Всю ли славу явил Он? О нет, далеко, далеко не всю. Славу Божию безнаказанно видеть нельзя: невозможно для человека увидеть славу Божию и остаться в живых. Господь явил только небольшую часть славы Своей — Свой Божественный свет, но и это безмерно велико. Узнал мир чрез святых апостолов, что воссиял Господь Иисус Христос светом Божественным. Узнал мир, что кроме света солнечного, света материального, существует еще иной свет — Божественный. А этого не знали ранее, ни о каком Божественном свете не помышляли. А как же надо было нам узнать о Божественном свете! Свет материальный, свет солнца дает жизнь материальную всему живому на земле. Без него невозможна никакая земная жизнь. Он все животворит. Он в этом отношении безмерно более велик, чем всякий искусственный свет, хотя бы даже электрический, который ничего не животворит. Но ведь свет солнечный животворит для жизни материальной, а кроме нее есть жизнь вечная, жизнь не материальная, а духовная. Как солнце есть источник жизни телесной, так источник жизни вечной в Господе Иисусе Христе. И этот Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, видели святые избранные апостолы на горе Фаворской. Об этом свете, о носителе его Господе Иисусе так сказал св. апостол Иоанн Богослов: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Свет Христов есть истинная жизнь. В этих словах отождествляются свет и жизнь. Какую же жизнь понимать тут? Конечно, не жизнь телесную, конечно, жизнь вечную в общении с Богом. И источник этой вечной жизни, этого никогда не меркнущего света только в Господе Иисусе Христе. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). В какой тьме светит свет Христов? Во тьме греховной, во тьме внешней, которой так безмерно много. Но эта тьма, эта духовная тьма никогда, никогда не может погасить этот вечный Божественный свет, ибо «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Вот какой свет показал Господь Иисус Христос на горе Фаворской — свет Божественный, тот свет, который составляет подлинную и самобытную сущность только одного Бога, ибо этот свет есть одно из преславных свойств Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Смысл евангельского повествования совсем не в физиологии, а в том, что духовная жизнь Иисуса Христа есть жизнь божественная. В таком случае интерес евангельского повествования не теоретический, а практический, – интерес веры. Мы, христиане, живем духовною жизнью и ради нее все блага мира вменяем в ничто, все терпим. Что же? есть ли наша духовная жизнь призрак, который рассеется, или это вечная божественная жизнь? есть ли жизнь Иисуса Христа, от которой истекает наша духовная жизнь, призрачная земная, или вечная небесная жизнь? Вот в чем интерес этого евангельского повествования, вот на какие вопросы оно отвечает 21 . Напрасно возражают, что оно передается лишь у Матфея и Луки, что его нет ни у Иоанна, ни в посланиях Павла. Рождение Христа от Св. Духа предполагается каждою строкою четвертого евангелия, которое свидетельствует, что во Христе Слово Божие стало плотью ( Ин.1:14 ), что Он есть хлеб вечной жизни ( Ин.6:48 ) и пришел для того, чтобы люди имели жизнь ( Ин.10:10 ), что Он и Отец Его одно ( Ин.10:30 ), что в Нем пребывал Отец ( Ин.14:11 ), что Он исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставил мир и отошел к Отцу ( Ин.16:28 )... Апостол Павел не только дает свидетельство, равносильное евангельскому повествованию о зачатии Христа от Св. Духа, но и надлежаще изъясняет это повествование, когда пишет, что Христос родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни ( Рим. 1:34 ), что Христос – Божий, как мы – Христовы ( 1Кор. 3:23 ). Если же евангельское повествование о зачатии Иисуса Христа от Духа Отца имеет интерес не теоретический, а практический, – интерес веры, то и достоверность этого повествования утверждается не на наших физиологических представлениях, а на нашей вере 22 , – не на богословской вере, которую можно иметь и не иметь, а на той живой вере, без которой не может существовать ни один человек. Каждый верует или во внешний мир, или в жизнь духовную, каждый живет своею верою. Для одних внешний мир более реален, чем мир духовный, а для других духовная жизнь более реальна, чем внешний мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

