Невидимая его вечная сила и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы. Рим. 1:20 .   Для чего создан и для чего живет человек? – Для того, чтобы знать и любить Бога. К чему больше всего должен он стремиться, чем чаще всего должна быть занята душа его? Тем, что бы познавать и любить Бога. Что составляет величайшее блаженство, истинную славу ( Иер. 9:28 ) и жизнь человека на земле? Познание Бога и исполнение воли Его. Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, говорит Спаситель ( Ин. 17:3 ). Но, если так важно дли нас познание Бога, то для чего прежде всего, в самом начале катехизических бесед, не изложили мы учения о Боге? Для чего рассуждали прежде о тварях, о мире и человеке, чем о Творце? Почему так поздно приступаем к тому, что должно составлять главнейший предмет катехизического учения? Вот почему: Бог невидим и непостижим в существе Своем; самые Ангелы не смеют взирать на лице Его и даже великий Моисей на молитву о том, чтобы Бог явил ему славу Свою, получил ответ: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх. 33:20 ). Бог, пишет св. Апостол Павел, обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ). Каким же образом мы можем, хотя отчасти, постигать Непостижимого, приступать к Неприступному, познавать Того, Кто выше всякого познания и разума? – Рассматривая дела Его, изучая Его чудные творения – Мир и человека. «Невидимые свойства Божие, вечная сила и Божество Творца, видимы от самого создания Мира чрез рассматривание тварей», учит св. Апостол Павел ( Рим. 1:20 ). Все прежние наши беседы клонились к тому, чтобы, посредством рассматривания тварей, их происхождения, устройства и назначения, облегчить и уяснить для себя познание о Боге – Творце Мира и человека. Теперь нам остается только собрать в одно те мысли о свойствах Божиих, которые были высказаны в прежних беседах, отчасти сделать выводы и заключения из того, что мы уже знаем о мире и человеке. Но не подумайте, братья, что эти выводы будут плодом нашего собственного разума; нет, как в повествовании о сотворении Мира мы руководствовались словом Божьим, так и в учении о Боге тоже слово Божие будет нашим светильником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

А потому, «желаю лучше быть у порога в доме Божием», где изливается благодать на верующих, «нежели жить в шатрах нечестия», где нет Бога. И «один день во дворах Господних лучше тысячи». «Ибо (там) Господь Бог», Который «есть солнце и щит»; там «Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя»! Этот храм есть храм молитвы за Царя: «Боже, защитник наш», возносили свои мольбы словами Псалмопевца, – «приникни и призри на лице Помазанника Твоего», – сохрани и спаси Его от всякого зла и даруй благоденствие и долгоденствие на благо Церкви и Отечества. По совершении омовения и отирания престола, архиерей провозгласил: «славу Богу нашему во веки веков», а священники ответили: «аминь». Затем, взяв красное вино и смешав его с розовою водою, он трижды, во имя Св. Троицы, возлил на престол крестовидно; священнослужащие же стали растирать руками и «напаять» его. Тем же смешением вина с водою архиереи кропил и антиминсы, с произношением слов Псалмопевца: «окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». Такое знаменательное действие имеет глубокое значение: красное вино, производимое из виноградных ягод, есть символ радости и жизни: часто Христос сравнивал Себя, как источника жизни, с виноградною лозою; а на браке в Кане Галилейской Он претворил даже воду в вино, чтобы недостатком вина не омрачить радости брачного торжества. Накануне своих страданий Он, устанавливая таинство Евхаристии, говорил ученикам: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего» ( Мф. 26:29 ; Мк. 14:25 ). Эта духовная радость, эта вечная жизнь и подается верующим с освящаемой и напояемой вином трапезы (престола), на которой предлагается в снедь верным тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но вечная радость и вечная жизнь воссияли нам из гроба; а потому с вином смешивается еще розовая вода и затем возливаются ароматы, напоминающие собою евангельскую историю, когда «Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса, и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира, который она сберегла на день погребения Его» ( Ин. 12:3, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Возлюбленные христиане! Напишем в памяти нашей вечность, и будем неизменно в вечном и истинном покаянии, сокрушении сердца и молитве, и никакой суетой этого мира не прельстимся, и от всякого греха, как ядовитого змея, уклоняться будем. Все то, что нам, детям этого мира, нравится, благоприятным и дорогим кажется, омерзеет нам. Воистину, довольны будем краюхой хлеба и малой хижиной и нищим одеянием: этот достаток сотворит в нас воспоминанье и размышление о вечности. Знаете ли вы, что есть вечность? Вечность это начало без конца, то есть один раз начнется и никогда не окончится; или, всегда и никогда, то есть всегда будет и никогда не перестанет. Это и есть вечность. Все века от создания мира и до конца есть маленький промежуток по сравнению со всем миром или как минута против тысячи веков, или, лучше сказать, как ничто: это и есть вечность. Вечность двоякая бывает, преблагополучиая и пренеблагополучная. В преблагополучной вечности будет царство Божие, будет виден Бог лицом к лицу, будет радость и веселие несказанное: душа и тело получит всесовершенное свое блаженство, и получит человек блага, которых «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13:43 ). В пренеблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда люди захотят умереть, но уйдет от них смерть. Это и есть смерть вторая и смерть вечная. Грешники! Слышим слово Божие о вечности и видим, что двоякая вечность бывает: благополучная, радости и всех благ исполненная, это и есть вечная жизнь; и неблагополучная, мучений, печали, болезней и всех зол исполненная, это и есть вечная смерть. Покаемся же и омоем грехи наши слезами, и избежим неблагополучной вечности, и войдем в вечную жизнь и Царство Божие. После страшного суда Христова пойдут все в свою вечность, потому как Судья Христос всем надлежащее определение даст. Праведникам откроет двери Царства Своего и скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). К грешникам обратится: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Помяни и нас, Господи, когда будешь в Царстве Твоем! О первейшем христианском деле

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как свидетелям этих чудес не воскликнуть: Ты сын Божий! Да, но мы слышим пока только, как Он исцеляет больных, воскрешает мертвых. Сообщает чудотворную силу Своим ученикам, учит тайнам Царствия Божия; слышим и то, как Он отпускает грехи... Но мы мало примечаем перемены во внутреннем состоянии даже самых верных и близких Его последователей, которые по-прежнему продолжают мыслить не о том, что Божие, а о том, что человеческое ( Мф.16 ). Мы не видим и не слышим от них, чтобы разлад их человеческой природы был исцелен; чтобы вечная истина, вечная правда и вечная жизнь стали их внутренним достоянием. Это произойдет только тогда, когда через таинство Креста прославленный Иисус пошлет Духа Своего в сердца верующих во имя его. И точно – посмотрите, что происходит с учениками Его после Пятидесятницы: как очищается и возвышается разумение их, как от восторга перед внешними знамениями своего Учителя, перед нравственной красотой Его человеческого Образа, и от чрезвычайных внешних откровений Небесной Истины они переходят к глубокому проникновению в тайны новой, благодатной жизни, открывающейся в их собственных сердцах и сердцах единоверных собратий... Их Божественный Учитель уже не внешнее для них Существо. А внутреннее достояние, сокровенная жизнь их души. Просветленные и очищенные огненным прикосновением Всесвятого и всеосвящающего Духа Истины, они становятся в собственном смысле живой обителью Вечного Царя, Который, еще имея знак раба, обещал любящим Его прийти с Отцом и обитель у них сотворить. Но вот сами живые свидетели этих чудесных событий, совершающихся не вне человека, а в недрах и тайниках его собственной души. " Помазание (Духа), которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:27 ), – увещевает братьев по вере возлюбленный ученик Христов, констатируя факт непосредственного восприятия Божественной истины