Глава 13 1–25. Царствование Иоахаза (1–9) и Иоаса (10–25) Израильских. 4Цар.13:1 .  В двадцать третий год Иоаса, сына Охозиина, царя Иудейского, воцарился Иоахаз, сын Ииуя, над Израилем в Самарии, и царствовал семнадцать лет, 4Цар.13:2 .  и делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех , и не отставал от них. 4Цар.13:3 .  И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни. 4Цар.13:4 .  И помолился Иоахаз лицу Господню, и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский. 4Цар.13:5 .  И дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян, и жили сыны Израилевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня. 4Цар.13:6 .  Однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них, и дубрава стояла в Самарии. 4Цар.13:7 .  У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, оттого, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание. 4Цар.13:8 .  Прочее об Иоахазе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.13:9 .  И почил Иоахаз с отцами своими, и похоронили его в Самарии. И воцарился Иоас, сын его, вместо него. Борьба с Сирией, начатая еще династией Амврия (Ахавом, ( 3Цар.20:1 ) и ( 3Цар.22:1 ) и Иорамом ( 4Цар.8:28–29,9:14–15 ) ), продолжалась и при династии Ииуя: как при самом Ииуе ( 4Цар.10:32–33 ), так и при сыне его Иоахазе ( 4Цар.13:3,22 ), и во все это время неудачно для Израильского царства; только ради покаянной молитвы Иоахаза Иегова впоследствии дал израильтянам избавителя (мошиа, ст. 5) из той же династии Ииуя – в лице Иеровоама II ( 4Цар.14:26–27 ): время этого царя было периодом цветущего и мирного состояния Израильского царства. Но полного благосостояния Израильское царство не могло иметь, раз все цари его держались богопротивного культа тельцов, а по временам появлялось здесь и язычество; несмотря на реформу Ииуя ( 4Цар.10:26 ), следы язычества оставались в Самарии, напр., насажденная здесь Ахавом дубрава Ашеры Астарты (ст. 6, ср. 3Цар.16:32 ). Это более и более вело силу Израильского царства к упадку (ст. 7), под непрестанными ударами Азаила сирийского (ст. 22). Определение лет царствования Иоахаза в ст. 1: воцарился в 23-й год Иоаса иудейского и царствовал 17 лет, (следовательно, по 40-й год Иоаса иудейского), не согласуется с датой ст. 10, по которому уже в 37-й год Иоаса иудейского воцарился в Израиле соименный ему Иоас, сын Иохаза (следовательно, Иоахаз мог царствовать лишь 14 лет); по-видимому, из двух цифр 23 и 37 первая ошибочна и, может быть, должна быть исправлена на 21 (см. К. Bahr. Die Bucher der Konige, s. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Библия, изложенная для семейного чтения. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Ис. 6:6-7 После поражений, нанесенных Израилю Азаилом, царем Сирийским, когда «у Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших», царство Израильское значительно ослабело; но «помолился Иоахаз лицу Господню, и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский. И дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян, и жили сыны Израилевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня. Однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них, и дубрава стояла в Самарии». После семнадцати лет царствования почил Иоахаз, и воцарился Иоас, сын его. В Иудейском же царстве наследовал Иоасу сын его Амасия. Умертвив рабов, убивших отца его, царя, он управлял народом в духе благочестия и вообще содействовал укреплению своего царства. Он одержал победу над идумеянами, но не имел успеха в битвах с Иоасом, царем Израильским, который даже захватил его в плен, овладел Иерусалимом и вывез оттуда «все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию». Иоас, царь Израильский, одержал также победу над сириянами. Прежде чем сразиться с ними, он пришел навестить пророка Елисея, заболевшего тогда болезнью, от которой потом он и умер. И плакал царь над человеком Божиим «и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» «И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян».

