Пища и очищение Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался [Моисей] на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом ( Лев.10:16–17 ). То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится ( Лев.6:14–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии, необходимо остановиться на пророческом видении Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки... ( Ис.25:6–8 ). Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме эпохи Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии, прообраз Тайной вечери некоторые исследователи усматривали в трапезах типа qiddush (киддуш), chbur (хавура) или же в совместных трапезах ессеев. Предположение, что Тайная вечеря являлась субботним киддушем, основанное на том, что киддуш включает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается, что совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось лишь в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Кроме того, киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Прилагает ли Ориген аллегорию к распоряжениям Моисеева ветхозаветного закона, она в его руках извлекает отсюда изобильное содержание для нравственного чувства христианина. Вот израильтянам сказано, как они должны приносить жертву Господу: если жертва (израильтянина) есть всесожжение от крупного скота; пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания... и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, ... и заколет тельца пред Господом ( Лев.1:2–5 ). «Имеешь и ты тельца, говорит при толковании этого места Ориген , которого должен приносить в жертву. Телец, и притом весьма видный (гордый), – это плоть твоя: если ты хочешь принести ее в дар Господу, сохрани ее чистою и целомудренною; приведи ее к дверям скинии, то есть, туда, где она может воспринимать слух слова Божия, Мужеского пола должна быть твоя жертва, она не должна знать женщины, должна удалять от себя вожделение и избегать падений, не должна искать беспорядочного и изнеженного. Возложи руку твою на голову жертвы твоей, чтобы она приятна была Господу, и заколи ее пред Господом, то есть, наложи на нее узду воздержания и не отнимай от неё руки наставляющей, как наложил руку на плоть свою тот, кто говорил: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9:27 ). И заколи ее пред Господом, умерщвляя без сомнения члены твои, сущие на земле...» 160 Или человеку, согрешившему приказывается принести в жертву за грехи овцу или козу если же он не в состоянии принести овцу, то в повинность за грех свой пусть принесет Господу двух молодых голубей ( Лев.5:6–7 ). «Я думаю, говорит Ориген , под человеком, приносящим жертву в очищение от греха своего, нужно разуметь того человека, который, будучи создан по образу и подобию Божию, живет по разуму. Он приносят в жертву Богу тельца, когда побеждает гордость плоти, – овцу, когда исправляет неразумные и глупые движения своего сердца, – козу, когда подавляет склонность к сладострастью. Он приносит двух горлиц в жертву, когда он не живет уединенно, но мысль свою соединяет с словом Божиим, как с своим супругом, подобно этому роду птиц, который, говорят, постоянно сохраняет одно чистое супружество. Он приносит еще и двух молодых голубей, когда понимает тайну, которая лежит в словах: глаза невесты, как голуби при полных годах, и шея её, как шея горлицы ( Песн.1:14 ) и т.д.» 161

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Такая жертва приносилась при осознании душевной или телесной порочности либо нечистоты 305 . Принесение этой жертвы, в которой нуждался каждый верующий иудей, отражало, таким образом, осознание греха, вообще греховности человеческой природы, которой подвержены все из-за грехопадения, а также признание невозможности устранить саму причину греха. Типологическое толкование в данном случае указывает на Мессию-Христа, Который один раз и навсегда приносит Себя в Жертву совершенную, не только дающую прощение греха, но и исцеляющую природу человека. Этому типологическому толкованию жертвы закона Моисеева способствует прямое пророчество из книги Исаии о Слуге Господнем как «овце для заклания» и «агнце непорочном» ( Ис. 53:7 ) 306 . Как писал свт.  Кирилл Александрийский , Жертва за грех есть не что иное как Еммануил, как «агнец Божий, взявший на себя грехи всего мира» ( Ин. 1:29 ) (О поклонении и служении в Духе и истине. XII) 307 . Тот же святитель уточнял: Созерцай же как бы в тельце опять Еммануила, закаляемого за нас, избавляющего нас от греха, изъемлющего от суда и отворяющего от наказания, входящего «большею и совершеннейшею скиниею», не с помощью тельцов и козлов, «но Своею Кровию» ( Евр. 9:11  и 12) и единожды вкусившего смерть (О поклонении и служении в Духе и истине. IX) 308 . Так же писал и прп.  