Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЕДИНСТВО религиозно-философский, мифологический и художественно-поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге, мире и человеке; «философия всеединства» - направление рус. религ. мысли XIX-XX вв. Вопрос о значении термина «В.» остается дискуссионным. Отсутствие четких границ между терминами «единое» , «единство» и «В.» позволяет исследователям по своему усмотрению толковать «В.» и тем самым определять принадлежность той или иной философии к этому направлению. Понимаемое в широком смысле «В.» включает философские учения, в основе к-рых лежит учение о Едином, или Абсолюте , а также те, в к-рых принцип единства становится определяющим и находит свое выражение в самой форме философствования, в построении системы философии. В узком смысле под «В.» понимается определенный тип единства, к-рый предполагает связь всех вещей в Едином в качестве их причины или конечной цели. В европ. истории и культуре многообразие учений о В. своими глубинными истоками имеют: ветхозаветную традицию, в к-рой понимание единства тварного мира связано с «единым», одним, Богом («Ты един, и мы единое творение рук Твоих» - 3 Езд 8. 7); новозаветное понимание «единства» как единства: в Св. Троице («…да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» - Ин 17. 21), во Христе («...так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» - Рим 12. 5), в Церкви («И вы - тело Христово, а порознь члены» - 1 Кор 12. 27), в вере («…один Господь, одна вера» - Еф 4. 5), в любви («…любите друг друга, как Я возлюбил вас…» - Ин 13. 34); античную философскую традицию, связанную с мифологией и развившую на этой основе подробно разработанную концепцию «единого»; гностицизм , религиозно-философское течение, эклектически соединявшее религ. представления христианства, иудаизма и нек-рых вост. религий с философскими умозрениями античности.

http://pravenc.ru/text/всеединстве.html

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Пастырские Послания Значение их Три Послания апостола Павла к ближайшим ученикам и сотрудникам своим, Тимофею (два) и Титу (одно), обыкновенно носят название Пастырских. Так названы они потому, что в них апостол Павел главным образом говорит о звании и особенностях христианского пастыря и преподаёт правила пастырского служения. Нельзя, конечно, искать в этих Посланиях обширных и подробных наставлений, приспособительно к самым разнообразным положениям и случаям пастырской деятельности, тем не менее эти Послания представляют такой богатый источник, рисуют такую полную картину пастырской жизни и деятельности, что из них – и главным образом только из них – до скончания веков будет почерпаемо здравое и святое учение для руководства христианских пастырей. Не одному Тимофею надлежало ведать, како подобает в дому Божию жити ( 1Тим.3:15 ): это долг каждого пастыря Церкви во-первых , и каждого христианина во-вторых. Особенно же важны эти Послания для готовящихся к пастырскому служению; они и написаны были для учеников апостольских : юных и только что вступивших на поприще пастырской деятельности. Подлинность Древние еретики отвергали подлинность Пастырских Посланий апостола Павла. Известно, по крайней мере, что Маркион и его последователи, признавая подлинными десять павловых Посланий, не признавали только Пастырских. Но Тациан принимал Послание к Титу. При отвержении пастырских Посланий из своего канона еретики, очевидно, руководились своими догматическими соображениями. Против сомнений еретиков можно поставить ясные свидетельства о подлинности этих Посланий, заимствованных из творений самых древних учителей Церкви и мужей апостольских: Климент римский ( 1Кор.2:29 ), Игнатий Богоносец ( Еф.2 ), Поликарп Смирнский ( Флп.4 ), далее Ириней (Adv. haer. 1:1), Феофил антиохийский (Ad Autol. 3:14), Климент александрийский (Strom. 2, р. 393), Тертуллиан (С. Marc. 4:42) и других или упоминают об этих Посланиях, или выражаются словами их. Они есть в Пешито и Итале, в Каталоге Муратория и μολομενα Евсевия. И вообще Церковь с глубокой древности признавала и принимала их, как несомненные произведения апостольские. Но в начале XIX-ro столетия отрицательная критика, опираясь на внешние сомнения еретиков, старалась сама подорвать веру в подлинность Пастырских Посланий и стала приискивать внутренние основания для своих сомнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