г) Он обретает вечную жизнь. Когда человек, уверовав в Иисуса, рождается свыше, он рождается в вечную жизнь. 96 Апостол Иоанн писал: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». 97 Отсюда ясно, что верующий получает вечную жизнь не тогда, когда умирает, но в тот самый момент, когда принимает Христа. Когда верующий физически умирает, он тотчас же отправляется ко Христу. 98 Когда Бог положит конец нынешней Вселенной и начало новому веку, верующий получит тело, подобное тому, которое имел Иисус после Своего воскресения. 99 И таким образом мы всегда будем с Господом. Поэтому надо вести свою жизнь в свете вечности и тратить время и таланты на дела, обладающие вечной ценностью Земная жизнь скоро пройдёт. Только то, что сделано ради Христа, сохранится. Во Христе вам выпадает столько благ. что я не могу их даже перечислить. Подобно духовному младенцу, начинающему новую жизнь, вам предстоит многому научиться. Чтобы расти духовно, постарайтесь достать Библию (лучше всю, но хотя бы Новый Завет ) – читайте ее ежедневно. Как можно чаще обращайтесь к Богу в молитве. Разыщите других верующих, 100 чтобы вместе познавать радость христианского общения. Я рад за вас Счастливого вам пути! Ибо перед вами открывается дорога, ведущая к такому счастью, от которого захватывает дух: к счастью познания Бога через Господа Иисуса Христа. 74 Десять заповедей перечислены в Библии в книге Исход (гл. 20) и повторены в книге Второзаконие глава 5) Для тех читателей, у кого нет Библии, вот их перечень с некоторыми текстовыми сокращениями: «Я Господь, Бог твой,.. да не будет у тебя других богов… Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… Помни день субботний, чтобы святить его… Почитай отца и мать… Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельстве на ближнего твоего. Не желай… ничего, что у ближнего твоего.»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sam...

И там, в раю, вкушая плоды древа жизни, первозданный человек мог жить и наслаждаться бесконечно. Но было там и другое древо, от которого человеку вкушать было запрещено, – древо познания добра и зла. Бог не просто запретил человеку вкушать от него, но объяснил причину этого запрета: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Нас всегда удивляет такая странная формулировка – смертию умрешь , то есть как бы дважды говорится об одном и том же. Смерть этим как бы удваивается. Вся история грехопадения это подтверждает, потому что первая смерть при отпадении от Бога – это смерть духовная – прекращение в человеке благодатной жизни души, ведущей к вечности. Это та жизнь, которая есть не просто нервно-психическая деятельность, а высшая жизнь духа человеческого, связанная с его Богоподобием. И сейчас-то мы еще в большей степени страдаем именно от смерти духовной, своей и наших близких, когда, будучи живыми, мы фактически становимся духовными мертвецами. Так что же такое жизнь настоящая, для чего же она Богом нам дана? Чтоб просто, как бабочка, попорхать денек и стать потом навозом для земли, чтобы земля лучше рожала? Ведь Бог есть жизнь, Бог есть источник жизни. И вот, несколько строк из Евангелия нам приоткрывают тайну жизни настоящей. Сын Божий, молясь Отцу, говорит о Себе, о Своем служении в этом мире так: «Так как Ты дал Мне власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Мне, дам Жизнь Вечную» (см. Ин.17:2 ). Человек своей волей остался без этой Вечной Жизни, потеряв этот Божественный Дух в своей душе. И ее, эту Жизнь Вечную, Вечного Бога в душе, и даст Божий Сын, но даст тем, которых Бог Отец дал Ему, которые стали Его чадами в Вечной Жизни. Нам кажется: сейчас мы живем во времени, а вот когда умрем, тогда настанет какая-то там вечность непонятная. Однако Христос говорит совсем не об этом; не о том, что потом Он нам что-то даст, когда мы уже умрем. Нет, Он говорит о том, что всему, что Бог Отец дал Ему, Он даст Жизнь Вечную сейчас. Так в чем же состоит эта Вечная Жизнь? Вот земная жизнь по сути заключается в химических процессах, которые совершаются в человеческом организме.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Самоубийство есть тяжкий грех, потому что в нем человек самовластно взламывает врата смерти и незванным насильственно вторгается в загробный мир. А если так, то самоубийца в своем безумии от одного зла – крайнего, недостойного христианина малодушия, которое привело его к самоубийству, бежит навстречу другому, гораздо худшему злу – страшному отчаянию. Имея бессмертную душу, удаленную, однако, от Бога – источника жизни, он и в самоубийстве не может найти желанного самоуничтожения, так как уничтожить всякую вообще жизнь может только Тот, Кто создал ее. Поэтому на самоубийце лишь исполняются слова: «Люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» ( Откр. 9:6 ). Он надеется избежать страданий, но вместо этого несчастный, восставая против Бога, предает себя с душою и телом в руки вечного Судии, пред Которым должен будет дать ответ не только в своем нравственном поведении на земле, но и в своей насильственной смерти. Все оправдания, какие в данном случае обыкновенно приводятся, не могут быть признаны сколько-нибудь состоятельными, совершенно стушевываясь пред преступностью самоубийства, обнаруживающею явное непослушание воле Божией и неверие в божественный Промысл, все направляющий к благим целям. Так, стоики говорили, что жизнь – не благо, а смерть – не