Более того, коллективы, в которых мы пытались обрести смысл жизни, – партии и нации, корпорации и державы – тоже обречены исчезнуть, как исчезли уже многие до них. Святоотеческая литература полна увещеваний осознать временность и преходящесть этого мира, его богатств и почестей, его могущества и власти. Это не значит, что наша земная жизнь не имеет значения – как раз наоборот, наши поступки приобретают вечное измерение. Они либо ведут нас навстречу нашей подлинной цели – вечной и блаженной жизни в общении с Богом, либо уводят нас в противоположном направлении, во тьму внешнюю. Наша вера исходит из того, что люди – как наши ближние, так и мы сами – созданы для вечности. Жизнь вечная и блаженная есть нечто бесконечно более ценное, чем все блага этого мира, а погибель – нечто бесконечно более ужасное, чем все его беды. Христос приносит Своим верным именно вечную жизнь. Как, например, Он говорит, «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ) «Вечная» – тут не только «бесконечно длительная», но и качественно иная. Эта жизнь состоит в познании Бога, которое начинается уже здесь, на земле: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). «Знать» в Библии значит «знать лично», как знают отца или близкого друга. Познание Бога приводит к глубокой перемене характера. Это проявляется в любви и хранении заповедей. Как говорит Апостол, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Именно в познании Бога и состоит подлинный смысл жизни человека. Поэтому Писание и Предание так много говорит о хранении своего сердца – именно от его состояния зависит наша вечная участь. Как сказано в Притчах, «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Прит.4:23 ). Сердце каменное – и сердце плотяное В Новом Завете есть немало мест, которые с обычной мирской точки зрения звучат неожиданно. В частности те, где речь идет о том, что не наказуемо и не может быть наказуемо земным законом. Апостол Иоанн говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В.М. Зоберн Скачать epub pdf Предисловие Наша жизнь на земле непрочна и суетна, порой ее ровное течение омрачается невзгодами. Человеческое счастье на земле ненадежно и шатко: радость чередуется с горем, рядом с богатством ходит нищета, здоровье может быть подорвано болезнью, итогом нашей жизнь является смерть. Становится грустно от того, что жизнь столь скоротечна. В чем же искать утешение? Неужели в наслаждениях земными благами, в удовлетворении своих страстей? Так можно уподобиться евангельскому богачу, говорившему своей душе: покойся, ешь, пей, веселись ( Лк.12:19 ). Неверующие рассуждают, по свидетельству премудрого Соломона, так: Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями ( Прем.2:6–7 ). Неужели мы последуем примеру людей, легкомысленно восклицающих: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! ( 1Кор.15:32 ). Не каждому по средствам постоянно предаваться наслаждениям. Да и того, кто имеет такую возможность, может утомить бесконечное веселье. Человек пресыщается удовольствиями, теряет силы, преждевременно стареет. Тогда на него снова нападает тоска, но к ней присоединяется еще и усталость от жизни. А другой человек, бывает, не утешается ничем, озлобляется на все и на всех, даже на самого себя. И что же? Смерть, но не естественная, а преждевременная, насильственная, кажется ему лучшим выходом, и он впадает в отчаяние. Но те и другие забывают о самом лучшем утешении, за которым не надо далеко ходить, которое не надо искать, потому что оно заложено в нашей природе. Это утешение состоит в твердой надежде, что наша земная жизнь не закончится со смертью . Апостол Павел говорит о будущей загробной жизни: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ( 1Фес.4:13 ). Будущая жизнь настанет для всех, и ожидание этого – источник истинного успокоения. Человеческий разум, озаренный Словом Божиим, не сомневается в продолжении жизни за гробом. Для нас, православных христиан, вера в будущую загробную жизнь – непререкаемая истина, записанная в одиннадцатом и двенадцатом членах « Символа веры »: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Как живут наши умершие

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:  Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее  ( Мк.8:35 ).  Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне  ( Мф.10:28 ).  Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным  ( Мф.10:32 ).  Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня  ( Мф.10:37 ). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни. Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать:  Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный  ( 2 Тим.4:7-8 ), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

