В начале 1870-х гг. основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Иаков Бурлуцкий впервые записал предание о явлении иконы. По его сведениям, размером икона была 71 на 58 сантиметров; живопись иконы он оценивает, как «греческую». Бурлуцкий пишет: «Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного Источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк. Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.

http://sobory.ru/article/?object=21870

После 1845 года храм приобрел свой окончательный вид. В отличие от «летнего», т.е. неотапливаемого Успенского собора, церковь Живоносного Источника была отапливаемой. Поэтому зимой, когда Успенский собор не действовал, главные службы шли в ней, за что и получила она название «зимний собор». После прославления прп. Серафима в 1903 году его мощи на зиму торжественно переносили из летнего Успенского собора в «теплый» собор Живоносного Источника. Летом храм, как правило, был закрыт. В подвале церкви была устроена монастырская житница. После закрытия монастыря храм в честь иконы «Живоносный Источник» использовали для хозяйственных нужд. Старожил города Мария Федоровна Шемякова пишет: «25-й корпус – это церковь Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного Источника, перестроенная после закрытия монастыря в общежитие ремесленников. Это было большое здание; купола снесли, в цокольном этаже находились какие-то склады, после 1946 года там разместили общежитие ФЗУ, а на втором – открыли столовую и назвали ее «Веревочкой», так как опорные столбы по углам были как бы обвиты веревками. Вход в нее был с южной стороны, там, где были солнечные часы, а с северной, в приделе, располагался продуктовый магазин. Во время войны я часто стояла в очереди за хлебом по карточкам». В 1953 или 1954 году церковь взорвали, в 2000-е годы место ее алтаря обозначили крестом. Летом 2018 года сотрудники Волжской экспедиции Института археологии РАН полностью расчистили фундаменты храма во имя иконы Божий Матери «Живоносный Источник», на котором начали заново отстраивать этот храм. Ученые сделали много находок, относящихся как к монастырскому, так к советскому и даже средневековому периоду, т. к. истории православного Сарова предшествовала необычайно богатая культура. Редко археологи обнаруживают столько целых находок на одном участке. Например, при раскопках Чудова монастыря на территории Московского Кремля нашли одну металлическую застежку-фибулу, а в Сарове — полтора десятка. Одной из наиболее важных находок стали осколки мемориальной доски, которая была установлена на Царском дворце в память о пребывании Государя Николая II с семьей на Саровских торжествах 1903 года по случаю канонизации прп. Серафима. Надпись золотыми буквами легко читается. До нас дошло много исторических фотографий и воспоминаний участников этих торжеств, но очень мало реликвий того времени.

http://sobory.ru/article/?object=54491

http://spring-life.ru/istoriya Церковь Пресвятой Богородицы Живоносного источника построена в сельце Черной Грязи, деревянная, между 1682-84 гг. Стольник князь Алексей Васильевич Голицын, получивший это имение от деда своего боярина Ивана Федоровича Стрешнева, поступился 15 ноября 1683 г. из своей вотчины в сельце Черной Грязи пашни 10 четвертей к новопостроенной церкви во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника. В описных книгах 1689 г. 17 октября, составленных по указу великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и по памяти из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Лариона Вязмина и путным ключником Григорием Чернцовым, церковь в селе Богородском, Черная Грязь тож, описана была в следующем порядке: «в селе Богородском, Черная Грязь тож, церковь деревянная Пресвятой Богородицы Живоносного источника с трапезою и с чуланами, о пяти главах, крыта чешуею зеленою, кругом обшита изнутри и снадворья тесом и окрашена тремя красками… У обоих чуланов из церкви и из чуланов на паперть двери столярные на резных крюках польских, скобы немецкие луженые на репьях; двери писаны живописным письмом, налой кожаный… В алтаре, чуланах, в главах и в церкви в красных окнах 94 окончины слюденых, разных дел образцами; у церкви замок немецкий. У трапезы и у красных окон 14 вставней деревянных обиты полностью серою. С паперти на трапезу две лестницы круглые, что ходят на хоры, а кругом трапезы и церкви ход и поставлены балясы точеные и покрашены. На церкви, на чуланах и на колокольне кресты деревянные спаены железом белым. Перед церковью колокольня рубленная деревянная, обшита тесом и окрашена красками разными, а на ней 7 колоколов, в большом колоколе весу 53 пуда 15 фунт., в другом колоколе весу 30 пудов, а в 5 колоколах весу неведомо, потому что на них весу не написано… В селе Богородском, что была Черная Грязь, церковниковых дворов: во дворе поп Гавриил Лукьянов, во дворе дьякон Борис Трофимов, во дворе дьячок Максимко Иванов, во дворе пономарь Гришка Васильев, во дворе другой пономарь Стахейко Васильев, во дворе просвирница Михайлова дочь. У церкви богадельная изба трех сажень, а в ней образ чудотворца Сергия, пред избою сени дощатые, в сенях 3 чулана, а в богадельне богомолицы 4 вдовы, а корм им выдается мука ржаная и крупы овсяные и солод, в скоромные дни мясо, молоко, а в постные дни рыба, капуста, дрова, коли чего не достанет – кормили их приказчики».

