Так как Он принимает всех первенцев в благочестии, то вместе с ними и Сам называется первородным, почему Павел и говорит: «Он был первородным между многими братиями» (Римл.8:29). Однако, о человеке можно бы сказать многое; но отложим речь до дальнейшей беседы о шестом дне, в который человек и создан, чтобы, с помощью благодати Божией, совершен­нее и яснее, по мере наших сил, было слово. Скажем тогда не от собственных домыслов, а на основании того, чему мы научены. Общедоступен источник, общедоступны все предле­жащие дары, если только мы желаем с усердием прилежать к ним. Теперь же обратимся к наставлению нравственному.    9. Вчера мы сказали, каково должно быть воздеяние рук; сказали именно, что оно должно быть воздеянием рук, предан­ных благочестию. Дающий бедному пусть говорит: «поднятие рук моих». Поднимающий падшего пусть говорит: «поднятие рук моих» (Пс.140:2). Изъясним начало псалма, так как мы должны во всяком случае знать то, что поем. Почему мы го­ворим: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою» (Пс.140:2). Никакой фимиам не направляется, потому что Бог не услаждается благовонием духов. Что же значит: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою»? Какое кадило? Два жертвенника было в скинии: один во внешнем дворе, под открытым небом, другой — в святилище, под кровлей. Внутренний жертвенник предназначен был только для курения фимиама, а не для про­лития крови, а внешний жертвенник — для принесения в жертву животных, хлебов и всего прочего. Внешний алтарь Бог повелевает Моисею сделать из неотесанных камней, а вну­тренний, находящийся в скинии, из полированного золота. Надо изъяснить, на что указывает чрез это благодать Божия, указы­вает на два рода людей, служащих славе Божией: людей необразованных и образованных. У человека, говорящего не­правильною или варварскою речью слова подобны неотесанным камням; тем не менее, они пригодны для жертвенника. С дру­гой стороны, шлифованным золотом называется драгоценный камень. И ни этот не отбрасывается, ни тот не отвергается, так как и там — жертвенник Бога, и здесь — жертвенник Бога. Далее благовоние составлялось из четырех веществ: стакти, оникса, халвана и ливана. Подобно тому как из четырех ве­ществ составляется благовоние, так и добродетель состоит из различных частных добродетелей. Поэтому Давид и говорит: «да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою», — подобно тому, как это последнее, слагаясь из многих частей, делается одним благоуханием. Если, говорит, войдет с молитвою человек, соблюдающий пост, милостыню, веру, то пусть четыре­хвидная добродетель его будет подобна этому фимиаму, направ­ляющемуся пред лицо Твое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Прежде, чем объяснять свидетельство апостола о положении кадильного жертвенника, 414 мы должны сначала решить вопрос, что апостол разумеет под словом θυμιατριον. На этот вопрос различные толковники отвечают различно. В то время, как одни положительно утверждают, что здесь разумеется кадильница, другие, напротив, утверждают, что здесь разумеется кадильный жертвенник. Некоторые же, хотя и признают «в высшей степени вероятным», что здесь разумеется кадильный жертвенник, однако утверждают, что «придти к какому-либо положительному решению касательно того, какую именно из этих двух храмовых принадлежностей разумеет апостол, нельзя, так как кадильница и жертвенник курения тесно связаны с обрядами великого дня очищения, который здесь имеется в виду писателем. 415 По нашему мнению, признание вопроса о θυμιατριον неразрешимым, также не справедливо, как не справедливо утверждение, что под этим словом нужно разуметь кадильницу. Рассмотрев основания, приводимые в пользу мнения, что θυμιατριον здесь означает кадильницу, мы придем к заключению, что основания эти не состоятельны. Защитники этого мнения утверждают, что θυμιατριον есть та кадильница, которую первосвященник употреблял в день очищения для каждения в святом святых. 416 В подтверждение своего мнения они ссылаются на то, что кадильный жертвенник всегда называется θυσιαστριον – θυμιματος ( Исх.30:1 ), или θυσιαστριον χρυσουν ( Исх.40:5–26 ), но никогда не называется θυμιατριον. Слово θυμιατριον употреблено LXX толковниками только два раза ( 2Пар.29:19 ; Иез. 8:11 ) при переводе только два раза встречающегося еврейского слова , и оба раза оно употреблено в смысле кадильницы. Но это мнение нельзя признать состоятельным. Прежде всего, хотя слово θυμιατριον употребляется у LXX толковников в смысле кадильницы, однако оно не обозначает только кадильницу. Слово это есть, собственно, по своей форме имя прилагательное в среднем роде, и обозначает все, что относится к курению. Употребленное же самостоятельно, как имя существительное, оно означает вообще сосуд, в котором курение находится или сожигается, безотносительно к тому, велик или мал этот сосуд, подвижный или неподвижный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