" Жало " вынуто из человеческой смерти воскресением Христовым. И все верные Христу, все живущие с Ним и в Нем, — сыны воскресения. Слабость и сила человека Апостол Иаков так обратился к людям, слишком самоуверенным в своих человеческих планах: " Теперь послушайте вы, говорящие: " сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль " ; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: " если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое " , — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло " (Иак. 4,13–16). Казалось бы, это совершенно бесспорная истина, проверяемая на опыте каждого человека и каждого дня, — жизнь на земле есть " пар, являющийся на малое время " . Можно ли строить слишком расчетливо жизнь на этом " паре " ? Пар долго не держится, как и земная жизнь. Однако, расчеты человеческие обычно ведутся именно таким образом. В твердом убеждении своей прочности и непоколебимости, человек строит свою жизнь, борется, планирует, — не видя всей шаткости своей в мире, зависимости от непредвиденных обстоятельств, а за ними — всегда и во всем — от Бога. Бог есть хозяин видимого и невидимого бытия, настоящего и будущего (которое есть для нас уже мир невидимый). Мы, люди, так часто " тщеславимся " в своих планах и намерениях! И вместо того, чтобы говорить, как советует апостол: " если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое " , мы сразу, безапелляционно и самоуверенно говорим, что мы это — обязательно сделаем, то — построим и выполним, того — непременно победим и одолеем… " Всякое такое тщеславие есть зло " ; ибо им мы пытаемся Господа Бога устранить из мира; и так как Господь Бог есть истинный Хозяин всего, то мы сами себя лишаем его помощи и благословения. Да, слишком часто люди выражают эту неосновательную мысль, что их жизнь, успех и удача зависят только от них самих; и многие в мире даже хвалятся этим. Но таковые воззрения всё время рушатся пред глазами всего мира: " неожиданные " болезни наступают на людей; стихийные бедствия, землетрясения, войны, от которых все страдают; быстрое разрушение, казалось бы, налаженных семейств и целых обществ, гордых правящих партий и могущественных государств; " преждевременные " (как люди выражаются) смерти, — находят на человечество, невзирая на возраст людей, и льется поток людской через край этого мира — в вечность. Поколения за поколением исчезают, и история прошлых веков остается, как сон, иногда — как кошмар человечества; старые и молодые люди отходят в безвестную даль, уходят неожиданно для окружающих, среди своих планов и начатых дел… Логика человеческих расчетов рушится всё время. И нет вычислений, посредством которых можно было бы предвидеть будущий час и день каждого человека. Жизнь всех сохраняется лишь в Промысле Творца, и пределы каждого определяются только Им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Итак, несомненно, что мы бессмертны по душе своей, и несомненна будущая загробная жизнь. Но основание нашего бессмертия находится в Боге. Он Един имеет бессмертие Сам по Себе и обитает в неприступном свете (Тим. 6, 16). Все прочие творения, одаренные разумом: ангелы, архангелы, все небесные силы, все люди (и праведные, и неправедные), получают это бессмертие по воле и благодати Иисуса Христа, Спасителя нашего, взывающего: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин. 11, 25–26 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Не оставлю вас сиротами; приду к вам... и... вы... увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить ( Ин. 16, 15; 16, 18–19 ). И святой апостол, видя во Христе залог нашего бессмертия, так восклицает: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков... то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 19; 15, 14 ). III Смерть праведника и грешника. Частный суд. Мытарства Как только душа человека освобождается от бренной телесной оболочки, для нее наступает другая, – загробная жизнь. Эта жизнь неодинакова для душ всех людей, праведных и неправедных. Напротив, состояние души человека после смерти существенным образом зависит от того, как жил и как поступал человек во время земной жизни. Сам человек готовит себе ту или иную участь по смерти. Его настоящая земная жизнь есть время сеяния, а будущая – жатва. Что посеет человек, то и пожнет, говорит