http://sobory.ru/article/?object=03316

3) Церковь Пресв. Богородицы Живоносного Источника каменная, одноглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника, одноэтажная Сооружена с благословения Пензенского Просвященного Моисея в 1811 году, усердием Керенского однодворца Филиппа Каманина, над источником, в котором в 1681 г. явилась чудотворная икона Тихвинской Божи-ей Матери. Источник этот находится у подошвы горы, на коей стоит монастырь, с западной ее стороны. В прежнем монастыре над сим источником была деревянная и единственная во всем монастыре церковь во имя Тихвинской Божией Матери с приделами святителя Николая и апостолов Петра и Павла. Но в начале 19-го столетия эта церковь, за упразднением монастыря, продана и снесена, как излишняя, в село Кандевку Керенского уезда. Канакин, с прискорбием взирая на святое место, где явилась икона Небесной Заступницы и где был престол Божий, оставленное пустым, воспылал благочестивою ревностью построить на собственный счет храм и соорудил оный в честь Живоносного Источника. Освящен он в октябре 1811 года местным священником Тихвинской церкви Кириллом Васильевым, бывшим в то время членом Нижне-ломовского духовного правления. Первоначально церковь имела в длину 6, ширину 3 1/2 и вышину 3 сажени, но в 1864 году она увеличена в длину еще на 3 1/2 саж. деревянной пристройкой на каменном фундаменте. Храм замечателен богатым источником воды, на коем обретена икона Тихвинской Богоматери, устроенным недалеко от амвона. Вода из этого источника выходит наружу из-под северной стены храма в устроенный бассейн. Над сим бассейном устроена пространная благолепная сень на четырех деревянных столбах, крытая железом и окрашенная медянкою. Отсюда вода протекает трубами через весь монастырь в другие бассейны и за ограду. Из источника во всякое время, а особенно в день празднования явления свят. иконы Тихвинской Божией Матери, 26 июня, народ с благоговением черпает св. воду и нередко совершает молебное пение, изливая пред чудотворною иконою усердные моления в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, и с верою черплющие и емлющие св. воду из сего источника получают душевное и телесное здравие.

