Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015, после 15 июля), св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), отрок (член младшей дружины) ростовского кн. мч. Бориса Владимировича (см. Борис и Глеб ). Сведения о мученической кончине и почитании Г. У. содержатся в ранних древнерус. памятниках - летописной повести «О убьеньи Борисове», читающейся в «Повести временных лет» под 6523 (1015) г., анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк»), «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети»), «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю. Створивый небо и землю»), созданном прп. Нестором , мон. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, а также в рассказе черноризца того же мон-ря Поликарпа (впосл. архимандрит) о прп. Моисее Угрине в составе Киево-Печерского патерика . Время и место рождения Г. У. неизвестны. Основываясь на его прозвище, можно думать, что святой был венгром или славянином, жившим в венг. землях. Однако не исключено, что Г. У., как предполагал, напр., Э. Иглои, мог родиться «уже на русской земле», являясь потомком одного из венгров, служивших при киевских князьях Святославе или равноап. Владимире (Василии) Святославиче . Согласно более поздним свидетельствам, историческая достоверность к-рых не может считаться бесспорной, Г. У. имел 2 братьев. Об одном из них, прп. Моисее Угрине, мон. Киево-Печерского мон-ря, подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике. О 2-м брате - прп. Ефреме , основателе новоторжского во имя св. мучеников Бориса и Глеба муж. мон-ря ,- сообщает Житие прп. Ефрема, созданное в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в.; автором последнего принято считать иером. Юрьева новгородского муж. мон-ря Иоасафа, к-рый, вероятно, воспользовался несохранившимся текстом, созданным к нач. XIV в. ( Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. Вып. 1. С. 148-150).

http://pravenc.ru/text/164445.html

28/10 Преподобного Ефрема Сирина (373–379). Преподобного Феодосия Тотемского (1568). Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI). Тропарь преподобному Ефрему Сирину , глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш./Моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Час присно провидя Суда,/рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/делателей же был в делех учитель, преподобне ./Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ефреме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Феодосию Тотемскому, глас 1 От юности, преподобне Феодосие,/желание твое ко Христу Богу вперив,/Егоже ради град и отечество оставль,/и славу суетную, яко прах, вменив,/последовал еси преподобному Димитрию/и обители его сожитель был еси./Преселився ко граду Тотьме/и в междоречие вселився,/постом и бдением и власяным одеянием,/и веригами тело свое удручил еси./Сего ради Бог , видев твоя труды,/и по преставлении чудесы обогати тя:/бесы изгонявши, и слепыя просвещавши,/от всяких недуг и бед избавлявши приходящия к тебе с верою, и вопиющия:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Дающему тобою всем исцеление. Ин тропарь, глас 2 От мирскаго мятежа изшед,/преподобне отче наш Феодосие,/и в тихое пристанище достиг,/преподобному Димитрию сожитель был еси,/и оттуду, Божиим Духом направляем,/во град Тотьму преселился еси,/и во отоцех водных обитель себе воздвигл еси,/идеже равноангельное житие пожив,/последовал еси Христу,/Егоже ради власяну ризу и вериги на теле твоем носил еси./Смирением и нищелюбием украсився,/славу суетную презрел еси/и отеческое имение добре расточил еси,/молением же к Богу и слезными струями бесы посрамил еси./Темже по успении твоем Христос даром чудес обогати тя./Имея убо дерзновение ко Господу,/преподобне отче наш Феодосие,/моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЦВ 6 (403) март 2009 /  18 марта 2009 г. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на презентации 19-го алфавитного тома «Православной энциклопедии» Уважаемые члены Советов, авторы и сотрудники «Православной энциклопедии», гости! Только что завершилось совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов. На них мы подробно обсудили ход работ над изданием «Православной энциклопедии», другие научно-исследовательские и просветительские проекты Церковно-научного центра. Важнейшим итогом обсуждения стало твердое намерение, несмотря на существующий кризис и на необходимость разумно сократить повестку дня деятельности Церковно-научного центра, сохранить в этой деятельности самое основное, самое главное. И мы надеемся, что так оно и будет: будет продолжаться издание самой энциклопедии, «Вестника церковной истории», а также будут осуществляться проекты в области Интернета и подготовка тех фильмов, которые уже находятся на достаточной стадии готовности и в работу над которыми уже вложены средства. Эти проекты не будут заморожены. Сегодня мы представляем 19-й том «Православной энциклопедии», который явился последним вышедшим под редакцией покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Этот том можно считать образцовым по многообразию представленных в нем материалов — практически по всем сторонам православного вероучения, истории Церкви, ее современного положения. И все же хотелось бы назвать наиболее важные статьи этого тома. Для понимания Священного Писания очень важны статьи под названием «Завет», «Закон Моисеев», статья, посвященная Посланию апостола Павла к Ефесянам, статья о святых женах-мироносицах. Впервые с точки зрения православного богословия проанализировано такое фундаментальное понятие, как Жизнь. Я имею в виду не отдельные попытки анализировать эту тему — они, конечно, предпринимались в прошлом и в проповеднической практике, и в богословской практике, — но здесь дается систематическое изложение этой темы с использованием достижений нашего богословия, и не только современного, обобщен опыт предыдущих поколений. С точки зрения православного богословия следует отметить также важную статью о преподобном Ефреме Сирине, статьи о святых с именем Ефрем, в том числе — о святителе Казанском, о преподобном Ефреме Новоторжском. Из церковно-исторических статей выделяются своей основательностью статьи о житийной литературе, о знаменитых монастырях — Жировицком в Белоруссии, Заиконоспасском и Зачатьевском в Москве, Задонских монастырях в Липецкой епархии.

