Материалы, необходимые для скинии и священнического одеяния, должны были быть получены от добровольных пожертвований народа. Никто не облагался налогом, не устанавливались сборы либо пропорциональное распределение. Приношение было добровольным (25:1–7, особенно ст. 2). Ответ на призыв Моисея был необыкновенным. В отличие от большинства священников, которые часто умоляют и выпрашивают деньги, Моисей должен был удерживать народ от дальнейших приношений. Община действительно характеризовалась щедрым духом (36:2–7)! Рис. 5 107 Описание обстановки скинии начинается с предметов в центре и движется по направлению наружу, но непоследовательно. И в разделах, где речь идет о сооружении, порядок завершения отличается от порядка, указанного в инструкциях (см. таблицу 7). В колонке, находящейся слева, наиболее интригующим является то, что повеление о построении жертвенника для курения (30:1–10) отделено двумя главами (28–29) от предыдущих повелений относительно обстановки. Отвечая ученым, которые склонны рассматривать этот отрывок как более позднюю вставку, Менаэм Харан замечает: «Несомненно, литературная форма, в которой «С» дошел до нас, не удовлетворяет требованиям классического вкуса ... но подобные явления ... не могут считаться аргументом для расщепления источников на различные пласты» 108 . Таблица 7 Указания Завершение Святое Святых Ковчег 25:10–16 Крышка 25:17–22 Святилище Стол хлебов 25:23–30 предложения Светильник 25:31–40 Двор скинии Медный 27:1–8 жертвенник Святилище Жертвенник 30:1–10 курения Двор скинии Умывальник 30:17–21 Ковчег 37:1–5 Святое Крышка 37:6–9 Святых Стол хлебов 37:10–16 предложения Святилище Светильник 37:17–24 Жертвенник 37:25–28 курения Медный 38:1–7 жертвенник Двор Умывальник 38:8 скинии Сам текст Исхода должен предостерегать от чрезмерного увлечения символизмом в скинии. Поиски в каждом предмете обстановки, в каждой материи, в каждом кольце покрывала, в каждом цвете какого-то скрытого значения будут скорее предполагаемыми, чем экзегическими. Подобным образом, современные попытки доказать превосходство шатра или скинии над последующим храмом кажутся открытыми для того же самого обвинения. Так, Вальтер Брюггеманн считает, что «старая традиция «шатра» отстаивает требование мобильности и свободы для Бога. Традиция «дома» ... подчеркивает постоянное присутствие Яхве в Израиле... Теперь понятие присутствия имеет первостепенное значение, а Божья свобода чрезвычайно ограничена» 109 . Я отвечаю вопросом: разве Ветхий Завет ясно изображает подобную натянутость? Разве Писание явно свидетельствует о подобном трении?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Входящие в состав благовонного курения вещества в точности неизвестны. Еврейское слово «стакт», буквально означающее: «капля, каплющее», указывает не на самое вещество, а на его появление из растения капля по капле. Под «онихом» разумеют или нарост на раковине, или саму раковину одной из пород улиток, водящихся в водах Индии и Чермного моря. Название третьего вещества «халван» указывает на его белый цвет, похожий на цвет молока. Под «халваном» разумеют смолу, добываемую из одного кустарника, растущего в Сирии и Персии. Замечание «душистый» указывает на то, что халван был благовонный и неблаговонный. Четвертое благовоние – «ливан» есть смола растения из породы теревинфов, встречающегося в южной Аравии. Прибавление к названию этого вещества слова «чистый» указывает или на отсутствие какой-либо примеси, которую было выгодно подмешивать в состав этого ценного предмета, или на способ собирания смолы. Именно для получения совершенно чистой смолы расстилают около растения подстилку, на которую и опадают ее капли. Определена только одинаковость количества каждого из веществ, имевших войти в состав курения. Исх.30:35 .  и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, Способ приготовления фимиама остается неизвестен. Исх.30:36 .  и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; Повеление: «истолки его мелко» указывает не на способ приготовления курения, а на тот вид, в каком приготовленное курение должно быть возлагаемо в скинии собрания. Взяв часть изготовленного фимиама, надлежало мелко истолочь его и в таком виде употреблять. Из Исх. 40.5 ясно видно, что курение должно было возлагаться на жертвенник, стоявший во святилище против ковчега завета, находившегося за завесой во святом святых. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Исход. 386-554 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь приготовительные действия к очистительному ритуалу окончились и начиналось самое очищение и прежде всего очищались грехи первосвященника и дома его, т. е. не только плотской семьи его, но и священства вообще ( Лев.16:33 ). Закалался ранее приведенный ( Лев.16:3, 6 ) телец, и кровь его, внесенная во святое святых, имела очистить первосвященника и дом его. Но прежде внесения крови во святое святых первосвященник должен был обезопасить себе вход туда: курением пред каппоретом. Ему подавали ковш, в который он набирал благовоний для курения, и золотую, с длинной ручкой, кадильницу (отличную и по материалу, и по устройству от обычно употребляемой), которую он наполнял горящими углями с жертвенника всесожжений; имея кадильницу в правой руке, а курения в левой, первосвященник входил в святое святых, здесь ставил кадильницу между шестами ковчега завета и высыпал курения на огонь, – весь дом ( «святое святых») наполнялся облаком дыма, «чтобы ему не умереть» ( Лев.16:33 ). Затем, оставив фимиам в святом святых, первосвященник, всегда обращенный лицом к ковчегу (след. попятным движением), выходил отсюда. Придя во святилище он здесь читал молитву – краткую, чтобы не обеспокоить народа (Иома 5:1). Сущность этой молитвы (текст ее приписывается первосвященнику Симону II Праведному, ум. ок. 200 л. до Р. Хр.) составляло прошение, чтобы в наступающем году Израиль не терпел ни плена, никакой другой нужды. Придя во двор, первосвященник брал кровь тельца (вероятно, на ладонь левой руки), из рук священника, который с момента заклания тельца мешал ее в сосуде, чтобы не сгустилась (Иома 5:3), и шел в святое святых, становился на прежнее место и здесь кропил кровью (таким образом, «как бы бил кого», размахивая рукою) однажды на перед крышки ковчега и 7 раз пред ковчегом на землю, точно высчитывая каждый раз (ibid). По блаж. Феодориту, «поскольку в 7 днях вращается жизнь, и каждый день прегрешаем в большем или малом, то равночисленное дням приносилось кропление за совершаемые в них прегрешения» (вопр. 32 по Лев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ЖМП 4 апрель 2013 /  22 апреля 2013 г. Дары Валтасара: что необходимо знать, выбирая ладан Ладан. Казалось бы, что из применяемых в православном богослужении элементов может быть проще? Его запах сразу же встречает входящего в храм человека и почти всегда провожает православного христианина после отпевания в последний путь. Диаконы и священники кадят за каждым богослужением: на проскомидии и на великом входе, в начале великой вечерни и на стихирах «Господи, воззвах», на литии, на полиелее перед Евангелием, на «Честнейшей» в конце канона. И всё же простота ладана обманчива. Оказывается, за несколько тысяч лет это вещество претерпевало множество любопытных трансформаций, а сегодняшние его вариации могут поставить пользователя в тупик. Каким проверенным рекомендациям следовать, чтобы избежать неразумной переплаты или приобретения некачественного ладана? Ливан — олибанум — ладан Однако прежде чем приступить к сравнительному анализу используемых в нашей Церкви благовоний, сделаем несколько важных замечаний. Несмотря на огромный исторический опыт применения ладана в богослужении на Руси, единства в употреблении связанных с этим процессом терминов до сих пор нет, а разночтения или невольные ошибки в наименовании отдельных понятий приводят к досадным недоразумениям. Исторически ладан возникает в ветхозаветные времена. Приход его сначала в культ, а затем в человеческую культуру связан с обычаем жертвоприношений, который люди стали практиковать почти сразу же после грехопадения Адама. Поначалу, скорее всего, это был просто ароматный «аккомпанемент», сопровождающий сожжение приносимых людьми Богу от трудов своих жертв. Но очень скоро Господь напрямую указал Своему народу, какие благовония использовать при богослужении. Так, помимо повеления Израилю приносить ароматы для благовонного курения (ср.: Исх. 25, 6) Бог заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (ср.: Исх. 25, 29) и жертвенник для приношения курения (ср.: Исх. 30, 1), а также указывает особый состав для священного курения ароматических веществ:

http://e-vestnik.ru/analytics/kak_vybira...