http://pravoslavie.ru/2907.html

XLIX. Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Цари Иудины; последние годы царства Израилева Во время сорокалетнего правления Царя Иудина, Иоаса, умер сокрушитель рода Ахаавова, Ииуй, и сын его Иоахаз, наследовал его престол и грехи, ибо он ходил путем Иеровоама, и на него, подобно как на отца его, воздвиг Господь воинства Сирийские. Семнадцать лет царствовал Иоахаз, и во все дни его не преставала брань, так что от всего воинства Израильского осталось Царю только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. Когда же обратился он к Богу отцов своих, услышал его Господь, призревший скорбь Израилеву, и на время избавил от руки Сириян. Сын его, Иоас, отмстил им за поражения родителя; но и он не отступил совершенно от идолослужения, которым заражен был Израиль. В первые годы его правления, разболелся, в глубокой старости, Пророк Елиссей, и плакал над ним Царь, видя приближение его кончины: «отец мой, говорил он, в тебе вся сила Израилева, колесницы и кони его!» Тронулся Елиссей любовью царской, велел ему натянуть лук, положил руки свои на его руки, и заставил стрелять в открытое окно к востоку: «это стрела спасения от Господа против Сирии, которую истребишь, сказал Пророк, возьми еще лук и ударяй о землю.» Трижды ударил Царь и перестал; огорчился человек Божий: «если бы ты ударил пять или шесть раз, сказал он, ты до конца истребил бы Сирию, но теперь только победишь её три раза.» Умер Пророк, но сила чудодейственная не оставляла его и по смерти, во свидетельство той благодати, которую сообщает Господь телесам праведников. Спустя немного времени, после кончины Пророка, жители той земли несли на погребение мертвеца, и увидев издали воинов Моавских, от страха и поспешности, бросили его в гроб Елисеев; но мертвец ожил как только прикоснулся костям человека Божия. Пророчество Елиссея сбылось над Царем Израилевым, который трижды победил Адера, сына Азаилова, и отнял у него все города, завоеванные в дни Иоахаза; но не было мира между ним и Царем Иуды. Амасия, сын Иоаса, утвердившись на царстве, предал заслуженной казни убийц родителя своего, но пощадил детей их, по закону Моисееву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава 23 1–3. Чтение найденной книги закона пред народом и заключение завета царя и народа с Богом. 4–14. Истребление предметов языческих культов, а также и «высот Иеговы» в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства. 15–20. Разрушение Вефильского жертвенника и остатков язычества в пределах бывшего Израильского царства. 21–25. Совершение Пасхи по книге закона и общее замечание о безусловной верности Иосии закону. 26–30. Неотвратимость гнева Божия на царство Иудейское и смерть Иосии. 31–37. Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари иудейские. 4Цар.23:1 .  И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 4Цар.23:2 .  И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 4Цар.23:3 .  Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. Первым делом царя по возвращении депутации от Олдамы было собрать в храм по возможности все классы народа («пророки» в стихе 2 – быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, – в общем смысле: «учителя народные»; согласно 2Пар.34:30 – Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной «книги завета». Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину ( Нав.24:25 ), пророку Самуилу ( 1Цар.6:3–4 ) и благочестивому прадеду своему Езекии ( 2Пар.29:10 ), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. 4Цар.12:14 , см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. 2Пар.34:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАХАЗ [Иохаз; евр.  ,   греч. Ιωχαζ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоахаз (ок. 814-800 гг. до Р. Х.), 11-й израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар 10. 35; 13. 1-9). Исследователи предлагают 2 др. датировки его правления: 815-802 гг. до Р. Х. ( Hobbs. 1992. P. 659) или 814-798 гг. до Р. Х. ( Тантлевский. С. 223). В 4 Цар 13. 1 правление И. соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) и составляет 17 лет (вероятно, И. был соправителем своего отца в течение 3 лет). В начале правления И. страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арам. царством Дамаска, к-рое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в т. ч. и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар 13. 7). Пророчество из Книги прор. Амоса (Ам 1. 3) о жестокости арамеев, по мнению мн. комментаторов, вероятно, отражает события этого периода ( Paul S. M., Cross F. M. Amos: A Comment. on the Book of Amos. Minneapolis, 1991. P. 48). Упадок Израиля в правление И. и его зависимость от арам. Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с прор. Елисеем (4 Цар 5-7, особенно 4 Цар 6. 26-30 - Hobbs. 1985. P. 80). Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до Р. Х. благодаря военной кампании ассир. царя Ададнирари III. Его войска разграбили и опустошили Дамаск (ANET. P. 81-82). Сообщение о правлении И. в 4-й Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар 13. 2). Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, И. помолился «лицу Господню» (4 Цар 13. 4). Т. о., И. оказался единственным израильским царем, о к-ром из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа (евр.  ). Господь услышал молитву И. и даровал израильтянам «избавителя» (  ) или «спасителя» - 4 Цар 13. 5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, напр. на Ададнирари III. Вероятно, автор 4 Цар 13. 5 предпочитал не именовать ассир. царя как «избавителя» Израиля по имени ( Haran M. The Rise and Decline of the Empire of Jeroboam ben Joash//VT. 1967. Vol. 17. P. 267-268). Согласно др. гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом прор. Моисея (Втор 26. 7-9) и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени,- прор. Елисей ( Gray J. 1 and 2 Kings. Westminster, 1963. P. 595; Hobbs. 1985. P. 167).

