Итак, мы рассмотрели три важных различия между жертвами, которые можно назвать добровольными, и жертвами, которые можно назвать искупительными. Необходимо подчеркнуть другое соотношение в этих жертвах. Это касается связи между 1:1–6:7 – системой жертвоприношений и 6:8–7:38 – дополнительных указаний о жертвах. Необходимо сделать два замечания. Во-первых, 1:1–6:7 подробно объясняет в первую очередь обязанности тех, кто приносит жертвы. Так, мы читаем в 1:2: «Объяви сынам Израилевым». С другой стороны, 6:8–7:38 описывает обязанности священников, совершающих богослужение. Так, 6:9 начинается словами: «Заповедай Аарону и сынам его». Один раздел обращен к светским лицам, другой – к духовенству. Уклонение от ответственности теми либо другими делает жертву бесполезной. Указания относительно жертв Второе замечание касается порядка жертв в двух разделах (см. таблицу 8). А. Рейни назвал первое группирование дидактическим порядком – неким видом педагогической классификации, в которой жертвы сгруппированы в соответствии с их логической или понятийной ассоциацией. Второе группирование он называет административным порядком – порядком, в котором административные подробности жертвоприношения вошли в регистрационные книги храма 118 . Г. Венхэм предполагает, что у первой группировки богословская основа. Пищевые жертвы предшествуют жертвам за прощение грехов. Вторая группировка составлена в порядке частотности – от регулярных ежедневных жертв к добровольным 119 . Таблица 8 1:1–6:7 6:8–7:38 жертва всесожжения хлебное приношение мирная жертва жертва за грех жертва повинности жертва всесожжения хлебное приношение жертва за грех жертва повинности мирная жертва Ни разу Книга Левит (1–7) не располагает эти жертвы в какой-либо иерархии. В самом библейском тексте нет никакого указания на то, что мы продвигаемся от менее важного к более важному или наоборот. В Новом Завете Павел, перечисляя дары, или плоды, Святого Духа, предлагает не просто иерархию. Определять некоторые из этих жертв как суть библейской мысли, отводя другим всего лишь минимальное значение, является необоснованным действием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Если приносилась жертва за грех первосвященника или всего израильского общества, то в этом случае требования Закона были более строгими ( Лев.4:3–21 ). Отметим, что обряды для жертвы за грех всего общества израильского и обряды для жертвы за грех первосвященника были идентичными, то есть грех первосвященника приравнивался к греху всего народа, так как первосвященник был представителем народа перед Богом. При этом обрядовая сторона жертвы за грех имела три существенных отличия: 1) в жертву предлагалось самое дорогое животное – телец; 2) принципиально иной характер имели действия с кровью: поскольку в этом случае скверной было заражено само святилище, религиозно-обрядовое очищение происходило в самой скинии собрания. Для этого часть крови первосвященник собирал в сосуд и вносил в скинию собрания, там этой кровью он кропил семь раз (число, символизирующее полноту очищения) пред завесой святилища, которая скрывала Святое святых, а оставшуюся часть возлагал на роги жертвенника курений. Остальная кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений; 3) вся туша животного (кроме тука, сожженного на жертвеннике) сжигалась вне стана. 2.2.4. Жертва повинности (Лев. 5:14–6:7) Жертва повинности имеет много общего с жертвой за грех, но в то же время это особый вид жертвы, что проявляется не только в различии некоторых предписаний, но и в том, что иногда жертва повинности приносилась вместе с жертвой за грех ( Чис.6:12, 14 ). Жертвы повинности являлись формой примирения с Богом за нарушение Завета и с человеком как представителем избранного народа. В еврейском тексте эта жертва называется («ашам»), она назначается в качестве очищения трех следующих греховных действий. 1) Невольные преступления против собственности, посвященной Господу ( Лев.5:14–16 ). К этой категории могли быть отнесены присвоение и употребление пищи, которая принадлежала священникам, грех неуплаты десятины и невыполнение указаний об обязательных жертвоприношениях (как говорит об этом блаженный Феодорит Кирский , «нередко случалось, что иной за недосугом не приносил вовремя посвященного Богу, как то: первородных, или начатков, или обетов» c. 119] ). В этом случае требовалось внесение компенсации, составлявшей 120% стоимости ущерба, а затем жертвоприношение овна (отметим, что и в других случаях в качестве жертвы повинности назначается животное только одного вида – овен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По своему духовно-религиозному значению жертвы также были различны и имели