18Шесть ветвей выходило из ствола его: по три ветви с одной и с другой стороны. 19На каждой из этих ветвей было по три чашечки в виде раскрывшегося цветка миндаля с лепестками наружными и внутренними – на всех шести ветвях, из единого ствола исходящих. 20И на самом светильнике, на стволе его, были еще четыре чашечки наподобие цветков миндальных с крупными, выпуклыми лепестками снаружи и мелкими внутри. 21Чашечки были на стволе под всеми шестью ветвями, что исходили от него, по одной чашечке под каждой парой ветвей. 22 Так что всё: и чашечки, и ветви — составляло одно целое со светильником и всё было из чистого золота, работы чеканной. 23 К светильнику Бецалел со своими помощниками сделал также семь ламп, и щипцы для снятия нагара, и совочки – всё из чистого золота. 24На изготовление светильника и всех его принадлежностей пошел целый талант чистого золота. Жертвенник курения благоуханного 25Жертвенник курения благоуханного изготовил Бецалел из акации, один локоть в одну и другую сторону – квадратным сделал его, а высотой – в два локтя; рога жертвенника составляли с ним одно целое. 26Чистым золотом обложил весь жертвенник: и верх его, и стенки, и упомянутые рога, а по всему верхнему краю жертвенника сделал литой обвод узорчатый из золота. 27Под ним, под обводом этим, с двух сторон жертвенника сделал по два кольца из золота, чтобы вставлять в них шесты для ношения жертвенника. 28Шесты сделал из акации и их тоже покрыл золотом. 29Священный елей для помазания он приготовил и особого состава ароматичное курение, чистое, как то делают составители благовоний. Жертвенник для всесожжений 38 Жертвенник для всесожжений сделал Бецалел из акации, сделал он его квадратным: по пять локтей в одну и другую сторону, а высотой – в три локтя. 2На всех четырех углах его он сделал рога, одно целое с жертвенником составлявшие; и всё это он покрыл медью. 3 Сделал и всё необходимое для служения при жертвеннике: тазы для пепла и жира, стекающего на пепел, совки, чаши–кропильницы, вилки для мяса и сосуды для горячих углей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Разделы портала «Азбука веры» Благовóния — 1) (мн. ч.) особые ароматические вещества, используемые во время храмовых служб, при совершении Таинств и треб ; 2) (ед. ч.) благоухание, источаемое ароматическими веществами в связи с проявлением их ароматических свойств. Кто придумал употреблять благовонные вещества при совершении богослужения? Традиция использования благовонных веществ в рамках богоугодных религиозных обрядов была заложена ещё во времена Ветхого Завета . Причём, своим происхождением она обязана Творцу. Так, по распоряжению Божию благовония употреблялись при освящении скинии и её принадлежностей: ковчега Завета, жертвенника курения и жертвенника всесожжения, светильника, стола, умывальника ( Исх.30:25-28 ). Причем благовонное миро, которым помазывались перечисленные предметы, отличалось особым составом, авторство которого принадлежало не человеку, но Богу. Это же миро употреблялось и при поставлении на служение первосвященника и священников ( Исх.30:30 ). Простому человеку было категорически запрещено изготовлять или применять подобное вещество в личных целях, под страхом истребления из народа ( Исх.30:33 ). Кроме того Бог определил и состав вещества, предназначавшегося для курения. Использование его вне прописанных религиозных норм также не дозволялось. Для чего используются благовонные вещества? Несмотря на то, что Божественная сущность не подлежит восприятию через органы чувств, Бог может проявляться в Своих силах и энергиях , воздействуя на органы чувств, например, зрение или слух. В этом отношении Он может обнаруживать Свое