http://pravenc.ru/text/578136.html

Приложения к разделу 2 главам 7 и 8 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета К главе 7: Хронологическая таблица истории Северного царства Цари. Годы правления. События. 1-я династия Иеровоам I (Ефремялянин) 926 – 907 925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль. Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца. Нават (Падав), сын Иеровоама 907 – 906 2-я династия Вааса . Стал царем, убив Навата 906 – 883 Нападение арамеев во главе с Вендадом Ила , сын Ваасы 883 – 882 Между- цартвие Замврий 882 Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне 3-я династия Фамний и Амврий 882 – 878 (Ком. армией) царствуют вместе Амврий — царь 878 – 871 Основание города Самарии. Ахав , сын Амврия 871 – 852 Союз с Иудеей. Культ Ваала 853 Битва при Каркаре 853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава. Охозия , сын Ахава 852 – 851 Иорам , сын Охозии 851 – 845 Моавитяне стали независимы от Израиля. Военачальник Ииуй 845 Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского. 4-я династия Ииуй 845 – 818 Уничтожение культа Ваала. Подчинение Ассирии и выплата дани. Иоахаз 818 – 802 Отражение нападения Асаила Дамасского. Иоас 802 – 787 Отвоевывает у Сирии потерянные области. Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея 797 Иеровоам II становится соправителем отца. 792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены. Иеровоам II , сын Иоаса 787 – 747 Восстановление прежних границ. Последний расцвет Израильского царства. Внутренние раздоры. Религиозный упадок. Пророки Амос и Осия Захария , сын Иеровоама 747 На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом. Отдельные правители Селлум 747 На престоле 1 месяц. Убит. Менаим 747 – 738 Факия , сын Менаима 737 – 736 Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем. Факей 735 – 732 Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею 733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии. Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария. Осия 732 – 722 725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии. 722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства. К главе 8. Прп. Исидор Пелусиот ч. 2–3, с. 75]: «Иерусалим (воспользуюсь ясным примером), когда был подкрепляем Божиим споборничеством, стоял непреклонно и без труда и кровопролития одерживал победы, а когда лишался оного за то, что воставал против Него, вражеский огонь удобно преклонял его к земле. Так и душа, когда за постоянство нравов она будет ограждена силой свыше, легко преодолеет врагов, а когда согрешит, будет и здесь объята огнем страстей, и там мучима огнем суда». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431285/

О положении Вефсамиса (ст. 21). См. комментарии к ( Нав.15:10 ) и к ( 4Цар.14:13 ). Толков. Библия т. II, с. 92,522. О положении в древнем Иерусалиме ворот Ефремовых и Угольных, см. «Толковую Библию», т. II, с. 522. В стихе 23 дед Амасии назван Иоахазом – в принятом тексте евр. Iehoachaz, LXX ( οαχζ), Vulgata: (Ioachaz) и русский синодальный перевод; между тем всюду в 4 Царств и во 2 Паралипоменон, исключая лишь ( 2Пар.21:17 ) (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (ср. комментарий к ( 2Пар.21:17 ), «Толковая Библия», т. III, с. 139). В еврейских кодексах 117, 188, 224 у Кенникотта и 31, 196, 737 у Рооси стоит имя Охозия равно и в греческих кодексах 19, 93, 108, 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь как и в ( 2Пар.21:17 ) случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз) (ср. у проф. Гуляева, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 557). Овед-Едом (слав. «Авдедом») – вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому, при первоначальном разделении обязанностей левитов, был вверен надзор за сокровищами храма ( 1Пар.26:15 ) (Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 557). 