Тем большая тяжесть грехов вольных, особенно грехов тяжких, исходящих из развратного и злого ума и сердца. Вообще грехи тяжкие совершаются при ясном сознании закона и при полной достаточности духовных сил для борьбы с ними; но и тяжкие грехи могут иметь различные степени тяжести. Тяжкий грех будет более тяжек, чем больше расстройства он вносит в нравственный мир, т.е. чем больше он противоположен началу любви к Богу и ближнему. В его крайней степени человек сам в своем лице становится исходящем зла, близким пособником злого сатаны, услаждающегося злом и о нем только и помышляющего. Такой стоит уже в глубине зол, «в которую приведши, нерадит» ( Притч. 18:3 ), «и не уснет, еще не сотворит зла» ( Притч. 4:16 ). Иногда бывает, что в грех нам вменяются те или иные греховные действия других людей, когда они бывают исполнителями греха по нашему желанию, влиянию или принуждению. И чем больше наше участие в чужом грехе, тем больше они нам вменяются. Побуждать других на совершение греха мы можем чрез приказание, совет, согласие, намеренный соблазн, попущение или незамечание, необъявленно греха, а также ободрение на грех. И, наконец, важность грехов различают по степени их влияния на внутреннее настроение души, на духовную жизнь христианина: различают грехи Смертные и Несмертные . Смертный грех (или грех к смерти) есть тот, который отнимает, погашает у человека его нравственно-христианскую жизнь. Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех есть грех смертный, когда он погашает ревность, отнимает силу и расслабляет душу, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отвергнутым (отрешенным) от Него (еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, стр. 164). Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и подвергает суду. «Или вы не знаете, – пишет ап. Павел, – что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни любостяжатели, ни завистники, ни гневливые, ни враждующие, ни еретики, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ; Галат. 5:19–21 ; Ефес. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

И ярость их, ибо свирепа; Разделю их в Иакове, И рассею их в Израиле». Лишив таким образом трех старших братьев преимуществ и владений и предоставив Иосифу двойную часть в земле, Иаков затем другие преимущества первородства торжественно предоставил Иуде. Он будет вождь, «лев». Как лев есть царь лесов, так и Иуда должен был получить царскую власть чрез Давида до сына Давидова, того Шилоха, которому, как «льву» колена Иудина, все народы должны были оказывать честь и послушание. Равным образом Иуда будет наделен и полнотою земных богатств, причем эти земные благословения сами по себе были символами духовных богатств, предоставленных во владение Иуды. Все описание здесь исполнено Мессианских предсказаний, которые впоследствии подтверждены были в пророчестве Валаама ( Чис. 23:24; 24:9, 17 ); оно затем прилагалось к Давиду ( Пс. 88:20–37 ) и от него постепенно переносилось на дальнейших исторических деятелей, пока окончательно не осуществилось в Иисусе Христа, «воссиявшем из колена Иудина» ( Евр. 7:14 ), том «мире нашем», который «соделал из обоих одно» ( Ефес. 2:14 ) и который «будет царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор. 15:24 ), – «льве, от колена Иудина, корне Давидовом, который должен победить окончательно» ( Откр. 5:5 ). В этом благословении Иуды в первый раз мы видим, как пророчество извлекается из значения самого имени: „Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; Поклонится тебе сын отца твоего. Молодой лев Иуда, С добычи сын мой поднимется. Преклонился он, лег как лев И как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды И законодатель от чресл его, Доколе не приидет Примиритель 283 , И Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, И к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою И в крови гроздьев одеяние свое. Блестящи очи его от вина, И белы зубы его от молока». Как на местное пояснение этого богатства в участке Иудином, можно указать на то, что лучшее вино в Палестине производилось близ Хеврона и Енгеди 284 , и что некоторые из лучших пастбищ находились к югу от Хеврона, около Фекои и Кармила 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  На пути обожения Здесь мы видим, как Господь через Новую Еву, Пресвятую Деву Марию, возвращает человеку в обоих образах ипостасного бытия – мужском и женском – возможность жизни в Боге и Богом. Что, соответственно, позволяет человеку подняться над своей природой и жить в многоипостасном «единстве Божией благодати» Церкви Христовой, «которая есть Тело Его» (Ефес. 1:23). Апостол Павел пишет, что во Христе Иисусе «нет уже …мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), и некоторые, превратно понимая эти слова Апостола, низводят Веру до магизма и утверждают, что принявшие Христа как своего Спасителя уже спасены и суть «новая тварь» (2Кор. 5:17), забывая, что мы «спасены в надежде» (Рим. 8:24), приняв