В Лев 23. 9-21 описываются жертвоприношения, положенные для этого праздника: «первый сноп жатвы», всесожжение однолетнего агнца, хлебное приношение и жертва-возлияние и мирная жертва. Праздник кущей (евр.      ) - осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда, справлялся 7 дней, во время к-рых народ жил в специально сооруженных шатрах и шалашах. Название впервые встречается во Втор 16. 13 слл. (ср.: Зах 14. 16 слл.), появление обычая строить праздничные шалаши ко времени путешествия Израиля по пустыне отмечено в Лев 23. 42-43 (ср. Неем 8. 17). Выжившие из языческих народов будут приходить каждый год в Иерусалим, чтобы поклониться там Господу и праздновать праздник кущей (Зах 14. 16), «всякий возмужалый» еврей должен был являться пред Лице Господа, т. е. совершать паломничество в святилище (Исх 23. 17, 34. 23 и Втор 16. 16). Праздник трубного звука (Лев 23. 23-25; ср. Числ 29. 1) падал на 1-й день 7-го месяца, соответствующего 1-му месяцу тишри иудаистского лунного календаря. Соответственно раввинистическая традиция считает 1-е тишри днем Нового года (Рош-хашшана, букв.- глава года) - это день покоя, когда созывается священное собрание (Лев 23. 24). Характерным признаком праздника является торжественное трубление в трубы (Числ 29; согласно Числ 10. 10, каждое новомесячие ознаменовывалось протяжным трубным гласом). В тексте Числ 29. 2-6 указываются праздничные жертвы дня трубного звука. В этот день возвратившиеся из Вавилонского плена евреи возобновили культ жертвоприношений в Иерусалиме (еще до восстановления храма) (Ездр 3. 6). В 1-й день 7-го месяца Ездра торжественно читал Закон перед народом (Неем 8. 2). Праздник восхождения Яхве на трон . Во 2-й пол. XX в. предметом споров в библеистике стал вопрос о существовании древнеизраильского Праздника восхождения Яхве на трон, о к-ром говорится в текстах царских псалмов (Пс 47; 92; 96; 97; 98). З. Мовинкель и мн. др. связывают этот праздник с осенним праздником допленного времени (новолетием). Аргументируя свою позицию, сторонники существования этого праздника указывают на нек-рые, по их мнению, параллельные представления о Боге как Царе в мифологии окружающих Израиль народов (особенно идеи творения мира и борьбы с хаосом).

http://pravenc.ru/text/158292.html

Вместо же сказанного нами добровольное перевели δμολογε’αν, то есть исповедание, а вместо князя — вождь ибо это значение имееть nasi. Доселе речь идет о князе, о котором Исаия говорит: се свидетельство во языцех дах его князя, и повелителя языком (Исаии 55, 4). И Иезекииль: Аз же Господь буду им в Бога и раб Мой Давид князь среде их (Иезек. 34:24) Итак, когда тот князь принесет добровольную жертву, то скажет: вольная или доброхотное уст моих благоволи, Господи (Псал. 118:108), всесожжение же добровольное, чтобы всего себя принести (в жертву) Богу, и мирные жертвы доброхотные, чего в предшествующей речи нет, ибо написано: и священники совершат всесожжение его и мирные жертвы его (выше ст. 2), а о доброхотных и добровольных [жертвах], о которых теперь говорится, совсем умалчивается, чтобы они приносились не по необходимости, а добровольно, и чтобы после всесожжения приносил он мирные жертвы и примирялся с Богом. Поэтому и девство выше брака (1 Кор. гл. 7), ибо оно не требуется и не воздается, но (добровольно) приносится (offermur). Вместо мирных жертв, которые по-еврейски называются selamim, LXX переводят спасительные, чтобы самое примирение мирных жертв служило во спасение для приносящего. Итак, когда князь совершит это, то отопрутся для него ворота, или, по LXX, отопрет для себя ворота, обращенные к востоку, именно те ворота, о которых написано: сия врата Господни, праведнии внидут в ня (Псал. 117:20) и откуда восходит солнце правды. И будет приносить, говорить, всесожжение свое и мирные жертвы свои, о которых теперь мы сказали. Будет же приносить он, ибо эта жертва добровольная, а не другие, не священники будут приносить за него, то есть как обыкновенно бывает в день субботний. Таким образом во всякое время всесожжение и мирная жертва, приносимая добровольно, открывают врата Господни, и он не наблюдает субботы, но все дни считаются у него покоем. Ибо тотчас после приношения всесожжения и мирных жертв он выходит и запирается за ним дверь или он запирает дверь, чтобы сохранять для князя преимущество его и что бы его жертвы не смешивались с жертвами народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И теперь, хотя совершается жертва священниками, но жертва мирная, без пролития крови, потому что правосудие Божие уже удовлетворено