4. Жертва мирная. ( Лев.3, 7:11–21, 29–34 ) Жертва мира или спасения, или так называемая мирная жертва, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устрояемым из жертвенного животного, по сожжении всего тука 705 его и почек 706 , и по отделении груди и плеча в пользу жрецов. Жертвы мирные приносились или в благодарение Богу за полученные благодеяния, или в умилостивление Бога для испрошения каких-либо милостей. В жертву мирную употреблялись все роды жертвенных четвероногих животных, безразлично – мужеского или женского пола. Отличительные обряды сей жертвы состояли в том, что, во-первых, на руки приносившего жертву возлагался тук, правое плечо и грудь животного, и все это он с помощью жрецов приносил к жертвеннику, потрясая пред лицом Господним, и затем священники тук сжигали, а грудь и правое плечо брали себе 707 . Во-вторых, к мирной жертве непременно присоединялось какое-нибудь хлебное приношение, как пресное – для жертвенника, так и кислое – в приношение, или в дар 708 . В-третьих, мясо мирной жертвы должно было съедать непременно все в самый день ее приношения 709 , если она приносилась в благодарность Господу Богу; если же по обету, или от добровольного усердия, то позволялось ядение жертвенного мяса продолжать и до второго дня, но никак не далее 710 . Во всяком же случае есть сие мясо могли только чистые по закону. Даже если самое жертвенное мясо прикоснется к чему-нибудь нечистому по закону (напр., если упадет на него мертвое насекомое), то уже нельзя было есть его, а надлежало предать огню 711 . 5. Жертва хлебная, или дар бескровный. ( Лев.2, 6:12, 13 . Чис.28 ) Виды хлебных приношений исчисляются так: а).хлебное приношение в виде простой муки, на которую возливался елей и полагался ладан; ·б) приношение хлебное из печи, – это хлебы, смешанные с елеем, и лепешки, помазанные елеем; в) приношение хлебное со сковороды т. е. .сочни, замешанные на елее, и обыкновенно разламывавшиеся на куски; г) приношение хлебнее из горшка, т. е. похлебка из пшеничной муки также с елеем; д) наконец, приношение хлебное из зерен, на которые тоже возливается елей. Закон требовал при сем, чтобы все хлебные приношения были пресные 712 , и кроме елея при них употреблялись непременно ладан, соль и вино 713 – для возлияний. Кислые же хлебы позволялось приносить только в простой дар для скинии, но ни в каком случае не возносить на жертвенник в приятное благоухание 714 . А мед и совсем не был приносим в скинию 715 . Кроме хлебных приношений, приносились также в жертву плоды и овощи 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Основное назначение жертвы всесожжения – искупление греха, о чем говорится в Лев.1:4 : приобретет он благоволение, во очищение грехов его. Кроме того, эта жертва характеризовала всецелую преданность человека Богу и имела значение благодарения Богу за его милость. 2.2.2. Жертва мирная (Лев. 3) В еврейском тексте эта жертва названа (зевах шеламим). Термин «шеламим» происходит от корня (шалам), означающего «быть целым или невредимым» (производным от этого слова является известное (шалом – «мир»). Вероятно, «мирная жертва» свидетельствовала об установлении и поддержании мира между Богом и людьми, а также мира между членами общины или семьи (так как мирную жертву всегда сопровождала праздничная трапеза). Личными мотивами для мирной жертвы были благодарность Богу как Творцу мира и Подателю всех благ, исполнение обета и усердие человека ( Лев.7:12, 16 ). Также мирные жертвы приносились и от лица всего общества, что имело место в особо торжественных случаях: при заключении или обновлении Завета ( Исх.24:5 ; Втор.27:7 ), помазании царя ( 1Цар.11:15 ) и освящении храма ( 3Цар. 8:63–66 ). Наконец, мирную жертву следовало принести в любом случае, если человек решил употребить в пищу мясо животного. Согласно Лев.17:1–7 , во время странствования по пустыне запрещалось закалывать домашнее животное без принесения жертвы. Человек, который нарушит это повеление, будет виновен в грехе: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего ( Лев.17:4 ). Так как жизнь дает Господь, то человек