«Чт.в общ.», октябрь 1890 «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Апок. 2:7 ). Эти слова заключают в себе обычную формулу, которая часто употребляется для возбуждения внимания в читателях или слушателях (ср. Мф.11:15, 13:9, 13:43 ; Мк.4:9, 23, 7:16 , Лк.8:8 ; Апок.13:9 ). То Πνεμα имеет здесь тот же смысл, как и в Деян.11:12 : «сказал мне Дух» (ср. Евр.3:7 ), и означает лице Святого Духа, глаголющего в пророках. Хотя церквам говорит Сам Христос (чрез ангела), однако же сказано το Πνεμα λγει – потому что и видение, и слава, которые ап. Иоанн слышит от Иисуса Христа, составляют действие силы Святого Духа, просвещающего дух тайновидца и дарующего способность к восприятию и усвоению откровения. Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига ( γων, см. Флп.1:30 ; 1Тим.6:12 ; 2Тим.4:7 ). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, – говорится в книге Ездры, – чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» ( 3Ездр.7:57–58 ). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти ( Ин.16:33 , 1Ин.5:4–5 ), диавол, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:11–17 ; 1Иоан.2:13, 14 ; ср. Апок.12:11 ), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова ( 1Ин.4:3–4 ). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: " Я видел, – говорит Ездра, – на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» ( 3Ездр.2:42–47 ; ср. Апок.14:1–5 ; 2Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

11. Участники Собрания выражают глубокую благодарность священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые оказывают духовную и материальную поддержку мирным жителям, пострадавшим в зоне военных действий, в том числе беженцам, прибывшим на территорию Московской области. Следует продолжать сбор средств, медикаментов и вещей для пострадавших. 12. Пастырское слово, звучащее с амвона, да укрепляет слушающих не только в постижении Священного Писания и стремлении обрести в вечности Царство Небесное, но и в любви к земному Отечеству. 13. Осознавая необходимость сохранения народа, участники собрания изъявляют намерение и впредь, выполняя наставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прилагать пастырские усилия для укрепления семей и сохранения жизни нерожденных детей. 14. Собрание обращает внимание на те возможности, которые предоставляет участие духовенства в межрелигиозном диалоге, а также во взаимодействии с мигрантским сообществом, для поиска решения острых проблем, возникающих в контексте современной миграционной повестки в Подмосковном регионе. 15. Собрание призывает к вовлечению молодежи в приходскую деятельность, в обучение на Библейско-богословских и Миссионерско-катехизаторских курсах. Следует уделять особое внимание повышению заинтересованности молодых людей в получении духовного образования и в осознанном вступлении на путь священнослужения. 16. Участники Собрания дают положительную оценку расширению соработничества Церкви и школы в рамках реализации существующих проектов и выражают поддержку поиску новых форм участия духовенства в православном воспитании и просвещении подрастающего поколения. 17. Возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, участники Собрания духовенства Московской митрополии, архипастыри, пастыри и диаконы, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), возносят хвалу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, в Троице Единосущной и Нераздельной, о ниспосланных великих благодеяниях, на нас бывших .   В наступившем лете благости Божией присутствующие испрашивают благословения для Церкви Русской и верных чад ее, для возлюбленного Отечества нашего у Всемилостивого Господа, Ему же слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость во веки веков! Аминь (ср. Откр.7:12).

http://patriarchia.ru/db/text/6104580.ht...

