lib. III, 106. Μ. LXXIX, 433). В основе многопития церковные писатели усматривали сластолюбие (δον. Ефрем Сирин , Περ ρετν... 1. с.), страстное пожелание (И. Златоуст, De Lazar VI, с. 7. Μ. XLVIII, 1038: опьянение Ноя ...οκ ν μϑης οδ πϑους πϑυμα τ γενμενον),  любовь к вину – τν φιλοιναν ( Климент Александрийский , 1. с. p. 416 А.). Посему люди, предававшиеся многопитию по любви к вину, назывались ο φλοινοι ( Василий Великий , Homil. in mart Iulit. с. 9. Μ. XXXI, 260 С.; Исидор Пелусиот , Epist. lib. III, 412. Μ. LXXVIII, 1045: δ γρ φλοινος). Из приведённых суждений церковных писателей об общих признаках многопития видно, что сказанное бл. Диадохом об этом предмете есть по существу то же самое, что говорилось и другими о полипосии; но более всего автор приближается в этом случае к Ефрему Сирину и Нилу Синайскому потому, по всей вероятности, что эти последние, как и первый, изображают явления одной и той же среды – монашеской. Всеми церковными писателями полипосия признаётся несогласной с духом христианской и особенно подвижнической жизни; многопьющий монах ещё не отрёкся от мира, если вместо жажды ищет многопития ( Ефрем Сирин , Λγ. σχητ. p. 33, 24), и своей добродетельной жизни не доведёт он до конца (ibid. р. 51, 13–14). Учение бл. Диадоха о вреде многопития, изложенное по преимуществу в гл. 49 и развитое несколько односторонне, представляет собой прекрасную страничку в литературном и психологическом отношениях. Многопитие признаётся вредным для души и тела. Вред многопития выражен автором в следующих положениях, которые рассмотрим здесь в связи с учением других церковных писателей в виду того, что они излагаются им не с одинаковой выразительностью. а) Жар вина ( το ονου ζσις), разгорячая τ συνουσιαστικ ργανα, возбуждает блудную телесную страсть и располагает многопийцу к тому греху, который Нилом Синайским назван το σματος πορνεα (Λγ. πρς Ελογιον μοναχν. с. 9. Μ. 1. с. p. 1117 В.). Вино, по мнению церковных писателей, обладает известным жаром (ζσις); посему монах (особенно молодой), предающийся винопитию, воспламеняется двояким пожаром (διπλ πυρκα) – внутренним, свойственным природе человеческой, жаром (τ μφτ ζσει и внешним, вливающимся от винопития (τ ξεϑεν πιχεομν оνοποσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Ответ Агриппы тем не менее демонстрирует толерантность к новому религиозному движению. Он не называет его «Назорейской ересью», как это делали иудеи, а использует то самоназвание движения, которое уже получило широкое хождение в греческом языке. В дальнейшем мы не слышим о каких-либо гонениях на христиан со стороны Агриппы. Более того, когда первосвященник Анан самовольно учинит суд над Иаковом и добьется его смерти, Агриппа сместит его с должности. 550 Павел не реагирует на иронию, содержащуюся в словах Агриппы. Вместо этого он дерзновенно заявляет о том, что хотел бы, чтобы все его слушатели уверовали во Христа. Выражение «мало ли, много ли» (κα ν λγ κα ν μεγ­λ) является прямым ответом на «еще немного» (ν λγ), прозвучавшее из уст Агриппы. Смысл ответа Павла следующий: я молюсь о том, чтобы все слушающие меня сегодня пришли к вере во Христа, займет ли это короткое или долгое время. Ответ Павла Агриппе содержит фразеологию, напоминающую некоторые характерные выражения из Павловых посланий. В Первом послании к Коринфянам он пишет: «...умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). В том же послании, касаясь темы безбрачия, он говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор. 7:7–8 ). О своих узах Павел многократно упоминает в так называемых посланиях из уз. В частности, в Послании к Филиппийцам Павел пишет: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп. 1:12–14 ). Свое служение Павел называл «посольством в узах» ( Еф. 6:20 ), подчеркивая, что находится в узах за возвещение «тайны Христовой» ( Кол. 4:3 ). Говоря Агриппе о том, что он хотел бы, чтобы все слушающие его сделались такими, как он, «кроме этих уз» (παρεκτς τν δεσμν τοτων), Павел указывает на цепи, в которые был закован. В Иерусалиме Клавдий Лисий освободил Павла от оков перед заседанием синедриона ( Деян. 22:30 ). Здесь же Павел был оставлен в оковах и в них выступал перед высоким собранием. До конца повествования книги Деяний Павел останется в цепях ( Деян. 28:201 . Что это за цепи, мы точно не знаем. Нередко правое запястье заключенного приковывали цепью к левому запястью охранявшего его солдата. 551 Тяжелыми цепями сковывали руки, ноги, шею заключенного. 552 Однако, учитывая то обстоятельство, что Павел протянул руку в начале своей речи, мы можем предположить, что в цепи были закованы его ноги и что он не был прикован к солдату в момент выступления перед Агриппой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