не имеет права произвольно отнимать жизнь у животного, но должен прежде принести его в мирную жертву, то есть отдать жизнь и душу животного (которая присутствует в крови) Богу, и только потом можно есть мясо этого животного. Правда, требование принести животное в жертву не относилось к диким животным и птицам, пойманным или убитым на охоте. Однако и в этом случае требовалось прежде употребления мяса в пищу излить на землю кровь животного ( Лев.17:13–14 ). Попутно заметим, что Лев.17:4 можно понимать как запрет произвольно, без необходимости убивать животных. Впоследствии, когда Израиль поселился в земле обетованной, требование непременного принесения животного в жертву с целью употребления в пищу его мяса было отменено, точнее, перестало иметь категорический характер. Так как для израильтян, живших далеко от места нахождения скинии, исполнение этого правила было сопряжено с огромными трудностями, то для жителей удаленных мест закон допустил послабление: им разрешено было закалывать животных в своих домах ( Втор.12:15, 20–22 ). Однако сама условная форма этого позволения (Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой) означает, что идеалом все равно оставалось принесение животного в жертву прежде вкушения его мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Важно отметить, что, несмотря на внешнее сходство обрядовой стороны жертвоприношения у Израиля и язычников, понимание сущности жертвоприношений было различным. В религии Месопотамии жертвам не усваивалось внутреннего смысла, они были лишь средством поддержания жизни божества, ежедневным «кормлением» идола. Если же люди по каким-то причинам не приносили жертвы, то боги испытывали голод. В Ассирии и Вавилоне ритуальное заклание совершалось с целью получения внутренностей, необходимых для предсказания будущего. В Ветхом Завете мы встречаем принципиально иное отношение к жертве. В частности, совершенно отрицается зависимость Бога от жертвоприношений: пророки ясно говорят о том, что Бог не нуждается в жертвах и тем более не питается ими ( Пс.49:13 ; Ис.1:11 и др.). Таким образом, жертвоприношения приобретают исключительно духовный смысл, интерпретируются в свете ветхозаветных представлений о святости и становятся средством осознания греха перед Богом, скорби о нарушении Завета и очищения от нравственной и ритуальной скверны. В Книге Левит законы о жертвоприношениях излагаются в 1–7-й главах, причем содержание этого отдела книги четко делится на две части. Сначала приводится подробное описание каждого вида жертвы, обращенное ко всем израильтянам (1:3–6:7), а затем перечисляются те же виды жертв, но акцент уже делается на обязанностях священников и их доле от каждого жертвоприношения (6:8–7:38). Слово жертва ( – «корбан») – общее обозначение приношений и даров, которые народ мог приносить Богу. Термин «корбан» происходит от глагола («карав»), что означает «приближаться», то есть жертва воспринималась как средство приближения к Богу. В Септуагинте термин «корбан» обычно передается словом δρον, что означает «дар» (также и в Мк.7:11 ). Слова когда кто из вас хочет принести ( Лев.1:2 ) указывают на то, что жертвоприношения израильтян носили добровольный характер. Действительно, только жертва за грех и жертва повинности в четко определенных обстоятельствах были обязательными, в то время как жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва приносились по желанию самого человека. Эта свобода в принесении жертв означала, что Богу были угодны добровольные намерения людей, Он не хотел, чтобы израильтяне приносили жертвы только в силу необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