соответствующая своему значению названия, а именно: жертва всесожжения, жертва мира, жертва о грехе и жертва повинности. Жертва всесожжения получила свое название от всецелого сожжения на жертвеннике мяса животного или птицы, что знаменовало собою со стороны приносившая всецелую преданность Богу, посвящение ему всех своих сил телесных и духовных и вместе с тем служило выражением его глубокой веры в грядущего Искупителя, почему и требовалось законом приносить в эту жертву животное только мужеского пола и притом самое совершенное. Жертва всесожжения ежедневно приносилась утром и вечером в качестве общественной и была самою древнею и священною жертвою, установленною Богом еще в раю после грехопадения прародителей (I гл.; VII, 8; IV, 28). Жертва мирная имела торжественный характер и приносилась Богу в благодарность за получение от Него благодеяния, при этом она могла быть совершаема добровольно или во исполнение обета, по усердию. В эту жертву употреблялись все роды чистых животных, безразлично мужеского или женского рода. Отличительные обряды ее состояли в том, что приносивший жертву должен был потрясать пред Господом, с помощью жреца, частями животного – туком, правым плечом и грудью, возложенными ему на руки, после чего тук сожигался, правое плечо и грудь шли в пользу жрецов, а из остальных частей животного приносившим жертву устроялся священный пир, к участию которого он приглашал своих родственников и знакомых. Жертва мирная, по требованию закона, приносилась в большие годовые праздники. Первоначальное происхождение ее можно относить ко временам патриарха Ноя, когда Господь установил ее, заключив завет мира со всякою плотию навсегда и разрешив человеку вкушать мясо животных и птиц ( Быm. IX; III гл.; VII, 12–16; 28–38 ст.). Жертва о грехе имела покаянный характер и приносилась для очищения человека от грехов против заповедей закона Божия и за грех первородный. Жертва эта разнообразилась как в отношении приносимого вещества, так и в своих обрядах в зависимости от лица грешника, за которого она приносилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Эта жертва была единственная до потопа. – Второй вид кровавых жертв, жертва мира (евр. шламим); она, вероятно, установлена была Богом при Ное после потопа, когда Господь разрешил вкушать мясо животных и птиц и когда установил завет мира со всякою плотью навсегда ( Быт.9:3 и 9–17). Закон Моисеев различает три рода мирных жертв: жертву благодарственную за блага завета, которую обязаны Израильтяне приносить Богу в великие годовые праздники ; жертву по обету за особо испрашиваемые милости у Бога, и жертву по усердию в благодарность за общие Его милости. Для этих жертв закон определяет животных обоего пола с хлебными приношениями; птицы законом не указаны. – Наконец жертвы о грехе и повинности установлены при Моисее для очищения от грехов против заповедей синайского завета и для примирения с Богом завета. Обе эти жертвы имеют большое сходство и по назначению, и по своим обрядам; но оне имеют и различие в том и другом отношении. Жертва повинности имеет более частное значение для очищения кающегося в таких преступлениях, которыми нарушаются или узаконенные права Господа, или права ближнего 82 , при чем требуется восстановление этих прав. Посему в большинстве случаев нарушения этих прав требуется оценка жертвы овна, который неизменно полагается для этой жертвы, и кроме того в случаях причинения материального убытка при нарушении этих прав требуется от виновного вознаградить эти убытки с приплатою пятой части, как бы в штраф. В частных обрядах отличие жертвы повинности от жертвы о грехе то, что при жертве повинности полагается «кропление кровью ее на жертвенник со всех сторон» ( Лев.7:2 ), а при жертве о грехе кровь ее возлагается на роги жертвенника и проливается к подножию его (гл.4:30). Примечание. – Кроме указанных четырех общих видов кровавых жертв были узаконены и еще особые жертвы с особым специальным значением, напр. жертва пасхального агнца ( Исх.12:1–27 ), жертва двух козлов в день очищения ( Лев.16 ), жертва рыжей юницы для воды очищения ( Числ.19 ) и др. О них речь в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Со стороны материала жертвы различались кровавые и бескровные. Со стороны поводов к совершению и обрядов при совершении различались четыре вида жертв: всесожжение (ола), мира (шеламим), за грех (хаттат) и повинности (ашам). В патриархальный период упоминаются только первые два вида жертв ( Быт. 8:20; 31:5 ), но не упоминается ни жертва за грех , ни повинности. Поводом к жертве всесожжения было внутреннее настроение человека, связанное с мыслью о всецелом служении Богу (напр. в обете назорейства) или всецелом