величайшею всемирною жертвою и не требует от нас оброка за грех наших прародителей. Мы лишь только молимся за грехи, содеваемые нами самими, и от прародительского греха мы очищены вторым Адамом и Его благодатью, дарованной Им для нас в Таинстве св. Крещения. Если Бог слушал молитвы древних священников, при совершении ими кровавых жертв, и, принимая их, в силу их ходатайства, являл Свою милость народу, то послушает и нынешних священников (и тем более послушает, что мы все ныне чада милости Божией, а не гнева), – которые тоже приносят жертву и жертву не прообраза и сени, а действительно, всесовершенную – Христову, бескровную. Или вы думаете, что древние священники были лучше, достойнее и ближе к Господу, чем нынешние? Напротив, теперешний избранный Его народ далеко более Ему любезен, чем древний избранник: хотя он и был избран, но всё-таки был раб, а нынешний – свободь и сын, а не раб. Если это можно сказать обо всём народе, то, значит, и о священниках его. И как народ того времени был меньше нынешнего, так и священники его. Итак, молиться за живых и умерших, ходатайствовать за них мы можем, как это делали и древние священники, только не так, как они, а иначе – так, как установлено Господом, Апостолами и учащею вселенскою Церковью : нужды же совсем у нас нет проливать кровь животных, так как это давно отменено... Или вы думаете, что мы, священники, должны проливать кровь свою за тех, за которых берёмся ходатайствовать пред Богом? Или понимаете, что в таком случае нам нужно проливать кровь чью-либо – других людей? Если думаете по первому, то знайте, – Господь этого никогда не требовал от пастырей словесного стада; а если – по второму, то вы впадаете в более тяжкую ошибку, и, называя себя истинными учениками Христа, походить будете на беспощадных разбойников; ибо подумайте, сколько, в таком случае, ежедневно и даже ежечасно должны совершать убийств, по-вашему, истинные пастыри Церкви? Хорошие это служители Божии! Это были бы, если бы по-вашему могло статься, первые преступники на земле и первые ответчики на небе пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Впрочем, это не совсем так: приглашающей стороной были не люди, а сам Господь. Ведь это Он дал Моисею подробные указания: что, как и когда можно приносить в жертву. В отношениях Бога и человека все определяет Бог, а не человек, которому только кажется, что своими ритуальными действиями он побуждает Его оказать необходимую помощь. На самом деле Бог изначально подает человеку все, что ему действительно нужно, а человек может только выражать свою благодарность, жертвуя Богу первые и лучшие плоды. Этот принцип строго выдерживается в Ветхом Завете. Богу принадлежат первенцы от всякого чистого скота, Ему же приносятся первые плоды нового урожая. Даже мальчики-первенцы считались принадлежащими Ему, и родители выкупали их, принося в храм определенную плату. Впрочем, человек мог совершить жертвоприношение и по собственной воле. В благодарность за какое-то особое событие в своей жизни, или просто для того, чтобы выразить свою преданность Богу, он мог принести жертву всесожжения – когда животное сжигалось на жертвеннике полностью, без остатка. Конечно, всякий раз сжигать все, что у тебя есть, как в фильме Тарковского, было бы довольно глупо, но лучший (обязательно лучший!) баран из стада символизировал: человек предает в руки Бога себя самого и все, чем он владеет на земле. Другой вид добровольной жертвымирная жертва (это не совсем удачный термин, в новых переводах встречается другой: пиршественная жертва). По сути дела, это совместный пир, когда некоторая часть жертвенного животного сжигалась как «доля Бога», а остальное мясо шло на угощение всех собравшихся. Ведь из того, что приносилось в скинию или храм, далеко не все уничтожалось на жертвеннике: что-то шло на пропитание священников, у которых не было иного дохода, а часть мяса (в случае пиршественной жертвы) возвращалась жертвователю, но и она считалась священной – ее нельзя было выбрасывать или отдавать «нечистому» человеку (например, язычнику). Совместная трапеза у всех народов древности означала заключение своего рода союза. Мне довелось слышать историю времен установления советской власти в Средней Азии: однажды русская учительница заблудилась и случайно вышла к лагерю басмачей. Она была за советы, таких басмачи не щадили. И женщина, чтобы спастись, приняла единственно верное решение: просто тихонько подошла и присела к ближайшему костру. Какой-то незнакомый бородач протянул ей кусок лепешки, и с этого момента она стала неприкосновенна – ведь эти люди преломили с ней хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

