Но и во взаимопомощи, о которой проповедуют теперешние гуманисты, конечной целью признается общее благо, а не личное, хотя правда, при этом предполагается, что с достижением общего блага и посредством служения ему осуществляется и благо личности. Таким образом в обоих взглядах конечной целью жизни считается достижение общественного блага и расходятся они только в выборе средств для достижения одной и той же цели: первый предлагает взаимную борьбу, второй – взаимную помощь. В конечных целях своих эти два противоположных взгляда сходятся, потому что в том и в другом имеется в виду исключительно земная жизнь, блага только земной жизни. И в этом лежит тайная причина, почему в конечных выводах обоих взглядов цена личности сводится на нет, она заклана в жертву Молоху, которому не достанет жертв, сколько их не приноси. Эти выводы тем более неожиданны, что представители того и другого взгляда не перестают распинаться за права личности. На самом деле они неизбежно вытекают из сущности обоих взглядов. Спрашивается, какую цену может иметь личность человека, если допускается только существование его на земле, которое продолжается 30–70 лет, и при большей крепости 80 лет? ( Псал.89:10 ). В таком случае одно из двух: или станем есть и пить, ибо завтра умрем ( 1Кор.15:32 ), или, при более возвышенном, нежели эпикурейский, взгляде на жизнь, будем жить для блага рода, всего человечества. Иной цели не придумаешь. Эту иную, высшую, цель указывает христианство в своем учении о загробной вечной жизни, как каждого человека, так и всего человечества. По христианскому учению, земная жизнь человека есть приготовление к вечной жизни и должна быть целью для этой последней. При таком взгляде, достижение блага самоличного и блага общего составляет, с одной стороны, цель земной жизни, ибо к самоличному благу мы стремимся по естественной потребности, а к общему – столько же по естественной склонности к людям, сколько и по нравственному долгу; а с другой, оно есть средство для иной, высшей цели, которая состоит в том, чтобы и нам самим достигнуть высших благ вечной жизни, и другим людям помочь достигнуть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Отсюда становится понятным и дальнейшее поучение Христово. " Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее " . Оно относится к тем, которые, выше всего ценя земную жизнь, все свои стремления направляют к тому, чтобы обставить ее возможно лучше, исчерпать всю сумму тех удовольствий и радостей, которые может дать земля, и, держась принципа, что земная жизнь не повторяется, что сегодня мы живы, а завтра можем обратиться в бездыханный труп, спешат вполне воспользоваться возможными для них наслаждениями до пренебрежения всеми высшими требованиями долга. Но этим они в действительности не сберегают свою душу, а губят ее. Земная жизнь коротка, есть лишь один переходный момент в области бытия - момент, за которым последует вечность. И поэтому всецело сосредоточиваться на этом моменте до забвения о вечности значит погрешать против самого простого расчета - менять вечность на краткий момент с его призрачным счастьем. Напротив, кто, на обыденный взгляд, " потеряет душу свою " , то есть не будет стремиться к призрачному земному счастью, не будет гоняться за удовлетворением только животной стороны своей природы, тот действительно " сбережет ее " : потерпев лишения в течение короткого периода земной жизни, он достигнет вечного блаженства в жизни безконечной. Это наставление особенно применимо к нашему времени, когда теоретический, а еще более практический материализм обуял людей до того, что они часто совершенно забывают о душе, всецело заботясь о теле. Вся так называемая новейшая культура с ее часто великими открытиями и завоеваниями в области природы направляется к удовлетворению именно потребностей тела, которое упитывается на счет души. А между тем тело - лишь временная оболочка, которая дана нам только на определенное время, скоро изнашивается и сбрасывается, как ненужная более вещь; душа же остается жить вечно, а о ней-то человек и забывает в наше время. При всем изобилии чувственных благ душа голодает и томится, напрасно ища себе удовлетворения. И тут именно во всей силе сказывается великая истина, заключающаяся в словах: " ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мip, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? " Раз будет погублена душа, эта драгоценнейшая часть человеческого существа, то целого мipa сокровищ недостаточно для того, чтобы искупить ее. Недаром для искупления человека от первородного греха и проклятия понадобилась безконечная жертва Самого Сына Божия.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/06/...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Николаев В.А. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 20  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу — Матерь. И в этом невиданном сочетании дан нам пример великого Отеческого смирения и той щедрости и высоты, на какую может Бог возвести земного человека. Глава 1. Предвечное слово. Родители Марии и благовестие им Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу — Матерь. И в этом невиданном сочетании дан нам пример великого Отеческого смирения и той щедрости и высоты, на какую может Бог возвести земного человека. О рождении Богородицы говорится сразу — после падения Евы: «Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Так говорил Бог дьяволу в образе змия, совратившему первых людей, Адама и Еву. Утратив бессмертие, многие века чаяло человечество исправления своей природы. Рождение Богородицы ждали, как и рождение Иисуса Христа. Многие ветхозаветные пророки предсказывали место и время Её появления. Так пророк Исаия ещё в 7 веке до Рождества Христова написал: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (с нами Бог). Родители Девы Марии — Иоаким и Анна — происходили из древнего царского рода Давида. Святой Иоанн Златоуст пишет, что у евреев «нельзя было брать жену не только из другого колена, но даже из другой фамилии, то есть другого родства». Не было в то время лучших людей на Земле, чем эта благочестивая чета. Иоаким и Анна жили в Назарете. Это был незначительный городок. Он лежал на откосе горы и был в трех днях пути от Иерусалима, и никто не верил в его значительность. «…От Назарета может ли что доброго быти?» — говорили евреи.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Сожжение чародейских книг Искреннее обращение ко Христу означает разрыв с любыми формами оккультизма . Как мы читаем в Книге Деяний Апостольских, «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:18-20). Рукописные книги были очень дороги, но люди, обратившиеся ко Господу, не захотели их продать, очевидно, понимая, что этим они дадут другим повод ко греху. В наше время это многим непонятно – ну, воровство или убийство легко признать грехами, они наносят явный вред людям, их имуществу или жизни. А в чем грех «медиумов», «экстрасенсов» и тому подобных людей? Разве что косвенный: человек, например, положился на «целителей» и упустил момент, когда ему могла бы помочь нормальная медицина... Непонимание тут связано с тем, что Церковь и мирские люди видят человека и то, что является для него благом совсем по-разному. Для человека, далекого от Церкви, земная жизнь – это все, что у него есть, по крайней мере, все, на что стоит обращать внимание. Гадательство и обаятельство – дело, может, и бесполезное, но не вредное. Да и вдруг поможет (чем черт не шутит!) решить какие-то проблемы со здоровьем, деньгами или личной жизнью? Церковь же видит человека как существо вечное – каждый и каждая из нас призваны обрести жизнь вечную и блаженную в Боге. Наступит момент, когда мы убедимся, с невыразимой радостью или невыразимым ужасом, что земная жизнь была дана нам для того, чтобы войти в вечную радость, а теперь дверь закрылась, и мы навсегда оказались по ту или по другую сторону – в раю или во тьме внешней. Оккультизм лишает нас мира с Богом. В битве, кипящей в духовном мире, мы оказываемся не на Его стороне И оккультизм лишает нас чего-то бесконечно более важного, чем здоровье или достаток, он лишает нас мира с Богом. В битве, кипящей в духовном мире, мы оказываемся не на Его стороне.

