Но заметь мудрость блаженного (Павла). Он вооружал их (ефесян) со всякой предосторожностью; в заключение же всего, научает, как нужно обращаться к Царю и просить, чтобы Он простер им руку (помощи), – говоря: " Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом». Можно молиться и не духом, например, когда кто молится о суетном. «И старайтесь о сем самом». Иначе: трезвясь. Именно таким, т. е. неусыпным и трезвенным должно быть тому, кто вооружен и стоит при Царе. «Со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими». Что говоришь ты, блаженный Павел? Ужели ты имеешь нужду в учениках? И хорошо сказано: «устами моими открыто». Без всякого сомнения, он не учился долго тому, что ему говорить; но как сказал Христос: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» ( Мф.10:19 ), – так он и совершал все, по вере и при содействии благодати. «С дерзновением возвещать тайну благовествования», т. е. чтобы, как следует, защитить мне ее. Ты окован узами: не потому ли и нуждаешься в других? Да, – отвечает он. Но и когда Петр заключен был в оковы, о нем также была и при том непрестанная молитва . «Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно» ( Еф.6:20 ). Другими словами: чтобы я мог отвечать смело, мужественно и с большим благоразумием. «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель» ( Еф.6:21 ). 2. (Апостол сам только) упомянул о том, что он – в узах; в подробности же рассказать о своем положении поручает Тихику. Он изъяснил в своем послании все, что относится к догматам и утешению, что же касается собственно известий – это предоставил тому, кто доставит послание. Потому и прибавил: «дабы и вы знали», т. е. чтоб осведомились вы, " обо мне». А через это и показал к ним свою любовь и дал случай обнаружиться их любви к нему. «которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» ( Еф.6:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глагол   обозначает Л. к Богу (Исх 20. 6; Втор 5. 10; 6. 5; 7. 9; Нав 22. 5; 23. 11; Суд 5. 31; 3 Цар 3. 3; Неем 1. 5; Дан 9. 4; Пс 25. 8) и к святому городу (Иерусалиму - Пс 121. 6). Этот же глагол употребляется и для обозначения Л. Бога к человеку. Бог любит человека (Втор 4. 37; 2 Цар 12. 24; Притч 3. 12), израильтян (Втор 7. 8; Ис 43. 4; Мал 1. 2; Иер 31. 3), Иерусалим (Пс 77. 68; 86. 2), праведность и правосудие (Пс 10. 7; 32. 5; Ис 61. 8). В Септуагинте древнеевр. глагол   в большинстве случаев переводится глаголом γαπω. Используются также глагол φιλω и его производные (напр.: Быт 27. 9, 14; Притч 8. 17; 21. 17; 29. 3; Еккл 3. 8; 3 Цар 11. 1 (Σαλωμων ν φιλογναιος); 2 Пар 19. 2 (φιλιζω); 26. 10 (φιλογωργος); Ис 56. 10; Ос 3. 1б). В Притч 8. 17а формы глагола   переведены разными греч. глаголами (φιλω и γαπω). В 2 местах глагол   передан греч. ρω (Притч 4. 6; Есф 2. 17). Для перевода существительного   в Септуагинте использованы 3 варианта: γπη (2 Цар 13. 15; Пс 108. 4; Еккл 9. 1, 6; Песн 2. 4, 5, 7; 3. 5, 10; 5. 8; 8. 4, 6, 7; Иер 2. 2); γπησις (2 Цар 1. 26; Пс 108. 5; Иер 2. 33; 31. 3; Ос 11. 4; Соф 3. 17); φιλα (Притч 5. 19; 10. 12; 15. 17; 17. 9; 27. 5). Для выражения понятия «любовь» в древнееврейском тексте ВЗ могли использоваться и слова, образованные от др. корней. Так, глагол   основное значение которого в древнеевр. языке - «миловать» (в отличие от арамейского, где основное значение корня   - «любить»), в Пс 17. 2 используется в значении «любить»: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» В Септуагинте в данном стихе употреблено γαπσω, тогда как обычно глагол   переводится на древнегреческий как οκτρω (οκτερω) - «жалеть, скорбеть, сочувствовать» (напр., Пс 102. 13). Понятие «любовь» в НЗ Для обозначения Л. в НЗ наиболее часто используется глагол γαπω (любить, ценить, предпочитать, воздавать почести) и его производные. Этим словом обозначается Божественная Л., в силу к-рой Бог Отец посылает Своего Сына, чтобы искупить грехи людей (Ин 3. 16; 1 Ин 4. 10-11; 2 Фес 2. 16); Л. Иисуса Христа, ради к-рой Он идет на крестные страдания (Гал 2. 20; Еф 5. 2); Л. верующих к Богу (Мф 6. 24; 22. 37; Иак 1. 12; 1 Петр 1. 8; Рим 8. 28; 1 Кор 2. 9; 8. 3); Л. к ближнему, которая немыслима без Л. к Богу (1 Ин 4. 20). Предметами этой Л. могут быть правда, праведность (Евр 1. 9); человеческая слава (Ин 12. 43); главенствующие места на собраниях (Лк 11. 43); тьма или свет (Ин 3. 19); мир (1 Ин 2. 15); нынешний век (2 Тим 4. 10); своя душа в значении «жизнь» (Откр 12. 11); жизнь (1 Петр 3. 10); второе славное явление Христово (2 Тим 4. 8).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