30:7,8. Благовонное курение. Археологические исследования подтверждают использование благовоний уже в древнейший период истории израильтян, хотя in situ святилищ обнаружено очень мало жертвенников курения (Арад является исключением). Вероятно, благовоние представляло собой смесь ладана с другими ароматическими смолами. Курение благовоний преследовало как практические, так и религиозные цели. Запах сжигаемого мяса, доносившийся с большого жертвенника, был довольно неприятным, и благовонное курение помогало его нейтрализовать. Дым курящихся благовоний дезинфицировал священные пределы и окутывал их завесой тайны, указывая на присутствие Бога, но скрывая Его от людских глаз. Кроме того, поднимающийся над скинией дымок благовонных курений мог означать возносимые к Богу молитвы. 30:10. Ежегодное очищение. Днем искупления был особый день, выделяемый в каждом году для избавления от скверны грехов, совершенных за прошедший год. Согласно Лев. 23:27–32 , он наступал на десятый день после нового года. В этот день первосвященник должен был входить во внутренние пределы скинии и возжигать благовоние на золотом жертвеннике курения. Кроме того, его полагалось помазать кровью особой жертвы, чтобы связать этот святейший из жертвенников с потребностью всего народа в очищении от грехов. Более подробное описание этого ежегодного ритуала, включая возложение грехов народа на козла отпущения, содержится в Лев. 16 . 30:11–16. Приношение на нужны скинии при исчислении. Каждый мужчина старше двадцати лет должен был заплатить при исчислении выкуп размером в полсикля на поддержание скинии. Равенство всех израильтян проявляется в том, что не делается различия между богатыми и бедными – все должны были заплатить одинаковую сумму. Однако в случае уклонения от переписи всем им угрожала некая губительная язва и недовольство Бога. Сопоставление с описаниями других переписей ( Чис. 1 и 2Цар. 24 ) показывает, что у израильтян были основания испытывать перед ними страх, так как исчисление было связано с набором на военную службу и взиманием налогов. Но в данном случае «прохождение» мужчин через исчисление и уплата выкупа означали признание их обязанности обеспечить строительство и дальнейшее содержание скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В тот момент, когда молитвы святых возносились с верой, достигали Иисуса и Он представлял их Своему Отцу, – тогда из кадильницы поднималось благовонное облако курения, как бы окрашенное в гамму цветов различных оттенков, – что представляло собой прекрасное зрелище. Над ковчегом, у которого стоял Иисус, находилась неописуемая слава, на которую я не могла смотреть. Она имела вид престола Божьего. Когда дым курения возносился к Отцу, тогда слава от Его пре­стола переходила к Иисусу, а от Иисуса к тем, чьи молитвы возносились подобно благоухающему фимиаму. Над Иисусом изливался обильный свет, который отражался от Него на пре­стол благодати и наполнял весь храм славой Божьей» 20 . Мы видим, что Господь славы ( Иак. 2:1 , 1Кор. 2:8 ) не имеет этой славы постоянно, но она периодически выделятся Ему Отцом – не по Божескому естеству и не за крестные заслуги, а лишь в силу первосвященнического служения, как некая награда за службу. Итак, это видение и все связанное с ним учение является следствием первоначального антитринитаризма адвентистов. Своим основанием ходатайство Сына и Святого Духа имеет Кровь Христову, которую Господь принес за нас Отцу ( Евр. 9:12, 25 ). Собственно, именно вхождение с Кровью в небесное Святое святых и позволяет сопоставлять Спасителя с Аароном. Как ветхозаветный первосвященник в силу своего статуса мог входить в земное Святое святых с кровью жертвенного животного, так наш Небесный первосвященник со Своей кровью после принесения жертвы сразу, а не через 18 веков, входит в небесное Святое святых и тем самым являет Себя первообразом Аарона и упраздняет ветхозаветное священство, а также исполняет условие Нового Завета: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета ( Мф. 26:27–28 ) 21 . В послании к Евреям прославление Сына при принесении Им Крови Отцу называется с помощью различных образов из нашего земного опыта и ветхозаветного богослужения: прошедший небеса (4:14), во внутреннейшее за завесу (6:19), превознесенный выше небес (7:26), одесную престола величия на небесах (8:1) или на высоте (1:3), священнодействователь святилища и скинии истинной (8:2), самое небо (9:24).