http://pravoslavie.ru/73368.html

Так прятаться от жизни или жить? Земля не рай. Но именно здесь изгнанный из рая человек может обрести главное благо как земной, так и загробной жизни — смирение. И тут возникает новый вопрос — как же приобретается это благо? Здесь у верующих людей можно встретить две позиции, очень сильно отличающиеся друг от друга. Одну из них можно описать примерно так. «Земля — территория изгнания, юдоль скорби. Поэтому будем скорбеть, совершать поменьше телодвижений, чтобы не согрешить ненароком, и терпеливо ждать, когда Господь заберет нас отсюда в лучший мир». Другая позиция выглядит следующим образом: «Да, земля — территория изгнания. Но Иисус пришел сюда и не прятался от мира, ходил среди людей, помогал им, лечил их, проповедовал им Царство Небесное. Поэтому мы будем делать то же самое в меру своих сил и полученных от Него даров». Любому, кто хотя бы однажды прочел Евангелие, очевидно, что именно второй вариант соответствует заповедям Христовым. Забившись в самый дальний угол и ожидая, когда же закончится эта тягостная и мучительная земная жизнь, странно было бы рассчитывать на какие-либо бонусы от Того, Кто говорил Своим ученикам: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:13–16). Христианин — тот, кто живет и действует в мире среди людей, а не тот, кто спрятался от них в виртуальном окопе, надеясь как-нибудь переждать этот ужасный промежуток времени между своим рождением и смертью. Жизнь по заповедям непременно предполагает взаимодействие с другими людьми: просящему — дай, ругающего тебя — благословляй, жаждущего — напои, голодного — угости, больных и заключенных — проведай, принеси им еду, одежду, лекарства, поддержи добрым словом. Ну а самое главное — говори людям о Христе, о Царстве Небесном, приводи ко Христу все новых и новых людей. Созидай Церковь Божью. Потому что именно ради этого Христос и приходил на землю — собрать рассеянных чад Божьих воедино.

