I. Отношение Бога Промыслителя к духам добрым § 40. Сохранение и управление Божие миром ангельским Промышление Божие об ангелах, как и о всех сотворенных существах, состоит в сохранении их бытия и в управлении ими, или направлении их к цели их бытия. Что ангелы сохраняются в бытии Богом, это понятно само собою. Хотя они духовны по своей природе, но как не имеющее живота в себе ( Ин.5:26 ), а получившие бытие от Источника жизни ( Пс.35:10 ), необходимо нуждаются в помощи всесохраняющей силы Божией для продолжения своей жизни и, подобно всем тварям, от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу ( Пс.103:27 ). Бог держа все, следовательно и ангелов, словом силы Своей ( Евр.1:3 ), все животворящим ( 1Тим.6:13 ), в Его руке душа всего живущего ( Иов.12:10 ), значит и ангелов. Бессмертие их есть бессмертие не по естеству, а по благодати, ибо все имеющее начало по естеству имеет и конец. Посему они одинаково со всеми прочими созданиями призываются к прославлению Бога Вседержителя: хвалите Его, все Ангелы Его ( Пс.148:2 ). В зависимости же от Бога находится и такое нравственное состояние оставшихся верными Ему ангелов, что они не могут отпасть от Него и вообще грешить. Бог есть производящий все во всех ( 1Кор.12:6 ), а посему не по естеству, а по благодати Божией ангелы пребывают и будут пребывать в неизменно добром нравственном состоянии (Прав. Испов. 20 вопр.). Управление Божие миром ангельским состоит в том, что Бог направляет и содействует ангелам в достижения цели их бытия – совершенства и блаженства. Откровение в подробных чертах изображает действия управления Божия миром ангельским. Оно учит, что они премудростью Божьею ведутся к достижению цели их бытия прямыми и косвенными путями: прямо – чрез употребление их Богом соответственно их назначению на непосредственное служение Самому Себе, и косвенно – чрез употребление их на служение людям и природе, в качестве орудий промышления Божия о вселенной и о человеческом роде. § 41. Служение ангелов Богу Ангелы служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, покланяются Ему и прославляют Его. Так, пр. Исаии видел, что вокруг Него стояли Серафимы… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис.6:2, 3 ; сн. Иез.3:12 ). Св. Иоанн Богослов свидетельствует о горних силах, что они ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр.4:8; 7:11–12 ). Пр. Даниил так же удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, и тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан.7:10 ). И по словам Спасителя, ангелы всегда (δι παντς) видят лице Отца Моего Небесного и исполняют на небесах Его волю ( Мф.18:10; 6:10 ). Они служат и Сыну Божию, пребывающему одесную Бога Отца ( 1Пет.3:12 ; Еф.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

“Мы должны молиться за всех людей” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 7 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 1 Спасение мира по учению старца Силуана “Любите все создание Божие”, — говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу (Еф 4:25). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас. Всеобщее заступничество Преподобный Силуан Афонский говорит именно об этом все­ленском единстве: “Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир” (с. 153) 2 . В первую очередь старец Силуан твердо убежден, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Затем перед ним складывается картина “всецелого Адама” с идеей, на которой он настаивает: мой ближний — это я сам. Наконец, он уверен, что в Божественный замысел входит спасение и преображение не только людей, но и всего мира. Как пишет отец Софроний, одной из характеристик старца Силуана было то, что он молился за умерших, томящихся в аду, в удалении от Бога (см. с. 23). Это всеобщее заступничество, о котором проповедует преподобный Силуан, нельзя назвать ни сентиментальным, ни утопическим. Напротив, оно основывается на очень ясном библейском изречении: [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Это самое место арминиане в XVII веке предъявляли кальвинистам в качестве опровержения учения последних о двойном предопределении 3 ; этот текст вдохновлял на проникновенную проповедь миссионера XVIII века Джона Уэсли 4 ; наконец, это постоянно держат в уме афониты XX века. Итак, преподобный Силуан говорит: “Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась Любовь Божия всем хочет спастись ” (с. 117, 138).

http://pravmir.ru/myi-dolzhnyi-molitsya-...