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Затем мне было предложено осмотреть внутренность обоих отделений небесного святилища… В первом отделении я увидела светильник с семью лампадами, стол с хлебами предложения, жертвенник курений и кадильницу. Все предметы здесь были из чистого золота и отражали образ Того, Кто входил в это помещение. Завеса, разделявшая оба отделения, была окрашена в различные цвета и состояла из различного материала с прекрасной каймой, на которой были вышиты золотой нитью изображения ангелов. Завеса была приподнята и я осмотрела второе отделение. Там я увидела золотой ковчег… В ковчеге находились каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей Божьих. По ту и другую сторону ковчега стояли два прекрасных херувима с распростертыми крыльями, как бы соприкасавшимися над головой Иисуса, когда Он стоял перед престолом благодати. Их лица были обращены друг ко другу, но смотрели они на ковчег. Они олицетворяли собой все небесное воинство, которое с благоговением и интересом взирает на закон Божий. Между херувимами находилась золотая кадильница. В тот момент, когда молитвы святых возносились с верой, достигали Иисуса и Он представлял их Своему Отцу, – тогда из кадильницы поднималось благовонное облако курения, как бы окрашенное в гамму цветов различных оттенков, – что представляло собой прекрасное зрелище. Над ковчегом, у которого стоял Иисус, находилась неописуемая слава, на которую я не могла смотреть. Она имела вид престола Божьего. Когда дым курения возносился к Отцу, тогда слава от Его престола переходила к Иисусу, а от Иисуса к тем, чьи молитвы возносились подобно благоухающему фимиаму… Иисус пролил свою собственную кровь, с которой он вошел в небесное святилище. Подобно тому, как священник входил один раз в год во Святое Святых, чтобы очистить земное Святилище, так и Иисус вошел по окончании 2300 вечеров и утр ( Дан.8,14 ) в 1844 г. во Святое Святых небесного святилища, чтобы окончательно примирить с Богом всех тех, кто принимает Его как посредника и таким образом очистить святилище» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Доля символизма в описании скинии есть. Это отражают симметрические размеры. Длина двора в два раза больше ширины. Святилище в два раза больше Святого Святых. Последнее составляло десять локтей в кубе. Выбор металлов свидетельствует о степени святости. Чем значительнее предмет, тем он дороже. Понятие «чистое золото» правильнее будет относить только к обстановке скинии: ковчегу (25:11); крышке (25:17); столу хлебов предложения (25:24); светильнику (25:31, 36, 38:39); жертвеннику курения (30:3). Напротив, жертвенник и умывальник во дворе сделаны из бронзы или меди (27:2, 4, 6; 30:17). Обычное золото использовалось для лепных украшений, колец и шестов (последние использовались для переноски предметов, таких как ковчег), стола хлебов предложения и жертвенника курения. Что касается ковчега, то эти шесты никогда не должны были выниматься из колец (25:15). Серебро ограничивалось такими предметами как подножие столба возле завесы (26:32) или стержни, связывающие столбы вокруг края двора (27:10). Этот же принцип применим к выбору материи. Наиболее существенным предметом, сделанным из ткани, была завеса, отделяющая святилище от Святого Святых. Она была сделана главным образом из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, а также крученого виссона (26:31). Покрывала скинии были прямо противоположны: они в основном были сделаны из крученого виссона наряду с голубой, пурпуровой и червленой шерстью (26:1). И наконец, это покрывала из козьей шерсти (26:7). Параллели между отрывками о сотворении мира и скинии Рассматривая историю Иосифа в Книге Бытие, я пытался показать некоторые параллели между началом и концом книги. Некоторые богословы предположили наличие параллелей между началом Книги Бытие и концом Книги Исход, или, более конкретно, между сотворением мира и скинией. Так, П. Кирни связывает семь обращений Господа в главах с 25-й по 31-ю (25:1; 30:11; 30:17; 30:22; 30:34; 31:1; 31:12) с семью днями сотворения мира, обращая внимание на параллели между каждым днем и каждым соответствующим Божьим обращением в Книге Исход в отношении скинии 110 . Некоторые из этих параллелей кажутся надуманными, в то время как другие кажутся обоснованными, особенно те, которые касаются шестого и седьмого дня, а также шестого и седьмого обращения Бога. Исход (25–31) повествует о сотворении, 32, 33 – о падении, а 34–40 – о восстановлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