51:4–6. Язык, ведущий к погибели. Язык здесь отождествляется с человеческой личностью. Аналогичное использование этой метафоры можно найти в ассирийском «Поучении Ахикара», где «язык правителя» приравнивается к его власти. Обвинение, звучащее в этом псалме, направлено против «коварных», которые предпочитают лгать и делать зло (ср.: Прит. 12:17 ), – тема, встречающаяся также в египетском «Споре о самоубийстве» периода Среднего царства. 52:6. Рассыплет Бог кости. Одним из наиболее распространенных образов полного поражения и безнадежности является поле битвы, усеянное костями убитых. Анналы ассирийского царя Салманасара III описывают поражение врага в таких выражениях, как «горы черепов» и «рассеянные по всему полю сражения человеческие трупы». В Иез. 37 эта картина используется как фон для пророчества о возрождении. Иеремия в 8:1,2 пророчествует об осквернении могил лжепророков и неверных царей, чьи кости будут разбросаны по земле, и «не уберут их и не похоронят». См. также коммент. к Пс. 21:15 . 53:1–3. Мольба об отмщении. Принцип воздаяния (см. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири) подразумевает, что страдающий человек получает наказание от Бога. Поскольку Бог справедлив, наказание заслуженно. С этой точки зрения, беспокойство псалмопевца можно рассматривать как признак его греховности. Поэтому псалмопевец будет отмщен тогда, когда Бог вмешается и отплатит его врагам той же монетой. Такие действия со стороны Бога должны подтвердить его невиновность и подтвердить, что он не потерял расположения Бога. В этом состоит его единственная надежда. «Красноречивый поселянин» из одноименной египетской повести также называет своего бога-царя, фараона, «последней надеждой» и «единственным судьей». 53:8. Мирная жертва. См. коммент. к Чис. 15:1–31 об основных элементах системы жертвоприношений в Израиле. «Мирная жертва» не относится к числу обязательных жертвоприношений, это жертва благодарности или обета (см. коммент. к Лев. 22:17–30 ). Она может быть принесена с целью приобщения к Богу в совместной трапезе или как жертва всесожжения. О роли этого жертвоприношения в Псалтири см. в коммент. к Пс. 49:8–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С практической стороны ритуал принесения мирной жертвы был почти таким же, как и при жертве всесожжения: приноситель так же возлагал руку на голову животного (при этом, возможно, говорил благодарственную молитву), затем закалывал и разделывал его, священник окроплял кровью жертвенник. Главным отличием от жертвы всесожжения было то, что на жертвеннике сжигались только части, содержащие сало (то есть внутренний жир, почки, сальник на печени, курдюк овцы). Тук животного был символом всего самого лучшего и ценного, поэтому его сжигание на жертвеннике означало, что наилучшее в животном предназначалось Богу. После сжигания тука грудь 49 и правое плечо животного отдавались священникам (причем грудь шла в пользу всех священников, а правое плечо доставалось совершителю жертвоприношения – Лев.7:28–34 ), а все остальные части туши возвращались семье, принесшей жертву. Приноситель готовил 50 мясо и устраивал радостное праздничное пиршество, в котором участвовали члены его семьи и, возможно, другие израильтяне. Таким образом, человек разделял свою трапезу с Богом и другими людьми, и потому в мирной жертве наиболее четко отражается мотив радости и духовного ликования человека пред Господом. Само вкушение мяса мирной жертвы было богослужебным действием, так как для этого требовалась ритуальная чистота и люди, находившиеся в состоянии нечистоты, не могли есть этого мяса ( Лев.7:20–21 ). Важно отметить, что именно мирная жертва среди всех видов жертв в наибольшей степени была прообразом Таинства Евхаристии, так как мирная жертва сопровождалась Трапезой Господней и слова Иисуса Христа на Тайной Вечере сие есть Кровь Моя Нового Завета ( Мк.14:24 ) напоминают Исх.24:8 , где кровь мирных жертв называется кровью завета. 