Воля падших духов направлена только ко злу, хотя они и сохраняют формальную свободу: из многих зол они могут выбрать какое-нибудь одно, но выбирать между добром и злом они уже неспособны. Покаяние для них невозможно. Вопрос о возможности для них покаяния в прошлом в Предании решается неоднозначно. Некоторые считают, что с момента падения для духов уже не было возможности покаяния. Согласно другому мнению, такая возможность была утрачена злыми духами после соблазнения человека. Злобная деятельность падших духов в мире на уровне общественном состоит в стремлении распространить свое царство. В чем конкретно выражается это стремление? Например, в искушении прародителей, в установлении духовной власти над земными царствами. В Мф.4:8–9 сатана говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему. Возможно, что (по привычке) он преувеличивает, однако эта власть все-таки значительна, иначе Господь и не назвал бы его «князем мира сего» ( Ин.12:31, 14:30 ). Одним из самых могущественных средств для распространения царства падших духов является язычество. Особенно ярким проявлением бесовского чаяния в мире являются различные сатанинские учения, теософия, оккультизм. Несомненно, что ереси и расколы в Церкви, гонения на Церковь также инспирируются духами злобы. Пытаясь распространять свое царство, они противодействуют Царству Божию и стремятся его разрушить. Во время земной жизни Спасителя сатана искушал Его в пустыне, использовал в своих целях книжников, фарисеев, даже пытался действовать через ап. Петра ( Мф.16:22–23 ). В конце концов, сатана овладел Иудой ( Ин.13:26–27 ). Падшие духи противодействуют распространению Евангелия, в Мф.13:24–30, 36–43 Господь говорит о диаволе как о враге, который всевает плевелы там, где Господь сеет доброе семя. Особенно царство сатаны усилится при конце мира, когда, согласно Откр.20:7 , сатана будет освобожден из своей темницы. Ап. Петр говорит, что диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). До Крещения каждый человек находится во власти злых духов, поэтому Священное Писание, говоря об обращении язычников в христианство, обычно называет его «обращением от власти сатаны к Богу» ( Деян.26:18 ) или «избавлением от власти тьмы» ( Кол.1:13 ). Принявший Крещение человек получает возможность освобождаться от власти злых духов, но только при условии, что его жизнь есть непрерывная брань, согласно Еф.6:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Но если бы имел он попечение о Богопочитании, то никак не потерпел бы, чтобы дети столько вредили оному, то есть нарушали богослужение; но постарался бы тотчас искоренить беззаконие в собственном своем доме, потому что стражами закона были и сии священники, вознамерившиеся нарушать закон. И он или вразумил бы их законно, в случае послушания, или, в случае непокорности, отрешил, по преданию закона, потому что был и священником, и судией, и слову его внимал весь народ. Тогда совершенно избежал бы он Божия гнева; но, попустив худые поступки детей, справедливо и сам на себе испытал постигший гнев. Посему не Бог виновен: яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем (Пс. 91:16). А что законное вразумление состоит в наказании, сие видно из следующего слова. У праведного Иова сказано: Блажен же человек, егоже обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит и паки возставляет (Иов 5:17–18). Так и апостол советует отцам воспитывать чад в наказании и учении Господни (Еф. 6:4). Итак, Божественное Писание справедливо говорит об Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их; ибо Илий не имел той ревности по Богу, какую приобрели святые, но угодливость детям предпочел чаянию лучшего. Всякий здравомыслящий знает, какой сострадательностью облечен был породивший нас благовествованием; имел Он в Себе утробы щедрот, благость… долготерпение (Кол. 3:12); но как скоро слышал, что кто-нибудь из живущих в другой стране согрешил, не терпел сего и не молчал, но тотчас поручал предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:5). А блаженный апостол Петр, не одобряя пренебрежения к Божественному, признал недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками от Бога, сынов и дщерей своих закалали в угождение бесам. А Илий, будучи иереем, когда мог действовать, не обращал внимания на такое беззаконие. К уцеломудрению их не употребил ни наставления, ни телесного наказания, ни жестокого слова за осквернение священных жертв, когда в угождение бесам собственными своими руками убивали они детей своих пред всяким сеннолиственным деревом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

