4 вне стана. В Евр. 13,11–13 смерть Иисуса «вне врат» сравнивается с принесением жертвы за грех. на чистое место. Многие места вне стана были нечисты, это могло осквернить священника и сделать невозможным совершение им служения. Он должен был избегать таких мест и высыпать пепел от жертвы всесожжения в предназначенном для этой цели чистом месте. 4:13–21 Грех всего общества Израилева. 4:22–26 Грех главы колена или рода. 4:27–35 Грех отдельного члена общества Израилева. Глава 5 5:1–6 Грехи за утаивание свидетельства (ст. 1), прикосновение к чему-либо нечистому (ст. 2,3) и безрассудную клятву (ст. 4). 5:2.3 к... нечистому. Более подробные разъяснения см. в гл. 11–15. 5:5 Перечисленные ранее грехи требуют исповедания Богу в присутствии священника, а также принесения жертвы за грех для получения прощения (ср. 1Ин. 1,7.9 ). 5:7–10 Жертва за грех, приносимая бедным членом общины, подобна самой скромной жертве всесожжения (1,14–17). Ее процедура точно такая же, за исключением окропления кровью (5,9; ср. 1,15). 5:10 См. статью «Искупление». 5:11–13 Подробности, связанные с принесением жертвы за грех, напоминают хлебное приношение в гл. 2, однако здесь к пшеничной муке не добавляется ни елей, ни ливан (ладан). 5:14–6,7 Жертва повинности. С этой жертвой связаны более серьезные грехи, чем названные ранее, поскольку совершались преднамеренно (хотя некоторые из попадающих в эту категорию грехов могли иметь и непреднамеренный характер). 5 святыню. То, что имеет отношение к собственности, посвященной Богу (22,7.10.14; 27,28). 5:прибавит... пятую долю. В том случае, когда требовалось принести жертву повинности, согрешивший человек должен был возвратить незаконно присвоенную им собственность, прибавив к этому еще двадцать процентов (ср. 6,5). 5:17–19 Здесь имеются в виду те случаи, когда человек по неведению поступил неправильно и ощущает угрызения совести. Глава 6 6:1–7 Грехи, совершенные против ближнего, требуют возмещения пострадавшему и принесения жертвы Богу (ср. Мф. 5,24 ). 67,36 После того как Моисей дал законы о жертвах для мирян, он обращается к священникам, уделяя особое внимание принадлежащей им по праву доле от жертвоприношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

955 (Ст. 1–2). О великой святыне ср. прим. 9-е предыдущей главы; о месте закалания сравни ст. 11-й главы 1-й и прим. 8-е. 956 (Ст. 3–7). Сожигаемые части те же, как в жертве греха и в жертве мирной (см. ст. 10 главы IV). О принадлежности священнику жертвы греха, как жертвы повинности, и об обязанности съедать ее на чистом месте сравни примечания 6, 7 и 9 предыдущей VI главы. При всесожжении (см. стих 8-й) одна кожа животного принадлежала священнику. 957 (Ст. 9–14). Слово приношение, употребляемое Еврейским текстом в стихах 9 и 10, когда идет речь о приношении хлебном, есть Ацкара, которое, но указанию Кларка, передается LXX словом Мнемозинон, т. е. поминание, память (ср. пр. 2-е главы II). Здесь говорится вообще о хлебных приношениях, как обязательно сопровождающих жертву мирную; более подробные наставления об этих приношениях находятся в главе II (см. прим. этой главы, в особенности 1, 2, 3). Присовокупляется здесь только указание о том, что при мирной жертве должен приноситься и квасной хлеб, но не как жертва (ст. 11, гл. II), а как (добавление к трапезе, учреждаемой после всякой мирной жертвы. Из опресноков же, как видно из стиха 14, лишь какая-нибудь часть их приносилась во всесожжение (возношение), остальное же печение также принадлежало к трапезе. Раввинское предание говорит, что приносилось по десяти лепешек каждого вида печений, упомянутых в стихах 4–10 главы II, и из каждого вида сожигалось по одной лепешке, остальные принадлежали священнику. 