9 . Итак, первосвященник «возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу» ( Лев.16:12 ). Прежде всего, уясним, на что указывает буквальный смысл, а затем исследуем, о чем говорится здесь в смысле духовном. В скинии собрания или в храме Господнем есть два святилища. В первом находится «жертвенник со всесожжением» (ср. Исх.29:25 ), на котором разожжен неугасимый огонь, и в этом святилище дозволено стоять, исполнять служение и совершать обряды жертвоприношений только священникам; ни левит, ни кто иной не может войти сюда. Второе святилище – внешнее, отделенное от первого завесой. За ней находится «ковчег завета» и «престол милости» (ср. Исх. 26:33–34 ), над которым располагаются «два херувима» (ср. Исх.25:18 ) и «ковчег откровения» (ср. Исх.30:6 ). В это святилище «однажды в год» ( Исх.30:10 ; Лев.16:34 ) первым, принеся прежде жертву умилостивления, о которой мы говорили выше, входил тот, кто был первосвященником, наполнив обе руки, одну – горящими угольями, а другую – благовонным мелко истолченным курением (ср. Лев.16:12 ); и как только входил он, дым восходил от углей и положенного на него благовония и наполнял все святилище, так что «облако курения» (ср. Лев.16:13 ) скрывало от взора священные предметы, явленные при его вхождении. Если ясна тебе древняя традиция жертвоприношений, посмотрим теперь, что содержится в этом согласно мистическому пониманию. Ты слышал, что было два святилища: одно как бы видимое и открытое священникам, а другое словно бы невидимое и недостижимое; и за исключением одного лишь первосвященника все прочие были вне его. Мне думается, что это первое святилище можно понимать как ту церковь , в которой мы теперь находимся во плоти, где священники служат у жертвенника «со всесожжением» (ср. Исх.29:25 ) и где разожжен огонь, о котором Иисус сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Не хочу, чтобы ты удивлялся, что это святилище доступно только священникам. Ибо все, помазанные миром священного помазания, становятся священниками, как и Петр говорит, обращаясь ко всей Церкви: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). Таким образом, вы – священнический род и поэтому приступаете к святилищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Для какой же цели повелел Господь людям иметь священные изображения, или Иконы? Цель употребления нами священных изображений состоит в том, чтобы, взирая на них, мы возносились умом и сердцем к тем святым лицам, которые изображены на иконах, так как иначе, по слабости воображения, мы не можем представить себе образа Господа Бога и святых Его. Не противоречит ли употребление нами священных изображений заповеди Господней: «не делай, себе кумира и никакого изображенья...» ( Исх. 20, 4 ). Нет, не противоречит. В означенной заповеди запрещается делать изображения только ложных богов, или идолов, и покланяться им как Богу. Нет ли в Новом Завете воспрещения изображать Бога? Нет. Если Господь запрещает покланяться изображениям вообще, то почему же мы кланяемся перед иконами? Мы кланяемся не иконам, а тем лицам, которые изображены на них. Такой наш обычай освящен примером Святых, которые кланялись перед священными изображениями. Так Иисус Навин, по сказанию Слова Божия, «пал на землю пред Ковчегом Господним» (I. Нав. 7, 6 ). А не грешим ли мы тем, что возжигаем перед иконами светильники и воскуряем фимиам? Нет, не грешим, ибо в этом случае мы поступаем согласно воле Господней. Господь повелел, чтобы первосвященник не прежде начинал молитву перед Ковчегом Завета, как «возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолчённого курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь перед лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над Ковчегом откровения» ( Лев. 16, 12–13 ). « И если сынам Израилевым, – заповедал Господь Моисею, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник пред Ковчегом откровения. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» ( Исх. 27, 20–21 ). Как можно изображать на иконах Господа Бога, когда, по слову Священного Писания , «Бога никто не видел никогда» ( Ин. 1, 18 )? Мы изображаем Бога в тех образах, в которых Он благоволил открываться людям и которые Он Сам освятил Своими явлениями. Так Бога Отца мы изображаем во образе величественного старца, следуя видению пророка Даниила. «И видел я, – повествует пророк Даниил, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы его, как чистая волна» ( Дан. 7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