—260— как Сын находится в Отце, – очевидно по природе, а не по придуманному противниками какому-то отношению к тому, что Он любит и любим, – и мы опять со своей стороны в Нём равным же образом, и Он в нас. Поэтому премудрый Павел, раскрывая нам единую как бы истинную и общую причину вочеловечения Единородного, сказал, ибо возблаговолил Бог и Отец «возглавить всё во Христе» ( Еф.1:10 ), причем термин и понятие возглавления означает возведение опять и возвращение в изначальное состояние – того, что уклонилось к иной цели. Потом, желая уяснить нам образы возглавления в частностях, в одном случае сказал: «по (при) немощности закона, поскольку он обессиливался посредством плоти, Бог, Своего Сына послав в подобии плоти греха и за грех, осудил грех во плоти, дабы оправдание (от) закона исполнилось в нас, не по плоти ходящих, но по духу» ( Рим.8:3–4 ); – и в другом опять: «так как дети приобщились плоти и крови, поэтому и Сам подобно же воспринял те же (плоть и кровь), да чрез смерть упразднит имевшего державу смерти, то есть диавола, и освободит тех, кои страхом смерти во всю жизнь повинны были рабству» ( Евр.2:14–15 ). Вот эти два образа возглавления (восстановления), необходимо заключающие дело вочеловечения Единородного, изъяснил нам Павел. А образ, кроме того, объемлющий оба (вышеуказанные), изъясняет премудрый Евангелист Иоанн, когда пишет о Христе так: «в Своё пришел, и Свои Его не приняли, а (все) кои приняли Его, дал им власть чадами Божиими стать, верующими во имя Его, – кои не от кровей, не от желания плоти, не от желания мужа, но от Бога ро- —261— дились» ( Ин.1:11–13 ). Очевидно таким образом и, думаю, для всех ясно, что по этим преимущественно причинам Единородный, будучи Богом и от Бога по природе, стал человеком, очевидно для того, чтобы осудить грех во плоти, умертвить смерть Своею собственною смертью и явить нас сынами Божиими, находящихся на земле возродив в Духе в превышающее их природу достоинство. Вот таким-то именно образом, без сомнения, и можно было вполне возглавить опять и восстановить в изначальное состояние падший род, то есть человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Божественное, а не человеческое происхождение проповеданного Апостолом евангелия ( Гал. 1:11–24 ) Гал. 1:11–12 . «Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Чрезвычайно важно для нас сие заявление самого Апостола о явлениях ему Христа Спасителя. Очевидно, что явления сии были многочисленны и сопровождались вероятно не только членораздельными звуками, но и лицезрением самого Спасителя. Как высоко поднимается от сего достоинство великого Апостола языков! В послании к Ефесеям он также заявляет, что ему чрез откровение возвещена тайна христианства ( Еф. 3:3 ). Гал. 1:13–14 . «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Все это к тому говорить Апостол, что до обращения своего он ни времени, ни желания не имел изучать христианство, а сим и подкрепляет предыдущую мысль свою, что научился он христианскому вероучению совсем не от людей и не собственными усилиями. Гал. 1:15 . «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам…» Почему, – спрашивает Св. Златоуст, ­– не сказал он: открыть Сына Своего мне, но во мне? Ответная мысль Св. Отца такова, что Апостол говорит не о внешнем явлении, а о внутреннем открытии духу своему, или всему существу своему Сына Божия. Гал. 1:16 . «Я не стал тогда же (т. е. после своего обращения) советоваться с плотью и кровью». Метафорическими словами плоть и кровь Апостол обозначает людей. Здесь, – говорит Св. Златоуст, – т. е. в вышеприведенном выражении, Св. Апостол указывает на Апостолов, называя их по естеству. Плоть и кровь в смысле людей употребляет и сам Господь ( Мф. 16:17 ). Гал. 1:17 . «И не пошел во Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск». О своем путешествии, тотчас по обращении ко Христу, из Дамаска, минуя Иерусалим, прямо в Аравию и потом снова в Дамаск, Св. Ап. Павел говорит для того, дабы видно было Галатам, что и некогда, и негде, и не у кого из Апостолов Иерусалимских было брать ему уроков в христианском вероучении. Во время аравийского уединения вероятно и был посвящен Святой Павел в тайны христианства от самого Иисуса Христа в многократных явлениях ему. 73

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В этих рассуждениях М. Эриксона, по меньшей мере, две ошибки. Одна из них в том, что что он воспринимает зачатие (половой акт) в юридических категориях вины и греха и, не находя в нем ни того ни другого, не придает значения зачатию от семени как механизма передачи последствий прародительского греха, но ведь именно через него – с православной точки зрения – пораженная грехом природа сообщается людям 11 , поэтому Воплощение Бога произошло через бессеменное зачатие 12 . Следующая ошибка в том, что если вина вменяется всем, то и Деве Марии, но тогда Воплощение было бы невозможно, ибо вмененная вина (вмененная вина личного греха Адама; об этом см. далее) всех делает врагами Божиими, чадами гнева ( Еф.2:3 ), и в этой ситуации Бог не мог бы обратиться к Деве со словами: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ). Но Дева оказывается не врагом Божиим, а благословенной, исполненной благодати еще до Воплощения, ибо Ее согласие на Воплощение и схождение на Нее Святого Духа было произнесено позже благовестия Архангела Гавриила: Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ). Если правы баптисты, то, согласно логике их учения о спасении, Дева должна быть в мире с Богом до Воплощения, а значит, предочищенной от вины Адама, но тогда они возвращаются в русло католического учения о непорочном зачатии Девы Марии, которое они со всеми протестантами критикуют 13 . Еще один довод М. Эриксона против непорочного зачатия построен на ложной предпосылке, состоящей в том, что, по мнению, М. Эриксона «Иисус вполне мог быть Богочеловеком при наличии двух человеческих родителей» 14 , поэтому «непорочное зачатие означает всего лишь, что нормальное человеческое существо было произведено на свет без участия человеческого отца. Это могло произойти без воплощения, как могло быть и воплощение без непорочного зачатия... Иными словами, Его сущность как Бога и человека не зависела от непорочного зачатия» 15 . Однако этот вариант не учитывает, что «в случае двух земных родителей была бы человеческая личность» во Христе, что ведет к явному несторианству 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/otli...