     В апостольском зачале Недели по Богоявлении мы читаем следующие слова: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А восшел что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:7–10). Итак, апостол Павел утверждает, что Христос «нисходил… в преисподние места земли». Здесь мы видим библейское свидетельство о том, что Христос после Своей смерти сошел в ад. В подкрепление этой мысли можно привести и другие цитаты: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18–20); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6). Каким образом Господь сошел в ад? Состояние Христа Спасителя по смерти, у апостола выраженное фразой «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», хорошо передано в известном пасхальном тропаре из Триоди Цветной: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По церковному песнопению, Христос сходил в ад Своей душой, будучи в то же время телом во гробе. Схождение Христа во ад – таинственная тема, которая ставит ряд вопросов перед нами. Например: кому проповедовал Христос в аду? Согласно сообщению апостола Петра, Иисус благовествовал духам тех, кто погиб в водах потопа во времена Ноя. Однако некоторые толкователи расширяют этот круг и говорят о проповеди душам всех людей, живших до Христа. А некоторые идут еще дальше и высказывают предположение, что проповедь Христа ожидает душу всякого человека, умершего не только до первого пришествия Христа, но и после него. И эта мысль не лишена оснований, ведь все действия Христа носят абсолютный характер и имеют значение для всех людей, когда-либо живших на земле.

http://pravoslavie.ru/118734.html

Беседа на Песнь Песней 1. Все движения души «Бог Строитель» ( Евр.11:10 ) создал ко благу. Но в нашей жизни часто случается, что вещи, по природе благие, при злоупотреблении ими ведут нас ко греху. Одно из движений души – любовь: мы правильно распоряжаемся ею, если любим мудрость и истину; когда же наша любовь опускается до худшего, мы любим плоть и кровь. Ты же, «как... духовный» ( 1Кор. 3:1 ), духовно вслушивайся в любовные слова Песни и учись движения твоей души и горение природной любви преображать к лучшему, как написано: «Люби ее, и она... охранит тебя, окружи ее, и она возвысит тебя» ( Притч. 4:6, 8 ). «Мужья, любите своих жен» ( Кол 3:19 ), – сказал Апостол, но не остановился на сказанном: «Мужья, любите своих жен». Он знал, что любовь мужей даже к собственным женам бывает постыдной, знал, что она бывает и угодна Богу, и, уча, как должны мужья любить своих жен, добавил: «Мужья, любите своих жен, как... Христос ... Церковь » ( Еф.5:25 ). Это мы сказали в виде вступления к тому, что будет изложено далее. 2. «Пока Царь в покое Своем» ( Песн 1:11 ) – «преклонился, заснул как лев " и как львенок ( Чис. 24:9 ) – друзья Жениха обещали Невесте, пока Он не встал, «сделать ей подобия золота... и серебра» ( Песн 1:10 ), ибо у них нет золота, как у Жениха. Здесь в иных словах возвещаются страдания Жениха, поэтому не неразумно отвечает Невеста: она разумеет тайну Страстей, и, услышав: «Подобия золота сделаем тебе с серебряными знаками, пока Царь в покое Своем», отвечает: «Нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок – брат мой у меня посреди грудей моих пребудет» ( Песн 1:11–12 ). Как же мы согласуем предшествующее: «Пока Царь в покое Своем» с последующим: «Нард мой издавал благовоние свое»? Рассказывает Евангелие, как «пришла женщина с алавастром благовония, нарда неподдельного, драгоценного» ( Мк. 14:3 ), не та, что грешница, нет, сейчас моя речь о святой; ибо Лука ( Лк. 7:37 ) рассказывает о грешнице, а Матфей, Марк и Иоанн ( Мф 26:7 ; Мк 14:3 ; Ин 12:3 ) – не о грешнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