http://sobory.ru/article/?object=02573

Скажем несколько слов о замечательных святынях Константинопольских. Таковы: Балуклия – живоносный источник, находящийся близ Константинополя, там замечательная древняя икона Богоматери, скопированная с иконы, писанной св. Евангелистом Лукою. В летописях церковных повествуется, что воевода греческий Лев (в половине V века), бывший впоследствии императором, прогуливаясь в роще Балуклийской в жаркий день, встретил там слепца. От природы сострадательный, будущий император подал руку слепцу и повел его; но солнце палило и слепец жаловался на сильную жажду. Лев, посадив его в тени, прошел всю рощу, ища воды, но тщетно. Когда он усталый возвратился к слепцу, вдруг услышал чудный голос из чащи: «не печалься, Лев: вода подле тебя». Но Лев и сам стал как бы слепым, осматривался вокруг, испытывал землю, а воды не находил. И вот опять раздается кроткий и приятный голос, не только называющий его по имени, но и предсказывающий ему императорское достоинство: «император Лев! войди в эту густую и тенистую рощу и, почерпнув воды, утоли жажду немощного, а илом помажь ему глаза; кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь; устрой Мне в этом месте храм; в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда притекающим; ничто не сильно будет противиться Моей власти: болезнь ли неисцельная, демонское ли наваждение, или что другое, – только бы просили Меня благоговейно». Лев отыскал виду, утолил ею жажду слепого, а илом помазал ему глаза они открылись, и слепорожденный стал ясно видеть. Сделавшись императором, Лев воздвиг над этим чудотворным источником великолепный храм, который получил название «Живоносного источника», и поистине сделался таким. Православная Церковь еще в древнее время установила в пятницу светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери, в воспоминание чудодейственных исцелений у живоносного Ея источника. К сожалению, величественный храм императора Льва, возобновляемый и украшаемый великолепно его преемниками, был разрушен при взятии Константинополя турками, а источник завален грудою камней, но продолжавшиеся по временам благодатные исцеления от источника знаменовали целебную его силу даже на турках. И вот, наконец, в 1830 году, патриарх константинопольский, испросив у султана дозволение восстановить из развалин древнюю церковь , соорудил ее в небольшом виде, но с благолепием, приличным святости и славе места. Устроена она над самым живоносным источником, из которого по-прежнему всем, с верою притекающим, струятся исцеления. К сему святому месту благоговеют не только христиане, но даже и магометане.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и увещевал приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Православной Церкви. На Руси композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами. Представление об источниках, как символе помощи Божией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

http://patriarchia.ru/db/text/613717.htm...

В 1825 году, сразу после окончания строительства Александро-Невской церкви, в неё из прежней Живоносно-Источницкой церкви поступило несколько сохранившихся (в городской ратуше) от пожара икон и часть утвари. Эти иконы теперь расставлены впереди клиросов на алтарных перегородках: с правой стороны – иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» и Иоанна Предтечи; с левой стороны – иконы свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и иконы свв. вмцц. Екатерины и Варвары (вместе); также сохранилась ещё одна икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая ныне располагается во внутреннем зале храма с правой стороны. Все эти иконы, а равно и другие, расположенные в иконостасе и на всех основных колоннах, имели серебрянные оклады с украшениями, которые, вместе с паникадилом, утварью и драгоценными облачениями, поступавшими в храм в течение 90 лет, в ночь под 19 июля (по ст. ст.) 1915 года, по распоряжению военных властей на церковные средства, были эвакуированы в г. Псков, а оттуда в сентябре 1915 года в г. Нижний Новгород, где они вместе с имуществом других церквей г. Риги, в полной сохранности и под охраной, находились в летнем Всехсвятском храме Десятинного женского монастыря до 1918 года, когда подверглись разгрому со стороны советской власти. Всего, кроме лучших облачений, из храма было эвакуировано около 110 кг серебра и 500 кг меди. Такой же участи подверглись и капиталы церкви в процентных бумагах в общей сумме 60 000 золотых рублей, предназначавшихся на постройку нового каменного, взамен настоящего деревянного, храма. Ввиду всего этого Александро-Невский храм после I Мировой войны долго не имел ни ценной утвари, ни хороших облачений, ни капиталов. Лишь в 20-е гг. XX века в Александро-Невскую церковь были перенесены 2 иконы из домового храма Александровской мужской гимназии – св. мц. Татианы и «Христос благословляет детей» (которые ныне располагаются с правой и левой сторон внутреннего зала церкви), и икона Рождества Пресвятой Богородицы из церкви 116-го Малоярославского пехотного полка. Только к концу XX века, благодаря долголетним неустанным трудам настоятеля храма митрофорного протоиерея Петра Смыковского, храм стал приобретать благолепие. Так к своему 180-летнему юбилею церковь украсилась двумя святынями – иконой св. сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского, подаренной Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, и списком с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, принесённой в дар о. протоиереем Петром Смыковским.