апостол, сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6, 7–8 ). Эта жатва наступает тотчас же после смерти. Она некоторым образом проявляется даже в самой смерти человека, которая бывает не для всех одинакова. Праведники ожидают смерти с радостью. Святой апостол Павел так говорил о себе: имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп. 1, 23 ). В житиях святых находим много прекрасных образцов того, что святые не только не боялись смерти, но встречали ее с великой радостью, и с радостными видениями кончали жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Когда молился Богу, называли безбожником. Когда находился среди грешников и помогал им, они называли Его грешником. Когда Он спрашивал, какой грех Он совершил, они лаяли на него, как бешеные псы. Когда Он говорил им о Царстве Небесном, они обвиняли Его в том, что Он хочет предать их римлянам! Наконец, они оплевали Его, то есть отдали Ему то единственное, что имели,– мерзкие плевки! Они распяли Его на кресте. И пока Его святая Кровь изливалась на землю, они скалились и паясничали. Но Он победил, Он восстал из гроба и показал миру, Кто Он. И мир пошел за Ним. И стал учиться у Него, оставив школу зверей. Запомните, путники, Кровь Его пролилась на землю. Своей Кровью Он обозначил вам обратный путь на Родину, чтобы вы не заблудились. Моряки ориентируются по звездам и не сбиваются с пути. Держитесь и вы капель Крови Его, капель, что сияют ярче звезд. И найдете путь в Отечество свое. Ни смерть, ни могила не могут остановить вас в пути. Даже если умрут ваши тела, прежде чем Он последний раз явится миру, не останетесь вы забыты и потеряны. Вы будете ждать у врат света вечного, пока не протрубит труба архангельская. Сначала протрубит труба архангельская. За этим трубным зовом последует воскресение мертвых. За воскресением последует Страшный Суд Божий. За Страшным Судом Божиим – жизнь праведников в вечном Царстве Христовом. Так пророчествовал Истинный. Все пророчества Его исполнились. Исполнится и это. «Жизнь будущего века» – это жизнь в славе и радости, в Царстве Создателя, в объятиях Родителя, в Раю; жизнь, не колеблемая страхом, без бремени забот, без изнурительных болезней, недоступная тлену и смерти. Все земные страдания по сравнению со славой райской словно капля соленой воды в реке сладости: «как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Земная жизнь по сравнению с иной жизнью словно тень от дерева по сравнению с деревом. Тень напоминает дерево, но тень не дерево. Так и земное существование человеческое напоминает жизнь, но еще не жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мы должны любить Господа Бога своего всем своим сердцем, всей своей душой. И как, дорогие мои, нам не любить Господа Бога: ведь мы православные Его дети, мы веруем, что это Он послал нас в этот мир, Он даровал жизнь каждому из нас, и эта жизнь наша земная, наряду с неизбежными скорбями и болезнями, необходимыми нам для искупления наших грехов, дает каждому из нас многие радости. Это — радость труда, радость, какую дает нам расстилающаяся перед нами прекрасная во всей своей красоте природа; радость, какую дает людям искусство, музыка. Но это — все еще земное. Самая большая радость, какую дает нам пославший нас в эту жизнь Господь наш Иисус Христос, это радость жизни вечной, это радость о том, что мы никогда не умрем, что мы уйдем отсюда в жизнь, не знающую конца. Если бы мы знали о том только, что мы умрем и обратимся в прах, и умрет навсегда наше сознание, наше сердце, которое бьется и радостями и скорбями в этой жизни, если бы представляли себе, что нас ждет только мрак и темнота небытия, — все радости этой земной жизни потеряли бы свои краски, свою привлекательность, потому что только что-то темное, страшное и неведомое ждало бы каждого из нас: потому что после смерти мы, подобно животным, обратились бы телом своим только в прах и навсегда. Но Господь наш Иисус Христос даровал нам высшую радость — радость знать о том, что нас ждет жизнь вечная, и для тех,кто живет со Христом, жизнь вечная с Богом своим, в Которого мы веруем, Которому мы молимся, Имя Которого мы призываем. Какая это радость в жизни, и как мы должны любить Господа Бога своего за то, что Он дарует нам вечную жизнь с Собой в бесконечных веках! Как нам не любить Господа Бога, если Отец Небесный послал некогда Своего Сына на землю для того, чтобы Сын Божий во образе Иисуса Христа за нас пострадал, взял на Себя наши грехи для того, чтобы их искупить перед лицом Правды Божией, чтобы во имя Своей крестной и кровавой смерти даровать всем кающимся в своих грехах грешникам вечное прощение, чтобы смывать с нашей грешной души при нашем покаянии все наши грехи и беззакония, когда мы их оплакиваем в слезах раскаяния.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