Глава 1. Похвала филиппийским христианам за любовь к братьям-узникам и за твердость в вере. Поликарп и с ним пресвитеры – Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам. Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви, и как прилично было вам, проводили связанных священными узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому, что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог , «расторгнув узы» ада ( Деян.2:24 ). Вы, " не видев... Его, веруете, и, веруя.., радуетесь радостию неизреченною и преславною» ( 1Пет.1:8 ), – каковой многие желают достигнуть, – зная, что вы спасены благодатью, не делами ( Еф.2:8–9 ), но по воле Божией чрез Иисуса Христа. Глава 3. Не по гордости пишу это. Павел – ваш учитель. Это пишу вам, братья, о праведности не по собственному притязанию, но потому, что вы сами вызвали на то меня. Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который находясь у вас, пред лицом живших тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины, и после, удалившись от вас, писал вам послания. Вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере, которая " есть матерь всех нас» ( Гал.4:26 ), за которою следует надежда и которой пришествует любовь к Богу, ко Христу и ближнему. Кто в них пребывает, тот исполнил заповедь правды. Ибо имеющий любовь далек от всякого греха. Глава 4. Будем избегать сребролюбия, и вразумлять самих себя, жен и вдов. Начало же «всех бед есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). Итак, зная, что «мы ничего не принесли в мир... и ничего не... вынесем /из него/» ( 1Тим.6:7 ), вооружимся оружиями правды, и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других, равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем учить вдов, чтобы они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока, и знали, что они – жертвенник Божий, что Бог все видит и от Него ничто не сокрыто, ни мысли, ни намерения, и никакие сокровенные чувствования сердца. Глава 5. Обязанности диаконов, юношей и дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

Глава LIV В этой главе, служащей продолжением предыдущей, рисуется создание Церкви Божией, Христианской, не ограниченной народом Израильским, но обнимающей все народы, причем Израильтяне не исключаются из среды ее. Разница между сынами Израиля и всеми другими народами заключается в том, что Израиль представляется женой, отверженной Супругом ее, который прощает ее и снова принимает ее (ст. 4–7), а остальные народы изображаются женой не имевшей мужа (ст. 1), но оба эти образа сливаются в одну общую церковь Христианскую, к которой глаголет Господь в ст. 13–17 и которую Он обещает хранить в веки. Общее значение этих последних стихов может быть высказано в словах Господа Иисуса: „Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство.“ ( Лк. 12:32 ). 1 . Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. 2 . Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; 3 . ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. До явления миру света, истины и благодати Господом нашим Иисусом Христом мир языческий уподоблялся незамужней женщине-блуднице, не рождавшей и бесплодной. Но церковь Христова из язычников, основанная посреди этой доселе бесплодной страны, соделалась матерью бесчисленных чад „от Бога рожденных“ ( Ин. 1:12 ). Поэтому и говорит новообращенным бывшим язычникам, Ап. Павел: „Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире“. ( Еф. 2:12 ). К этим то язычникам и относится глагол Господень, изреченный через раба Божия Исаию. Замечательно еще, что подобные же пророчества произносил и прежде пророк, но в более прикровенном виде. Напомним, что в главе 24 изображено сетование всей вселенной (ст. 4, 6) но в гл. 32, когда объявляется о вечном Царе правды (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви . Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем В. ц. в. является Богоучрежденный вселенский епископат (см. Епископ ) - преемник Собора апостолов . Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных Церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между Поместными Православными Церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им В. ц. в. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, к-рое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами Церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи (см. ст. Поместные Соборы ); после Миланского эдикта (313) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские Соборы (см. Вселенский Собор ), к-рых в истории Церкви было 7. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских Соборов стал Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории Церкви были и такие Соборы, к-рые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся Поместные Соборы, правила к-рых вошли в канонический свод, а также К-польские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в К-поле 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения к-рых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправосл. значение, может служить Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Хотя более 12 веков правосл. Церковь живет без Вселенских Соборов и вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в наст. время не имеет высшей власти.