е. скиния) золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета; в нем были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета». Имевшая золотую кадильницу. В этой части скинии была золотая кадильница, как необходимая принадлежность жертвоприношения, которое однажды в год совершал великий иерей. Об употреблении этой кадильницы книга Левит говорит: «И возмет (Аарон) горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним 13 , и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу. И положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом, свидетельства, дабы ему не умереть» ( Лев.16:12–13 ). «И обложенный со всех сторон золотом ковчег завета». Ковчег завета, или союза, так назван потому, что в нем хранились скрижали закона, соблюдение которого было условием союза, заключенного между Богом и евреями. Этот ковчег был сделан из лучшего дерева; со всех сторон обложен золотом, с золотым же венцем, кольцами и носилами. «В нем были золотой сосуд с манною». В этом золотом сосуде, по повелению Божию, положен был полный гомор 14 манны. Сосуд поставлен был пред Господом, т.-е. подле ковчега завета, для напоминания о том, что сыны израилевы ели манну сорок лет, до прихода их к пределам земли Ханаанской ( Исх.16:33–35 ). «Жезл Ааронов расцветший». Левит Корей, с своими сообщниками, восстал против Моисея и Аарона, негодуя на них из-за преимущества священства, усвоенного Аарону и его потомству. Для прекращения недоумений, возбужденных этим случаем в народе, Моисей, по повелению Божию, взял от каждого колена по жезлу, с надписью имени колена, и все двенадцать жезлов положил в скинии, пред ковчегом завета. Через одну ночь жезл Ааронов произрастил ветвь, цвет и плод. Этот жезл, по повелению Божию, положен был в скинии, пред ковчегом завета, в память божественного избрания Аарона и колена Левиина на служение пред Господом ( Чис.17:1–10 ). «И скрижали завета», то-есть две каменные доски, на которых написаны были десять заповедей, и о которых сказано: «Дал Бог Моисею две скрижали свидетельства, скрижали каменные, на которых было написано перстом Божиим» ( Исх.31:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Уже в четвертый раз со времени выхода из Египта такие слова говорит Господь Моисею. Как поступили Моисей и Аарон? Они опять пали на лица свои. Здесь мы видим подтверждение слов Писания, что Моисей был кротчайший из всех людей ( Числ. 12:3 ). Что такое кротость? В чем ее проявление? В том, чтобы без гнева терпеливо переносить всякие оскорбления и нападки. «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ. Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» ( Числ. 16:46–48 ). Обратите внимание, как действует Аарон. Он не просто пошел, не будем забывать, что ему уже за восемьдесят, он побежал. Побежал, чтобы встать между живыми и мертвыми и прекратить гибель людей, весьма враждебно по отношению к нему настроенных. Это свидетельство исключительного великодушия Моисея и Аарона, их высокого нравственного состояния, которое гораздо выше того, что можно требовать от человека, жившего до Христа. Это пример пастырского служения, который являет первосвященник Аарон. Мы видим Моисея и Аарона заступниками и предстоятелями народа, несущими свое служение с величайшим самоотвержением.  7.5. Жезл Ааронов Господь подтвердил богоизбранность ветхозаветного священства. Когда от всех колен было положено по жезлу перед ковчегом завета, то жезл с именем Аарона, положенный от колена Левия, не просто расцвел, но и принес плоды ( Числ. 17:8 ). Этот жезл впоследствии хранился в Святая Святых, и предание говорит, что он никогда не засыхал. Это чудо является пророческим. Преподобный Ефрем Сирин объясняет его применительно к воскресению: «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой, ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе Самом явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Фимиам Фимиам ( Исх. ХХХ, 34 ; Лeb. XVI, 12, 13 ; Cup. XXIV, 18 ; Mф. II, 11 ; Лk. I, 9 ) – благовонное курение, употребляемое в иудейском ежедневном богослужении и при всех жертвоприношениях ( Лeb. II:1, VI:15 ; Чuc. V:15 ; Ucx. XLIII:23 ). В торжественный день Освящения, когда первосвященник входил во Святая Святых, он должен был полные горсти фимиама возложить на огонь, чтобы облако фимиамного курения покрыло очистилище ( Лeb. XVI, 12, 13 ). Оно было составлено из ароматических веществ. Способ приготовления порошка для богослужебного фимиама и запрещение его для домашнего употребления указаны в кн. Исход: И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего ( Исх. ХХХ, 34–38 ). От горения фимиама, соответствовавшего нашему росному или обыкновенному ладану, распространялся очень ароматический запах, и потому при жертвенниках всегда находились кадильницы для возжжения оного. Курение фимиама было символом усердной молитвы, возносимой к Богу, и особенно ходатайства Церкви пред Господом за людей. Св. евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Omkp. VIII, 3, 4 ). Он тайно видел также двадцать старцев, которые пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Omkp. V, 8 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