32:29. Курения на кровлях. О жертвенниках курения см. коммент. к Ис. 22:1 . Можно с уверенностью утверждать, что приношения на кровлях предназначались астральным богам, а их широкое распространение удостоверяется данными из Месопотамии (эпос о Гильгамеше) и Угарита (эпос о Керете). 32:34,35. Вероотступничество. В этом перечне оскорблений, нанесенных Господу, подразумевается отступничество Ахаза и Манассии, о котором рассказывают книги Царств и Паралипоменон. Более детальные сведения см. в коммент. ко 2Пар. 28 и 33. См. коммент. к Втор. 12:2,3 , где рассматриваются святилища под открытым небом. См. коммент. к Втор. 18о детских жертвоприношениях, связанных с культом Молоха. Об аммонитском боге Молохе (Милхоме) см. в коммент. к 3Цар. 11:5,7 . Имя этого бога упоминается также в старовавилонских текстах из Мари, а сведения о детских жертвоприношениях Молоху содержатся в некоторых финикийских текстах. 33:1–26 Грядущее возрождение 33:4. Разрушение домов для строительства защитных сооружений. Этот отрывок написан сложным языком с использованием технических терминов, относящихся к строительству защитных сооружений во время осады Иерусалима. В ходе осады жилые дома вблизи городской стены использовались в военных целях. Некоторые из них служили помещениями для штаба или казарм; другие были снесены или использовались для строительства укреплений; часть служила для временных (импровизированных) госпиталей и моргов; часть домов сносилась, а на их месте возводились дополнительные фортификационные сооружения. В Лахисе сохранились остатки насыпи, построенной внутри города и предназначавшейся для укрепления стены в противовес насыпи, сооруженной ассирийцами с другой стороны стены, вне города. Археологическими раскопками на восточном склоне иерусалимского холма, обращенном в сторону Кедронской долины, обнаружены груды кирпича, свидетельствующие о разрушении частных домов, которые некогда располагались на террасах холма. Но, если в данном стихе описана именно эта картина, трудно понять, почему в ст. 5 сказано, что дома эти будут наполнены трупами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В виду важности этого эдикта, как программы для последующих поколений, в виду его широты и полноты, как венца всех эдиктов Феодосия против язычников, мы считаем необходимым привести его возможно подробнее 2045 . Весь закон видимо распадается на пять глав, из которых каждая обнимает свой круг предметов и вносит новую меру в борьбе с обнаружениями языческого культа. Первая глава как бы представляет собою общее введение ко всему закону. В ней налагается «interdictio», которое касается частью лиц, частью мест и, наконец, всякого вида культа, т. е. λιβανωτν, τ θειν и т. п. «Никто совершенно, из какого он состояния или звания ни был… ни в каком абсолютно месте, ни в каком городе пусть не убивает невинных жертвенных пред бездушными священными изображениями, или пусть не почитает посредством тайной очистительной жертвы, или своей лар (домашних богов) посредством огня или своего гения посредством вина или своих пенатов благовониями, пусть не возжигает светилен, не всыпает священнаго курения и не развешивает венков». Не ограничиваясь этим общим положением, Феодосий В. делает в эдикте следующие частные разграничения. Первое частное разграничение простирается на тех, кто приносит жертвы с целью гадания, и составляет вторую главу закона. § 1. «Если кто осмелится приносить жертву, гадать по внутренностям, то, как виновный пред величеством 2046 (majestati reus), пусть получит приличное осуждение, хотя бы он ничего не исследовал относительно спасения или против спасения своих начальников. Достаточно уже для тяжести преступления желания разрубить законы самой природы, исследовать непозволенное, открыть тайное, испытать запрещенное, искать окончания чужой жизни и возбуждать надежду на гибель чужого». В третьей главе Феодосий присоединяет уже к наказаниям за оскорбление величества наказание и за осквернение или оскорбление религии (injuria riligionis). § 2. «Если кто-либо почитает сделанное человеческой рукою, тленные идолы 2047 священным курением или дерево, украшенное лентами, или также алтарь, выстроенный из дерна, хотя бы низкою ценою долга, но полной оскорбления религии 2048 , тот должен, как виновный в осквернении религии, быть наказан лишением дома или владения, в которых он служил богам» 2049 . И так все места, относительно которых известно, что на них совершались курения, если будет доказано о них, что они собственность воскурявших, мы определяем присоединить к нашему фиску».