Почему именно устранен г. Панов, право истинной причины не знаю. Ревизор Нечаев ничего против Панова не имел и не высказал, хотя особенно на его назначении и не настаивал. Вероятно, тут имело значение какое-то анонимное письмо, полученное из Торжка Константином Петровичем; в этом письме г. Панов описан очень нехорошим. Хотя анонимным письмам и не дают, конечно, веры, но они все-таки производят некоторое впечатление, что, вероятно, имело место и в данном случае. Почли за более безопасное устранить г. Панова. Такова уже, верно, воля Божия на то. А мне лично жаль, что так решилось это дело: за Панова и мне писали из Торжка, как человека очень желательного в должности смотрителя для всей училищной корпорации. Тяжело мне лично и то, что не уважено в этом деле представление Вашего Вы- —147— сокопреосвященства, но думаю, что это сделано не по недостатку уважения к Вам, а именно и только из-за того, что г. Панов так некрасиво очерчен в этом мерзком письме. Простите за такое неприятное для Вас сообщение, но я всё же долгом своим почитал написать Вам об этом. О. протоиерей Ал. Николаевич Соколов не нахвалится Вашим ласковым дружеским и отеческим приемом и теми почестями, какие Вы устроили ему в день его 50-летнего юбилея. Что делать? «Аще гонят вы во граде, бегайте в другой»… Здесь помнят и празднуют чуть не каждый год свои юбилеи, а заслуг других не желают и не умеют ценить… Великое спасибо Вашему Высокопреосвященству от всех здешних чтителей, действительно досточтимого, о. протоиерея Ал. Ник. Соколова! Мы лично еще надеемся почествовать его в сентябре – день его золотой свадьбы». В ответ на это писал я 22-го числа: «Искренно благодарю Вас за сочувственное письмо ваше по поводу неутверждения моего представления на должность Смотрителя Новоторжского духовного училища моего земляка Панова. Но письмо ваше не очень меня огорчило. О настоящем деле я рассуждаю так: 1, если назначенный на должность Смотрителя, вместо Панова, Голубев старше по службе Панова и во всех отношениях достойнее его, тут огорчаться не следует; 2. если же Панов устранен от назначения на Смотрительскую должность по какому-то анонимному извету, это обидно и противозаконно; 3. если наконец такое распоряжение допущено по личной ко мне неприязни со стороны вашего принципала, то это низко и недостойно высокопоставленной особы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) «He будите меня, молоду», русская нар. песня. 5) «Гандзя», малороссийская песня. Исп. хор воспитанников и учеников. 6) Русские песни. Исп. на скрипках воспитанники: Милославский, Рудаков и Логгинов. 7) «Малютка-мужичек», стих. Некрасова. Читает ученик 2 отд. училища Мякинин. 8) «Человек», стих. Бенедиктова. Читает воспитанник 3 кл. Соколов М. 9) «Уж я золото хороню», русская народная песня. 10) «Вдоль по улице», русская народная песня. Исп. хор воспитанников и учеников. 2 отделение. 1) «Многие лета», соч. Гинзбурга. 2) «Хор цыган», соч. Вебера. Исп. хор воспитанников и учеников. 3) «Выезд ямщика», стих. Никитина. Читает ученик 4 отд. Марков. 4) «Крестьянские дети», стих. Некрасова. Читает воспитанник 2 кл. Смирнов М. 5) Игра на гитаре из русских песен. Исп. воспитанник 3 кл. Примеров. 6) «Ходим мы к Арагве светлой», из оп. «Демон» Рубинштейна. Исп. хор учеников. 7) «Вдоль по улице широкой», русская песня. Исп. хор воспитанников. 8) «Песня про царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова», Лермонтова. Исп. воспитанники 1 кл.: Прохоров, Мельников, Ветлин, Чичигин и Зайцев. 9) «Любопытный», басня Крылова. Читают ученики 3 отд.: Поляков и Капранов. 10) Ты, взойди, солнце красное», песня. 11) «Ах попалась, птичка, стой!». Исп. хор воспитанников и учеников. Гимн «Боже, царя храни». Исп. все воспитанники. Начало вечера в 8 часов. Директор семинарии И. Виноградов . Тверь, типография губ. правления Между тем здание семинарии было уже окончательно отстроено к октябрю, 4 числа которого совершилось освящение домовой церкви, устроенной на средства потомственного почетного гражданина Козьминых. Таким образом, вся постройка была совершена в течение трех лет (1882–1884) и обошлась в 17 817 р. 69 к. Эта сумма составилась из: 1) страховой премии – 1 4521 р. 2) специал. средств семинарии – 496 р. 69 к 4 . 