мощей, повествует история всех веков, равно как благодатный дар сей не иссяк еще и в наше время. К почитанию мощей относится еще хранение и чествование других останков от святых Божиих: такова, например, риза Христа Спасителя и Богоматери, вериги апостола Петра и проч. Почитание таковых останков основывается на священном Писании, которое указывает и примеры и благотворные следствия оного. Так, кровоточивая жена получила исцеление от одного благоговейного прикосновения к одежде Иисуса Христа ( Мф. 9:20, 21 ). Платки и полотенца апостола Павла, с благоговением употребляемые верующими, сообщали им исцеления от болезней ( Деян. 19:12 ). § 352. Призывание святых Почитая святых угодников Божиих, святая Церковь учит еще призывать их, т. е. обращаться к ним с благопотребными прошениями, не так конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу, и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Им и нами, и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством. Таковое призывание святых основывается: а) На священном Писании. Сюда относятся а) те места, где внушается, что христиане обязаны молиться друг за друга, и что молитвы святых имеют великую силу пред Богом. Так, например, апостол Иаков говорит: молитеся друг за друга: много бо может молитва праведнаго споспешествуема ( Иак. 5:16 ). Так, еще сам Бог повелел Авимелеху просить за себя молитв у Авраама ( Быт. 20:7 ), друзьям Иова у сего праведника ( Иов. 12:7–9 ); израильтяне просили молитв у Самуила ( 1Цар.7:8 ); апостол Павел – у своих учеников ( Рим. 15:30, 31 ; Еф. 6:18, 19 ; Кол. 4:2 ). Далее б) те места, где говорится, что отшедшие святые не престают молиться за живущих и помогать им. Так апостол Иоанн видел, что четыре старца держат пред Агнцем фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых ( Отк. 5:8 ); апостол Петр обещает ученикам и по исходе своем пещись о их благе ( 2Пет. 1:15 ); Маккавей видел в видении, что Ония первосвященник и пророк Иеремия принимали живое участие в судьбе народа Божия ( 2Мак. 15:12–14 ). Наконец в) те места, из которых видно, что Бог ради умерших святых оказывает милость живущим. Так Моисей преклоняет Бога на милость к израильтянам ради Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 32:13 ); ради Давида Бог многократно смягчает гнев свой на потомков его царей израильских ( 3Цар. 11:12, 15:4 ). Пророку Иеремии прогневанный Бог говорит: аще станут Моисей и Самуил предо Мною, несть душа моя к людем сим (гл. 15:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Протестантам, которые якобы высоко ценят Священное Писание, надлежало бы признать Покаяние таинством, поскольку оно неоднократно засвидетельствовано в Евангелии как установленное непосредственно Христом и Его словами, обращенными к апостолам ( Мф. 18, 18 ; Ин. 20, 22—23 ). Несмотря на это, в КЕС нет ни слова о таинстве Покаяния — ни в связи с Крещением, ни даже в связи с Евхаристией, к которой таинство Покаяния служит предварительной подготовкой через обязательную предпричастную Исповедь! Такое умолчание объясняется тем, что экуменистам вообще нужно покаянное настроение души как предварительное условие для приступания к таинству исповедания своих грехов и покаянного самообвинения за них на Исповеди, покаяние всех конфессий в грехе разделения, причем оно требуется и от Православной Церкви наряду со всеми прочими организациями ВСЦ. Кроме этого, столь неуместного «покаяния» экуменизм не интересуется и не требует никакого личного сакраментального покаяния от согрешившего человека! Однако личное покаяние души перед Богом есть основа и начало правой веры в Христа Спасителя, Который начал Свою общественную проповедь призывом: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» ( Мк. 1, 15 ), а закончил ее словами: «Иже веру имет и крестится, спасен будет!» ( Мк. 16, 16 ). Св. ап. Петр в день первой христианской Пятидесятницы обратился к народу тоже с призывом: «Покайтесь, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимите дар Святаго Духа» ( Деян. 2, 38 ). В этих апостольских словах содержится полное указание на три основных церковных таинства: Крещение — как начало христианской жизни; Покаяние — не только как предварительное условие для Крещения, но и как его последующее постоянное обновление через таинство Покаяния; и на благодатной основе таинства