2Пар.25:25 .  И жил Амасия, сын Иоасов, царь Иудейский, по смерти Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, пятнадцать лет. 2Пар.25:26 .  Прочие дела Амасии, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.25:27 .  И после того времени, как Амасия отступил от Господа, составили против него заговор в Иерусалиме, и он убежал в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. 2Пар.25:28 .  И привезли его на конях, и похоронили его с отцами его в городе Иудином. Ср. ( 4Цар.14:17–20 ), «Толковая Библия», т. II, с. 523. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пояс пророка, вынутый после долгого времени из расселины скалы, оказался истлевшим, ни к чему не годным; так и народ Еврейский после плена уже не будет годен к внешнему украшению Господа, и феократический союз с Богом уже не восстановится (13:1–11). События среди языческого мира приближали это печальное время для Иудеев. Ассирийская монархия отживала последние дни свои; цари Вавилонии и Мидии отторгали от нее свои владения и успешно воевали против Ниневии; воинственный фараон Нехао шел на Евфрат, чтобы отомстить давнишнему врагу Египта и отторгнуть от Ассирии прибрежья Средиземного моря. В Иерусалиме было две политические партии: одни хотели держать союз с Ассирией, а другие с Египтом (2,18). Пророк Иеремия не одобрял ни тех, ни других; он предсказывал, что и союз с Египтом, как и союз с Ассирией одинаково гибельны для Иудеев; царь Иосия сочувствовал пророку и хотел держать нейтралитет между воюющими сторонами. Но когда фараон Нехао, следуя со своими войсками к Кархемису на Евфрат, хотел пройти через пределы бывшего царства Израильского, то Иосия, считая земли царства Израильского своими и уже фактически владея ими, выступил против фараона и преградил своими войсками путь ему по известной долине Изреельской. Фараон через своих послов просил царя Иудейского мирно пропустить его войска; тоже советовал царю и пророк Иеремия ( 2Ездр.1:28 ). Но Иосия не послушался; он вступил в битву с войсками фараона при Мезиддоне, был тяжело ранен и умер на пути в Иерусалим. Весь народ горячо оплакивал лучшего из царей, потомков Давида; пророк Иеремия написал на смерть царя особую «плачевную песнь». 2. Деятельность пророка Иеремии в царствование Иоакима. После смерти Иосии настало смутное время в Иерусалиме и Иудее. Два брата, сыновья Иосии Елиаким и Саллум или Иоахаз, спорили из-за царского престола; народ страны был за Иоахаза и провозгласил его царем, хотя он был моложе Елиакима. Но Елиаким не успокоился, он стал интриговать против брата, призвал к себе на помощь войска фараона Нехао, обещая подчинить ему Иудею и платить дань, и, действительно, при помощи фараона Елиаким, переименованный в Иоакима, воцарился, а брат его Иоахаз после трехмесячного царствования был схвачен войсками фараона и узником отведен в Египет, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Успешная военная компания против Идумеи и распространение идумейских культов. Поражение от Израиля, захват Иерусалима. Азария (Озия), Середина VIII b. Удачные военные походы, укрепление обороноспособности царства. Иоафам, 756–741 Удачная военная компания против Аммона, укрепление обороноспособности царства. Отказ от коалиции с Израильским и Дамасским царствами. Ахаз, 742–725 Нашествие израильтян и арамеев. Религиозный упадок, усиление идолопоклонства. Езекия, 725–697 Борьба с идолопоклонством, религиозные реформы. Укрепление и внутреннее