http://pravenc.ru/text/161097.html

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да приидет Царствие Твое! 1. Обяснение второго прошения молитвы Господней В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» ( 2Кор.3:5 ), ни творить что-либо благое без Бога ( Ин.15:1–5 ), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие. II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» ( Деян.7:48 ), сколько «внутрь» нас ( Лк.17:21 ), избирая обителью Своею сердца, любящие Его ( Ин.14:23 ); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена ( Еф.2:14 ), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обстоятельства написания послания к Титу. Освободившись из Римских уз, св. Апостол Павел, вместе с Ап. Тимофеем ( Еф. 3:23 ), как обещал Филиппийцам (1:25), прибыл на Восток морем. На пути он остановился на острове Крите, где был раньше мимоездом, когда узником был отправлен в Рим ( Деян. 27:7 ). Ему сопутствовал и Тит. Пробывши на Крите около года, Ап. Павел вместе со своими сотрудниками обратил здесь многих ко Господу (1:5), так что явилась необходимость во многих пресвитерах и епископах, которым и поставил Павел Тита (как свидетельствуют о сем Апостольские постановления и Амвросиаст ), поручив ему поставить повсюду пресвитеров. Сам Ап. Павел отправился в Малую Азию, решившись зимовать в Никополе (Киликийском – недалеко от своего родного города Тарса). Вскоре Павел пожелал видеть у себя Тита, чтобы преподать ему, как новоначальному епископу, разные наставления и правила церковной жизни. Но так как для скорого путешествия время было неблагоприятное, то он написал Титу послание, в котором преподал неотложные руководственные указания, соответственные религиозно-нравственному состоянию Критской паствы и тому положению, в котором находился св. Апостол Тит среди Критян, из коих одни были христиане, а другие оставались язычниками, нередко продолжавшими влиять на христиан в их настроенности и жизни, еще не получившей твердости. Кроме обычных трудностей служения в новоучрежденной Церкви, молодой епископ Критский поставлялся в затруднительное положение еще и тем, что вскоре же здесь явились лжеучители и еретики, сродные по духу и направлению с теми, которые явились около того времени в Ефесе, при епископе Тимофее, как видно это из посланий к нему. Все это, взятое вместе, а также и желание придать больший вес своему ученику и ставленнику, и побудило Павла поспешить составлением послания к Титу. Послание было отправлено с Тихиком и Артемою (3:12–13.). Эти лица могли помочь и отчасти заступить Тита. Поэтому Апостол просит Тита, по прибытии посланных, поспешить к нему в Никополь. Из 2-го послания к Тимофею, писанного немного позже, видно, что Тит не только явился к Апостолу, но был с ним и опять в Риме, откуда был отправляем в Далмацию ( 2Тим. 4:10 ), а потом прибыл снова в Крит, чтобы в полноте совершить то устроение Церкви Критской, которое заповедал ему Апостол 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отдел II. О Боге, как Освятителе и как Судии и Мздовоздаятеле Глава I. О Боге как Освятителе § 106. Связь с предыдущим; понятие об освящении человека и участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле этого освящения I. Господь Иисус, как Пророк, Первосвященник и Царь, совершил спасение для всех людей. Но чтобы каждый человек мог соделаться причастником этого спасения, мог действительно спастись во Христе Иисусе, необходимо освящение человека. II. Под именем освящения (γιασμς, δικαιοσνη, sanctificatio, justificatio) разумеется действительное усвоение каждому из нас заслуг Христовых, или такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно, очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми ( 1Кор. 1:2 ; 2Кор. 1:1 ). И сими убо нецыи бысте, – писал св. Апостол Павел Коринфским христианам, исчислив разные виды грешников, – но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся, именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). III. В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресв. Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец, Которому молился Сын еще во дни служения Своего на земле о верующих в Него: Отче святый, святи их во истину Твою ( Ин. 17:11, 17 ), и о котором писал потом Апостол христианам: Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем ( 1Сол. 5:23 ). Сын, Который для того и предал Себя за Церковь , да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю себе славну Церковь : не имущу скверны или порока, или ничто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5:26, 27 ), –и действительно, бысть нам Премудрость от Бога, правда же и освящение ( 1Кор. 1:30 ). Дух Святой, который потому и называется в преимуществеином смысле святым ( 1Кор. 12:3 и др.), что всё освящает; называется также Духом Святыни ( Рим. 1:4 ), совершающим святыню в нас ( 1Пет. 1:2 ). В частности – 1. Отец представляется источником нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого; и Аз умолю Отца, – говорил Христос ученикам пред вознесением Своим на небеса, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин. 14:16 ). От Негоже, Отца, прежде всего, и Апостолы желали верующим благодатных даров, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:7 ; 1Кор. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010