http://pravoslavie.ru/123753.html

Это же сокровище – вера в Бога. Вера драгоценнее и нужнее всех возможных земных благ. Она есть отрада и утешение в этой жизни и путь к вечной жизни. Жизнь вечная! Вот что ожидает нас после нашей трудной и кратковременной земной жизни! Вот воздаяние, уготованное всеблагим Господом. Как кратковременна земная жизнь, между тем не охотно ли мы все трудимся, чтобы устроить и украсить ее? Сколько людей в молодости работает и трудится для того, чтобы доставить себе спокойную и безбедную старость! А ведь будущность земная очень неверна. Никто из нас не знает, доживет ли он до завтрашнего дня. Верна же будущность загробная, вечная. Она – или вечная радость, или вечное мучение. Позаботимся же мы о ней. Постараемся жить, как повелел Господь, и станем непрестанно молить Бога, да устроит Он нашу загробную жизнь по благости Своей. Притча о неводе Еще сказал Иисус, что Царство небесное подобно неводу: «Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет и при кончине века: явятся ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную». Притча о должнике немилосердном Молитва «Отче наш», которую каждый из нас повторяет ежедневно утром и вечером дана нам, как известно, Самим Иисусом Христом. В ней мы просим Бога, чтобы Он простил нам согрешения наши. «И остави нам долги ( грехи ) наши, – говорим мы и прибавляем: – как и мы оставляем должникам нашим». Если же мы не станем прощать тем, кто согрешил против нас, то нельзя нам ожидать, чтобы Господь простил нам согрешения наши. Итак, следует нам остерегаться гнева, мириться со своими товарищами, если случится с ними поссориться, прощать им обиды и помнить, что Бог не услышит молитвы того, кто, приходя в Церковь, хранит гнев или злопамятство против своего ближнего. В объяснение этой истины Иисус однажды сказал такую притчу: «К одному царю привели служителя, который был ему должен десять тысяч талантов (талант означал сумму более тысячи двухсот рублей серебром). Так как служителю тому нечем было заплатить долг, то царь велел продать его, и жену, и детей, и все, что у него было, в уплату долга. Но служитель тот бросился на колени и говорил: «Государь! Потерпи на мне, я все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над ним, отпустил его и весь долг простил ему. После этого служитель встретил своего товарища, который был ему должен сто динариев, то есть гораздо меньше того, что он сам был должен царю. Он схватил своего товарища, душил, говоря: «Отдай мне, что должен». Товарищ упал к его ногам и, умоляя, говорил: «Потерпи на мне, я все отдам тебе». Но тот не захотел и слушать и посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

В поучении о «дворе овчем» Господь именует Себя добрым пастырем, Который входит дверью к овцам, «и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» ( Ин 10:3–4 ). В отличие от наемника, «которому овцы не свои» ( Ин 10:12 ), Господь Иисус Христос есть истинный пастырь: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» ( Ин 10:14–15 ). С этим поучением Господь обращался к Своим ученикам, которые принадлежали к Израильскому народу, но Церковь Христова объединяет представителей разных народов. Поэтому Господь говорит: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин 10:16 ). Церковь на земле пребывает в духовном единстве с Церковью на небесах. В Церкви, по слову апостола, все небесное и земное соединилось под Главою Христом ( Еф 1:10 ). Земная Церковь, состоящая из ныне живущих православных христиан, соединяется в молитве с небесной, которую составляют ангелы и усопшие православные христиане, завершившие свою земную жизнь в вере и покаянии. Они постоянно пребывают в общении с Богом и являются небесными ходатаями перед Ним о земной Церкви. В православном храме это духовное единство наглядно представлено в иконостасе, где помещены образы архангелов и ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков и праведников, а также христианских святых, прославленных Церковью. В службе в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил Церковь воспевает: «Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша ангелов и человеков, непрестанно величаем. [Непрестанно величаем Тебя, Христе, невыразимо соединившего земное с небесным и создавшего единую Церковь ангелов и О ветхозаветных праведниках, ожидавших пришествия Мессии-Христа, апостол Павел говорит: «Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр 11:39–40 ). По слову блаженного Августина , «к Церкви принадлежат и все святые, какие только когда-либо