спасении (при очищении от проказы). Поводом к жертве мира служило исполнение обета или исповедание милости Божией, почему эта жертва называлась также жертвой хваления или исповедания. Поводом к жертве за грех служило сознание душевной или телесной порочности или нечистоты, проистекающей из поврежденности человеческой природы в первородном грехе и по сему требующей сверхъестественного очищения 466 . Поводом к жертве повинности служило сознание какого-либо проступка, имевшего свое основание в поврежденности человеческой природы первородным грехом и в то же время сопряженного с некоторым материальным ущербом для ближних или святилища, почему приносивший эту жертву человек, вместе с жертвой, обязан был давать при ней дополнительный выкуп в количестве 1 / 5 того, что он должен был раньше уплатить потерпевшему вследствие его проступка ( Лев. 5:16 ). В отношении своего внешнего значения, жертвы различались общие, частные и чрезвычайные. К общим жертвам относились: а) ежедневно, утром и вечером, совершавшаяся при скинии и храме от лица всего народа жертва всесожжения, состоявшая из приношения двух агнцев, (тамид, ср. Исх. 29:38–42 ), причем огонь утренней жертвы поддерживался до вечерней, а огонь вечерней – до утренней; б) жертвы праздничные, приносившиеся от лица всего народа в субботу, дни новомесячия, день Нового года, в Пасху, Пятидесятницу, в праздник Кущей и в день Очищения ( Чис. 28–29 ). К жертвам частным относились жертвы, приносившиеся частными лицами по тем или иным поводам. Сюда относились: жертва очищения родильницы ( Лев. 12:6–8 ), жертва очищения после проказы ( Лев. 14 ), жертва по исполнении обетов, в частности обета назорейства ( Чис. 6:13–21 ), жертва очищения первосвященника, князя или вообще кого-либо из народа, в случае их осквернения ( Лев. 4–5 ), а также жертвы всесожжения и мирные, приносившиеся по поводу каких-либо радостных обстоятельств в жизни отдельных лиц ( Лев. 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

По истечении 7 дней совершался 2-й и окончательный акт очищения прокаженного – акт церковно-религиозного воссоединения бывшего больного с святилищем и Иеговою. Предварительно совершалось вторичное омовение всего тела прокаженного после обрития всех волос – на голове, бороде, бровях и вообще на всем теле для окончательного уничтожения всех следов болезни и для полного убеждения своего и других, что нигде у него нет следов бывшей проказы. Теперь, омывшись, как уже чистый, выздоровевший приступал в 8-й день в святилище с 2-мя овнами (возрастными), одною однолетнею овцою и хлебным приношением – 3 10 ефы муки (около 9 фунт.) и 1 логом (12 гина ­­ по раввинам, вместимости 6 яиц) елея. Священник поставлял выздоровевшего у входа скинии и, представив овна, предназначенного в жертву повинности, Господу – посредством «потрясе ния», закалал на обычном месте прежде всего эту жертву повинности: состояние отлучения прокаженного от святилища было как бы нарушением прав Иеговы, которые и восстановлялись теперь упомянутою жертвою (как нарушивший, хотя и невольно, право Иеговы, бывший прокаженный и не принимает активного участия в жертвоприношении). Кровью жертвы повинности священник помазывал край правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги, т. е. те самые члены, какие были помазаны у первосвященника и священников в день посвящения их кровью жертвы посвящения ( Лев.8.23–24 ). Этим указывалось священническое достоинство отдельного израильтянина, в котором бывший прокаженный и восстановлялся теперь. Далее обычным обрядом совершалась жертва греха, всесожжение и приношение хлебное. Но прежде еще следующим образом был употребляем елей, служивший необходимым дополнением к существенной жертве данною обряда – жертве повинности: из лога елея священник наливал несколько на левую ладонь свою; перстом правой руки, отсюда омокая, кропил 7 раз пред Иеговою, т. е. пред жертвенником всесожжений (ср. Лев.8.11 ); оставшийся елей на ладони он возливал на только что помазанные кровью члены тела его, а остальной елей он возливал на голову очищаемого (как при посвящении Аарона, только на голову последнего возлито было святое миро, а не простой елей, Лев.8.12 , ср. Исх 30.30–32 ), чем очищаемый всецело воссоединялся с святилищем, и вообще, по выражению Ф. Аквината, resttuebatur consortio hominum et cultui divino. Кровь знаменовала завет, здесь возобновляемый с отдельным членом общества Иеговы, а елей – символ милости к нему Иеговы (ср. блаж. Феодор. вопр. 19). В случае бедности очищаемого 3 последние жертвыжертва греха, всесожжение и хлебное приношение могли быть принесены из менее ценного материала: 2 голубя или горлицы в жертву греха и всесожжение и 1 10 