Все эти данные свидетельствуют нам о том, что в общих, основных чертах учебное дело в нашей семинарии поставлено совершенно правильно, и воспитанники ее выходят вполне подготовленными к той трудной и ответственной деятельности, какою является деятельность учителя начального училища. 2.2 Воспитательная часть Учительские семинарии имеют целью подготовлять учителей для народных школ. Если принять во внимание, что в народных школах учебная и воспитательная часть находится в руках одного учителя, и дети сельских жителей получают в народных школах окончательное образование, то становится вполне ясным, что учительская семинария должна заботиться о подготовке воспитанников к будущей их деятельности не только в учебном, но главным образом в воспитательном отношении. «Как бы ни был способен и сведущ учитель – говорит А. Г. Баранов в одном из своих отчетов – но если он относится поверхностно к религиозным обязанностям, если он имеет превратные мнения в общественных вопросах, если он дает неправильное направление мыслям учеников, то такой учитель не может быть терпим в школе. На этом основании воспитательная часть в учительских семинариях должна стоять на первом плане и составлять предмет особой заботливости педагогического персонала семинарии». Это именно условие и ставилось постоянно в основу при устройстве воспитательной части в Новоторжской учительской семинарии. Благодаря существованию общежития при нашей семинарии, воспитанники и наставники составляли как бы одну огромную семью, в которой последние являлись старшими членами, руководившими и служившими примером для младших. Такая организация создавала особенную близость между воспитанниками и их воспитателями и приводила к хорошим результатам, так как воспитанники семинарии, за весьма немногими исключениями, по своим нравственным качествам и по своему направлению, оказались вполне соответствующими тому важному и великому делу, к которому они готовились. Тесная нравственная связь между воспитанниками и наставниками не прекращалась и по выходе первых из семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За Новоторжским Борисоглебским с приписными За Спасским Старо-Русским с приписным Козмодемьянским За Великолуцким Троицким Сергиевым с приписными За Никандровой пустынью За Орденской пустынью с приписными За Шкнятинским За Теребенской пустынью За Сторожевским Николаевским За Перетинским За Спасским Порховским За Посолотиным За Спасской Забережской пустынью (а по другим – 17) За Осиновской пустынью За Никольской Столпенской пустынью За Николаевским Беседным За Богословским Череменецким За Антониевым Дымским За Леохновым За Александро-Свирским За приписными к нему За Крутецким За Воскресенским Устюжским За Николаевским Моденским За Юрегорским За приписной к нему Кодлоезерской пустынью За Кенским За Елгомской пустынью За Кожеозерским За Александрошевенским За Крестным С приписной к нему Сыренской пустынью За За Бежецким Верхоникольским Антониевым с приписными За Введенским За Палеостровским За За Тройской Синозерской пустынью За Преображенским Валаамским За Устюжской Железнопольской Гуриевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Евфимиевым За Зверинским За Десятинским За Сырковым За Ильинским За Лазаревым За Сокольницким За Тихвинским Введенским За Новоторжским Воскресенским За Порховым Рождественским За Старо-Русским Успенским За Медовским Итого за монастырями 51.514 Всего за домом Архиерейским и монастырями 73.014 За Епархиальными Число душ 2. Псковская (не в окладе) За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями За Псково-Печерским За Снятогорским За Мирожским За Святогорским с приписными За Великопустынским За Елеазаровым с приписными За Крыпецким За Никольским Любятовым За Златоустовым За Козмодемьянским Гремячим За Петропавловским Сереткиным Б) За девичьими монастырями За Предтечевым За Старовознесенским За Воскресенским За Нововознесенским За Ильинскиме с Запсковья За Духовым с Усохи За Архангельским За Варваринским (по другим 97) За Иоакимовским За Зачатейским За Ильинским с Завеличья За Успенским с Опочки За Рождественским с Изборска За Трёхсвятительским Итого за монастырями