958 (Ст. 15–16). Различие, делаемое между мясом мирной жертвы и мясом жертв по обету или усердию, достойно замечания. По-видимому, мирная жертва благодарности была торжественнее двух других упомянутых жертв. Вероятно также, что и трапеза учреждалась для большего числа лиц и составляла празднество. Жертвы же по обету или по усердию (т. е. по внутреннему внезапному влечению) были жертвы, совершавшиеся в тесном кругу семейства; отсюда и позволение сохранить и навторой день мясо жертвы, которое не могло быть употреблено в пищу малым числом лиц в первый день. Заметим еще, что, по Лeb. XIX, 6 , мясо мирной жертвы можно было есть на другой день; но мирная жертва благодарности, приносившаяся за полученное благодеяние или счастие, составляла исключение: от нее ничего не могло оставаться до утра, как указано в ст. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Заклание жертвенного животного изображало ему его собственную повинность смерти. Следовательно, жертва напоминала человеку, или вводила его в сознание своих грехов ( Евр.10:3 ), виновности пред Богом, повинности смерти. С таким сознанием пробуждалась потребность и желание избавления от греха и смерти, а это естественно обращало человека верою и упованием к прообразуемому жертвою Избавителю, Который некогда Сам Себя принесет в жертву для спасения людей. Вместе с сим жертва предохраняла от отчаяния и ниспадения в бездну зла, ибо с жертвою соединялась вера, что жертвенною кровью неповинного может быть смягчен гнев небесного правосудия и что в крови обитает примиряющая сила, потому что без пролития крови нет прощение грехов ( Евр.9:22 ). У народов языческих истинный смысл жертв затемнился; на языческих алтарях не мало пролито было и человеческой крови, и самые жертвоприношения сопровождались необузданным развратом под видом жертвенного служения божеству. Но вера в умилостивительную и искупительную силу не погибла и в языческих представлениях о жертве. Даже в самых чудовищных формах языческих жертвоприношений сказывается сознание того, что сами люди недостойны приблизиться к Богу, что они погрешили против Бога и тем заслужили смерть, и что искупить вину и примирить с Богом может добровольная искупительная жертва. II. Всемирный потоп был вызван чрезвычайным развитием зла и греха на земле, готовых заразить все человечество, к тому времени весьма размножившееся. 404 Злое семя в лице потомков Каина готово было подавить добро в лице благословенного потомства Сифа. Вся земля сделалась позорищем насилий, преступлений, разврата и нечестья. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле ( Быт.6:11–12 ). Греховная беспечность и самозабвение достигли в них такой степени, что люди не вразумились и не пришли к покаянию и после возвещенного им за 120 л. грядущего наказания за нечестие и даже при ясных признаках наступления потопа ( Мф.24:33, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Существует и еще одно различие между двумя категориями жертв. Ни одна из первых трех жертв не отождествляется ни с поводом, который побуждает принести жертву, ни с нарушением, которое делает ее необходимой. Жертвоприношение должно быть спонтанным, жертвы, приносимые Богу в порыве хвалы и благодарности. Конечно, мы читаем в 1:4, что всесожжение приносится для «очищения грехов». Мы также должны заметить, что фраза «и приобретет он благоволение» является уникальной – она не встречается ни в описании 4-й, ни в описании 5-й жертвы, и важная фраза – «и прощено будет ему» – здесь отсутствует. Напротив, последние две жертвы предназначены для особого случая: «Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних» (4:2). Эта жертва охватывает случаи неосторожного нарушения Божьих запретительных законов. Жертва повинности такясе обращена к неосторожным нарушениям, но не в сфере запретительных законов, а в сфере «посвященного Господу» (5:15). Первая касается грехов совершенных преступлений, а вторая – грехов, связанных с упущением. Совершенно ясно таким образом, что последние две жертвы, в отличие от первых трех, являются искупительными по своей природе. В этом случае жертва приносится, чтобы получить прощение греха. Исходя из этого разграничения, в библейском повествовании появляется третье различие между двумя категориями жертв. Это различие касается использования крови. В