15:9). Как же мы, будучи грешны, грешными устами похвалим того, как прославим того, о котором можем сказать, что не было лести в устах его!? Как грешным гласом достойно воспоем того, кто достоин быть воспетым голосами преподобных? Но знаем, что похвала каждого святого бывает похвалою Богу (как в похвале святому Афанасию написал святой Григорий Назианзин: " Афанасия хваля, восхвалю добродетели; хваля же добродетели, восхвалю Бога, от Которого истекают все добродетели. " Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2:11). Поэтому мы, грешные и неразумные, дерзаем восхвалить своего преподобного, вспоминая его великие добродетели. Ибо Сирах говорит: " Восхвалим славных мужей и отцов нашего рода " (Сир. 44:1). Если люди восхваляют того святого, кто прославил жизнь свою одной какою-нибудь добродетелью, выделявшейся над прочими, по слову - " память праведника пребудет благословенна " (Прит. 10:7) то, тем более, особой похвалы от нас достоин преподобный отец наш Антоний Печерский, который прославил себя на земле не единой, но всеми добродетелями, украшающими инока. Прежде всего прославил он себя любовью к Богу. От юности отвергся мира, богатства и славы и всего, что обещал мир, и посвятил себя на служение Богу иноческим житием, говоря: " Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица моего " , и я буду искать лица Твоего, Господи " (Пс. 20:8). И знал он тогда, что иноческое житие есть жизнь подвижническая, мирская же жизнь суетна, иноческая жизнь - преподобна, мирская же полна клевет; иноческая жизнь - духовна, мирская же - плотская. Иноческая жизнь - небесная, мирская - земная, как говорят учители. Иной в юности старается угодить миру; старание же преподобного отца нашего Антония Печерского было в том, чтоб угодить единой Божией любви, которую избрал себе в невесты, говоря: " Ее возлюбил, ее возжелал я от юности моей, и искал ее, как невесту себе, и чтил я красоту ее " . И кому было ему в юности своей уневестить себя, как не любви Божией, так как и самое имя города Любеча, в котором он родился и был воспитан, возбуждало к любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

Апостол Павел видел Его, слышал, говорил с Ним. Он не испытал блаженства веры, которая верует, не видя: его вера началась ясновидением. Но он испытал блаженство быть побежденным любовью Христа и совершенно плененным в Его любовь. Христос умер для жизни во плоти, и апостол закрыл глаза на все земное, плотское: если Один умер за всех, то все умерли. Иссякла естественная любовь к жизни. Вместе со Христом она унеслась в таинственную область пневматической жизни: объект её сокрыт со Христом в Боге, и откровение его предмет её надежд: Христос за всех умер, чтобы, живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Но чем может быть жизнь христианина, когда сокровище его жизни со Христом, а сердце его там, где его сокровище? Конечно, и жизнь его должна быть с ярко выраженным пневматическим характером: «непрестанно горя в сердце неистощимым огнем любви, он по необходимости сердечно прилепленным пребывает к Богу, совершенно отрешившись от любления себя силою сей к Богу любви. Аще бо, говорит, изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам ( 2Кор.5:13 ) 301 . Любовь к людям остается: ведь, и Христос, любя людей, сошел на землю. С другой стороны, если Христос взошел на небеса, то не Себе угождая, но увлекая людей в ту же пневматическую жизнь. Естественно, что и любовь к людям должна быть любовью во Христе Иисусе. Земная жизнь вращалась около плоти, как около своего естественного центра. Теперь для жизни намечается новый пневматический центр. Жизнь должна измениться коренным образом, расти возрастом Христовой жизни, чтобы в свое время быть там, где Христос. Естественная жизнь людей, естественная культура должна побледнеть в своих красках, потерять свое самодовлеющее значение: отныне мы никого не знаем по плоти. Неудовлетворенная любовь, жаждущая разрешиться от тленных уз, чтобы быть там, где любимый, со Христом, и в людях видит только свойственное Христу и желает им только одного: быть причастниками любви Христовой. Чадца моя, ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал.4:19 ) вот голос христианской любви к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010