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Затем Моисей стал освящать скинию и священнослужителей, приступив к посвящению следующим образом: он велел взять на пятьсот сиклов отборной мирры и на столько же ириса и половину этого количества корицы и мяты (последняя тоже годится для курения) и растолочь, затем примешать туда оливкового масла гин (это местная мера, соответствующая двум аттическим хоям 271 ) и, искусно сварив все это, получить таким образом в высшей степени благовонную мазь. Этой мазью Моисей в знак очищения помазал священнослужителей и всю скинию; крайне дорогие курения же, которых требуется всегда много разнообразных сортов для скинии, он повелел сложить на золотом жертвеннике. Впрочем, я обойду молчанием приготовление этих курений, чтобы не утомлять читателей. Дважды в день, именно перед восходом и при закате солнца, было предписано воскуривать фимиам и вливать свежее масло в лампы светильника; из этих ламп святого светильника три должны были гореть в честь Господа Бога в продолжение целого дня, остальные же зажигались только вечером (Ср. Исх 30.7–8 , Исх 30.22–38 ). 4. Окончанием всего сооружения искусные строители, Веселиил и Елиав, стяжали себе большую славу, так как они не только сами усовершенствовали при работах то, что было придумано другими раньше, но и сделали совершенно новые, до них прежде неизвестные и крайне удачные изобретения. Из этих строителей первым и лучшим признан Веселиил. На окончание всего сооружения ушло ровно семь месяцев, и таким образом закончился как раз год со времени выхода евреев из Египта. В начале же второго года, в месяц, носящий у македонян название ксанфика, а у евреев нисана 272 , именно в новолуние, произошло освящение скинии и всех ее мною описанных принадлежностей. 5. Также и Господь Бог выказал свое удовольствие по поводу этого сооружения, следовательно, не напрасно потрудившихся евреев и не пренебрег им, но удостоил его Своим присутствием. Проявил же Он последнее следующим образом: в то время как небо [кругом] оставалось совершенно чистым, над одной только скиниею появилось темное облако, не такое густое и грозное, как то бывает зимою, но, однако, и не настолько редкое, чтобы взор мог проникнуть сквозь него. Из этого облака выделялась приятная роса, знаменуя всем любящим Господа Бога и верующим в Него присутствие Предвечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда речь идет об этих последних, не должно упускать из виду, что все они были высказаны в полемике с противоположными течениями мысли. Если бы природа Тертуллиана при всех своих реалистических наклонностях была чужда страстности, то его догматическая система, хотя и носила бы реалистическую окраску, но не переступала бы пределов дозволенной церковью свободы мысли и была бы чужда многих странностей и крайностей. Гораздо более сказалась увлекающаяся натура Тертуллиана в ригоризме его нравственных воззрений. По своему характеру Тертуллиан не мог служить двум господам. В тот день, когда пред ним открылись двери церкви, его душой овладели два чувства: беспредельная привязанность к христианству и глубокая ненависть ко всему языческому. Мир языческий сделался для него мрачным порождением сатаны. С этих пор удаляться от идолопоклонства во всех его видах сделалось задачей жизни Тертуллиана . Идолопоклонство хуже всего и не имеет своего прототипа в природе, либо «Ной принял в свой ковчег ворона и коршуна, принял волка, собаку и тигра; но не принял идолопоклонника… все, что не принято в ковчег, не должно быть в церкви» 86 . Блаженны заключенные в темницы: они не видят ложных богов, не встречают их изображений, не присутствуют на языческих празднествах, не обоняют их жертвенных курений, не оглашаются безумными восклицаниями театра и цирка, не бывают свидетелями исступленной жестокости гладиатора и бесстыдства комедианта и т.д. 87 Христианское общество, в которое вступил Тертуллиан , держалось таких же воззрений на язычество. Мнения расходились только в вопросах о том, где кончается христианство и начинается язычество. «Большая часть людей полагала, что тот только идолопоклонник, кто ходит в храмы для курения фимиама, кто приносил там жертвы и делает возлияния» 88 . Притягательной силе театра не могли противостоять даже христианские женщины 89 . По богатству и роскоши костюмов христианки не уступали язычницам 90 . Ремесленники из христиан занимались фабрикацией идолов 91 и строили ниши для языческих храмов 92 , торговцы продавали курения, употреблявшиеся язычниками 93 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/te...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010