2.2.3. Жертва за грех (Лев. 4:1–5:13) Название этой жертвы в еврейском тексте (хаттат) происходит от слова (хата), которое буквально означает «оступиться, допустить промах, ошибиться» (в русском переводе – согрешить). Еврейский закон проводил различие между случайными и осознанными грехами. Как сказано в Лев.4:2 , жертва «хаттат» приносилась в том случае, если человек грешил по ошибке. Последнее выражение – перевод еврейского слова (бишгага), производного от глагола, означающего «блуждать, заблуждаться». Следовательно, выражение согрешить по ошибке подразумевает невольный грех , то есть когда человек в момент совершения действия не осознавал его греховности и лишь позднее понимал, что совершил преступление против закона Божия. Этот невольный грех был не преднамеренным актом мятежа и неповиновения Богу, а следствием человеческой слабости, проявлением греховной испорченности людей, связанной с грехом прародителей. Если же человек «грешил высокомерно» (это выражение обозначает умышленные грехи безнравственного человека), то Закон к нему был исключительно строг и за грехи подобного рода никаких жертв не предусматривалось ( Чис.15:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

62 (Ст. 13). Весьма многие думают, что при Моисее совершенно не известны были пожизненные обеты назорейства или посвящение детей от утробы материнской, как Самсона или Иоанна Крестителя. Иудейские ученые признают, что в древности было два разряда постоянных назореев, из которых один, – по имени Самсона, называвшийся «Самсоновскими назореями», – не был подчинен правилам об осквернении трупами, (ст. 9–11), а другой разряд назореев назывался «обыкновенным постоянным назореем» и имел право остригать свои волоса, когда они делались слишком тяжелыми. (Еспин). По мнению раввинов не дозволялось произносить обета назорейского менее, чем на тридцать дней 63 (Ст. 14–15). Жертвоприношения совершаются по уставу книги Левита (Гл. 1. III, IV) хлебные приношения и возлияния по гл. II Лев. Мы заметим только, что жертвоприношения, приносимые назореем, перечислены здесь в порядке их важности и значения; приносились же они по всей вероятности (ср. ст. 16) в той последовательности, в которой они следуют одно за другим при посвящении Аарона, т. е. прежде всего приносится жертва за грех ( Лeb. VIII, 14 ), потом всесожжение (id. 18), потом хлебное возношение (id. 26) и потом уже мирная жертва благодарности, (с хлебным приношением и с корзиною опресноков), которою оканчивались жертвоприношения, так как жертва мирная служила для трапезы и празднования ( Лeb. IX, 4 сравни также в Лев. прим. 4-е гл. VII et passim о мирной жертве) 64 (Ст: 16–20). В стих 16–17 указан истинный порядок жертвоприношений, как мы говорили о нем в предыдущем примечании. Назорей у входа скинии остригает волосы, вероятно до принесения жертв и во всяком случае до принесения жертвы мирной, так как он в числе сжигаемого кладет остриженные волосы свои на огонь, сжигающий части жертвы мирной. Потрясение перед Господом плеча мирной жертвы с пресным пирогом и лепешкой сближается скорее с обрядом принесения жертвы овна посвящения Аарона ( Лeb. VIII, 22 и 25–27) чем с обыкновенным, при принесении жертвы мирной потрясанием частного человека, который приносил пред Господа и своими руками потрясал грудь с туком ( Лeb. VII. 30 ). Грудь при принесении овна посвящения, также принесена была пред Господа и потрясалась Моисеем, что и составило долю его, независимо от плеча жертвы, которая потрясалась Аароном на руках Моисея (ср. Лeb. VIII, 27 и 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Какой смысл сравнения земли иудейской с девицей? Можно думать, что Иоиль сравнивает здесь не только скорбь страны иудейской со скорбью обрученной девицы, но вместе с тем и положение первой с положением второй. Поэтому смысл сравнения может быть такой: положение земли иудейской, вдруг лишившейся земных плодов, прежде чем вкусила она от них, подобно положению сговоренной девицы, у которой внезапно умирает ее жених, прежде чем она вступила с ним в брак; 131 и как в таком случае последняя (девица) надевает печальные одежды и предается скорби, – так должна рыдать и первая (страна), когда постигло ее столь великое бедствие 132 . Генгстенберг (S. 354), защитник аллегорического понимания первой речи Иоиля, думает, что под образом супруга пророк разумеет Иегову, а невесты – иудейский народ, который потерял своего Мужа, т. е. лишился милостей Иеговы чрез отпадение от Него. Стих 9-й. Ст. 9–12 указывают основание, почему вся земля иудейская должна плакать и рыдать, – потому, что в храме не приносится хлебных приношений и не совершается возлияний в таком обилии, как прежде (ст. 9 и см. Объясн.); ибо поля, сады, виноградники опустошены (ст. 10, 11, 12–а), почему и веселие исчезло у сынов человеческих (ст. 12–b). Извержеся жертва и из дому Господн: плачитес жерцы, слжащие жертвенник Господню. Извержеся жертва. Евр. , ,,прекратилось хлебное приношение“. Слово , от неупотреб. гл. , дарил, предлагал, означает: дар, приношение, жертва Богу 133 . Но так называлась не всякая жертва, а преимущественно хлебное приношение, или ,,дар бескровный“ 134 . Хлебное приношение могло или быть самостоятельною жертвою, или составлять часть при принесении других жертв. Так, без него, как и без возлияний, не приносилась жертва всесожжения ( Чис.7:87 ), благодарственная, или мирная ( Лев.7:12 и сл.), а в известных случаях и жертва за грех ( Лев.14:20:10 ). Если оно приносилось при всесожжении, то состояло из лучшей муки ( ), смешанной с елеем в мере, точно указанной законом ( Чис.15:4 и сл., 29:9 и сл., 28:5,12 и сл.; Лев.14:21 ), и все или частью сожигалось на жертвеннике; а если при благодарственной жертве, то из пресных, намазанных елеем, лепешек, одна часть которых приносилась в жертву Иегове, а другая отдавалась священникам ( Лев.7:12 и сл.) 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

§ II. – О жертвах 1414 376 – Деление жертв Жертвы были двух главных видов: жертвы кровавые и не кровавые. Кровавые жертвы состояли в заклании животных. Можно было приносить Богу в жертву лишь пять видов животных, именно тех, которых принес Авраам Господу, при заключении своего завета с Ним ( Быт.15:9 ) овна с агнцем, козла, быка с тельцом, горлицу и голубя. Они должны были быть свободны от всякого недостатка. Приносивший представлял их ко входу во Святилище, полагая свою руку на голову животного. Он мог сам зарезать жертву или сделать это чрез священников, но лишь эти последние принимали кровь и кропили ею алтарь всесожжений. На самом алтаре сожигали жир, покрывавший внутренности, две почки с жиром, который на них, большую долю печени и жирный хвост овнов. Что касается до других частей жертвы, то употребление их было различно, смотря по природе жертвы. Существовало, в действительности, четыре различных рода кровавых жертв; 1) всесожжение; 2) жертва за грех; 3) жертва за преступление или жертва повинности и 4) жертва мирная. I. Жертвы кровавые 377. – 1. Всесожжение Всесожжение, по-еврейски olah, „возвышение, приподнятие“, у LXX ολοκατωμα, в Вульгате holocaustum (от ολος весь и καω, жечь), было самою употребительною из жертв. Если было приносимо в жертву животное четвероногое, то требовалось, чтобы оно было мужеского рода. Жертву резали на части ( Лев.1:6 ), и, для признания верховного владычества Бога, сжигали всю на алтаре, откуда произошло ее название – всесожжение; сохранялась только одна кожа и она принадлежала священникам ( Лев.7:8 ). Всесожжение было приносимо, как общественная жертва, ежедневно, утром в вечером, и, затем, в известных других случаях, напр. в известные праздники, как жертва частная, которую различные лица обязаны были приносить, напр. прокаженные ( Лев.14:13 ), женщины-родильницы, в день их очищения, назореи ( Числ.6:11:14 ) и т. п. Каждый мог, сверх того, по набожности, представлять Богу всесожжение, даже иностранцы ( Числ.15:13 ); оно было жертвою преимущественно приносимою Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Какие же были виды ветхозаветных жертв? Основных ветхозаветных жертв было пять: это жертва всесожжений, которая приносилась ежедневно (утром и вечером), – так она называлась потому, что после заклания всё животное целиком, кроме шкуры, сжигалось на жертвеннике. Затем была жертва о грехе, которая приносилась за грехи по слабости, по неведению и, вообще, более здесь шла речь о грехах, совершенных против Бога, против первых 4-х заповедей, поэтому и оговаривалось, что по слабости и по неведению, потому что сознательный грех против Бога карался смертью. Здесь в жертву приносились разные животные, чем выше был по своему положению человек, тем крупнее. Если это был священник или князь народный, то от него требовался телец, а если это был простой