http://e-vestnik.ru/docs/rech_patriarha_...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Ефреме преподобне. Ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, со Аркадием блаженным, моли о спасении нас поющих ти: Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Икос 1 Ангелов подражатель явился еси, преподобне и богоносне отче наш Ефреме, ангельски поживый на земли, и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя нетлением и чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во славе невечерней Царствия Небеснаго, от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради Господа твоего, всякое наслаждение земное оставил еси. Радуйся, яко вся блага мира сего Христа ради презрел еси. Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси. Радуйся, яко иго Христово благое и легкое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси. Радуйся, яко честную и боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси. Радуйся, яко узкими враты в пространство Царствия Небеснаго возшел еси. Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси. Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа восприял еси. Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 2 Видя брата своего Георгиа, со благоверным князем Борисом убиенна, главу братню, яко сокровище многоценно восприяв, хранил еси, и взирая на ню, суету благ мира сего, и час свой смертный выну помышлял еси. Темже мир и вся благая его оставив, инок был еси, да единому Богу живеши, поя Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом свыше просвещенным наставлял еси духовная чада твоя к богоугождению истинному, и любезно принимал еси желавшыя подвизатися вкупе с тобою во спасение, преподобне отче Ефреме, спасительнаго пути наставниче предобрый. Приими убо и нас под твой отчий покров, и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тебе восхваляем сице: Радуйся, алчущым и жаждущым правды, глаголов живота вечнаго возвестителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В Тверской епархии торжественно отметили 450-летие обретения и перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского 25 июня 2022 г. 11:31 23 и 24 июня 2022 года в Тверской епархии прошло празднование в честь 450-летия обретения и перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Новоторжского Борисоглебского монастыря (1038). Вечером 23 июня начались торжества в основанном святым Ефремом Новоторжском Борисоглебском монастыре г. Торжка. Всенощное бдение во Введенском храме обители по благословению Святейшего Патриарха Кирилла возглавил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий . Ему сослужили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископ Каменский и Камышловский Мефодий , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Тарский и Тюкалинский Петр , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Джакартский Питирим , секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), и.о. настоятеля Борисоглебского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), братия обители, благочинные, настоятели и клирики Московской, Тверской, Бежецкой, Смоленской и Пятигорской епархий. На утрене, перед полиелеем, был прочитан акафист преподобному Ефрему. По окончании богослужения митрополит Дионисий передал главе Тверской митрополии и гостям праздника благословение и поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю торжеств в честь преподобного Ефрема. Митрополит Амвросий просил передать Святейшему Патриарху сердечную благодарность, поблагодарил митрополита Дионисия и всех участников торжеств за память о преподобном Ефреме. На молитвенную память глава Тверской митрополии подарил управляющему делами Московской Патриархии икону основателя Новоторжской обители. Утром 24 июня празднование началось с крестного хода из храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Торжка в Борисоглебский монастырь, в котором приняли участие, духовенство, благочестивые миряне и паломники. Крестный ход возглавил епископ Джакартский Питирим.

http://patriarchia.ru/db/text/5939843.ht...