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Ежедневно днем и ночью, – писал в своих воспоминаниях Пирогов, – можно было застать ее в операционной, в то время как бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаружила присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». В конце 1855 года Екатерина Михайловна возглавила по его поручению особое отделение медсестер для перевозки раненых в Перекоп. А позднее она получает предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Вместе с почетным назначением приобретает и новые обязанности, в том числе контролировать работу всех временных военных госпиталей, где оставались еще тысячи раненых. Она возвращается в Крым… Летом 1860 года Бакунина оставляет общину и уезжает в деревню. Здесь, в Новоторжском уезде Тверской губернии, начинается новый, не менее яркий этап ее жизни. В то время одна за другой вспыхивали опасные эпидемии – чумы, холеры, оспы, тифа, унося сотни и тысячи жизней. Население уезда обслуживал всего один врач, и Екатерина Михайловна открывает на свои средства маленькую больничку на восемь коек, ведет амбулаторный прием. К концу уже первого года количество получивших помощь превысило две тысячи, а через год удвоилось и далее нарастало. Так был заложен первый камень земской медицины в Новоторжском уезде. Прием Бакунина начинала с раннего утра. Днем она в телеге объезжала больных, давала им лекарства, которые мастерски готовила, перевязывала раны. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, который отличался от других в губернии тем, что здесь не взималась плата за медицинское обслуживание. В своей благотворительной деятельности она руководствовалась девизом: «С именем Бога – всё для людей». В 1877 году началась русско-турецкая война, и Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, была востребована руководством российского Общества Красного креста. Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестер временных госпиталей. Ее деятельность здесь была еще более обширной, чем в годы Крымской войны. В 1893 году, за год до смерти (а умерла Бакунина, перешагнув через 80-летие), она написала живые и яркие «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины». Такова была эта удивительная женщина.

http://pravoslavie.ru/1291.html

Всем сердцем твоим и всею душею твоею обители святых и благоверных князей Бориса и Глеба послужил еси, блаженне, иноческую братию послушанию, кротости, терпению и непрестанней молитве научая, наставнику же твоему во устроении обители неленостно помогая, темже и благоукрасися обитель сия елико домовным строением, тако и жития иноческаго насаждением. Сего ради вопием ти: Радуйся, постников похвало; Радуйся, обители Новоторжския предивная красото. Радуйся, всем святым подражателю; Радуйся, грядущаго града взыскателю. Радуйся, яко бденными молитвами и постными подвиги, яко благовонными ароматы, душу твою облагоухал еси; Радуйся, яко тую от страстей пагубных свободил еси. Радуйся, духовную доброту соблюдый; Радуйся, телесную чистоту сохранивый. Радуйся, плоть свою возненавидевый; Радуйся, вся красная мира сего презревый. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 9 Весь от юности Господеви предался еси, преподобне Аркадие, и к Нему добродетелию приблизился еси, тленная бо яже на земли оставив, нетленное обрел еси богатство, и ныне во обителех небесных водворился еси со ангелы святыми и всеми праведниками, купно с ними ликовствуя и поя Богу: Аллилуия. Икос 9 Витии земнороднии не возмогут по достоянию восхвалити досточудное житие твое, преподобне отче, твоя подвиги и добродетели, имиже дух твой возвысив, в горния скинии вселился еси. Мы же таковым дивящеся, во умилении сердец наших приносим ти хваления сия: Радуйся, добродетельная маслино, в дому Божии возращенная; Радуйся, шипок благовонный в пустынных удолиях процветший. Радуйся, тленная вся земная оставивый; Радуйся, нетленную славу от Господа восприявый. Радуйся, граду нашему столпе непоколебимый; Радуйся, обители нашея молитвенниче усердный. Радуйся, небесных чертогов обитателю; Радуйся, райских селений гражданине. Радуйся, любовию твоею всех нас покрываяй; Радуйся, исцеления неоскудно нам источаяй. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 10 Спасение вечное восприим от Христа, Царя славы, Того моли, преподобне отче, да благочестно в сем веце поживше, в будущем наследие вечное обрящем, купно с тобою вопия Христу Богу: Аллилуия. Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Разделы портала «Азбука веры» Составлен священномучеником Аркадием (Остальским) , епископом Бежецким. Кондак 1 Избранный Господем сил и Царем славы, подвиги своими предивный образ иноческаго жития явивый и равноангельски на земли поживый, блаженне Аркадие, достойно восхвалити тя не возможем мы, любовию чтущии тя. Ты же предстательством твоим ко Господу от всяких бед свобождай всех, зовущих ти: Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Икос 1 Архангел и ангел лики со умилением зряху на пречудное житие твое, преподобне Аркадие; во плоти бо, аки безплотен, пожил еси и еще во отроческих летех, всем сердцем и душею Господа своего возлюбив, чистоту души и тела твоего соблюл еси и тако дивное житие твое, Господеви работая, проводил еси. Сего ради слышиши от нас пение сицево: Радуйся, православныя веры утверждение; Радуйся, града Вязьмы благодатное возращение. Радуйся, корени благодатного прозябение; Радуйся, Божия благодати сосуде избранный. Радуйся, свещник, Божественною благодатию возжженный; Радуйся, луче солнца правды возсиявый. Радуйся, на земли, аки ангел поживый; Радуйся, Духа Всесвятаго приятелище и жилище бывый. Радуйся, яко ко Христу прилепился еси; Радуйся, яко умными очима Бога зрети научился еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 2 Видя непостоянство и суету мирскую, земную же красоту и славу ни во что же вменив, подвиг юродства измлада на себе подъял еси и в безмолвии мнозе, непрестающих слезах и постояннем плаче о гресех своих подвизался еси, поя Богу: Аллилуия. Икос 2 Разумом просвещенным своим уразумел еси, яко век, иже на земли, преходящ есть, век же он, яко непреходящий возлюбил еси; сего ради еще юн сый телом и млад летами, обаче велик и силен пред Богом и человеки был еси. О сем убо дивимся и восхваляем тя сице: Радуйся, яко светильник граду Вязьме юный был еси; Радуйся, яко от юности твоея Господа возлюбил еси. Радуйся, Тому Единому себе совершенно предавый; Радуйся, славу маловременную презревый. Радуйся, духови плоть свою покоривый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

252 Десятины, на которые делились епархии, вероятно близко подходили к тогдашним уездам, ибо мы встречаем названия: Володимирская, Нижегородская, Ржевская десятина. Вся десятина приписывалась к одной какой-нибудь церкви, которая поэтому и называлась десятильничьею. Дома десятильников обыкновенно строились в городах. В патриаршей епархии мы встречаем десятильничьи дворы в Брянске, Верее, Владимире, Костроме, Переславле-Залеском и пр., встречаем название десятин: Радонежская, Вахонская, Похрянская, Хатунская, Темниковская, Краснослободская и проч. (Оп. архива минист. юстиции Калачева, т. II. 23, 33, 50. 81, 125, 127, 128, 141, 156, 196). 257 О жаловании десятильнику и доводчику белками упоминается еще в 1535 г. А. до Ю. б. II, 177-I. 259 В одной тарханной грамоте новгородского митрополита 1592 г. сказано: «а двор десятилнич в Торжку они ставят, с новоторжскими, посадскими и селскими попы и диаконы и с причетники, повытно, по своим приходом, по расчету (А. И. 1, 241). В другой грамоте 1592 года сказано: и в дворовую поделку десятинничу, в Торжок, дают по расчету с новоторжскими посадскими и селскими попы и с причетники, по вытно, по приходу своему кузмодемъяновскому». (А. И. 1, 240). 261 «А конскаго корму имати им, сказано между прочим в этой грамоте, на десятеро коней полкоробьи овса, да острамок сена... а под нашу казну имати у них нашим заволотцским десятилником одна подвода с проводником». (А И. 1, 142). 274 А. И. I, III, 125, 141; III, 94, 95, 104, 123. А. Э. I, 54, 71, 85, 105, 176, 214, 248, 287, 293, 296; II, 14, 16, III, 114. А. Ю. 24. А. до Ю. б. I, 30-V и др. 275 А. И. I. 125, 141; II, 58, 69, 77, 86; III, 94, 104, 123, 133 и др. А. 9. I, 259, 329; II, 16; III 89 и др. 323 Неволин говорит, что тиун княжеского наместника получал следующие доходы: 1) на Рождество Христово, Пасху и Петров день он получал корм вещами или деньгами; впрочем, вдвое менее против наместника; 2) ему принадлежали отчасти судные пошлины и пени в случае преступлений; 3) жители должны были, в виде повинности, исправлять на него некоторые работы натурою. (Т. VI его сочинений, стр. 109, 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