через помазание, или излияние Духа, предуказание чего находим еще у ветхозаветного Евангелиста: «И будут все научены Богом» ( Ис.54:13 ), – говорит пророк Исаия в согласии с другим пророком, изрекшим от лица Божия: «И будет в последние дни, излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил.2:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:31–41 ). Потому будем со страхом и трепетом бодрствовать и заботиться о спасении наших душ, ибо Господь Своей добровольной и невинной жертвой – великой жертвой искупления – даровал нам свободный выбор: вечная жизнь или вечная смерть. А о том, что праведники наследуют Царство Божие, свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с Покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась, и Она является, является не просто ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве Небесном. Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни. Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути и вошли в Царство. Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись. Чтобы каждую каплю Крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ. Чтобы за каждую каплю Крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ, ибо драгоценна, братья, Кровь Сына Божия, пролитая за людей. Горе тем, кто презрит эту драгоценную Кровь, вечное мучение будет им справедливой наградой. Блаженны вы, кто почитает эту Кровь и ею спасается добровольно и сознательно, наградой вам будет жизнь вечная. Воистину драгоценна Кровь Сына Девы Марии. Все люди от начала до конца мира, даже, если их было столько, сколько травы на земле и песка в море, могут спастись этой Кровью. Но, увы, не все спасутся, а только те, кто хочет, а кто не хочет, отвергнуты будут, ибо презрели цену, которой куплены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Эту тайну открывает нам многозаботливый Апостол, вымаливая у Бога для христиан чистоту  сердечную , сердце очищенное, освященное и просвещенное благодатью Духа Святого:  и просветил очи сердца вашего  — Pefwtismnoj toj Cfqal­moj tj kardaj топ — (=очистил, прояснил очи сердца вашего),  дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его . Очи сердца ? — Это вера, ибо вера становится  зрением  души, зрением,  видящим  (=познающим) “Невидимого” и “невидимое”: видящим невидимого Бога в видимом человеке Иисусе, видящим Его бесчисленные “невидимые” благодатные силы, посредством которых Церковью устрояется спасение людей, мира, твари — и мое, и твое, и всех грешников, и всех праведников. Вот почему мы и в этом земном мире, и во всех мирах вообще, — “мы ходим верою, а не видением”=di pstewj peripa­moamen, o di edouj (2 Кор 5:7), верою, которая есть  зрение  нашей облагодатствованной, освященной и просвещенной души. В нас, христианах, вера — первое бессмертное и всевидящее  око  нашей облагодатствованной души, а любовь — второе, а молитва — третье, а надежда — четвертое, а пост — пятое, а смирение — шестое, а кротость — седьмое, а терпение — восьмое, а святое причащение — девятое, а святое покаяние — десятое, и так в ряду: все святые Таинства и все святые добродетели — бесчисленное количество наших очей, и очей всевидящих, боговидящих, небовидящих, истинновидящих. И эти святые  очи  наши  видят  —  в чем состоит надежда призвания  Христова, надежда наша: усыновление Богу через Господа Христа и наследие Царства Небесного, жизнь вечная в вечном блаженстве Трисолнечного Бога и Господа. И еще эти святые  очи  наши  видят  —  какое богатство славного наследия  Христова, наследия нашего во Христе: Божественная вечная жизнь и слава вечная в Истине Вечной, Правде Вечной, Любви Вечной, Радости Вечной, Блаженстве Вечном. И еще наши святые очи видят —  как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его :  сила Его  Божественной верой нашей побеждает все грехи в нас, все смерти, всех демонов, все геенны, и дарует нам спасение, освящение, облагодатствование, обожение, охристовление, отроичевание, рай, рай, всерай…

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