Погост Троица. Неизвестная церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Удомельский район, Погост Троица Координаты: 57.871363, 34.553142 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В нескольких километрах от Удомли, рядом с протокой, соединяющей озёра Удомля и Песьво, в урочище Троица (по соседству с урочищем Слободка), находится Иоанно-Богословская церковь. В селе Троице был центр Удомельско-Богословского прихода. В XVI веке здесь был Удомельский мужской монастырь. В издании " К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке. - Тверь, 1903 " сообщается о монастыре следующее: " Удомельский Троицкий Иоанно Богословский монастырь находился в Вышневолоцкомо уезде, Тверской губернии, в 50 верстах к северо-востоку от города Вышнего-Волочка, при озере Песво, спускающем свои воды в большое озеро Удомлю. Ныне на месте его существует погост Троицкий. Ничего неизвестно ни о времени основания того монастыря, ни об его основателе. В " Списках иерархов " П. Строева старейшим из настоятелей этого монастыря упоминается игумен Дионисий, под 1583 годом. Из этой хронологической даты можно вывести только то заключение, что во второй половине XVI века монастырь уже существовал и находился под управлением игумена. Из преемников Дионисия Строев упоминает об Александре, под 1626 годом; Ефреме, под 1651; Пимене, под 1658; Никоне, между 1683 и 1698; Серафиме, под 1699, и, наконец, о Гаврииле, под 1737 г.; в заключение же всего ставит 1764 г., т.е. год упразднения монастыря. В изданной в 1853 г. К.Н. Неволиным писцовой книги Бежецкой Пятины князя Федора Михайловича Ласкирева, 7091 (1583) года, об этом монастыре записано: " Монастырь на озере на Удомельском, на Песве. А в монастыре церковь Троицы Живоначалные, да теплоя церковь Рождество Пречистые Богородицы, древяные клетцки. А в церквах образы, и свечи, и книги, и все церковное строение монастырское. Да церковь была Иван Богослов. И та церковь згорела. Да на монастыре ж в келье игумен Деонисей, в келье два брата, да 6 келей пустых. Да у монастыря ж дв. вдовой дьякон Роман, дв. дьячок, дв. пономарь, дв. проскурница, да четыре кельи нищих, а питаютца о(т) миру... " Затем, монастырь этот когда-то был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. "

