Посему, чтобы до своей смерти обеспечить сколько возможно успех этого дела, Давид, сверх заготовленных уже сокровищ и денег, решился еще раз пригласить весь народ израильский к пожертвованиям на храм, и, в то же время, как можно прочнее утвердить в народе царственный авторитет своего наследника. С этой целью Давид собирает в Иерусалим …всех вождей Израильских, начальников колен и начальников отделов, служивших царю, и тысяченачальников, и стоначальников, и заведовавших всем имением и стадами царя и сыновей его с евнухами, военачальников и всех храбрых мужей 774 . Перед сим-то многочисленным собранием Давид начинает держать свою речь. Прежде всего, он старается внушить своим подданным о Соломоне, сыне своем, что он-то и есть, самим Богом назначенный, преемник Давидов, и ему то от самого Бога поручено совершить дело построения храма 775 . Для этого, в виду всего народа, Давид торжественно возлагает на Соломона обязательство исполнить определенное ему дело Божие и для этого же вручает ему все планы и чертежи храмовых построек, со всеми их деталями и с подробным объяснением их веса и меры 776 . Торжественная и умилительная минута! Ст. 1–2. Обращая речь свою к вождям израильским и начальникам колен, царь Давид заявляет, как много уже им заготовлено золота, серебра, меди, железа, дерева и разных дорогих камней для храмовых построек. Это заявление, очевидно, имеет ту цель, чтобы добрым и успешным началом дела поощрить народ к продолжению оного. Ст. 3–5. …и еще по любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего… Призывая народ к пожертвованиям, Давид сам делает почин и хочет показать своим подданным царский пример в сем деле. Пожертвования царя, по своей огромности, могли равняться только его благочестию и всецелой преданности задуманной им великой идее. Царь пожертвовал 3,000 талантов золота (около 180,000 фунтов) и 7,000 талантов серебра (около 420,000 фунтов). …Не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа?.. скромно предложил царь. Ст. 6–9. Народ был тронут и воспламенен примером своего маститого царя. Пожертвования полились, можно сказать, рекою и оказались так огромны, что неудобно могут даже и выражаться на наших числах и по нашему счету 777 . Обрадованный усердием своего народа, искренностью и чистосердечием его жертв, Давид излил свои чувства в восторженной молитве пред Богом, подателем всех благ и милостей. Ст. 10–16. В этой молитве Давид, прежде всего, славословит неизмеримое величие, могущество и славу Господа Бога, владеющего всем. Затем благоговейно относит, единственно, к силе и помощи Божией множество собранных пожертвований и, в то же время, смиренно умаляет их цену, со своей стороны, тем, что у человека, как странника и пришельца на земле, нет ничего своего, и потому, все, что он ни жертвует Богу, есть тот же дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 8. ...и мерзости Иоакима, какие найдены в нем, описаны в книге царей Израильских и Иудейских... Некоторые толковники (преимущественно, еврейские) под обнаруженными мерзостями Иоакима разумеют те идольские знаки и нарезы, которыми, будто бы, испещрено было все тело его в честь ложных богов, и которые открыты были на обнаженном трупе Иоакима в то время, когда он валялся за стенами Иерусалима. При всей вероятности такого объяснения, представляется, однако же, более натуральным и вполне согласным с языком Писания – под мерзостями Иоакима разуметь просто его развращение и языческие пороки 808 . Ст. 9–10. ...три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме Иехония, сын Иоакима. По прошествии года, послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон... Если, по ясному указанию свящ. летописца, всего царствования Иехонии было только три месяца и десять дней 809 ; то, очевидно, что, стоящее рядом выражение книги Паралипоменон о пленении Иехонии «по прошествии года» – должно быть понимаемо не так, что Иехония пленен был через год от своего воцарения, но так, что окончание его трехмесячного царствования совпало с окончанием года; с началом же нового года, или при наступлении того времени года, когда выходят цари в походы 810 , Навуходоносор пленил Иехонию 811 . О сем пленении рассказывается подробнее в 4 книге Царств. ...