Возлюбленные христиане! Запечатлеем в памяти нашей вечность, и тогда будем неизменно пребывать в постоянном истинном покаянии, сокрушении сердца и молитве, и никакой суетой мира сего не прельстимся, и от всякого греха, как от ядовитого змея, уклоняться будем. Все то, что сынам века сего нравится, благоприятным и дорогим кажется, – для нас мерзким станет. Воистину, довольны будем краюхой хлеба, и малой хижиной, и самой грубой одеждой. Ими довольствоваться научит нас воспоминание и размышление о вечности. Знаете ли вы, что такое вечность? Вечность – это начало без конца, то есть однажды начнется и никогда не окончится; это всегда и никогда, то есть всегда будет и никогда не перестанет. Это и есть вечность. Все века от создания мира и до конца – как малейшая точка по сравнению со всем миром, или как минута против тысячи веков, или, лучше сказать, как ничто. Это и есть вечность. Вечность бывает двоякая: преблагополучная и пренеблагополучная. В преблагополучной вечности будет царство Божие, будет Бог , Которого человек увидит лицом к лицу, будет радость и неизреченное веселье, душа и тело получит свое всесовершенное блаженство, и сподобится человек благ, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). В неблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда люди захотят умереть, но убежит от них смерть. Это и есть смерть вторая и смерть вечная. Грешники! Слышим Слово Божие о вечности и видим, что двоякая вечность бывает: благополучная, радости и всех благ исполненная, то есть вечная жизнь; и неблагополучная, исполненная мучений, печали, болезней и всех зол, то есть вечная смерть. Покаемся же и омоем грехи наши слезами, дабы избежать неблагополучной вечности и войти в вечную жизнь и царство Божие. После Страшного Суда Христова пойдут каждый в свою вечность. Ибо тогда Судья Христос всем надлежащее определение даст. Праведникам откроет двери Своего вечного царствия и скажет им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Грешникам же скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Помяни и нас, Господи, во царствии Твоем! Аминь. Слово четырнадцатое. О первейшем христианском деле

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И мы читаем далее: «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» ( Откр.14:15 ). Помните, Господь, прежде чем послать апостолов на проповедь, сказал им: «посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» ( Ин.4:35 ). Жатва приближается, братья и сестры, и все это ощущают. Посмотрите, что происходит в мире, какие катаклизмы. Ураган на Тайване, ужасный ураган в Америке, Англию затапливает водой, Европу затапливает водой, Япония постоянно сотрясается землетрясениями, вечная мерзлота стала оттаивать, дома, стоящие там, рушатся, и люди не могут понять, почему? Всё, это уже экологический кризис.. Происходит глобальное потепление, потому что люди потребительски относились к природе, они сбрасывали всякие химикаты в океаны, они загрязняли воздух, разрушая озоновый слой. И всё, теперь эти процессы уже стали необратимыми. Ученые говорят, что еще 10, 20, 30 лет – и всех уже это коснется, всех и каждого. Эти катаклизмы в мире природы – такого не было 10 лет назад, такого не было 20 лет назад. Вечная мерзлота вдруг начала таять, – оказывается, она не вечная, оказывается, всему приходит конец. Мир приближается к жатве, вот почему другой Ангел выходит из храма и восклицает громким голосом к сидящему на облаке: «пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» . Если человек опоздает на работу, это, конечно, плохо, но это не так страшно. Если человек опоздает на встречу с другим человеком, может быть, с любимым, можно как-то поправить эту ситуацию. Но если человек опоздает примириться с Богом в этой земной жизни, – а эта земная жизнь нам дана именно для того, чтобы мы примирились с Богом, – после своей физической смерти, после этой частной жатвы он уже ничего не сможет исправить в своей жизни, ничего. Опоздал. Задайте вопрос людям, которые отказываются идти в храм, отказываются читать Писание, отказываются верить в Бога, задайте им вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак идите, научите все народы ( Мф.28:18–19 ). Так никогда не говорил человек, так не мог, не имел права говорить никто из людей. Так мог сказать только Он один. Всемогущий