http://sobory.ru/article/?object=45714

Возсия нам, яко звезда путеводная, воздержное постническое житие твое, преподобне отче: не тужил бо еси о брашне, еже не поставит нас пред Богом, нерадел еси о доброте ризной, предпочитая благоукрашати душу твою добродетельми. Сего ради нетлением и чудесы прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия песненныя хвалы: Радуйся, истинный Евангелиа Христова последователю. Радуйся, не брашно делаяй гиблющее, но приводящее в живот вечный. Радуйся, благодатию Божиею паче, нежели хлебом насыщенный. Радуйся, от источника жизненнаго слова Божия напоенный. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный. Радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, одеждею нетления одеянный. Радуйся, прежде кончины твоея вся страсти воздержанием умертвивый. Радуйся, прежде умертвия твоего мертв бывый греху. Радуйся, прежде общаго всех Воскресения, от Господа нетлением прославленный. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 7 Хотя верен быти подражатель Агнца Божия, вземшаго грехи мира, кротость и смирение Его себе усвоил еси, отче наш Ефреме, всякия скорби и обиды безропотно терпел еси, ведый, яко скорбьми временными искупуется вечное спасение, и совершеннаго безстрастия достигл еси, во еже пети тебе еще на земли достойно и праведно ангельскую песнь Вседержителю: Аллилуиа. Икос 7 Дивный воистинну победоносец показался еси на страсти плотския, преподобне отче Ефреме, вся разжженныя стрелы врага спасения человеческаго постом и слезными молитвами угасил еси, и во плоти ангельское житие без преткновения проходил еси, Божиею благодатию укрепляемый. Темже вопием тебе: Радуйся, всякое сладострастие в себе искоренивый. Радуйся, плоть твою духу любомудренно покоривый. Радуйся, бдении всенощными ополчивыйся противу искушений вражиих. Радуйся, пощении неослабными всякое нечистое желание обуздавый. Радуйся, молитвами непрестанными от всякия скверны очистивыйся. Радуйся, всего себе Богу посвятивый. Радуйся, за словеса Господня пути жестоки сохранивый. Радуйся, сеявый слезами, да радость пожнеши присносущную.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, трезвением неусыпным совершенство духовное стяжавый. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 8 Странника и пришельца помышлял еси себе быти в мире сем не постояннем, преподобне отче, и грядущаго града Иерусалима Небеснаго взыскуя, вся помышления твоя к нему выну возносил еси, ум твой на божественная возложив, и распинал еси плоть твою со страстьми и похотьми, сладце воспевая, яко в тимпане, во умерщвленнем телеси, победную песнь Христу Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь облеклся еси во вся оружия Божия, яко воин Христов, препоясав чресла твоя истиною, оболкся в броня правды, и обув нозе твои во уготование благовествования мира, восприял еси щит веры и шлем спасения и мечь духовный, иже есть глагол Божий, имже и возмогл еси вся наветы лукаваго победити. Помози убо и нам, отче преподобне, твоими молитвами, противитися искушением вражиим, и подражати тебе в побеждении страстей наших, да тебе зовем: Радуйся, смирением святым гордыню душепагубную поправый. Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень погасивый. Радуйся, нищым богатство твое расточивый, и сребролюбие возненавидевый. Радуйся, всякия досаждения и обиды без гнева претерпевый. Радуйся, яко молитвами непрестанными уныние прогнал еси от себе, и достигл еси о Господе радования. Радуйся, яко воздержанием и бдением целомудренно душу и тело твое соблюл еси. Радуйся, яко не леностно всяку добродетель исправил еси. Радуйся, яко победныя почести от Христа Бога свыше приял еси. Радуйся, при жизни и по смерти от Господа чудес даром обогащенный. Радуйся, во благоухании святыни нетленно почиваяй. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 9 Всякое наслаждение плотское возненавидел еси, Ефреме преблаженне, и единаго Бога всем сердцем возлюбил еси: темже и Господь тя возлюби, и чудесы прослави, даровав нам тебе молитвенника благоприятнаго пред благостию Его. Смиренно молим тя, егда имамы предстати пред Судиею Праведным, умоли Его за нас, да не помянет беззаконий наших, и сподобит нас блаженной участи одесную стоящих и вопиющих Ему: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) О местном почитании М. У. в XII-XIII вв. свидетельствует рассказ прп. Поликарпа о прп. Иоанне Многострадальном , согласно к-рому монахи молились у мощей М. У., получая исцеление от искушения плоти. Мощи преподобного открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Они упоминаются в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). М. У. прославляется в посвященном ему 3-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Отдельный день памяти М. У. был установлен, вероятно, во 2-й пол. XVII в. (указывался в изданиях Патерика). Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. У.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. По сообщению архиеп. Димитрия (Самбикина) , в кон. XIX - нач. XX в. память М. У. особо чтилась в Новоторжском Борисоглебском монастыре, связанном с памятью о прп. Ефреме Новоторжском; в день памяти М. У. там совершалась полиелейная служба.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю. Радуйся, олтаря Господня непорочный предстоятелю. Радуйся, богомудрый иноков начальниче. Радуйся, истиннаго смирения наставниче. Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче. Радуйся, слезнаго умиления преисполненный. Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище. Радуйся, Пресвятыя Троицы избранное жилище. Радуйся, благочестия утверждение. Радуйся, Православия похвало. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 5 Боготечную звезду узрев тя, преподобне отче Ефреме, ученик твой Аркадий, учением и житием светло сияюща, последова зари светлаго жития твоего, и яко светильника держася тебе, приведеся к неприступному свету, достиже непостижимаго Бога, и возрадовася, вопия Ему купно с тобою: Аллилуиа. Икос 5 Видев тя, преподобне отче Ефреме, святый ученик твой Аркадий, яко ангела Божия облеченнаго в преподобие и святыню, в юностных летех поревнова многотрудному твоему житию, и добродетельми достиже в мужа совершенна в подвизех духовных. Темже ныне вкупе с тобою предстоит Престолу Вседержителя во славе вечней, с нимже помолися ко Творцу о спасении нас грешных, поющих тебе: Радуйся, правило веры и благочестия. Радуйся, образе целомудрия и воздержания. Радуйся, постническаго лика украшение. Радуйся, сияющая звездо в сонме преподобных. Радуйся, иноков пастырю и учителю. Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю. Радуйся, яко тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбил еси. Радуйся, яко и возлюбленнаго ученика твоего Аркадиа, тем путем ко Христу привел еси. Радуйся, яко жертву непорочну юношу святаго, Сладчайшему Иисусу посвятил еси. Радуйся, яко с ним славу небесную унаследовал еси. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 6 Проповедуя слово Божие братии твоей, отче Ефреме, всех поучал еси словом и житием твоим, безмолвию, братолюбию, странноприимству, смирению, посту, молитве, и страху Божию, иже есть начало премудрости небесныя, еюже осененный, до старости маститыя не изменил еси правила своего иноческаго, неленостно подвизаяся в молитвах деннонощных и воспевая укрепляющему тя Богу: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010