Вопрос. Что должно сказать тем из них, которые говорят, что установления Православной Церкви трудно исполнять? Ответ. Без сомнения, установления православной Церкви многочисленны и трудны для исполнения и, однако, их нельзя отменить: пост, воздержание, умерщвление страстей для православного христианина не одни только слова, лишенные смысла, но действительный подвиг; празднование установленных Церковью дней и исполнение ежедневных христианских обязанностей превосходят силы человеческой природы, если бы ее не поддерживала всемогущая рука Божия. Но все это, не давая права членам Церкви удаляться от нее, наглядно доказывает что православные христиане пребывают в истине, живут только любовью к ней, с твердым убеждением, что Церковь их есть истинная Церковь Христова. Вопрос. На что еще должно указать штундистам? Ответ. Должно указать им на древность Православной Церкви, которая существует двадцать столетий, и которая, по признанию даже врагов ее, основана Иисусом Христом. Вопрос. Но они говорят, что Церковь уклонилась от истинного учения Иисуса Христа? Ответ. Действительно, они это говорят; но тогда они должны допустить, что будет явным нечестием, что Иисус Христос изменил Своим обетованиям, потому что Он сказал, что врата ада не одолеют Церкви ( Мф.16:18 ), что Он пребудет с нею во все дни ( Мф.28:20 ; Ин.14:26 ), что Св. Дух будет наставлять ее на всякую истину ( Ин.16:13 ). Христос умер, чтобы представить ее Себе славной Церковью , не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:27 ; ср. 2Тим.3:15 ). Вопрос. Не бывает ли в Церкви злоупотреблений со стороны отдельных членов ее? Ответ. Всегда были и будут в Церкви до второго пришествия Господа разумные и неразумные девы, и плевелы, смешанные с пшеницей ( Мф.25:1–13, 13:24–30 ); но догматы и нравственное учение Церкви пребудут неизменны. Вопрос. Рассмотрение религии штундистов не может ли привести их к сомнению в ее истинности? Ответ. Без сомнения – может: основатели ее были обыкновенные люди со свойственными людям пороками и недостатками; учение ее не имеет того единства, которого требует Христос от Своей Церкви: догматы и нравственное учение ее изменяются сообразно со временем и местом. Очевидно, такое общество людей не составляет Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вот теперь и нужно судить беспристрастно, справедливо ли поступают те, кто, восставая против церковного учительства пастырей и церкви, сами восхищают это недарованное им право. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к церковному учительству и извращаемых иномыслящими с Православной Церковью Мк.4:11:25 . «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Объяснение. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Своё учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14:4:10:34 ; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28 ; 1Кор.12:28 , и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2 . Мк.9:38–39 . «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Объяснение. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы та же участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13–16 . Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11–13 ; 1Кор.12:29 ; Тит.1:5 . Мк.13:37 . «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Объяснение. Господь говорит здесь только о заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40–41 . К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19–20 . Лк.12:8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объяснение. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:38 ; 1Ин.4:15 ; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28–29 ; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Далее, для этой борьбы нам предлагается оружие. «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14–17). Вот оно, христианское вооружение. Истина, которой должны быть препоясаны чресла, – это стояние ума в христианских догматах и трезвенность в помышлениях. Правильное догматическое сознание есть лучшая защита от повреждения ума. Мы познаем истину не только сердцем, но и в учении. И это учение нужно знать, ибо оно есть часть нашего вооружения. Броня праведности. Новозаветная праведность есть праведность двусторонняя, не только внешняя, но и внутренняя. Это и внешняя жизнь по заповедям Божиим, и внутренняя чистота сердца. Новозаветная праведность – это не наша праведность, но праведность Христова, которой мы приобщаемся в Теле Его, в Церкви, по степени нашей веры, смирения и покаяния. Затем Павел призывает обуть «ноги в готовность благовествовать мир». Постоянная готовность к благовествованию должна быть нам как обувь, т. е. без нее христианин не может никуда выйти из дома, она всегда с ним. «Но разве все должны благовествовать?» – спросит кто-то. Не все. Но готовы должны быть все! Как и говорит апостол Петр: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Так что готовность к проповеди есть для нас такая же обязанность, как и готовность солдата к бою, хотя он может никогда и не вступить в поединок. «Щит веры», угашающий «раскаленные стрелы лукавого». Прежде всего, что это за стрелы? Это греховные мысли, каждая из которых способна зажечь страстями душу, как зажигались древние деревянные города от попадания одной зажженной стрелы. Щитом веры следует отражать помыслы сомнения, уныния, похоти, тщеславия, иначе один сильный пожар может уничтожить все, накопленное годами.