ещё только «Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " » (Рим. 8:15), «ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Действительно, во Христе Иисусе «нет уже …мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), но ровно в той степени, в которой человек без различия мужеского или женского пола пребывает во Христе Иисусе. Преподобная Мария Египетская, живя в пустыне, ничего не имела, кроме Христа Иисуса, и полностью пребывала в Господе так, что, не зная Писания, говорила его священными словами. Поэтому и авва Зосима, сам преподобный муж и священник, видя её вышеестественное состояние, просил у неё – женщины – благословения, и получил его, потому что «без всякого прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Много и других подобных примеров из жизни святых Божиих людей как мужеского пола, так и женского можно привести. Но все они как раз свидетельствуют, что Господь даёт каждому только возможность личного выбора жизни в Нём и Им. Поэтому открывшийся во Христе Иисусе путь спасения не делает магически всех уверовавших свободными по отношению к своей повреждённой природе, но даёт возможность пойти этим путём вслед за подвигоположником Христом, «совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни …мужеского пола, ни женского,… но все и во всем Христос» (Кол. 3:9-11, Гал. 3:28).

http://bogoslov.ru/article/3570072

8. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое – в роды родов . Акила говорит: как ризы, которые поедает ржавчина. Симмах говорит: червь; Феодотион: моль. Как одежду, съест их моль . Итак, ужели никого не уязвляют бесчестие и клеветы? Потому Езекия говорил: да услышит Господь Бог твой словеса (Рапсакова), укоряти Бога живого (срав. Ис.307:4). И сам Давид говорил: избавь меня от клеветы человеческой (Пс.118:134)). За порицание Бога в скором времени сошел гнев. Пророк же (здесь) говорит о клеветническом порицании людей. Давид, действительно, отомстил своему врагу Семею, но он не сам убил его, а повелел убить своему сыну, хотя Семей никогда не сделал вреда последнему, – для того, чтобы и других подобных ему удержать. Потому пророк выше говорит праведникам: послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой ; и потом: и как одежду, съест их моль . Эти слова он говорит или о порицаниях, или о порицателях, – почему и прибавляет: Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет , – что и Сам Христос сказал: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:12). Если прейдет небо, т.е., форма небес, которая теперь необходима, а также и человеческая природа изменит свою форму, тогда что останется твердого и устойчивого? Мое спасение пребудет вечным . Что ты говоришь? Ужели спасение будет и тогда, когда ты подвергнешь наказаниям и поразишь? Конечно: хотя для погибших это не спасение, а правда, но для искупленных – спасение. Веки вечные не могут воспрепятствовать спасению и правде. Подобно тому, как невозможно не быть Богу, а напротив необходимо Ему быть всегда и жить во век, так же необходимо, чтобы всегда и постоянно царствовали правда и спасение. Если же кто скажет: почему люди не разумеют этого? – то я отвечу словами священного Писания: помилуй меня, Боже , говорит, по великой милости Твоей (Пс.50:1). Псалмопевец назвал милость только великой, но какова она, он сам не знает. И по множеству щедрот Твоих (там же). Здесь он утверждает, что щедроты многочисленны; но как велики щедроты Его, он совершенно не знает. И сам Павел говорит: как безмерно величие могущества Его (Ефес.1:19); но каково оно, он не может знать, и потому он называет его величием и даже безмерным величием , чтобы ты не осмелился его никогда исследовать. Чем более ты будешь исследовать, тем более оно будет превосходить твои размышления. Если бы ты мог когда-либо обнять его умом, то тогда было ли бы величество преспеющим? Потом в ином месте он же говорит: благодарение Богу за неизреченный дар Его (2Кор.9:15). Никто не может исповедать Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2 . Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» ( Ин.16:8–9 ). Дела этого мира злы ( Ин. 7:7 и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 . Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 . Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 . Диавол назван князем мира ( Ин. 14:30 , мироправителем тьмы века сего( Ефес. 6:12 потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает ( Фил. 2:11 , со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5). Слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли – молитвенное прошение. Мы молим Небесного Отца, чтобы сподобил нас исполнить Его святую волю на земле. Тертуллиан изъясняет: «Взываем, да будет воля Твоя, не потому, чтоб мог кто-либо помешать быть воле Божие, но молим, да исполняется воля Его во всех нас Чтоб могли мы сие исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении и помощи)». Где находились святые и праведники до Воскресения Христова – в раю или в аду?