13:7. Гад и Галаад. Понятия «Гад» и «Галаад» использовались для обозначения израильских земель к востоку от Иордана. Галаад был заселен коленами Рувима и Гада. Израильтяне бежали в эти места, так как они находились достаточно далеко от стана филистимлян. 13:8. Дилемма Саула. В Древнем мире было принято совершать жертвоприношения, чтобы заручиться поддержкой богов в предстоящей битве. Многочисленные примеры соблюдения этого обычая содержатся в «Илиаде», а также в хеттских и ассирийских текстах (напр., в анналах Асархаддона, VII в. до н. э.), из которых явствует, что жертвоприношения и толкование знамений накануне битвы были неотъемлемой частью военной стратегии. В случае с Саулом необходимость совершения жертвоприношения вступила в противоречие с тактическими соображениями. Его решение свидетельствует о стремлении приобрести благосклонность Бога (с помощью самостоятельно совершенного жертвоприношения) и в то же время получить военное преимущество, пока не упущен момент. 13:8–13. Проступок Саула. Вообще говоря, в исполнении царем некоторых священнических функций не было ничего необычного (см. коммент. ко 2Цар. 8:18 ). Однако, принимая во внимание роль, которую играл Самуил, можно предположить, что устав царствования Саула (10:25) четко разграничивал их функции. Следует отметить, что в ст. 13 Самуил обвиняет Саула не в нарушении «протокола» или осквернении святыни, а в неповиновении Богу. 13:9,10. Назначение жертвоприношений. Всесожжения и мирные жертвы – два основных вида жертвоприношений. Жертва всесожжения обычно сопровождает прошение, тогда как мирная жертва предоставляет возможность празднования и проведения общей трапезы перед Господом. Иногда мирные жертвы выражают признание царского статуса божества, что особенно важно накануне битвы. Информацию о жертвоприношениях см. в коммент. к Лев. 1:3,4; 3:1–5 . 13:14. Муж по сердцу Своему. Это выражение означает, что Бог намерен избрать того, кто будет соответствовать Его воле и цели, а не воле и цели израильтян. Здесь подразумевается не праведность Давида, а то, что Бог явит Свою волю, отвергнув Саула (человека, устраивающего израильтян) и заменив его тем, кто будет избран по иным критериям. Такое же выражение используется в аккадском тексте, рассказывающем о том, как Энлиль поставил царя по собственному выбору. Даже Навуходоносор ставит в Иерусалиме царя по собственному выбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Центральное место в системе ветхозаветных Ж. занимала Ж. «всесожжения»,   (   - термин образован от глагола   - восходить, возноситься и указывает на восхождение жертвенного дыма к Богу),- жертвенное животное сжигалось на жертвеннике полностью; такая форма Ж. была широко распространена в древнем мире (в частности, в Угарите - DeGuglielmo. 1955; Tarragon. 1980; можно также отметить, что древнегреч. глагол θω, от к-рого образовано слово θυσα - жертва, первоначально обозначал именно сожжение жертвенного животного и лишь со временем стал употребляться в смысле заклания животного или отсечения от тела закланного животного к.-л. частей для совершения Ж.- A Greek-English Lexicon/Comp. H. G. Liddell, R. Scott; Rev. and augmented by H. S. Jones. Oxf.; N. Y., 199610. P. 813; Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Hdlb., 1960. Bd. 1. S. 698-699; Behm. 1938). Ж. «всесожжения» должна была приноситься ежедневно (Исх 29. 38-42; Числ 28. 3-8; Иез 46. 13-15); по субботам, новомесячиям и праздникам количество приносимого во время этой Ж. увеличивалось (Числ 28. 9-31; 29. 2-4, 8). ВЗ подчеркивает, что ежедневные всесожжения представляют собой «непрестанное», или «постоянное», приношение Господу, поэтому соответствующее евр. слово   (  ) со временем стало термином для их обозначения. Непрестанность приношения укрепляла связь Израиля с Богом и Его присутствие среди Его народа, так что прекращение этих Ж. во время плена стало признаком духовной катастрофы (Дан 8. 11-12). Ж. «всесожжения» также могла иметь искупительное значение (ср.: Иов 1. 5; Лев 1. 4), но оно не было главным (или рано перестало быть таковым). Ж. «всесожжения» приносилась и по различным частным поводам (Лев 12. 6-8; 14. 10, 19-20, 22, 31; 15. 14-15, 29-30; Числ 6. 10-11, 14, 16). Именно эту Ж. можно назвать Ж. в самом строгом смысле слова, и она предопределила дальнейшее богословие Ж. как в иудаизме, так и в христианстве (см.: Watts. 2006). Следующий вид ветхозаветных жертвоприношений - «мирная» Ж. (  ,   также      ,     или просто  ,   см.: Rentdorff.