зло. Но, по христианскому учению, жизнь есть великое благо; она – условие всех других благ, так как наслаждение этими благами возможно только при ней. Христианин любит жизнь и любит по ее истинному достоинству: именно как предуготовление и преддверие к будущей жизни. Христианин живет на земле как свыкшийся с мыслию о смерти и всякий час готовый к пришествию Господа; он живет в надежде и уповании на загробную жизнь. Земная жизнь сама по себе, без отношения к жизни будущей, не имеет смысла. Стоик потому и презирал настоящую жизнь, что, не зная бессмертия души, не верил в другую жизнь. Христианин потому и ценит земную жизнь, что кроме нее признает жизнь небесную и говорит, что душа бессмертна и драгоценна пред Богом: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Глава III Нравоучительные наставления к христианам вообще (1–17). Наставления к членам христианской семьи (18–25). Кол.3:1 .  Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом ( Кол.3:1–4 ). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека ( Кол.3:5–17 ). Христиане воскресли со Христом (см. Рим.6:4 и Еф 2:6 ) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. – «Одесную Бога» – см. Мк.16:19 . Кол.3:2 .  о горнем помышляйте, а не о земном. Христиане должны «помышлять», т. е. всем своим внутренним настроением быть привязаны к горнему миру. Но это не значит, что Ап. совершенно не признавал надобности заботиться и о земном: тут же, во второй половине главы, Ап. напр. научает верующих быть особо внимательными к обязанностям, налагаемым земной, именно семейной, жизнью, и вообще он не отрицал возможности для христианина пользоваться и наслаждаться благами земными (ср. 1Кор 6:12, 10:23 ). Только эти блага никак не должны в сердце христианина вытеснить главной заботы – о вечном, небесном. Кол.3:3 .  Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; Кол.3:4 .  когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная ( Рим 6:2 ). – «И жизнь» – т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще «сокрыта со Христом в Боге» или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром – и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе. Кол.3:5 .  Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, Кол.3:6 .  за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот, наконец, совершается крещение. Крещаемого трижды погружают в воду: «во имя Отца, – и Сына, – и Св. Духа». Погружение это Апостол Павел называет крещением в смерть Христову. Христос спас нас своей вольной смертью, она явила себя как победа над смертью и путем в жизнь вечную. И эта смерть – как победа над миром и смертью, как обновление самой нашей жизни дарована нам. Поэтому, будучи принятием смерти Христовой, крещение есть и «подобие воскресения». И жизнь, даруемая в крещальной купели, есть новая жизнь, уже причастная жизни воскресшего Господа: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, мы должны быть соединены подобием воскресения. ...Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним...» ( Рим.6:4–8 ) Мир отверг Христа, отказался увидеть в Нем свою жизнь. Но так как другой жизни, жизни вне Христа, у мира нет, то, отвергнув и распяв Христа, „Мир сей» осудил себя самого на смерть. И в какую бы секулярную эсхатологию ни верили люди, в какое бы осуществление своих мечтаний о грядущем «рае на земле» ни ожидали они от «прогресса» – ничто из этого не превозможет уже цитированных слов Л. Толстого «и после глупой жизни придет глупая смерть». Поэтому христианин – это тот, кто знает, что истинная реальность – во Христе, или лучше сказать, Христос. В своей, утверждаемой им самодовлеемости, ни мир, ни что-либо в нем не имеет смысла, ибо все в них обречено на таинственный и страшный обрыв смерти. Все кончится, все растворится в смерти, этой, по словам Достоевского, «черной бане с пауками». Только тогда, когда свободно, движением ответной любви на любовь Божию, мы отрекаемся от «самодовлеемости» своей жизни и жизни мира и соединяемся со Христом и в нем обретаем «путь, истину и жизнь», только тогда и мир и эта земная жизнь воскресает в своем смысле, я не побоюсь сказать – в своем счастье, ибо только тогда возвращается нам наша «власть» над миром. Он становится таинством Христова присутствия, прорастанием Царства и залогом жизни вечной. Ибо Христос, «воскреснув из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» ( Рим.6:9 ). Поскольку своей смертью Христос попрал смерть, то и сама наша физическая смерть, на деле уже не причастна смерти, как отпадение от Бога: «для меня жизнь – Христос, – говорит Ап. Павел, – и смерть-приобретение» ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

     Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.      Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 7-8), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.   