Ефрем Сирин : Козел изображает жертву Эммануила. коза есть образ того, что Эммануил был «по нас клятва» ( Гал. 3:15 ), а овца напоминает сказанное: «яко овча на заколение ведеся» ( Ис. 53:7 ) (Толкование на книгу Левит) 309 . Прообразующей, по мнению свт.  Кирилла Александрийского , была покупка овна для жертвы: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности ( Лев. 5:15 ). Толкователь пишет: Потом, – «да принесет» в жертву «овна» купленного: это образ Христа, Которого начальники иудейские некоторым образом купили за тридцать динариев, уплаченные ими ученику предателю (О поклонении и служении в Духе и истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Часть вторая. Первоначальная история мира и Церкви после потопа Происхождение избранного народа в Аврааме «Помыслих дни первыя и лета вечная (Пс. LXXV1. 6) «Что было, тожде есть, еже будет ( Еккл 1. 9 ) Обновление мира Быm. VIII 20–22. По окончании потопа мир обновляется со стороны человека торжественным жертвоприношением, а со стороны Бога – обетованием сохранения. Жертвоприношение 20. И создал Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, принес всесожжения на жертвеннике. Вышедши из ковчега, прежде всего Ной приступает к жертвоприношению. К сему долженствовали побудить его не только благодарность за избавление в опасности, но также благоговейный страх открывшегося суда Божия и сознание своей пред Богом повинности; ибо сей праведник, без сомнения, не почитал себя самоправедником (Пс. CXXIX. 3). И создал Ной жертвенник. Имя жертвенника встречается здесь в первый раз в Св. Писании; но самая вещь долженствовала быть не новая в сие время, ибо нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков и установленных Самим Богом. И взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых. Жертва всеродная, потому что избавление всеродное.И принес всесожжения. Еврейское вообще значит восхождение или возношение, а в законе обрядов – как особливого рода жертву всесожигаемую ( Лeb. I. 9 ), так и во всяком роде жертвы сожигаемую часть ( Лeb. III. 5. V. 7 ). И потому всесожжение есть жертва существенная и всеобщая. Из сего открывается истинное свойство жертвы Ноевой, равно как и то, сколь мало можно затрудняться сравнением ее с различными жертвами, предписанными в законе обрядов. Обетование 21. И обонял Господь благоухание успокоения, и сказал Господь в сердце своем: отныне Я уже не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого есть зло от юности его; и не буду более поражать всего живущего, как Я то сделал. 22. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, дни и ночи не пресекутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

10 . Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Господь Иисус пришел „отдать душу Свою для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ). Совершилось это руками беззаконных“, но „по определенному совету и предведению Божию“ ( Деян. 2:23 ); ибо „Бог, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил“ ( Деян. 3:18 ). Господь приносит Себя как жертву повинности 1659 или умилостивления, ибо и ветхий завет в кн. Левит указывал, что согрешивший должен бы был умереть, а закалаемая жертва убивалась как бы взамен настоящего преступника 1660 . Но когда жертвоприношения, (утратившие всякое внутреннее значение среди Иудеев, как мы знаем это из первой главы Исаии), были отринуты Господом, и когда все человечество должно было погибнуть, тогда по величию любви Владыка мира посылает Сына Божия, Который воспринимает тело и душу человеческую, чтобы страдать (Пс. 39и Евр. 10:5–7 ) и принести „жертву умилостивления“, о которой провидит Исаия. Потомство, которое увидит Агнец Божий, есть потомство духовное, то, о котором Евангелист Иоанн ( Ин. 1:12–13 ) говорит: „елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крови.... но от Бога родишася“ 1661 . Потомству этому Бог дарует долговечность, ибо такова воля Господня, совершенная рукою Его („Отрока Господня“), „дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь. вечную“ ( Ин. 3:15 ). 11 . На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Прежде всего обратим внимание на то, что „Праведник“ (что можно только сказать о человеке) радуется о „подвиге души Своей“. Итак, не смотря на эпитеты божественные, даваемые Еммануилу 1662 , и божественные Его действия, Он есть полный и совершенный человек с душею и телом. Душа Его человеческая радуется совершенному Им во плоти подвигу, ибо „Божество бесстрастно“, как замечает Афанасий Великий 1663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5:11-13). Но в сем уже нет того, что о Христе могло бы быть понимаемо; это вид жертвы указует нам лишь на жизнь приносящего, на доступ (к Отцу) во Христе и на посвящение Богу. Ибо приносится пшеничная мука, — то, из