присутствие и Свои совершенства посредством тех символов , которые Сам сочтёт уместными. Что же касается священных предметов, изготовляемых руками человека, они также могут отображать собой те или иные символические знаки. Так, круг символизирует Божественную вечность, золото — сияние Божественной славы. Что же касается такого человеческого чувства как обоняние, оно тоже может участвовать в богопознании и богопочитании . В этом отношении воспринимаемое через обоняние благоухание символизирует Божественное благоухание, под которым следует понимать проявление Божественных совершенств. Приятное впечатление, производимое ароматом благовоний, может служить символом или прообразом будущей радости и блаженства на Небесах. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/blagovoniya

Все это было еще до св. пророка Михея. Не удивительно, что такие цари, как Иоафам и Езекия, при всей ревности восстановить и утвердить истинное богопочитание, не могли искоренить язычества, глубоко вкоренившегося в предшествовавшие времена. Но вот при св. пророке Михее на иудейский престол восходит сын Иоафама Ахаз (742–720 до Р.Х.). Точно мрачная туча взошла над Иудеею с этим царем. Шестнадцать лет его царствования были временем полного преобладания язычества над иудейством, идолослужения над служением истинному Богу. Первым делом Ахаза по воцарении было прекращение истинного богослужения во храме. Двери и притворы храма были заперты, светильники погашены, курения прекратились, всесожжения не возносились. Дом Божий был наполнен нечистотами, самые сосуды храма были заброшены ( 2Пар. 19: 3, 6–7, 16, 19 ), медный жертвенник был сдвинут с места своего, на котором Ахаз поставил жертвенник языческий, сделанный по образцу сирийского (в Дамаске), снял с подставов умывальницы и так называемое «море» с медных волов ( 4Цар. 16: 2, 14, 17 ). Это, можно сказать, было только начало зла. Дальнейшие подвиги Ахаза дают видеть в нем злого язычника, сильного ревнителя идолослужения, какое бы оно ни было. Он сам поклонялся и других заставлял поклоняться золотым тельцам по примеру израильтян, у которых это тельцеслужение было государственною религиею ( 4Цар. 16, 3 ). Кроме сего, Ахаз совершал жертвы и курения на высотах, на холмах и под всяким тенистым деревом (4). Это значит, что он, поклонялся небесным светилам, служил Ваалу и Астарте-Венере, потому что на высотах приносились жертвы и светилам небесным, и вместе Ваалу и Астарте; оба они олицетворяли солнце и луну, а под тенистыми деревьями, в рощах, посвященных Астарте, совершалось величайшее распутство в честь этой богини (Сн. Ос. 4:13, 14 ; 4Цар. 23, 5–8 ; Ис. 57, 7 ; Иез. 6, 13 и др.). «Служение Астарте, – говорит один писатель 8 , – богине или царице неба, олицетворенной луною (или планетою Венера), было неразлучно с поклонением Ваалу. Кумир изображал женщину с рогами тельца, и приношения ей состояли из ладана, мучных лепешек и вина. Кроме алтарей, Астарте посвящены были рощи, в которых совершались празднества, запечатленные страшным цинизмом. Девственницы и юноши в жертву Астарте приносили свою невинность, продавая себя за деньги, которые отдавали жрецам на содержание капища». На это намекает и сам пророк Михей, когда говорит о дарах блуднических (1, 7). Служение Ваалам сопровождалось также большими бесчин­ствами. «Кроме кровавых жертв, разных плясок и неистовств, – говорит тот же писатель, – это служение состояло из возмутительных бесчинств и мерзостей, напр. Ваал-Фегору». Есть основание думать, что Ахаз служил не од­ному Ваалу, а нескольким, потому что он, по свидетельству Священного Писания , делал литые статуи Ваалов ( 2Пар. 28, 2 ), вероятно, Ваал-Берита, Ваал-Зевува, Ваал-Фегора