[Irving] Эдуард (4.08. 1792, Аннан, Шотландия - 7.12. 1834, Глазго, там же), шотл. проповедник, основатель секты ирвингиан (ирвингитов). Род. в семье кожевника. По окончании школы в Аннане в возрасте 13 лет поступил в Эдинбургский ун-т. В 1809 г. получил степень магистра искусств. С 1810 г. преподавал математику в школе в Хаддингтоне, в свободное время посещал занятия в Эдинбурге и давал частные уроки. В 1812 г. стал директором школы в Керколди. В эти годы И. познакомился с англ. философом Т. Карлейлем , стал интересоваться религ. вопросами и получил должность одного из руководителей миссионерского об-ва. В июне 1815 г. И. получил лицензию проповедника в родном городе и продолжил преподавательскую деятельность. Летом 1818 г. И. переехал в Эдинбург и готовился к миссионерской поездке в Персию, но в окт. следующего года принял предложение Т. Чалмерса (буд. основатель Свободной шотландской церкви, 1843) стать его ассистентом и миссионером-проповедником в приходе св. Иоанна в Глазго. Община ценила И. за пастырские визиты: он посещал бедные дома, утешал больных и отдавал большую часть своего дохода неимущим. Через 3 года И. собирался миссионером на о-в Ямайка, но не смог поехать туда по семейным обстоятельствам. Несмотря на пламенные проповеди, И. не имел успеха в Глазго и в 1821 г. принял приглашение на место проповедника в Лондоне в пресвитерианскую часовню на Кросс-стрит, приписанную к Каледонскому приюту. В июле 1822 г. он был посвящен в сан. За неск. месяцев И. стал одним из самых популярных проповедников, его приходу потребовалось здание большего размера, и в 1827 г. они переехали на Риджент-скуэр. И. был убежден в своем призвании быть пророком для «своего народа». И. обличал церковь как погибающую вавилонскую блудницу и причину этого видел в том, что слишком мало проповедуют о Втором пришествии , отсутствуют должности и учреждения апостольской церкви и нет церковного единства и даров Св. Духа. И. учил, что Христос пришел бы давно, если бы церковь соблюдала то, что написано в Послании св. ап. Павла к Ефесянам о 5 видах служителей в церкви: апостолах, пророках, евангелистах, пастырях и учителях (Еф 4. 11). После знакомства с первыми англ. евангеликами-премилленаристами, к-рые верили в приход Христа до установления тысячелетнего Царства Божия на земле, И. укрепился в своей правоте и стал 1-м популяризатором идей премилленаризма в XIX в. В 1825 г. на собрании Библейского об-ва И. выступил с проповедью «Вавилон и осужденное Богом неверие», где указал на то, что людей ждет Страшный Суд, если они не изменят образ жизни. На этом собрании И. познакомился с банкиром Г. Драммондом, депутатом парламента, одним из основателей «Общества по борьбе с неверием». «Пророческая школа» Драммонда занималась эсхатологическими проблемами и вопросом о скором пришествии Христа.

http://pravenc.ru/text/673913.html

основи козачого та 16 травня 2014 р. 16:43 16 мая 2014 года в г. Белая Калитва Ростовской области на базе кадетской школы-интерната «Белокалитвенский им. Матвея Платова казачий кадетский корпус» открылся III Всероссийский информационно-обучающий семинар «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области». На открытии семинара с публикуемым ниже докладом выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского, и обращаемся к примеру жизни Преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил : «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: " Любовью и единением спасемся " . Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего». Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия В.В. Пудавов так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были — «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3605132...