Миропомазания — обличение в нового человека, который «обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол. 3, 10 ) посредством даров Св. Духа, принося плоды Духа «во всякой благости, праведности и истине» ( Еф. 5, 9 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Вследствие сего приличнейшим считаем начать обозрение латинства с заблуждения его о Церкви. Отдел первый. О заблуждении в учении о церкви Один Христос есть глава Церкви, как учит апостол: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкви, и Той есть спаситель тела ( Еф. 5:23 ). Если же архиереи, управляющие церквами, и именуются главами оных: то сие должно принимать в таком смысле, то они суть местоблюстители Христовы, каждый в своей области и главы частные, по словам Писания: внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею ( Деян. 20:28 ). А пастыреначальник есть Иисус Христос, как говорит Петр: явльшуся пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец ( 1Петр. 5:4 ). (Правосл. исповед. ч. 1, отв. на вопр. 85, стр. 68. Спб. 1840 г.) § 72. Сущность сего за6луждения Основываясь на свящ. Писании ( Ефес. 1:22–23, 4:11–16, 5:23 ; Кол. 1:18 ) и свящ. Предании 427 , христиане православные исповедуют, что Церковь , состоя из паствы и иерархии, поставленных между собою в известном отношении и подчиненных верховному судилищу соборов, имеет главою своею самого Господа Иисуса Христа, как основателя, законодателя и пастыреначальника ее, который и управляет ею невидимо чрез Духа Святого. Между тем латины, признавая, на том же основании, Господа Иисуса Христа невидимою главою Церкви, утверждают при этом от себя, что необходимое в ней управление сосредоточено в лице епископа римского, который вследствие сего признается у них видимою главою Церкви, высшею вселенских соборов и непогрешимою в Вере 428 . § 73. Исторический очерк его Мысль о таком значении в Церкви епископа римского появилась на Западе весьма рано, и развивалась там постепенно. Еще во Втором веке папа Виктор (†203 г.), когда возобновился вопрос о праздновании Пасхи, возникший при Аниките (162–167 г.), с гордою запальчивостию произнес отлучение на всех, кто не следовал в том римскому обычаю, тогда как не следовавшие ему оправдывали себя ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

«Посему (т. е. ради того, что Он пострадает за грехи людей) Он получит в наследие и разделит добычу людей сильных за то, что (зане) Он предан был на смерть и сопричислен к злодеям (со беззаконными вменися), между тем Он понес (вознесе) на Себе грехи многих и предан был на смерть за их беззакония» (12 ст.). Под наследием, как выше под семенем (10 ст.), разумеются все верующие в Иисуса Христа. «Той наследит многих (говорит блаж. Иероним), чтобы вместо части Господней Иакова и наследственного удела Его – Израиля ( Втор. 32:9 ) уверовали в Него приходящие с востока и запада, и возлегли в царстве Божием с Авраамом, Исааком и Иаковом» ( Мф. 8:11 ). В других местах Писания верующие в Иисуса Христа называются достоянием Его: проси от Мене и дам ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли ( Пс. 2:8 ). Словами и крепких разделит корысти выражается та мысль, что язычники, которых Господь сделает Своим достоянием или наследием, прежде этого были добычею или во власти диявола. Иисус Христос, победив этого сильного врага рода человеческого, расхитил дом его: всем, бывшим во власти его, даровал свободу и «разделил их (говорит бл. Иероним) между Своими апостолами так, что свв. Петр, Иаков и Иоанн сделались начальниками обрезанных, а свв. Павел и Варнава были посланы к язычникам» (необрезанным). – В словах со беззаконными вменися – под беззаконными св. Марк разумеет двух разбойников, распятых вместе с Иисусом Христом: и с Ним распяша два разбойника, единаго одесную, и единаго ошуюю. И сбыстся Писание, еже глаголет: и со беззаконными вменися ( Мк. 15:27–28 . Подобное этому пророчество имеется у псаломопевца: привменен бых с нисходящими в ров ( Пс. 87:5–6 ). – Выражение: Той грехи многих вознесе образное; образ речи взят с ветхозаветных жертв о грехе или за грехи ( Лев. 5:5 ). Приносивший эту жертву обыкновенно полагал руку свою на голову жертвенного животного, исповедуя при этом свой грех, и тем как бы слагал на него ответственность за грех . Применительно к этому Иисус Христос, Себя Самого отдавший добровольно в жертву за грехи рода человеческого, называется Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира ( Ин. 1:29 ). Этот же образ речи удерживается и в новозаветном Писании, где говорится об исполнении сего пророчества (см. Еф. 2:3 ; Кол. 2:13–15 ; 1Пет. 1:18–19; 2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