В Деян 1. 3 период явлений Воскресшего Христа (и, следов., период от Воскресения до В. Г.) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа - от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк 2. 22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2). В др. местах НЗ говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян 2. 32-36; 3. 15-16; 4. 10; 5. 30-32; 10. 40-43; 13. 31; 1 Кор 15. 5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин 20. 17). Вознесение Господне. Ампула. VI в. (собор св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия) Вознесение Господне. Ампула. VI в. (собор св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия) В. Г. как прославление Сына Божия. В. Г. как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В НЗ имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), к-рое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк 24. 26; Деян 5. 31; Еф 4. 8-10; Флп 2. 6-11; 1 Тим 3. 16; Евр 1. 3, 5; 2. 9; 5. 5; 12. 2; Откр 3. 21; 12. 5; о «прославлении» после Воскресения - в 1 Петр 1. 21; о «седении одесную Бога» - в Рим 8. 34; Еф 1. 20; 2. 5-6; Кол 3. 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из ВЗ или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14. 62). В Откр 3. 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4. 14; 6. 20; 7. 26; 8. 1; 9. 11-12, 24; 10. 12).

http://pravenc.ru/text/155108.html

С другой стороны – без воскресения Христа Спасителя суетно было бы упование наше на вечное спасение. Для нашего спасения требовалось: освободить нас от грехов и даровать благодатные силы, необходимые для нашего очищения, обновления и освящения ( 2Пет.1:2 ; 1Сол.5:22–23 ); освободить нас от смерти и вечных мучений в аду. Для сей-то святой цели Любвеобильный Искупитель Наш, Бог сый, добровольно «язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша( Ис.53:5 ); для сего вкусил Он самую смерть, для сего низшел до глубины ада.... Что ж вышло бы из такого изумительного самопожертвования ради нас Господа, если бы Он не восстал из гроба? Это было бы несомненным знаком, что принесенная Им на кресте за нас жертва – не угодна Богу, что мы – как «чада гнева» ( Еф.2:3 ) Его самым естеством – не вправе ожидать от Него Божественных сил, «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ). Это было бы также знаком, что Искупитель нас смертью своею – не победил нашей смерти: иначе она не удержала бы Его в своих узах. И отходя, по примеру своих отцов, в мрачную могилу, один сегодня, другой, быть может, завтра, мы не знали бы сладостного упования – выйти некогда из этой роковой темницы, по перерождении своим телом в матерних недрах земли, для новой, лучшей жизни. Наконец, это было бы явным знаком, что Господь наш не разрушил державу – ада – и участь всего рода человеческого походила бы тогда, братья, на горькую судьбу – духов отверженных. Но Христос воскресе! И нет теперь места сомнению, что Он – примирил «нас с Богом посредством креста» ( Еф.2:16 ) и «воста за оправдание наше» ( Рим.4:25 ); нет теперь места сомнению, что мы можем спастись, если только сами того пожелаем. Христос воскресе! И какое нужно еще более сильное доказательство, что смерть бессильна была удерживать Его в своей власти, что Он её победил! Следовательно, не так же ли бессильной будет она удержать и нас в своих узах; когда Его всемощный глас воззовет нас от гробов, в кои – все мы из зде предстоящих не сегодня-завтра ляжем. Христос воскресе! И какое нужно еще свидетельство, что Он разрушил царство дьявола и освободил нас от адовых нерешимых уз? Отныне древний змий сам связан ( Апок.20:2 ) и власть его над нами крайне ограничена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