ефы муки – в хлебное приношение. Но овна повинности вместе с логом елея ничем нельзя было заменить: жертву повинности одинаково приносил богатый и бедный. Обряд очищения был существенно тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жертва всесожжения допускала приношение всех родов жертвенных животных, но только мужского пола (см.: Лев. 1:3, 10; 22:18, 19 ). По своей сути она означала полную, всесовершенную преданность человека Богу, знаменуя собою и приношение, и благодарение, и умилостивление. Кроме случаев частных жертвоприношений, эта жертва неизменно приносилась два раза в сутки – вечером и утром, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя – до вечера. Таким образом, всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике, и все остальные виды жертв совмещались с этим непрерывным всесожжением. Жертва мирная приносилась из всех родов жертвенных четвероногих животных мужского пола или женского, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устроенным из жертвенного животного по сожжении тука и почек и по отделении груди и плеча в пользу священников. Мирная жертва приносилась или в благодарение Богу, или в умилостивление Его при прошении. Жертва о грехе (за грех) приносилась в зависимости от положения или состояния жертвователя – из тельца, козла, козы, овцы, двух горлиц или голубей или девятой части ефы муки. Эта жертва имела покаянный характер и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех первородный – родильницы (см.: Лев. 12 ). Кающийся исповедовал свой грех при жертве (см.: Лев. 5:6 ; ср.: Чис. 5:5 – 8 ). Жертва о преступлении или повинности приносилась из овна и была видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению, а не по убеждению, то есть не являвшиеся прямым возмущением против Господа, за которое закон полагал смерть. Поставление жертвенного животного перед скинией символизировало представление дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и исповедание над ней своей греховности означало возложение грехов на жертвенное животное. Заклание животного, кропление его кровью и сожжение его отдельных частей указывало на то, что Божественное правосудие удовлетворяется не смертью человека грешника, а жертвой за нее. Однако полного очищения через пролитие крови животного ветхозаветный человек не получал (см.: Евр. 10:4 ). Многочисленные места Писания ясно показывают, что ветхозаветные жертвы имели прежде всего прообразовательное значение, указывая на искупительную Жертву Христа Спасителя (см.: Евр. 9:13 – 14, 26; 10, 12 ; Еф. 5:2 ). В связи с этим, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, все обряды ветхозаветных жертв имели преобразовательный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Мирная жертва является уникальной. Это единственная жертва, которая имеет множество способов разделывания мяса. Часть уничтожается на жертвеннике (3:3–5). Часть дается священникам (7:31–35). Третий элемент является наиболее радикальным новшеством. Человек, который приносил жертву, также ел часть жертвы (7:15–21). Это единственная жертва, в которой даровано такое разрешение. Именно по этой причине предупреждение о «принятии в пищу крови» вошло в контекст мирной жертвы (3:17; 7:26, 27; 17:10, 12:14). Принимая в пищу мясо, поклоняющийся должен был знать наверняка, что вся кровь была выпущена. Прощение греха Я уже отмечал, что последние две жертвыжертва за грех и жертва повинности – предназначены исключительно для прощения греха. Однако существует одна оговорка. Эти две жертвы предназначены для прощения грехов, совершенных «непреднамеренно», «по неведению» или «без умысла». Эта фраза применима ко всем четырем уровням жертвы за грех (4:2, 13, 22, 27, но не в 5:1–13), а также к жертве повинности (5:14:18). Два значения часто извлекались из этого обстоятельства. Первым является утверждение, что в системе жертв Ветхого Завета были предусмотрены только жертвы за случайные грехи, а не за грехи, совершенные умышленно. Более того, Книга Чисел (15:27–31) определенно утверждает, что очищение грехов существует для того, кто грешит неумышленно, но затем добавляет: «Если же кто ... сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего ... грех ее на ней». В качестве дополнения к этому замечанию многие христианские истолкователи Книги Левит сделали вывод, что именно здесь проявляется превосходство жертвы Христа, поскольку в Его смерти существует искупление – эта жертва искупляет все грехи, совершенные случайно и умышленно. В то время как эта идея является заманчивой, мы можем подозревать, что подобные выводы покоятся на ложной экзегезе. Даже утверждение о том, что в Книге Левит не предусмотрена жертва за умышленный грех, всерьез открыто для обсуждения, что я и попытаюсь вскоре показать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