3) строительных сумм Московского учебного округа – 800 р. 4) пожертвования потомственного почетного гражданина Козьминых 2 000 р. Итак, после пожара, истребившего главное здание, семинария, благодаря неутомимой энергии и бескорыстным заботам ее директора А. Г. Баранова, обогатилась новым каменным, 2-х этажным зданием, превосходящим своими размерами прежнее. Здание это – длиною 37 и шириною – 25 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сперва г. Корватовский осмотрел «экзаменационные грядки» воспитанников, где у каждого находилось по десяти разных овощей. На этих грядках воспитанники выводили овощи вполне самостоятельно, исключительно по своим знаниям. Г-н Корватовский вызвал хозяев некоторых делянок и стал их спрашивать по поводу насаждений. Опросив воспитанников и убедившись в сознательности, в полном понимании работ по поводу культивируемых растений, г. Корватовский осматривал хозяйственный огород. На огороде г. Корватовский одобрил разнообразие сортов овощей и большой ассортимент их; он даже указал, что за границей отводят под известные культуры пространства по одному квадратному метру и довольствуются этим; поэтому хозяйство семинарии, благодаря разнообразию овощей и их сортов, прекрасно может ознакомиться с делом огородничества, показав на малом клочке земли необходимые работы. После этого г. Корватовский осмотрел ягодное отделение и плодовый сад с маточными яблонями, школою и питомником; в школе вид прямых саженцев яблонь, снизу подчищенных для прививки, произвел на посетителя очень выгодное впечатление, что он и высказал г. директору семинарии и г. наставнику. Затем г. Корватовский осмотрел вишни, посаженные по западному склону, и сосенки на северной стороне семинарской усадьбы; последние ему понравились своим бодрым видом. Позже г. Корватовский отправился в дендрологическую школу, что близ шоссе; здесь можно было видеть многочисленные саженцы сосенок, елочек, вяза, ясеня американского, акации, тополя смолистого, клена, некоторых других деревьев и 3 больших участка (1 200 квадр. саж.) с картофелем. Разнообразие древесных насаждений и их высота заслужили одобрение посетителя. Затем осмотрел сарай с садовыми инструментами, и весь обзор учреждений по садоводству и огородничеству закончился, В 1898 г. занятия по садоводству и огородничеству шли уже установившимся порядком. В этом году начаты были работы на новом участке земли по обрезу шоссе, переданном 15 сентября 1897 г. министерством путей сообщения в распоряжение семинарии для сельскохозяйственных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этих пор прививка яблонь в июле, эта важнейшая и интереснейшая работа в плодовом саду, стала производиться самими воспитанниками. Ввиду такой большой и многосторонней пользы нельзя не признать в оставлении воспитанников на летние курсы особенно важного шага к развитию садоводства и огородничества. 28-го июня 1795 года Новоторжскскую учительскую семинарию посетил г. ревизор из департамента земледелия (министерства земледелия и государственных имуществ) И. И. Мещерский, посвятивший осмотру всех учреждений по садоводству и огородничеству и опросу воспитанников время с 8–30 часов утра до 2–30 часов дня. После осмотра всех учреждений по садоводству и огородничеству г. ревизор, в присутствии гг. директора семинарии и наставника, преподающего теоретические курсы по садоводству и огородничеству спрашивал всех воспитанников 3-го класса, собранных в классной комнате. После опроса воспитанников, продолжавшегося около одного часа, г. ревизор пожелал видеть производство работ на огороде. С этой целью он назначил, по своему выбору, одного воспитанника (Боцманова) нарядить всех товарищей на разные работы в огороде, необходимые в данное время. Когда воспитанники занялись назначенными работами, г. ревизор осматривал их обращение с инструментами и спрашивал о целесообразности каждой работы. Кончив осмотр производства работ, г. ревизор собрав воспитанников около себя, повел беседу с ними по разным вопросам садоводства и огородничества, заставил некоторых из них произвести прививки разными способами, опросил, какие книги по садоводству и огородничеству прочтены ими, спросил, как бы повыгоднее использовать склон семинарской горы и т. п. После всего этого г. ревизор закончил свой осмотр рассмотрением тетради с записью работ и инвентарной книги. В 1896 году занятия по садоводству и огородничеству, как теоретические, так и практические, шли в прежнем порядке. Этот год ознаменован для семинарии большими высадками: из питомника и школы. Из питомника было высажено множество саженцев сосны, ели, клена, тополя (от черешков) и некоторых других деревьев; все это было высажено на участок по обрезу шоссе, чем было положено основание дендрологической школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мера эта со стороны педагогического совета вызвана, очевидно, тем. что в последние недели учебного года воспитанники 3-го класса, занятые усиленной подготовкой к экзаменам, не имеют времени посещать школу и вести в ней занятия, как это делается в течение всего года. Пробные уроки, даваемые воспитанниками 3-го класса в начальном училище, составляют самую важную и существенную часть практических занятий, a потому на них обращалось с самого начала существования семинарии