– А все-таки кадите? – спросил Петр Данилович. – Да, кадим фимиамом; но каждение относим к славе Божией; поступаем так в согласии с заповедью Божией. Бог говорил (Моисею: «и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения...» ( Исх. 40, 5 ). Значит, не всякое курение Богу противно. Бог запрещает лишь каждение пред идолами, как Нехуштаном. – Но ведь Езекия «истребил медного змия», а вы опять о нём вспоминаете? – спросил Петр Данилович. – Точно, мы вспоминаем о медном змее, – ответил я, – но подражая Христу. Сам Господь, в беседе с Никодимом, вспомнил про медного змея ( Ин.3:14 ) и научил нас тем с благоговением относиться к нему ( Евр. 12, 2 ). Поэтому к доказательству «от медного змея» вы, друзья, относитесь с уважением. А в силу этого доказательства веруйте, что у христиан должно быть знамя нашего спасения, которое им необходимо поднять «ради истины». – Только вопрос: где же у вас это знамя? § II. Сектанты признались, что никакого видимого знамени у них нет; Крест же Христов они не почитают знаменем Христовым. Почему не почитают, когда Писание приводит нас к тому (ср.: Мф.24:30 ; Ис.19:20 )? Они не указали. Тогда я сказал: – Прочтем еще, что пишет Апостол Павел: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13, 10 ). Спрошу я вас, друзья: какой жертвенник вы имеете? Без особого размышления Петр Данилович отвечал: – У нас жертвенник – Христос. Я спросил: – В каком же Писании Христос называется жертвенником? – В послании к Евреям, – ответил Петр Данилович. Мы открыли 9 гл. к Евреям и я прочел: Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Христос, однажды принесши Себя в жертву.., во второй раз явится... для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:26,28 ). Видим из послания к Евреям, что Апостол Павел именует Христа жертвою , а не жертвенником. Я же спрашиваю вас: какой жертвенник вы имеете, в согласии с словами Апостола Павла? Штундисты молчали. Потом один из них заговорил: – Наш жертвенник на небе , – вот тот, который видел Исаия пророк ( Ис.6:6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Так и медный змей, пока служил у евреев прообразом Христа Мессии, до тех пор он сохранялся при храме, как великая святыня, когда же евреи стали кланяться ему, как богу, змей, для спасения же душ заблудших, был уничтожен. Что касается каждения, то не перед всяким предметом оно не угодно Богу: запретив кадить идолам, Господь делает, напр., такое повеление: «поставь золотой жертвенник для курения, перед ковчегом откровения» ( Исх. 40:5 ). Каждением перед крестом ему воздается не Божеское поклонение, а воздается такая же честь, как св. иконам, св. евангелию и прочим христианским святыням, ибо, почитая крест, мы почитаем распятого на нем Христа и Его за нас страдания; мы почитаем крест, как жертвенник Христа, Который, «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей» ( Евр. 9:26 ), ибо Сына Своего, «не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех» ( 2Кор. 5:21 ). Жертва без жертвенника не бывает, следовательно, если Христос – жертва, то Его жертвенник – Крест святой. И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая и все прикасавшееся к жертвеннику освящалось» ( Исх. 29:37 ), то тем более великая святыня новозаветный жертвенник – Крест Христов, освященный пролитой на нем Кровью Спасителя мира. 6) Под крестом, которым хвалился Апостол и который он считал святыней, нужно разуметь не вещественный, а духовный крест, т. е. терпение и страдания: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» ( Мр. 8:34 ), «ибо кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38; 16:24; Лк. 14:28 ). 6) В приведенных местах св. Писания говорится не о Христовом кресте, а о нашем: «возьми крест свой», «кто не берет креста своего», под этим крестом, действительно, нужно разуметь крест духовный, который каждый из нас должен нести безропотно, кому какой Бог послал. Но у Христа, кроме духовного, был еще и вещественный крест, который Он нес, на котором был распят и умер: «и взяли Иисуса и повели....