http://pravenc.ru/text/182231.html

Неверно думать, что Каин сделал небрежное жертвоприношение по неведению своему. Хотя в то время еще не были писаны законы Моисеевы, у людей уже были все основные знания. Сам Бог научил людей этим знаниям в раю, как говорит древнее предание. Неверно также думать, что характер жертв братьев определялся только плодами их трудов. И Каин, и Авель могли принести Богу любую жертву – как кровную, так и бескровную. Достаточно было обратиться им друг к другу и попросить недостающее для жертвы. Весь вопрос в том, кто из них какую жертву принял для себя, как необходимую для приношения Господу. Мирная жертва, без пролития крови, приносилась за незначительные проступки: помыслы, настроения, прегрешения. Кровная же жертва всегда приносилась за смертный грех . Жертвенное животное, умерщвляемое при жертвоприношении, как бы заменяло собою человека, совершившего смертный грех и подлежащего умерщвлению. То есть, мы видим, что выбор вида жертвы – это, в первую очередь, осознание человеком степени своей греховности. Какой же смертный грех совершил Авель, приносящий кровную жертву? Авель приносит кровную жертву не только за себя, но и за своих родителей – Адама и Еву. Он знает, что их грех заключается не в том, что сорвали плоды, а в том, что поверили змею и диаволу больше, чем Богу. Авель понимает, что грех родителей непосредственно касается его. В главе 20-й книги Исход сказано: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. И Авель с трепетом приносит кровную жертву, он хочет избавиться от этого ужасного наследственного греха. Совсем по-иному рассуждает Каин. Он считает свои грехи незначительными, а грех родителей – это же не его грех. Мать сорвала плоды и дала отцу. Почему же он, Каин, должен за это отвечать? Позиция Каина, надо прямо сказать, сейчас самая распространенная. Приходит человек в храм и говорит: «Батюшка, вот в этом согрешил, а так особых грехов нет – часто исповедуюсь, причащаюсь, в общем, жизнь нормальная». Отсюда следует не то, что люди мало грешат, а то, что они духовно не просвещены, не знают, что такое грех, и не видят его. Нет праведного ни одного. В Писании сказано: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Святой апостол Иаков говорил: все мы много согрешаем ( Иак.3:2 ). Грех – это серьезная, глобальная проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вместе с тем, заповедь о едином месте для поклонения Богу имела временный характер. Уже в V веке до Р.Х. пророк Малахия возвещает о том, что в мессианское время на всяком месте будут приносить чистую жертву Богу (Мал. Втор.1:11 ), а Христос в беседе с самарянкой прямо говорит о скором преходящем значении этой заповеди (Ин. Втор.4:21–23 ). Ст. 6. Здесь перечисляются различные виды жертв, которые нужно будет приносить на избранном Богом месте. С одной стороны, список не охватывает все виды приношений, предусматриваемые жертвенным законодательством Пятикнижия (в частности, не сказано про жертвы за грех и повинности). С другой стороны, здесь (и далее в 12 главе) появляется упоминание некоторых видов жертв, которые в книгах Торы подробно не рассматриваются (особенно возношение рук ваших и добровольные приношения ваши) и о которых следует сказать подробнее. Итак, о таких жертвах как всесожжение (Лев. Втор.1 ), мирная жертва 53 (Лев. Втор.3 ), десятины (Лев. Втор.27:30–33 ; Чис. Втор.18:20–24 ) и посвящение первенцев домашнего скота (Исх. Втор.13:1–13 ) обстоятельно рассказывается в соответствующих местах Пятикнижия, так что нет необходимости говорить о них подробно. Рассмотрим другие названные здесь виды жертв, для которых в Пятикнижии мы столь подробного описания не находим. Возношение рук ваших. В этом выражении мы встречаем текстологические расхождения между основными свидетелями, которые, впрочем, несущественны: в Масоретском тексте жертва названа («возношение руки вашей»), тогда как в Самарянском Пятикнижии – (возношения ваши); к этому же чтению примыкает вариант Септуагинты, где также слово «рука» опущено 54 . Что же касается идентификации этого вида жертвы, то почти все комментаторы согласны с тем, что во Второзаконии (в отличие от других книг Пятикнижия) обозначает первые плоды (начатки) нового урожая, которые необходимо было отдавать священникам. Такое толкование подкрепляется ссылкой на Втор.26:4 , где говорится, что священник принимает начатки урожая из рук жертвователя 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