особенное внимание. При составлении общего порядка пробных уроков прежде всего принимается в соображение, чтобы эти уроки не приносили никакого ущерба правильному ходу занятий в училище и чтобы они давались непременно по всем отделам начального обучения. Для соблюдения первого условия в нашей семинарии с первого же года был принят такой порядок назначения темы пробного урока: распределение пробных уроков между воспитанниками производилось, обыкновенно, директором перед началом каждой очереди (только в отчете за 1885 г, указано, что это распределение составлялось педагогическим советом); при этом каждому воспитаннику указывается: 1) предмет, по которому он будет давать урок; 2) отдел предмета; 3) отделение школы. При указании отдела, конечно, сообразовались с ходом преподавания в школе. Самая же тема урока назначается учителем школы, причем последний делает необходимые указания воспитаннику; кроме того, если пробный урок дан неудовлетворительно и цель урока не достигнута, то на обязанность учителя возлагается повторение этого урока. Таким образом, пробные уроки воспитанников тесно связываются с уроками учителя школы, и ошибки практикантов немедленно исправляются учителем. Этот порядок через все 25 лет дошел до настоящего времени, и только незначительные изменения были внесены в него в течение этого времени. Распределение пробных уроков между воспитанниками по-прежнему лежит на обязанности директора, но он указывает только предмет, по которому должен воспитанник давать урок. Отделение же училища и отдел предмета назначается наставником, который разъясняет также практиканту и способ ведения урока на тему, данную учителем школы. Выше было указано, что при распределении пробных уроков обращается особенное внимание на то, чтобы каждый воспитанник дал если не по всем, то насколько возможно по большему числу отделов учебных предметов школы. Ввиду этого, уже в первый же год существования семинарии была составлена директором таблица наиболее важных отделов, число которых намечено 24. Таблица эта составлена настолько удачно и с таким знанием школьного дела, что она не потеряла своего значения и до сего времени, почему интересно познакомиться с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) отметка 5 ставится такому воспитаннику, который в состоянии организовать церковный хор и руководить им; 2) отметка 4 ставится такому воспитаннику, который настолько знаком с церковным пением, что в состоянии подготовить учеников к нему и имеет задатки по мере практики приобрести умение руководить целым хором; 3) отметка 3 ставится такому воспитаннику, который может вести только общее классное пение; 4) отметка 2 ставится такому восиитаннику, который совсем не может заниматься пением в школе». Наконец, в 1898 г. издан был циркуляр, который требует, чтобы при приеме воспитанников обращалось серьезное внимание на знакомство поступающих с пением. Но как уже выше отмечено, успехи пения в семинарии зависят от того, как постановлено это дело в двухклассных училищах, из которых большею частью выходят воспитанники семинарии. Уже в 1879 году директор пишет в отчете , что в Тверской дирекции приняты строгие меры в этом отношении. Благодаря этому, и в семинарии успехи по пению стали мало-помалу возрастать, так что в последнее время этот предмет поставлен на должной высоте. При обучении пению в семинарии преследуется не только та цель, чтобы научить воспитанников петь, но главное внимание обращается на ознакомление воспитанников с церковными песнопениями, так чтобы они по выходе из семинарии могли не только руководить в школе классным пением, но и организовать и вести церковный хор. Чтобы подготовить к этому воспитанников, тем из них, которые лучше знают пение, поручается в последний год обучения управление левым клиросом в церкви. Благодаря этой мере, последняя цель вполне достигается семинарией – и уже много воспитанников, вышедших из нее, заслужило особенное внимание и одобрение как со стороны ближайшего начальства, так и со стороны священнослужителей и прихожан, за устроение церковных хоров. Имея в виду эту последнюю цель, семинария с первого же года ввела, кроме уроков пения, обучение желаюших игре на скрипке, для чего в 1883 г. был приглашен даже особый учитель. Но потом эти занятия были поручены преподавателю пения, что ведется и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первые годы каждая тема давалась в 1-м и 2-м классах на одну неделю, a в 3-м классе – на две, так как здесь много письменных работ и практических занятий в начальном училище. Благодаря этому, в 1-м и 2-м классах в течение года воспитанники успевали исполнить по 26–30 сочинений, a в 3-м классе 14–16. Чтобы показать, как распределялись эти письменные работы по предметам и классам, я приведу