39. «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…» (Дан. 3:26). 40. В церковнославянском «вам», но в греческом здесь не дательный падеж, а родительный: μν. Это слово относится к последующему: …ες παραδσει με, т. е. «[из] вас… один предаст Меня». Искусственный порядок слов в данном случае обусловлен желанием прп. Космы начать тропарь с буквы Υ ради акростиха. 41. «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). 42. Ср. первый тропарь 3-й песни канона. 43. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня…» (Мф. 26:23). 44. Ирмос 8-й песни традиционно отсылает ко второй части Песни вавилонских отроков: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки…» (Дан. 3:57-88). 45. Ср.: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во ве-ки» (Дан. 3:57). 46. Ср. в предыдущем тропаре: «...преданные огню». 47. Ирмос 9-й песни традиционно отсылает либо к Песни Богородицы, либо к Песни Захарии из Евангелия от Луки, однако здесь единственной отсылкой является слово «величаем» в конце ирмоса: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46). 48. То есть в Синайской горнице. 49. παναβεβηκτα λγον — это выражение в том же значении встречается у Оригена в комментарии на Евангелие от Луки. 50. Верным переводом было бы «тем ихже тайноводствую». 51. «…И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху…» (Лк. 22:8). 52. «Господь положил Меня началом путей Своих для дел Его» (Притч. 8:22). 53. φσις νωθεσ μοι — выражение νωθεσα τ λγ φσις (соединенная Слову природа) неоднократно встречается у прп. Максима Исповедника и у последующих авторов. 54. Богословский термин «тропос взаимообмена [свойств]» (τρπος τς ντιδσεως) указывает на то, что в Боговоплощении присущие Божественной природе качества стали во Христе принадлежать и человеческой природе. Это выражение неоднократно используется прп. Иоанном Дамаскиным и другими авторами. Я благодарю Г.И. Беневича, обратившего на это мое внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

XIII. Цельс утверждает, что многие христиане высказывают такое положение: «греховна (κακν) мудрость житейская и похвально (γαθν) безумие». На это нужно ответить: наш противник извращает смысл изречения Павла и не приводит собственных его слов, которые читаются так: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3:18–19 ). Итак, Апостол говорит не просто: «мудрость есть безумие пред Богом», но: «мудрость мира сего». И далее говоря: «если кто думает быть мудрым среди вас», не выражается просто: «тот будь безумным», но прибавляет еще: «в веке сем будь безумным, чтобы быть мудрым». Следовательно, мудростью века сего мы называем всякую такую философию, которая содержит ложные учения и потому почитается, согласно Писанию, суетной. И безумие мы называем похвальным не безусловно, но только в том случае, когда кто-нибудь бывает глупым веку сему. Точно в таком же смысле мы могли бы сказать, что и платоник, верующий в бессмертие души и в сказания об ее переселении из одного тела в другое, допускает глупость, как это выходит с точки зрения стоиков, перипатетиков и эпикурейцев: стоиков – потому, что они осмеивают подобное положение; перипатетиков – потому, что они вышучивают все эти разглагольствования (τερετσματα) Платона; эпикурейцев – потому, что они обвиняют в суеверии тех, которые вводят (веру в) Промысел и признают Бога-Миро-правителя. Да, собственно, и христианское учение (τ λγ) отдает предпочтение тому, кто принимает истины веры (τος δγμασιν) после разумного и мудрого исследования (μετ λγου κα σοφας), а не тому, кто усваивает их только простой верой (μετ ψιλς τς πστεως). И Божественное Откровение (λγος) восхотело допустить этот последний способ только в тех видах, чтобы не оставить людей совершенно безо всякой помощи. Так именно учит Павел, истинный ученик Иисусов, когда говорит: «ибо когда мир» своею «мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:21 ). В этих словах (Апостол) ясно проводит ту мысль, что Бога нужно познавать в премудрости Божией. Но так как такое познание стало невозможным (для людей), то Богу и угодно было затем (δετερον) спасти верующих, но не просто (верующих) в юродстве (δι μωρας), но в юродстве как оно дано в проповеди 28 . Проповедь об Иисусе Христе распятом и есть собственно «юродство» проповеди . Так его понимает и Павел, когда выражается: «а мы проповедуем Иисуса Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