919 (Ст. 1–2). Комментаторы замечают, что слова, сказанные в I гл. ст. 1, 2, «объяви сынам Израилевым», доселе не повторялись, потому надо разуметь, что первые три главы составляли законченный отдел, и повторение этих слов в IV главе знаменует начало нового отдела. И действительно, мы видели, что жертва всесожжения и жертва мирная были издавна известны народу; ныне устанавливается особый вид жертвоприношения, который не был в употреблении в древнейшие времена. Особенность жертвы греха заключалась еще в том, что она не предоставлялась произволу или желанию приносящего, как предыдущие жертвы («когда кто из вас хочет принести жертву Господу» Лeb. I, 2 ), а она была обязательна для того, кто чувствовал за собою грех . Грех по ошибке (или по неведению, ignorance de Sacy) противопоставляется, по-видимому, весьма правильно всеми комментаторами греху, «сделанному дерзкою (букв, высокою) рукою», т. е. с явным намерением хулы или восстания ( Чucлa XV 30, 31), так что всякий, но-видимому, грех, кроме намеренного нарушения закона, и кроме намеренного убийства и прелюбодеяния, мог быть очищен жертвою за грех, напр., Лebum. XIX, 20–22 (О. Герлах in loco). Важнее всего для воспитания народа была обязанность вопрошать свою совесть и приносить жертву за грех по ошибке, даже тогда, когда никто не видел преступления. Закон хочет дать народу Израильскому сознание того счастия, которое заключается в спокойствии совести и примирении с Богом, которого Правда и есть совесть человеческая. 920 (Ст. 3). Замечательно, что постановления за грех по ошибке не делают различия по богатству и бедности, но различают только ответственность лиц по их общественному положению, причем в этой последовательности имеет место и юродическое коллективное лицо, «общество Израильское». Первым стоит по ответственности «священник помазанный», т. е. первосвященник (сравни чтение LXX, 5 стиха); потом общество, потом начальник, потом из народа земли. Грех первосвященника «делает виновным народ», потому что он его представитель. Впрочем, существует мнение, что здесь разумеются ошибки только против устава Богослужения и в публичной деятельности первосвященника. Грех по ошибке «священников», полагают, очищался как грех начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ( Лев. 1 ) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника. Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт. 22:2 ). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа – два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. ( Исх. 29:38–42 ; Числ. 28:3–8 ; 1Езд. 9:4.5 ; Дан. 9:21 ); 3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ( Лев. 2 ) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения ( Числ. 28:4–6 ). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества ( Лев. 2:1 ), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли ⇒ ладан ( Лев. 2:1.2 в Синод. пер. – «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс. 140:2 ; Лк. 1:10 ; Откр. 5:8 ); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста ( Лев. 2:11 ), которое символизирует греховность (ср. 1Кор. 5:6–8 ). Ж. следовало приносить соленой ( Лев. 2:13 ): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (⇒ Маслина, масло, елей ) ( Исх. 29:40 ). Те остатки Ж., которые не сжигались, предназначались священникам ( Лев. 2:3 ); 4) МИРНАЯ ЖЕРТВА ( Лев. 3:3 ) приносилась из крупного скота – быков (волов) или коров, или из мелкого – овец или коз. Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис. 25:6 ; Ис. 55:2 ). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного ( Лев. 7:15 ). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс. 22:5 ; Лк. 15:23 ) в Доме Божьем ( Втор. 12:5–7.17.18 ), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ ( Лев. 7:12.15 ; Лев. 22:29 ), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ ( Лев. 7:16 ; Лев. 22:21 ; Числ. 15:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010