– Новгородцам, которые никак не могли угадать точное желание Князя, только и оставалось бить челом «чтобы сам Государь умыслил, как ему своя отчина жаловати: а отчина его покладывается на Бозе да на нем» (ibid.). И князь великий тогда открыл свое намерение: «и Князь велики бояром велел молвити половину всех волостей владычних, да и монастырских, да Новоторжские чьи нибуди» (ibid.). – «Скажем то, Господине, Новугороду», – опять отвечает Владыка с Новгородцами... И на этот раз Новгород ответ дал очень скоро. Уже 6-го Января, во вторник, Владыка пришел к В. Князю с Посадниками и житьими – «с половиною волостей владычних, да и Новоторжские волости владычни, и монастырские, и боярьские, чьи нибуди, всех отступилися великим Князем» (ibid.). Таким образом, – половиною волостей владычних и всеми новоторжскими решено было пожертвовать сразу; но судьба монастырей повидимому новгородцев смутила; «да били челом о монастырех, чтобы пожаловал, у шти (т. е. 6) монастырей взял половину волостей и земель: у Юрьева, у Благовещенья, у Аркажа, у Онтонова, у Николского Неревского конца, у Михайловского на Сковородке; а иные бы монастыри Государь пожаловал, земель у них не имал, понеже те убоги, земель у них мало» (ibid.) Соглашаясь отдать половину земель шести наиболее состоятельных монастырей новгородцы ходатайствуют за все прочие монастыри, ссылаясь на их убожество (!). Однако, Великому Князю – видимо – хотелось показать свое право взять половину монастырских волостей, и в ответ на челобитье «Князь велики Владыце и посадником велел ити в город и написати на список половину волостей владычних и монастырских, а не утаили бы ничем: а что утаят, ино то земли великих князей». Владыке и посадникам оставалось лишь покориться воле Великого Князя. 7-го января они пришли к великому князю и «списки принесли владычних волостей половину, такоже и монастырских (ibid). – Князь великий торжествовал: в его руках оказывалась половина той трети новгородских земель, которая так его смущала: его право на эту половину новгородцами принципиально признано; применить же право к жизни Князь мог и пообождать, по соображениям политическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

2) Причитающуюся на содержание этой новой учительской семинарии из государственного казначейства сумму, по 14 810 р., в год, вносить, начиная с 1 января 1876 года, в подлежащие подразделения сметы министерства народного просвещения; расход же на содержание означенной семинарии в текущем году, по расчету с 1 июля, в количестве 7 405 р., отнести на кредит, назначенный, по ст. 2 § 11 ныне существующей сметы упомянутого министерства, на устройство и содержание народных училищ. З) Из сего же кредита употребить 12 000 р., на расходы по преобразованию упомянутой земской школы в учительскую семинарию». Таковое мнение государственного совета 10 июня 1875 г., ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. При приеме школы начальство учебного округа, сверх того, обязалось: 1) принять по экзамену учеников земской школы в соответственные классы семинарии; 2) ежегодно назначать из числа оканчивающих курс в семинарии воспитанников не менее 1/3 на должности учителей в земские школы Тверской губернии, с согласия самих воспитанников. Ввиду этого уже в июне 1875 г., были произведены приемные испытания ученикам земской учительской школы. С этою целью Московским учебным округом были командированы исправлявший должность директора Алферовской учительской семинарии Алексей Григорьевич Баранов и директор народных училищ Тверской губернии, под руководством которых и были произведены учителями земской школы приемные испытания, в присутствии одного из членов Тверской губернской управы. На основании этих испытаний было принято из четырех классов земской учительской школы в 1-й класс семинарии – 22, во 2-й – 16 и в 3-й – 4 ученика, всего 42 ученика. С I августа того же года назначен был на должность Директора вновь открываемой семинарии Ал. Гр. Баранов. Но открытие семинарии состоялось лишь 22-го октября, так как еще не было готово главное здание. В течение этого периода были назначены и другие члены педагогического персонала Новоторжской учительской семинарии, причем из числа наставников бывшей земской школы только один Н. Н. Горелов получил должность преподавателя в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для теоретических занятий по садоводству и