Патриарх Алексий поздравил епископа Абаканского и Кызылского Ионафана, духовенство и паству с 10-летием епархии 16 августа 2005 г. 12:34 ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ИОНАФАНУ, ЕПИСКОПУ АБАКАНСКОМУ И КЫЗЫЛСКОМУ Ваше Преосвященство, дорогой Владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Молитвенно разделяя с вами радость настоящего торжества и воздавая благодарение Пастыреначальнику и Совершителю нашего спасения Господу за Его щедрые милости, ниспосылаемые ныне нашей Святой Церкви, сердечно поздравляю всех вас со знаменательной датой — 10-летием учреждения Абаканско-Кызылской епархии Русской Православной Церкви. За минувшие годы трудами правящего архипастыря, священнослужителей и благочестивых мирян в епархии произошло становление церковная жизнь на основе древних православных традиций, которые были заложены здесь еще в XVIII-XIX веках православными миссионерами Сибири, в том числе, Алтайской духовной миссии. Отрадно видеть, что число приходов Абаканско-Кызылской епархии, расположенной на территории двух национальных Республик — Хакасии и Тывы за последние годы возросло более чем в два раза, а совместные усердные труды во благо и утверждение Православия приносят добрые плоды. Ныне с надеждой и любовью восстанавливаются порушенные в прошлом святыни, строятся новые храмы, возрождается церковноприходская жизнь во всем ее многообразии, люди возвращаются к своим духовным истокам. В епархии издается периодическая и другая литература духовно-нравственного содержания, осуществляется социальное служение в больницах, домах престарелых и местах заключения, осуществляется душепопечительство среди военнослужащих. Развивается образовательная и просветительская деятельность. В Абакане действует гимназия во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, работают епархиальные курсы по подготовке к поступлению в духовные школы, на республиканском телевидении выходит еженедельная передача «Воскресение». Все это позволяет надеяться, что Абаканско-Кызылская епархия будет с честью и достоинством осуществлять предначертанную Богом высокую миссию, что плодотворное сотрудничество между церковным и светским руководством, призванным проявлять совместную заботу о нравственном здоровье общества, будет успешно развиваться, что все вы будете руководствоваться в жизни своей евангельскими заповедями Христа Спасителя, памятуя о высоком звании и ответственности православных христиан. Да благословит Господь труды каждого из вас на месте вашего служения, дабы и в дальнейшем по слову Апостола являли вы «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). С любовью о Господе, +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Патриархия.ru См. также: Абаканская и Кызылская епархия Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/35581.html

Поздравительное послание Святейшего Патриарха Алексия правящему архиерею, духовенству и пастве Абаканско-Кызылской епархии в связи с 10-летием образования епархии 16 августа 2005 г. 13:15 16.08.2005 Приветствие Предстоятеля Русской Церкви по случаю 10-летия Абаканско-Кызылской епархии   ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ИОНАФАНУ, ЕПИСКОПУ АБАКАНСКОМУ И КЫЗЫЛСКОМУ Ваше Преосвященство, дорогой Владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Молитвенно разделяя с вами радость настоящего торжества и воздавая благодарение Пастыреначальнику и Совершителю нашего спасения Господу за Его щедрые милости, ниспосылаемые ныне нашей Святой Церкви, сердечно поздравляю всех вас со знаменательной датой — 10-летием учреждения Абаканско-Кызылской епархии Русской Православной Церкви. За минувшие годы трудами правящего архипастыря, священнослужителей и благочестивых мирян в епархии произошло становление церковная жизнь на основе древних православных традиций, которые были заложены здесь еще в XVIII-XIX веках православными миссионерами Сибири, в том числе, Алтайской духовной миссии. Отрадно видеть, что число приходов Абаканско-Кызылской епархии, расположенной на территории двух национальных Республик — Хакасии и Тывы за последние годы возросло более чем в два раза, а совместные усердные труды во благо и утверждение Православия приносят добрые плоды. Ныне с надеждой и любовью восстанавливаются порушенные в прошлом святыни, строятся новые храмы, возрождается церковноприходская жизнь во всем ее многообразии, люди возвращаются к своим духовным истокам. В епархии издается периодическая и другая литература духовно-нравственного содержания, осуществляется социальное служение в больницах, домах престарелых и местах заключения, осуществляется душепопечительство среди военнослужащих. Развивается образовательная и просветительская деятельность. В Абакане действует гимназия во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, работают епархиальные курсы по подготовке к поступлению в духовные школы, на республиканском телевидении выходит еженедельная передача «Воскресение». Все это позволяет надеяться, что Абаканско-Кызылская епархия будет с честью и достоинством осуществлять предначертанную Богом высокую миссию, что плодотворное сотрудничество между церковным и светским руководством, призванным проявлять совместную заботу о нравственном здоровье общества, будет успешно развиваться, что все вы будете руководствоваться в жизни своей евангельскими заповедями Христа Спасителя, памятуя о высоком звании и ответственности православных христиан. Да благословит Господь труды каждого из вас на месте вашего служения, дабы и в дальнейшем по слову Апостола являли вы «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). С любовью о Господе, +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/36028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОФОНИИЛ [евр.    греч. Γοθονιλ] (ок. XIII в. до Р. Х.), первый судья Израиля. Происходил из колена Иудина, был сыном Кеназа, братом (или племянником) Халева (Суд 3. 9–11). Господь послал Г. израильтянам как избавителя (евр.  ) в ответ на их стенания (Суд 3. 9; ср.: Нав 15. 17). Он отличился еще при завоевании Ханаана и после успешной осады Кириаф-Сефера (Девира) получил в жены от Халева его дочь Ахсу (Нав 15. 16). Г. победил в сражении Хусарсафема (евр. Кушан-Ришатайим букв.— дважды нечестивый), месопотамского царя, угнетавшего 8 лет израильтян в наказание за их вероотступничество (Суд 3. 7), и в Израиле в течение 40 лет сохранялся мир (Суд 3. 11). Хусарсафем — искаженное имя некоего исторического деятеля. Существует неск. различных гипотез его отождествления, основанных на разночтениях масоретского текста (см.: Boling, Bustanay). Возможно, он был правителем Сев. Сирии Ирсу( Malamat), захватившим власть в Египте в период XIX династии (ок. 1200 г. до Р. Х.). Из рода Г. происходил Хеддай Нетофафянин, военачальник при дворе царя Давида (1 Пар 27. 15). Лит. формы изложения истории Г. стали моделью для построения др. повествований о судьях. Ориген рассматривал Хусарсафема как аллегорический образ нечистого духа (ср.: Еф 2. 2), Г.— как одного из ангелов, представителей «воинства небесного» (Лк 2. 13), посылаемого на землю Богом для спасения (Евр 1. 14) ( Orig. Hom. in Judices. 3. 3//GCS. Bd. 30. S. 482–483). В талмудических преданиях Г. причисляется к тем, кто восстанавливали в народе знание устной Торы, забытой после смерти Моисея (Темура. 16а). Лит.: Malamat A. Cushan Rishathaim and the Decline of the Near East around 1200 B. C.//JNES. 1954. Vol. 13. P. 231–242; Bustanay O. Cushan-Rishathaim//Encyclopaedia Judaica. CD–ROM Ed., Version 1. 0. Jerusalem, 1997; Boling R. G. Othniel//ABD. Vol. 5. P. 51–52. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/546280.html