и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1:16. Воскурение фимиама. Фимиам представлял собой смесь благовонных трав, которые при сгорании издавали приятный аромат. По всему Ближнему Востоку и в Израиле был распространен обычай воскурения фимиама. Чаще всего курение сопровождало жертвоприношение (см. коммент. к 44:18). Одним из наиболее ценных и дорогостоящих ингредиентов курения был ладан (белая ароматическая смола) из Савы (Савеи) в Южной Аравии. Археологическими раскопками обнаружено немало разнообразных жертвенников курения по всему Израилю, в том числе два в Араде и десять в Экроне. 1:18. Метафорический язык: железный столб и медные стены. Железо и медь символизируют могущество во многих библейских текстах (см. коммент. к Ис. 45:2 ). Медные ворота, построенные ассирийцами, найдены в Балавате. Они служили украшением массивных стен. Египетский фараон Тутмос III называет себя железной и медной стеной для Египта, т. е. нерушимой твердыней. 2:1–3:5 Израиль удаляется от Господа 2:8. Пророчествовали во имя Ваала. Несмотря на религиозные реформы Езекии и Иосии, народ Иудеи вновь обратился к религиозному синкретизму (смешению религий), совершая обряды и поклоняясь хананейским богам. Пророки, которые восприняли эту смешанную систему, возвещали вести от Ваала и испрашивали пророчества перед идолами Ваала. 2:10. Острова Хиттимские (Киттимские). Киттим упоминается в «таблице народов» ( Быт. 10 ) как потомок Иавана (греч. Иония) и ассоциируется с Эгейским морем и Восточным Средиземноморьем. Возможно, «Киттим» – древнееврейское название Китиона, близ современной Ларнаки на юге центральной части побережья Кипра, но, скорее всего, относится ко всему острову. В бронзовом веке там было поселение. В эпоху Иеремии понятие «Киттим», по всей вероятности, обозначало Грецию или любое отдаленное место на западе. На черепке из Арада VII в. до н. э. упоминаются выходцы из Киттима, носившие греческие имена. Вполне вероятно, что это были купцы с Кипра. 2:10. Кидар. Кидар был вторым сыном Измаила ( Быт. 25:13 ) и родоначальником племени измаильтян, которое процветало в период с VIII по IV в. до н. э. Это племя известно из ассирийских и вавилонских текстов под названием Кадар. Личные имена кидаритов были связаны с южной ветвью семитских языков. Это племя обосновалось на Аравийском полуострове, и его представители часто перемещались в Левант через Синайский полуостров. Кидариты заселяли восточную часть пустыни, а племя Киттим обитало в Восточном Средиземноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нам остается еще сказать о принесенном курении, которое по-видимому, лишь передано было в запас святилища, так как с курением входил Аарон лишь в торжественнейшие служения и именно тогда, когда он проникал за завесу во Святая Святых (XVI, гл. Левита), постоянная же жертва курения воздымалась всегда на алтаре курения, стоявшем перед завесой. Вопрос о том, было ли употребляемо при жертвах возлияния вино, обязательное при жертвоприношениях в Палестине ( Чucл. XV, 2, 5 , et sequ), не может быть решен вполне достоверно. Мы отсылаем по этому предмету к примечаниям главы X Левита (о смерти Надава и Авиуда) и думаем, что хотя принесение вина вместе с жертвой не могло быть обязательно в пустыне и закон этот дан лишь для страны, где каждый израильтянин имел или мог иметь виноградник, – но вино (если оно было) могло быть приносимо в жертву в пустыне, и служило кроме возлияний и для трапезы, учреждаемой из мяса миреых жертв 73 (Ст. 84–88). Как видно по сравнению с примеч. 