Бог . И то, что сказал Он здесь, это исполнил Он по Своем вознесении. Теперь Он принял Свое царство и воссел на престоле. Теперь осуществилось то, что некогда сказано было в Ветхом Завете: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Теперь Он на самом деле сделался Господом, Владыкою, Царем всех вещей. И эту Свою власть, Свое владычество Он даровал и Своей Церкви на земле. Ибо для того Он восседает одесную Бога и приобрел власть над всем миром, чтобы чрез это помогать Своей Церкви. Два существуют слова, которые выражают эту тайну Божию: Он есть власть, которая простирается над небом и землею, и Он есть вечная любовь. В Иисусе Христе вечная любовь для нашего спасения сделалась человеком. И вот Он сидит теперь на троне неба, облеченный силою, могуществом, чтобы употреблять это владычество над всем миром на служение Своей вечной идее и любви, соделовающей наше спасение. Вот почему историю миссии мы можем изучить уже в самом тесном кружке, в нашей собственной жизни. Ибо что такое наша жизнь? Не есть ли она история миссии? Не есть ли она повесть об обращении нашем к Богу? Чем служит история миссии для народов, тем же самым служит для каждого история его собственной жизни. Представим, братия, поэтому себе картину нашей жизни со всеми ее светлыми и мрачными явлениями, все те ложные пути, по которым мы шли, ту благость Божию, которую мы на себе испытали, те радости и страдания, которые посылал нам Бог, те пути, которыми Он вел нас, – не правда ли, что они были для нас часто очень мрачными, но мы тогда того не понимали, мы нередко вздыхали и сетовали, не зная того, что хотел нам сказать этим Бог. Но теперь мы знаем это; теперь мы знаем, что это был тот голос, которым вечная любовь говорила нашему сердцу и действовала на нашу душу, голос вопиющего; теперь мы знаем, что Бог все направлял чудесным образом к одной цели, к одной мысли, чтобы спасти наши души; теперь понимаем мы ту благожелательную работу Бога в наших душах, которой должно было служить все, что приносила нам смена лет и ход нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

До воплощения Господа нашего Иисуса Христа и Его прихода в наш земной мир человек знал лишь смерть и тлен. Все земное, человеческое было пронизано смертью, все было в плену смерти. Она была нам ближе нас самих, реальнее и могущественнее нас самих. Она царила над всем и вся. Земля была ужасающей темницей смерти, а мы, люди,– беспомощными рабами ее (см.: Евр. 2, 14–15). Только с приходом Богочеловека Христа жизнь явилась (1 Ин. 1, 2), вечная жизнь явилась нам, беспомощным смертникам, рабам смерти. И эту вечную жизнь мы, люди, видели своими очами и осязали руками нашими (ср.: 1 Ин. 1, 1), и мы, христиане, всем свидетельствуем сию вечную жизнь. Ибо, живя в единении с Господом нашим Иисусом Христом, мы стяжаем жизнь вечную уже здесь, на земле. Нам из нашего личного опыта известно, что Господь наш есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Для того и пришел Он в мир, чтобы явить нам Бога истинного и жизнь вечную в Нем. В этом, единственно в этом, и состоит истинное человеколюбие – Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). Потому верующий в Сына Божия имеет жизнь; а не верующий – не имеет жизни, но подлежит смерти. Жизнь заключена в едином и истинном Боге Иисусе Христе, и Он есть единственная и истинная жизнь наша, потому что Он победил смерть, Он вечен. Разве может носить имя жизни жизнь, зараженная смертью и подлежащая смерти? Подобно меду, содержащему яд, который постепенно отравляет весь мед, и жизнь, отравленная смертью, не жизнь. Но Божественное человеколюбие безгранично. Ибо, чтобы стяжать жизнь вечную, не требуется от нас ни учености, ни славы, ни богатства, ничего сверх сил наших, но лишь то, что посильно каждому. А это – вера в Бога. Поэтому Он – единственный Человеколюбец – явил роду человеческому чудесное благовествование: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Как Бог истинный, принесший в дар жизнь, Господь Иисус Христос имел право и дерзновение сказать: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47), и уже здесь, на земле, он перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010