первых трех жертвах (в действительности только в жертве всесожжения и мирной жертве) священник кропит кровью приносимых в жертву животных на жертвенник, находящийся у входа скинии собрания,– медный жертвенник (1:5, 11, 15; 3:2, 8:13). Та же самая процедура сопровождает принесение жертвы за грех кого-нибудь из начальников или главы колена (4:25) и жертвы за грех обычного человека (4:30:34). Однако в случае жертвы за грех либо священника, либо всего собрания картина меняется. В этих двух ситуациях кровь приносится священником в скинию собрания. Затем он кропит кровью семь раз перед завесой, которая отделяет святилище от Святого Святых. Немного крови кропится на роги жертвенника курения (т.е. внутренний жертвенник). Остальная кровь выливается у подножия медного жертвенника, который находится у входа в скинию собрания (4:5–7, 16–18). Таким образом, Библия говорит, что чем выше положение нарушителя, тем больше его проступок. В дополнение Книга Левит (6:30) строго запрещает есть плоть жертвы за грех , если кровь животного была внесена в скинию собрания. В этом случае жертву нужно сжигать, а не употреблять в пищу. (Предвосхищая обсуждение дня Искупления (день Примирения) – 16-я глава, – позволю себе вкратце заметить, что в этот день кровь жертвы вносилась в Святое Святых (16:14:15) – процедура, которая не позволялась ни одним из жертвенных ритуалов ( Лев.1–7 ).)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Жертва повинности . Приносилась за проступки, сделанные по упущению или неведению. Существовал строгий обряд совершения жертвоприношения. Желавший принести жертву приводил ее к святилищу. Далее совершалось рукоположение. Приносящий жертву прижимал обе руки к голове жертвенного животного (оно в это время было привязано с северной стороны жертвенника). Право рукоположения приносящий оставлял за собой. Лишь когда жертва приносилась за умершего, рукоположение совершал наследник. Если жертва была не частная, а от всего общества, то делали это старейшины. Рукоположение имело тот смысл, что приносящий в этом акте предавал себя и свое душевное настроение в жертву Богу. Когда кто-либо приносил жертву за грех, то он наряду с рукоположением исповедовал грехи: грехи и ответственность как бы перекладывались на жертвенное животное. После произнесения последних слов исповедания грехов совершалось второе действие — закалывание. В этом приносящему жертву могли помочь левиты. Когда жертв было много, в закалывании участвовали и священники. О способе закалывания в Ветхом Завете не сообщается. Из предания известно, что стремились причинить как можно меньшее страдание животному. Символическое значение этого акта: а) смерть есть оброк греха; б) без пролития крови не бывает прощения греха; в) прообразование искупительной жертвы Спасителя. Заклание — последнее действие человека, приносящего жертву. Дальше совершал действия священник. Поставив большую чашу с двумя ручками, он собирал кровь. Затем кропил со всех сторон жертвенник. Окропление кровью было принципиальным моментом священнодействия. Слово кровь в Ветхом Завете встречается триста семнадцать раз, из них семьдесят семь раз в книге Левит, значительная часть которой посвящена жертвоприношениям. Излияние крови и окропление ею является центральным элементом ветхозаветного культа, как бы духовным его нервом. Почему именно кровь имеет такое значение в религиозно-обрядовой жизни Израиля? Ветхозаветное религиозное сознание поднялось до понимания, что краткость человеческой жизни и смерть теснейшим образом связаны с грехами. По Своей милости Господь принимает во искупление грехов как замещающее средство кровь жертвенных животных. Одним из действий обряда жертвоприношения было возложение рук на голову закалываемого животного. Грешник, приведший к священнику животное, должен был во время закалывания держать свою руку на голове жертвы, тем самым как бы говоря, что умереть должен был он, но вместо него умирает животное: и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его (Лев 1,4).