2 и 3. Жертвы за грех и за преступление Жертва за грех, khatta’th, αμαρτα, το περ της αμαρτας, sacrificium pro peccato, и жертва за преступление (жертва повинности), äschäm , τ περ γνοιας, sacrificium pro delicto, были двумя видами очистительных жертв. Они различались между собою только следующими особенностями: первая могла быть приносима в пяти видах животных, употреблявшихся для жертвоприношения в честь Господа; между тем как для второй сделан был выбор между овном и агнцем; эта последняя жертва была приносима лишь частными людьми для искупления их личных погрешностей; жертва за грех , напротив, часто составляла часть общественного богослужения. В том и другом случае сожигали жирные части жертвы, а все остальное принадлежало священникам; они были сопровождаемы, как и другие кровавые жертвы, приношениями и возлияниями, и могли быть приносимы лишь в случаях, обозначенных законом ( Лев.7 ; Числ.6:11 ; Лев.23:19 ). 379. – 4. Жертва мирная Четвертый вид жертв представляет мрная жертва, schelem, ες σωτριον, pacifica, благодарственная и просительная. Она была приносима добровольно или во исполнение обета; она принадлежала, поэтому, обыкновенно к частному культу. Закон предписывал ее, однако, в некоторых случаях: так он повелевал назорею принести в жертву овна ( Числ.6:14 ), и он же предписывал приношение двух агнцев в праздник начатков земных плодов ( Лев.23:19 ). Этот последний закон был единственным предписанием, которое вводило мрную жертву в публичный и общественный культ; одни священники могли есть тогда ее мясо, между тем как, когда жертва приносима была частными лицами, священники получали грудь и правое плечо, которые употребляли при обряде жертвоприношения ( Лев.7:29–34 ), и они могли уделять из нее часть своим семействам. Остаток жертвы был съедаем теми, которые приносили ее. Кроме кровавых жертв в собственном смысле, было еще два вида жертв, употребляемых для заклания в известных случаях вне священного места; рыжая телица, пепел которой употребляли для очистительной воды ( Числ.19 ), и телица за убийство, виновник которого был неизвестен ( Втор.21:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Жертва всесожжения допускала приношение всех родов жертвенных животных, но только мужского пола ( Лев. 1:3, 10, 22, 18, 19 ). По своему внутреннему значению она означала полную всесовершенную преданность человека Богу, знаменуя собою и прошение, и благодарение, и умилостивление. Кроме случаев частных жертвоприношений, эта жертва неизменно приносилась два раза в сутки – вечером и утром, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя – до вечера, таким образом, всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике и все остальные виды жертв совмещались с этим непрерывным всесожжением. Жертва мирная приносилась из всех родов жертвенных четвероногих животных мужского пола или женского, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устроенным из жертвенного животного по сожжении тука и почек и по отделении груди и плеча в пользу жрецов. Мирная жертва приносилась или в благодарение Богу, или в умилостивление Его при прошениях. Жертва о грехе (за грех) приносилась в зависимости от положения или состояния жертвователя – из тельца, козла, козы, овцы, двух горлиц или голубей, или десятой части ефы муки. Эта жертва имела покаянный характер и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех первородный – родительницы ( Лeb. XII ). Кающийся исповедовал свой грех при жертве ( Левит 5:6 ; ср. Числа 5:5–8 ). Жертва о преступлении или повинности приносилась из овна и была видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению, а не по убеждению, то есть не являвшиеся прямым возмущением против Господа, за которое закон полагал смерть. Поставление жертвенного животного перед скинией символизировало представление дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и исповедание над ней своей греховности означало возложение грехов на жертвенное животное. Заклание животного, кропление кровию его и сожжение частей указывало, что божественное правосудие, по неизреченной милости Господа, удовлетворяется не смертию человека грешника, а жертвою за него. Но нельзя думать, что ветхозаветный человек получал полное очищение и духовное обновление через пролитие крови животного ( Евр. 10:4 ). Многочисленные места Писания ясно показывают, что ветхозаветные жертвы имели прежде всего прообразовательное значение, указывая на искупительную жертву Христа Спасителя ( Евр. 9:13–14, 26; 10:12 , Еф. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010