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    «Они засвидетельствовали пред Церковью о твоей любви» — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил Апостол, они рассказали перед всем собранием верующих («Церковью») о гостеприимстве Гаия. «Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога» — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром. (ср. 1 Кор. 16:10—11; Тит. 3:13).    Выражение об этих странниках, что они «ради Имени Его пошли» свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда «Евангелистами». Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан материально поддерживать их (ст. 5—8).     «Я писал Церкви», говорит далее Апостол. Неизвестно, какой и о чем, но по-видимому той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее Апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание Апостола сохранилось. Правильнее читать: «я писал бы Церкви о странствующих проповедниках, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас». Кто это Диотреф, неизвестно, но как видно, он был человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа Апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст.9—10).    Святой Апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который по преданию был Епископом Филадельфийским, обещает сам придти и передает привет от друзей и друзьям.    Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.    Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Соборное Послание Апостола Иуды Сведения об авторе    Автор этого послания сам называет себя «Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова». Из этого можно заключить, что это — одно лицо с Апостолом Иудой из Двенадцати, который назывался «Иаковлевым», а также «Левеем» и «Фаддеем» (Матф. 10:3; Марк. 3:18; Лук. 6:16; Деян. 1:13; Иоан. 14:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла; а тот способен делать зло и, зарыв душу как в могиле в своем теле, мертвым являет свое тело. Видишь ли, как он жальче бесноватого, как бесчувственнее мертвых? Хочешь ли, я скажу еще нечто большее и тягчайшее всего этого? Пьянствующий человек не может войти в царство небесное. Кто говорит это? Павел. « Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют » (1 Кор. 6:9–10). Слышал ли, в какой сонм он поместил его? Вместе с развратниками, с блудниками, с идолослужителями, с прелюбодеями, с хульниками, с любостяжателями, с грабителями. Итак, что же? Неужели, скажешь, пьяница и развратник одно и то же? Неужели пьяница и идолослужитель одно и тоже? Не говори мне этого, человек; я прочитал тебе божественные законы; не требуй у меня отчета; спроси Павла и он ответит тебе. Я не могу сказать, вместе ли с ними, или не вместе с ними он подвергнется наказанию, но что он, подобно идолослужителю, будет лишен царства, это я могу утверждать со всей силой; а если это несомненно, то для чего ты требуешь у меня отчета в том, как велика мера этого греха? Если он останется за дверями, если он лишится царства, если не получит спасения, если будет послан на вечное мучение, то для чего ты представляешь мне меры, весы и степени грехов? Поистине, возлюбленные, ужасное и весьма тяжкое дело — пьянство. Не о вас я говорю, — да не будет, — я вполне убежден, что ваша душа чиста от этой болезни и этой страсти, и доказательством вашего здоровья служит пребывание ваше здесь, усердное собрание, внимательное слушание, потому что никто, упивающийся вином, не может жаждать божественных изречений. « Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом » (Ефес. 5:18). Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Братия, Богу есмы поспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте ( 1Кор.3:9 ). В нынешнем чтении из первого послания к Коринфянам апостол Павел говорит о том же предмете, о котором вы слышали в предыдущее воскресение. Он показывает, как все учители, проповедующие о спасении чрез веру в Иисуса Христа, и все поучаемые истинам спасения или верующие в Иисуса Христа, тесно между собою соединяются в Иисусе Христе; и как те и другие должны всемерно заботиться о том, чтобы всегда быть верными Иисусу Христу, единому виновнику нашего спасения. Богу есмы поспешницы, пишет Апостол; Божие тяжание, Божие здание есте. «Мы – соработники у Бога; а вы – Божия нива, Божие строение». И Апостолы и другие проповедники Евангелия – соработники у Бога, или делают вместе одно дело Божие. Это дело – попечение о спасении душ. Это дело Апостол раскрывает под образом Божией нивы или Божиего строения, говоря: «а вы – Божия нива, Божие строение». Проповедники Евангельского учения уподобляются работникам на ниве, на которой они сеют слово Божие; а поучаемые, как нива, принимают семена слова Божия. Нива называется Божиею, потому что она принадлежит Богу, и по Его всеблагому попечению, производится возделывание нивы; на ней сеются семена слова Божия, и соработники – сеющие, также сеют по воле Божией, призванные к сему делу Духом Божиим. Выше Апостол раскрыл эта так: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог . Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог – возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит награду по своему труду» ( 1Кор.3:5–8 ). Божие здание есте «Божие строение». Другое подобие. Проповедники слова Божия сравниваются с работниками при каком – нибудь строении; а слушающие проповедь Евангельскую уподобляются зданию или строению. Называются они Божиим строением потому же, почему называются и Божиею нивою. Этот образ ясно раскрывается в словах того же Апостола в послании к Ефесянам: «Вы уже не чужие и не пришельцы, пишет Апостол, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором, все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устраиваетесь в жилище Божие Духом» ( Ефес.2:19–22 ). Этот образ строения употребляет Апостол и в следующем иносказании.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, в истории первоначального христианства собственно нет ни малейшего основания для протестантской теории всеобщего священства, как права всех на пастырское служение. Если и тогда различные служения в Церкви исполняли далеко не все, а только лица, одаренные соответствующими служебными дарами, то какое мы имеем право переносить это дело на все христианское общество всех последующих времен? Если протестанты хотят иметь оправдание в апостольской или новозаветной библейской истории, то должны доказать, что все верующие в то время получали такие или иные служебные дары. А если бы им удалось доказать это, то им оставалось бы доказать, что и всегда непрерывно во все последующее время доныне верующие получают подобные чрезвычайные дары, которые бы помазывали всех во священников. Иначе уж никак нельзя с точки зрения первоначальной истории доказать право всех и каждого на пастырское служение. Хотя по учению протестантов все верующие получают в крещении непосредственный доступ к божественной благодати и по учению православной Церкви все крещеные в таинстве миропомазания получают «печать дара Духа Святаго», однако, всякий видит, это далеко не то, что чрезвычайные дары первого времени. Тем более нет этого и собственно никакого одарения там, где таинство миропомазания отрицают и думают, что крещение вполне заменяет его. И при апостолах одно крещение не сообщало даров Св. Духа ( Деян. 8:12–17 ). Павел, придя однажды в Ефес и найдя там некоторых учеников, крестившихся крещением Иоанновым, сказал им: «приняли ли вы Св. Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Выслушав Павла, «они крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, (тогда) низшел на них Дух Святый и они стали говорить иными языками и пророчествовать» ( Деян. 19:1–16 ). 43 II. Критико-экзегетический анализ Мф. 18:15–18 и 1Пет. 2:5,9 с точки зрения вопроса о происхождении Пастырства Пастырство первых дней христианства несомненно имело свое основание в божественной воле и получало для своего дела особые служебные дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

И потому-то апостолы молились всегда о верующих, чтобы Бог помог им постепенно приобрести «Дух премудрости и откровения к познанию Его и просветить очи сердца их» ( Ефес. 1:15–18 ) и учили их «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Петр. 3:18 ). Сначала наше знание веры бывает очень мало, подобно семени, но потом надобно давать свободу произрастанию этого семени. Надобно постепенно изучать или, по выражению слова Божия, «умножать» свою веру ( Лк. 17:5 ) 39 . При этом происходит то же, что происходит в живописи, когда сначала делают один только очерк всей картины, а потом начинают разрисовывать каждую часть картины в частности. Путей к познанию веры есть два – научный и практический. Первый, проходимый при посредстве богословского образования, всегда более или менее теоретический и не может быть всеобщим. Что же касается второго пути, то он доступен каждому и ведет к живому и опытному познанию веры нашей 42 . Сам Спаситель указал на такое познание. «Мое учение, – сказал Он, – не Мое, но Пославшего Меня. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» ( Ин. 7:16–17 ); только чистые сердцем, по Нему, Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Да и апостолы указывали на живую связь между любовью, началом богопознания практического, и познанием, началом теоретическим, и говорили: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). Бог есть любовь и открылся нам преимущественно как любовь – в делах творения, промышления и искупления. «Ты любишь все существующее, – говорится в книге Премудрости Соломона, – и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем. 11:25 ). «Любовь Божия нам открылась в том, что Бог послал в мир Единственного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин. 4:9 ). Итак, Бог открыл Себя людям по преимуществу как любовь, а потому и люди могут познавать Его преимущественно как любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010