Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Карта и ближайшие объекты Вплоть до 1713 года над святым ис­точником Курской Коренной пустыни находилась простая деревянная цер­ковь. Строительством каменного храма обитель была обязана генерал-фельд­маршалу Шереметеву. Согласно мона­стырским записям, «после знаменитой над шведами под Полтавою победы его светлость фельдмаршал граф Б. П. Ше­реметев изволил проезжать в Моск­ву мимо Коренной пустыни и, заехав в оную помолиться, он усмотрел на сем важном и Святом месте деревянную, уже обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвя­той Богородице повелел на весь свой кошт построить, и построена была сия каменная церковь, за присмотром его сиятельства». Пожертвовал Борис Петрович Шереметев и некоторую утварь для храма. Неизвестно, в какой степени снабдил он новоустроенную церковь всем необходимым, но, во всяком случае, долгие десятилетия сохранялось здесь Евангелие с собственноручной надписью фельдмаршала: «Сие Святое Евангелие подано от фельдмаршала Б. П. Шереметева во вновь построенную от него каменную церковь во имя Живоносного Источника на святом кладезе, лета 1714, августа в 17 день». В описи 1765 года о церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» говорится так: «Церковь... каменного здания, под горою внизу, при самой реке Тускори, о двух главах деревянных, из которых одна средняя крашена ярью, на ней железный крест, позлащенный с цепями железными, а другая — простая (над алтарем), не крашена, и крест не позлащен». В начале XIX века храм был покрыт железом (на пожертвование петербургского купца Матвея Глухова). При архимандрите Паисии (управлял Коренной пустынью в 1831—41 годах) от верхней площади монастыря до церкви Живоносного Источника были устроены каменные сходы, состоящие из 8 каменных уступов. «Первые два, — рассказывается в дореволюционном описании обители, — начинаясь против южной стороны собора, имеют направление от юга к северу; последующие, составляя с ним прямой угол, идут вниз к церкви, по направлению от запада к востоку». Источник: официальный сайт монастыря http://korennaya.net/about.html?id=28 Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» восстановлен в 2012 году, освящён архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06147

Ново-Савиновский район. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Савиново (вторая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Древняя Савиновская церковь, о которой ходило много легенд еще долго стояла бок о бок с новой деревянной церковью, построенной в селе в пределах 1791-1799 г. Новая Богородицкая церковь имела два престола: во имя Святого и Живоносного Источника и во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Из древней церкви в нее перенесли иконы и различную утварь. Многие предметы представляли собой церковную историческую ценность, в т.ч. чудотворная икона «Живоносный источник». Из «Ведомости о церкви» за 1906 г.: «Зданием деревянная, с таковою же, построенною в 1904 году, отделенною коридором, колокольнею на каменном фундаменте, крепкая, вся теплая. Ограда вокруг церкви деревянная. Иконостас в главном храме трехъ ярусный, а в приделе одноярусный…. Земли при этой церкви усадебной нет, а пашенной и сенокосной отмежевано 33 десятины, землею же пользуются прихожане, а вместо оной они отдают причту в год с венца две пудовки ржи и одну гречки и одну копну сена по условию, сделанному в 1853 году июня 4-ого дня. Здания, принадлежащие сей церкви: А) У праздненная в 1781 году церковь во имя Живоносного источника Пресвятой Богородицы – деревянная, ветхая малого размера; Б) Ветхий флигель деревянный о 3-х окнах по улице 7 и во дворе 8 аршин, построено для сельского училища, в коем ныне с ноября месяца помещение имеет священник; В) Деревянный о двух окнах ветхий флигель по улице 5 и во дворе 6 аршин, в коем помещается причетник, оба флигеля обнесены дощатым забором и построены на обывательской земле. Причт на основании указа Святого Синода от 4 марта 1885 года состоит из священника и псаломщика, которые получают жалование от казны 300 и 100 рублей соответственно. Содержание причта недостаточно. При церкви имеется библиотека, состоящая из 472 томов и 148 названий с кругом Богослужебных книг. Есть каменная часовня. Никаких дополнительных сведений о часовне, отраженной в «Ведомостях о церкви», не приводится, но известно, что часовню-усыпальницу построил в 1891 г потомственный Почетный гражданин города Казани, купец 1 гильдии, общественный деятель, археолог, меценат и благотворитель В.И. Заусайлов. Каменная часовня находилась вблизи церкви, и была привлекательна в архитектурном плане.

