особо жестоких религиозных гонений, храмы этой обители наполнялись жизнью, в их стенах совершались богослужения. Когда преподобный Сергий решился оставить Троицкую обитель и уйти в пустынничество, по дороге в Киржач он со своим учеником преподобным Романом остановился у деревни Взгляднево. В этом месте был явлен водопад Гремячий Ключ. По легенде, он возник благодаря молитве святого Сергия Радонежского. Считается, что разные потоки этого родника помогают исцелиться от всевозможных болезней. Подходы к источнику оснащены высокой деревянной лестницей, сооружены купель, храм и часовня. Недалеко от Свято-Троицкого монастыря находятся два других известных источника, они посвящены святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Савве Сторожевскому. Первый из упомянутых родников расположен рядом с Келарским прудом. ругой родник назван в честь ученика Сергия Радонежского. Преподобный Савва Сторожевский на протяжении шести лет являлся игуменом Свято-Троицкой Сергиевой обители. По примеру своего учителя он также с помощью молитвы открыл родник как раз в то время, когда братия испытывала недостаток в питьевой воде. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Святой источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Введено-Оятском монастыре: Примерно в 200 км от Санкт-Петербурга неподалеку от Лодейного Поля существует небольшой женский монастырь, Введено-Оятский. Монастырь находится на берегу реки Оять, одной из его достопримечательностей является источник, расположенный неподалеку от территории обители. Вода этого источника целебная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

    Собственно литература об иконах Богоматери началась в России в XIX веке книжкою Григория Свешникова, изданною в Москве под названием: «Описание явлений чудотворных икон Пресвятые Богородицы с показанием времени, когда оные случились и мест, где сии святык иконы находятся, в какие числа бывает празднество им и по какому случаю оное установлено. Собранное из разных историч. книг Г. С.» В этой книжке перечислено 179 икон с краткими сведениями или и без сведений об иконах и представлено в небольших квадратиках     145 изображений. Эта книжка без изображений икон неоднократно издавалась в Христианском Месяцеслове Московск. Синодальною типографиею и в Памятнике Веры. В 1848 и 1853 году она издана отдельно казначеем Сергиевой лавры иеромонахом Сергием с некоторыми исправлениями, с дополнением изображений икон. Григ. Свешников пользовался более подлинниками, составленными иконописцами, и гравюрами с этих подлинников, на которых, в малом виде изображались иконы в квадратиках по 40, 80, по 132 и т. п. иконы. Но в них годы явления икон нередко, а иногда и дни празднования и самые имена показаны в поврежденном виде. Хотя Свешников избирал казавшееся ему более верным, но не избег ошибок; некоторые из них доселе остаются неисправленными. В 1853 году в Москве же вышла объемистая книга под названием: Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В первой части говорится вообще о почитании Пр. Богородицы в христианской церкви, кончая временем иконоборства. Во второй части говорится о благодеяниях Божией Матери в церкви греческой, о ризе и поясе Богоматери, о живоносном источнике и чудесах от него, об иконе Иверской и некоторых других иконах афонских, об иконах кипрских и о других. В третьей части, разделенной на три отдела, содержится описание 144 чудотворных икон Богоматери в России. Здесь нет многих икон, находящихся в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы (1853 г.), особенно мало известных, но есть описания не менее 50 икон, которые не находятся в означенной книжке и из них многие суть чудотворные списки с известных икон Владимирской, Смоленской, Казанской и других. Так как в книжке: Изображения икон Пресв. Богородицы 1853 г. нами насчитано около 160 икон, кроме повторенных и кроме всецерковных праздников, а в книге: Слава Пресвят. Владычицы имеется еще не менее 50 икон других, то в 1853 году известно было не менее 210 чудотворных икон, кроме греческих, описанных во второй части книги: Слава Пресвятой Владычицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мытищи. Часовня " Живоносный источник " , иконы Божией Матери (?) на Громовом ключе. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В старину Мытищи славились чистой ключевой водой. Особым вкусом обладала вода Громового ключа, возникшего, согласно легенде, от удара молнии. Осенью 1832 года барону Андрею Дельвигу было поручено составить чертёж на перестройку пришедшего в совершенную ветхость Громового ключа (ключевого бассейна 1). Это было необходимо сделать для проведения новых труб от колодца для Мытищинского водопровода. 1 августа 1832 года состоялся крестный ход и освящение часовни-грота над Громовым колодцем. Часовня-грот производила впечатление подземной пещеры, свет в неё проникал через единственное зарешётчатое окно. Сооружение окружало бассейн прозрачной воды. Над входом установили надпись: «На горах станут воды и от гласа грома Твоего побегнут». В часовню вела каменная лестница, где в нише на металлической доске была укреплена надпись: «Ключ сего бассейна, по преданию народному, произведенный ударом грома, первый подал мысль к построению сего благодетельнаго для Москвы сооружения. Бассейн сей вновь перестроен в царствование Государя Императора Николая I-ro, при управляющем IV Округом Путей Сообщения генерал-майоре Янише, по проекту подполковника Максимова, поручиком Дельвигом в 1833 году». В куполе бассейна был установлен образ «Живоносного источника», принадлежащий матери барона А.И. Дельвига. Перед чудотворной иконой в день 100-летнего юбилея в священном сосуде зажгли огонь, поставив памятную доску: «Лампада перед сим образом поставлена в память столетней годовщины основания Мытищинского водопровода 1779 г. 28 июля 1879». Сооружение над часовней было одноэтажным, с двумя окнами, одной входной дверью и куполом с крестом. Краткое описание часовни содержится также в труде И. Сытенко, изданном в 1879 г., когда отмечалось столетие Мытищинского водопровода. Всё так и оставалось до 1917 года, после чего надколодезная часовня на Громовом колодце постепенно пришла в упадок, а затем и вовсе была разрушена. По-видимому, она ещё стояла в 1925 году, когда Громовой колодец упоминался как существующий Н.М. Щаповым. Но уже через четыре года Н.И. Гущин пишет: «До последнего времени сохранялись остатки так называемого „Громового ключа“, происшедшего, по преданию, от удара молнии». Он публикует также фотографию часовни. На ней само здание ещё стоит, купол подземной части пока не обвалился, но окна и дверь уже выбиты, а крест отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=35004

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010