огородничеству составлена была примерная программа; для ее выполнения назначено было по одному уроку в неделю во 2-м и 3-м классах. Во 2-м классе на теоретические занятия по садоводству и огородничеству уделен был один урок естествоведения, что возможно было сделать без ущерба для выполнения положенной программы естественной истории, a в 3-м классе по садоводству и огородничеству назначен был особый урок. Практические занятия воспитанников 1-го и 2-го класса, a иногда, по мере возможности и воспитанников 3-го класса, осенью 1892 г. происходили с 15 сентября по 13 октября (всего было 6 рабочих дней при 13 часах), a весною 1893 г. с 21 апреля по 24 мая (20 рабочих дней при 48,5 часах). Эти занятия велись в послеобеденное время. Работы сначала происходили только на огороде, но весною, когда почетный попечитель Новоторжской учительской семинарии Н. В. Козьминых пришел на помощь делу садоводства и огородничества и, зная, каким малым количеством земли владеет семинария, пожертвовал особый участок земли под плодовый сад, работы начались и на этой новоприобретенной земле; в этом новом участке было поднято копкою на перевал 4 квадрата (по 25 квадратн. саж. каждый); один квадрат был временно занят 15-ю выписанными из Москвы, из Петровско-Разумовской академии, маточными яблонями (двухлетками) и 200 дичков; остальные квадраты заняты были картофелем. 1 августа 1893 года дело садоводства и огородничества перешло в ведение г. наставника семинарии В. Ф. Папкова, занявшего место Н А. Казанского. Теоретические курсы 1893–1894 и 1894–1895 учебных годов велись по прежней программе и при тех же недельных уроках. В 3-м классе употреблялся прежний учебник Шредера «Плодоводство», a во 2-м классе, где прежде учебника не было, принята была книга Аверкиевой «Общедоступное практическое руководство к огородничеству». Практические занятия осенью 1893 года были направлены к расширению огорода и, главным образом, к организации плодового сада; с этой целью на участке земли, отведенном под плодовый сад, намечены были места для маточных яблонь, семенных гряд и школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И начальство учебного округа вполне согласилось с этим мнением нашего педагогического совета и в новых программах, изданных им в 1895 году, ввело в курс семинарии историю русской словесности в указанном выше объеме. Но на прохождение этого в высшей степени важного предмета уделено слишком мало времени, a именно – всего один час в неделю в течение третьего года обучения воспитанников. Это ненормальное явление подало повод совету Новоторжской семинарии ходатайствовать в текущем году о прибавлении еще одного урока по истории словесности в 3-м классе, что и было разрешено г. попечителем Московского округа. Это обстоятельство даст возможность гораздо основательнее познакомить воспитанников нашей семинарии с этим предметом, оказывающим сильное влияние на их развитие и необходимым для каждого образованного человека, a тем более для учителя. Рассматривая новые программы учительских семинарий и сравнивая их с теми, какие выработаны были в нашей семинарии в 70–80 годах, мы увидим, что между теми и другими очень мало разницы, исключая нового курса по истории словесности. Это обстоятельство указывает на то, что наша семинария с самого начала ее существования совершенно верно поняла свою задачу и сразу стала на правильную точку зрения относительно образования своих питомцев. Чтобы не затруднять читателя подробным перечнем тех сведений, какие выносили учителя из своей alma mater, я только в самых кратких чертах приведу прежние программы, которые определяют объем того, что преподавалось в нашей семинарии. 1) По Закону Божию – полный курс средних учебных заведений, a именно: священная история ветхого и нового завета; история христианской церкви; учение о богослужении православной церкви и катехизис. Весьма важным дополнением преподавания Закона Божия служило ознакомление воспитанников семинарии со священным писанием и богослужебными книгами, для чего назначено было в каждом классе по одному уроку в неделю. Ознакомление воспитанников с богослужебными книгами и порядком богослужения пошло еще успешнее с устройством в семинарии домовой церкви, так как все воспитанники обязательно читают в церкви по очереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010