XLVIII. Павел еще в одном месте пишет: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор. 1:26–29 ). Очень возможно, что и эти слова также привели некоторых к мнению, что «ни один образованный, или мудрый и разумный человек не имеет доступна к нашей вере (τ λγ)». Подобное мнение мы решительно отвергаем как неразумное. Ведь Апостол не пишет: «нет ни одного мудреца по плоти», а говорит только: «немного мудрецов по плоти». И когда Павел в одном месте перечисляет качества, какими должны обладать так называемые епископы, то он в числе прочих качеств епископа указывает также и такое, которое относится к его положению как учителя. Он говорит: епископ должен обладать способностью «противящихся обличать» ( Тит. 1:9 ), чтобы присущей ему мудростью возможно было заграждать уста пустословам и развратителям (Ср. Тит. 1:10–11 ). И подобно тому как считается им более достойным звания епископа «единые жены муж», а не тот, который женился во второй раз, – «безукоризненный», а не достойный порицания, «трезвый», а не пьяница, «целомудренный», а не развратник, «скромный», предпочтительно перед тем, кто не совсем скромен: подобно этому он желает, чтобы и готовящийся к принятию епископства мог учительствовать и был способен «противящихся обличать». Какое же основание имеет Цельс обвинять нас в том, что мы, будто бы, говорим: «кто образован, кто мудр, кто разумен – не подходите к нам»? Нет, пусть приходит к нам – и образованный, и мудрый, и разумный, если только они желают; мы отнюдь не отвергаем и неученого, и неразумного, и необразованного, и ребенка. Наше учение всем приходящим – даже таким – обещает исцеление, оно всех делает достойными Бога. XLIX. Ложно также и то заключение Цельса, что проповедники Божественного слова будто бы «стремились привлекать к вере одних только необразованных, незнатных и глупых людей, одних только рабов, женщин и детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

а) λλλους. Например, Ин 15:17 Τατα ντλλομαι μν, να γαπτε λλλους. Сие заповедую вам, да любите друг друга. (также см Ин 13:14; 15:12; 1 Ин 3:11,23; 4:7,11–12; 2 Ин 5; Рим 13:8; 1 Фес 4:9; 2 Фес 2:13; 1 Петр 1:22). б) δελφι. 1 Ин 2:10 γαπν τν δελφν ατο ν τ φωτ μνει κα σκνδαλον ν ατ οκ στιν. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1 Ин 3:10,14; 4:20,21). в) τ τκνα το Θεο 1 Ин 5:2 ν τοτ γινσκομεν τι γαπμεν τ τκνα το Θεο, ταν τν Θεν γαπμεν κα τς ντολς ατο ποιμεν. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. г) отдельные лица 3 Ин 1:1 πρεσβτερος Γα τ γαπητ, ν γ γαπ ν ληθε. Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. (также 2 Ин 1; 2 Кор 11:11; 12:15). γαπν ставится также без объекта по большей части для обозначения братской и общественной любви, например, 1 Ин 3:18.. Τεκνα, μ γαπμεν λγ μηδ τ γλσσ, λλ ν ργ κα ληθε. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (также 1 Ин 3:14; 4:7–9); но однажды субъектом чувства была названа прощенная Христом грешница (Лк 7:47): …φωνται α μαρται ατς α πολλα, τι γπησεν πολ δ λγον φεται, λγον γαπ. …прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Переходя к рассмотрению семантики и словоупотребления φιλεν, необходимо отметить, что этот глагол в отличие от γαπν никакого специфического оттенка по сравнению с употреблением его в языке классическом не принял. Сфера словоупотребления несколько сократилась, в частности за счет области любви общественной. Также если гомеровский и классический грек и говорил о любви в отношении божества к человеку, то применял обычно φιλεν, теперь же — γαπν. Прочие же лексико-сематические варианты φιλεν сохраняются, хотя в аналогичных позициях и в достаточно близком значении можно встретить и γαπν, кроме двух, только φιλεν присущих вариантов значения, которые, правда, относятся к периферийным областям чувства: I. osculare “целовать” и II. solere “охотно что-либо делать, иметь обыкновение”.