http://sobory.ru/article/?object=53165

Это был последний крестный ход перед его запрещением во время царствования императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России. Покровительство русскому воинству Чудотворная икона «Знамение», являясь покровительницей русского воинства, не раз вдохновляла его при защите Отечества. В 1676 году икона «Знамение» Божьей Матери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять икону в «большой полк», т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот «большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после нашествия Батыя, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России. Строительство в 1713 году церкви в честь иконы Матери Божией «Живоносного источника» связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого Российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. Возвращаясь после  Полтавской победы в Москву, Шереметьев посетил Коренную пустынь и молился здесь о дарованной ему победе. На деньги фельдмаршала и был построен каменный храм во имя Живоносного источника и ряд других строений обители Коренной пустыни. В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Ею обносили Гвардейские полки и сам фельдмаршал молился перед чудотворным образом о даровании победы. Князь Кутузов, в своем письме от 20 сентября 1812 года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что что город Курск «есть и будет всегда в безопасности» под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.

http://pravoslavie.ru/31902.html

Саровский монастырь начинался с храма Живоносного Источника, но при возрождении обители он восстанавливается последним. 22 сентября 2018 года во время посещения Саровской пустыни митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен на начало возрождения храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», 24 мая 2019 года — закладку храма, а 7 ноября 2019 года — чин освящения пяти куполов с крестами, которые были установлены на восстанавливающийся храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После завершения археологических исследований храм был посажен на то же место и восстанавливается по описаниям и историческим фотографиям. Но раньше это был зимний храм, и его молельный зал был приподнят над землей, проход туда осуществлялся через широкую лестницу высотой 3,7 м. Теперь вопрос отопления решается иначе, и в лестнице нет необходимости, что привело к упрощению архитектуры. Вместо полуподвального помещения был сделан полноценный подвал с более высокими окошками, что привнесло незначительные отличия во внешний вид храма, но в целом его облик повторяет исторический прототип. Продолжается возвращение первоначального образа мужского монастыря Саровская пустынь. В рамках этого исторического проекта началось восстановление Собора во имя Образа Пресвятой Богородицы Живоносный источник. Первоначально это была деревянная церковь, построенная за 50 дней. Храм был освящён 16 июня 1706 г., а 7 июля этого же года «… по единодушному согласию, братия новоучрежденной обители положила следующее решение - приговор, тогда же записанный: «В сей Сатисо-Градо-Саровской пустыни, у святой церкви Пресвятой Богородицы Живоносного Ее Источника, быть общежительному пребыванию монахов... И положихом, по свидетельству и преданию святых апостолов и святых отцов, чин - устав общего жития. И отныне нам - всем живущим здесь монахам и сущим по нас настоятелем и братиям - держать и хранить (устав) безотложно, дондеже благоволением Божиим обитель сия будет стоять…». Поэтому день освящения храма считался днём рождения монастыря Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался. Храм неоднократно перестраивался, но оставался главной церковью вплоть до постройки Успенского Собора в 1744 г.

http://sobory.ru/article/?object=54491

Недалеко от Патриархата расположена церковь Марии Монгольской. Церковь построена в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь знаменита тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть. Недалеко от Константинополя с древних времен почитали еще один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке. Точное количество храмов и церквей Стамбула назвать достаточно сложно, — часть из них уже действующие мечети, некоторые же были разрушены и на их месте отстроены другие религиозные объекты, что-то так и осталось руинами. Православные церкви Стамбула [ править править код ] Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi) [ править править код ] Место явления Покрова Пресвятой Богородицы , здесь хранились Риза Пресвятой Богородицы и Влахернская икона Божией Матери . Храм Живоносного Источника (Balkl Meryem Ana Rum Manastiri) [ править править код ] Церковь Святого Мины (Ayios Minas Kilisesi) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

В этой пустыни, в которую старец любил уединяться в продолжение семнадцати лет, ожидала его в храме Иконы Пресвятой Боюродицы «Живоносный Источник» уединенная могильная келья, уготованная ему любовью архипастыря. «В 6-м часу пополудни тело батюшки отца Парфения предали земле в деревянной церкви Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» с левою крылуса» 70 , в другом источнике написано: «Старца похоронят в Голосеевской церкви Иконы Живоносного Источника Пресвятой Богородицы, с северной стороны» 71 . Благодаря усердию его духовной дочери (тайной монахини) 72 Е. Н.Бердяевой , над гробом позднее будет сделан киот с иконой Божией Матери с Младенцем, внизу которой поместят фотографию старца с датой его упокоения. Здесь, как повествует жизнеописатель, после труженической жизни и у покоился любитель безмолвия, окруженный тишиной пустыни, только изредка прерываемой благоговейным шагом богомольца, приходящего почтить поклонением прах почившего. Пресвятая Дева была для него Источником воды живой, прохлаждавшей его жажду к Небесному. Вот и он теперь почивает в храме Ее Живоносного Источника, осеняемый Ее святою иконою, и – мнится – возносит к Ней молитвенные свои песнопения:     «Наипрекраснейшая и добропослушливая Марие, Слову Мати Пречистая, ничего же иного, кроме Божией любве, пожелати не знаю, и в последняя моя, на поклонение ко Иисусови пройти, от злобных стражей мытарств Ты ми помози; на Тебе надеюся и Тобою хвалюся, да во век не посрамлюся, пепел и персть аз... Несомненная моя Надежде, Архангельский глас вопию Ти, безгрешная Маргарите, спасающая род наш, Иг умения Лавры пещер, обрадованная, радуйся! С Тобою Господь, Тобою же с нами; умилосердись надо мною; грешен есмь, но Твой; поручница мне и житию исправительница буди. Всего себе вручаю Тебе, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!.. Сердобольная Мати моя Богородице, и несомненная вся надежде, под кровом Твоим сохрани меня, погибающа от коварнаго действия сатаны, губяща беса, и в шлем спасения облецы мя инока»...