http://pravoslavie.ru/117592.html

Догматическое богословие относит святость к катафатическим 5 свойствам Божиим. Это означает, что «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре», и что «так как Он чист от греха и не может согрешить, то Он любит в тварях добро и ненавидит зло» 6 , «святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенное с чистотой от греха» 7 . Поэтому уже в ветхозаветном откровении внешнее выделение чего-то для посвящения Богу имело глубокий духовно-нравственный смысл и ставилось в тесную связь со святостью Бога, абсолютно чуждого всякого греха, обладающего всецелой полнотой нравственного совершенства. Достижение святости, как приобщения к святости Божией, было неоднократно объявлено задачей для каждого человека: «будьте святы, ибо Я свят» ( Лев.11:44 , см. также Лев.11:45;19:2;20:7;20:26 ) и подразумевало не просто отделенность от других народов, но стремление к нравственному совершенству 8 . Именно в этом состоял смысл многочисленных ритуальных предписаний, которые сами по себе не делали человека праведным и святым и не были угодны Богу, о чем неустанного говорили пророки 9 . Напоминанием о том, что для святости недостаточно жертв и приношений, что она имеет гораздо более высокое содержание и неотделима от требований нравственной чистоты, правды, милосердия и любви, пророки возвещали грядущую полноту новозаветной святости. В Новом Завете слово «святой» усвояется непосредственно Богу ( Лк.1:49 ; Ин.17:11 и др.). Более 100 раз встречается упоминание о Святом Духе ( Мф.1:18 ; Мк.13:11 ; Лк.1:15 ; Ин.7:39 и др.), святым назван Господь Иисус Христос ( Мк.1:24 ; Лк.1:35 ; Деян.3:14 и др.). Слово «святые» часто, особенно в посланиях апостола Павла, употребляется и по отношению ко всем вообще христианам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ); «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах» ( Флп.1:1 ); «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» ( Еф.1:1 ) и пр. Именование христиан святыми имеет отчасти ветхозаветный оттенок и означает «выделенные на служение Богу». Но Искупление дает этому названию и более глубокое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен – это тот, кто руководит всей жизнью обители, материальной и духовной. 8 октября, в день светлой памяти преподобного Сергия, настоятели всех монастырей нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом собрались у его святых мощей. В день, когда мы верим, что он как никогда близок нам, настоятели русских монастырей молились единым сердцем и едиными устами вместе с народом русским, съехавшимся сюда со всех концов страны. С благоговением, радостью и смирением духовное воинство собралось у своего предводителя. Воины никогда не покидают свои посты просто так. Когда воинство собирается – быть походу, быть войне. И в этой войне можно стать или победителем, или проигравшим – третьего не дано. Ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). И под знаменами Христа под предводительством преподобного Сергия монашеское воинство шло побеждать. Яко с нами Бог. Денис Ахалашвили , ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря 13 января 2015 г. Рейтинг: 10 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Любовь Наумова 6 марта 2015, 09:50 Спасибо, Денис , за Ваши душевные повествования. Легко и красиво пишете, читаю , наслаждаюсь , проникаюсь духом содержания. Храни Вас Бог! Татьяна Соболь 15 января 2015, 19:41 братья и сестры постите меня ради Христа .япрошу ваших молитв за внучку мою иулию она рожает болеет уже 18 часов.спаси Господи. mila t 14 января 2015, 08:13 О священне главо светоносне Богоносне Отче наш Сергие моли Бога о нас ! Ирина 13 января 2015, 19:38 Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас. Не оставь нас в трудный час. Помоги нам! Ксения 13 января 2015, 19:04 Преподобный Сергей Радонежский моли Бога о нас!!! Елена 13 января 2015, 16:51 Как для чего? Живем в такое время, когда правители большинства стран мира ополчились на нашу православную Русь, а почему? Да потому ,что Мы православные и с нами Бог. Но они не понимают , что весь мир еще держится только на нашей Руси на молитвах наших монахов, священников и верующих людей!

http://pravoslavie.ru/76449.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010