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Земельные уделы всех колен израилевых были святыней Господней, а уделы священников – «святыней из святынь» ( Иез.48:12,14 ). 2) Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней Сам Бог сказал: «...устроят они мне святилище » ( Исх.25:8 ) – то есть материальное сооружение , которое не только само свято , но и предназначено освящать, то есть передавать свою святость. Главная же часть скинии – алтарь – назывался «святое святых». 3) Иерусалимский храм был такой же святыней. И они (скиния и храм), естественно, не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам, как свидетельствовал о том Сам Христос: «что больше: золото или храм , освящающий золото » ( Мф.23:17 ). 4) Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны (на первых – Самим Богом, а на вторых – святым пророком Моисеем) заповеди Божии – Его святое слово. 5) Все храмовые и священнические принадлежности были святынями: «и помажь им (миром) скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая : всё , прикасающееся к ним, освятится » ( Исх.30:26–29 ). Ту истину, что материальный жертвенник не только сам свят, но и способен освящать к нему прикасающееся, подтвердил и Сам Христос: «что больше: дар или жертвенник , освящающий дар » ( Мф.23:19 ). 6) Все жертвоприношения были святыней: «посторонний не должен есть сего (мясо овна), ибо это святыня » ( Исх.29:33–34 ); «это (жертва повинности) великая святыня » ( Лев.7:1 ; ср. 6:25; 27:28); «это (кровь очистительной жертвы) святыня великая у Господа» ( Исх.30:10 ); «это (хлебное приношение) великая святыня из жертв Господних» ( Лев.2:3 ). 7) Ковчег Завета – особая, главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали завета и посох Аарона, и с ковчегом Бог связывал Себя особым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

На стиховне стихиры, глас 5: Подобен: Радуйся: Радуется небо и земля, небо умное грядущее зряще, в Божественный дом воспитатися честно, Деву едину и непорочную, к Нейже дивяся Захариа вопияше, двере Господня, храма отверзаю Тебе двери, радующися в нем ликовствуй: познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево, и родится из Тебе Бог Слово, даруяй мирови велию милость. Стих: Приведутся Царю девы в след Ея: искренния Ея приведутся Тебе. Анна Божественная благодать яве, от благодати данную Чистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий, призвавши ити пред Нею отроковицам свещи носящим, и глаголющи: пойди Чадо, Давшему Тя буди возложение, и благовонный фимиам. Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Внутрь в храм Божий, Боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне свещи носяще предходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна ликовствующе, яко родиша Творца Рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих, и питаема рукою ангеловою Всенепорочная, Христа явися Мати, подающаго миру велию милость. Слава, и ныне, глас 6. [Сергиа Агиополита:] Днесь собори верных сошедшеся, духовне да торжествуим, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим: предызбранну от всех родов, во обителище всех Царя Христа и Бога: девы свещи носяще предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение: матери печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей, и радости мира ходатаице. Вси убо радостно, еже радуйся, со ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших. На благословении хлебов, тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение: трижды. [писан на Малей вечерни.] Книга Исхода (XL, 1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35) И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания]. И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Отсюда Авраам пошел со стадами своими к полудню, отсюда по случаю голода отправился в Египет, где выдавал жену свою Сарру за сестру. Из Египта он опять пошел к Вефилю ( Быт. 11:10 – 32:12, 13: 1– 4 ). В Вефиле отдыхал патриарх Иаков; об этом в Библии говорится так. Избегая гнева и мести брата Исава, Иаков пошел к дяде своему Лавану в Месопотамию, в Харран, и, когда зашло солнце, он остановился в одном месте ночевать, положил себе камень в головы, лег и уснул. И видит во сне: на земле стоит лестница до небес; ангелы Божии восходят и нисходят по ней; на лестнице стоит Господь и говорит ему: «Я Бог Авраама и Исаака. Землю эту Я дал тебе и потомству твоему. Потомство твое будет, как песок земной. В семени твоем (чрез Спасителя) благословятся все племена земные. Я всегда с тобою, и сохраню тебя везде». Пробудившись от сна, Иаков сказал: «Страшно место это! Это – дом Божий и врата небесные». Встав, он взял камень, на котором лежал, поставил его памятником, возлил на него елей и назвал это место – Вефиль (дом Божий). Когда народом еврейским правили судьи, то они здесь часто имели свои собрания. В Вефиле Иеровоам, царь израильский, поставил золотого тельца, соорудил пред ними жертвенники и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим! Вот Бог твой, Который вывели тебя из земли Египетской», – и сделал Иеровоам праздник в Вефиле для принесения жертв тельцу. И вот когда он стоял пред жертвенником, принося курения, пришел из Иудеи пророк Божий, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родился в доме Давидовом сын Иосия, и принесет на тебе в жертву жрецов высот (идольских), совершающих на тебе курение, и сожжет на тебе кости человеческие. И вот знамение того, что это сказал Господь: этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь протянул руку свою и сказал: «Возьмите его». Но рука его одеревенела, а жертвенник распался, и пепел рассыпался на него; тогда царь стали просить пророка исцелить руку, и рука исцелилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010