5 количество даров всех колен израилевых вместе представляло на вес до трех тысяч рублей серебра, не зависимо от жертвенных животных. – Надо помнить, что на устройство скинии были употреблены уже кроме множества драгоценных камней значительные количества драгоценных металлов и бронзы, а именно, золота больше чем на миллион рублей серебряных, серебра более 240 000 рублей серебряных и значительное количество (более 70 талантов) бронзы (сравн. Исх. rл.XXXVIII прииеч. 6, 7; 9) 74 (Ст. 89). Исполнение обещанного Господом в Ucx. XXV, 20–22 . До ныне Господь глаголал Моисею вне стана Израильского на горе Синае ( Ucx. XXIV, 18, XXXIV, 2 et passim), или в шатре, вынесенном из среды лагеря Израильского ( Ucx. XXXIII, 7 – 9 ); теперь после очищения народа Божия, окончания законодательства, устройства скинии, учреждения полного порядка стана и удаления из него всякой скверны, – Господь проявляется в среде народа своего, и присутствие особой благодати и промысла Божия о народе указывается видимым знаком: постоянным присутствием облака над скинией днем, и огня в ней ночью ( Ucx. XL, 38 )

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Такие гневные возгласы нередки в речах пророков (срв. напр., слова прор. Осии: Ос.9:14 или Ос.8:1 ). Bredenkamp, 83–84; E. König, Hauptprobleme, 9, срв. Hoonacker, 249–250 (где подробно обосновано мнение Bredenkamp’a и устранены все возражения, направленные против него; также: Volck, 170–171). 170 Против Wellhausen " а, (Prolegomena, 102), который утверждает, будто даже в P. С. нет никакого намека на его историческое происхождение и что лишь позднейшее иудейство видит в нем воспоминание о синайском законодательстве. 173 «Поскольку, говорит по этому поводу Кейль, эти clausulae festi (‘azaromh) были торжественными днями; их проводили с священным собранием и прекращением работ, то нет ничего удивительного, если в позднейшие времена слово ‘azeremh стали употреблять для обозначения торжественного отправления всякого вообще праздника, в который народ должен был прекращать работы и участвовать в священном собрании для богослужебного назидания (напр., Иоил. 1:14 ; Ис. 1:13 ; 4Цар. 10:20 )». Библейская археология, ч. I, 508, 3. 177 Hoonacker, (236–237) допускает, что в подлинном тексте изречение о квасном хлебе отсутствовало и на введение в нынешнее евр. чт. выражения рекомендует смотреть, как на результат случайного искажения текста; именно, он одобряет чтение первых слов изречения у LXX, которые читатели вместо (от квасного) =ξω – вне, снаружи, а вместо (=курите) понимали (κα νγνωσαν – «и прочитали»), предлагая только понимать и последнее слово стоящим в соответствие с двукратным повелительным наклонением следующих глаголов («провозглашайте... разглашайте») тоже в повелительном наклонении с усвоением ему значения однородного с названными глаголами «объявляйте», «возвещайте». Тогда исчезает спорный вопрос о квасном хлебе и получается просто иронический совет: «возвещайте, объявляйте вне Вефиля (в окружающих его областях) о своих благодарственных жертвах» (как, очевидно, было в обычае у израильтян, которые, чтобы привлечь толпу к жертвенным торжествам, разглашали о них повсеместно). 180 Что в данном месте разумеется не простое сожжение жира или муки, над понятие которого Wellhausen желает подвести термин gattar, указывает раздельное упоминание жертвоприношения (jesabbechu – приносят жертву) Ваалам и курения истуканам (la pessilîm), если иногда (как Ам. 4:5 ) глагол gattar и употребляется для обозначения сожжения, то в рассматриваемом месте он имеет, очевидно, специальный смысл курения (сожжения) фимиама (сравн. Oettli, a. a. О. 12). Что жертва фимиама существовала до предполагаемого времени появления P. С. см. Иер. 6:20, 21; 17:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010