http://pravmir.ru/ishhite-prezhde-carstv...

А в таком случае, какой же смысл имеет стремление позитивной науки приравнять Христа к простому человеку с целью устранить Его божественность? Ведь каждый человек живёт, движется и существует на божественной основе. беспристрастное сопоставление Христа с простым человеком должно вести не к умалению божественного достоинства Христа, а к возвышению Его человеческого достоинства. «Иудеи сказали Иисусу: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство, за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться писание; Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий» ( Ин. 10:33–36 )? Только во свете этих рассуждений и религиозных верований можно вполне оценить евангельское свидетельство о рождении Мариею «человека Иисуса» от Св. Духа. Отвлеченный рационализм в евангельском повествовании видит исключительно физиологический трактат и обсуждает его исключительно с точки зрения физиологических представлений и познаний, а обсуждая так, конечно, отвергает. Его не удерживает от такой точки зрения даже то простое соображение, что повествуемое событие по существу не допускает физиологического обсуждения. Смысл евангельского повествования совсем не в физиологии, а в том, что духовная жизнь Иисуса Христа есть жизнь божественная. В таком случае интерес евангельского повествования не теоретический, а практический – интерес веры. Мы, христиане, живём духовною жизнью и ради неё все блага мира вменяем в ничто, всё терпим. Что же? Есть ли наша духовная жизнь призрак, который рассеется, или это вечная божественная жизнь? Есть ли жизнь Иисуса Христа, от которой истекает наша духовная жизнь, призрачная земная, или вечная небесная жизнь? Вот в чём интерес этого евангельского повествования, вот на какие вопросы оно отвечает. Напрасно возражают, что оно передается лишь у Матфея и Луки, что его нет ни у Иоанна, ни в посланиях Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Близится час, когда по воле Твоей жизнь земная моя прекратится. Но меня, как и всех верующих, живущих в Церкви Православной, ободряют слова Господни: «Истинно, истинно говорю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ). И поистине, верующий во Христа, живущий свято, по-Божьи, имеет жизнь вечную. Ибо Сам Господь есть Вечносущая Жизнь, посему и жизнь Его – святая жизнь, вечная жизнь! Господь еще сказал: «Я есмь хлеб жизни... ядущий его не умрет... Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» ( Ин.6:48,50,56 ). О большем блаженстве человек и мечтать не может! Отсюда и моя молитва: Господи Иисусе Христе! Прости грехи мои прошлые и будь со мною. Аминь. 1995 г. (Москва) Господи, помилуй и прости нас, грешных! Оглядываясь на прошедшее, мы ясно ныне представляем, в каком нечестии доселе жили, сколь безрассудно в прошлом мы грешили и как дошли до нынешнего окаянства своего. История проста. В узах Твоей, Господи, Божественной любви (ср. Ос.11:4 ) нам показалось тяжело жить, тяжело по-Божьи жить. Нам захотелось на свободу вырваться... В высоком самомнении о себе решили впредь мы жить по-своему: отвергли волю святую Твою, Господи, и ринулись в страну далече от Тебя, чтоб там уж всё по-своему: чтоб ни от кого и никаких запретов, чтоб, совесть подавив, брать от жизни все утехи и наслаждения плотские, и чтоб делать всё, как хочется, во вседозволенности жить. И поначалу получалось все и весело, и усладительно, и гладко. Мы самостью довольны были и каждый собою кичился пред такими же, другими. Потом в нас зависть поселилась, а с нею – и злоба друг на друга. Затем пришла нужда: в питании, в одежде и в жилье. Веселье пропало, не до пирушек беззаботных стало. Никто никому не нужен стал. Каждый по истине, по-своему стал жить: кто впроголодь, кто голодает, кто замерзает, кто изнемогает, кто хворает... Тут уж не до веселья, не до утех плотских; все стали «стонать, каждый за свое беззаконие» ( Иез.7:16 ). Ибо «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). Ведь «никто своим беззаконием не укрепит своей жизни» ( Иез.7:13 ). И вот уже «все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби;» ( Ис.59:11 ). «Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем» ( Ис.59:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010