чего бывает хлеб; хлеб же есть образ жизни. Но ни Ливаном, говорит, не должно посыпать ее, ни елеем напаять. Мудрую и необходимую причину сего весьма ясно провозглашает в том, что эта жертва «о грехе... есть», от которого во всяком случае и во всех отношениях весьма далека радость, как бы в елее подразумеваемая, а равно и благоухание, указуемое как бы в Ливане. Бесспорно, что грех в нас есть нечто истинно печальное и неблаговонное, между тем как, наоборот, добродетель как бы всегда изобилует радостию сама в себе, чрез упование на Бога имея много благоухания, очевидно мысленного по качеству. Итак, пшеничная мука без ливана и елея есть образ жизни, не имеющей радости и лишенной благоухания; но во Христе и она обращается к радости; приемлет и благоухание в вере, и приносится Богу чрез Него, очищающего оскверненных и омывающего мысленно подпавших нечистоте. Пусть «возьмет, — сказано, — жрец от пшеничной муки и вознесет на жертвенник всесожжения» Господу; ибо во Христе наше «приведение» и чрез Него приступаем мы оскверненные к Богу (Еф.2:18), оправдываемся же верою и возносимся «в благоухание приятное» Отцу (Еф.5:2), уже не себя самих имея благоуханием духовным, а Христа в нас.     П. Верно твое слово.     К. К тому же, если бы кто и оскорбил Бога и унес что-либо из освященного, или уклонился от исполнения обещанного и не принес его немедленно, если 6 небрежение в сем дошло до вины забвения, опять указывает способ очищения; ибо написано так: и «И сказал Господь Моисею, говоря: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему» (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Всемогущий Господь, вочеловечившийся Сын Божий, стоял на коленях перед апостолами, омывая от грязи их ноги. Охваченные растерянностью и стыдом, принимали ученики эту поразительную услугу Господню. Пылкий Петр начал было спорить и противиться: не умоешь ног моих вовек, – но Христос строго отвечал ученику: если не умою тебя, не имеешь части со Мною ( Ин.13:8 ). Разлучиться со Спасителем – для святого Петра было самым страшным, и он тут же с тою же горячностью воскликнул: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову ( Ин.13:9 ). Милосердный Господь продолжает незримо омывать душевную скверну тех, кто стремится к Нему, – омовение ног апостолам перед Тайной вечерей прообразовало таинство исповеди, подготавливающее верных к восприятию Страшных и Животворящих Таин Христовых. Как неохотно, словно исполняя тяжкую обязанность, обычно идем мы исповедоваться, а ведь Сам Спаситель стоит перед нами, желая очистить наши души от скверны, чтобы приблизить нас к Себе. Исповедь – не унылая повинность христианина, а дарованное Богом счастье освобождения от греховных уз, и к этому счастью нам надо стремиться столь же ревностно, как некогда устремился испугавшийся разлучения с Господом святой апостол Петр. Богочеловек Иисус Христос явился в мир не только послужить людям, сделать их чище, лучше, – Он принес нам в дар Самого Себя, Пречистую Плоть и Святейшую Кровь Свою. На Тайной вечере впервые прозвучали слова Господни, призывающие верных к вкушению этой Божественной Пищи. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Еще впереди была голгофская крестная жертва за грехи наши, но в этот миг уже преломлялся небесный Хлеб – Тело Сына Человеческого, ради нас лилась Кровь единого Безгрешного. Превечный Бог неизмеримо выше наших представлений о прошлом и будущем: и так, на рубеже времени и вечности, на Тайной вечере заклан был Агнец Господень, хлеб и вино стали Плотью и Кровью Его.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Жертва о грехе ( Лев.4–5:13 ) назначена была для очищения человека от грехов, сделанных по неведению, немощи, неосторожности и нечаянности, следственно – и греха первородного, от которого все грехи происходят, – вообще от грехов ненамеренных и невольных, не причинивших вреда чужой собственности. Напр., если кто согрешит тем, что слышал злословие и был свидетелем, или видел, или знал, но не сказал; если кто прикоснется к чему-нибудь нечистому: или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, и сие скрыто будет от него, и он сделается нечист и виновен; если прикоснется к нечистоте человеческой, от которой оскверняются, и сие скрыто будет от него, но после он узнает и будет виновен; если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, и сие скрыто будет от него, но после он узнает и будет виновен в чем-нибудь из сих: таковой пусть исповедуется в чем согрешил, и принесет Господу за грех жертву повинности, или жертву о грехе. Она была различна: особенная о грехе священника; особенная о грехе всего общества; особенная о грехе начальника или старейшины и особенная о грехе простолюдина. Жертвы о грехе священника и целого сонма назывались большими, а