и воцарил Навуходоносор над Иудеей и Иерусалимом Седекию, брата его… (т. е. пленного Иехонию). Но Седекия был не брат, а дядя Иехонии 812 , и потому слово «брат» должно быть понимаемо здесь в обширном и общем смысле родственника, подобно тому, напр., как Авраам называет братом своего племянника Лота 813 . Посему-то, конечно, и 70 толковников перевели это место книги Паралипоменон так, что царем постави (Навуходоносор) Седекию, брата отцу Иехониину (т. е. дядя Иехонии). Ст. 13. …и отложился Седекия от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога... Клятвопреступление Седекии по отношению к царю Вавилонскому, свящ. писатель выставляет, очевидно, как одно из пятен, которыми омрачил себя нечестивый царь Иудейский. Отсюда уразумеваем обязанность и святость клятвы, даваемой даже иноверным, – за исключением, конечно, тех случаев, когда исполнение таковой клятвы по самому существу своему было бы некоторым беззаконием. Седекия же отнюдь не находился в подобных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

13 не отступали от грехов дома Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . и дубрава стояла в Самарии. Эта дубрава, т.е. место поклонения языческим богам сохранилась, очевидно, со времен царя Ахава ( 3Цар. 16,33 ), так как не была вырублена при Ииуе (10,18–28). 13 пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. При внушительной по численности пехоте конницу Иоахаз имел весьма слабую. 13 в летописи царей Израильских. См. ком. 3Цар. 11,41 . 13 В тридцать седьмой год Иоаса. Т.е. в 798 г. до Р.Х. царствовал шестнадцать лет. Иоас, царь израильский, находился на престоле с 798 по 782 г. до Р.Х. 13 не отставал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 13 как он воевал с Амасиею, царем Иудейским. См. 14,8–14 и 2Пар. 25,17–24 . в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 13 Иеровоам сел на престоле. Т.е. Иеровоам II, правивший с 793 по 753 г. до Р.Х. (см. 14,23–29). 13 отец мой. См. ком. к 2,12. Ранее Елисей обращался с этим восклицанием к Илии, теперь теми же словами Иоас славит Елисея. 13 отвори окно на восток. Т.е. окно, выходящее в сторону занятого сирийцами Заиорданья (10,32.33). стрела избавления против Сирии. С помощью символического действия Елисей объясняет Иоасу, какую роль тому предстоит сыграть в борьбе с Сирией. в Афеке. См. ком. к 3Цар. 20,26 . 13 И умер Елисей. Вероятно, Елисей умер от старости, однако конкретных подтверждений этому предположению нет. 13 ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Божественный завет неизменен и нерушим (ср. 3Цар. 18,36 ). доныне. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см.: Третья книга Царств. Введение: Автор). 13 Венадад. Венадад III (см. ком. к ст. 3). 13 Три раза разбил его Иоас. Являясь исполнением пророчества Елисея (ст. 19), победы Иоаса лишили Сирию значительной части ее территориальных приобретений. Глава 14 14 Во второй год Иоаса. Т.е. в 796 г. до Р.Х. 14 двадцать девять лет царствовал. Амасия царствовал с 796 по 767 г. до Р.Х. 14 И делал он угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Всего — двад­цать один царь, кроме Гофолии. Имена царей, бывших в Самарии, конец деятельности каждого из них и продолжительность их царствования таковы. Иеровоам, сын Навата, царствовал двадцать четыре года. По разделении царства, он, возвратившись из Египта, первый царствовал в Самарии и делал зло, как никто другой. Опа­саясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и соблазнил народ, сказав: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар.12:28); учредил и праздники и жрецов; он ввел в грех Израиля (3Цар.14:16), потому что ему подра­жали все последующие цари. При нем был пророк Ахия Си­лонитянин, и пророк, обличивший его у жертвенника. Нават, сын его, царствовал два года и делал зло. Из его рода бо­лее уже никто не царствовал. Замврий, из другого рода, — две­надцать лет. Вааса — двадцать четыре года, и делал зло. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, пророк, предсказав­ший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, пророк, поразивший его ранами и обличивший Ахаава, кроме того, и многие сыны проро­ческие. Охозия, сын его, царствовал два года и делал зло. И при нем были Илия и Елисей. Его пятидесятиначальников Илия поразил огнем, по слову Господню. Иорам, сын Ахаава, цар­ствовал двенадцать лет и делал зло, и из его рода более уже никто не царствовал. При нем вознесся Илия, а Елисей оставался до Иеровоама, сына Иоасафа, царя израильского. И при нем были сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал двадцать два года. Он истребил род Ахаава, коварно погубил пророков Ваала и сокрушил ку­мир его. Этим он сотворил правду и получил обещание, что потомки его будут сидеть на престоле его до четвертого рода. Иоахаз, сын его, царствовал семнадцать лет, делал зло, воевал против Иерусалима и взял оттуда золото и со­суды. Иеровоам, сын его, — сорок один год, и делал зло. Захария, сын его, — шесть месяцев, и делал зло. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иависа, царствовал тридцать дней, и делал зло. Манаим, из иного рода, сын Гаддия, царствовал двадцать лет, и делал зло. При нем пророчествовал Исаия и Осия. Факей, из другого рода, сын Ромелиев, царствовал двадцать лет. Он убил Факию и делал зло. При нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из другого рода, сын Илы, царствовал десять лет. Он убил Факея и делал зло, впрочем не так, как его предшественники. Осия был последним царем Са­марии. При нем это царство прекратилось, и Самария погибла, и затем поселились в ней ассирияне. От них произошли ере­тики самаряне, называемые саддукеями. Этим и оканчивается все содержание книг царств.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иез.19:3 .  И вскормила одного из львенков сво­их; он сделал­ся молодым львом и научил­ся ловить добычу, ел людей. «Вскормила». Слав.: «отскочи», απεπηδησε, покинул мать, не нуждаясь в ее кормлении. – «Одного из львенков своих». Под первым львенком львицы – иудеи или иудейской царицы толкователи единогласно разумеют Иоахаза, отведенного пленником, в Египет (ст. 4) после трехмесячного царствования. – «Он сделался молодым львом» – царем. – «Научился ловить добычу, ел людей». В этих словах может и не заключаться характеристики и осуждения царствования Иоахаза (хотя в 4Цар 23.32 оно осуждается), а простое развитие рисуемой картины. Иез.19:4 .  И услы­шали о нем народы; он пойман был в яму их, и в цепях отвели его в землю Египетскую. «Пойман был в яму их». Обычный способ охоты на зверей на Востоке. Слав.: «ят бысть в растлении», т. е. раненым, как в Вульгате: non absque vulneribus. – «В цепях» – букв. «на кольцах», которые продевались в ноздри, слав.: «во узде». – «В Египетскую». Из иудейских царей только Иоахаз отведен был в плен в Египет, – фараоном Нехао ( 4Цар 23.33 ). Иез.19:5 .  И когда, по­ждав, увидела она, что надежда ее про­пала, тогда взяла другого из львенков сво­их и сделала его молодым львом. «Увидела, что надежда ее пропала» – надежда, которую имели в Иудее на возвращению Иоахаза из египетского плена. – «Другого из львенков своих». По одним, под вторым львенком пророк разумеет Иехонию, по другим – Седекию. Тот и другой отведены в плен в Вавилон (ст. 9); следовательно, тот и другой может разуметься здесь. Не может разуметься Иоаким, потому что он умер в Иудее. Из двух царей Иехонии и Седекии пророк скорее мог иметь в виду здесь Иехонию, потому что он с ним отведен был в плен и на его потомство возлагал большие надежды ( Иез.17.22–24 ); по Иез.17 гл. Иехония истинно израильский последний царь, тогда как Седекия – только вавилонский вассал. С другой стороны, если под львицей разумеется Хамуталь, мать Иоахаза, то под вторым львенком может разуметься только другой сын ее – Седекия; описание 9 ст. тоже более относится к Седекии. Седекия ли или Иехония разумеются под вторым львенком, возникает вопрос, почему опущен Иоаким. Пророк не имел намерения дать полного исторического очерка, а хотел указать Седекии в числе его предшественников предупреждающе примеры. Едва ли пророк мог во образе первого львенка объединить судьбу Иосии (смерть в сражении при Мегиддо) и Иоахаза (оба пострадали от фараона), а во втором судьбу Иоакима и Иехонии (потерпели от Навуходоносора. Сменд): 3b не идет к Иосии. – «И сделала его молодым львом» – царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ииуй истребил Ваала с земли израильской ( 4Цар.10:28 ) и исполнил волю Божию относительно дома Ахавова (ст. 30); но и он «не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (ст. 31); от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов, которые в Вефиле и Дане (ст. 29). Иоахаз, сын Ииуя (13:2), Иоас (ст. 11), Иеровоам II (14:24), Захария (15:9), Менаим (ст. 18), Факия (ст. 24) и Факей (ст. 28) – все эти государи делали неугодное в очах Господних, не отставали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля. Ничего