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

После пожара, уничтожившего церковь, чудотворный образ и др. уцелевшие иконы 3 года пребывали в церкви с. Волкова, а затем священник поставил их у себя в доме. Узнав об этом, жители Карандеевки забрали иконы и перенесли в с. Терновое, а в 1865 г., после возведения в своем селе нового храма на средства помещика Кулешова, вернули их. С этого времени велась запись об исцелениях от иконы. С 1872 по 1882 г. их было 4, причем больные выздоравливали после помазания елеем из лампады перед иконой (в 1872 - исцеление местной крестьянки Лукерии Феофановой, в 1875 - крестьянина из Саратовской губ. Андрея Беспалова, в 1878 - дворянки А. А. Муратовой, в 1882 - кирсановского купца И. Н. Крюченкова). Иконографический вариант иконы (106,5 ´ 71 см; не сохр.) неизвестен. Во время пожара 1846 г. у иконы слегка обгорели верхний и правый края. В 1906 г. была украшена металлическим золоченым окладом на средства дворян Козловских. Лит.: Лыков И. Обозрение высокопреосв. Кириллом, архиеп. Тамбовским и Шацким, церквей и мон-рей епархии в 1915 г.//Тамбовские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 11. С. 323-332. В с. Вердеревщина Кирсановского у. икона была привезена из Москвы в 1824 г. помещиком Лихачёвым в построенный на его средства храм. Почиталась как чудотворная, по преданию, от нее исцелились неск. бесноватых и расслабленных. Праздновалась в четверг по Пятидесятнице - в день, когда образ был привезен из Москвы. Представляла собой точный список с московской чудотворной иконы. Лит.: Хитров Г. В. , свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 328; Указ. местных празднеств в Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 17. В Твери находилась икона, написанная не позднее сер. XVIII в. Первоначально - в соборном храме города, откуда была перенесена Митрофаном (Слотвинским), архиеп. Тверским и Кашинским, в ц. Живоносного Источника близ богадельни для особ духовного звания. При пожаре 12 мая 1763 г., уничтожившем большую часть городских построек, икона была спасена от огня. Нек-рое время находилась, по-видимому, в с. Трёхсвятском, куда был переведен свящ. сгоревшей церкви Петр Алексеев. В 1764 г. перенесена в часовню на вновь учрежденном городском кладбище, год спустя к часовне пристроили алтарь и освятили в честь Живоносного Источника.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Фрески в храме иконы Живоносного Источника Какая судьба ожидает существующий в храме иконостас, созданный все в те же девяностые? Протоиерей Леонид Калинин считает, что он не может быть просто разобран и куда-то увезен без согласия наследников Соколова. Сейчас с ними ведутся переговоры, в которых участвует Мосгорнаследие. Скорее всего, иконостас будет перенесен в один из новых, строящихся в Москве храмов, где стилистка его икон как раз будет уместна.  Возвращение к истокам Существует немало древних храмов, в которых прекрасно уживаются росписи, сделанные в разные времена и, соответственно, в разных стилях. — Но никогда, ни в одном храме вы не увидите, что стили идут от поздних к ранним. Каждый век добавлял свой новый художественный стиль. А здесь у нас — храм достаточно поздний, а живопись в древней стилистике, хоть и сделана в новое время, — говорит протоиерей Леонид Калинин. Фрески в храме иконы Живоносного Источника Он считает, что в девяностые годы ХХ века иконописцы выбирали именно эту, древнерусскую эпоху, поскольку была потребность вернуться к истокам. Очень распространенным до сих пор является «новогреческий» псевдовизантийский стиль, который иногда совершенно неуместен в русских храмах. Сейчас мы пережили этот своеобразный период неофитства, когда звучала идея, что неважно, какой эпохи храм, важно, чтобы живопись была сделана в древней традиции. Но эта позиция, по мнению Леонида Калинина, привела к фактическому истреблению живописи XIX и XVIII веков. — Да, в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно практически росписей к девяностым годам не осталось, но все-таки были некоторые фрагменты, по которым можно было воссоздать. Но, повторяю, 1990-е годы — это было другое время и речи о научной реставрации тогда не шло, — говорит протоиерей. При этом он согласен, что росписи Александра Соколова — это история церковного искусства нового времени. — Вот поэтому мы договорились о том, чтобы все, что было отфотографировано, вошло бы в книгу о храме. В ней будет рассказываться, в каком чудовищном состоянии храм был при его передаче Церкви, как велась работа по росписям Александром Соколовым. А потом будет объяснено, почему решили переписать живопись. И это будет понятно, наглядно и абсолютно корректно со всех точек зрения.