А о том, что на самом деле это так, послушай Павла, говорящего: “Во Христе нет ни раба, ни свободного, ни иудея, ни эллина ни скифа, ни варвара, но все и во всех Христос” (см. Кол 3:11). Видишь, Он не сказал “но все христиане”, а один “Христос”, как одно тело, состоящее из многих членов. Послушай еще, как он разъясняет то же самое в другом месте. Сказав сначала: “Каждому дается проявление Духа на пользу” (1 Кор 12:7) и перечислив различные дары, он затем снова прибавляет: “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1 Кор 12:11). Перечислив действия, какие Дух дарует святым членам Христовым, он относит это к нам и говорит: “ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих” (1 Кор 12:12–14). И подобно тому, как каждому, о чем мы уже говорили раньше 2 , по достоинству дается удел в чистейших жилищах, так и в теле Церкви каждый сопричастен будет к той части Христа, какой он достоин. Апостол разъясняет это в том же Послании немного ниже словами: “Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно Но теперь членов много, а тело одно” (1 Кор 12:18,20). А чтобы показать и различия между членами, показать, каковы члены, каковы различия, он говорит: “вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки” (1 Кор 12:27–28). Видишь различие между членами Христовыми, понял, кто суть члены Его? Выслушай, как апостол раскрывает и единство членов в Господе. [Христос] учит, что то единение, какое имеет Он с Отцом, и мы имеем с Ним, а Его ученик и апостол говорит, что это такое же единение, какое имеет муж с женой и жена с мужем, [он пишет]: “жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Еф 5:22–23), и еще: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее и представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф 5:25–27) и чуть далее: “любящий свою жену”, — прошу тебя, вникни в глубину слова, — “любит самого себя.

http://pravmir.ru/nravstvennye-slova-kni...

г) Церковь Божия там, где таинство причащения: Да искушает же человек себе и тако от хлеба да ест и от чаши да пьет ( 1Кор.11:28 ). Вы есте церкви Бога жива ( 2Кор.6:16 ). 4 . О таинстве покаяния: Приступиша ученицы ко Иисусу… и рече… ( Мф.18:1, 18:3 ): Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф.18:18 ). Возрадовашася ученицы, видевше Господа ( Ин.20:20 ). И глагола им: примите Дух Свят. Им же отпустите грехи, отпустятся им: и им же держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). 5. О таинстве священства: а) Установление таинства священства: Овых убо положи Бог в церкви первое апостолов, второе пророков, третье учителей ( 1Кор.12:28 ). Еда вси апостолы? Еда вси пророцы? Еда вси учители ( 1Кор.12:29 )? Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ). б) Три степени священства: Внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры ( Тит.1:5 ). Павел и Тимофей, рабы Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы ( Флп.1:1 ). в) Таинство священства преподается чрез рукоположение: Рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их ( Деян.13:2–3 ). Утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере ( Деян.14:22 )… рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви ( Деян.14:23 ). Руки скоро не возлагай ни на кого же ( 1Тим.5:22 ). Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею ( 2Тим.1:6 ). г) Таинство священства будет продолжаться до скончания века: Той [Господь Бог] дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ж) получать в последний день вечную жизнь: В день откровения праведного суда от Бога, он воздает тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную ( Флп.2:6–7 ); з) воцарятся в вечной жизни: Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни вечной посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:17 ). О жизни духовной Бог есть виновник жизни духовной: Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни ( Пс.35:9–10 ). Бог, богатый милостью, нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом ( Еф.2:4–5 ). В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). Я есмь Путь и Истина и Жизнь ( Ин.14:6 ). Слово Божие а) есть орудие жизни духовной: Жаждущие, идите все к водам. Послушайте меня внимательно и вкушайте благо. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша ( Ис.55:1–3 ). Слово Твое оживляет меня ( Пс.118:50 ). Сын мой, словам моим внимай, потому что они жизнь для того, кто нашел их ( Притч.4:20,22 ). Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они жили по Богу духом ( 1Петр.4:6 ); б) есть самая жизнь духовная: Положите на сердца ваши все слова, которые я объявил вам, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это жизнь ваша ( Втор.32:46–47 ). Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Все делайте без сомнения, содержа слово жизни ( Флп.2:14,16 ). Жизнь духовная поддерживается а) Господом: Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни. Ядущий Меня жив будет Мною ( Ин.6:33,35,57 ). Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:19–20 ); б) верою: Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек ( Ин.11:26 ). Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Что ныне живу я во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