не говорится в этом отношении о Селлуме ( 3Цар.15:10,13–15 ); но, быть может, по причине краткости его царствования, – он царствовал всего один месяц. Осия, последний царь израильский, также делал неугодное в очах Господних, – «но не так, как цари израильские, которые были прежде него» (17:2). Что значат последние слова, неизвестно. Все приведенные нами суждения писателя 3 и 4 книг Царств о введенном Иеровоамом культе показывают, прежде всего, что таково было мнение о нем самого писателя, а также и его современников; за последнее говорит и вышеуказанный подобный взгляд на тот же предмет книги Паралипоменон, не далекой по времени происхождения от книг Царств. 357 В это время (плена и после плена) особенно ревностного устранения из культа Иеговы всего чуждого, языческого, служение тельцам, хотя бы оно относилось и к Иегове, естественно должно было казаться в глазах иудеев отступлением от Иеговы, грехом против Него и даже чистым идолопоклонством. Но есть данные утверждать, что такой или подобный взгляд на культ тельцов в израильском царстве существовал и до плена вавилонского и даже в самом израильском царстве, что, следовательно, священные писатели приведенных выше книг выражают не свой только и своих современников взгляд на культ тельцов, 358 но древний, прежде них существовавший. Отражение этого взгляда можно, кажется, видеть у пророка Иезекииля в символическом имени Самарии – Огола=шатер ее, указывающем на самовольно введенный культ в израильском царстве, тогда как Иерусалим называется тут же Оголива – шатер Мой в ней ( Иез.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сему прибавим, что даже и не на Соломоне (строителе храма) остановил Господь взоры Свои; но в вечном предызбрании Своем призрел Он, как Сам говорит, именно, на Давида, верного раба Своего, от которого имел родиться, по человечеству, Сын Всевышнего, и Ему-то (Сыну) Господь Бог определил дать престол Давида, отца Его, как возвестил Архангел Деве 784 . 6:12–13. …И стал Соломон, – по окончании речи своей к народу, – у жертвенника Господня впереди всего собрания...Ибо Соломон сделал медный амвон... и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу... С этого же самого амвона Соломон и благословлял народ, и держал к нему речь 785 , но во время речи он лицом своим обращен был к народу; собравшись же произнести молитву пред Богом, Соломон обратился взором своим к жертвеннику и святилищу, – посему и замечается, что он стал на амвон у жертвенника впереди собрания, хотя и прежде стоял на этом же амвоне. Говорят, что вообще царь никогда не сидел в храме при богослужении и на амвоне своем либо стоял, либо склонял колени, либо повергался. По всей вероятности, царский амвон имел навес в виде покрывала для защиты от лучей солнечных 786 . Краткое изложение молитвы Соломоновой см. в объясн. 3Цар. 8:22–35 . Здесь же остановим внимание только на некоторых выражениях сей молитвы. 6:21–22. ...Услышь с места обитания Твоего,.. когда... будет совершаться клятва пред жертвенником Твоим в храме сем… Сими словами Соломона указывается на утвердившийся в народе израильском, хотя нигде в законе не заповеданный, обычай произносить клятвы пред священным алтарем во дворе храма. Обычай сей с особенной строгостью соблюдался в тех случаях, когда, за отсутствием свидетелей, клятвою, единственно, могли завершиться спорные дела. 6:38. …и будут молиться (Израильтяне), обратившись к земле своей,.. и к городу, который избрал Ты, и к храму... В этих словах заключается укнзание на древний обычай Евреев обращаться лицом к Иерусалиму и храму во время молитвы, или даже только к земле Обетованной, если кому приходилось находиться вне пределов ее. Так и Даниил пророк в стране Вавилонской трижды в день молился через растворенное окно к Иерусалиму 787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАХАЗ [Иохаз; евр.  ,   греч. Ιωχαζ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоахаз (ок. 814-800 гг. до Р. Х.), 11-й израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар 10. 35; 13. 1-9). Исследователи предлагают 2 др. датировки его правления: 815-802 гг. до Р. Х. ( Hobbs. 1992. P. 659) или 814-798 гг. до Р. Х. ( Тантлевский. С. 223). В 4 Цар 13. 