благоустройство царства. Вассальная зависимость от Ассирии. Манассия, 696–642 Резкое усиление идолопоклонства. Аммон, 641–640 Внутренние раздоры. Иосия, 640–609 Духовно-религиозное возрождение, религиозные реформы, борьба с идолопоклонством, строительство новых районов Иерусалима. Восстановление власти над большей частью территории царства Давида и Соломона, но последующая вассальная зависимость от Египта. Иоахаз, 608 Политический кризис. Вассальная зависимость от Египта. Иоаким, 607–597 Вассальная зависимость от Египта. Нашествие вавилонян. Вассальная зависимость от Вавилона. Иехония, 597 Восстание против Вавилона и последующее поражение. Часть народа уведена в Вавилон. Седекия, 597–586 Большая часть иудеев уведена в Вавилон. В Иерусалиме осталось только беднейшее население.   Хронологическая таблица истории Северного Царства Цари, годы правления События 1я династия Иеровоам I (Ефремялянин), 926–907 925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль. Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца. Нават (Надав), сын Иеровоама, 907–906 2–я династия Вааса Стал царем, убив Навата, 906–883 Нападение арамеев во главе с Вендадом Ила, сын Ваасы, 883–882 Междуцартвие Замврий, 882 Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне 3–я династия Фамний и Амврий, 882–878 (Ком. армией) царствуют вместе Амврий – царь, 878–871 Основание города Самарии. Ахав, сын Амврия, 871–852 Союз с Иудеей. Культ Ваала. 853 Битва при Каркаре 853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава

http://azbyka.ru/shemy/cari_izrailskie.s...

2Езд.1:28 Но не возвратился Иосия на свою колесницу, а решился воевать с ним, не вняв словам Иеремии пророка из уст Господа. 28 . Но не возвратился Иосия на свою колесницу, т. е. не отказался от своего намерения. В некот. кодексах: και οκ πστρεψεν π ατου Ι. το ρμα εουτο, «и не отвратил от него Иосия оружие свое». 2Езд.1:29 И вступил с ним в сражение на поле Мегиддо. И сошлись начальствующие к царю Иосии. 29 . На поле Мегиддо, нынешний El-Lessun на караванной дороге из Египта в Дамаск. – И сошлись начальствующие к царю Иосии: по 2Nap XXXV:22 – «и выстрелили стрельцы в царя Иосию». 2Езд.1:30 И сказал царь слугам своим: унесите меня с поля сражения, потому что я очень изнемог. И слуги его тотчас вынесли его из строя. 2Езд.1:31 И взошел он на вторую колесницу свою и, возвратившись в Иерусалим, умер и погребен в гробнице отцов своих. 31 . И взошел он на вторую колесницу свою, – очевидно, колесницу, более удобную для путешествий. По 4Цap XXIII,29–30 , Иосия умер на поле Мегиддон. 2Езд.1:32 И плакали об Иосии во всей Иудее, плакал об Иосии и пророк Иеремия, и начальствующие с женами оплакивали его до сего дня. И это передано навсегда всему роду Израилеву. 2Езд.1:33 Это написано в летописи царей Иудейских, и то, что сделано Иосиею, и слава его и его разумение закона Господня; прежние же дела его и ныне упоминаемые описаны в книге царей Израильских и Иудейских. 2Езд.1:34 И взял народ Иехонию [Иоахаза], сына Иосии, и поставили его царем вместо Иосии, отца его, когда ему было двадцать три года. 34 . И взял народ Иехонию, сына Иосии и поставил его царем . Преемником Иосии был не Иехония, а Иоахаз, называвшийся ранее Шеллумом ( 4Цap XXIII,30 ). Во многих рукописях имеется чтение εχοναν (55, 68, 93, 236 Ват., Др. – Лат., Вул.), но в остальных рукописях (как и в слав.) согласно с евр. читается Иоахаза . 2Езд.1:35 И царствовал он в Иудее и Иерусалиме три месяца, и отставил его царь Египетский, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме. 35 . И царствовал он в Иудее, в некот. греч. рукоп.: ν Ισραλ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010