http://pravoslavie.ru/104164.html

1 Моисей ставит скинию, освящает чрез помазанье священников и приносит первые жертвы; 34 облако наполняет скинию. Во 2й год по Исходе евреев из Египта Господь дал через Моисея множество постановлений о жертвоприношениях и прочих обрядах, праздниках, о требованиях к священству, множество нравственных предписаний и гражданских законов. Аарон приступил к священнослужению в скинии. Предпоследняя глава содержит обещание Богом награды за верность завету и наказания за его неисполнение. Всё действие книги происходит вблизи горы Синай. Всего 27 глав. О принесении в жертву всесожжения тельца, овцы, голубя. О хлебном приношении. О жертве мирной. О жертве за грех. 1 О жертве за грех; 14 о жертве повинности. 1 О жертве повинности; 8 особые указания священникам относительно каждого рода жертвы. 1 Повеления священникам о жертвах повинности; 8 часть священника от всесожжения и хлебного приношения; 11 разного рода мирные жертвы; 22 запрещение относительно тука и крови; 28 окончательные повеления. Подробности о посвящении Аарона и его сыновей на священство. Торжественные жертвоприношения новопосвященных священников. 1 Надав и Авиуд приносят огонь чуждый и поражаются смертью; 8 воспрещение крепких напитков священникам при служении; 12 жертва за грех должна быть съедаема священниками. Разница между чистыми и нечистыми животными, рыбами, птицами и пресмыкающимися. Продолжительность нечистоты после родов и жертва за очищение. Закон о проказе, повеления о ней священникам. Жертвы за очищение от проказы. Нечистота мужчины и женщины при истечении и жертва за очищение. Обязанности священников в день искупления, козел для отпущения. 1 Воспрещение закалать тельца, овцу или козу вне святилища. 10 Воспрещение есть кровь. Законы о браке и половых отношениях. Различные повеления и запрещения относительно религиозной и нравственной жизни. Наказания, определенные для нарушающих указанные заповеди и запрещения. Специальные правила для священников и их семейств. Повеление священникам и всем поступать осторожно со святыми жертвами и относительно животных для жертв.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

6:8–13 жертва всесожжения. Ср. гл. 1. Поскольку ничего из жертвы всесожжения не предназначалось в пищу священнику или жертвователю, в тексте говорится лишь об ответственности священников за надлежащее обращение с пеплом и огнем. 6 Огонь... пусть горит. Ср. ст. 13. Этот ритуал должен был напоминать о Божием присутствии и о потребности народа в постоянном искуплении. 6:14–18 О приношении хлебном. Ср. гл. 2. 6 все, прикасающееся к ним, освятится. Эту фразу можно передать и так: «Все, прикасающиеся к ним, освятятся». 6:19–23 Священники должны были ежедневно совершать хлебное приношение. Об этом здесь упоминается впервые (6,20). 6 священник помазанный. Т.е. первосвященник. 6:24–30 О жертве за грех. Этот фрагмент содержит наставления, касающиеся священников. Глава 7 7:1–10 Процедура принесения жертвы повинности. 7:11–36 Установление о мирной жертве, или жертве общения (ср. гл. 3). Здесь даны предписания, касающиеся мирной жертвы и, в частности, хлебного приношения, а также описывается, как надо употреблять мясо жертвы (7,15.16). 7 при жертве благодарности. Можно было бы назвать эту жертву «жертвой исповедания», поскольку она приносилась также при исповедании грехов и в случае оказанных Богом милостей. Эта жертва служила для того, чтобы усилить молитвы о прощении или об исцелении, или же выразить благодарность за услышанные молитвы. 7 по обету. Находясь в затруднительном положении, люди клялись принести жертву Богу, если Он ответит на их молитвы ( Быт. 28,20–22 ; 1Цар. 1,11; 2,21.24 ); подобные клятвы обычно сопровождались мирной жертвой. от усердия. Такая добровольная жертва служила выражением благодарности Богу. 7 нечистоту. Определение понятия нечистоты см. в гл. 12–15. истребится. Такое выражение является общим для описания Божиего проклятия, его точный смысл в каждом конкретном случае определяется контекстом Священного Писания. Оно может означать смертную казнь (напр., Исх. 31,14.15 ) или обреченность остаться бездетным (18,14.19; 20,20). 7 крови не ешьте. Имеется в виду мясо, из которого не выпущена кровь ( 1Цар. 14,33 ). Богословское обоснование этого запрета дается в 17,11 и Быт. 9,4 . Глава 8