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

В IV веке блаженный Иероним , рассуждая о браке и девстве, утверждает, что апостолы, которые вступили в брак до призвания их Иисусом, став апостолами, «оставляют брачную обязанность». В доказательство Иероним приводит слова Петра: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» и ответ Иисуса: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф. 19:29 ). В словах Павла о «сестре жене» Иероним видит указание на одну из «святых женщин, которые, по иудейскому обычаю, служили учителям из своего имения». В заключение своего длинного рассуждения Иероним все же признает, что у Петра была жена, однако утверждает, что «в то время, когда уверовал, он тещу имел, а жены уже не имел» 35 . Образование, грамотность, возраст на момент призвания Мы ничего не знаем об образовании, которое Петр мог получить в детстве, отрочестве и юности. В научно-популярной литературе распространено мнение о том, что Петр был неграмотным. Это вполне вероятно, учитывая его происхождение и род занятий. В Деяниях о Петре и об Иоанне сказано, что они «люди некнижные и простые (γρμματο εσιν κα διται)» ( Деян. 4:13 ). Прилагательное γρμματοι («некнижные») буквально означает «неграмотные», «не умеющие читать». А существительное διται («простые») может быть переведено как «невежды». Именно так оно переведено в 2Кор. 11:6 : «Хотя я и невежда в слове (διτης τ λγ), но не в познании» 36 . С другой стороны, более поздние еврейские источники 37 рисуют картину чуть ли не поголовной грамотности мужского населения Палестины I века. Если верить этим источникам, начальные школы существовали едва ли не в каждом городе или селении и все еврейские мальчики в раннем возрасте учились читать Библию . Вопрос о том, насколько эти данные могут соответствовать реальной картине, остается объектом научной дискуссии 38 . Все еврейские дети знали Тору – Пятикнижие Моисеево. Отрывки из нее читались на богослужениях в синагогах, а также во время жертвоприношений в Иерусалимском храме, куда многие семьи совершали паломничество ежегодно, а то и несколько раз в год. Именно устная традиция была главным передатчиком священного текста. Письменные источники были доступны далеко не всем: книги стоили дорого, и иметь домашнюю библиотеку могли позволить себе только очень зажиточные семьи. Та семья, в которой вырос будущий апостол, не относилась к их числу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И прежде всего необходимо подвергнуть обсуждению то положение, что Един Бог Отец, от Которого всякое отечество 52 , чрез Которого все, из Которого все, и мы в Нем 53 . I. Посмотрим же, – как я сказал; – сначала извращенное понимание этого (положения), а затем уже изложим и истину. Они говорят: Утрудился Египет, и торговля Ефиоплян, и Савеи и так далее до слов: Ты – Бог Израилев, Спаситель: Но, приводя эти слова, они не обращают внимания на то, что сказано раньше. Да и всякий раз, когда хотят действовать со злым умыслом, они урезывают Писание. Причем стоит только указать (известное место) сполна ( λок λρως), как будет понятна и та причина, по которой они так поступают. Так и в данном случае. Немного повыше приведенного места начинается и самая глава. А это начало (главы) и должно обнаружить то, к кому именно обращена речь и о ком она гласит. Если взять повыше, то начало речи такое: вы спрашиваете Меня о сыновьях Моих, и о дочерях Моих, и хотите Мне указывать в делах рук Моих. Я создал землю и человека на ней. Я Своею рукою утвердил небо. Я всем звездам дал повеление. Я воздвиг Его, и все пути Его правы. Он построит (о ко δо μσει) Мой город, и отпустит пленных не за выкуп и не за дары, – говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: утрудился Египет, и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к Тебе перейдут, и будут у Тебя рабами, и за Тобою последуют связанные узами по рукам, и повергнутся пред Тобою и будут умолять Тебя, так как в Тебе – Бог, и нет Бога кроме Тебя. Ведь Ты – Бог и мы не узнали Тебя, Бог Израилев, Спаситель 54 . Итак, в Тебе, – говорит, – Бог. В ком же Бог, как не во Христе Иисусе, Слове Отца ( τ Πατρ λγ), и не в таинстве домостроительства ( τ μηστηρ τς о коио μας) 55 ? Именно о Нем научает (Писание), когда