Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО [греч. οκονομα - заведование домашним хозяйством], христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели. Понятие «Д.» является одним из выражений абсолютной мудрости и всесовершенной благости Божией. В церковной лит-ре термин «Д.» имеет широкую сферу применения и обладает в зависимости от контекста множеством смысловых оттенков. Богословский термин «Д.» следует отличать от церковно-канонического термина «икономия», который обозначает принцип пастырского снисхождения, применяемый в особых случаях с целью достижения наибольшей церковной пользы (подробнее см. ст. Икономия ). Богословское значение термина «Д.» восходит к словам Книги Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом...» (Притч 9. 1), в к-рых святоотеческая экзегеза видела пророческое указание на действие второй Ипостаси Пресв. Троицы - Бога Слова, ипостасной премудрости Божией (ср.: 1 Кор 1. 24), понимая под «строительством дома» творение мира и человека или в более узком смысле - Боговоплощение. Слово «Д.» встречается уже в апостольских посланиях. Ап. Петр пишет, что христиане призваны к взаимному служению во Христе как «добрые домостроители (οκονμοι) многоразличной благодати Божией» (1 Петр 4. 10), указывая тем самым на одну из центральных идей новозаветного благовестия о синергийном участии членов Христовой Церкви в осуществлении Божественного плана спасения мира. В согласии с этими словами ап. Павел говорит, что и его, и др. созидателей Церкви должно разуметь «как служителей Христовых и домостроителей (οκονμους) таин Божиих» (1 Кор 4. 1-2; ср.: Тит 1. 7). Также он свидетельствует о Д. благодати Божией (Еф 3. 2), данной ему для возвещения христ. благовестия язычникам, чтобы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3. 9-10; ср.: Кол 1. 24-27).

http://pravenc.ru/text/178901.html

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О Церкви Небесной 22. Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах Земная Церковь , состоящая из истинных исповедников Христовых и Небесная Церковь , состоящая из Божией Матери, святых Ангелов, прославленных угодников Божиих и в православной вере скончавшихся христиан соединены под Главою Христом. Между земной и небесной Церковью самая тесная связь. Небесные исповедники Христовы объединены с земными: Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф.1:10 ). Они участвуют в нашей жизни: «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:7, 10 ). Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Мы близки к небесным исповедникам: " Сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). Как должно относиться к Ангелам и угодникам Божиим Воспоминать и подражать им: Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом ( Иуд.9 ). " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать ( Евр.11 ). " В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков» ( Иак.5:10 ). Угодников должно прославлять: Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные ( Сир.44–50 ). «Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» ( Сир.44:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об устройстве Церкви. Что делает нас христианами, к какой Церкви мы себя относим? Размышления профессора Киевских духовных школ архимандрита Сильвестра (Стойчева) в преддверии праздника Святой Троицы 05.06.2017 531 Время на чтение 7 минут День Пятидесятницы. Воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. День основания Церкви. По-гречески Церковь κκλησα (эклесиа), что означает «собрание». Основатель и глава Церкви - Господь наш Иисус Христос. В апостольских Посланиях Христос назван главой и краеугольным камнем Церкви. В богословской науке не раз предпринимались попытки дать определение понятия Церковь. Но в предложенных определениях есть сильные и слабые стороны. К тому же важно помнить, что самое главное определение Церкви приведено в Посланиях апостольских, где Церковь именуется телом Христовым (Еф. 1:23). Краткое учение о Церкви содержится в Никео-Цареградском Символе веры, девятый член которого гласит: «Во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Данные термины указывают на главные свойства Церкви. Без них бытие Церкви невозможно. Первое свойство - единство. Оно обусловлено единым главой Церкви - Иисусом Христом: «Один Господь, одна вера, одно крещение и одна Церковь» (Еф. 4:5). Церковь объединяет, единит тех, кто принадлежит к ней. Кроме того, Церковь не только едина, но еще и одна. Она есть и может быть только одна. И никакой другой, альтернативной, еще одной Церкви. Если предположить, что существует некая альтернативная соборная, апостольская и Вселенская Церковь, то получается - можно получить спасение в Ней, в другой Церкви. Но это миф, так как нарушается принцип единства во Христе; тогда нужно было признать разделение Христа! Вспомним риторический вопрос, заданный апостолом Павлом коринфянам, которые были разделимы: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:10-13). Церковь также названа Святой. Святость основывается не на личной святости ее членов, хотя мы и призваны к святости: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15-16). Святость Церкви обеспечивается Святостью ее Главы и Основателя Господа Иисуса Христа, а также Святым Духом. Именно поэтому православные богословы говорят о двух аспектах Церкви: христологическом и пневматологическом. Христологический аспект выражен в том, что Церковь основана Иисусом Христом, Церковь - это тело Христово, а Христос - глава Церкви. Но вхождение в Церковь, пребывание в Церкви, дары, которые есть в Церкви, даются Духом Святом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