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Заклание жертвенного животного изображало ему его собственную повинность смерти. Следовательно, жертва напоминала человеку или вводила его в сознание своих грехов, виновности перед Богом, повинности смерти. С таким сознанием естественно пробуждалась потребность, молитвенное желание очищения и оправдания, избавления от греха и смерти. Пробужденное сознание в необходимости очищения и искупления естественно обращало человека верою и упованием к Избавителю, обетованному патриархам, возвещаемому Пророками, искупительное действие Которого прообразовательно изображалось самою же жертвою и в сём образе более или менее приближалось к разумению израильтян. Таким образом, жертва была и действием покаянным – исповеданием грехов, нечистоты и виновности перед Богом, и действием молитвенным – молитвою об очищении и избавлении, и свидетельством веры в Искупителя, прообразуемого жертвою. Но сознание или раскаяние во грехах не есть еще их очищение, сознание вины не есть уже оправдание, точно так же, как прозрение в прообразование искупления не есть уже полное участие в его благодатных действиях. Однако же, Бог усвояет жертве не прообразовательное только значение, но действительную благодать очищения. «Аз дах ю (кровь животного) вам у алтаря умоляти о душах ваших: кровь бо его вместо души умолит». Не мог же Бог обещать народу того, чего не было в жертве и что она еще только прообразовала. Не усомнимся сказать, что ветхозаветная жертва была не только прообразованием искупления, но и средством к низведению благодати Христовой в души верующих в грядущего Искупителя. Искупление не было еще совершено во времени, но оно решено было в вечном совете Божием. Агнец заклан от сложения мира ( Откр. 12:8 ). Бог с клятвою утвердил вечное служение Мессии и от вечности принял ходатайство жертвы Его, имевшей совершиться во времени ( Пс. 109:4 ). Если священническое служение Мессии имело ходатайственную силу перед Богом и до воплощения Мессии, то конечно, оно могло низводить благодать и на чад ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Перу Е. принадлежит первый в истории России социально-экономический трактат «Правительница» («Благохотящим царем правителница и землемерие»; в первоначальной редакции читается в Солов. 287/307, где имеет заглавие «Аще восхотят, царем правителница и землемерие»). Памятник относится к раннему периоду творчества (Е. косвенно упом. его в соч. «К царю молении»: «Аще же и о мирьских вещех повелит твоя дръжава написати ми к благоугодию земли и ко умалению насильства, имам скровен глагол удобен явити твоей царской дръжаве» - Повесть о Петре и Февронии. 1979. С. 327). Трактат датируется временем, непосредственно предшествовавшим реформам центрального и местного управления сер. XVI в., к-рые были связаны с военной службой дворян, урегулированием писцового дела, корчемства и ямской повинности. Все эти вопросы нашли отражение в «Правительнице», где содержится предлагаемый Е. проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы. Обращая свой проект «благохотящим царем» (по мнению писателя, «в нынешнее время... во всех языцех, кроме русийскаго языка, не вемы правоверствующа царя»), Е. предлагал мероприятия, к-рые могли бы в эпоху крестьянских волнений способствовать «умалению насильства» и установлению всеобщего мира. Для этого, по мнению