http://pravmir.ru/zakrasili-izgnanie-iz-...

Памятник Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Высокопреосвященному митрополиту Нью-Йоркскому Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви За рубежом – с образом чудотворной иконы «Знамение»      Обитель начинает оживать в начале XVIII века, когда миновала опасность татарских набегов. По документам 1701 года здесь пребывало семь монашествующих с уставом, близким к общежительному. Настоятели из иеромонахов назначались в чине «строителей». Впервые за прошедшие 100 лет были построены каменные здания. Большую помощь в строительстве монастыря оказали местные дворяне. В одном из описаний монастыря сказано: «Петр Великий перед Полтавской битвой вместе с фельдмаршалом Б.П.Шереметевым заезжал в Коренную пустынь и молился перед иконой о даровании победы». В другом источнике говорится, что Б.П.Шереметев по дороге из Украины в Москву посетил Коренную пустынь и, испытав благодать святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм, тем самым выразив свою посильную благодарность Матери Божией, «Единой имущей непобедимую победу». Граф выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами. Один из антиминсов храма Живоносного источника был освящен в 1752 году святителем Иоасафом Белгородским. Тогда же был сооружен каменный крытый ход от этой церкви до верхней площадки монастыря у соборного храма. В 1792 году состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало прошение об учреждении «общежительства», так как без него тысячи людей были вынуждены совершать соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни «с крайним небрежением». С того времени до 1819 года в Коренной пустыни было свершено много славных дел: освящена уже четвертая церковь – Всех святых – в братской трапезной с кельями; в 30-х годах заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тыс. штук кирпича в год. Мельница у села Долгого обеспечивала монастырь мукой. В 1825 году монастырю отошел по завещанию двор купца Гладкова в Курске, который стал чем-то вроде подворья обители. В 1832-1835 годах, при архимандрите Паисии, были построены знаменитые крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площадки монастыря к церкви Живоносного источника.

http://pravoslavie.ru/88685.html

эта деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1819–1821 гг. при архиепископе Моисее (Близнецове-Платонове) на средства прихожан и при деятельном участии приходского священника Никиты и церковного старосты Петра Плотниковых была построена уже каменная Живоносновская церковь. В 1830 г. при епископе Афанасии (Протопопове) купец К.М. Мичурин пристроил к ней трапезную с двумя приделами – во имя св. Николая Чудотворца и Архистратига Михаила, а в Живоносновской церкви, перед храмовой иконой, снова устроил бассейн с водою, как было и в сгоревшем храме. Сыновья Мичурина построили в 1830-х г. «красивую по архитектуре» колокольню. В 1839 г., при разрушении кремлевской стены, Живоносновская церковь настолько пострадала от оползня горы, что источник в ней иссяк, стены стали разрушаться, и она была закрыта для богослужения. Но в 1848 г. сыном К.М. Мичурина, бывшим городским головой В.К. Мичуриным, церковь была капитально укреплена и возобновлена. Бассейн в виде огромной вазы с проведенною в него водою из кремлевской горы был устроен за правым клиросом главной церкви, и перед ним была поставлена в киоте чудотворная икона Божией Матери «Живоносный Источник». Престолы в возобновленной церкви по-прежнему были: главный – в честь Божией Матери «Живоносный Источник», придельные в трапезной – во имя святителя Николая и Архистратига Божия Михаила. При Живоносновской церкви был каменный двухэтажный дом для членов клира, построенный тщанием купца Василия Климентьевича Мичурина, каменные двухэтажная лавка и церковная сторожка. Храм содержал «Назарьевский приют» и церковно-приходскую школу, учрежденную в 1907 г. Они помещались в каменном трехэтажном доме Живоносновского церковно-приходского попечительства. В приходе на 1916 г. числилось 195 мужчин и 335 женщин, но соглашение на пользование зданием в 1918 г. подписали 334 чел. В январе 1928 г. в Нижкрайисполком поступило сообщение 2-го радиополка «об угрожающем для безопасности состояния культового здания Живоносновского религиозного общества, находящегося на Живоносновской ул.

http://sobory.ru/article/?object=39641

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010