Но если мы говорим о телах Ангелов и других духов, мы должны поостеречься приписывать им какие-либо грубые материальные характеристики. В конечном счете, как учит преп. Иоанн Дамаскин, этой “сущности вид и определение знает только Один Создатель” (И. 3, стр. 45). На Западе блаженный Августин писал, что нет никакой разницы, когда мы предпочитаем говорить “о воздушных телах” бесов и других духов или называем их “бестелесными” (“О Граде Божием”, XXI, 10). Сам епископ Игнатий был, возможно, несколько излишне заинтересован в объяснении ангельских тел в понятиях научных знаний XIX в. о газах. По этой причине возник некоторый спор между ним и епископом Феофаном Затворником, который считал необходимым подчеркнуть простую природу духов (которые, конечно, не состоят из элементарных молекул, как все газы). Но по основному вопросу – об “оболочке тонкой”, которую имеют все духи, он был согласен с епископом Игнатием (см.: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, стр. 394—395). Похоже, что какое-то сходное недопонимание по маловажному вопросу или из-за терминологии привело в V веке на Западе к полемике с учением латинского отца, св. Фавста Лиринского, об относительной материальности души, основанным на учении восточных отцов. Если точное определение ангельской природы известно одному Богу, понимание деятельности Ангелов (по крайней мере, в этом мире) доступно каждому, ибо об этом имеется масса свидетельств как в Писании и святоотеческой литературе, так и в житиях святых. Чтобы полностью понять явления, которые бывают умирающим, мы, в частности, должны знать, как являются падшие ангелы (бесы). Настоящие Ангелы всегда являются в своем собственном виде (только менее ослепительном, чем на самом деле) и действуют только для того, чтобы выполнить волю и повеления Бога. Падшие же ангелы, хотя иногда и являются в своем собственном виде (св. Серафим Саровский по собственному опыту описывает его как “гнусный”), но обычно принимают разный облик и творят многие “чудеса” властью, которую они получают в подчинении князю, господствующему в воздухе (Еф. II, 2). Их постоянное место пребывания – воздух, а основное дело – соблазнять или запугивать людей и таким образом влечь их за собой к погибели. Именно против них и идет борьба христианина: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. VI, 12).

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010