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Закрыть «Земная наша жизнь – часть вечного пути» Проповедь в Лазареву субботу 27.04.2024 15 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников В Библии не так уж много мест, где сказано о случаях воскрешения людей. К примеру, в Ветхом Завете, всего три таких истории. В Новом Завете их тоже немного. Но все они особенные. Как мы с вами можем убедиться, Бог не всегда воскрешает человека, но только если на то будет веская причина. Возвращаясь к новозаветной истории, вспомним все эти четыре редких случая. Первый касался воскрешения сына Наинской вдовы (Лк. 7, 11 – 18). Господь, видя безутешное горе матери, сжалился над ней и совершил это великое чудо. Второй раз это произошло по просьбе отца умершей девочки. Начальник синагоги Иаир слезно просил Христа исцелить его дочь. И вновь Господь проявляет милосердие и воскрешает человека (Лк. 8, 41 – 56). Третий случай мы вспоминаем с вами сегодня в день Лазаревой субботы. Как мы с вами помним из евангельской истории, Христос находился вне пределов Иудеи, потому как его хотели там убить, и проповедь его была обращена к простым жителям Галилейского побережья. И вдруг из Вифании Иудейской приходят плохие вести от двух сестер Марфы и Марии, что их родной брат Лазарь, и личный друг Христов, болен и находится при смерти: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3). Иисус на это отвечал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Иисус не сразу пошел в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил еще два дня в Галилее, так как подчинил свое личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца. И только затем отправляется в путь, при этом, он уже знает, что Лазарь умер: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его... радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин. 11, 11 – 15). Когда Иисус достиг Вифании, то выяснилось, что Лазарь уже умер и наступил уже четвертый день с его смерти. Навстречу ему вышла Марфа и произносит следующие слова: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11, 21 – 22).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/ze...

Но при таком признании необходимости страданий для праведников и в Новом, и в Ветхом Заветах мы видим ясное учение о Божественном Промысле. Ясно, что цель этого последнего заключается совсем не в том, чтобы доставлять собственно мирную и безмятежную жизнь на земле. Поэтому-то Божественное Промышление и видимое земное счастие не неизбежно предполагают друг друга, а одно возможно без другого. Земная жизнь с ее радостями и горем рассматривается в Св. Писании, как средство к достижению других высших духовных целей. Применение того или другого средства зависит от воли Божией. Основание для такого или иного решения судьбы человека заключается в Божественной премудрости, знающей, какое средство лучше всего применить к достижению известной цели. Добро не необходимо связано с земным счастием, а зло – с несчастием; о первом скорее можно сказать обратное. Та или другая земная участь человека зависит от Бога, Который действует по Своим планам, часто нам неведомым. Общее выражение этой мысли мы находим у Ап. Павла в послании к Рим.9:11–22 ст. «ибо когда они (Исав и Иаков) еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от призывающего) сказано было ей (Ревекке) больший будет в порабощении у меньшого. Что же скажем, неужели неправда у Бога? Никак. Ибо он говорит Моисею кого миловать – помилую, кого пожалеть – пожалею ( Исх.33:19 ). Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет – милует, а кого хочет, – ожесточает» и т. д. Мы, поэтому, не можем сказать вот праведник, следовательно, он дол жен благоденствовать или же постоянно страдать, а это вот грешник, следовательно он должен страдать, или же благоденствовать. Внешняя судьба людей устрояется Богом так или иначе с целию успешнейшего достижения ими высшей нравственной цели, предназначенной человеку. И так как каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, то по воле Божией, основанной на Божественном предведении, посылается людям и судьба, соответственная их личным особенностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Среди церковных писателей некоторые ( Климент Александрийский святой Иустин Философ ) говорили о «христианах до Христа», и ту же мысль выражает наша Церковь , давая иногда (Московский Благовещенский собор и другие храмы) место в притворе храма изображениям языческих мудрецов (Платона, Аристотеля и др.) Но в состав видимой Церкви входят все крещеные, т.е. не только праведники, а и грешники. Поэтому Церковь земная, воинствующая всецело и состоит из грешников спасающихся, хотя и искупленных Господом, но еще соделывающих дело своего спасения. Ничья участь и ничье состояние окончательно еще не может считаться определившимся, пока не закончилась земная жизнь, в силу удобопревратности греху человеческой природы. Невод Церкви влечет себе рыб всякого рода ( Мф.13:47–50 ), и разделение произойдет лишь тогда, когда отделены будут плевелы от пшеницы, до времени растущие вместе на одном поле ( Мф.13:24–30 ). 7. Внутреннее единство Церкви Оно следует с очевидностью из самого существа Церкви, которая есть прежде всего благодатная жизнь в Боге. И как един Бог , един Христос и Дух Святой, так, по силе этого единства, едина и Церковь . Это именно сказано прежде всего в первосвященнической молитве Господней: «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:21 ) «Аз есмь лоза, вы же рождие» ( Ин.15:5 ). Такое единство есть, прежде всего, самотождественность благодатной жизни. Это же свойство есть и ее кафоличность, или цельность (от греческого καθ " λον. Русский перевод «кафолический» как соборный неточен). Целостность же не есть количественное, но качественное определение, она присуща божественной благодатной жизни как таковой. Она неделима, хотя и многообразна в проявлениях, по степени и форме. «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех... Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:4–5, 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010