III. «В благоустроенном обществе должно искать преемника там, где предшественник оставил достоинство свое по смерти». Что ап. Петр не имел достоинства князя апостолов, главы Церкви, а только первенствовал в лике апостольском, это мы уже видели; а что в благоустроенном обществе должно искать преемника там, где предшественник оставил достоинство свое по смерти, это – вопиющая ложь. Здравый разум говорит, что личное достоинство принадлежит только тому лицу, которому усвоено оно, и что никак не может быть усвоено оно местом каким-нибудь, без нарушения законов справедливости. Так, из истории гражданской знаем, что государи, путешествуя по своему царству и управляя им по-царски везде, где только бывали, оканчивали иногда жизнь свою вне столицы, в каком-нибудь другом городе своего царства. В праве ли города эти требовать, чтобы, по кончине в них государя, все прочие правители их были государями же? Знаем и из церковной истории, что некоторые и из епископов римских умирали вне Рима, напр. Kлuмehm I в Понте, Понтиан в Сардинии, Uoahh I в Равенне, Агапит в Константинополе, Иннокентий IV в Неаполе; однако ни Понт, ни Сардиния, ни Равенна, ни Константинополь, ни Неаполь не приобрели чрез это права на то, чтобы в них жили мнимые главы Церкви вселенской. Знаем, наконец, и то, что в Иерусалиме скончал дни плоти своея ( Евр. 5:7 ) Господь Иисус Христос, истинная глава Церкви ( Еф. 1:22–23; 4:11–16; 5:23 . Кол. 1:18 ): между тем епископу иерусалимскому и латины не усвояют права быть преемником Господа, как главы Церкви. Притом, чтобы первенство ап. Петра (личное достоинство его) было собственностию города Рима и неразлучно пребыло навсегда с стенами Ватикана, на это нет ни повеления от Господа Иисуса Христа, ни соизволения от Его апостолов. Посему напрасно стали бы говорить латины даже то, что – IV. Епископ римский есть истинный и законный преемник ап. Петра, как первого в апостольском лике. Таковым преемником сего апостола справедливо был бы тот, кто преемствовал бы ему собственно в первенстве его, а не в блюстительстве вообще над паствою.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Злые духи очень «трудолюбивы», они непрестанно борются за осуществление своих целей – как на социальном, так и на индивидуальном уровне. На уровне общественном деятельность злых духов состоит в стремлении распространить свое царство. Примерами такой деятельности служат искушение прародителей, установление духовной власти над земными царствами. В Мф.4:8–9 сатана говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему. Очевидно, что он преувеличивает, однако эта власть все-таки значительна, иначе Господь не назвал бы его князем мира сего ( Ин.12:31 ). Одним из самых могущественных средств для распространения царства падших духов является язычество. О ханаанских народах в Священном Писании говорится, что они приносили своих сыновей и дочерей в жертву бесам (см.: Втор.32:17 , Пс.105:37 ). Ярким проявлением бесовского влияния в мире идей являются различные сатанинские учения, оккультизм и т. п. Несомненно, что ереси и расколы в Церкви, гонения на Церковь также инспирируются духами злобы. Пытаясь распространять свое царство, они противодействуют Царству Божию и стремятся его разрушить. Во время земной жизни Спасителя сатана искушал Его в пустыне, использовал в своих целях книжников, фарисеев и даже пытался действовать через апостола Петра (см.: Мф.16 ). В конце концов сатана овладел Иудой (см.: Ин.13 ). Падшие духи противодействуют распространению Евангелия. В Мф.13 Господь говорит о диаволе как о враге, который всевает плевелы там, где Господь сеет доброе семя. Особенно царство сатаны усилится при конце мира, когда, согласно Откр.20:7 , сатана будет освобожден из своей темницы. Помимо того что падшие духи пытаются реализовать свои глобальные планы, они воздействуют и на каждого человека индивидуально. Ап. Петр говорит, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). До крещения каждый человек находится во власти злых духов, поэтому Священное Писание, говоря об обращении язычников в христианство, называет его обращением от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ), или избавлением от власти тьмы ( Кол.1:13 ). Принявший крещение человек получает возможность освободиться