22 Иринарх, архимандрит. Беседы о молитве, составленные на основании учения Священного Писания и подвижников в молитве для разумного упражнения и преуспеяния в молитве. Т. 1. М., 1860. С. 28. 23 Добротолюбие. Т. 2. С. 207, § 3; С. 218, § 86 (преподобный Нил Синайский). 24 Добротолюбие. Т. 5. С. 366—367, § 45 (патриарх Каллист и преподобный Игнатий). 25 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 26 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 373 и 381. (Сл. 3, гл. 2 и 14). 27 Феофан (Говоров), святитель. Путь ко спасению. М., 1894. С. 240. 28 Добротолюбие. Т. 2. С. 645, § 1 (преподобный Исаак Сирин). 29 Феофан, святитель. Путь ко спасению. Указ. изд. С. 41. 30 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. Беседа 5. На память мученицы Иулитты. Сергиев Посад, 1892. С. 65. 31 Творения. Сл. 16. О чистой молитве. Сергиев Посад, 1911. С. 63. 32 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. Слово о молитве. Гл. 35. М., 1858. С. 179. 33 Пространный христианский катихизис. М., 1889. С. 102. 34 Еф. 6:18; 1 Сол. 1:2—3; 1 Тим. 2:8. 35 14 1 Сол. 5:17. 36 1 Сол. 2:9; Деян. 18:3; 20, 34; 1 Кор. 4:12; 2 Кор. 11:9. 37 1 Кор. 4:12; 1 Сол. 4:11—12; Деян. 20:34—35 38 1 Сол. 3:10. 39 Творения. Ч. 4. Беседа 5. Сергиев Посад, 1892. С. 65—67. 40 Цит. по: Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 176. 41 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 480. 42 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. М., 1849. С. 284. (Сл. 64); Ч. 4. М., 1850. С. 68. (Сл. 88). 43 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Правила. Отв. на 37 в. Сергиев Посад, 1892. С. 160—162. 44 Беседы о молитве. Т. 1. Указ. изд. С. 31—32. 45 Лк. 11:3: «Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день». 46 Лк. 11:4: «И остави нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему». 47 Лк. 11:4: «И не введи нас во искушение». 48 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 451. 49 Там же. С. 462.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Но и по отношению к себе самим мы имеем обязанности. А именно: мы должны своим телом так пользоваться, как учат тому разум и Откровение, и не истощать его в удовольствиях; обязаны мы заботиться и о душе, поддерживать остроту рассудка, равно как обращать внимание на слова, чтобы они не имели в себе жала, которое могло бы уязвлять ближнего, напротив, чтобы отличались назидательностью и не были бы праздны (какие слова подлежат суду Божию – см. Мф.12:36 ). И обязанностей к себе самим если мы не исполняем, то долг наш через то лишь большей тяжестью ложится на нас. И так как мы – излюбленнейшее Божие творение и образ Божий, то в довершение всего обязаны мы поддерживать известное душевное настроение и по отношению к Богу, а именно любовь от всего сердца, от всей силы, от всей своей души ( Мк.12:30 ; Втор.6:5 ); а если мы надлежащим образом этого не исполняем, то остаёмся должниками пред Богом и погрешаем против Господа. И кто тогда будет за нас ходатайствовать? Потому что если согрешит человек против другого, то можно еще за него молиться; а если он против Господа погрешит, то кто за него будет молиться, как говорит Илия в Первой книге Царств ( 1Цар.2:25 )? Но мы состоим должниками и Христа, Который искупил нас Своею Кровию ( Деян.20:28 ; 1Кор.6:20 ), подобно тому, как каждый слуга состоит должником того, кто его выкупил и за него заплатил известную сумму денег. И по отношению к Святому Духу имеем мы долги ( 1Кор.6:19–20 ), уплачиваемые, если мы Его не огорчаем грехами, потому что ими мы изгоняем Его из своего сердца, Его, Которым запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ); и если мы Его не огорчаем, то приносим требующиеся от нас плоды ( Мф.3:8 ; Лк.3:8–11; 8:15 ; Ин.15:16 ; Рим.7:4 ; Гал.5:22–23 ), поскольку в том Он способствует нам и дает нашей душе сверхъестественную жизнь, потому что лишь при воздействии на нас Святого Духа можем мы приносить любезные Богу плоды добродетели ( 1Кор.12:3 ). Но если мы и с личным нашим ангелом хранителем, который видит лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ), не знакомы близко, то каждому из нас при надлежащем размышлении по меньшей мере то становится ясным, что и по отношению к нему мы состоим крупными должниками. Далее, если мы состоим зрелищем для мира, для ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ), то должны мы знать это; подобно тому как актер обязан перед лицом зрителей то и это говорить или делать и подлежит он наказанию, если должного не исполняет, потому что тем оскорбляет он всю публику, точно так же и мы всему миру, всем ангелам и человеческому роду тем обязаны, чему при сохранении в себе доброй воли можем научиться от Мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010