расписание их в 1877 году: Предметы 1– й кл. 2– й кл. 3– й кл. Закон Божий и славянский язык Педагогика Русский язык Математика История Естествоведение и география Но такой короткий срок, на который давалось каждое сочинение, понятно, оказывал неблагоприятное влияние на самое исполнение работ. Воспитанники, и без того имевшие много занятий, не имели времени серьезно вдуматься и разработать данную тему, a потому очень часто исполняли их торопливо и поверхностно. Такое отношение к этому очень важному виду занятий в семинарии лишало эти работы всякого серьезного значения, вследствие чего они не достигали тех целей, какие преследовались ими. Очевидно, этого нельзя было терпеть в интересах самого учебного дела, и уже в 1878 году совет обсуждает этот вопрос. Но на первый раз он ограничился принятием некоторых мер, которыми и думал поднять успешность письменных работ воспитанников. 4 сентября 1878 года совет постановил, чтобы: 1) каждый из г.г. наставников наблюдал за приготовлением данных сочинений и к концу недели в пятницу, по возможности, просматривал черновые подготовительные работы; 2) чтобы темы назначались заблаговременно, a именно – в субботу; 3) чтобы для 1-го класса назначались темы легкие, не обширные, чтобы ученики привыкали к лучшей их обработке, 4) чтобы производился разбор сочинений, для чего наставник имеет право выбирать помимо уроков и час в неделю. Но эти меры, не устранявшие главной причины неуспешности письменных работ, не могли поправить дела, a потому в 1881 году совет пришел к убеждению, что необходимо изменить срок работ и постановил задавать в 1-м и 2-м классах сочинения на две недели, a в 3-м – на четыре. С этим нововведением хотя и сократилось число письменных работ, но зато они стали исполняться гораздо лучше, воспитанники имели время обдумать тему и обработать сочинение. Этот срок впоследствии был утвержден и начальством Московского учебного округа в изданной им инструкции для учительских семинарий. На основании указаний последней, теперь письменные работы распределяются следующим образом между предметами и классами:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце учебного года, в последнюю очередь, каждый воспитанник вел преподавание в училище в течение целого дня, что, впрочем, новыми правилами 1895 года отменено. По истечении недельного пребывания в школе, каждый практикант обязан был, как и теперь, представить директору отчет о своих занятиях и наблюдениях. Еще в первый год практики директором семинарии был составлен общий план этих отчетов и одобрен педагогическим советом. В этих отчетах воспитанники отмечают: а) что пройдено в школе в течение недели в каждом отделении; б) какие были самостоятельные работы учеников в каждом отделении; в) какие уроки были даны самим практикантом, причем указывается содержание их, пособия и руководства, которыми пользовался на уроке, приемы преподавания и достигнутые результаты; г) проступки учеников школы и меры, принятые учителем. Наконец, последний вид практических занятий – это знакомство воспитанников с некоторыми руководствами и пособиями для школьного обучения. В начале второго полугодия каждому воспитаннику 3-го класса советом семинарии назначается руководство по какому-либо из предметов начального обучения. К концу учебного года воспитанники составляют подробные отчеты о руководствах и читают их в педагогических комиссиях, состоящих из директора, наставника соответствующего предмета и воспитанников 3-го класса. В этих отчетах воспитанники обращают внимание главным образом на распределение учебного материала, его количество и доступность его для понимания детей школьного возраста, на характер изложения этого материала, равно как и на внешность издания; каждым из этих отчетов решается один вопрос: насколько данный учебник пригоден для начальной школы. Таким путем воспитанники знакомятся с наиболее употребительными руководствами и в то же время приобретают правильный взгляд для оценки того или другого учебника, применительно к народной школе. A это умение правильно оценить значение и применимость того или другого учебника очень важно для учителя, так как ему в своей деятельности придется встретиться с массой самых разнообразных руководств, среди которых он может растеряться, и, не зная, чего требовать от них, может по каким-либо чисто случайным причинам остановиться на менее достойном. Это знакомство с наиболее употребительными руководствами очень важно еще и в другом отношении: молодой учитель, из-за школьной скамьи назначенный в училище, является уже знакомым с теми учебниками, какие практикуются в этом училище, и следовательно, без помехи может вести дело обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обретены нетленными и издающими велие благоухание История церковного почитания преподобного Ефрема Новоторжского еще ожидает своего прояснения. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что в Торжке он почитался как святой чудотворец еще до обретения мощей и официальной канонизации. Об этом свидетельствует духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 года, в которой он завещает своим душеприказчикам дать «дервня Гумнищо в Торжок, в монастырь святым чюдотворцом Борису и Глебу и святому чюдотворцу Ефрему». Устоявшееся мнение, что церковное прославление Ефрема Новоторжского состоялось при митрополите Московском и всея Руси Дионисии в 1584-1587 годах, тоже вряд ли соответствует действительности. Оно появилось вследствие неправильной интерпретации известным историком В.О. Ключевским путаных сведений Жития XVII века. До него ни один исследователь не связывал канонизацию Ефрема, составление ему службы и написание Жития с деятельностью митрополита Дионисия. Более того, в работе иеромонаха Борисоглебского монастыря Илиодора, которая была издана в 1861 году и осталась неизвестной В.О. Ключевскому, дата и обстоятельства церковного прославления Ефрема Новоторжского указаны предельно ясно: «В 1572 году в царствование благочестивейшего государя царя и великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного, при Московском митрополите Корнилии IV, при настоятельстве в сем монастыре архимандрита Мисаила, новгородским архиепископом Леонидом открыты были мощи преподобного Ефрема и обретены совершенно нетленными и издающими велие благоухание. На торжественном и всенародном освидетельствовании нетления их и по признании их святыми установлено было праздновать память преподобного Ефрема 28 генваря, а открытие святых мощей 11 июня». Таким образом, общецерковное прославление новоторжского святого состоялось во время обретения его мощей 11 июня 1572 года. Документы первой половины XVII века свидетельствуют, что в это время почитание преподобного Ефрема Новоторжского уже было всероссийским. Канон в день его памяти 28 января был помещен в богослужебном Уставе («Око церковное»), изданном при Патриархе Гермогене в 1610 году. В 1621 году Патриархом Филаретом (Романовым) было установлено празднование памяти Ефрема Новоторжского в московском Успенском соборе — главном храме страны. Он включал поминовение новоторжского подвижника в свое келейное правило.

http://patriarchia.ru/db/text/5939499.ht...

Из зданий, находящихся в обители сей, примечательнее всего церковь во имя Св. Александра Невского, в которой имеются части мощей разных святых угодников Божьих, в особо устроенном драгоценном ковчеге. Новоторжский Борисоглебский монастырь 2 класса мужской. См. Борисоглебский Новоторжский. Новоторжский Воскресенский монастырь 2 класса девичий. См. Воскресенский Новоторжский. Новоторжский Николаевский Пустынный монастырь Мужской, упразднённый. Находился при Тверце от города Нового Торжка в 2 вёрстах, почему и прозван Новоторжским, от Москвы в 230, от Новгорода в 317 вёрстах. О начале монастыря сего, по причине Литовских бывших разорений, сведений не имеется. В 7131/1623 году, Июля 29, жалована была монастырю сему от Государя Царя Михаила Феодоровича грамота на вотчинные земли и угодья против прежней таковой же грамоты Царя Феодора Иоанновича, в Литовское разорение сгоревшей. В 7191/1683 году, Августа 7, жалована была ещё от Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича подобная прежним грамота. В 7195/1687 году, когда Торжок принадлежал к Новгородской Епархии, приписан был этот монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до учреждения Духовных Штатов в 1764 году, по которым оставлен на своём содержании, а потом за ветхостью вскоре вовсе упразднён, ибо в 1764 году строения в оном были все деревянные и притом ветхие, а именно: две ЦЕРКВИ 1) во имя Св. Николая Чудотворца, по которой и назывался монастырь Николаевским; 2) во имя Божьей Матери Входа Её во храм; 3) КОЛОКОЛЬНЯ с 5 колоколами; 4) КЕЛЬЯ Настоятельская с сенями и несколько братских деревянных же; 5) ОГРАДА кругом монастыря такая же. Настоятельство в оном прежде было Игуменское, а в 1764 году был тут Строитель. Крестьян было 540 душ, пахотной земли на 75 четвертей, сенных покосов на 257 копен. Доходов оброку с крестьян, земель и других угодий получал этот монастырь деньгами около 60 рублей, хлебом разным по 11 четвертей в год. Новоторжский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Тверской Епархии в уездном городе Торжке. До Штатов 1764 года был приписан к Борисоглебскому монастырю, по Штатам же обращён в приходскую церковь , которая и доныне существует, а построена церковь сия в 1659 году, Святейшим Патриархом Никоном во имя Рождества Христова. Новоторжский Троицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010