снова показывает то, что относится к Нему по плоти: Я воздвиг Его с правдой ( μета διка ιо σи ης) и все пути Его правы. Что же? О Ком свидетельствует в этом месте Отец? Отец говорит, конечно, о Сыне, когда выражается: Я воздвиг Его с правдой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Ибо все мы много согрешаем (πολλ γρ πταομεν παντες) – отметим, что апостол Иаков и себя причисляет к грешникам, употребляя везде местоимение «мы»; согрешаем (πταομεν) – букв.: оступаемся, падаем, заблуждаемся. Речь идет о нарушении Закона Божьего. Причем, это происходит с нами всеми и постоянно. Редкое исключение из этого печального правила апостол называет человеком совершенным (τλειος 185 νρ). В слове (ν λγ) в данном контексте означает не только Евангельскую истину, но и обычную человеческую речь. Все тело (λον τ σμα) – имеется в виду не только физическое тело человека, но вся его жизнь. Далее апостол Иаков иллюстрирует это утверждение двумя образами: лошадиной узды и корабельного руля. 3:3–5а 3 ε δ τν ππων τος χαλινος ες τ στματα βλλομεν ες τ πεθεσθαι ατος μν, κα λον τ σμα ατν μετγομεν. 4 δο κα τ πλοα, τηλικατα ντα κα π νμων σκληρν λαυνμενα, μετγεται π λαχστου πηδαλου που ρμ το εθνοντος βολεται· 5 οτως κα γλσσα μικρν μλος στν κα μεγλα αχε. δο λκον πρ λκην λην νπτει· 3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5 (а) так и язык – небольшой член, но много делает. Как маленькая уздечка 186 управляет всей лошадью 187 , или как большой корабль – маленьким рулем 188 , так и язык – всем человеком. Много делает (μεγαλαυχε) – букв.: хвалится, хвастается, чванится. Возможно, апостол Иаков имеет в виду нечестивых хвастунов, богохульников 189 . Блаженный Иероним Стридонский считает, что такой грех языка может довести человека до великого падения, как когда-то дьявола: «Меч пронзает тело, но не душу; душу пронзает язык. Языку недоступна середина: либо великое зло, либо великое добро… Поэтому пусть не думает никто и не говорит: я великих грехов не совершал – если и грешил, то грешил языком. Что есть больший грех, чем богохульство? Почему пал дьявол ? Он воровал? Убивал? Прелюбодействовал? Все это страшные грехи, но дьявол пал не из-за них, его подвел его язык. Что он сказал? Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (…) буду подобен Всевышнему ( Ис.14:13–14 ) " 190 . 3:5б

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Когда семейство племянника Авраама было выведено из города: «…пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огнь от Господа с неба…» ( Быт. 19:24 ). То есть Второе Лицо Троицы ниспослало наказание от Первого – Бога Отца. Это подтверждает и свидетельство халдейских переводов Ветхого Завета, так называемых Таргумов. В них часто встречается выражение «Мемра» – «Слово Божие», в тех местах, где в еврейском тексте написано JHWH. Также и разбираемый нами текст Таргумы переводят, как «Слово JHWH низвело на Содом огонь и серу от JHWH» 260 . В Псалмах Давида еще яснее, чем в книге Бытия описывается создание мира всеми Лицами Пресвятой Троицы. «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их…» (τ λγ το κυρου ο ορανο στερεθησαν κα τ πνεματι το στματος ατο πσα δναμις ατν) ( Пс. 32:6 ). Мы видим творение небес Логосом – Словом Божиим и воинства их – Духом Святым. Причем из греческого текста следует, что Святой Дух сотворил силу ( δναμις) их, то есть реализовал замысел Слова. Таким образом все Лица Пресвятой Троицы участвовали в творении. В книге Чисел приводится текст первосвященнического благословения, которым Аарон и его потомки, по постановлению Господа, переданного через Моисея, должны были благословлять народ: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Чис. 6:24–26 ). В тексте этой молитвы описаны благословения от каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы. О том, что это место Апостолами воспринималось именно таким образом свидетельствуют слова святого Апостола Павла, благословляющего учеников следующими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор. 13:13 ). Апостол здесь явно повторяет древний текст. Около 750 г. до Р.Х. пророку Исаии в видении явился Господь, сидящий на престоле в окружении серафимов, которые взывали «… друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010