человек, то достаточно было овцы или козла, или в самых крайних случаях, по бедности – пары голубей или горлиц. Затем – жертва о преступлении, которая приносилась за грехи сознательные. Как правило, грехи, которые подразумевались этой жертвой, были против ближнего. Обычно кроме жертвы для искупления их требовалось и возмещение ущерба. И затем – жертва мирная, которая имела характер праздничного торжества, благодарения. Наконец, последняя – это бескровная или хлебная жертва, которая приносилась либо в виде мучной похлебки, либо в виде пресных лепешек. Часть этих хлебов сжигалась, а часть шла в пользу священников и должна была съедаться в скинии. Вообще, кроме случая жертвы всесожжения, обычно только часть жертвы сжигалась на огне, а другая шла в пользу священников, или часть шла в пользу священников, а часть съедалась теми, кто приносил эти жертвы на соответствующих трапезах, в зависимости от вида жертв. В жертву предназначалось только 5 пород животных. Это тельцы, овцы, козы, голуби и горлицы, причем все эти животные должны были быть без телесных недостатков, что тоже очень важно. Тот человек, который приносил жертву, если это была частная жертва, обычно сам должен был привести животное из того, что он имел, причем оно должно было быть самым лучшим. Священник возлагал его руки на голову этой жертвы, и человек исповедовал свои грехи, после чего человек должен был сам закласть эту жертву – зарезать это животное, и уже после этого священник разделял её должным образом и определял каждую часть на то, что полагалось. Кровь жертв, как правило, выливалась к подножию жертвенника.

http://sedmitza.ru/lib/text/430958/

Л. к. включает 2 главные части и почти целиком состоит из законов и описания ритуалов. В большинстве случаев и ритуалы рассматриваются как законы или повеления. Первая часть (Лев 1-16) адресована священникам как совершителям жертвенного культа и очистительных обрядов. Это по существу тора для священников. Вторая часть (Лев 17-27) представляет собой тору священников (тору, исходящую от священников), адресованную израильтянам. Она сосредоточена на требованиях святости как цели религ. жизни. План, структура и краткое содержание Лев 1-16 В соответствии с описанными содержательными предпосылками план Л. к. выглядит следующим образом. А. Указания для священников (1. 1 - 16. 34). I. Указания о жертвах (1. 1 - 7. 38): 1. 1-2 вводные слова; 1. 3-17 жертва всесожжения; 2. 1-16 хлебное приношение; 3. 1-17 мирная (пиршественная) жертва; 4. 1-35 очистительная жертва (жертва за грех); 5. 1-13 очистительная жертва для переходных случаев; 5. 14-26 [в синодальном переводе 5. 14-20; 6. 1-7] возместительная жертва (жертва повинности); 6. 1 - 7. 38 [в синодальном переводе 6. 8-30; 7. 1-38] дополнительные наставления о жертвах. II. Инаугурация священнического культа (8. 1 - 10. 20): 8. 1-36 посвящение священников; 9. 1-24 первое жертвоприношение новых священников; 10. 1-7 проступок Надава и Авиху (Авиуда); 10. 8-20 заключительные указания священникам. III. Указания о «чистом» и «нечистом» (11. 1 - 16. 34): 11. 1-47 чистые и нечистые животные; 12. 1-8 роженица; 13. 1 - 14. 57 кожные заболевания («проказа»); 15. 1-33 выделения из гениталий; 16. 1-34 день очищения святилища и народа. B. Указания священникам (17. 1 - 27. 34). IV. Кодекс святости (17. 1 - 26. 46). V. Десакрализация освященных лиц и предметов (27. 1-34). Содержательно Л. к.- это часть закона, возвещенного Яхве, Богом Израиля, на Синае Моисею (др. части синайского закона содержатся в Исх 20-40 и в Числ 1-10); поэтому текст почти полностью состоит из Божественной речи, обращенной к Моисею. Эта речь в Л. к. звучит из скинии собрания, тогда как ранее, в кн. Исход, Бог говорил с горы. Типичная для Л. к. форма введения Божиих речений -         («Яхве сказал Моисею»). Лишь вводная формула Лев 1. 1, открывающая книгу, отличается своей спецификой от других 36 формул, вводящих прямую речь Бога. Это единственная формула в книге, в к-рой употребляется глагол  . Таким способом маркируется начало Л. к.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010