«Имуще дарования по благодати данней нам различна: имеешь дар пророчества, пророчествуй по мере веры; если имеешь служение — пребывай в служении, если имеешь дар учительства, преподавай учение; если можешь утешать, занимайся утешением, подавай с простотою; начальствуй с усердием; оказывай милосердие с добрым изволением» [Рим 12, 6–8; пер. свт. Иоанна]. Указывая здесь, как христиане должны относиться к имеющимся у них дарованиям, апостол Павел в других местах своих посланий наставляет, как вести себя, занимая то или иное положение, будь то в Церкви или в гражданском обществе. В Церкви имеются пастыри и пасомые: одним вверена проповедь, другим учительство (см.: Еф 4, 7–12; 1 Кор гл. 12 и др.) или иное дело. Все они, исполняя каждый ему положенное, творят единое великое дело, созидают Тело Христово, Церковь. Они должны работать в единении духа, не превозносясь и не уничижая других, так как каждый является тем или иным членом единого тела (см.: Еф 4, 1–4; 1 Кор 12, 12–27), в котором каждый член имеет свое назначение. Церковь ведет чад своих к вечной жизни и заботится о главнейшем и нужнейшем, почему особенно важны обязанности церковные. Однако устремляя взоры чад своих к небу, она заповедает им не пренебрегать и обязанностями своими, относящимися к нынешней жизни. Досязая до небес, Церковь стоит, однако, на земле, и приуготовляются люди к Небесному Царствию также на земле. Посему Священное Писание указывает также христианам, как относиться им к своим обязанностям в общественной и государственной жизни. Здесь также не все занимают одинаковое положение, однако каждый должен с усердием исполнять лежащие на нем обязанности, воздавая должную честь другим. В основе всех заповедей лежит заповедь о любви. Исполняя свои гражданские обязанности, христиане должны помнить, что тем приносят пользу другим, способствуя общему благосостоянию, и должны трудиться не только для личного, но и для общего блага. Внешне то же самое делается и в нехристианском обществе. Но Церковь, Христово учение одухотворяют всю жизнь. Еще Иоанн Креститель, стоявший на пороге Ветхого и Нового Заветов, учил вопрошавших его, как нужно вести себя занимавшим общественные должности. Воины, могущие быть бичом и притеснителем малых, должны руководствоваться учением Христовым во всех областях и проявлениях жизни: и личной, и общественной, и государственной. Они остаются христианами всегда и всюду. Во всех делах и поступках нужно проявлять дух веры и связанной с нею христианской любви.