автора, если царь «верою прав есть», он должен быть справедливым по отношению ко всем общественным слоям, «разсмотряя, яже к благополучению всем сущим под ним, не едиными велможи еже о управлении пещись, но и до последних» (БЛДР. 2000. Т. 9, С. 474). В «Правительнице» говорится о роли крестьянства, которое, являясь, по мысли Е., создателем основных благ гос-ва (в первую очередь хлебных запасов, благодаря чему «Богови в службу безкровная Жертва хлеб приносится и в Тело Христово претворяется»), страдает от притеснений боярства и обременительных повинностей. В числе особо тяжких повинностей Е. называет денежную ренту и ямскую подать, т. е. поборы в пользу феодалов и гос. налоги. Для исправления ситуации и «умаления мятежей» Е. предлагал заменить многочисленные повинности крестьян боярам и детям боярским единым годовым налогом - натуральной рентой размером в 1/5 урожая. Образцом, на к-рый ссылается в данном случае Е., является библейский рассказ о прав. Иосифе, к-рый, став правителем Египта, установил отчисление 5-й части зерна фараону (Быт 41. 34). В случае реформы, по мысли Е., в царскую казну средства для раздачи боярам и детям боярским «на богатество, а не нужда ради» с этих земель не должны поступать. Там, где преобладают леса, жители должны давать «зверие и мед, с рек же рыбы и боброве». Несение ямской повинности должно быть возложено на богатых горожан.

http://pravenc.ru/text/190205.html

5:10. Экрон ( в русском переводе – Аскалон). Экрон отождествляют с Tell Miqne в долине Сорек, в 20 милях к юго-западу от Иерусалима и в 15 милях от Средиземного моря. В его состав входят Нижний город площадью 40 акров, Верхний город площадью 10 акров и «акрополь» площадью 2,5 акра. Раскопки, начатые в 1980-х гг., дали наглядное представление о городе, который ко времени разделения царств прославился производством оливкового масла. Найденная в 1996 г. надпись (датируемая VII в. до н. э.) является первым образцом использования финикийской письменности для филистимского диалекта западно-семитского языка. В этот период город был укреплен кирпичной стеной толщиной в 10 футов. Археологи считают, что обнаруженное в раскопках большое общественное сооружение (более 2500 квадратных футов) этого периода является дворцово-храмовым комплексом. Если они правы, то, возможно, в этом здании хранился ковчег и собирались владетели филистимские. 6:2. Жрецы и прорицатели. Когда филистимляне поняли, что Яхве и Его ковчег более могущественны, чем их боги, они обратились за советом к специалистам. Жрецы знали, как обращаться со священными объектами, и были компетентны в вопросах ритуальной чистоты, а прорицатели были искусны в произнесении заклинаний, толковании знамений и магических ритуалах. 6:2. Значение правильного совершения ритуалов. Бедствие, постигшее филистимлян с появлением ковчега, не оставляло сомнений, что они имеют дело с разгневанным богом. Умилостивление божества требовало принесения даров и совершения ритуалов. Согласно распространенным в то время представлениям, умилостивить богов можно только при условии принесения угодных даров, произнесении правильных слов и совершении надлежащих действий. Неправильно совершенные ритуалы могли оказаться совершенно бесполезными или разгневать божество еще больше. Все это происходило в сфере магии – искусстве, требующем точности. 6:3. Жертва повинности. Информацию об этом жертвоприношении см. в коммент. к Лев. 5:14–16 . Одним из нарушений, исправление которых требовало принесения этой жертвы, было святотатство (осквернение священных пределов или объектов). В данном случае преступление, для искупления которого требовалось принести жертву повинности, состояло в помещении незаконно присвоенной святыни в неподобающую обстановку. Таким образом, филистимляне признали, что осквернили ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010