от власти злых духов, но только при условии что его жизнь будет непрерывным противостоянием им (ср.: Еф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Например, в искушении прародителей, в установлении духовной власти над земными царствами. В Мф. 4, 8-9 сатана говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему. Возможно, что по привычке он преувеличивает, однако, эта власть все-таки значительна, иначе Господь и не назвал бы его «князем мира сего». Одним из самых могущественных средств для распространения царства падших духов является язычество. В Пс. 37 говорится, что язычники приносили своих сыновей и, рей в жертву бесам. Особенно ярким проявлением бесовского влияния в мире являются различные сатанинские учения, теософия, оккультизм. Несомненно, что ереси и расколы в Церкви, гонения на Церковь также инспирируются духами злобы. Пытаясь распространять свое царство, они противодействуют Царству Божию и стремятся его разрушить. Во время земной жизни Спасителя сатана искушал Его в пустыне, использовал в своих целях книжников, фарисеев, даже пытался действовать через апостола Петра (Мф. 16). В конце концов, сатана овладел Иудой (Ин. 13). Падшие духи противодействуют распространению Евангелия, в Мф. 13 Господь говорит о диаволе как о враге, который всевает плевелы там, где Господь сеет доброе семя. Особенно царство сатаны усилится при конце мира, когда, согласно Откр. 20, 7, сатана будет освобожден из своей темницы. Помимо того, что падшие духи пытаются реализовать свои глобальные планы, они работают индивидуально с каждым человеком. Ап. Петр говорит, что «диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). До Крещения каждый человек находится во власти злых духов, поэтому Свщ. Писание, говоря об обращении язычников в христианство, обычно называет его «обращением от власти сатаны к Богу» (Деян. 26, 18) или «избавлением от власти тьмы» (Кол. 1, 13). Принявший Крещение человек получает возможность освобождаться от власти злых духов, но только при условии, что его жизнь есть непрерывная брань, согласно Еф. 6, 12. Каким образом может воздействовать падший дух на человека? Во-первых, он может воздействовать на душу человека. Это выражается, например, в ослеплении ума, неспособности видеть и воспринимать истину. Ап. Павел говорит:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Более же о любви и должности к жене, родителям, детям, другом и рабом достаточно письмо святое тебе наставления подает и для того оное читай прилежно и тщись по оному поступать. V В службе государю и государству должен ты быть верен и прилежен во всяком положенном на тебя деле; так о пользе общей, как о своей собственной, прилежать и государю, яко от Бога поставленной над тобою власти, честь и повиновение отдавать, яко и Господь сам учит: „воздаждь Богу божие, а царю царево“ ( Мф.22:21 ); апостол Павел повелевает – властем повиноватися так за очи, как в очи, равно как самому Богу ( Рим.13:1 ; Еф.6:5 ); Петр же и то изъясняет, еже раби должны повиноватися властем, не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет.2:18 ). По сему, если случится на тебя гнев государев, не злобствуй на него, но рассуждай, что сие по твоей вине, или по неповинному оклеветанию от кого, терпишь и приемли со благодарением, яко от Бога посланное наказание. Главное же повиновение собственно в том состоит, что ни от какой услуги, куда бы тебя ни определили, не отрицайся и ни на что сам не называйся, если хочешь быть в благополучии; яко тот 39 же Павел поучает рабов: „в оньже и звани бысте во едином теле и благодарни бывайте“ ( Кол.3:15 ), и хотя сии слова апостольские всякому без сумнения принять за закон непоколебимый должно, ибо словеса их словеса Христовы суть, яко сам рек: „слушаяй вас, мене слушает“ ( Лк.10:16 ), а о твердости словес своих сказа: „небо и земля мимоидет, словеса же мои не прейдут“ ( Мф.24:35 ); однако ж мы некогда 40 по слабоверию нашему лучше на других прикладах видимых, нежели на законе, утверждаемся и для того я тебе в пример мое собственное искусство представляю. Родитель мой, в 1704-м году отпуская меня с братом в службу, сие нам накрепко наставлял, чтоб мы ни от чего положенного на нас не отрицались и ни на что сами не назывались и когда я оное сохранил совершенно и в тяжчайших трудностях благополучие видел, а когда чего прилежно искал, или отрекся, всегда о том сожалел, равно же и над другими то видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010