http://pravoslavie.ru/35929.html

Скачать epub pdf Оцерковление жизни Практические указания. Практические указания по оцерковлению жизни естественно вытекают из самого понятия «оцерковления жизни». Но что мы понимаем под «оцерковлением жизни»? Это ясным становится из понятия «Церкви». Что такое Церковь ? По учению Слова Божия, особенно образно и ярко выраженному в посланиях св. апостола Павла, Церковь есть Тело Христово, у коего Глава – Сам Христос, а все мы – члены этого Тела (см. Еф.1:22–23; 2:18–22; 4 глава вся, а особенно Еф.4:11–24; 5:23–25 ; Кол.1:18–24 ). Другое образное сравнение, которое употребляет Слово Божие для того, чтобы уяснить нам понятие Церкви, представляет Церковь в виде величественного здания – «дома духовного», устроенного из «живых камней», в котором «краеугольным камнем» и единственным «основанием», в собственном смысле, является Сам Христос ( Деян.4:11 ; 1Пет.2:4–7 ; 1Кор.3:11–16; 10, 4 ). Христос – основание этого величественного здания Церкви, а все мы – «живые камни», из которых это здание сложено. Из этого должно быть совершенно ясно, что надо понимать под «оцерковлением жизни». «Оцерковить» свою жизнь это значит – жить с ясным и глубоко убежденным сознанием, что ты являешься членом тела христова, одним из тех «живых камней», из которых построена церковь . и жить так, как этого требует такое сознание, чтобы не стать негодным членом, который отсекается от тела, камнем, выпавшим из постройки, или по образному сравнению Самого Господа Иисуса Христа, ветвью засохшею которая как не приносящая плода, отсекается от виноградной лозы и бросается в огонь, где и сгорает ( Ин.15:1–6 ). Вот для того, чтобы не испытать такой горькой участи и не погибнуть навеки, необходимо «оцерковить» свою жизнь: необходимо не только числиться в Церкви, но и жить в Церкви, быть в полном смысле слова живым членом церкви, участвующим в общей жизни церкви, как тела христова, как единого цельного организма. Все ли современные христиане живут в Церкви? Увы! Далеко нет. Поэтому-то и приходится нам теперь поднимать вопрос о необходимости оцерковления жизни, о чем было бы странно говорить в первые века христианства, когда все, принадлежавшие к Церкви, действительно жили в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Учение о Духе Святом в Новом Завете.Часть 4: апостол Павел Святой апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева 1407 г. При использовании посланий апостола Павла как источника учения о Святом Духе должно иметь в виду тот факт, что их содержание в большей степени, нежели в случае других новозаветных книг, обусловлено историческим контекстом и условиями, побудившими к их написанию. Апостол не ставил своею целью систематическое изложение учения о Духе, ни даже отдельного преподания самих Божественных истин. Послания апостола Павла (в отличие от большинства соборных) строго адресны и вызваны конкретными запросами, на которые святой апостол и дает ответы. Этим объясняется особый акцент на действие Духа Святого в жизни верующих, и раскрытие именно этой стороны домостроительства Духа по преимуществу, в его посланиях. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в посланиях апостола Павла в значениях: 1. Дух человеческий (Рим 1:9; 12:11) 2. Тварная духовная сущность (Евр 1:14 - ангелы; Еф 6:12 - нечистые духи) 3. Дух=сила (2Фес 2:8) 4. Дух=ум (Еф 4:23) 5. Дух=настроение (1Кор 4:21) Анализ сих мест и словоупотребления апостола выходит за рамки нашего исследования, хотя мы вынуждены признать наличие проблемы, когда общие выводы о пневматологии (либо антропологии) апостола Павла находятся в прямой зависимости от интерпретации ряда стихов его посланий . В этом отношении появление специального исследования, с опорой на святоотеческие толкования и учетом соответствующих работ западных библеистов было бы очень желательно. В посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2Кор 13:13), хотя данный пассаж не столь богословски нагружен как Мф 28:19 или 1Ин 5:7, вместе с тем это и не случайная фраза - она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/1519.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) Сопоставительный богословский анализ «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», – говорит Христос ( Ин.6:4 )... Призвал Господь человека и тот уверовал, и стал искать путь спасительный, путь истинный. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – гласит Священное Писание ( Еф.4:5 )... Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий – конфессий насчитывается сегодня в мире, все они называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм – ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения... Почему нарушилось единомыслие в христианском мире? Где исконная вера, дарованная Богом, Церковь , основанная Господом нашим Иисусом Христом, а где – произволение человеческое?.. На эти и другие вопросы мы попытались дать ответ в этой книге. Надеемся, что наш скромный труд поможет разобраться где истина, глубже познать догматические основы христианства. Краткая история протестантизма Слово Божие устами святого апостола Павла учит, что Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Эти слова говорят о великом достоинстве и святости Церкви Христовой. Но еще большая слава и сила Церкви раскрывается перед нашим духовным взором, когда мы слышим обетование Христа, что «врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Божественное откровение, свидетельствуя о несокрушимой силе Христовой Церкви, в то же время предостерегает и о тех опасностях, которые могут постигнуть тех, кто приступает к вере христианской. Апостол Павел говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси». ( 2Пет.2:1 ). Непонимание между членами Церкви возникало еще в апостольские времена: едва вышли на проповедь апостолы, едва основали первые общины христиан, как внутри их стали появляться учения, противные духу истинной веры. Апостол Павел пишет ефесянам: «...я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». ( Еф. 4:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Беседа I. Об откровении естественном В нынешнем году, благочестивые слушатели, по праздничным дням я буду беседовать с вами о православном христианском учении. Апостол Павел писал Ефесянам: молю убо вас аз, юзник о Господе, достойно ходити званы, в неже звани бысте ( Еф. 4:1 ). Такими словами Апостол убеждал верующих в Иисуса Христа достойно ходить того звания, в которое они были призваны. Это убеждение Апостола относится, братие, и к нам. Мы называемся с вами христианами и это звание, подобно тому, как и всякое звание в обыкновенной жизни имеет свою обязанность, которую каждый из нас должен исполнять. Мы называемся православными христианами, т.е. правильно верующими в Бога, поэтому каждый из нас должен знать, как нужно правильно веровать в Бога. Но истинный христианин должен веровать не на словах только, а показать веру свою и на деле, должен жить по Божьему закону, – жить по вере. Поэтому-то св. апостол Павел и говорит христианам: «я умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). Если христианин правильно верует и живет по вере, то этим самым он угождает Богу, и Бог дарует ему спасение души и жизнь вечную. Итак, для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Без веры, как свидетельствует слово Божие, невозможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ) и вера без дел мертва есть ( Иак. 2:20 ), т. е. если кто говорит, что верует в Бога, а сам не хочет жить по Его закону, то, значит он и не угождает Богу. В своих беседах с вами, благочестивые слушатели, я и буду говорить, как учит православная христианская Церковь о том, что нужно знать христианину для благоугождения Богу и спасения души. Это учение должно быть известно каждому христианину. Каждый должен иметь его в уме и сердце своем, должен говорить и действовать по нему. Да будут словеса сия, яже Аз заповедаю тебе днесь, говорил Бог чрез Моисея Евреям, в сердце твоем, и в души твоей. И да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа, и востая. ( Втор.6:6–7 ). «Сия есть жизнь вечная,» говорил Иисус Христос , «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Апостол Петр писал христианам: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостию и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Итак, каждый из нас, по мере сил, должен знать православное христианское учение. Откуда же мы можем почерпнуть это учение, откуда мы можем получить познание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему? Сам Господь приходит на помощь человеку и дает ему средства к познанию Его. Такими средствами служит божественное откровение : естественное и сверхъестественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010