http://sobory.ru/article/?object=06105

  Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла , находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник». Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». В России они получили особенно широкое распространение.   Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский. Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Церкви. На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.              Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Живоносный Источник”

http://isihazm.ru/?id=868&c_pid=1

7 . Кроме того, в трапезной был храм в память Великого князя Александра Невского. Там служили большей частью зимой, поскольку храм Тихвинской иконы Божией Матери был тесен и душен. Ранее на этом месте стояло сельское кладбище. Кладбище перенесли за монастырские постройки поближе к Сарову. Монастырское же кладбище занимало юго-восточный угол канавки, располагалось вокруг храма Преображения. Еще было два Рождественских храма во имя Спасителя и Божией Матери. Пристроены к Казанской церкви еще при отце Серафиме. Стало быть, храмов насчитывалось девять, а престолов- пятнадцать. Под все престольные праздники за малой вечерней служился параклис Божией Матери и утром бывало водоосвящение. На престольные праздники образу Божией Матери «Умиление», 28 июля, и в день памяти преподобного Серафима, 19 июля и 2 января, а также на день основания обители, 9 декабря, день Зачатия праведной Анны, после поздней Литургии обязательно совершались крестные ходы по канавке с пением параклиса Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Накануне 9 декабря бывала торжественная всенощная празднику иконе Божией Матери «Умиление» и преподобному Серафиму. За всенощной читался акафист пополам: Царице Небесной – Благовещению с 1 по 6 кондак и икос и с 7 по 12 – преподобному Серафиму. Иконе Божией Матери «Умиление» существует особая служба, составленная митрополитом Серафимом Чичаговым . Кроме того, на праздник Живоносного Источника был крестный ход внутри обители за канавкой, а на преполовение – вокруг обители за оградой. Духовенство монастыря почти все было из рода отца Василия Садовского. При разгоне старшим был протоиерей о. Иоанн Смирнов , родной племянник о. Василия (скончался в глубокой старости в Дивееве). Кроме него были: о. Михаил Гусев, сын родной внучки, воспитывавшейся у о. Василия (скончался в тюрьме); о. Иоанн Полидорский, муж сестры о. Михаила (скончался на Соловках). Ежедневно Служба утром (кроме Великого поста) начиналась: ранняя обедня в 5 часов и поздняя в 6 часов (в разных храмах). По воскресным дням обязательно перед поздней бывал параклис на распев, по очереди оба канона. Вечером в половине шестого – вечерня и заутреня. Затем малое повечерие с каноном (дневным по уставу). Перед ранней обедней с 4 утра и перед поздней с 5 часов читались правило причастникам, утренние молитвы и сборный акафист. Полунощница читалась иногда с вечера или по келиям. Вечером в половине пятого всегда неопустительно, кроме только Пасхальной недели, читалось данное преподобным правило: 12 избранных псалмов, помянник и по 100 поклонов Спасителю, Божией Матери и преподобному, затем маленькое правильце и, конечно, поминали благодетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Анекдотическая история постройки храма Живоносного источника одним своим примером ясно обрисовывает сознательное и намеренное последование Юстиниана народным – и даже простонародным – верованиям и суевериям. При его преемниках продолжалась та же, усвоенная целым поколением, политика, и Константинополь становится настолько видным представителем христианского Востока, что даже начавшиеся со второй половины VI века провинциальные неурядицы и нашествия варваров не могли отозваться на этой роли византийской столицы. Видным доказательством передового положения Византии являются такие постройки времен Маврикия, в период наибольших смут, как храм Божией Матери «Ареобинда» и др. Но наиболее важными и вескими фактами для иконографии Божией Матери в эту древне-византийскую эпоху являются не постройки церквей во имя Божией Матери, а те народные и малозаметные стороны религиозной жизни Византии, которые рано придали ей своеобразный характер. Тесная связь народного культа с почитанием Богоматери явилась затем своего рода двигателем столичной и отчасти политической жизни – как в эпоху процветания, так и в эпоху иконоборства. В 469 году в Константинополь принесена была из Иерусалима (по свидетельству, занесенному в хронику Кедрина) одежда ( σϑς – мафорий) пресвятой Богородицы, обретенная у одной благочестивой еврейской девицы, и положена в храме Влахернском, в особом здании, сооруженном для ее хранения. В 511 г. в том же храме установлен был некоторый краткий чин служения и молений Богоматери Деве, исполнявшийся впоследствии в особо назначенные дни. В течение VI века храмы Божией Матери стали в столице на первый план: они делаются, подобно храму Софии, убежищами (известие под 602 г.), а иконы Божией Матери появляются на мачтах военных судов Ираклия; тот же император вверяет в 622 году, при отъезде, столицу империи охране Богоматери и ее чтимой иконы. Местность Влахерны, с построенными там храмом, святым источником, купелью для омовения, расписными портиками 233 и общественными банями (в 587 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010