жертвы о грехе князя и простолюдина – меньшими. В жертву о грехе священника, который сделает виновным и народ, и о грехе всего общества 45 , в котором был и священник, когда узнан будет грех , требовался телец непорочен; в жертву о грехе начальника или старейшины – козел; от простолюдина – овца или коза. Приносящие жертву о грехе, священник, князь, простолюдин, а от общества – старейшины, должны были привести жертвенное животное к дверям скинии свидения пред Господа, возложить на голову его руки свои и заколоть. При жертве о грехе священника и всего общества жрец брал крови заколотого животного, благоговейно входил с нею во святилище к завесе, отделявшей его от Святого Святых, и, обмакнув в крови перст, кропил ею седмикратно пред Господом у завесы святилища в знак того, что для очищения грешника нужно пролитие многой крови. Потом возлагал жертвенную кровь на рога алтаря кадильного; а остаток выливал у основания жертвенника всесожжении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Земельные уделы всех колен израилевых были святыней Господней, а уделы священников – «святыней из святынь» ( Иез.48:12,14 ). 2) Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней Сам Бог сказал: «...устроят они мне святилище » ( Исх.25:8 ) – то есть материальное сооружение , которое не только само свято , но и предназначено освящать, то есть передавать свою святость. Главная же часть скинии – алтарь – назывался «святое святых». 3) Иерусалимский храм был такой же святыней. И они (скиния и храм), естественно, не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам, как свидетельствовал о том Сам Христос: «что больше: золото или храм , освящающий золото » ( Мф.23:17 ). 4) Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны (на первых – Самим Богом, а на вторых – святым пророком Моисеем) заповеди Божии – Его святое слово. 5) Все храмовые и священнические принадлежности были святынями: «и помажь им (миром) скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая : всё , прикасающееся к ним, освятится » ( Исх.30:26–29 ). Ту истину, что материальный жертвенник не только сам свят, но и способен освящать к нему прикасающееся, подтвердил и Сам Христос: «что больше: дар или жертвенник , освящающий дар » ( Мф.23:19 ). 6) Все жертвоприношения были святыней: «посторонний не должен есть сего (мясо овна), ибо это святыня » ( Исх.29:33–34 ); «это (жертва повинности) великая святыня » ( Лев.7:1 ; ср. 6:25; 27:28); «это (кровь очистительной жертвы) святыня великая у Господа» ( Исх.30:10 ); «это (хлебное приношение) великая святыня из жертв Господних» ( Лев.2:3 ). 7) Ковчег Завета – особая, главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали завета и посох Аарона, и с ковчегом Бог связывал Себя особым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Изучая эту ритуальную систему, я выяснил, эту существовало много разных видов жертвоприношений. Зарезать животное перед началом ритуала часто приходилось самому жертвователю, а не священнослужителю. Нередко действо сопровождалось устным исповеданием тех или иных грехов. Например, Писание так говорит об искупительной жертве: «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. И так очистит его священник от греха его, которым он согрешил в котором-нибудь из оных случаев, и прощено будет ему» ( Лев. 5:5-6,13 ). Я почему-то всегда думал, что каяться в грехах следует в тишине, без лишних слов и подальше от чужих глаз. Мне казалось, что это похоже на протестантскую исповедь, которая происходит между верующим и Богом, и никто другой не должен в нее вмешиваться. Но тут выяснилось, что рассказывать о провинности надо было громко, обращаясь к священнику и поясняя, какой именно проступок имеется в виду. Такое исповедание было обязательным: жертву не принимали, если она не сопровождалась покаянием. Возможно, кто-то увидит здесь зачаточную форму будущей христианской исповеди? Во-вторых, жертвоприношение демонстрировало желание человека причаститься Богу. Считалось, что сжигаемая часть жертвы достается Ему. Оставшееся, как правило, подавалось во время трапезы, в которой участвовали жертвователь и священник. Употребление одного и того же подношения и Богом, и человеком символизировало заключение союза, договора между ними. На самом деле большинство жертвенных животных убивали в значительной степени ради того, чтобы накормить жертвователя и священника. Таким образом Бог, дающий жизнь, обеспечивал насущную потребность людей в пище. Этот аспект жертвоприношения также сохранился в христианстве. Евхаристия — это трапеза, центром которой является Христос как Агнец Божий, вечная жертва, и мы причащаемся Его Честного Тела и Крови.

http://azbyka.ru/zhertvoprinoshenie-umil...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010