1 правление И. соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) и составляет 17 лет (вероятно, И. был соправителем своего отца в течение 3 лет). В начале правления И. страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арам. царством Дамаска, к-рое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в т. ч. и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар 13. 7). Пророчество из Книги прор. Амоса (Ам 1. 3) о жестокости арамеев, по мнению мн. комментаторов, вероятно, отражает события этого периода ( Paul S. M., Cross F. M. Amos: A Comment. on the Book of Amos. Minneapolis, 1991. P. 48). Упадок Израиля в правление И. и его зависимость от арам. Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с прор. Елисеем (4 Цар 5-7, особенно 4 Цар 6. 26-30 - Hobbs. 1985. P. 80). Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до Р. Х. благодаря военной кампании ассир. царя Ададнирари III. Его войска разграбили и опустошили Дамаск (ANET. P. 81-82). Сообщение о правлении И. в 4-й Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар 13. 2). Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, И. помолился «лицу Господню» (4 Цар 13. 4). Т. о., И. оказался единственным израильским царем, о к-ром из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа (евр.  ). Господь услышал молитву И. и даровал израильтянам «избавителя» (  ) или «спасителя» - 4 Цар 13. 5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, напр. на Ададнирари III. Вероятно, автор 4 Цар 13. 5 предпочитал не именовать ассир. царя как «избавителя» Израиля по имени ( Haran M. The Rise and Decline of the Empire of Jeroboam ben Joash//VT. 1967. Vol. 17. P. 267-268). Согласно др. гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом прор. Моисея (Втор 26. 7-9) и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени,- прор. Елисей ( Gray J. 1 and 2 Kings. Westminster, 1963. P. 595; Hobbs. 1985. P. 167).

http://pravenc.ru/text/578136.html

13:1–9 Иоахаз Израильский 13:1. Хронология. Согласно Тилю, Иоахаз Израильский взошел на престол в 814 г. до н. э., в двадцать третий год Иоаса Иудейского. Он правил до 798 г. до н. э. Это был период, когда ассирийцы сосредоточили свое внимание на других местах. В результате сирияне, возглавляемые Азаилом, пытались усилить свое господство в этом регионе. 13:3. Власть Азаила над Израилем. Аза ил был царем Арама (Сирии) приблизительно в 842–800 гг. до н. э. Он известен также по фрагменту резьбы по слоновой кости из Арслан-Таша в Сирии и по цилиндрической печати, найденной в ассирийском городе Ашшуре. Ассирийцы утверждали, что захватили у Азаила много добычи. Арамейский царь воевал с ассирийским царем Салманасаром III в 841 г. до н. э. и потерпел поражение, хотя ассирийцам не удалось захватить главный город Азаила, Дамаск. После 836 г. до н. э. ассирийская угроза ослабела, и Азаил получил возможность сосредоточиться на военных действиях в Израиле и Филистии. 13:5. Избавитель Израиля от Арама. «Избавитель» (слово, восходящее к тому же древнееврейскому корню, что и «Мессия») в данном случае не назван по имени. Это выражение напоминает об избавителях периода судей. Возможно, это соседний правитель, например, Закур Хаматский или Адад-Нирари III Ассирийский, каждый из которых был в то время могуществен. Некоторые исследователи предлагают в качестве возможной кандидатуры даже Иоаса Иудейского. 13:6. Столбы Астарты ( в русском переводе – «дубрава»). Общим элементом хананейского культа и израильского синкретического богослужения на «высотах» и в городских святилищах было воздвижение «столбов Астарты». Остается некоторая неясность, являлись ли эти объекты просто деревянными столбами, украшенными резным изображением богини плодородия и символизирующими деревья, или они составляли часть священной рощи. Упоминание «столбов Астарты под всяким тенистым деревом» ( в русском переводе – «статуи и изображения Астарт») в 17:10, по-видимому, указывает на то, что это были объекты, воздвигнутые с культовой целью, а не обычные деревья. Как супруга Эла, Астарта была популярной богиней, чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Астарту высоко чтили в Финикии в 1-м тыс. до н. э., когда ее культ был внедрен в Израиле во времена правления династии Амврия и Ахава. Частое упоминание Астарты в библейском повествовании указывает на то, что ее культ представлял основную угрозу почитанию Яхве. Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 34и Суд. 6:25 . 13:10–25 Иоас Израильский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010